aracs.ru

Данном виде деятельности получить разрешение. Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии. Как открыть курсы по обучению без лицензии

Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?

Зачем знать, какие ОКВЭД соответствуют лицензируемым видам деятельности

Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.

Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.

Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.

Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.

О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .

Какие виды предпринимательской деятельности лицензируются в РФ

В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:

  1. Производство, продажа ПО для защиты информации, оказание услуг в данной сфере.
  2. Производство и продажа технических средств для негласного получения информации.
  3. Выпуск полиграфической продукции, которая защищена от подделок.
  4. Выпуск авиационной техники.
  5. Выпуск, продажа, техобслуживание оружия, военной техники, боеприпасов.
  6. Хранение и уничтожение химоружия, отходов.
  7. Осуществление операций на химически опасных, а также взрывопожароопасных промышленных объектах в рамках оборота взрывчатых веществ.
  8. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
  9. Выпуск и обслуживание медицинской техники.
  10. Осуществление легального оборота наркотических средств.
  11. Деятельность лабораторий по исследованию микроорганизмов (инфекционных, генно-модифицированных).
  12. Оказание услуг по перевозкам пассажиров, доставке грузов различными видами транспорта.
  13. Оказание услуг по погрузке и разгрузке опасных грузов на различных видах транспорта.
  14. Оказание услуг по буксировке посредством морского транспорта.
  15. Организация азартных игр.
  16. Деятельность охранных, детективных служб.
  17. Переработка и продажа лома металлов.
  18. Трудоустройство граждан РФ за рубежом.
  19. Оказание телекоммуникационных услуг, организация вещания.
  20. Изготовление копий объектов интеллектуальной собственности на различных носителях.
  21. Работа с источниками радиации.
  22. Оказание образовательных услуг.
  23. Выполнение геодезических, картографических, маркшейдерских работ.
  24. Деятельность в сфере гидрометеорологии.
  25. Деятельность в сфере медицины, фармацевтики.
  26. Деятельность по сохранению созданных народами РФ объектов культурного наследия.
  27. Оказание услуг по экспертизе промбезопасности.
  28. Управление на коммерческой основе многоквартирными домами.

Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.

Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?

Какой ОКВЭД использовать фирме

До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:

  • ОК 029-2001;
  • ОК 029-2007;
  • ОК 029-2014.

Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.

Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.

Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.

Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.

Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.

Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.

Как сопоставить код ОКВЭД с лицензируемой деятельностью

В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.

Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.

Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.

В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».

В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:

  • 25.40 (для деятельности по выпуску оружия и боеприпасов);
  • 30.11 (строительство судов, включая военные);
  • 30.30 (выпуск летательных аппаратов);
  • 20.51 (производство взрывчатых веществ);
  • 84.22 (деятельность в сфере военной безопасности).

Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.

Итоги

Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.

Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.

Лицензирование является одной из форм, которая дает возможность государству регулировать предпринимательскую деятельность и контролировать квалификацию предпринимателей, осуществляющих предоставление услуг, для которых необходимо соблюдение нормативных требований, регламентов и стандартов.

Лицензирование охватывает такие виды деятельности, осуществление которых связано с возможным нанесением ущерба особо охраняемым объектам. К ним в РФ относится здоровье, нравственность и оборона. В перечне видов деятельности, которая нуждается в лицензировании, вы увидите геодезическую деятельность, морские и водные перевозки, техническое обслуживание медицинской техники, разработку вооружений, аудиторскую деятельность и пр.

Лицензионная деятельность в какой-то степени гарантирует качество услуг, которые оказывает вам данная организация. Для получения лицензии, в том числе, требуется, чтобы специалисты, работающие в ней, имели определенный уровень квалификации и, кроме того, использовалось специальное оборудование и инструменты, программное обеспечение. Помимо этого, контролирующий лицензирующий орган вправе отобрать у предприятия лицензию в том случае, если будут нарушены ее правила и требования. В этом случае предприятие может быть даже привлечено к административной или уголовной ответственности.

Лицензия может выдаваться на срок от 5 лет, по прошествии которого необходимо вновь предоставить документы, требующиеся для ее получения. Некоторые виды лицензий предоставляются бессрочно.

Лицензия служит подтверждением законности оказываемых услуг и того, что их результаты вы можете предъявить и пользоваться ими свободно. Меры, принимаемые к нарушителям лицензий, позволяет надеяться, что все условия и порядок указанной в ней деятельности были строго соблюдены.

Видео по теме

Многие предприниматели, желающие начать свой бизнес в области торговли, часто сталкиваются с тем, что товары, которые они планируют реализовывать, могут находиться под контролем государства. Это означает, что для осуществления торговой деятельности организация должна получить лицензию от государства.

До недавнего времени существовал закон №128-ФЗ, изданный в 2001 году, «О лицензировании отдельных видов деятельности». В него регулярно вносились изменения и дополнения, в частности, последние изменения вступили в силу с 1 января 2011 года. Однако на этом наши законодатели не успокоились и в мае 2011 года издали новый закон №99-ФЗ с таким же названием, который вступил в силу 3 ноября текущего года. При этом 19 октября, а затем 21 ноября в него уже успели внести изменения. К счастью, это мало отразилось на деятельности торговых организаций, потому список лицензируемых видов для них остался прежним.

Итак, лицензия на торговлю необходима:

Если вы собираетесь продавать технические средства, ориентированные на получение негласной информации;

Если вы планируете реализовывать полиграфическую продукцию, защищенную от подделок (в том числе бланки ценных бумаг);

Если в числе ваших товаров будут боеприпасы и другие виды оружия;

Если вы хотите продавать лом черных и цветных металлов;

Если ваша компания будет заниматься реализацией медицинской и фармацевтической продукции (в том числе психотропных и наркотических средств).

Отдельным законом (№171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции») регулируется реализация в розницу алкогольной продукции, что подразумевает ежегодную уплату госпошлины в размере 40 тыс. рублей за лицензию сроком действия от 1 до 5 лет. Выдачей лицензий, например, в Москве занимается Департамент торговли и услуг, в Санкт-Петербурге - Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, в регионах – аналогичные государственные учреждения с соответствующими полномочиями.
Следует обратить внимание, что до недавнего времени получение лицензии на торговлю алкоголем касалось только продукции с содержанием этилового спирта более 15%.

Однако в июле 2011 года Президент подписал поправки к закону, которые гласят, что теперь лицензии необходимо получать для торговли алкоголем крепостью более 5%, а пиво и другие слабоалкогольные напитки были приравнены к

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Если деятельность вашей компании в той или иной степени может нарушить обозначенные требования, то получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование - это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее - № 99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность и качество услуг или работ, их соответствие всем установленным законодательством иными правовыми актами нормативам.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов грузоперевозочных услуг выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В их ведении находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование и приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании - они помогают собрать пакет документов и пройти все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности - это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и др.

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Важно!
Весь перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Хотеть - не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно непростая задача и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно быть в собственности и иметь соответствующую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

На заметку
Согласно статье 333.33 НК РФ для большинства типов деятельности размер госпошлины за получение лицензии составляет 7,5 тысяч рублей. Но из этого правила есть исключения. Например, для получения лицензии на совершение банковских операций придется заплатить 0,1% уставного капитала, но не более 500 тысяч рублей. Лицензия на производство спиртосодержащих продуктов стоит от 800 тысяч рублей, а на розничную продажу алкоголя - 65 тысяч рублей за год.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако, вне зависимости от рода деятельности, для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые нужны для получения лицензии, и здесь нужно быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием в получении лицензии.

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2012 г. № 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» допускается подача электронных документов.

По закону в течение пяти рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане - он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это дается 30 дней.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после подписания приказа его выдают на руки представителю компании.

Лицензия на деятельность - это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае если бизнесмен продолжает игнорировать требования и по истечению этого срока, лицензия аннулируется.

Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и пр.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании или смене фактического либо юридического адреса осуществления деятельности. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше - от 600 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться непростым, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, орудий производства и сырья, а в ряде случаев - приостановлением деятельности.


Подготовка к получению лицензии - дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако ничего невозможного в этом нет. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.

Итак, вы решили кого-то чему-то учить и организовали онлайн-курсы.

В закладки

Вопрос, который часть обсуждается: нужно ли иметь образовательную лицензию для такой деятельности? Долгое время считалось, что если диплом государственного образца вы не выдаете, то и лицензия не нужна. Но вот стали появляться и другие мнения и, что самое неприятное, судебная практика.

Все ли так однозначно в судебной практике – попробуем разобраться. Для ответа нужно проанализировать судебные решения и используемые аргументы за и против.

Курсы иностранного языка

Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Лингвистическая школа № 1» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (за работу без лицензии).

Суд принял сторону прокуратуры и указал:

С лицами, получающими указанные образовательные услуги, заключаются гражданско-правовые договоры на оказание консультационных услуг. В договорах указано, что центр организует цикл консультаций по иностранному языку.

Согласно штатному расписанию центра в штате имеется два преподавателя. Для реализации циклов консультаций по иностранному языку центр привлекает преподавателей на основании трудовых договоров. В должностные обязанности преподавателей входит, в том числе, консультирование клиентов (слушателей, обучающихся), проведение консультаций в группах или индивидуально.

По окончании курса консультаций центр осуществляет внутренний контроль качества полученных слушателями знаний. Так, согласно сведениям из журнала внутреннего контроля качества у слушателей курса AWA2 проставлены баллы по разделам reading (чтение), writing (письмо), listening (прослушивание, аудирование). У слушателей курса FP1 указаны результаты тестов по соответствующим разделам изучаемого курса.

Согласно выводам суда в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной программой является комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Таким образом, реализуемый центром цикл консультаций по иностранному языку фактически является образовательной деятельностью (АС Тюменской области Решение от 20.11.2017 (ссылка: https://caselook.ru/#/search/530193/documents/view?document_id=100261556) .

Теперь посмотрим решения, в которых подобная деятельность образовательной не признается.

Школа детского развития и снова курсы иностранных языков

Центр детского развития «Монтессорики» (АС Орловской области Решение от 15.03.2017 Ссылка: https://caselook.ru/#/search/530201/documents/view?document_id=92790282), в рамках которого функционирует студия детского танца «МХ», студия рисования Arte, студии «Детский фитнес», «Подготовка к школе», «Шахматы», театральная студия MASKA. Суд, не признав это образовательной деятельностью, привел следующие аргументы:

– У предпринимателя работают: исполнительный директор, заместитель директора по работе с клиентами, администратор, менеджер по работе с клиентами, младший воспитатель (3 человека). В ходе судебного разбирательства ИП Животова М. В. пояснила суду, что данные работники не ведут работу с детьми по специальным образовательным программам или др. Педагогов в штате нет.

– Из объяснений ИП Животовой М. В следует, что центр детского развития «Монтессорики» осуществляет деятельность по присмотру и уходу за детьми без использования образовательных программ, которая не носит целенаправленный характер, не выдаются документы о прохождении курса, в штате детского центра нет педагогического персонала.

– Заключая договор с ИП Животовой М. В., клиенты получают услуги, связанные с организацией досуга, обеспечения временного нахождения родителей и их детей в специально подготовленном и отведенном для этого помещении.

Для чистоты эксперимента рассмотрим еще одно дело (АС Орловской области Решение от 28.02.2017 Ссылка: https://caselook.ru/#/search/530193/documents/view?document_id=92314749).

Деятельность по программам изучения английского языка для разных возрастов. На рекламных стендах есть термины «обучающиеся», «педагоги», «группа кратковременного пребывания», «мини-садик», которые используются законодательством об образовании, что усугубляет положение.

Но суд тоже встает на сторону предпринимателя, и вот почему:

– в ОКВЭД нет образовательной деятельности;

– в штате нет педагогов, только два администратора и один руководитель студии;

– ни в должностных инструкциях, ни в трудовых договорах с работниками нет указания на ведение работы по специальным образовательным программам;

– аттестация по итогам обучения не проводится, документы об образовании не выдаются.

Выводов из всего этого несколько:

Вывод № 1 (печальный). Если вы ведете деятельность по обучению, есть риск, что образовательную лицензию потребуют. Чем больше вы стараетесь походить на «настоящее» образование, тем этот риск выше.

Вывод № 2 (обнадеживающий). Если на вас подали в суд, не факт, что вы проиграете. Единообразной практики нет и решения есть как положительные, так и отрицательные.

Вывод № 3 (собирательный). В пользу организации в случае спора будут говорить следующие факторы:

– в штате организации нет педагогов;

– в трудовых договорах сотрудников не указано, что в их должностные обязанности входит проведение обучения по специально утвержденным программам;

– в ОКВЭД не указаны виды деятельности, связанные с образованием;

– в договорах с клиентами нет указания на проведение обучения и (или) на специально утвержденные программы.

Вывод № 4 (неутешительный). Безусловно, если вести речь про минимизацию рисков и масштабную деятельность, лицензия будет нужна – ведь при таком подходе наверняка в штате будут педагоги, образовательные программы и прочий набор.

Профессиональное обучениеработников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.

Данная деятельность попадает под дейтствие не закона «Об образовании», а Трудового кодекса, а конкретно главы 32 ТК «Ученический договор». Во время ученичества не работник оплачивает работодателю свое обучение, а работодатель оплачивает работнику указанное обучение, выплачивая стипендию не менее МРОТ (сейчас 5205 рублей)

Это не обучение в чистом виде, а скорее профессиональная подготовка.

Ученический договор может содержать условие о необходимости проработать у данного работодателя определенное время. При этом

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливает ся.

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

При этом согласно

Постановлению Правительства РФ от 31.03.2009 N 277
(ред. от 24.09.2010)
«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»

2. Не подлежат лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Таким образом, вы можете либо заключать с данными лицами трудовой договор с заключением ученического договора, и тогда можете осущестлять как юридическое лицо (безусловно, прежде придется зарегистрировать это юридическое лицо, например, в форме ООО) профессиональное обучение своих работников, предоставляя им все гарантии, предусмотренные ТК.

Либо, как индивидуальный предприниматель, можете осуществлять разовые лекции, стажировки, семинары, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании (обратите внимание, что они разовые, а не систематические), либо осуществлять индивидуальную трудовую педагогическую деятельность в области проф. подготовки.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с

Статьей 48 Закона Об образовании

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Загрузка...