aracs.ru

Сочинение на тему: Катерина Измайлова. Произведение: Леди Макбет Мценского уезда. Н. С. Лесков, "Леди Макбет Мценского уезда": анализ произведения кратко Леди макбет мценского уезда образ катерины

Женщины - создания нежные, но в коварности их не превзойти. Это подтверждают примеры из жизни. И этой теме посвящали свои творения гении драматургии и прозы. Первым о женской хитрости и жестокости сказал Уильям Шекспир. Николай Лесков драматический образ использовал в создании очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого произведения, впрочем, говорит о том, что русский классик раскрыл тему глубже. Ведь посвятил он его неудержимой женской любви, которая сильнее разума и нравственных законов.

История создания

Свое произведение Лесков определил как очерк. Этот жанр является чем-то средним между художественной литературой и публицистикой. По роду деятельности писатель некоторое время имел отношение к судебным уголовным делам. И, возможно, одно из них и легло в основу сюжета. Хотя прямых доказательств этому нет.

Журнал «Эпоха» - периодическое издание, в котором впервые появилась «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого необходим, прежде всего, для того, чтобы понять, каким видел автор силу женского русского характера. Ведь именно этой теме писатель в дальнейшем планировал посвятить ряд работ. Однако очерк, о котором идет речь в этой статье, стал первым и последним.

Заглавие произведения является аллюзией на название тургеневского рассказа «Гамлет Щигровского уезда».

Катерина Измайлова

Кто такая леди Макбет Мценского уезда? Анализ этой героини позволяет сделать вывод, что это женщина, лишенная всякой нравственной основы, и в жизни ее занимает главенствующее место слепая страсть. Имя ее - Измайлова Катерина Львовна.

Ей двадцать три года, и по происхождению она крестьянка. За пять лет до описываемых в очерке событий Катерина вышла удачно замуж за немолодого мужчину, представителя купеческого сословия. Ее жизнь до невозможности скучна, потому как нет ее в душе ничего - одна пустота. Ребенка Измайловы за пять лет не нажили. Рассказчик, однако, упоминает, что от первого брака у мужа Катерины детей тоже не было.

Женщиной, абсолютно лишенной каких-либо привлекательных душевных качеств, является леди Макбет Мценского уезда. Анализ этого персонажа следует делать на основании ее поступков и событий, которые изображены в произведении, а также исходя из художественных средств, которые автор использует для того, чтобы глубже раскрыть ее характер. Но прежде следует сказать об основной особенности этой натуры - она малообразованна и далека от христианской религии. Это дает основание полагать, что безумная страсть овладела ею в силу душевного уродства, моральной неполноценности.

Сергей

Муж Катерины Львовны уехал надолго и оставил ее в доме со своим отцом Борисом Тимофеевичем. Молодой женщине в отсутствие мужа приглянулся дерзкий красивый работник. Ранее его она не видела, но узнала некоторые факты из его биографии от кухарки. Оказывается, Сергей недавно только появился у Измайловых. А на прежнем месте задержаться долго не смог из-за любовной связи с тамошней хозяйкой. Но Катерину Львовну эти сведения не только не смущают, но даже, напротив, интригуют, что говорит отнюдь не в пользу ее морального облика.

Первое убийство

Между Сергеем и Измайловой быстро завязывается тот род отношений, из-за которых Сергей не так давно был изгнан из прежнего дома. И Катерина Львовна впервые в жизни испытывает счастье. Раньше она об этом и не помышляла. Жила с нелюбимым немолодым мужем и невыносимо скучала. Но человек не может вести бесцельное существование. И если после долгого застоя он вдруг приобретает смысл жизни, лишиться его он боится превыше всего.

А потому, когда свекор узнал о любовной связи Катерины с Сергеем, она, недолго думая, отравила Бориса Тимофеевича Тело они с Сергеем спрятали в погребе.

Второе убийство

Как сказано было великим английским драматургом - «Кто начал со зла, тот в нем и погрязнет». Сергей, понимая, что все действия Катерины Львовны теперь зависят лишь от него, убеждает ее в том, что не может пребывать с ней дальше в незаконной связи. Он хочет, чтобы она стала его женой. Следует сказать, что молодой человек умеет оказывать влияние на человеческую душу. Он относится к тому типу аморальных мужчин, которые живут за счет своего таланта влюблять в себя женщин. Играя роль ревнивого любовника и убеждая ее в том, что хочет стать ее законным мужем, он ясно отдает себе отчет в последующих событиях.

Когда же возвращается муж и обвиняет Катерину в «амурах», она, ничуть не смутившись, подзывает Сергея и признается в преступной связи. А затем начинает его душить. Сергей, разумеется, приходит ей на помощь. Какие чувства испытывает после совершенного злодеяния леди Макбет Мценского уезда? Анализ произведения можно провести параллельно характеристике шекспировской героини. Если сравнивать этих персонажей, можно обнаружить общие черты: холодность, сдержанность и решительность. Но Измайлова совершает злодеяние не из корыстных соображений и честолюбия, а исключительно из-за своей болезненной страсти.

Сергей и Катерина

Удивительно то, что реакция сообщников разная. Сергею после убийства мерещатся призраки. Катерина же не испытывает никаких угрызений совести. Во время убийства губы его дрожат, его бьет лихорадка. Она же спокойна, хотя позже и видит тревожные сны. Однако это вовсе не говорит, что Сергей обладает более тонким душевным строем.

Катерина Львовна преступила закон нравственности. Она утратила свое душевное начало и остановиться больше не в силах. Измайлова и после убийства мужа способна на все, чтобы удержать счастье. Любить и быть любимой во что бы то ни стало - теперь великая цель ее жизни. И состояние ее души находится на грани безумия. Сергей же - подлец. Его действиями руководит не чувство, а расчет. Его жизнь, в отличие от жизни его соучастницы, и после совершенных злодеяний не остановится. А потому он обнаруживает некую тревогу, которая, впрочем, отнюдь не является следствием угрызений совести.

Жизнь без мужа

Второе убийство не омрачает счастья Катерины. Зиновия Борисовича разыскивают, а она тем временем не особенно стремится создать образ безутешной вдовы. Это отличает от подобных персонажей героиню очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения кратко можно сделать и на основе заключительных событий. Уже в первые дни знакомства с Сергеем кардинально меняется ее душевный мир. Ею руководит исключительно зов плоти. Состояние героини повести Лескова напоминает тяжкую болезнь, психическое расстройство. И когда позже, на каторге, Сергей отвергает ее, она лишает себя жизни.

Но возвращаясь к событиям, предшествовавшим аресту, следует продолжить анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда», сравнив главную героиню с новым персонажем - Федей. Этот герой противопоставлен Катерине, представляет собой образ мученика, почти ангела, погубить которого - значит совершить самый страшный грех.

Федя

Мальчик является единственным законным наследником убитого мужа. В то время когда он приезжает в дом Измайловых, Катерина уже ждет ребенка. Но даже этот факт не удерживает ее от смертоубийства. Однако следует сказать, что на этот раз инициатором выступает Сергей. Убеждая сообщницу в том, что мальчик стал единственным препятствием на пути к их великому счастью, он высказывает мысль о необходимости избавиться от него. И лишь на мгновение душа будущей матери оживает. Решающую роль играет в сюжете «Леди Макбет Мценского уезда» любовь.

Анализ этого произведения приводит к мысли о том, насколько многозначно это слово. Под понятием «любовь» понимают чрезвычайно широкий спектр чувств. И для Катерины Львовны оно значит безумную слепую страсть, которая приводит не только к убийствам. Она уничтожает и душу героини. А главное - убивает в ней женщину и мать.

Федя - мальчик богобоязненный. В день убийства он читает житие одного из святых. Его образ - символ окончательной нравственной гибели Измайловой. И после его убийства женщина лишается не только свободы, но и материнских чувств. Рожденный перед отправкой на каторгу ребенок не вызывает в ее душе никакого отклика.

Весьма своеобразную оценку русской дал Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» (анализ представлен в этой статье) является произведением, в основе которого - представление автора о характере простолюдинки. В конце повести героиня погибает, уничтожая при этом свою соперницу. Это ничуть не делает ее образ более привлекательным.

Очерк вызвал негативную реакцию в обществе. Представление о характере русской женщины не гармонировало с настроениями, царившими в России во второй половине девятнадцатого века.

Согласно революционно-демократическим идеям, «простой человек» был избавителем, обладающим всевозможными добродетелями. Писатель же настаивал на том, что психологический тип, изображенный им в очерке, нельзя обойти вниманием, потому как он все-таки существует. Звериная простота, глупость и бездуховность способны сделать из человека преступника. Достаточно всего лишь одной искры. Для героини очерка этой искрой стала любовь. Но ведь бывают и другие - месть, обида, стремление к наживе или желание самоутвердиться.

Леди Макбет, несомненно, сильная личность, которой лучше было бы направить свою силу на что-то более хорошее.

Лесков описывает Екатерину «Макбет» красивой женщиной - статной с темными глазами, длинными ресницами, темными волосами. У неё всё, как говорится, на месте – красивая фигура, гладкая кожа. Она молодая и здоровая женщина. Вот только детей нет, а муж – очень занятой человек, постоянно занят своими делами, часто уезжает. Катерине просто некуда применить свои силы, энергию направить. Она скучает… В ней есть и чувства нерастраченные, которые совсем не нужны её серьёзному мужу.

И вот она находит себе любовника… Она просто хватается за этого симпатичного парня как за смысл жизни. А он её всё-таки использует. В принципе, без особой любви к ней он крутит с ней роман. (А после уже в ссылке он заводит интрижку с другой…) Чувства захватывает Катерину – она может скрывать их, но на всё готова ради своего любовника. Она не очень-то разборчива в людях. Если бы она могла полюбить достойного человека, который бы не подвёл её под суд, под преступление ради своей выгоды.

Она просто ослеплена своей страстью. Катерина думает, что её любовник сделает для неё тоже всё, если что… А он точно на это не готов. И вот, считай ради него, она травит и своего свёкра, и мужа, и чуть ли не ребенка – наследника мужа. К счастью, народ спасает ребенка. Она позволяет себя использовать, забывает о душе. А ведь она испытывает и угрызения совести – не зря ведь ей является призрак свёкра, почти душит её. Она понимает, что совершила страшное… Но ей нужна только отдача от своего любовника, который не может ей дать это. И преступления она начала совершать, чтобы не прекращать эту связь. И ещё чтобы её дорогой жил в роскоши.

Конечно, дело происходит в русской деревне с простыми людьми, но от этого страсти тут не меньше. Как у Макбета герои страдают, ошибаются, мучаются своими страстями. Образ Катерины вызывает даже ужас. Её и очень жаль, хотелось бы её остановить, пока она не натворила всех этих бед. Думаю, что её образ – пример грешницы, ослепленной своими желаниями. Она могла бы пойти по миру со своим любовником, но понимала, наверное, что тогда он оставит её.

Вариант 2

Катерина Измайлова в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» не имеет конкретного прототипа, скорее это собирательный образ женщин, попавших на каторгу. Сам Лесков одно время работал в уголовной палате и насмотрелся на таких преступниц. В названии произведения автор явно указывает на шекспировскую героиню, которая на пути к своей цели не пожалела никого. Такова и Катерина Измайлова.

Вначале произведения Катерина Измайлова - это достаточно тихая, мирная женина, вынужденная выйти замуж за неинтересного, но богатого купца. Сама она низкого происхождения, не имеющая гроша за душой.

Молодой женщине ужасно скучно жить в этом неинтересном, без вкуса прибранном доме вместе с мужем и свекром, которые не обращают на нее внимание. Внешность Катерины привлекательна, хотя она не красавица. У нее красивые темные глаза с длинными ресницами. Этой женщине нечем заняться, свекор зорко следит за хозяйством, а она целый день слоняется по дому без дела.

Возможно рождение наследника принесло б ей облегчени, но детей у них нет. Так в скуке и в отсутствии элементарного уважения друг к другу, живут эти люди. Поэтому неудивительно, что Катерина Измайлова влюбляется в молодого приказчика Сергея.

Характер у Катерины сильный, она цельная личность, готовая идти своим путем. Любовь, а вернее страсть, некое помешательство, делает ее неуправляемой. Ради любви она готова на все. Даже на убийство. Не моргнув глазом она с любовником отправляет к праотцам собственного мужа и свекра. Эта женщина по сути сходит с ума, так как не жалеет даже юного племянник Федора. Лескова писал, что во время описания сцены убийства ему становилось не по себе.

Однако Божий суд свершается. Их ловят на месте преступления и отдают под суд. Ужасно еще и то, что Катерина в момент убийства беременна, ее не останавливает даже то, что все вокруг празднуют религиозный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

От собственного ребенка, который, кстати от Сергея, она легко избавляется, так как считает, что он может ей помешать «любить» приказчика. Кажется, что в Катерину Измайлову вселились демоны. Ей все равно, где она находится, что делает. Для нее важна лишь одна любовь к Сергею, которой она упивается.

Сергей же, конечно, не влюблен в нее. Ему льстило быть любовником хозяйки, он человек подвластный. Сильный характер Катерина Измайловы подавляет и заставляет его подчиняться. Но уже на каторге, он пытается отделаться от нее.

Для женщины поведение человека, которого она любит больше всего на свете, равносильно смерти. Она не понимает, что подобная страсть - это тяжкое ярмо как для нее самой, так и для партнера. В глубине души он боится ее и хочет поскорей прервать отношения. А для Катерины - это не просто предательство, это приговор.

Без любви не может быть жизни. Решив наложить на себя руки, она забирает с собой соперницу. Обе тонут в воде.

В произведении «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков ярко показал что такое страсть. Эта темная сила, которая ни в коем случае не напоминает любовь. Жгучая, страстная «любовь» губительна для человека, тогда как настоящая любовь не ищет своего. Она долготерпелива и многомилостива.

Сочинение Катерина Леди Макбет

При прочтении произведения Лескова, Катерина вызывает противоречивые чувства.

Судьба ее непроста. Она не была красавицей, но все равно бросалась в глаза. Маленькая, худенькая брюнетка с карими глазами. В начале произведения автор рисует свою героиню со спокойным характером. Ее можно ставить в пример, как эталон поведения.

Однако жизнь преподнесла молодой девушке немало испытаний. Она вышла замуж за не совсем молодого человека, которого не любила. Девушка переехала к нему, где постепенно начала увядать. Супруг практически не уделял внимание Катерине. Девушка потеряла вкус к жизни.

И тут на ее пути встает молодой человек Сергей. Девушка потеряла голову. Любовь и страсть захлестнули в ее жизнь. Однако все тайное когда-либо становится явным. Их отношения начали всплывать. Девушка отчаивается и решается на страшный поступок – убийство.

Затем черная полоса продолжается. Одна неприятность сменяет другую. В конце героиня не выдерживает и кончает с жизнью самоубийством.

Автор в произошедших ситуациях рисует Катерину по-разному. Вначале она хрупкая, нежная девушка. Выйдя замуж, становится скучным, серым чулком. Приобретя любовь, она расцвела словно роза. В экстремальных ситуациях вырисовывается ее истинная натура, лишенная всяких нравственных принципов. Она жуткая, жадная эгоистка.

Однако, поразмыслив о судьбе Катерины, можно посмотреть на ее поведение с другой стороны.

Во-первых, юная девушка не знала настоящей любви. Она была загнана в угол и не принята обществом.

Во-вторых, любая женщина хочет любить и быть любимой. Каждая мечтает хотя бы раз в жизни испытать трепет в душе, почувствовать заботу и любовь.

И вот оно – счастье. Сергей своим присутствием наполнил душу Катерины теплотой. Всем поступкам девушки можно найти оправдание. Это не безнравственность. Это страх, страх потерять самое сокровенное – любовь.

Это не эгоизм. Это сила. Лишь сильный человек способен отдавать отчет своим поступкам, и понимать ради чего ты это делаешь. А Катерина не стыдилась о совершенном деянии. Она – сильная женщина, которою не сломили.

Леди Макбет предали. И этого стерпеть она не смогла. Жить без любимого – значит не жить совсем.

Слепая любовь – вина всем ее поступкам. Девушка попала не в те руки. Что муж, не давший ей ласку, что Сергей, пользовавшийся ей.

В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой

В мире много выдающихся спортсменов, которые навсегда останутся в истории мирового спорта. Один из таких спортсменов это Владимир Кличко и соответственно его брат Виталий.

  • Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Роман, известный во всем мире, который называется «Герой нашего времени», написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым – русским писателем и поэтом.

  • Сочинение по картине Никонова Первая зелень 7 класс

    Владимир Никонов является практически нашим современником, он родился в начале второй половины предыдущего века и работал художником, в основном создавал миниатюры

  • И литературы, МОУ «Лицей №62», г. Саратов

    Урок-исследование по очерку «леди Макбет Мценского уезда» на тему: «Катерина Измайлова-преступница или жертва?»

    Цель урока. Раскрыть идейно-художественное своеобразие очерка, незаурядность и сложность женской судьбы, отражение позиции в полемике 60-ых годов о народной драме.

    Урок начинаю с вопроса о впечатлении от очерка. Произведение произвело огромное эмоциональное потрясение, которое связано с трагической судьбой героини.

    · Как вы понимаете название очерка?

    В глухой русской провинции можно встретить характеры шекспировского масштаба. Лесков показывает, что и «уголовные дела могут быть содержанием искусства: … за ними таится подлинный драматизм жизни, может быть, и неясный для «образованных людей», но понятный для народа». (Роман «Некуда») История Катерины Измайловой – отражение позиции Лескова в полемике 60-х годов о народной драме.

    · Однако очерк Лескова стал своеобразной полемикой и с драмой Островского «Гроза». Сопоставьте Катерину Кабанову и Катерину Измайлову. Не сёстры ли они по судьбе?

    Ребята без труда находят в тексте сюжетные параллели в «Грозе» и в очерке: тяжёлый купеческий быт, где цепные собаки сторожат «тоску, доходящую до одури»; замуж героини выходят не по любви, а потому что «присватались»; детей у них нет; во время разлуки с мужем к Катерине Львовне, так же, как и к Катерине Кабановой, приходит любовь. Оба произведения завершаются гибелью героинь.


    · А в чём отличие этих женщин?

    Героини по-разному относятся к своему положению. У Катерины Кабановой эта жизнь вызывает тоску о былом, она предаётся мечтам, находит успокоение в молитве, в церковной службе. Её поэтическая душа стремится к гармонии с окружающим миром. А Катерина Измайлова мечтать не умела, лишь зевала. Эта деталь настойчиво подчёркивается Лесковым: «Катерина Львовна… начнёт зевать со «скуки», «посидит, поглазеет… опять ей зевнется». Нет в Измайловой той духовности, тяги к красоте, напротив, Лесков подчёркивает скудность её внутреннего мира.

    По-разному к ним приходит любовь. Для Катерины Островского светлое чувство возникает, «словно мечта какая-то». И она задолго до свидания с любимым страдает и боится своей мечты: так сильно в ней чувство долга. К Катерине Измайловой любовь приходит как игра от скуки. Увлёк её своими речами молодой приказчик: «Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо – и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать». Никто никогда не говорил так с Катериной, и душа её не заподозрила обмана и расчёта. Катерина Львовна любит горячо и сильно. Но как не похожи её чувства и поведение на страхи, сомнения Катерины Островского. Измайлова безумна в своём чувстве, она ослеплена, её страсть безудержна. Автор подчёркивает земное, плотское начало в своей героине образами животных. Вот во сне Катерина Львовна видит кота, «который… будто про любовь рассказывает», и ночное свидание Катерины с Сергеем наполнено животными звуками. В их отношениях нет поэзии, красоты.

    Подытожив результаты наблюдений, ученики делают вывод о том, что одна и та же ситуация приводит героинь к противоположным действиям, определяющим развитие сюжета в драме и в очерке. Основой сюжета в «Грозе» становятся мотивы греха и раскаяния, вины и наказания. Для героини Островского греховным преступлением оказывается нарушение нравственного закона, при котором она не может жить по совести. В отличие от неё Катерина Измайлова не чувствует мук совести. Внутренних преград для страсти в ней нет, поэтому она спокойно устраняет внешние препятствия, возникающие на её пути. История любви становится историей уголовных преступлений. Однако надо заметить, что Катерина Львовна использует те же средства, которые могут быть обращены против неё: Борис Тимофеевич грозится отправить Сергея в острог, Зиновий Борисович не намерен прощать ей измену. Здесь трудно не согласиться с Добролюбовым, что «тёмное царство» развратило… своих жертв, подчинив их своим волчьим законам. Поэтому и любовь свою защищает Катерина Львовна, как жизнь свою защищает зверь, как волчица детёнышей.

    - Как вы понимаете смысл эпиграфа к очерку: «Первую песенку, зардевшись, спеть»? (Поговорка)

    Хладнокровное убийство свёкра – первый шаг к нравственному убийству Катерины Измайловой, за которым – неотвратимость следующих преступлений. «Первая песенка» не проходит бесследно для Катерины Львовны: второе убийство отличается страшной жестокостью, которую она демонстрирует перед любовником: «Подержи его, - шепнула она равнодушно Сергею…» На просьбу Зиновия Борисовича об исповеди Катерина Львовна отвечает: «Хорош и так будешь». Спокойно она смывает на полу «два кровавых крошечных пятнышка, величиною с вишню ». Психологическое состояние преступников после убийства выражено ярко и лаконично: «Губы Сергея дрожали…У Катерины Львовны уста были холодны». Убийство невинного ребёнка ещё сильнее подчёркивает глубину нравственного падения Катерины и Сергея.


    - В чём своеобразие развязки?

    Их две в очерке: первая – разоблачение, суд и наказание; вторая - трагическая развязка истории любви Катерины Измайловой.

    - Как меняется поведение лесковской героини после ареста, на этапе? Изменилось ли ваше отношение к ней?

    Если в первой части очерка от страницы к странице растёт негодование, неприятие героини Лескова, мы видим, как звериное в её характере становится всё отчётливее и ярче, и возмездие преступнице воспринимается как должное, то во второй части Катерина Львовна вызывает не ужас, а жалость. Преступница сама становится жертвой. Чем сильнее её любовь к Сергею (как нужно любить человека, чтобы и каторжный путь рядом с ним «цвёл счастьем»), тем откровеннее его надругательство над нею и её чувствами. Нельзя не сочувствовать Екатерине Львовне. Её страдание не очищает душу героини, она не раскаивается в своих преступлениях, не о том её муки. У неё отнимают смысл жизни. И когда эта потеря становится неизбежной, она погибает, но погибает как хищник в схватке, вцепившись зубами в горло врагу.

    - Так преступница или жертва Катерина Измайлова?

    Ребята говорят о том, что в любое время и при любых обстоятельствах человек несёт ответственность за свои поступки. В этом отношении Катерина Львовна – преступница. Но в отличие от Достоевского (Роман «Преступление и наказание») Лесков не рассуждает о мотивах преступления, а изображает жизнь, к нему приводящую. И сила этой изобразительности такова, что рождает мысль о противоестественном мире, где извращаются человеческие чувства и гибнут натуры, полные сил и жизнелюбия. Катерина Измайлова – плоть от плоти этого мира и его жертва.

    «Леди Макбет» стоит особняком в творчестве писателя, он ищет в русской жизни драгоценные проблески доброты, бескорыстия и самопожертвования в душах русских людей, русских праведников, без которых «Несть граду стояния». Об этом пойдёт речь на следующих уроках, посвящённых повести «Очарованный странник».

    >Характеристики героев Леди Макбет Мценского уезда

    Характеристика героя Катерина

    Катерину автор описывает как женщину молодую двадцати четырех лет, внешне располагающей к себе, но не красавицей. Она невысокая стройная брюнетка с тёмными глазами. Так же вначале очерка Лесков Н.С. ссылается на особый характер Катерины Львовны, о котором невозможно вспомнить без душевного трепета.

    Замуж выходит Катерина за купца Измайлова, который ее старше и по положению выше. Но в брак вступает девушка не от большой любви, а скорее по расчету, да и автор намекает, что выбора особого у нее нет, так как она бесприданница.

    Живут они с мужем Зиновием Борисовичем в доме свекра – Бориса Тимофеевича, где Катерине очень скучно, и чувствует она себя птичкой­ золотой клетке. Муж и свекор особого внимания и ласки к девушке не проявляют. На любые выезды по купечеству в восторг не приходит, так как все взгляды прикованы к ней, как к эталону, коим она не является, вследствие того, что родом из простой семьи. Разнообразить свой досуг чтением Екатерина желания не проявляет, да и библиотека в купеческом доме отсутствует. Единственной отдушиной мог стать ребенок, но Бог не посылал купеческому роду Измайловых наследника. Так и жила Екатерина Львовна в тоске и безразличии пять лет, а на шестой год появился у них приказчик Сергей , который своим обаянием и наглостью обратил на себя внимание купчихи. И женщина поддается, даже на такие нелепые уговоры ведь всю жизнь она не была избалована мужским вниманием.

    Екатерина Львовна в своих чувствах к приказчику Сергею, назвать любовью это нельзя, это сущее помешательство, не видит никаких границ. Мораль, нравственность, законы – все перестает существовать для нее, она видит только свою цель – Сергея, и ради счастья с ним готова на все, даже идти по этапу, но только рядом с любимым. Так в своем помутнении рассудка от чувств и боязни потерять любимого, становится соучастницей убийства трех невинных людей, включая ребенка, а от своего малыша она отказывается, видя в нем обузу, возникающую на пути между ней и Сергеем.

    Она очень болезненно переживает предательство любовника, и охваченная обидой и ревностью заканчивает свою жизнь самоубийством, потянувши за собой ко дну и молодую соперницу. На смертном одре Катерина пытается вспомнить слова молитвы, но в голове лишь: «как мы с тобой погуливали, осенние долга ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали»

    В образе Измайловой Екатерины – нет ни одной положительной черты, во всех своих поступках она руководствуется лишь своими желаниями, чувством наживы и эгоизмом. Даже в момент уличения, когда ее высекают плетью, ссылают на каторгу, она не раскаивается, а чистосердечное признание, лишь удивляет ее, свои же темные поступки она мотивирует чувством любви к мужчине.


    Говоря о золотом веке русской литературы, нельзя не упомянуть творчество Н.С. Лескова. Он писал о простом русском человеке, наделённом прекрасной душой и эстетической отзывчивостью. героев, обладающих такими качествами, можно встретить в известных повестях Лескова "Очарованный странник" и "Левша". Но художественный мир Лескова состоит не из одних только раскольников. В нём нашлось место и для одной из самых самобытных героинь всей мировой литературы - Катерины Измайловой, главной героини повести "Леди Макбет Мценского уезда". Её не зря сравнивают с главным героем шекспировской трагедии, который ради власти был готов на любые жертвы, даже убийство.

    Катерина Измайлова - жена богатого купца Зиновия Борисовича Измайлова, который "от роду шёл всего двадцать четвёртый год". "Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная".

    Выдали её замуж в девятнадцать лет за купца Измайлова, которому было уже лет пятьдесят. Зиновий Борисович всё надеялся, что от брака с Катериной у него появится долгожданный наследник, но вот уже пятый год замужества, а Катерина - бездетна, что огорчало всю семью Измайловых. "скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течении целых пяти лет её жизни с неласковым мужем".Катерина Львовна лишилась свободы, которая была у неё до замужества, и ребёнка, с которым можно было бы понянчиться, у неё не было. Поэтому знакомство с молодым красивым приказчиком Сергеем полностью перевернуло её жизнь. Ради него главная героиня и стала той, "о которых никогда не вспоминаешь без душевного трепета". Катерина Измайлова превратилась в хладнокровную убийцу, готовую сделать всё ради любви и счастливой жизни со своим возлюбленным Сергеем. Её первой жертвой стал свёкр Борис Тимофеевич, которого Катерина Львовна отравила. Далее последовал нелюбимый муж - главная помеха на пути к счастью главной героини. Это преступление она совершила уже с Сергеем, задушив Зиновия Борисовича и спрятав его тело в погребе. Третье убийство - самое жестокое из всех, а именно, смерть сонаследника Катерины, "отрочествующего" Феди Лямина, которого героиня задушила подушкой. Прекрасно понимая, что она совершила, Катерина Львовна никак не переживает о своих преступлениях, для неё важнее благополучие Сергея и его любовь. Но за всё приходит расплата, и Катерину Львовну и Сергея отправляют в острог в Сибирь, на пути к которому героиня также совершенно не думает о содеянном; её волнует лишь её "Серёжечка": "ко всякому отвратительному положению человек по возможности привыкает... но Катерине Львовне не к чему было приспосабливаться: она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветёт счастьем". Однако сам Сергей больше не верен Катерине, он приметил симпатичную каторжницу Сонетку. Она и стала последней жертвой Катерины Измайловой, с которой та вместе утопилась в Волге.

    Итак, можно ли считать героиню преступницей? Без сомнения, да, так как хладнокровное убийство четырёх человек никому простить нельзя. Но мы можем оправдать Катерину Львовну как женщину, лишённую любви и человеческого участия. Главная героиня повести проникается ненавистью к купеческому миру и мстит ему. Любовь сыграла с Катериной Измайловой злую шутку: сделала её беспощадной, идущей на поводу у своего возлюбленного. Ради продвижения Сергея по социальной лестнице и обеспечения его и своего безбедного проживания героиня убила троих человек. А чем же отплатил ей Сергей? Увидев, что у Катерины Львовны больше нет власти купчихи, он охладел к ней, насмехался, издевался, а в конце повести заявил: "Я её, может, никогда и не любил, а теперь... да мне вот стоптанный Сонеткин башмак милее её рожи". Поэтому для меня Катерина Измайлова - жертва обстоятельств. Несчастливое замужество, страстная. но сокрушительная любовь могут побудить женщину на многое. Тем печальнее, что у многих женщин той эпохи, как и у Катерины Измайловой, не было права самостоятельно строить свою жизнь, а лишь надеяться на веление судьбы, которая, как известно, редко бывает благосклонна к людям.

    Обновлено: 2018-08-17

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Загрузка...