aracs.ru

Могила будет умершему или райским садом или адской ямой. О ком идет речь Могиле ему не было

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

К одним из основных воззрений приверженцев Сунны и единой общины (ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а) относится вера в блаженство и мучение в могиле.

Однако у некоторых возникает мысль: “Если тело умершего не было погребено, к примеру, он был съеден хищным зверем, испытывает ли он мучения могилы?”

Этот вопрос был задан шейху Ибн ‘Усаймину (да смилуется над ним Аллах, Своей широчайшей Милостью), и вот, что он ответил: “Да, мучение будет испытывать душа, поскольку тело отсутствует, оно истлело, испортилось. Этот вопрос является из раздела сокровенных знаний, и я не могу утверждать, что мучение могилы вообще не коснется тела, из-за того, что оно истлело или сгорело, поскольку человек не может сравнивать дела связанные с Последней жизнью с тем, что происходит в этой мирской жизни” См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль аш-Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин» 2/29.

А истинное знание у Всевышнего Аллаха, и завершаю свою речь словами: Хвала Аллаху, Господу миров, и да ниспошлет Аллах благословение нашему пророку Мухаммаду, его семейству, его сподвижникам и его братьям и приветствует их многократно до самого Дня воздаяния!

Перевел с арабского: Абу Идар аш-Шаркаси _________________________________________________________________________

1– «Когда кто-либо из вас умирает, каждое утро и после полудня ему показывают его место. Если он является одним из обитателей Рая, то и место его оказывается среди обитателей Рая; если же он принадлежит к числу обитателей Огня, то и место его оказывается среди обитателей Огня. Ему говорят: “Вот твое место, пока Аллах не воскресит тебя в День воскресения”» аль-Бухари №1379, Муслим №2866.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Честно говоря, не знаю, насколько достоверна данная статья, но она мне показалась довольно интересной и запутанной, так что она здесь....

Осенью 1928 года сэр Артур Хезлем оказался проездом в маленьком шотландском городке Гленисвилл. На местном кладбище почти семьдесят лет назад был похоронен брат его деда, сэр Роджер Хейзлем. В молодости Роджер затеял ссору с отцом, впал в немилость, был лишен наследства и выдворен из дома. Молодой смутьян очень долго скитался по миру, пока не нашел успокоения в нищете и свободе на местном гленсвиллском кладбище. Со временем у Хейзлемов вошло в традицию посещать его могилу, и в последний раз сэр Артур был здесь не менее пяти лет назад. Однако в памяти он сохранил местонахождение могилы Роджера, он помнил и соседнее надгробье с высеченным в граните ангелом.

Войдя на кладбище, он сразу же свернул направо и зашагал по огибающей кладбище дорожке. Могила Роджера должна была находиться в самом конце, у ограды. Но ее там не оказалось! Участок, на котором когда-то была могила, представлял собой ровное, заросшее место. Сэр Артур мог поклясться, что память его не подвела. Вот могильная плита с ангелом, а вот тут, в двух метрах, была могила Роджера, и он отлично это помнил!

Сторож с сизым носом совершенно ничего не мог сообразить по поводу исчезнувшей могилы, и озадаченный сэр Артур обратился в муниципалитет. Единственное, чем ему могли там помочь - это разыскать старую схему расположения могил. Схема подтвердила, что сэр Артур не ошибся, и искал там, где нужно. Кто-то вспомнил о прежнем кладбищенском стороже Питере Фергюссоне. Старика разыскали, и он вспомнил, что несколько раз могила Роджера попадалась ему на глаза, и в последний раз это было года четыре назад. Он отправился с сэром Артуром на кладбище, долго блуждал вокруг надгробья с ангелом и обескуражено развел руками: могила была здесь, но куда она исчезла, неужели осквернители могил ее уничтожили? Однако старик все же отыскал могилу Роджера! Она находилась совершенно в другом месте, в 200 метрах от того места, где сэр Артур навещал ее полтора десятка лет назад. Безусловно, это была та самая могила: небольшой земляной холм, вертикальная плита из темного гранита в виде Мальтийского креста. Но как она могла очутиться здесь? Сэр Артур ни минуты не сомневался, что сам гроб, зарытый на два метра в землю, остался на старом месте, сюда же перенесли только плиту, насыпав для маскировки холмик. Но с какой целью? И вообще, кому понадобилось заниматься подобной бессмысленной и кощунственной работой?

Сэр Артур телеграфировал в Лондон своей тетке, леди Берил, которая, как он точно знал, несколько раз после него посещала гленсвиллское кладбище. Спустя несколько дней приехала сама леди и во всеуслышание заявила, что могильная плита перенесена. Сэр Артур был тверда уверен, что перенесли только надгробье, а сам гроб остался в земле. Чтобы доказать это, он нанял землекопов и велел рыть на месте исчезнувшей могилы. Была выкопана глубоченная яма, но никаких следов гроба в ней не оказалось! Сэр Артур и леди Берил пребывали в совершенном недоумении. Оставалось предположить, что могила Роджера на шотландском кладбище изначально была фикцией, что Роджер никогда не был здесь захоронен, и что его потомки и родичи возлагали цветы и веки фактически пустому месту.

Заинтригованный Сэр Артур решил продолжить эксперимент и приказал землекопам раскопать и новую могилу, хотя был убежден, что яма также окажется пустой. Однако на глубине полутора метров лопата землекопа неожиданно ударилась о крышку сгнившего гроба и проломила ее! Очень осторожно освободили из земли остатки когдато дубового гроба и обнаружили скелет с клоками истлевшей одежды! Присутствовавшая при раскопках леди Берил потребовала осмотреть пальцы кисти руки. По семейному преданию, Роджер, не снимая, носил перстень из индийского серебра с золотыми монограммами "R" и "H". Сэр Артур, уверенный, что обнаруженное захоронение не имеет никакого отношения к предку, лично спустился в яму. На безымянном пальце болтался тот самый перстень, который так тщательно описала леди Берил! Сомнения исчезли - они раскопали могилу Роджера Хейзлема. К тому же кладбищенские землекопы поклялись, что не может быть и речи о том, чтобы кто-то, не говоря о них самих, вырыл гроб из старой могилы и перенес его в новую. Захоронение Роджера, как подтвердили эксперты, находилось здесь всегда(!), обломки гроба и сами кости скелета так прочно "впаялись" в землю, что практически не отделялись от почвы. Сэру Артуру пришлось согласиться с этим фактом. Предположение, что кому-то понадобилось перенести на новое место не только надгробный каменный крест, но и весьма объемистый кусок почвы вместе с гробом и останками Роджера, было совершенно нелепым. Кроме того, такую работу невозможно было проделать, не оставив практически никаких следов.

Об истории с могилой Роджера Хейзлема много писали в свое время все газеты Великобритании, этим занималась полиция, но ни одной сколько-нибудь правдоподобной версии выдвинуто не было. Впрочем, Сэр Артур и его родственники были отнюдь не первыми людьми, кто недоумевал и едва не сходил с ума, столкнувшись с подобными явлениями.

За пять веков до упомянутых событий, в XV веке в Линце, Австрия, в архивных записях церкви св. Фомы зарегистрирован случай, когда исчезнувшая могила бюргера Штетенберга была обнаружена в другом месте кладбища, что вызвало бурную реакцию суеверных обитателей города. Решили, что покойный бюргер при жизни занимался колдовством, и от этого его прах не может успокоиться на одном месте. Новообнаруженная могила была вскрыта при тысячной толпе, в ней нашли гроб с останками Штетенберга, которые тут же сожгли, и закидали яму камнями, водрузив сверху массивный осиновый крест.

В 1627 году в Куэнке, Испания, трибунал инквизиции занимался делом о тайном перемещении могилы Педро Асунтоса. Захоронение, как и в случае с англичанином Роджером Хейзлемом, было весьма старым, и перемещение также произошло вместе с почвой, в которой находился сгнивший гроб.

В 1740-х годах в окрестности Равенсбурга (Германия) пастухи, перегонявшие стадо, обнаружили могилу с надгробным камнем на берегу реки, где они до этого проходили много раз, но ничего подобного не замечали. На камне была высечена надпись: "Здесь покоится Христина Бауэр, прихожанка церкви Равенсбурга". Пастухи немедленно послали за священником и тот, явившись к могиле, был несказанно удивлен: он прекрасно помнил могилу Бауэр, она была похоронена на видном месте церковного кладбища за свой большой денежный вклад в церковную казну. Пришли на кладбище, и там, на месте могилы Христины Бауэр, обнаружили совершенно пустой и ровный участок земли! Через некоторое время при многих свидетелях произвели раскопки в обоих местах, и прах Бауэр, вопреки здравому смыслу, обнаружили не на кладбище, а в гробу, находящемся под надгробным камнем на берегу реки! Священник окропил истлевший гроб и останки святой водой и распорядился оставить из на новом месте, ежели высшей силе было угодно, чтобы они покоились именно здесь. Могила Христины Бауэр еще очень долгое время вызывала тихий суеверный ужас у местных жителей, пока ее не уничтожили во время боев Первой мировой войны.

Однако то, что загоняет в тупик людей цивилизованных, вовсе не является тайной для некоторых африканских племен и полинезийских туземцев. У жрецов на тихоокеанских островах существует обычай сразу после похорон обливать могилу со всех сторон древесным соком или обкладывать ее ракушками. Делается это, по их словам, для того, чтобы могила "не ушла". Аналогично поступают на Гаити жрецы негритянского культа вуду. На островах Тонго есть племя, в котором в одной могиле хоронят всегда только двух человек. Если могила с одним покойником может "уйти", то с двумя нет: если душе одного из них захочется переменить место, душа другого обязательно воспротивится.

А вот недавний случай, происшедший в фермерском поселке Фоли-крик, западный Канзас, США. Дело происходило в конце 1989 года. Рано утром, выйдя из дома проверить скот, фермер Джо Берни прямо посреди двора увидел могильный холм с покосившимся треснутым каменным надгробьем! Закричав от страха, 60-летний скотовод ринулся в дом и вызвал наряд милиции. Могилу осмотрели. Надпись на плите вся потрескалась, и ее прочесть не могли. Злая шутка исключалась, поскольку следующая ферма находилась на расстоянии 5 километров, а забор вокруг фермы тщательно закрывался на внутренние замки. Когда рабочие вытащили плиту и начали срывать могильный холм, на глубине около полуметра наткнулись на истлевший гроб с останками человеческого скелета, вросших в землю. Только с помощью экскаватора сумели осторожно извлечь гроб с костями и перевезти их за несколько километров в степь, где перезахоронили в глубокой яме. Чьи это были останки, как они попали на ферму, находящуюся вдали от города и его кладбища, объяснить ученые не смогли, хотя фоторепортаж об этом таинственном происшествии обошел многие средства массовой информации Америки.

О ком идет речь? И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; Для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву, чтобы праха его не оставалось.

Картинка 36 из презентации «Викторина по истории» к урокам истории на тему «Игры по истории»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока истории, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Викторина по истории.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 632 КБ.

Скачать презентацию

Игры по истории

«Русский драматический театр» - Е.А. Токмаков пришел в театр уже сформировавшимся художником, воспитанным Мхатовской школой. Котельникова Людмила Ивановна -. Гордость Русского Драматического Театра … ОСНОВАНИЕ ТЕАТРА. Спектакль прозвучал как символ победы. ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В 40-ые … Фадейчев Дмитрий Викторович -. Органичная, разноплановая актриса, способная создавать образы от острохарактерных до драматических.

«Герои России» - Каким образом? Былинные герои. 1). 1941 - 1945. 3). 15 июля 1240г. Киногерой. 1.Назовите главного героя фильма. Награды. 2). 1812 г. Героические даты. Имел четыре степени. 1.Награды. Героические страницы истории. 7. Героический поступок. 2.Первый московский князь, возглавивший борьбу против татар. 6. Былинные герои.

«Парламентаризм в России» - Анализ деятельности Государственных Дум России. -4 Государственную думу называли «парадоксом истории»? Объясните почему… - 1 Государственную Думу называли «Думой народных надежд»? -3 Государственную Думу прозвали «Думой недостаточной достаточности»? История парламентаризма в России. Российскому парламенту – 102 года.

«Старая Россия» - Церковный иконостас, Бородино. Изразцовая печь в Княжьем тереме, Ростов Великий. Деревянная церковь. Белозерск. Церковь Воскресения. Монастырь Св.Нила на озере Селигер, Тверь. Борисо-глебский монастырь, Торжок. Город Тобольск. Сбор урожая. За пряжей, деревня Изведово. Вход в церковь, Кострома. Ветряные мельницы.

«Праздник русского языка» - Предметная область. Проект выполнен учителем русского языка и литературы Березниковской СОШ Васильевой Л.В. Что является основой русской культуры? Творческое название проекта. Дорога к письменности. Развивающие цели. Образовательные цели. Воспитательные цели. Русский язык. Аннотация проекта. Праздник славянской письменности и культуры.

«ЕГЭ по Истории России» - Итоги Единого государственного экзамена 2006 год © Т.П. Тетеревлева. Сравнение результатов ЕГЭ по истории России (1-я волна) 2005 г. 2006 г. Новые темы: 1.4.7 Смута XVI – начала XVII в. (причины, сущность, последствия). Распределение участников по «волнам» ЕГЭ. Национальная политике в 1920-1930-е гг.

Всего в теме 9 презентаций

Когда умершего положат в могилу, если этот человек был лицемером, могила говорит ему: "О, сын Адама, как же ты забыл меня? Я же для тебя – тёмный дом горести и печали. Я же для тебя – червями наполненная яма, где нет никого для твоего успокоения. Зачем ты гордо ходил по земле, забыв обо мне?

Теперь посмотрим, кто окажется с тобой, когда ты будешь внутри. Когда, позабыв обо мне, ты ходил надо мной, я была очень зла на тебя", – сказав так, могила сильно сожмёт его, что его ребра войдут друг в друга. Аллах сделает отверстие из его могилы в Ад и покажет место, где его будут мучить после Судного дня. А до Судного дня он будет мучиться в могиле.

Если умерший был муъмином, т.е. чистосердечным верующим и послушным рабом Аллаха, то могила будет приветствовать его как долгожданного гостя, и скажет: "Я любила тебя и ждала встречи с тобой, когда ты ходил надо мной. Сейчас посмотрим, какие сюрпризы ты получишь у меня". И могила станет для него зелёным полем и райским садом, Аллах покажет ему место в Раю, где он будет в вечном благоденствии, и он почувствует прекрасные запахи Рая. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Могила будет умершему или Райским садом или ямой Ада".

После того, как похоронят умершего до прибытия ангелов Мункар и Накир, в первую очередь он замечает движение у ног. Оттуда с ним разговаривают его хорошие деяния: "О, раб Аллаха, который остался один в тёмной могиле, мы – твои хорошие деяния. Всё твое богатство, родные и близкие оставили тебя, только мы остались с тобой, чтобы развлечь тебя". Тогда он скажет: "Как же я упустил время, почему я не совершил больше хороших деяний, оставив богатство, семью и близких?" Если у него будут трудности с Мункаром т Накиром или когда узнают, что его будут мучить в могиле, соседи по могиле скажут: "Почему, когда мы умерли, ты не осознал, что и ты умрешь после нас?"

Для того, кто много упоминал о смерти, могила будет подобна Райскому саду.

Есть два дня и две ночи, подобные которым не слышали и не видели люди: день, когда ангел известит раба Аллаха о том, что Аллах доволен им или гневается на него; и день, когда, стоя перед Всевышним, он получает бумагу с его деяниями, с правой или же с левой стороны. А ночи это: первая ночь в могиле и ночь перед Судным днем.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Человек оставляет без внимания то, для чего он создан. Он не обращает внимания на того, кто за ним наблюдает с момента его создания ".

Когда Всевышний Аллах хочет создать человека, Он говорит одному ангелу: "Ты напиши на Лaвxe всё, что ему дадут на земле: его деяния, продолжительность жизни и его исход - он умрёт верующим и будет вечно счастливым или он умрёт неверующим и будет в бесконечных муках". Этот ангел всё время будет его наблюдателем. Затем Всевышний Аллах поручает другому ангелу оберегать его, начиная с внутриутробной жизни до совершеннолетия. Всевышний Аллах поручает двум ангелам записывать его хорошие и плохие деяния, не отвлекаясь ни на миг. Когда его жизнь заканчивается, Всевышний Аллах отзывает этих двух ангелов и отправляет Малакуль Мавта, т.е. Израила (ангела смерти) умертвить его. После того, как его похоронят, Аллах отправляет к нему Мункара и Накира допрашивать его. После всего этого в Судный день Аллах отправляет ангелов, записывавших его деяния, чтобы они привели его на Махшар.

Допрос в могиле

Истиной является то, что:

1. После захоронения человека оживляют, и он слышит шорох ног людей, возвращающихся домой после похорон.

2. Допрос Мункара и Накира.

3. Могильные мучения неверным, лицемерам, грешникам.

4. Сжатие могилой. Это передано двадцатью пятью сподвижниками Пророка (мир ему и благословение).

По материалам книги "Маватинуль инсан ".

Мухаммад Хусайнию

Могилы и слова праведников о могиле

Даххак рассказывает: «Некий человек спросил: «О Посланник Аллаха! Кто среди людей является самым богобоязненным и благочестивым?».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Это тот человек, который не забывает о жизни в потустороннем мире и о тлении в могиле. Тот, кто отрекается от излишеств мирского блеска, его великолепия и пышности. Тот, кто предпочитает вечную жизнь жизни на земле. Тот, кто не считает грядущий день днём, в котором он будет жить, и который уже сегодня признает себя обитателем могилы».

Когда благородного Али (радыйаллаху анху) спросили, почему он предпочитает соседство, близкое к кладбищу, он ответил им так: «Оттого, что я нахожу, что они являются самыми благословенными из соседей. Они – самые искренние и преданные друзья. Ибо они и не сплетничают обо мне, и без конца напоминают о потусторонней жизни».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я не видел более огромной драмы и более великого зрелища, чем ужас и трагедия могильной жизни».

Благородный Умар (радыйаллаху анху) говорил: «Вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мы бродили по кладбищу. Направившись к одной из могил, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сел у её изголовья. Я сидел к нему ближе всех пришедших. Он начал плакать. Глядя на него, стал плакать и я. Все, кто был с нами, принялись плакать. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у нас: «Какова причина вашего плача?». Мы ответили: «Увидев тебя плачущим, мы также начали плакать». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал нам тогда: «Это могила моей мамы Амины, дочери Вахба. Я попросил у Господа моего разрешения навестить её, и Господь мне разрешил. Между тем, я попросил у моего Господа разрешения молить Его о прощении моей мамы, но Он мне не позволил. Поэтому оттого, что чувство нежности и сострадания сына к матери взяло верх, я заплакал».

Благородный Усман бин Аффан (радыйаллаху анху) стоял у изголовья одной могилы и плакал до тех пор, пока борода его не намокла. Когда его спросили, почему он не плачет, когда речь заходит о рае и аде, а плачет, приходя к изголовью могилы, он ответил так: «Я слышал, как Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Жизнь в могиле, в сущности, есть место первого приюта во время путешествия в вечный мир. Если хозяин могилы преодолеет опасности на месте первой стоянки, то миновать последующие опасности будет гораздо легче. Если же он не сможет спастись на месте его первой остановки, дальше всё пойдёт гораздо суровее и жестче. Вот в чём причина моего плача».

Передано, что однажды Амр бин Ас (радыйаллаху анху), проезжая мимо кладбища, посмотрел на него, а затем, сойдя с коня, совершил там два ракаата намаза. Его спросили: «Что это? Никогда прежде мы не замечали, чтобы ты так делал». В ответ он сказал: «Я подумал о вещах, которые создают преграду между теми, кто лежит в могиле, и Господом. По этой причине я захотел при помощи этих двух ракаатов намаза приблизиться к Господу моему».

Имам Муджахид говорит: «Первой с человеком заговорит его могила, в которую он прибудет. Могила, когда хозяин её прибудет в нее, скажет: «Я – приют червей и насекомых, я – край одиночества, я – край чужбины, я – страна мрака. Это как раз то, что я приготовила для тебя здесь. Ну-ка, скажи, что ты подготовил для меня и принёс с собой?».

Абу Зарр (радыйаллаху анху) говорил так: «Сообщить вам о дне моей нищеты и бедности? Это будет день, когда меня положат в мою могилу. Ибо я останусь совсем один».

Абу Дарда (радыйаллаху анху) время от времени, отправляясь на кладбище, сидел среди могил. Когда его спросили о причине этого, он ответил: «Я сижу рядом с теми, кто напоминает мне о месте, куда я отправлюсь. Когда же я встану и уйду отсюда, они не будут сплетничать за моей спиной».

Джафар бин Мухаммад, вставая ночью, приходил на кладбище и говорил так: «Почему, когда я зову вас, вы не отвечаете мне?». А потом говорил: «Клянусь Аллахом, существует какая-то завеса, преграда между мной и ответом, который они дают мне. Однако и я буду таким же, как они». Затем он поворачивался в сторону Киблы и до самого утра совершал намазы.

Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи) говорил одному из тех, кто постоянно приходил к нему на сохбеты: «О такой-то человек! В эту ночь сон не брал меня, мне никак не спалось. Всё время я думал о могилах и о тех, кто лежит в них. Если ты увидишь в могиле того, с кем ты дружил или был близок, через три дня после смерти, то ты, определённо, не захочешь приблизиться к нему. Ты пожелаешь находиться от него подальше. Ибо там, где снуют насекомые и черви, всё превращается в изъеденное гниющее тело, облепленное червями. Одновременно с разрушением того молодого тела и появлением дурного запаха, появились и они. Это место, которое заполнили дурные запахи, заменив запах приятных благовоний. Место, где находятся сгнившие саваны вместо чистых опрятных одежд». Человек, рассказывавший об этом, сказал так: «Умар бин Абдульазиз (рахматуллахи алейхи), рассказав об этом, издал истошный вопль и упал, лишившись чувств».

Йазид Раккаши говорил: «О человек, которого хоронят в могиле и который остаётся в своей могиле один! О человек, остающийся под землёй наедине со своими деяниями! Ах, если бы ты мог знать, благодаря каким своим деяниям ты будешь счастлив, какому другу ты должен был бы завидовать!» А потом он плакал до тех пор, пока его чалма не намокала от слёз. Потом он продолжал: «Клянусь Аллахом, лежащий в той могиле человек счастлив благодаря своим благим и праведным делам. Клянусь Аллахом, он завидует своим друзьям, указавшим ему путь для того, чтобы он стал покорным, и тем, кто помог ему, будучи с ним в приятельских отношениях». Когда он смотрел на кладбище, то плакал навзрыд.

Хатами Эсам говорил так: «Если кто-либо, проходя мимо кладбища, не посидит немного и не задумается о себе, и если он не совершит молитву–благодарение для лежащих в могиле, то он поступит предательски как по отношению к себе самому, так и к тем, кто лежит в тех могилах».

Благочестивый раб Аллаха Бакр говорил: «Ах, мамочка! Лучше бы уж ты совсем не родила меня на свет. Ибо для сына твоего существует перспектива находиться долгое время в тюрьме могилы, а потом перспектива переселиться в иное место».

Йахья бин Муаз говорил: «О человек! Господь твой зовёт тебя в рай. Во-первых, задумайся над тем, откуда и какой ответ ты должен дать Господу. Если ты захочешь дать ответ своему Господу через «окно» дуньи, то начнёшь совершать приготовления к переселению туда, находясь на земле, и в итоге войдёшь в рай, называемый Дарус-Саллям». Однако если ты будешь смотреть на призыв Господа через «окно» могилы, тогда могила станет препятствием на твоём пути туда».

Хасан бин Салих, приходя на какое-либо кладбище, говорил так: «Как прекрасен твой внешний вид! Но что касается твоего внутреннего мира, то он полон опасностями, тоской, огорчениями и трудностями!».

Ата ас-Сулями (рахматуллахи алейхи), когда сгущались сумерки, ходил на кладбище. Потом он, обращаясь к кладбищу, говорил так: «О лежащие в могилах! Теперь все вы мёртвые, не так ли? Теперь вы там ясно увидели плату за совершённые вами на земле дела! А каково мне? Горе мне, горе моему положению!» Человек, рассказывающий об этом, позднее говорил об этом: «Повторяя эти слова, Ата почти каждый день продолжал ходить на кладбище. Поистине, он находился на кладбище каждый день, с вечера и до самого утра».

Суфьян Саври (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Тот, кто постоянно заводит речь о могиле и о положении в могиле, находит свою могилу одним из садов рая. Тот же человек, который вообще не говорит о могиле, считает слою могилу одной из ям ада».

Раби бин Хайсам (рахматуллахи алейхи) заставил выкопать яму у себя в доме. Заметив в своём сердце какую-то чёрствость, жестокость, грусть, он тотчас залезал в эту яму, ложился в неё, вытянувшись, и выжидал там какое-то время. После нахождения там некоторый период времени, который, по его мнению, был угоден Аллаху, он говорил: «Господь мой! Отправь меня обратно на землю, верни меня в дольный мир, чтобы я мог совершить на земле, на которой я живу впустую, благие дела». Находясь в яме, он по нескольку раз читал следующий аят: «Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: «Господи! Верни меня [в этот мир]: быть может, я совершу праведное дело в том, чем я пренебрег». Так нет же! То, что он говорит, всего лишь [пустые] слова. Позади тех, кто уходит из мира, [будет] преграда до того, как их воскресят» («аль-Му`минун», 23/99-100). Затем, обращаясь к себе самому, говорил так: «О Раби! Я отправил тебя вновь на землю, в дольный мир. Если так, то держи данное тобой слово, совершай благие и праведные дела!».

А Маймун бин Махран говорил: «Вместе с Умаром бин Абдульзизом (рахматуллахи алейхи) мы отправились на кладбище. Умар бин Абдульазиз взглянул на кладбище и начал плакать. Затем повернулся ко мне и сказал: «О Маймун! На этом кладбище, что ты видишь, лежат в могилах сыны Умаййа, которые являются моим племенем. Они словно вообще не жили на этом свете, как будто вовсе не вкусили этого мира, этой жизни. Неужели ты не извлекаешь урока для себя от них? Гляди, сейчас все они лежат здесь, дают отчёт за проделанные ими дела. Все черви и насекомые в данный момент объедают их тела. Они окружены опасностями со всех сторон. Разве нельзя из этого извлечь урок?». Сказав эти слова, он заплакал, а затем продолжил свою речь: «Клянусь Аллахом! Я не знаю никого более счастливого, чем тот человек, который, войдя в могилу, избавился от наказаний Аллаха, и чем тот человек, который ушёл в мир иной, будучи уверенным и верящим».

Сабит Бунани говорил так: «Я зашел на кладбище. Только я собирался покинуть его, как услышал какой-то голос: «О Сабит! Осторожнее! Пусть безмолвие обитателей могил не введёт тебя в заблуждение. Сколько там людей, корчащихся от горя, страданий и мук».

Когда Дауд Таи (рахматуллахи алейхи) проходил мимо кладбища, он увидел женщину, стоявшую у изголовья могилы и плачущую, а также услышал, как она, плача, читала следующие бейты:

«Положив в могилу, заперли тебя,

Потерял ты жизнь свою.

Когда на правый бок уложили тебя в земле,

Разве смогу я вкус жизни ощутить без тебя?».

После того, как женщина произнесла эти стихи, она сказала: «Милое моё дитя! Ах, если бы мне было дано знать, какую из твоих розовых щечек начнут поедать черви да насекомые! Но, увы, я этого не могу знать». Дауд Таи, услышавший эти слова, рухнул без чувств на землю.

Малик бин Динар (рахматуллахи алейхи) говорит: «Однажды, когда я проходил мимо кладбища, мне захотелось прочитать стихи:

Пришёл я на погост,

Лежащим там крикнул:

«Великие где и падшие где?

Где царство, где роскошь?

Где тот, кто надеялся на силу свою?

Где тот, что бахвалился, дерзнув себя оправдать?».

Малик бин Динар (рахматуллахи алейхи) продолжал: «В это время среди могил я расслышал какой-то голос. Я мог слышать голос того, кто говорил, но не мог его видеть. Вокруг не было никого. Он говорил:

«Все исчезли, нет приносящего вести,

Умерли все, посланные с ними.

Земли дочери – черви,

Не различая дня и ночи,

Пожирают без устали прекрасные лики и образы.

О путник, спрашивающий у меня, каково состояние умерших?

Неужели во всём этом назидания нет?».

Малик бин Динар (рахматуллахи алейхи) говорит: «После этого я ушёл оттуда плача».

Стихи, начертанные на некоторых могильных камнях

На одном могильном камне написаны следующие строки:


«Те, кто из могил безмолвно зовёт тебя -

Обитатели могил под землёй тихо ждут тебя,

О тот, кто копит из земного то, чем нельзя владеть,

Для кого ты копишь? Умерев, ты нагим сюда придёшь».

А на другом камне написано так:


«О владелец несметных богатств! Вроде бы широка твоя могила, и ухожена снаружи, и надёжна. Но недостаточно внешней красоты могилы, в ней томится тело твое под ногами других».

Ибн Саммак говорит: «Однажды я проходил через какое-то кладбище. Я увидел, что на одном могильном камне написаны такие слова:

«Проходят мимо родные и близкие мои, словно не знакомы со мной. Проходят, не приветствуя меня. Наследники разделили всё моё состояние, однако ни один не проявил интереса к моим долгам. Каждый взял свой пай и продолжил свою жизнь. О Господь великий! Как же скоро они позабыли того, кто вчера был среди них».

А на другом могильном камне люди увидели следующие строки:

«Любимого забирают от любящих, он – преграда для остальных любимых. Однако для смерти преградой служить не могут ни страж, ни привратник. Разве земное и его наслаждения дают счастье, ведь сосчитаны каждое слово и каждое дыхание… О беспечный! Ущербным будет твой рассвет, если проснешься в наслаждении беспечности. Смерть не проявит милосердия к невежде за его незнание. Смерть не проявит милосердия к ученому за его знание. Смерть не внемлет сладким речам, что подобны пенью соловья. Всех заставляет она замолчать, лишает дара речи. Был дворец твой ярок, цветущ, многолюден и почётен. А между тем, могила твоя среди других – всего лишь пустырь».

Ещё на одном могильном камне написаны такие слова:


«Я вижу могилы друзей, что выстроились в ряд. В могилах друзья мои собрались вместе, словно кони на скачках. Заплакал я, слёзы мои потекли. Глаза мои узрели место моё среди них».

А на могильном камне одного лекаря были начертаны следующие слова:

«Тому, кто спросил у меня, кто искал спасения от муки, я сказал: «Лукман Хаким – лекарь, от болезни любой лечивший – не нашёл спасения и в могилу сошёл. Где те, которые говорили о лекарском его искусстве, которые заводили речь о его мастерстве? Где те, кто говорили о лечении его, и те, кто хвалили его? И где сам лекарь Лукман? Увы! Тот, кто не способен излечить самого себя, в состоянии ли спасти другого?»

Вот ещё эпитафия с одной могилы:

«О люди! Одно стремление было у меня, смерть сложила мне руки до того, как его я достиг. Да убоится знающий человек Господа своего. Пусть трудится, пусть вершит дела, пока жизнь позволяет ему. Пусть никогда не переносит дела. Не я один перебрался в то место, что ты видишь. Каждый, как я, переселится. Однажды прибудешь и ты».

Желательно, чтобы те, которые придут, прочитали эти стихи с надгробий с описанием недостатков, изъянов характера лежащих в могилах людей, дабы извлечь для себя уроки. С этой точки зрения, человек дальновидный – это тот человек, который, глядя на могилы других людей, может увидеть и своё место среди этих могил. Поэтому он совершает необходимые приготовления для того дня, когда он встретится с ними. В то же время он знает, что до того, как он присоединится к ним, эти могилы не сдвинутся и не покинут того места.

Разумный человек, посещающий могилы или проходящий через кладбище, ни в коем случае не должен забывать следующую истину: если бы тем, кто находится в могилах, был дан один-единственный день из их собственной жизни, то тогда они, ради того чтобы получить этот день, захотели бы завоевать его, отдав всё, что имели. Однако это невозможно. Ибо умершие уже находятся в состоянии умения определять цену деяниям. И назад возврата нет. После того как они умерли и были преданы земле, они увидели все истины во всей их наготе. Они испытывают тоску по одному-единственному дню. Следовательно, человек, ведущий себя небрежно и нерадиво, пожелает благодаря приобретённому им дню, усердствуя и выполняя служение, сделать так, чтобы его недостаток был прощён.

Поэтому человек должен реализовать свои дни в таком же духе и уже сейчас должен искать средства и способы избавления от мук и возмездия, а также делать все необходимое для этого. Пусть человек, который успешен в этом отношении и выполняет всё, что выпадает на его долю, пожелает ещё более повысить свою степень, реализуя тот день или все свои дни. Пусть, таким образом, он заслужит намного больше воздаяний.

Если бы люди знали цену своей жизни, то тогда совершали бы то, что необходимо. Однако только после своей смерти, когда им не остается ничего другого, они понимают проблему, но уже слишком поздно. Они испытывают тоску даже по мгновенно проходящему отрезку времени своей впустую прожитой жизни.

О живущий ныне человек! Сейчас у тебя есть эти минуты и часы. И ты должен реализовать их подобным образом. Если, не использовав это время, ты упустишь его, что будешь делать? С сегодняшнего дня задумайся о том дне, когда ты будешь чувствовать печаль, тоску, и готовь себя к этому дню. Готовься ко дню, когда удобный момент и возможность ускользнут от тебя. Ибо ты упустил их, не выполняя всё необходимое, пока у тебя была возможность.

Например, один из благочестивых праведников говорил: «Был у меня друг. После того, как он умер, я увидел его во сне. Я сказал ему: «О мой друг! Слава Господу миров, ты всё ещё жив!» А он во сне моём говорит мне: «Если бы у меня было время прославить Господа миров, я бы отдал за это весь мир и всё, что находится в нём». Затем он, продолжая, сказал так: «Ты видел место, где похоронили меня? Там какой-то человек встал и совершил два ракаата намаза. Поистине, если бы у меня было время, чтобы совершить таких два ракаата намаза, то за это я тотчас отдал бы мир и всё, что находится в нём».


Продолжение следует ин ша Аллах..


Сакральные тайны смерти и могилы

из «Ихья Улюм ад-Дин» имама Газали, рахимахуллах

Загрузка...