aracs.ru

Специфические особенности человека «мышление» и «речь. Типы характера человека

Того, кто оценивает себя сам, обесценить очень трудно.

Помимо уже упомянутых ранее секретов счастливой жизни , определенного отношения к настоящему, прошедшему и будущему , четырех компонентов счастья, существуют характерные особенности поведения, реагирования, мышления, свойства личности , которые способствуют росту уровня счастья. Причем эти черты характера каждый , как только пожелает быть счастливым.

Какие это черты характера и свойства личности? Их всего 12 и они закономерно вытекают один из другого. Другими словами, совершенствуя себя в одном направлении, мы автоматически будем улучшать и другие показатели. Сегодня речь пойдет о положительной самооценке, уверенности в себе , самоуважении, ответственности за свою жизнь, осознанности (сознательном выборе), саморефлексии.

1. Самая весомая особенность счастливого человека – это адекватная, положительная самооценка, она стоит во главе угла и влияет на все его поведение, взаимоотношения, деятельность, активность, умение ставить цели и добиваться их. Чтобы показать насколько важна здоровая самооценка, приведу примеры того, как влияет заниженная самооценка на жизнь человека:

Что бы мы ни делали, мы непроизвольно оцениваем себя, свое поведение, результаты своей деятельности и отношений с другими. Отрицательная самооценка приводит к зависимости от мнения других, неумению отстаивать свои интересы, или нецелесообразной форме их защиты (агрессия, обвинения других, жесткая самокритика). Люди с низкой самооценкой не дооценивают свои способности и не решаются изменять обстоятельства жизни в свою пользу. Они часто игнорируют благоприятные возможности достичь желаемого, осознанно или бессознательно считая себя недостойными этого блага. В случае успеха в любом предприятии они видят его причину во внешних обстоятельствах, а в случае неудачи – винят себя . Неадекватно относятся к другим, либо очень принижая их, либо воздвигая на пьедестал. Болезненно воспринимают даже конструктивную критику и при виде успеха других. И самое неприятное, человек неразлучно 24 часа в сутки живет со своим внутренним “обвинителем”, и, мягко говоря, – это утомительно, от себя то не убежишь. Заниженная самооценка становится причиной различных зависимостей (алкогольной , никотиновой , игровой, , трудоголизма – в таком случае успешная карьера служит компенсацией “своей ущербности, неполноценности” и т.д.). Зависимости всегда направлены на решение как минимум одной задачи: они лишают силы или снижают активность внутреннего “обвинителя”.

Есть простой тест (не претендующий на стопроцентную достоверность результатов, но чаще всего диагностирующий верно), позволяющий определить, что важнее для человека – само-оценка или мнение других людей. “Нарисуйте” пальцем у себя на лбу букву Е, все равно какую, заглавную или строчную. Запомните, как вы это сделали. Зачем это нужно – чуть погодя.

Итак, что способствует здоровой, адекватной, положительной самооценке?

2. Вторая особенность счастливого человека – это уверенность в себе. Уверенность в себе подразумевает, что нет необходимости ожидать перманентного идеального поведения или результатов, как от самого себя, так и от кого-то еще, без ущерба для своей положительной адекватной самооценки. Уверенность в себе дает – себе и другим. Уверенность в себе позволяет сохранять положительное отношение к себе практически при любых обстоятельствах жизни. Как вариант: самооценка меняется незначительно или сильно, но на кратковременный срок.

Завышенная, неадекватная самооценка как раз говорит о неуверенности человека в себе, неумении признавать за собой право на ошибки и быть неидеальным.


3. Следующая особенность счастливого человека – это доверие к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства. Подробно, что такое доверие к себе, говорилось в статье “Как научиться доверять себе и другим ”.

Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.

Самоуважение не означает чрезмерную демонстрацию своей значимости. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях, она проявляется в поступках, отношении к себе и, конечно, в уважительном отношении к окружающим.

4. Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих трех – это . Имея представление о своих способностях, уважая свои потребности, природные особенности темперамента и телосложения, не страшась ошибок, негативного отношения к себе или недопонимания со стороны других, счастливые люди не лишают себя права , не перекладывают ответственность на других.

5. В то же время они делают свой выбор осознанно, не под гнетом обстоятельств, а сознательно, основательно или мимоходом взвесив все “за” и “против” и на благо себе, защищая свои интересы и принципы. При этом, даже обделяя себя в чем-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.

Как проявляется осознанность в конкретной жизненной ситуации, хорошо демонстрирует дзенская притча “С любовью и без” .

6. Следующая особенность счастливых – это саморефлексия. Данный психологический термин подразумевает, что мы отдаем себе отчет в своих чувствах , мыслях, умеем объективно посмотреть на себя со стороны, наблюдать и целенаправленно описывать свои переживания и поведение в третьем лице. Т.е. не “мне хорошо или плохо”, а он(а) почувствовал(а) радость, грусть, потому-то и потому-то. Такое сознательное “раздвоение личности”. Почему так важна саморефлексия? Она дает нам возможность понизить накал страстей и увидеть истинное положение вещей. А значит перейти от бесплодных переживаний – А в случае радостного события – лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.

Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой. Саморефлексия как делает наши положительные эмоции насыщенными и яркими, так и высвечивает те, которые не “приветствуются” стереотипами общества . Но на то они и стереотипы – потому что весь спектр человеческих чувств и эмоций доступен для практически любой личности, другое дело, что не все осознают или понимают свое “законное” естественное право на любые эмоции, как и право на их выражение. Вот только когда, как и почему? Немного этот вопрос освещался в статье “Как вернуть радость жизни . ” Более подробно об этом и других шести чертах характера, помогающих нам стать счастливыми - во второй части статьи, которая будет добавлена позднее.

А теперь вернемся к тесту с буквой Е. Если буква Е пишется так, чтобы ее было удобно читать написавшему, а, к примеру, для собеседника, находящегося напротив, она видна зеркально отображенной, в таком случае главенствующей является само-оценка; если наоборот, буква написана правильно с точки зрения смотрящего на вас извне - более значимо .

4.5 Rating 4.50 (2 Votes)

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с про-

исхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объёму мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. После наступления ледникового периода обезьянам, ведшим ранее древесный образ жизни и не отступившим к экватору, пришлось перейти к жизни на открытых пространствах. Высокая и густая трава африканской саванны в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности, чтобы ориентироваться на местности. Вместе с тем, передние конечности часто использовались ими для бросания камней, палок, переноса пищи, что смещало центр тяжести тела на задние конечности.

Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило всœе большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Вместе с тем, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально-параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга, однако платой за новые способности зрения стало ухудшившееся обоняние.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителœе разума - мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 ᴦ. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Конечно, речь древних людей была очень примитивной, но она выражала качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных.

Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объём мозга составлял 500-600 см 3 , у питекантропа - до 900 см 3 , у синантропов - до 1000 см 3 . Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у

современного человека 1 . При этом нет прямой зависимости между объёмом мозга и способностями человека. Так, довольно маленький по объёму мозг - не более 1000 см 3 имел французский писатель А. Франс, а мозг И.С. Тургенева был очень велик - 2012 см 3 .

Разумеется, масса и объём мозга человека - далеко не всœе, чем наш мозг отличается от мозга животных. Ведь и у кита͵ и у слона мозг по массе больше, чем у человека. Определяющую роль играет не масса мозгового вещества, а его структура. Чем же мозг человека отличается, к примеру, от мозга его ближайших родственников - приматов? Как это не покажется странным, но обнаружить принципиальные отличия в строении мозга человека и шимпанзе удалось лишь во второй половинœе XX в.

Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает 94% у человека против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги и черепной гребень. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Из-за того что увеличение головы плода новорожденного дошло до предела ширины родовых путей, ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объёма, в то время как у шимпанзе - 65%.

Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль нейронов со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма. Эволюция мозга, его усложнение идет за счёт растущей организованности, упорядоченности функционирования структурных ансамблей, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции.

Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, которые включают как клетки древних отделов мозга, расположенные в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в строении мозга можно выделить древние отделы, которые формируются на эмбриональной стадии, и молодые отделы (кора головного мозга), которые в основном развиваются на постэмбриональной стадии, или после рождения ребенка.

Новая мозговая кора состоит из 600 млн. вертикальных колонок, образуемых примерно 50 млрд. нейронов. У взрослого челове-

1 Средний размер мозга современного человека составляет 1400 см 3 у мужчин и 1270 см 3 у женщин.

ка новая кора занимает 95-96% общей площади, а на долю старой коры остается лишь 4%. В ходе эволюции шло изменение удельного соотношения древних и молодых отделов мозга. У низших обезьян лобные доли занимают 10% коры, у высших обезьян - 15%, а у человека - 25%, что является рекордом для животного мира. Именно лобные доли управляют социальным поведением.

Количественное увеличение ансамблей нервных клеток происходит главным образом за счёт перестройки старых отделов и использования освобождающихся нейронов, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всœего структурного ансамбля.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности.

В конце 1950-х гᴦ. начались исследования асимметрии мозга, и в 1970-х гᴦ. П. Линдсей и Д. Норман создали вполне обоснованную теорию. Оказалось, что при разрушении левого полушария теряется целœенаправленность действий, меняется содержание представлений о прошлом и будущем. Так, будущее начинается с того события, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ давно прошло, но случайно всплыло в памяти. Нарушение целостности правого полушария приводит к расстройствам чувственной и эмоциональной сфер человеческой деятельности, теряется способность к выполнению практических действий. Нарушение связи между полушариями мозга (подобную операцию иногда делают для лечения эпилепсии) приводит к возникновению двух потоков сознания. Каждое полушарие независимо хранит информацию и перерабатывает внешние впечатления, что приводит к ʼʼраздвоениюʼʼ личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, было выяснено, что целостный мозг функционирует иначе, чем рассеченный. Между полушариями мозга идет непрерывный обмен информацией, так как каждое полушарие имеет определœенную специализацию. Правое полушарие связано с яркой эмоциональной образностью, доминированием чувственности над словесными формами. Окружающий мир воспринимается им интуитивно, с мгновенным отражением множества признаков. Левое полушарие дает человеку возможность заниматься абстрактными схемами, словесными понятиями, оно обеспечивает логическое мышление.

На этом основании был сделан вывод, что в ходе эволюции сформировалась функциональная асимметрия мозга, которая при-

вела к тому, что левое полушарие оказалось связанным с логическим мышлением, а правое - с интуицией. Их взаимодействие идет по правилу дополнительности: логика корректируется чувственным восприятием, а эмоции - абстрактными схемами. Такое функционирование мозга дало человеку огромные преимущества.

Асимметрия мозга человека формируется сразу после его рождения. После появления на свет мозг ребенка функционирует по принципу дублирования полушарий, как это бывает и у других млекопитающих. При этом получение и обработка информации идет в зеркально-перекрестном режиме: левое полушарие воспринимает мир справа, а правое - слева. Оба полушария однородны по своей структуре и функционально взаимозаменяемы. Именно в связи с этим у маленького ребенка твердо не фиксированы речевые области, которые начинают развиваться сразу в двух полушариях. Но позднее речевые центры мигрируют из правого полушария в левое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ становится доминантным. Так, постепенно левое полушарие берет на себя функции речи и логического мышления, а правое - управление координацией движения и фиксацию геометрических связей объектов.

Важно отметить еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи и всœе прочие особенности человеческого мозга программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителœей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются лишь при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Редкие случаи, когда дети бывают воспитаны животными (науке известно порядка 30 подобных примеров), после чего их находят и возвращают к людям, показывают, что они никогда в полной мере не могут овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. По этой причине история про Маугли - не более, чем красивая сказка. Реализация генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. В случае если сроки пропущены, потенциал гаснет, и человек остается на уровне развития примата. По той же причинœе дети, вырастающие в домах ребенка и не получающие достаточного количества внимания от взрослых, часто отстают в развитии, хотя никаких органических нарушений у них нет.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий су-

шествования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

Специфические особенности человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специфические особенности человека" 2017, 2018.

У человека имеется ряд очень важных с его (человека) точки зрения отличий от животных, на часть из которых указывал еще Аристотель.

В связи с прямохождением - выпрямленное положение тела, вертикальность туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей в коленном сочленении, S-образно изогнутый позвоночник и хорошо уравновешенная на нем голова, сводчатое строение стопы.

Кроме того, человек обладает отличительными особенностями, не связанными непосредственно с прямохождением: редуцированный волосяной покров, почти неподвижные, но хорошо развитые ушные раковины, прямой высокий чистый лоб, хорошо очерченные брови, сильно развитый наружный нос, четкий желобок на верхней губе, сильно развитая слизистая или каемочная часть губ, выдающийся подбородок.

Волосяной покров у человека своеобразен: наряду с общей редукцией его на теле имеет место характерное развитие волос в подмышечных впадинах и на лобке. На голове волосы густые, обладают постоянным ростом; борода, усы и брови лишены осязательных волос.

У человека сильнее, чем у человекообразных, выражены различия между полами (половой диморфизм), который проявляется в весе, длине и пропорциях тела, в волосяном и кожном покровах. Женщина в среднем на 8 кг легче и на 9 см ниже мужчины; волосяной покров у нее развит на теле слабее, а подкожный жировой слой - сильнее; волосы на голове гуще и растут интенсивнее; плечи у женщины уже, талия более выражена, таз шире; ягодицы развиты сильнее; физическая сила приблизительно на 1/3 меньше мужской; голос в среднем на октаву выше.

Особого развития у женщины достигают млечные железы, в то время как у самок человекообразных выдаются лишь соски, а железистая часть набухает незадолго до родов, лишь во время лактации, да и то не очень заметно.

И, наконец, наибольшее различие человека от антропоидов заключается в величине головного мозга.

Известные своими достижениями люди и масса их мозга в г:

Тургенев И.С. писатель 2012

Кромвель О. политик, диктатор 2000

Бисмарк О. политик, рейхсканцлер 1807

Маяковский В.В. поэт, художник 1700

Кант И. Философ 1650

Ландау Л.Д. ученый, физик 1580

Шиллер И.Ф. поэт 1580

Гаусс К.Ф. ученый, математик 1492

Павлов И.П. ученый, физиолог 1457

Данте Алигьери поэт 1420

Ульянов В.И. политик, диктатор 1340

Кони А.Ф. юрист, писатель 1130

Франс А. Писатель 1017

(Из: С.В.Савельев. Природа индивидуальности мозга человека. Природа, 1995, 9: 16-31).

Масса мозга зависит в значительной степени от величины тела животного; более крупные животные обладают в общем абсолютно большим мозгом. Так, слон и кит превосходят человека по абсолютной величине мозга.

Относительная масса мозга - отношение массы мозга к массе тела выше у мелких животных; по этому показателю человек уступает маленьким обезьянам и некоторым другим мелким млекопитающим. При сравнении разных животных ни абсолютная, ни относительная масса мозга не могут служить достаточным показателем его развития.

Был предложен квадратный указатель массы мозга (E*E/S), представляющий собой произведение абсолютной массы мозга на его относительную массу. По этому показателю человек резко отличается от всех животных:

человек - 32,0

слон - 9,82 человекообразные - 2,03-7,35

низшие узконосые - 0,56-2,22

полуобезьяны - 0,13-1,37

Этот указатель отражает уровень “кефализации” или цефализации.

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с происхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, S-образный позвоночник, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. После наступления ледникового периода обезьянам, ведшим ранее древесный образ жизни и не отступившим к экватору, пришлось перейти к жизни на открытых пространствах. Высокая и густая трава африканской саванны в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности, чтобы ориентироваться на местности. Кроме того, передние конечности часто использовались ими для бросания камней, палок, переноса пищи, что смещало центр тяжести тела на задние конечности.

Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Кроме того, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально-параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга, однако платой за новые способности зрения стало ухудшившееся обоняние.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума - мозге. Эти отличия проявляются в массе, в объеме мозга, но не только в этом. Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает 94% у человека против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги и черепной гребень. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Из-за того что увеличение головы плода новорожденного дошло до предела ширины родовых путей, ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объема, в то время как у шимпанзе - 65%.

128. Нравственный фактор никогда еще не был так важен для развития биологии и медицины. Именно научные открытия послужили причиной того, что этика, имеющая прямое отношение к проблемам человеческой жизни, становится объектом пристального внимания не только среди круга специалистов, но в самом широком смысле становится связующим звеном, позволяющим разрешить проблему доверия всех членов общества к научному сообществу.

Проблема эта основана на генной терапии на добросовестном определении возможных пользы и вреда, а в случае генной диагностики на принципах соблюдения врачебной тайны и принципе уважения автономии личности, она актуализирует значение биоэтики не только в качестве зоны диалога, направленной на решение обсуждаемых задач, но и в качестве элемента формирующего правовую базу в науке.

Первые правовые документы были сформированы на основе заключений конференции 1975 года, проходившей в Азиломаре, участниками которой являлись крупнейшие специалисты в области молекулярной генетики. Впервые на этой конференции был выработан принцип классификации степеней опасности, составлен список запрещенных экспериментов, а также указана необходимость законодательной регламентации и наблюдения в отношении генноинженерной деятельности. Наиболее важными положениями различных документов в настоящее время являются:

1) «геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества»

2) «каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик»

3) «такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости». В этой части закона подразумевается, что телесностью (в частности, геномом) не исчерпывается достоинство человека, однако телесность составляет существенный компонент реальности человеческого бытия и генетический код в данном случае рассматривается как основная глубинная структура телесности.

4) «геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов».

5) «любые лечебные или диагностические манипуляции связанные с геномом могут проводиться после тщательной предварительной оценки связанных с ними “рисков” и “польз”. «Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица» говорится в этой статье.

6) «должно соблюдаться право каждого человека решать быть или не быть информированным о результатах генетического анализа и его последствиях».

7) «по признаку генетических характеристик никто не может подвергаться дискриминации, цели или результаты которой представляют собой посягательство на права человека, основные свободы и человеческое достоинство»

8) «утверждается право на справедливую компенсацию того или иного ущерба, причиненного в результате непосредственного и детерминирующего воздействия на его геном в соответствии с законодательством»

9)«конфиденциальность генетических данных, которые касаются человека, чья личность может быть установлена, и которые хранятся или подвергаются обработке в научных или любых других целях, должна охраняться в соответствии с законом»

10)«утверждается право всеобщего доступа к достижениям науки в областях, касающихся генома человека при условии должного уважения достоинства и прав каждого человека».
11) Конвенция о правах человека и биомедицине» опирается на положение от том, что «интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки». Содержит статьи:

Статья 11. (Запрет на дискриминацию)
Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.

Статья 12. (Прогностическое генетическое тестирование)
Прогностические тесты на наличие генетического заболевания или на наличие генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию могут проводиться только в медицинских целях или в целях медицинской науки и при условии надлежащей консультации специалиста-генетика.

Статья 13. (Вмешательство в геном человека)
Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Статья 14. (Запрет на выбор пола)
Не допускается использование вспомогательный медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом.

К Конвенции имеется дополнительный протокол о запрете клонирования человека.

129. Биосфера и человек. Медицинские аспекты охраны окружающей среды .

Биосфера, как и любая экосистема, находится в постоянном развитии. Считается, что несколько миллиардов лет тому назад живое вещество биосферы было сконцентрировано преимущественно в водной среде, только позднее была освоена суша, но, вероятно, общий уровень продукции и тогда был близок к современному. Неизменным оставался и набор основных функциональных блоков.

Развитие человеческой цивилизации привело к существенной перестройке биосферы. Развитие науки и техники и стремление удовлетворить все потребности постоянно увеличивающейся популяции людей привели не только к существенному изменению и даже исчезновению местных экосистем, но и сказались на функционировании и устойчивости всей биосферы. Часто подобное воздействие имело и имеет характер экологической катастрофы. Такую - перестроенную человеком - биосферу часто называют техносферой (греч. techne -мастерство).

Очевидные нарушения биосферы, и утрата ею (так же как и местными экосистемами) способности к самовоспроизводству, саморегуляции и самоорганизации подтолкнули человечество к обсуждению и разработке различных путей сохранения природы. В первую очередь речь идет о сохранении экосистем и биологического разнообразия - и о выработке подходов, обеспечивающих устойчивое развитие - то есть развитие, направленное на долговременное и взаимовыгодное сосуществование биосферы и человека в ней. Реализация этих подходов будет означать переход от техносферы к ноосфере (греч. noos - разум) - сфере разума.

Биосфера - это сложная, грандиозная эколо-географическая система, включающая в себя многочисленные системы низших рангов: биогеоценозы, популяции, организмы. Все они определенным образом взаимодействуют друг с другом и обеспечивают, с одной стороны, определенную устойчивость биосферы, а с другой, - ее развитие, эволюцию. Во многом и то, и другое определяется биологическим разнообразием, т.е. тем многообразием форм жизни и биологических систем, какое мы можем реально наблюдать ныне и реконструируем для прошлых эпох.

Современное представление о биосфере как уникальной саморегулируемой, самовоспроизводимой и самоорганизующейся системе восходит к работам французского философа и палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского начала XX века. Английский исследователь Джеймс Лавлок, развивая их взгляды, образно описывает биосферу как
своеобразный сверхорганизм.

Палеонтологические (от греч. palaios- древний) находки свидетельствуют, что в ходе развития жизни на Земле одни группы организмов заменялись на другие, но при этом всегда существовали формы, выполняющие различные геохимические функции. Таким образом, постоянно поддерживались условия, необходимые для существования жизни. Количество живого вещества также было более или менее постоянно на протяжении каждого геологического периода. В этом заключается закон константности живого вещества, фактически обоснованный В. И. Вернадским.

Со становлением цивилизаций роль человека в биосфере существенно изменилась. Так, ежегодные энергетические потребности каждого первобытного человека оцениваются примерно в 2х104 кДж. С освоением огня, появлением земледелия и животноводства человек стал использовать около 5х104 кДж. Сейчас каждый житель планеты Земля потребляет не менее 30х104 кДж энергии в сутки. Естественно, удовлетворение этих потребностей требует значительных ресурсов. В основном это либо продукция современных живых организмов (в том числе специально культивируемых), либо та же продукция, но произведенная в предыдущие эпохи и зафиксированная в виде биогенных накоплений - угля, нефти, газа.
Если учитывать общую ограниченность ресурсов, очевидно, что существуют некоторые пределы роста и существования цивилизации. Земля не способна прокормить и поддерживать слишком большое население. По разным расчетам, на нашей планете с учетом современных научно-технологических разработок может жить от 10 до 17 миллиардов людей. Однако эта оценка весьма приблизительна.

Медицинская экология (экологическая медицина) - новое направление медицинской науки, рассматривающей взаимодействие между факторами риска внешней среды и здоровьем человека.

Медицинская экология - это комплексная научная дисциплина, рассматривающая все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье населения с центром внимания на средовых заболеваниях.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ (синоним медицинские аспекты антропоэкологии) - раздел антропоэкологии и направление в современной профилактической медицине, анализирующий связи и зависимость общественного здоровья и его нарушений от факторов окружающей природной, социальной и техногенной среды.

Медицинская экология пытается установить причину заболеваний в непосредственной связи с окружающей средой, при этом учитывается большое разнообразие экологических факторов, нозологических форм заболеваний и генетических особенностей человека. Физические, химические агенты - обычные загрязнители окружающей среды. Особенности образа жизни человека (злоупотребление алкоголем, курение) также могут быть включены в список факторов риска.

130. Актуальные проблемы медицинской экологии

Медицинская экология – это сравнительно недавно возникшее направление.
Этот раздел медицины посвящён изучению связи причин возникновения определённых заболеваний с экологией окружающей среды. То есть, медицинская экология – это наука, призванная найти связь между факторами риска окружающей среды и здоровьем человека. Учитывая необыкновенное разнообразие факторов, видов заболеваний и особенностей человека, связанных с его генетикой, учёные пытаются установить причинно-следственную связь.
Этот раздел медицинской отрасли образовался на стыке специальностей: медицины, токсикологии, эпидемиологии, биохимии, иммунологии, технологий и пр. Факторы риска в развитии патологии, опосредовано связанной с экологией, лежат как раз в сфере этих наук.
Медицинская экология – научная дисциплина, изучающая все проблемы влияния на здоровье людей нарушений экологии в комплексе, и учитывающая воздействие специфики среды проживания.

Физические, химические агенты – это типичные загрязнители окружающей среды. Но, в зону риска входят и индивидуальные особенности (злоупотребление алкоголем, курение).
Именно поэтому в 70-х гг. XX в. учёные развитых стран мира, столкнувшись с экологическими проблемами, начали заниматься этой проблемой. На сегодня уже существуют определённые методы диагностики, лечения и профилактики, опосредовано зависимых от экологии заболеваний.

Особо нужно отметить – серьёзное влияние, в этом вопросе, на человека оказывает город. В связи с этим, медицинская экология напрямую связана с его экологией и промышленной.
Относительно незначительная часть населения земли может похвастаться, что дышит чистым воздухом. Атмосфера крупных городов и промышленных центров необыкновенно загрязнена. Она содержит огромное количество вредных примесей. Источники этих загрязнений созданы руками человека – промышленные предприятия, теплоэнергетика, транспорт.
Доля хронических заболеваний, связанных с экологическими проблемами, всё увеличивается. Это онкологические заболевания, заболевания соединительной ткани, иммунной системы, нейродегенеративные, аутоиммунные заболевания, эффект хронического утомления и др.
Катализатором заболеваний могут быть различные причины. Но немалую роль играет влияние среды проживания. В сочетании с генетическими изменениями, это вызывает увеличение нозологических форм заболеваний. Увеличение количества хронических заболеваний, в своём большинстве, формируется факторами окружающей среды.

75% ежегодных смертей в мире (данные ВОЗ) вызвано отрицательным воздействием окружающей среды и неправильным образом жизни, 90% всех онкологических заболеваний – связаны с окружающей средой и только 10% вызваны другими причинами. Анализируя причины, приводящие к онкологическим заболеваниям, специалисты пришли к неутешительным выводам – главные из них – экологически вредные пищевые продукты и курение (в т. ч., и пассивное).
Медицинская экология как раз и призвана решить эту проблему, остро вставшую перед человечеством.

Этиологические факторы возникновения заболевания у человека

§ питание;

§ курение;

§ инфекции;

§ алкоголь;

§ геофизичекие факторы;

§ промышленные выбросы;

§ пищевые добавки;

§ лекарства и медицинские процедуры;

§ неизвестные причины ~ 3 %.

131. Учение о биосфере и ноосфере

Биосфе́ра - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.

Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.

Существует и другое, более широкое определение: Биосфера - область распространения жизни на космическом теле. При том что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.

Местоположение биосферы: биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы и занимает всю гидросферу.

Границы биосферы: верхняя граница в атмосфере: 15-20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое УФ-излучение, губительное для живых организмов.

Нижняя граница в литосфере: 3,5-7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.

Нижняя граница в гидросфере: 10-11 км. Она определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

Биосферу слагают следующие типы веществ:

Живое вещество - вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4-3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее 10−6 массы других оболочек Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живое вещество не просто населяет биосферу, а преобразует облик Земли. Живое вещество распределено в пределах биосферы очень неравномерно.

Биогенное вещество - вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.

Косное вещество - в образовании которого жизнь не участвует; твердое, жидкое и газообразное.

Биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.

Вещество, находящееся в радиоактивном распаде.

Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.

Вещество космического происхождения.

История развития биосферы: развитие наблюдается лишь в живом веществе и связанным с ним биокосном. В косном веществе нашей планеты эволюционный процесс не проявляется.

Зарождение жизни

Жизнь на Земле зародилась ещё в архее - примерно 3,5 млрд лет назад. Такой возраст имеют найденные палеонтологами древнейшие органические остатки. Возраст Земли как самостоятельной планеты Солнечной системы оценивается в 4,5 млрд лет. Таким образом, можно считать, что жизнь зародилась ещё в юношескую стадию жизни планеты. В архее появляются первые эукариоты - одноклеточные водоросли и простейшие. Начался процесс почвообразования на суше. В конце архея появился половой процесс и многоклеточность у животных организмов.

Будущее биосферы: с течением времени биосфера становится всё более неустойчивой. Существует несколько трагичных для человечества преждевременных изменений состояния биосферы, некоторые из них связаны с деятельностью человечества.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Ноосфе́ра (греч. νόος - «разум» и σφαῖρα - «шар») - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера - новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.

Понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

132. Экология человека - комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

Экология человека включает:

1)социальную экологию (это раздел экологии человека, который рассматривает отношение общества с географической, социальной и культурной средами, т. е. с окружающей человека средой.)

2)экологические опасные факторы (ЭОФ), включающие химические (химическое загрязнение среды), физические (электромагнитные, радиоактивные, вибрационные, шумовые, световые, тепловые), биологические (биологическое загрязнение, заражение среды, источником которого служат живые организмы и живые переносчики), механические (твердые отходы, мусор) факторы.

Все экологически обусловленные заболевания можно разделить на две группы.

Экологически обусловленные заболевания, связанные с действием природно-обусловленных причин (или так называемых эндемичных заболеваний) - избыток или недостаток отдельных элементов в питьевой воде, местных продуктах питания, воздействие экстремальных климатических условий и т. д.

Экологически обусловленные заболевания, связанные с деятельностью человека (или техногенные). Данные заболевания в свою очередь также можно разделить на две группы:

Вызванные длительным (постоянным) воздействием того или иного вредного фактора или их сочетаний на организм человека. При этом они проявляются повышенным по сравнению с фоновым уровнем и/или по сравнению с другими территориями уровнем заболеваемости известными болезнями.

Вызванные резким внезапным значительным увеличением того или иного вредного фактора химической или физической природы во внешней среде (как правило, в результате аварий). При этом на данной территории наблюдается резкое увеличение (вспышка) «новых» или уже известных заболеваний.

Болезнь «минамата» - заболевание человека и животных, вызываемое соединениями ртути. Установлено, что некоторые водные микроорганизмы способны переводить ртуть в высокотоксичную метилртуть, которая по пищевым цепям увеличивает свою концентрацию и накапливается в значительных количествах в организмах хищных рыб.В организм человека ртуть попадает с рыбопродуктами, в которых содержание ртуть может превышать норму. Так, такая рыба может содержать 50 мг/кг ртути; причем при употреблении такой рыбы в пищу, вызывает ртутное отравление, когда в сырой рыбе содержится 10 мг/кг.

Болезнь «итай-итай». В Японии цинковый рудник за­грязнил кадмием реку Дзинцу, и тамошняя питьевая во­да стала содержать кадмий; кроме того, речной водой орошали рисовые поля и плантации сои. Спустя 15 - 30 лет более 150 человек умерло от хронического отравле­ния кадмием, сопровождавшегося атрофией костей все­го скелета. В США случаи заболевания «итай-итай» имели место в связи с потреблением сахарного го­рошка, который содержал большие количества кадмия.

Болезнь «юшо» - отравление людей полихлорированными бифенилами (ПХБ). Известна в Японии на производстве по очистке рисового масла в продукт попали бефинилы из холодильных агрегатов. Потом отравленное масло поступило в продажу в качестве корма для животных. Сначала погибло около 100 тыс. кур, а вскоре у людей появились первые симптомы отравления. Это выразилось в изменении цвета кожи, в частности потемнения кожи у детей, рожденных от матерей которые пострадали от отравления ПХБ. Поздней были обнаружены тяжелые поражения внутренних органов (печени, почек, селезёнки)

и развитие злокачественных опухолей. Применение некоторых видов ПХБ в сельском хозяйстве и здравоохранении в некоторых странах с целью борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний привело к их накоплению во многих видах сельскохозяйственной продукции, таких как рис, хлопчатник, овощи.

Некоторое количество ПХБ поступает в окружающую среду с выбросами

мусоросжигательных заводов, что представляет опасность для здоровья

городских жителей. Поэтому в некоторых странах ограничивают применение

Болезнь «желтые дети» - болезнь появилась в результата уничтожения

межконтинентальных баллистических ракет, что привело к выбросу в окружающую

среду токсичных компонентов ракетного топлива: НДМГ (несимметричный

диметилгидразин или гентил) и азотный тетраоксид, оба относятся к первому

классу опасности. Эти соединения весьма токсичны попадают в организм

человека через кожу, слизистые, верхние дыхательные пути, желудочно-

кишечный тракт.

В результате начали рождаться дети с выраженными признаками желтухи. В

2-3 раза выросла заболеваемость новорожденных. Возросло число новорожденных

детей в поражением центральной нервной системы. Возросла детская

смертность.

Из за выброса этих веществ появились кожные «ожоги» - гнойничковые

заболевания которые могут появиться после купания в местных реках, похода в

лес, непосредственного контакта обнажённых участков тела с почвой и др.

«Чернобыльская болезнь» - вызывается воздействием радионуклидов на

организм человека, выброшенных в результате взрыва четвёртого реактора

Чернобыльской АЭС. Выброс радиоактивных веществ составил 77 кг. Площадь

загрязнения составила около 160 тыс. км2, от радиации пострадало около 9

млн. человек.

В состав радиоактивных осадков вошло около 30 радионуклидов таких как:

криптон-85, йод-131, цезий-137, плутоний-239. Более опасным из них оказался

йод-131, с небольшим периодом полураспада. Этот элемент попадает в организм

человека через дыхательные пути, концентрируясь в щитовидной железе.

У местного населения отмечались симптомы «Чернобыльской болезни»:

головная боль, сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические

опухоли гортани и щитовидной железы. Также в районах пострадавших от аварии

на Чернобыльской АЭС повысилась заболеваемость сердечно- сосудистой

системы, участились вспышки различных инфекций, значительно снизились

показатели рождаемости.

Частота мутаций среди детей увеличилась в 2,5 раза, аномалии

встречались у каждого пятого новорожденного, примерно треть детей рождались

с нарушениями психики.

Алопеция - это внезапное облысение детей. Забо­левание было зарегистрировано осенью 1989 года. У заболевших детей в ногтях был обнаружен таллий, а в моче и в слюне - повышенное количество бора. Возникла гипотеза о токсическом воздействии фтори­да бора. Эти дети жили вблизи кирпичных заводов, где сжигали отходы, содержащие бор и фтор. Вспышка алопеции была зарегистрирована в 1989 году в Эсто­нии, в районах, где развита переработка горючих слан­цев. В почве, в растениях, в молоке, в воде был обнару­жен высокий уровень кадмия, висмута, свинца, бора,

«Картофельная болезнь » обнаружена в 1989 году у студентов, которые были привлечены к уборке карто­феля на Урале. Основной симптом болезни - «хлопаю­щая стопа», то есть у пострадавших не подгибалась стопа. По последней версии причиной болезни явились импорт­ные пестициды нового поколения, содержащие ртуть и поражающие периферическую нервную систему.

«Преждевременная детская старость». До сих пор не известны ни причины болезни, ни способы лече­ния. Дети, пораженные старческой дряхлостью, дожи­вают до 15 лет. Состояние их здоровья соответствует состоянию здоровья старого человека в сочетании с недоразвитым интеллектом. Одна из точек зрения на причину этого заболевания - это влияние неблаго­приятных факторов внешней среды.

«Синдром хронической усталости» является клас­сическим примером заболевания, вызванного ослаб­лением иммунной системы человека из-за ухудшаю­щихся экологических условий. Главный симптом - повторяющиеся приливы усталости с резким сниже­нием активности, длящиеся более чем 6 месяцев.

Загрузка...