aracs.ru

Идейная роль образа насти в повести котлован. Повествования. Дополнительный материал для учителя

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое создал Андрей Платонов, проведем его был задуман автором в 1929 году, осенью, когда появилась в печати статья Сталина под названием "Год великого перелома", в которой он аргументировал необходимость коллективизации, после чего объявил в декабре о начале "наступления на кулака" и ликвидации его как класса. В унисон ему говорит один из героев этого произведения о том, что нужно каждого бросить "в рассол социализма". Задуманная кровопролитная кампания прошла успешно. Были выполнены поставленные Сталиным задачи.

Свои замыслы осуществил и писатель, что подтверждает анализ. "Котлован" Платонова задумывался как переосмысление истории, правильности пути, избранного нашей страной. Получилось глубокое произведение с социально-философским содержанием. Писатель осмыслил действительность, провел ее анализ.

"Котлован" Платонова начнем описывать с рассказа о создании произведения.

История создания

Повесть, что примечательно, была написана как раз в период активной работы Сталина - с 1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и событий, произошедших с попавшими в мясорубку обезличивания и уравниловки.

Тематика произведений Андрея Платоновича в общие идеи строительства коммунизма не вписывалась, сомневающийся и думающий герой повести подвергся со стороны власти резкой критике, которую подхватила пресса. Она провела свой собственный, отнюдь не лестный для автора, анализ.

Такова вкратце у повести, которую написал Платонов ("Котлован"), история создания.

Особенности изложения

Обласканные большевиками современники автора - писатели Катаев, Леонов, Шолохов - в своих произведениях воспевали достижения социализма, изображая коллективизацию с положительной стороны. Поэтике Платонова, в отличие от них, оптимистическое описание картин самоотверженного труда и строительства было чуждо. Этого автора не привлекала масштабность задач и устремлений. Интересовал его прежде всего человек и его роль в исторических событиях. Поэтому произведению "Котлован", так же как и другим творениям этого автора, свойственно вдумчивое, неспешное развитие событий. Много в повествовании отвлеченных обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев. Только помогают внешние факторы герою разобраться в себе самом, а заодно и в символических событиях, о которых рассказывает нам Платонов.

"Котлован": содержание в кратком изложении

Типичен сюжет повести для произведений того времени, посвященных коллективизации, и немногосложен. Его составляет раскулачивание со сценами покушения на активистов партии и крестьян, отстаивающих свое добро. Но Платонову удалось данные события преподнести с точки зрения думающего человека, оказавшегося невольно втянутым в события, о которых рассказывает повесть "Котлован".

Краткое содержание по главам не составляет предмет нашей статьи. Мы лишь кратко опишем основные события произведения. Герой повести, Вощев, после того как его уволили с завода из-за задумчивости, попадает к землекопам, которые роют котлован для дома пролетариев. Бригадир Чиклин приводит осиротевшую девочку, у которой умерла мать. Чиклин с товарищами ликвидируют кулаков, сплавляя их на плоту в море вместе с семьями. После этого они возвращаются в город и продолжают свои работы. Заканчивается повесть "Котлован" смертью девочки, которая нашла свой последний приют в стене котлована.

Три мотива в произведении Платонова

Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи - любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его - поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.

Множество событий составляют повесть "Котлован", однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.

Метод монтажа эпизодов произведения

Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.

Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова "Котлован", кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.

Гротеск

В диалоге между крестьянами и рабочими удивляет то, с какой обыденностью говорят они о смерти, с какой безысходностью и смирением готовят гробы себе и своим детям. Погребальный ящик превращается в "детскую игрушку", в "постель", перестав быть символом страха. Такая гротескная реальность пронизывает, по сути, всю повесть "Котлован".

Аллегория

Автор произведения кроме гротеска использует также аллегорию при передаче безумия событий. Благодаря этому и предыдущему приемам полнее раскрывается в повести "Котлован" проблематика данного произведения. Не найдя персонажа, который мог бы, как Иуда, указать на зажиточные семейства крестьян, он для этой роли выбирает медведя. А учитывая то, что это животное в народном фольклоре никогда не было олицетворением зла, можно говорить здесь о двойной аллегории.

Сюжет странствия Вощева органично переплетается с другим - провалившегося строительства монументального общепролетарского дома. Но рабочие верили до последнего, что местный пролетариат через год будет в нем жить. Это здание ассоциируется с Вавилонской башней, ведь она стала для своих строителей могилой, так же как котлован дома для пролетариев превратился в могилу для девочки, ради которой, по сути, воздвигался.

Хотя в начале произведения Пашкин утверждает, что счастье все равно "наступит исторически", становится ясно к концу повествования, что нет надежды на обретение в будущем смысла жизни, так как настоящее построено на смерти девочки, а взрослые с таким упорством работали на котловане, как будто стремились навеки спастись в его пропасти.

Произведение "Котлован" после прочтения оставляет на душе тяжелый осадок, но одновременно чувствуется, что Андрей Платонович - писатель-гуманист, который рассказывает нам о печальных событиях повести с сожалением, любовью и глубоким состраданием к героям, по которым прошлась беспощадная и бескомпромиссная машина власти, стремясь каждого превратить в послушного исполнителя безбожного замысла.

Описание персонажей повести

Не дает Платонов детализированного внешнего описания героев, их глубоких внутренних характеристик. Он, как художник-сюрреалист, который работает с помощью разрыва логических связей на уровне подсознания, лишь слегка своей кистью касается портретов персонажей, проживающих в невещественном мире, лишенном бытовых подробностей и интерьера. Нет, например, никаких данных о внешности главного героя, Вощева, сказано только то, что ему на момент повествования тридцать лет. В описании Пашкина указано пожилое лицо, а также согбенное тело, не столько от прожитых лет, сколько от нагрузки "социальной". Сафонов имел лицо "активно-мыслящее", а Чиклин обладал головой, которая была, по определению автора, "маленькой каменной", у Козлова - "сырые глаза" и однообразное мутное лицо. Таковы в повести "Котлован" (Платонов) герои.

Образ Насти

Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными - Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.

Изуродован мир Насти, ведь мать, для того чтобы спасти свою дочку, внушает ей не говорить о своем непролетарском происхождении. Уже внедрилась в ее сознание пропагандистская машина. Ужасается читатель, узнавая о том, что эта героиня советует Сафронову за дело революции убить крестьян. В кого же превратится ребенок, когда вырастет, если у него хранятся игрушки в гробу? Девочка в конце повести погибает, а вместе с ней умирает для Вощева и всех других рабочих последний лучик надежды. Побеждает в своеобразном противостоянии Насти и котлована последний. Мертвое тело девочки ложится в основание строящегося дома.

Герой-философ

Присутствует в повести персонаж, являющийся так называемым доморощенным философом, который задумывается о смысле жизни, стремится жить по совести, ищет истину. Это главный герой произведения. Он является выразителем позиции автора. Этот персонаж, включенный в роман Платонова "Котлован", серьезно задумался и усомнился в правоте происходящего вокруг. Он не движется вместе с генеральной линией, стремится найти собственную дорогу к правде. Но так и не находит ее.

Смысл названия повести "Котлован"

Символично название повести. Не только стройку означает котлован. Это огромная могила, яма, которую для себя роют рабочие. Многие здесь же и погибают. Счастливый дом для пролетариев невозможно построить на рабском отношении к человеческому труду и унижении достоинства личности.

Пессимизм, который не скрывал Платонов (повесть "Котлован" и другие произведения), в бодрую поступь отечественной литературы того времени с положительными образами членов партии, собраниями и перевыполнением планов, конечно, вписаться не мог. Совсем не в ногу шел этот автор со временем: он его опережал.

Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя сча-стья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеоб-щего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вы-зов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.

Исследователи обратили внимание на особенности фамилии Во- щева. В данной фамилии героя мерцает множество разных смыслов: «воск», «вощеный», то есть человек чуткий к воздействиям жизни, все вбирающий, подчиняющийся течениям. Но «Вощев» — это и «вотще», то есть напрасно, тщетно (намек на его тоску, волю к поискам слож-ной истины). Его фамилия определяет его духовный путь — от на-дежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования.

Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и ин-женера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспомина-ниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в при-общении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеет-ся избавиться от собственных проблем.

Образ Насти символизирует в повести общество будущего. Она и сама связывает свою жизнь с коммунизмом: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не стало, а жили одни буржуи, так я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!».

Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потяну-лись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них поя-вилась цель существования. И когда пустота в душах людей запол-няется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмыс-ленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.

В повести отдельными штрихами очерчены некоторые образы рабочих. Один из них — Жачев — безногий калека, инвалид пер-вой мировой войны, передвигающийся на тележке. Он зол и агрес-сивен. По поручению Чиклина Жачев «ликвидирует кулаков в даль» — отправляет их по реке на плоту. Жачев абсолютно уверен, что новое общество нужно строить для детей. Когда умирает Настя, Жачев говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: «… я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я Настю и любил…. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». Жачев уползает в город. На котловане его больше не видели.

Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший арте-ли землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль. Именно Чиклину дос-тается тяжелое бремя долбить в «вечном камне» могилу для девоч-ки. В жизни землекопа остался один труд. Материал с сайта

Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.

Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ кре-стьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Кре-стьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать — это на свой гроб, сделанный точно по размеру.

В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым яв-ляется образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготов-лено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйст-ва. Медведь — это символ безрезультатного, бессмысленного труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • андрей платонов анализ котлован
  • платонов котлован образы животных
  • система образов в повести котлован платонова
  • образы природы в повести платонова котлован
  • котлован мандельштамп краткое содержание

Верный со «слезинкой замученного ребенка в основании мировой гармонии»

Задание№241 А.Ахматова принадлежала к литературному течению

Верный акмеизм

Задание№242 А. Ахматова – это псевдоним. Фамилия поэтессы

Верный А. Горенко

Задание№243 А. Ахматова видит предназначение поэта

Задание№244 Лирическая героиня А. Ахматовой

Верный женщина, погруженные в чувства, интимные переживания персональной судьбы

Задание№245 М.А. Шолохов родился

Верный на хуторе Кружилино

Задание№246 Главная тема сборника «Донские рассказы» М.А. Шолохова

Верныйгражданская война на Дону

Задание№247 Сборник «Донские рассказы» открывается рассказом

Верный Родинка

Задание№248 В «Тихом Доне» свой изобразительно- эпический центр

Верный семья Мелеховых

Задание№249 Центральная проблема «Тихого Дона»

Верный судьба казачества в революции

Задание№250 Центральный герой «Тихого Дона»

Верный Григорий Мелехов

Задание№251 В «Тихом Доне» М.А. Шолохов следует традициям

Верный Л. Толстого

Задание№252 Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» появилась в

Верный 1956г

Задание№253 Произведение, посвященное теме ВОВ

Верный «Василий Теркин» А. Твардовского

Задание№254 Произведение, затронувшее тему предательства, трусости в годы ВОВ

Верный «Живи и помни»

Задание№255 Большое распространение в годы войны получают

Верный патриотические стихотворения-песни

Задание№256 Важную роль в литературе периода ВОВ сыграла

Верный публицистика

Задание№257 На третий день войны газета «известия» печатает стихотворение

Верный В. Лебедева-Кумача «Священная война»

Задание№258 Популярной песнью в годы войны была

Верный «Землянка» А. Сурикова

Задание№259 Огромной популярностью на фронте и в тылу пользовалось стихотворение К. Симонова

Верный «Жди меня»

Задание№260 Перу М. Алигер принадлежит



Верный поэма «Зоя»

Задание№261 Лучшие пьесы военного времени публиковались на страницах газеты

Верный «Правда»

Задание№262 Заметным явлением в драматургии военных лет были пьесы

Верный «Русские люди» К. Симонова.

Задание№263 О борьбе советского народа с фашистскими захватчиками рассказывается в социально – психологической пьесе…

Верный Л. Леонова «Нашествие»

Задание№264 «Фронт» А. корнейчука…

Верный сатирика – героическая пьеса

Верный А. Твардовский

Задание№266Для главного героя поэмы «Василий Теркин» характерно следующая черта

Верный любовь к Родине

Задание№267 Поэма-путешествие А. Твардовского

Верный «За далью – даль»

Задание№268 Послевоенные стихи твардовского собраны в книге

Верный «Из лирикеи этих лет»

Задание№269 Отметьте основную идею «севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого

Верный Прославление патриотизма простых солдат

Задание№270 Назовите имя русского писателя, который был одновременно кинорежиссёром и киноактером

Верный В.Шукшин

Задание№271 Андрей Соколов является героем произведения

Верный «Судьба человека» М. Шолохова

Задание№272 Энциклопедией солдатской элегии считают произведение периода ВОВ

Верный «Василий Тёркин» Твардовского



Верный Васильев

Задание№274 Героиня укрыла бежавшего после пребывания в госпитале мужа в произведении Распутина

Верный «Живи и помни»

Задание№275 Тема памяти раскрыта в поэме Твардовского

Верный «По праву памяти»

Задание№276 Идея о единстве фронта и тыла прозвучала в повести

Верный В. Овечкина «С фронтовым приветом»

Задание№277 Назовите «возвращенное произведение»

Верный «Архипелаг Гулаг»

Задание№278 Назовите годы жизни Ю. Домбровского

Верный 1909-1978

Задание№279 Тема суда и следствия, осуждение и казни составляет пафос романа Домбровского

Верный «Факультет ненужных вещей»

Задание№280 Творческой удачей Рыбакова является создание повести

Верный «Неизвестный солдат»

Задание№281 Анатолий Рыбаков

Верный дитя Арбата

Задание№282 В. Шаламов впервые был арестован в

Верный 1929г

Задание№283 Автобиографическая повесть В. Шаламова…

Верный «Четвёртая Вологда»

Задание№284 Главная победа В. Шаламова

Верный бесстрашие мысли

Задание№285 Произведение, поднявшее на своих страницах экологическую проблему

Верный «Прощание с матерой»

Задание № 286 Поэта в творчестве, которого нашло яркое воплощение художественное двоемирие…

Верный О. Сулейменов

Задание № 287 Защита окружающей природы мощно звучала в

Верный 70-80г 20в

Задание № 288 Против «преобразования» природы поднял свой голос

Верный В. Астафьев

Задание № 289 В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» показано

Верный страдание людей

Задание № 290 ОБ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ КАТАСТРОФИЧНОСТИ МИРА ПРОНИЗАН РОМАН Ч. АЙТМАТОВА…

Верный «Плаха»

Задание № 291 Роман «Плаха» - это

Верный призыв

Задание № 292 В. Астафьев 10 лет жизни посвятил созданию

Верный «Последнего поклона»

Задание № 293 Назовите поэта – Барда 60-80 годов 20 века

Верный Ю. В.Высоцкий

Задание № 294 Поэт, в творчестве которого звучат античные и библейские мотивы

Верный И. Бродский

Задание № 295 Первый сборник стихов Е. А. Евтушенко

Верный «Разведчики грядущего»

Задание № 296 Р. ГАМЗАТОВ ВЫПУСТИЛ ПЕРВУЮ КНИГУ СТИХОВ…

Верный «Пламенная любовь и жгучая ненависть»

Задание № 297 Цель изучения «Истории казахской литературы»

Верный понимание литературного процесса в Казахстане

Задание № 298 Программа «История казахской литературы» предполагает

Верный использование воспитательного потенциала произведений казахских авторов

Задание № 299 Первую попытку воссоздать этническую историю образования казахского народа предпринял

Верный Ш. Кудайбердиев

Верный 15 века

Задание № 300 Казахский эпос появился задолго до

Верный 15 века

Задание № 301 Проблемы казахской государственности ставятся на протяжении

Верный 19-20 веков

Задание № 302 Особенностью государственности казахов было единство

Верный Трёх жузов

Задание № 303 Древнетюркская мифология

Верный Совокупность мифологических систем народов, говорящих на тюркских языках

Задание № 304 Предание в народнопоэтическом творчестве

Верный Сказания, содержащие сведения о реальных лицах и событиях прошлого

Задание № 305По народной легенде Коркут создал

Верный Кобыз

Задание № 306 Коркут – философ, которого занимают

Верный Вечные вопросы жизни

Задание № 307 Легенду об Александре Македонском использовал

Верный Абай

Задание № 308 Писатели и поэты казахской литературы использовали в своем творчестве мифы и предания для

Верный Решения общественно – нравственных проблем

Задание № 309 Киргизы (казахи) были убеждены, что на жизнь людей влияют

Верный Звёзды

Задание№310 Люди после смерти превращались в аруахи, если

Верный Не сеяли зла

Задание№311 Коран – религиозный, литературный, исторический памятник древних

Верный Арабов

Задание№312 Из корана можно использовать

Верный Морально – нравственные ценности

Задание№313 Казахская обрядово – бытовая поэзия –это

Верный Лирические песни, связанные с теми или иными обрядами, обычаями, традициями народа

Задание№314 Той – бастар - песня

Верный Начинающая, открывающая свадьбу

Задание№315 Шешендик – создер – это

Верный Афоризмы и крылатые слова

Задание№316 Терме – это

Верный Назидательные речитативы

Задание№317 Сказка – это

Верный Народный устно – поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях

Задание№318 Темой волшебных сказок является

Верный Преодоление героем многочисленных препятствий с помощью чудесных средств

Задание№319 Эпос- это

Верный Народное повествование о событиях далёкого прошлого, о богатырях, героях

Задание№320 В основе героического эпоса

Верный Поединок с врагом, бой

Задание№321 В социально- бытовом эпосе говорится о

Верный Мирной жизни казахского народа, его повседневном быте

Задание№322 А. С. Пушкин, будучи в Уральске, записал сюжет эпоса «Козы Корпеш и Баян- Сулу» в

Верный 1833 год

Задание№323 Главной темой айтыса было прославление

Верный Акынами своих народов и племён

Задание№324 Классическим образцом айтыса в казахстане является айтыс между

Верный Биржан и Сарой

Задание№325 В Туркестане 10-12века использовался

Верный Тюркский язык

Задание№326 Куркут в мифологии казахов

Верный Святой человек

Задание№327 10-12века является временем расцвета Тюркской культуры её

Верный «Золотым веком»

Задание№328 Аль-Фараби принадлежит трактат

Верный «О происхождении наук»

Задание№329 Годы жизни Ахмеда Яссави

Верный 1103-1166

Верный «Диван – и – Хитмет»

Верный Тюркском языке

Верный Полезность и труда

Верный Золотой Орды

Верный Шалкииз – жырау

Верный Кадырали Жалаири

Верный «Сборник летописей»

Верный Акынской поэзии

Верный Кара – олен

Задание№331 «Благодатное знание» - поэма Ю. Баласагуни – первое произведение, написанное на

Верный Тюркском языке

Задание№332 Большое место в «Благодатном знании» занимают размышления о

Верный Полезность и труда

Задание№333 Махмуд Кашгари считался одним из выдающихся

Верный Среднеазиатских филологов 11века

Задание№334 Накопленный опыт и наблюдение М. Кашгари обобщали в научном труде

Верный «Словарь тюркских наречий»

Задание№335 Талгау толгау– это

Верный Стихотворения – размышления

Задание№336 Асан – Кайгы был предворным придворным поэтом у Улук – Мухаммеда хана

Верный Золотой Орды

Задание№337 Тематика толгау Казтуган – жырау

Верный Воспевание красоты родного края

Задание№338 Уроженец Западного Казахстана

Верный Шалкииз – жырау

Задание№339 Средневековый казахский учёный и известный бий 16-17 веков

Задание№340 К. Жалаири написал в 1602 году

Верный «Сборник летописей»

Задание№341 Шал – Акын- представитель

Верный Акынской поэзии

Задание№342 Шал – Акын предпочитал привычную ему форму

Верный Кара – олен

Задание№365 Ш. Кудайбердиев перевёл на казахский язык произведения

Верный А. С. Пушкина

Задание№366 В поэме «Калкаман – Мамыр», «Енлик - кебек» Ш. Кудайбердиев затрагивает тему о

Верный Судьбе молодых людей, любви и дружбе

Задание№367 Основоположник казахского языкознания и литературоведения

Верный А. Байтурсынов

Задание№368 А. Байтурсынов создал первый

Верный Казахский букварь

Задание№369 М. Дулатовым написан сборник стихов

Верный «Проснись, казах!»

Верный «Несчастная Жамал»

Задание№371 Творчество с. донентаева созвучно с социальной сатирой

Верный М.Е. Салтыкова – Щедрина

Задание№372 Первый сборник стихов С. Донентаева называется

Верный «Житейские мелочи»

Задание№373 М. Жумабаев испытывал духовное родство с

Верный А. Блоком

Задание№374 Главная мысль стихотворения М. Жумабаева «Гони коня, Сарсенбай» созвучка созвучна теме стихотворения

Верный С. Есенина

Задание№375 В казахской литературе ж. аймаутов известен как автор романов

Верный «Картхожа» «Акбилек»

Задание№376 Критической статьёй ж. аймаутова о творчестве м. жумабаева является

Верный «О поэтическом творчестве Магжана»

Задание№377 Ж. Аймаутов является сотрудником газеты

Верный «Казак тiлi»

Задание№378 Ж. Аймаутова реабилитировали в…

Верный 1988 году

Задание№379 Сакен Сейфулин является основоположником казахской

Верный Советской литературы

Задание№380 Революционная пьеса, написанная С. Сейфулиным

Верный «Красные соколы»

Задание№381 Особой популярностью у Б. Майлина пользовались

Верный Пьесы

Задание№382 Сильное влияние на Б. Майлина произвели произведения

Верный А. П. Чехова

Задание№383 Первый сборник лирических стихов И. Жансугурова вышел под названием

Верный «Знакомство»

Задание№384 И. Жансыгуров много сделал для пропаганды

Верный Русской классики среди казахских читателей

Задание№385 В годы Великой Отечественной Ввойны прозвучал голос великого

Верный Жамбыла

Задание № 386 Вершины импровизаторского Ж. Жабаева искусства достиг в …Вершины импровизаторского искусства Ж.Жабаев достиг в …

Верный Айтысах

Задание № 387 В основе романа Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана» лежит

Верный Братское единство народов в деле защиты Родины

Задание № 388 Героиню романа «Улпан её имя» Г.Мусрепова называет казахской

Верный Моной Лизой

Задание № 389 М. Ауэзов – создатель первого казахского

Верный Романа – эпопеи

Задание № 390 Первым крупным произведениям произведением М. Ауэзова являлась пьеса

Верный «Епнлик-Кебек»

Задание № 391 Центральный герой романа – эпопееэпопеи «Путь Абая» - это образ

Верный Абая

Задание № 392 Центральная тема романа – эпопееэпопеи «Путь Абая»

Верный Путь казахского народа из тьмы средневековья

Задание № 393 Верный

С. Муканова

Задание № 394 Наибольшим достижением С. Муканова является роман

Верный «Ботагоз»

Задание № 395 Историзм в искусстве и в литературе предполагает…

Верный Художественное освоение конкретного исторического содержания эпохи

Задание № 396 На историческую тему в казахской литературе в 20 веке писали

Верный И. Есенберлин, А. Кекильбаев, А. ЖНурпеисов

Задание № 397 Темы экологии и нравственности современного обществеобщества в казахской прозе затрагивается писателем …

Верный А. Нурпиеисовым, Р. Сейсенбаевым, Д. Досжаном

Задание № 398 Тема гибели Аральского моря отражена в романе «Последний долг»

Верный А. Нурпиеисова

Задание № 399 Современные казахские поэты отражают

Верный Традиционные темы

Верный О. Сулейменова

Задание № 400 Гражданственность, патриотический пафос, активное отношение к миру – характерные черты поэзии…

Верный О. Сулейменова

Задание № 401 Русский язык в Республике Казахстан признан

Верный Официальным

Задание № 402 Определите стиль текста: Ни шагу назад! Пусть трус или малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, гибнет без славы, ему нет и не будитбудет места на нашей земле

Верный Разговорный Публицистический

Задание № 403 Укажите слово, в котором пропущена буква о

Верный Крыж…вник

Задание № 404 Укажите слово с буквой Е после Ц

Верный Приверженц…в

Задание № 405 Укажите слово, в котором пишется О

Кумач…вый Верный

Задание № 406 Орфоэпия изучает

Верный Нормы современного литературного произношения.

Задание № 407 Укажите слово с ударением на первом слоге.

Верный Форзац Свитер

Задание № 408 Раздел языкознания, который изучает правила правописания слов.

Верный Орфография

Задание№409 Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются

ВерныйСоответствие между звуками и буквами

Задание№410 Укажите фразеологизм, имеющий значение «далеко»

Верный За тридевять земель

Задание№411 Укажите фразеологизм, сходный по значению с выражением «тютелька в тютельку»

Верный Комар носа не подточит

Задание№412 фразеология это -

Верный Учение о фразеологических единицах, т.е. об устойчивых сочетаниях слов

Задание№413 Укажите ряд омонимов

Верный Рубка леса, рубка радиста

Задание№414 Слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения, называются:

Верный Омонимы;

Задание№415 Антонимы – это слова

Верный Одной и той же части речи с противоположным значением

Задание№416 Синонимы – это слова

Верный Одной и той же части речи, одинаковые или близкие по лексическому значению

Задание№417 Определите антоним к фразеологизму «души не чаять»:

Верный Как кошка с собакой

Задание№418 Определите ряд синонимов:

Верный Родина, отчизна, отечество

Задание№419 Укажите ряд иноязычных слов

Верный Витамин, акварель, маринист

Задание№420 Укажите исконно русское слово

Верный Подарок

Задание№421 Укажите предложение с иноязычным словом

Верный При каждом шаге фонтаны теплой воды били из-под ног.

Задание№422 Жаргонная и арготическая лексика используется…

Верный Для речевой характеристики представителей некоторых социальных групп.

Задание№423 Указать жаргонную лекс

Верный Лафа

Задание№424 Основа создания арготизмов

Верный Стремление скрыть свою речь от окружающих

Задание№425 Жаргонизмы создаются

Верный В социальных группах

Задание№426 Специальные слова, термины характерны…

Верный Научный стильНаучному стилю

Задание№427 Профессиональные слова это…..

Верный Слова, употребляемые в речи людей, объединенных в какой- либо профессии

Задание№428 Укажите, в каком случае следует обратиться к словарю синонимов.Укажите синонимы …

Верный Обещание – обет

Задание№429 Укажите слово не принадлежащее к лингвистике

Верный Метафора

Задание№430 Укажите слово не принадлежащее к науке математике

Верный Натрия хлор

Задание№431 Укажите словаслово не принадлежащиене принадлежащее к науке медицине

Верный Модернизм

Задание№432 Лексикография изучает….

Верный Правило составления словарей

Верный В.И.Даль

Задание№434 Отметьте неверное высказывание.

Верный Толковый словарь объясняет значение слов.

Задание№435 Во «Фразеологическом словаре» можно уточнить такие словосочетания как

Верный Белая ворона

Задание№436Этимологический словарь изучает

Верный Происхождение и историю слов

Задание№437 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Вывести в люди»

Верный Принимать участие в судьбе кого-то, помочь

достичь ему прочного или высокого положения в

обществе.

Задание№438 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Как свои пять пальцев»

Верный Знать что-либо хорошо.

Задание№439 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Медвежья услуга»

Верный О ситуации, когда хотели сделать добро, а

обернулось злом.

Задание№440 фразеологические сращения – это

Верный Семантический неделимый фразеологический оборот.

Задание№441 Фразеологическое сочетание –это

Верный Фразеологический оборот, в котором есть слова со свободным значением.

Задание№442 Укажите исконно-русский фразеологический оборот

Верный Устойчивое сочетание слов, которое возникло в русском языке из древнего языка источника.Око за око

Задание№443 Книжный фразеологический оборот это-…

Верный Устойчивые сочетания слов, исключительно употребляемые в письменной речи.

Задание№444 Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе в

Задание№445 Природа у Б.Пастернака наделяется свойствами

Верный Равноправного с поэтом субъектом

Задание№446 Наиболее важный способ словообразования

Верный Морфологический

Задание№447 Определите, как называется слово, образованное от другого слова

Верный Производное

Задание№448 Укажите морфемный состав слова

Верный Окончание, основа, корень, приставка, суффикс

Задание№449 Укажите способ образования слов – старейший, сильнейший:

Верный Суффиксальный

Задание№450 Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов

Суффикс Верный

Задание№451 Укажите слово, состоящее из корня.

Верный драже

Задание№452 Определите способ образования слова бездна

Верный приставочный

Задание№453 Определите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Верный узаконить

Задание№454 Найдите форму слова мечтатель

Верный мечтатели

Задание№455 Укажите слово, в котором пропущена буква «а»

Верный об…яние

Задание№456 Укажите, в каком наречии допущена ошибка

Верный невтерпежь

Задание№457 В каком слове приставка при – имеет значение неполноты действия

Верный Пр…горокПр…сесть

Задание№458Укажите, каким способом образовано слово премудрый

Верный Приставочный

Задание№459 Одно из утверждений неверно. Найдите его

Верный Основу слова составляют корень, приставка, окончание

Задание№460 Указать родственные слова

Верный Белый, белизна, побелеть

Задание№461Слова без окончаний в

Верный Окрепнув, медленно, по-дружески, думая

Задание№462 Часть слова без окончания

Верный Основа

Задание№463 Отметить слово с одной –н- в суффиксе прилагательного

Верный Серебря…ый

Задание№464 Отметить слово с Ы в корне после приставки

Верный Пред…стория

Задание№465 Указать слово с непроизводной основой

Верный Вода

Задание№466 Отметить слово, написание которого основано на морфологическом принципе

Верный Домашний

Задание№467 Это слово образовано при помощи суффикса

Верный Футболист

Задание№468Укажите слово с суффиксом –чик-:

Верный Летчик

Задание№469 Имя существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание И

Верный Дорога

Задание№470 Укажите слово, образованное по модели: корень- суффикс- суффикс- окончание

Верный Молчание

Задание№471 Укажите слово, образованное аналитическим способом

Верный Высокий – более высокий

Задание№472 Укажите, как называется совокупность однородных грамматических значений

Верный Грамматические категории

Задание№473 Укажите, как называются единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов

Верный Единичные

Задание№474 Определите, как называются формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ

Верный Супплетивизм

Задание№475 Определите род несклоняемых существительных: тюль, рояль, пароль

Верный Мужской

Задание№476 Укажите, что называется склонением

Верный Изменение по падежам и числам.

Задание№477 Укажите существительное, не имеющее формы множественного числа:

Верный Белье

Задание№478 Укажите ряд существительных с буквой Е в суффиксе

Верный Денеч…к, огонеч…к, венич…к

Задание№479 Укажите ряд существительных с буквой И в суффиксе

Верный Пугов…чка, имень…це, плать…це

Задание№480 Укажите существительное, употребляемое в единственном числе

Верный Родня

Задание№481 Укажите правильный вариант ответа: имя существительное

Верный Обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами

Задание№482 Укажите ряд существительных, имеющих форму множественного числа:

Верный Ворота, чернила

Задание№483 Имя существительное, употребляемое только во множественном числе

Верный Белила

Задание№484 Укажите правильный вариант написания окончания существительных:

Верный Писать в тетради, на экскурсии в музее, томиться в ожидании

Задание№485 Укажите неправильную форму употребления существительного с предлогом:

Верный Согласно решения

Задание№486 Выберите ряд существительных, имеющих форму только единственного числа

Верный Детство, темнота

Задание№487 В словосочетаниях приложением является имя существительное нарицательное

Верный Озеро Балхаш девочки-подростки

Задание№488 Выберите строку с существительными второго склонения:

Верный Полесье, звено

Задание№489 Указать существительное с окончанием Е в предложном падеже:

Верный На крыш…, в берлог…

Задание№490 Укажите прилагательное, у которой нет полной формы

Верный Рад

Задание№491 Прилагательные употребляются в прямом значении в словосочетании:

Верный Солнечный луч, волчий след

Задание№492 Определите, что характерно для относительных прилагательных

Верный Отсутствие грамматических и лексико– словообразных особенностей Отсутствие степени сравнения, краткой формы

Задание№493 Найдите верное определение: Имя прилагательное – это

Верный Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Ччей?

Цель урока : показать актуальность и вневременную ценность произведения А. Платонова.

Оборудование: портрет А. Платонова.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту произведения.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания
(дополнительные вопросы по роману Замятина «Мы»)

Платонов начал писать еще в годы гражданской войны - стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его - публицистическая («Электрификация», 1921), в 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов .

Молодой Платонов был увлечен социальной утопией. Это было не только влияние эпохи, помноженное на энтузиазм молодости. В его увлечении переделкой жизни соединились и чувства человека, испытавшего трудное и бедное детство, и мечта о счастливой жизни для всех на земле, не покидавшая его и тогда, когда обнаружилось, что путь к ней оказался ложным, и огромная вера в науку и технику, помогающая людям в их строительстве новой жизни.

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован» , «Впрок», «Усомнившийся Макар» , «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей .

Народ у Платонова - как природа . Он живет густым и множественным переплетением связей, сразу всей своей массой, и потому так беззащитен перед жестоким «хирургическим» вмешательством , безжалостно рассекающим эти связи, беспомощен перед рационалистическими экспериментами «юных разумом мужей», обрушивающих на народ что-то чуждое, непонятное, искушающее.

Во всем пространстве прозы Платонова простирается самодовлеющая жизнь, «прекрасный и яростный мир», не нуждающийся в чужом вмешательстве, многоликий, самоцветный.

Поэтому и язык, слово Платонова - такая же самоцветная, живая стихия, как будто бы не знающая фильтров «окультуривания», «нормативности» . Неудивительно, что его проза так трудно, медленно читается. Мы чувствуем в ней вязкость, первородность каждого слова, живущего своей жизнью, всматривающегося в мир вокруг и заставляющего нас, читателей, не «проскакивать» фразу, а рассматривать и разгадывать ее.

В период «великого перелома» Платонов подвергся жестоким критическим гонениям из-за «Усомнившегося Макара», и особенно повести «Впрок» (1931), вызвавшей враждебную реакцию Сталина. Еще раньше ему было отказано в издании «Чевенгура». Не могло быть и речи о публикации повести «Котлован» . Над этой повестью Платонов работал с декабря 1929 г по апрель 1930-го .

А теперь давайте обратимся к повести А. Платонова «Котлован» и поговорим о ней более подробно.

«Котлован» написан Платоновым в 1929-30 годах, а опубликован только в 1987-м . Почему так задержалось на пути к читателю это произведение? Опубликовав в журнале «Октябрь», руководимом А. Фадеевым , рассказ «Усомнившийся Макар» , Платонов подвергся резкой критике и на многие годы оказался закрытым для советской литературы. Критик Л. Авербах писал: «К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто есть на свете что-либо более человечное, чем классовая ненависть пролетариата». Ярлыки «кулак», «правоуклонист» Платонов получил вовсе не потому, что был против советской власти. А почему? Ответим на этот вопрос, когда попробуем выявить характерные черты времени в повести «Котлован» .

Задание:
Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени :

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян.
«Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма.
Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» . Вспомним проект строительства дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести, Храма Христа Спасителя, строительство метрополитена, Беломорканала и т. д. Вспомним недавние планы поворота северных рек.

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации.
«Двое - это уже вполне кулацкий класс и организация». «Активист пришел на двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем признания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».

Энтузиазм «масс».
«Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов». При этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Процветание бюрократии.
«Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие).
«Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот»; «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Массовое доносительство (даже поп):
«Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, - даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич: Уж что-нибудь одно!»

Всеобщая подозрительность.
Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья.
Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

Попытки людей приспособиться к новой жизни.
Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию - он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.
«Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».

Самое страшное - слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого, без души.
Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция - той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся - кто работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива...». Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творения - я остался без Бога, а Бог без человека...».

IV. Сопоставительная характеристика произведений

Задание:
Сопоставить черты времени, описанные в «Котловане» , с романом Замятина «Мы» .

План:
Антиутопия.
Осуществленная мечта о всеобщем счастье.
Крушение коммунистической идеи.

- Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?

Колхоз имени Генеральной Линии . Эта пространственно-временная «генеральная линия» уходит в никуда. Правда, можем вспомнить общество будущего, изображенного Е. Замятиным в романе «Мы» .

Итог:
Платонов изображает общество в начале «Генеральной линии», Замятин показывает, к чему приводит эта прямая линия.

V. Заключительное слово учителя

Работа над «Котлованом» шла с декабря 1929-го по апрель 1930-го, почти синхронно с реальными событиями в стране :
ноябрь 1929 г. - Пленум ЦК ВКП(б), где было заявлено о политике ликвидации кулачества как класса.
30 января 1930 года - Постановление Политбюро «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».
Платонов понимал, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества страна возвращалась к «военному коммунизму», что крестьянство обречено на уничтожение . Платонов воспринял коллективизацию как отступление от революционных завоеваний народа и отчуждение человека от советской власти.

- Почему же Платонова сочли врагом советской власти?

Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»

Платонов, как и его герой, Макар, усомнился . Как и Вощев, задумался. Этого ему и не простили .

VI. Домашнее задание

Найти в тексте повести пространственно-временные характеристики, отметить их особенности.

Методические приемы : разбор вопросов домашнего задания, обобщение-анализ текста.

Ход урока

I. Слово учителя

Хронологические рамки повествования довольно четко определены. Характерные черты времени, о которых шла речь на прошлом уроке, вполне определенно относят читателя к событиям 1929-30 гг. Само же движение времени неоднородно. Время то расширяется, то сжимается . Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий .
Зато множество событий - организация колхоза, раскулачивание, высылка кулаков, празднование победы - занимает всего один день .

II. Беседа по домашнему заданию

- Рассмотрим подробнее, как изображается Платоновым время и пространство в повести «Котлован».

Время прошлое неопределенно, расплывчато . О нем лучше молчать (образ матери Насти).

Есть в повести и время будущее, время мечты . Прушевский думает: «Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли». Вспомним Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад».

Время может принимать форму метафоры : «Дети - это время, созревающее в свежем теле».

- Когда говорят о «вечном» поселении, что обычно имеют в виду? (Смерть.)

В финале повести Чиклин пятнадцать часов роет могилу для Насти в «вечном камне» . «Вечное» поселение в «вечном камне» оказывается далеко не счастливым. Дом становится ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить.

Время может соединяться с пространством, подменять его. Вощев идет по дороге: «Его пеший путь лежит среди лета». Старик, чинивший лапти, собирается «отправиться в них обратно в старину».

Пространство романа определено прежде всего в названии. Это котлован, пространство будущей «счастливой жизни», на самом деле - пространство захоронения этой будущей жизни.

Пространство страны представлено картой СССР, которую разглядывает Настя. Линии на карте определяются ею как «загородки от буржуев». Ни город, ни деревня, в которых действие разворачивается одновременно, названий не имеют. Почему? (Обобщающий смысл ).

Платонов порой обращает взгляд на небо. Иногда этот взгляд соединяет вечное и преходящее, бесконечное и конечное: «Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх - на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни».

Пространство и время съеживаются в пустых гробах . В одном из них Чиклин устраивает Насте «постель на будущее время», в другом должны храниться ее игрушки и «всякое детское хозяйство»: «пусть она тоже имеет красный уголок». Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строителей новой жизни.

Котлован становится огромной могилой. Вначале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, затем Пашкин, «дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии», приказывает увеличить котлован уже в шесть раз.

III. Заключительное слово учителя

Пространственные ориентиры в повести часто размыты . Герои «расходятся в окрестность», «уходят в глубь города». Чиклин зашвыривает Жачева «прочь в пространство», кулаков «ликвидируют вдаль». Пространство дематериализуется, утрачивая привычные три измерения, но обретая новое - метафизическое.

Главным для Платонова является не конкретное историческое событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности. Понятия времени и пространства становятся у Платонова метафорой. О метафоричности платоновского произведения пойдет речь на следующем уроке.

Домашнее задание

Найти метафоры, ключевые слова и фразы в повести «Котлован».

Урок 3.
Метафоричность художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован»

Цель урока: объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова.

Методические приемы: обсуждение вопросов домашнего задания, беседа по содержанию повести, выявление ключевых слов, образов, фраз.

Ход урока

I. Слово учителя

Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм? Специфика народного сознания - мифологизированность - фантастическое объяснение мира и человека, подмена реально существующих связей иллюзорными, принимаемыми на веру. Это объясняется непросвещенностью, языческими традициями, тяжелейшими условиями жизни (отсюда - вера в доброго царя и в коллективный разум общины). Поэтому язык повести метафоричен, нарочито косноязычен, афористичен («Дети - это время, созревающее в свежем теле», «Коммунизм - это детское дело», «Лучше бы я комаром родился - у него судьба быстротечна»).

II. Обсуждение вопросов домашнего задания

Метафоры, образы-символы:
Котлован
Дом-мечта
Образ Ленина
Колхоз имени Генеральной Линии
Гробы
Медведь
Плот
Ребенок
Образ смерти
Образ правдоискателя

Ключевые слова и фразы:
Масса
План
Темп
Энтузиазм
Будущее
Терпение
Истина
Одиночество
Душа
Смысл жизни
Я - ничто

Комментарий учителя :

Абстрактные понятия у Платонова доступны осязательному ощущению : «Чиклин... погладил забвенные всеми тесины отвыкшей от счастья рукой», «он не знал, для чего ему жить иначе - еще вором станешь или тронешь революцию». Фразеологизм «докопаться до истины» получает в контексте «Котлована» предметное значение: рабочие, роющие котлован, пытаются докопаться до основ «будущего невидимого мира», до истины и «вещества существования» . Метафоре возвращается ее прямое значение.

Реализация метафоры - регулярно используемый Платоновым художественный прием . Настя: «Попробуй, какой у меня страшный жар под кожей. Сними с меня рубашку, а то сгорит, выздоровлю - ходить не в чем будет!». Стандартная публицистическая метафора «костер классовой борьбы» в устах Софронова становится конкретной: «Мы уже не чувствуем жара от костра классовой борьбы, а огонь должен быть: где же тогда греться активному персоналу?». Метафорический язык становится моделью фантасмагорической реальности, в которой обитают персонажи .

III. Беседа

- Что является предметом изображения в повести?

(В повести Платонова и широкая панорама жизни (промышленность, строительство, сельское хозяйство, образование, управление), и ее философское осмысление (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, стремление к истине, проблема личности).)

- Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?

(В «Котловане» тревога накапливается и растет с каждым поворотом повествования . Трагедия одиночества и непонятости обществом наложила определенный отпечаток на платоновского героя-правдоискателя, «измученного заботой за всеобщую действительность и поисками «коммунизма среди самодеятельности народа». Платонов пишет о необратимом и все углубляющемся распаде всех социальных и нравственных связей в обществе . Идет превращение жизни в ее экскременты и истирание всего живого в прах: зажиточные мужики заготовляют гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый крестьянин, пришедший за гробами, покрывается со спины «почвой нечистот и обрастает «защитной шерстью».)

IV. Заключительное слово учителя

Какой же вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь : в основе дома-мечты - гроб с телом ребенка - девочки Насти (вспомним Достоевского - Иван Карамазов, говоря о «слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии», утверждал несостоятельность Царства небесного). «Я теперь ни во что не верю!» - итог строительства новой жизни и нового человека . Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане - это семя будущего в отверстии земли». Все, оказывается, не так просто. Подумаем над этим в сочинении.

Домашнее задание

Подготовка к сочинению по произведениям Е. Замятина и А. Платонова.

Дополнительный материал для учителя

Настя для строителей «общепролетарского дома» - символ будущего, которое они строят , она тот «социалистический элемент», который дает душевные силы строителям «монументального дома», - Дома, который предназначен и для Насти, символа «социалистического поколения», И смерть девочки - это крах прежде всего обретенного - нового «советского смысла жизни», победа древнего мифа над утопией строения всеобщего дома . И - возвращение к мучительному «вспоминанию смысла». И самый трудный вопрос Насти, на который не могут ответить любящие девочку строители: где «четыре времени года»? - звучит как просьба, мольба - вернуть прежнюю, христианскую картину мира, где есть время . Настя уходит из жизни в смерть так, как уходили из жизни старые чевенгурцы и крестьяне колхоза имени Генеральной Линии - «кротко: обнимая кости матери (целование мощей), Настя возвращается от языка новой социальной утопии - языка, которым она владела с естественной доверчивостью ребенка к словесной игре, возвращается к матери.

Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение (Анастасия - воскресшая), остановка действия в повести, пик финала и вопрос. Повесть , в которой запечатлелись реальные, общественно-политические события «года великого перелома», обнажала вопросы глубинные - о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века .

В эпилоге повести Платонов обращается с вопросом не только к читателю, но и к себе как автору, объясняя истоки того «тревожного чувства», что продиктовало ему подобную точку финала, - это любовь не только к прошлому, но и настоящему России:

«Погибнет ли эсесерша, подобно Насте, или вырастет в целого человека, в новое историческое общество?» (Н. В. Корниенко)

Слово у Платонова - единица не только филологического, но и философского «усилия». Писатель словно бы изучает не только носителей языка, но и сам язык, его возможности, силу его воздействия на судьбы человека и общества. Поэтому и понять «Котлован» можно, только идя от слова, прикасаясь к нему все тем же «прямым чувством жизни» и как бы освободившись от предписаний законов «правильной» литературной речи.

Платонов называет еще одного виноватого в случившемся со страной и людьми. Это новый «революционный» язык, оказавшийся чрезвычайно агрессивным и способным к подавлению самостоятельно мышления людей.

Язык лозунгов и декретов, лавиной обрушившийся на головы людей после революции, для большинства из них был чужим и непонятным . А значит - страшным и по-особому значительным. К тому же каналы, по которым этот язык поступал в «массы», тоже были пока непривычными, неосвоенными. Собрания и митинги, а особенно радио и печать в стране полуграмотности - незаменимые способы внушить людям «священный трепет» перед официальным словом. Не случайно главный бюрократ в «Котловане» «товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы». (В. В. Лосев)

Уроки.
Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова

Темы сочинений:

1. Поиски истины в произведениях Замятина и Платонова.
2. Личность и общество в романе Е. Замятина «Мы» и повести А. Платонова «Котлован».
3. Тема детства и значение образов детей в произведениях Замятина и Платонова.
4. Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова.
5. В чем ошибка «формулы счастья» и «генеральной линии»?

Примерный развернутый план сочинения по теме
«Предсказания и предостережения произведений Е. Замятина и А. Платонова»

I. Введение
Правдивое отражение проблем времени в творчестве писателей, их сложная творческая судьба, «возвращение» произведений Замятина и Платонова читателю.
II. Основная часть
1. Различие изображаемого (общество будущего и современное общество) и общие проблемы в романе Е. Замятина «Мы» и повести А. Платонова «Котлован».
- Прогнозирование пути развития человечества в «Мы» - перспектива Генеральной Линии в «Котловане».
2. Предостережения Замятина и Платонова против нивелировки личности.
- Бездуховность, подозрительность, доносительство как норма жизни общества в «Котловане» и в «Мы».
- Механическое однообразие труда рабочих «Котлована» и «разумная механистичность» «нумеров» в «Мы». Разрушение личности.
3. Метафоричность названий произведений.
- Знак равенства между несвободой и коллективным счастьем в «Мы», «Котлован» как могила будущей жизни.
- Предостережение от последствий безответственных социальных экспериментов.
III. Заключение
Произведения Замятина и Платонова как продолжение гуманистических традиций русской литературы.

Вариант уроков.
Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова

Карточки для проведения контрольной работы

I. Задания по творчеству Е. Замятина (повесть «Мы»)

Задание 1
Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа:
«Роман Замятина целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но это не утопия, это художественный памфлет о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в будущее... Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в вице какой-то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники социализма - путь торный и бесславный. <...> Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному <...> реакционному <...> социализму.
С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости - тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. <...> На очень опасном и бесславном пути Замятин».
А. Воронский. Литературные силуэты. Евгений Замятин. 1922.
Перечитайте в романе «Мы» записи 1-3-ю. Обратите внимание на то, что дневник героя обращен к людям иной, более «низкой» цивилизации. Д-503 с восторгом сообщает о преимуществах общества всеобщего механизированного равенства.
1. Можно ли согласиться с критиком А. Воронским, что книга Замятина - это сатирический памфлет? Какое общественное устройство подвергается критике? (Памфлет - сатирическое произведение художественно-публицистического характера, автор которого в острой форме высмеивает современный ему общественный строй или отдельные его черты.)
2. Справедливо ли рассуждение героя о «древнем» государстве: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину...» и т. д.? Почему Д-503 считает, что Единое Государство в самом деле достигло высшей степени человечности?
3. Почему для Д-503 «Расписание железных дорог» - «величайший из дошедших до нас памятников древней литературы»? Можно ли рассматривать эти слова и другие подобные рассуждения как иронию? Над кем и чем здесь иронизирует Замятин: над своим героем, разделяющим идеологию Государства, над самим Идеальным государством?

Задание 2
Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа
:
«Утопия, о которой все время говорили Платок, Томас Мор, Фурье, Чернышевский, Маркс, Ленин, - в конце концов осуществилась. Литература ответила на это расцветом жанра антиутопии, возникшего ранее в ходе полемики с программами утопистов в таких текстах, как Путешествие Гулливера на Лапуту и в страну гуингнмов, «Легенда о Великом инквизиторе», «Записки из подполья» (Достоевского) и др. Новый расцвет жанра был реакцией на политику тоталитарного социализма и на тоталитарные претензии современного государства вообще, особенно в условиях технического прогресса. Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости человеческой природы и т. п., но зато берущегося обеспечить всеобщую гармонию. Эта установка отлилась в целый комплекс типичных схем, образов и положений».
А. К Жолковский. Замятин, Оруэлл и Хворобьев: о снах нового типа. 1994

1. Когда и почему возникла антиутопия как жанр? Что обусловило ее возникновение?
2. Против каких явлений общественного устройства выступают авторы антиутопий?
3. Роман «Мы» - это «антиутопия-город» или «антиутопия-сад»? Куда обращена книга Замятина - в прошлое или будущее?

Задание 3
Прочитайте отрывок из работы литературоведа
:
«Проблема «нового мира» как проблема обретения <...> «Блаженной страны» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопия в те годы была не просто одним из жанров - утопизмом были проникнуты поэзия и проза, манифесты литературных группировок, размышления философов и публицистов. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Но в эти же годы родились и тревожные сомнения вправе человека вмешиваться в естественный ход развития жизни, подчинять ее прихотливое течение какой-либо умозрительной идее. Не случайно «строители людского блага» предстали у таких разных, имеющих мало общего друг с другом писателей, как Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Л. Леонов («Вор»), М. Слонимский («Маши на Эме-ри»), Б. Пильняк («охламоны» в «Красном дереве»), А. Платонов («Чевенгур»), в трагическом, комическом» ироническом освещении. Замятин был среди первых, кто, доведя до абсурда возможные результаты героического действа, увидел его трагическую сторону».
Е. Б. Скороспелова. Возвращение. 1990
Перечитайте запись 27-ю.
1. Найдите в тексте фразы, описывающие ощущения героя, впервые попавшего за Зеленую Стену. Чем отличается чувство восторга героя от того, что он испытывает Едином Государстве?
2. Можно ли согласиться, что страна Мефи и есть идеал «естественного хода развития жизни», противопоставленный механизированному государству?

Задание 4
Попробуйте найти в романе «Мы» особенности быта, поведения, мышления жителей Единого Государства, сходные с теми, которые провозглашает идеолог Пролеткульта поэт А. Гастев. Можно ли на основании увиденного сходства утверждать, что Замятин прибегает к пародии для разоблачения идеи механизированного равенства?
Постепенно расширяясь, нормировочные тенденции внедряются в <...> социальное творчество, питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь вплоть до эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата. <...> Вот эта-то черта и сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А. Б. С. или как 325,075 и 0 и т. п. В дальнейшем эта тенденция незаметно создает невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системами психологических включений, выключении, замыканий. Проявления этого механизированного коллективизма нас только чужды персональности, настолько анонимны, что движение этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического».
А. Гастев. О тенденциях пролетарской культуры. 1919

Задание 5
1. Перечитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед «древними обществами» в записях 3-й, 4-й, 20-й. Найдите в романе другие места, характеризующие общественное устройство Единого Государства. Попробуйте определить его основные особенности.
2. Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина? Какие общества наиболее полно воплотили в себе черты Единого Государства? Можно ли сказать, что особенности общественного устройства, нарисованные в романе, можно увидеть и в настоящее время? Можно ли предположить, что замятинской антиутопии еще предстоит осуществиться в будущем?
3. Насколько справедливым можно считать замечание Д. Оруэлла (автора антиутопии «1984») о цели Замятина?
«Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. <...> Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно вы пустил из бутылки и не может загнать назад».
Д. Оруэлл. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». 1946

Задание 6
1. Почему автор избрал форму дневниковых записей главного героя, а, например, не объективное описание Единого Государства от третьего лица?
2. Проследите изменение образа главного героя Д-503 на протяжении всего романа. Как меняется его отношение к происходящему в Едином Государстве? Почему и как возникает раздвоение, внутреннее противоречие? Преодолевается ли оно к концу романа? Каким образом?
3. Охарактеризуйте персонажей, с которыми пересекается судьба Д-503. Какими устойчивыми чертами облика наделяет автор каждого из них - О-90, I-330, R-13? Почему автор постоянно использует в описании персонажей геометрические фигуры и линии?
4. Прочитайте характерный пример описания внешности I-330 (запись 10-я): «И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови - насмешливый острый треугольник, обращенный вершиной вверх, - две глубокие морщинки, от носа к углам рта. «И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х - как крест: перечеркнутое крестом лицо». Имеют ли фигуры треугольника и креста некий смысл для раскрытия характера и судьбы героини? В чем заключается этот смысл? Найдите геометрические «детали» внешности других персонажей.

Задание 7
«Самый острый драматизм придает роману противостояние личности государственно суперсистеме. <...> Существованию Единого Государства вредит всякое живое человеческое движение. В идеале система стремится к замене людей роботами.
Четыре импульса выводят Д-503 из состояния конформистской спячки: врожденная эмоциональность («капля горячей крови»), неосторожно приведенная в движение чрезмерным самохвальством ЕГ. Вторая сила - искусство. Д слушает музыку Скрябина в исполнении I-330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствует в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Третий толчок - посещение древнего дома, который пробуждает прапамять («Д почувствовал себя захваченным в дикий вихрь древней жизни»). <...> Отторжение от привычного климата ЕГ, появление в себе другого человека, «нового и чужого», он испытывает как болезнь. <...> Четвертый и окончательный момент, завершивший «государственное» грехопадение Д, - он переживает чувство ошеломляющего потрясения от близости с I-330. Это совсем не то чувство, которое он испытывал «по розовым талончикам» в «сексуальный день».
В. Акимов. Человек и единое государство. 1989
1. Можно ли увидеть уже в первых главах будущий конфликт героя с Государством? Какие черты характера Д-503 усиливают остроту конфликта?
2. Чем завершается история любви героя? Можно ли назвать судьбу героя трагической? В чем суть его трагедии?

Задание 8
«Проза писателя и в особенности роман «Мы» действительно исполнены как многих ассоциаций, так и реминисценций из Достоевского; она заключает в себе диалог с его идеями, развитие его образов и сюжетных приемов. Повествование антиутопии, как в «Преступлении и наказании», «Бесах», идет со всевозрастающим напряжением, неожиданными «вдруг» и крутыми поворотами событий. Рассказчик-хроникер, подобно Раскольникову, проходит через раздвоение своей личности и преступление перед «нумерным» сообществом, затем - кризис (наказание) и, наконец, своеобразное «воскресение», возвращающее его в лоно Единого Государства. Пара главных женских лиц (О и I-330) связана, как нередко у Достоевского, антитезой типа кроткого, смиренного, с одной стороны, и хищного, демонического - с другой».
В. А. Недзвецкий. Благо и благодетель в романе Е. И. Замятина «Мы»
Подтвердите или опровергните рассуждение литературоведа. Сопоставьте «преступление» перед обществом Раскольникова и героя Д-503. В чем их сходство и различие?

Задание 9
Критики, писавшие о романе, отмечали многообразие перекличек романа с книгами великих утопистов прошлого, с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, Достоевского, Андрея Белого.
Перечислите с какими произведениями каких авторов перекликается сюжет повести «Мы». Ответ должен быть развернутым.

II. Вопросы по творчеству А. Платонова (повесть «Котлован»)

1. Выделите основных героев повести и охарактеризуйте их.
2. Анализ символов произведения.
3. Выпишите из текста примеры языка несообразностей. Чем вы их можете объяснить?
4. Проанализируйте «планы жизни» Вощева, его выводы о строительстве котлована.
5. Что для каждого героя поиск «смысла жизни», «истины»?
6. Докажите, что сцены, когда герои остаются наедине с собой, играют большую роль в композиции произведения.
7. Почему столь дорогой для землекопов стала найденная ими девочка Настя? Докажите, что образ девочки занимает особое место в повести.
8. Почему она умирает? Как рисует Платонов смерть ребенка?
9. Почему «котлован» рыли для счастья, а получилась могила для ребенка?
10. В начале повести говориться о строительстве близ города, а потом о событиях в деревне. Не нарушает ли это цельности произведения? Подтвердите свою точку зрения. Какой смысл содержит название повести Платонова?

Настя - одна из главных героинь повести Андрея Платонова «Котлован». Это сирота, мать которой была дочкой владельца кафельно-изразцового завода и, соответственно, «буржуйкой», но затем умерла, оставив девочку одну.

Ребенка берет себе Чиклин - бригадир артели мастеровых, копающих котлован. Он в молодости знал мать Насти. Девочка воспитывается героем в революционном духе и обладает «революционным умом».

Настя фактически отрекается от своего прошлого и от своей «буржуйки» матери и говорит, что она специально родилась только тогда, когда к власти пришли Ленин и Буденный. Девочка является истинным дитем революции, и она символизирует собой все то, ради чего живут и трудятся герои повести.

В бараке Настя спит в деревянном гробу (вместо постели), а в другом таком же гробу хранит свои игрушки. Таким образом, сама жизнь девочки уже связана со смертью.

Так Платонов показывает изначальную несостоятельность революционных идей. Именно поэтому, когда в конце произведения Настя умирает, вместе с ней умирает и то будущее, которое надеялись построить представители пролетариата.

Загрузка...