aracs.ru

Как называется родной город молчалина. В помощь школьнику

Молчалин - один из наиболее запоминающихся образов в комедии «Горе от ума». Он наделен говорящей фамилией. Итак, о чем «молчит» этот персонаж?

Мы встречаемся с Молчалиным еще в самом начале комедии, когда узнаем, что у них взаимная любовь с Софьей, дочерью хозяина дома. Впрочем, в дальнейшем становится понятно, что взаимность любви существует лишь в воображении Софьи, а сам Молчалин не так прост, как кажется.

Жизненная позиция Молчалина наиболее полно раскрывается во время его диалога с Чацким. "Мне завещал отец: во-первых угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была" , - говорит Молчалин. И действительно, этот персонаж всегда сможет добиться того, чего хочет именно благодаря своей способности находить подход к людям. Его главная цель (как и любого представителя «фамусовского общества») - добиться высокого положения в обществе любыми средствами. И вот он, поняв, что в него влюблена дочь Фамусова, чтобы не оскорбить ее, разыгрывает романтичного и робкого влюбленного. Он знает, что Софья читает французские любовные романы и поэтому понимает, каким должен казаться при ней. И это действует: Софья восхищается его покладистостью, скромностью, мягкостью. Скромно он ведет себя и при Фамусове. Во время бала Молчалин всеми силами старается угодить Хрюминой, зная, что она занимает высокое положение в обществе («ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка»).

Однако интересно понаблюдать за тем, как меняется его поведение с другими людьми. Наедине со служанкой Лизой он становится грубо-развязным. С Чацким он беседует вежливо и подчеркнуто сдержанно, потому что понимает: Чацкий - нежеланный гость в этом доме и невыгодно оказывать ему почтение. Кроме того, Молчалин поражается тому, что Чацкий не знаком с одной знатной дамой - Татьяной Юрьевной. Это показывает, насколько важны связи и репутация для Молчалина (и насколько малое значение они имеют для Чацкого). Противопоставлены друг другу также желание Чацкого доказывать всем свою правоту и сдержанность Молчалина («в мои лета не должно сметь свои суждения иметь» ).

Если Чацкий оказался в этом обществе изгоем, то Молчалин чувствует себя здесь как рыба в воде. Не зря сказал Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете». Молчалин представляет собой такой типаж человека, который, к сожалению, востребован в любом обществе в любое время. Именно такие люди часто добиваются многое именно благодаря своему лицемерию. Поэтому на довольно популярный вопрос, что станет с Молчалиным после скандала в финале произведения и разоблачения, модно дать утвердительный ответ: все довольно быстро забудется и он будет продолжать жить в доме Фамусова как ни в чем ни бывало.

Алексей Степанович Молчалин работал вместе с Фамусовым – был его секретарем. Фамусов, в свою очередь, доверял своему подчиненному, хотя к дворянству Молчалин не имел никакого отношения. Фамилия героя схожа с его характером – мужчина скромный и никогда лишних слов не промолвит. София была рада тому, насколько Алексей добродушен и уступчив. Правда, Фамусова понятия не имела, что в действительности Молчалин совсем не тот, за кого себя выдает.

Интересует Молчалина в жизни лишь две вещи – богатство и карьера. Алексей в погоне за веселой и состоятельной жизнью. А ради такой жизни он готов угодить важным чинам. Молчалин достаточно умно подходит к своей цели. Его «маска» позволяет хитроумно двигаться к хорошей жизни, при этом не выставлять себя плохим человеком.Молчалин ради повышения своей репутации не против восхвалить Хлестову. Он с радостью соглашается с ней сыграть партию в карты, а также находит красивых слов, чтобы похвалить великолепную собаку женщину. Перед Фамусовым герой позиционирует себя практически также – за счет уважения и подчинения пытается выбиться в люди. Алексея Степановича можно назвать великолепным, а самое главное, терпеливым актером. Он не спешит как можно быстрее добраться до своей цели. Алексей действует аккуратно и осторожно, тем самым с каждым днем приближается все ближе к счастливой жизни.

Молчалин – подлый лицемер по отношению к Софии. Алексею ничего не строило убедить девушку в том, что он действительно в нее влюблен. В действительности никакой любви не было. Герой понимал, что для до того, чтобы заработать уважение своего начальника, необходимо наладить с его любимой дочкой С Лизой Мочалин более откровенен, чем с Софией. Он прямо говорит Лизе о том, что его любовь к Софии всего лишь ограничивается должностью. Причем Алексей подробно поясняет, почему ему важно убедить Фамусову в то, что он действительно в нее влюблен. Молчалин утверждает, что всегда нужно угождать вышестоящим, в данном случае своему начальству, чтобы соблюдать свой жизненный принцип и придти к желаемому успеху.

Несмотря на то, что к Лизе Алексей относился с некоторым откровением, он все равно оставался лицемером по отношению к ней. Дело в том, что Молчалину нужно было любой ценой заполучить уважение и расположение Лизы. Поэтому решил поступить умно, пообещав девушка, что подарит ей «туалет прехитрой работы». Лицемерие главного героя проявляет себя в полной мере в тот момент, когда Фамусова София наконец-то узнает, кем на самом деле является Молчалин. Алексей даже в такой ситуации продолжает откровенно обманывать Софию, падая перед ней на колени и прося прощения. Но в действительности никакой вины герой не чувствует. Он просто биться за свою карьеру, ведь если отец Софии узнает, кем на самом деле является его секретарь, ему явно не поздоровится.

В момент появления Чацкого Алексей понимает, что дальнейшее вранье не сможет ему принести совершенно никакого успеха. В отличие от Софии, Чацкий более умен, поэтому его расположения Алексею бы точно добиться не удалось. Поэтому Молчалин находит один единственный выход из такой ситуации – бегство. Чацкий крайне негативно, можно сказать, с большой ненавистью отнесся к Молчалину. И его больше беспокоил тот факт, что такому ничтожному человеку удалось завоевать сердце прекрасной девушки Софии, неспособной на столь корыстный обман. Если бы Молчалин не мчался к карьере, а был честен, Чацкий бы не страдал из-за переживаний Софии, а Фамусова, в свою очередь, была бы не обречена на столь долгие душевые терзания из-за подлого лицемера.

"Горе от ума" - бессмертная комедия А. С. Грибоедова. В нем он правдиво и беспощадно изобразил "картину нравов" современного ему аристократического общества. По признанию автора, в его произведении "25 глупцов на одного здравомыслящего человека". И одним из них в пьесе является Алексей Степанович Молчалин. Характеристике этого персонажа будет посвящена наша статья.

Место героя в комедии

Молчалин в "Горе от ума" - типичный представитель Роль, которую отводит ему в комедии автор, имеет чрезвычайное значение. Он, наравне с главным героем, является участником как любовного, так и общественно-идеологического противостояния персонажей. Алексей Степанович - не только достойный преемник Фамусова в делах, но и удачливый соперник Чацкого в любви. Именно его по неизвестной причине выбрала София. Личные взаимоотношения героев в "Горе от ума" имеют важное значение, однако более интересным для изучения является отношение Молчалина к службе. Ведь именно в этой деятельности характер Алексея Степановича проявляется ярче всего.

Общая характеристика героя

Алексей Степанович занимает небольшую должность. Он секретарь и Фамусова. Молчалин не может похвастаться благородным происхождением, однако изо всех сил стремится выбиться "в люди". Для этого он выбрал безошибочную тактику: "угождать всем... без изъятья". Алексей Степанович не делает различия между барином и его слугой. Со всеми он безупречно учтив и вежлив. В отношении вышестоящих особ преданность Мочалина не имеет границ. Он заискивает перед Фамусовым, стремится услужить Хлестовой. Алексей Степанович - посредственность, бессовестный лицемер и подхалим. Но никто из фамусовской гвардии этого не замечает. Образ Молчалина - это портрет человека, который с помощью нехитрых приемов и уловок прокладывает себе дорогу в высшее общество.

Молчалин и Чацкий

Если большая часть представителей фамусовской гвардии (Фамусов, Хлестова) - люди старшего поколения, то Молчалин - практически ровесник Чацкого. Однако эти представители одного поколения являются, по сути, абсолютно разными людьми. Их поведение в обществе, нравственные идеалы противоположны. Об этом свидетельствует отношение Молчалина к службе. По собственному признанию героя, у него всего два таланта - "умеренность и аккуратность". Он не скрывает собственную посредственность, даже напротив, гордится ею.

Поведение и мировоззрение Алексея Степановича строго регламентируется занимаемой должностью. Поскольку она еще весьма незначительна, ему приходится быть услужливым и скромным. Молчалин не может обойтись без влиятельных покровителей и всецело от них зависит. Самостоятельность Чацкого кажется Алексею Степановичу очевидной глупостью.

Молчалин и Фамусов

Необремененный особыми способностями, Алексей Степанович очень органично вписывается в консервативное фамусовское общество. Несмотря на громадную разницу в общественном положении и возрасте, у него много общего с известным московским "тузом". Отношение Молчалина к службе абсолютно "фамусовское". Он признается, что мечтает "и награжденья брать, и весело пожить". В его арсенале имеется уже "три награжденья" и каждое из которых - маленькая ступенька на пути к блестящей карьере. Подобно Фамусову, Алексей Степанович свято чтит общественное мнение. Некоторые цитаты Молчалина: "Ах! Злые языки страшнее пистолета" и "В мои лета не должно сметь/Свое суждение иметь" перекликаются с заключительной фамусовской фразой: "Ах! боже мой! что станет говорить"/Княгиня Марья Алексеевна!".

Молчалин в любви

Алексей Степанович умело притворяется влюбленным в главную героиню пьесы. И здесь проявляется его стремление "угождать всем людям без изъятья". Умная и самоотверженная, Софья совершенно не замечает обмана. Она превозносит его застенчивость, почтительность и несмелость. Даже отсутствие в нем "этого ума... который скор, блестящ..." кажется ей положительным качеством. Описывая Чацкому своего возлюбленного, девушка не замечает, как, по словам И. А. Гончарова, "портрет выходит пошл". У Софии свое горе от ума. Молчалин становится для нее героем любовного романа, в котором она играет роль доброй покровительницы.

Однако у Алексея Степановича совершенно другие склонности. Живая и веселая Лиза нравится ему гораздо больше. К тому же он не так глуп и считает, что София "Любила Чацкого когда-то/ Меня разлюбит, как его". А вот Лизе он готов подарить туалет затейливой работы и полагает, что этого достаточно для того, чтобы завоевать любовь. Трезвый цинизм Молчалина кажется особенно отвратительным на фоне искренних чувств, которые испытывает по

Дальнейшая судьба Молчалина

Утрата любви главной героини не означает для Алексея Степановича полного поражения. Несмотря на то что он совершил серьезную оплошность, ему удалось избежать гнева Фамусова. Все свое негодование "благородный" отец семейства выплеснул на униженную и оскорбленную Софию и невиновного Чацкого. Главного героя выставляют за порог, обвиняя в мнимом разврате. Софию грозятся выслать за недостойное поведение в деревню. Только Алексей Степанович удаляется незамеченным. Относительно судьбы этого героя не дает определенного ответа комедия "Горе от ума". Молчалин, вероятно, сумеет прикинуться жертвой сложившихся обстоятельств. Остановить его карьеру невозможно. Совершенно прав был Чацкий, когда предрекал, что Алексей Степанович "дойдет до степеней известных". Финальная сцена комедии лишний раз подтвердила печальную истину, которую пытается донести до своих читателей А. С. Грибоедов: "Молчалины блаженствуют на свете", тогда как искренние и умные Чацкие становятся в обществе изгоями.

Образ известных литераторов

Образ "бессловесного" человека, исподволь пробивающего себе дорогу по карьерной лестнице, никого не оставил равнодушным. Белинский в середине 19 века писал о том, что Молчалин - это человек, который "подличает без выгод" по единому "велению души". Н. В. Гоголь находил, что "лицо" Алексея Степановича "метко схвачено". Это образ личности низкой и безмолвной, тихомолком пробивающейся в люди. Салтыкова-Щедрина отношение Молчалина к службе вдохновило на создание серии очерков под названием "В среде умеренных и аккуратных". И. А. Гончаров в этюде "Мильон терзаний" отмечал, что в его время (1871 г.) молчалинское низкопоклонство становится архаизмом и "прячется... в темноту". Однако сравнения различных персон с бессловесным и услужливым персонажем "Горя от ума" до сих пор активно используется в публицистике.

Заключение

Цитаты Молчалина - отражение его жизненной позиции. Стремление пригодиться и войти в доверие к нужному человеку, который: "Кормит и поит", а может быть "и чином подарит..." актуально во все времена. Алексей Степанович - типичный приспособленец, необремененный творческим и созидательным началом, зато в избытке наделенный практической сметкой и житейским умом. Бороться с ним совершенно невозможно. В любой ситуации этот человек сумеет оказаться на плаву. До каких пор на службе будет цениться молчаливая посредственность, а яркий, живой и независимый ум будет подвергаться несправедливым гонениям? Такой вопрос ставит А.С. Грибоедов в сатирической комедии "Горе от ума". Молчалины занимают ведущие должности, проникают во все сферы жизни, внедряются в любое общество и одним своим существованием препятствуют его развитию. Однако ответ на этот вопрос по сей день не найден. Возможно, со временем подобное положение вещей изменится.

Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора - образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.

Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума". Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника - секретаря Фамусова - автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав "молчалинство" с "фамусовщиной". Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и "награжденья брать и весело пожить". Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин - мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.

При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. "Герой ее романа" "и вкрадчив и умен", он "за других себя забыть готов", "уступчив, скромен, тих". Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин - лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? "Пригретый" Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и "три награжденья", зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, "чтобы чины добыть, есть многие каналы". Молчалин не брезгует ничем:

Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...

Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему "века нынешнего" и "века минувшего". Эти герои - люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин - ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь "бессловесных", которые достигнут "степеней известных" (путь Молчалина).

Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг "по службе неуспех", Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство - готовность до гроба угождать всякому, кто "кормит и поит, а иногда и чином одарит". Он, если надо, может принять и вид любовника "в угодность дочери такого человека". И уж, конечно, Молчалин на стороне "всех" в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. "Умеренность и аккуратность", "не сочинитель я", "в мои лета не должно сметь свое суждение иметь", "ведь надобно ж зависеть от других" - вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.

Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин - ничтожество, "жалчайшее создание". Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.

Он свято выполняет завет отца "угождать всем людям без изъятья". Лесть - главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий - неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что "Молчалины блаженствуют на свете".

И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства - время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей - они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: "... осмотритесь: вы окружены молчалиными".

Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время - Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди "возрождаются" быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

Скромный и сдержанный, входит он в гостиную и подобострастно раскланивается. На лице его — угодливая улыбка, в манерах и движениях — мягкость, предупредительность, робость. Но это притворная робость. На самом деле у этого скромного человека — точный и безошибочный расчет. Войдя в гостиную, он тотчас оценивает обстановку. В углу, в глубоких креслах, сидит Хлестова, важная, влиятельная старуха, одного слова которой достаточно, чтобы упрочить или погубить чью-либо карьеру. Он подходит к ней и, почтительно склонившись, говорит с вкрадчивой улыбкой:
Ваш шпиц, прелестный шпиц; не более наперстка;
Я гладил все его: как шелковая шерстка.
«Спасибо, мой родной», — отвечает довольная старуха. Признательность ее обеспечена. Это — Молчалин, секретарь Фамусова, один из главных героев комедии.

Безродный, т.е. незнатный дворянин из Твери, пригретый Фамусовым, Молчалин явился в Москву, поставив перед собой одну цель — сделать карьеру. Явился он, вооруженный целой теорией карьеризма. Исходная позиция его — сознание своей незначительности и зависимости:

Ведь надобно ж зависеть от других …
В чинах мы небольших …
Тактика его — угодничество, подхалимство, лицемерие. Это тактика, перешедшая по наследству от отца, завещавшего ему угождать не только хозяину дома, начальнику, но даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».

Основной аргумент его — опасность собственного мнения. Молчалин рассуждает так: а вдруг не угадаешь мнения начальства, «не попадешь в точку»? И он ставит себе правилом:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

У него есть и таланты: «Два-с. Умеренность и аккуратность». Молчалин оказался «деловым» человеком, ловким чиновником. Прошло всего три года со дня появления его в Москве, и он уже самодовольно заявляет:
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.
Три награжденья за три года — большая удача для начинающего чиновника.

Молчалин умело делает свою карьеру. Манера его держать себя обманывает всех окружающих. Неудивительно, что Софья его не разгадала. Молчалин обманывает ее и, принимая вид любовника — «по должности», «в угодность дочери такого человека», — в то же время ухаживает за Лизой. Поступок с Софьей — лучший показатель его полной беспринципности, холодной расчетливости.

У Молчалина ничего нет за душой, у него — один холодный расчет. Это не значит, что Молчалин не сделает карьеры. Чацкий говорит о нем:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Пока существуют Фамусовы, только подписывающие бумаги, Молчалины будут незаменимы. Фамусов, «по размышленью зрелом», вероятно, простит его. И снова Молчалин будет услужливо скользить в его гостиной:
Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет.
По-прежнему будет подкупать его лакейско-угодпивый язык и тон: «с бумагами-с», «да-с» , «нет-с» … А в Архиве своим чередом будут ему
идти чины и награды.
Образ Молчалина вызывает гадпивость и отвращение. Но Чацкий прав, говоря о живучести и распространенности зтого типа: Молчалины блаженствуют на свете. Имя Молчалина недаром стало нарицательным.

Загрузка...