aracs.ru

Почему Молчалины блаженствуют на свете, а Чацкие им проигрывают бой за боем? Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.

Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:

«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил».

Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:

«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин».

Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:

«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим».

Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.

Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.

Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.

Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.

За что Фамусов ценит Молчалина?

Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.

Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».

Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».

Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе

Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».

Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.

Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».

Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».

Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?

Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.

Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.

Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

Выводы

Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.

Проблема описанная в данной статье очень актуальна и сегодня. Поэтому приведённая характеристика образов Фамусова и Молчалина, схожесть и различие их взглядов пригодятся ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»»

Тест по произведению


Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" написана в 1824 году в переломную для России эпоху. Уходил в прошлое век Екатерины, зарождался новый век с неясными чаяниями и надеждами на перемены к лучшему, со стремлением к свободе. Ещё И. А. Гончаров сравнивал это произведение со "столетним стариком", "бодрым и свежим". Прошло более 190 лет, но комедия не утратила своей свежести и бодрости и так же неувядаема, как и прежде. Бессмертие комедии не только в крылатых словах и выражениях, которыми до сих пор пестрит наша речь, но и в том, что в ней остро поставлена вечная проблема отцов и детей, показана борьба нового со старым.

Безусловно, ярким представителем "века минувшего" является павел Афанасьевич Фамусов, хлебосольный и гостеприимный барин. Новое поколение представляет Александр Андреевич Чацкий. Молчалин - ровесник Чацкого и по возрасту должен относиться к "детям". Но по своим жизненным идеалам, по образу жизни он, несомненно, входит в "фамусовское общество".

Фамусов - яростный защитник прежних устоев. Молчалин же - беспринципный их последователь. Он принимает "фамусовское общество" постольку, поскольку оно обладает силой и способно дать ему всё, к чему он стремится в жизни: выгодное служебное положение, богатство, почёт. Алексей Степанович руководствуется теми же принципами, что проповедует Фамусов, который восхваляет своего покойного дядю максима Петровича.

Екатерининский вельможа Максим Петрович на приёме у императрицы случайно оступился и упал, "чуть затылка не пришиб". За это он "был высочайшею пожалован улыбкой", рассмешил Екатерину. Чтобы доставить приятное высокой особе, "прыткий старичок" дважды падает нарочно, "отважно жертвуя своим затылком". Смысл этой хвалебной оды во славу дяди один - надо вовремя уметь "подслужиться", "сгибаться вперегиб". Максим Петрович добился в жизни всего: "на золоте едал; сто человек к услугам", "весь в орденах", "век при дворе". Эту же рабскую психологию исповедует и Молчалин в откровенном разговоре со служанкой Лизой, где он говорит, что отец завещал ему всем угождать: "хозяину, где доведётся жить", слуге. швейцару, дворнику и даже собаке дворника "чтоб ласкова была".

Остроумная Лиза очень точно заметила, что у Молчалина "огромная опека". Конечно же, Фамусову не нужно угождать всем подряд, он уже добился "степеней известных". Но по-житейски умный и дьявольски хитрый Молчалин может пойти ещё дальше своего благодетеля, не дошедшего до такой циничности и подлости.

Безродный тверской провинциал сумел понравиться важному московскому лицу деловыми качествами. Фамусов "пригрел" Алексея Степановича, ввёл в своё семейство. "дал чин асессора и взял в секретари". Отношение же Павла Афанасьевича к деловым бумагам простое: "подписано, так с плеч долой". Провинциалу, чтобы добиться успеха в столице, напротив, необходимо проявлять дотошность и внимательность при ведении дела. Нужно отдать должное предприимчивости Молчалина. Для него одного Фамусов сделал исключение и принял на работу не родственника, даже не дворянина, а "безродного. Но и в Москве молодой человек не теряет времени даром: без труда может найти покровительство У какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он умеет "и награжденья брать и весело пожить".

"В угодность дочери такого человека", как Фамусов, Молчалин "принимает вид любовника". он прекрасно понимает, что хозяин никогда не даст согласия на брак Софьи С "нищим" и "безродным", он ужасно боится разоблачения и в то же время надеется на покровительство дочери своего начальника. А вдруг она замолвит словечко перед батюшкой - тогда награды и повышение в чине ему обеспечены.

Алексей Степанович достигнет "степеней известных" и будет "блаженствовать на свете". Он вовремя скрылся в своей каморке во время скандальной сцены на лестнице, и Фамусов не застал его с дочерью. Гнев московского барина обрушился на Софью и на Чацкого, но и Лизу барин не оставил без внимания за плохую службу барышне. Фамусов никогда не расстанется со своим секретарём, ценя его услуги и деловые качества.

Итак, мы убедились, что молодое поколение в лице Алексея Степановича Молчалина достойно своих "отцов" и в достижении своих целей пошло ещё дальше "своих учителей": для них не существует никаких моральных принципов, все средства хороши.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик.

Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт. Роль Молчалина тоже сопоставима с ролью главного героя. Как и Чацкий, Молчалин – участник и любовного, и общественно-политического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и соперник Чацкого в любви к Софье.

Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он "управляющий в казенном месте". Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, "протекции" молодым и пенсии старикам. Молчалин пока выполняет чуть ли не роль прислуги при московских "тузах": носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него "говорящая" фамилия, образована от латинского "fama" - молва. И у Молчалина фамилия "говорит" сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – "двойник" Фамусова.

У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.

Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было "не то, что ныне". Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали "века минувшего". По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, "как делали отцы", учиться "на старших глядя". Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: "угождать всем людям без изъятья". Для фамусовского секретаря "святыми" являются только "мнения чужие". Он, как и Фамусов, считает зависимость "от других" основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь "покровителей", даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является "смышленый" Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: "Упал он больно – встал здорово". Алексей Степанович рискует в результате тайного "романа" потерять расположение покровителя, но отказаться от "угождения" дочери "такого человека" он не в состоянии.

Молчалин – типичный "средний" человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий "талант" - умение приспособиться к обстоятельствам, к "нужным" людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, "достигнуть степеней известных". Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы "и награжденья брать, и весело пожить". Как только Молчалин "взлетит", то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало "золотым" правилом:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания ("Ах! злые языки страшнее пистолета", "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь") напоминают фамусовское: "ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"

Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они способны на низость. Оба героя одновременно проявляют "известный" интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальш – не представляют опасности. Например Павел Афанасьевич искренне удивляется:

Ну вот! великая беда,

Что выпьет лишнего мужчина!

А свои заигрывания с Лизой и особо тесные отношения с докторшей, которая по его "расчету" должна родить, считает естественными для московского барина-вдовца. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Поэтому разрыв Павла Афанасьевича с "секретарем" скорее всего окажется временным. Именно эта мысль звучит в заключительных словах Чацкого:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Молчалин сможет соответствовать идеалу жениха для московских барышень:

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей…

Молчалин – это "маленький Фамусов", герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, "деловых" людей.

«Почему Молчалины блаженствуют на свете?» - как-то спросил меня один девятиклассник. Для начала стали с ним рассуждать, а кто такой Молчалин. То есть постарались выяснить, понял ли он то, что хотел сказать этим образом Грибоедов.

Молодой человек, живший в Твери и занимавший ничтожную должность, сумел приглянуться высокопоставленному чиновнику из Москвы. Фамусов взял его не только на службу, но и поселил в собственном доме. Молчалин «числится по архивам», а на деле выполняет обязанности секретаря Фамусова.

За очень короткий срок молодой человек сумел доказать свою компетентность, а главное – свою незаменимость. Фамусову не нужно вникать ни в какие дела, за него это делает Молчалин. Парадокс, конечно! Начальник не вникает даже в то, что подписывает. Помните знаменитое: «Подписано – так с плеч долой».

То есть получается, что именно Молчалин решает отказать или дать добро на решение какого-либо дела. Или просто, не задавая лишних вопросов, выполняет приказы Фамусова. Законно или незаконно то, что он делает, этот вопрос его не волнует. Главное «подслужиться». Да так удачно, как это сделал в свое время дядя Фамусова - Максим Петрович. Вот ему-то как раз несказанно повезло: он своим падением сумел развеселить императрицу. За эту «заслугу перед Отечеством» его примерно наградили: «в чины выводит… и пенсии дает». А еще ездит цугом, ест на золоте и играет чаще всех в вист с самой царицей! Да, есть чему позавидовать!

И Молчалин не просто тихо завидует, он прокладывает себе дорогу, пуская в ход все свое природное обаяние. Играет со стариками в карты. Всем с ними скучно, а он мило улыбается и кивает головой в нужном месте. Старухе Хлестовой – суровой женщине, которую побаивается даже Фамусов – восторженно хвалит ее собачку и девку - арапку. Обаял дамочку! Она с ним очень благосклонно разговаривает.

Сов всеми Молчалин очень мил и вежлив. У него нет врагов, он ни с кем не вступает в конфликт, никому из вышестоящих не перечит, даже со слугами очень корректен. Так, на всякий случай, а вдруг пригодится. Вот и с Софьей – восторженной хозяйской дочкой – он тоже ведет себя крайне осторожно. Провел ночь в ее спальне! Какой пассаж! Абсолютно некомильфотный поступок! Даже как-то неудобно спрашивать, что он там делал. Ответ лежит на поверхности - соблазнял барышню.

А вот и не угадали! Играл на флейте, вздыхал и самая большая вольность – прижимал ее руку к своему сердцу! А где же страстные поцелуи? Где пылкие объяснения в любви? Где предложение руки и сердца? А вот и не дождетесь! Молчалин очень осторожен. Он понимает, что Фамусов на мезальянс не согласится, а просто прогонит его взашей со двора. Да еще и репутацию испортит. Столько трудов прахом пойдет. К тому, Молчалин не собирался жениться на Софье. Он получше партию подыскивал.

Он даже Чацкого поучал, спрашивая, был ли он сразу после приезда у одной из самых известных московских дам. Любезно пояснил, что молодые люди часто там покровительство находят, где не метят. Пораженный Чацкий ответил, что к женщинам он ездит, но не за этим. И вызвал на лице у Молчалина снисходительную улыбку – ну, не умеет человек устраиваться в жизни! Мало того, что сам не умеет, так еще и умных людей слушать не желает. И несет, невесть что! Сплошная крамола!

Ведь чудак Чацкий прямо говорит о том, что думает. И кому? Крепостникам он говорит о «русском рабстве», прожигателям жизни – о пользе труда, смело обличает русское барство. Да кому это в салоне Фамусова нужно?! Метать бисер перед свиньями! Не поймут, не примут, не последуют! Тогда зачем говорит? Иначе своей жизни не представляет, вот и не может молчать.

А тут еще любовная линия. Софья, влюбленная в него три года назад, смеявшаяся над его шутками, очень переменилась. И дело даже не в том, как она похорошела – это-то как раз к лучшему. Дело в том, что она холодна, неприступна, а Чацкий не может понять, почему это происходит.

Сонечка – милая девочка. Когда-то он приучил ее свободно мыслить, думать о том, что интересовало его самого, научил сопереживать. Он помнит ее любящий взгляд, который грел его сердце все три года. Но ведь ей тогда было всего 14 лет! Дитя. А теперь перед ним взрослая барышня. Ему и в голову не приходит, что его место в ее сердце занял Молчалиным. Он, по мнению Чацкого, слишком ничтожен, чтобы Софья смогла его полюбить.

Финал печален. Молчалин разоблачен, изгнан из дома Фамусовых. Чацкий убегает сам. Бежит туда, «где оскорбленному есть чувству уголок». Подальше от Москвы, от лицемерия и ханжества. Вроде бы оба героя находятся в равных условиях. Обоим отказано от дома.

Но у Чацкого не будет «блестящего будущего» ни в одном из городов России. Почему? Потому, что никому не нужны честные люди, которые бесстрашно указывают на недостатки и пороки общества. Да еще и стремятся изменить уклад привычной жизни. Ишь, чего задумал: крепостное право ему не нравится! Чацкому одна дорога – на Сенатскую площадь, а потом в Сибирь, на каторгу. Такие люди не меняют своих взглядов и идут за них на бой.

А вот Молчалин непременно выплывет, не зря же он так обхаживал влиятельных людей. Поплачется в чью-нибудь жилетку, посплетничает о нравах в доме Фамусова. А как у нас сплетни любят, знают все. А если еще и о власть имущих, да еще эксклюзив! Глядишь, и новое очень тепленькое местечко ему подберут, и должность подходящая найдется. А лет через пять, Молчалин, непременно женится. Опять же, руководствуясь советом уважаемых людей, партию подходящую ему подберут. Чтобы и с приданым, и со связями, и чтобы в обществе принимали. А еще через пять лет совсем «выйдет в люди» - должность высокую займет. Все, к чему стремился, обязательно воплотит.

Заветы отца, данные ему в ранней юности, Молчалин запомнил, как семинарист молитву: «Угождать всем людям, без изъятья». Вот и угождает, старается, со всеми ладит, всем друг, товарищ и брат. Такие люди быстро и удачно делают карьеру – им ведь те самые, нужные люди, помогают. Двигают они друг друга по карьерной лестнице, и за шиворот, и под зад пинками. Способ движения наверх неважен. Считается только конечный результат.

Ни один Чацкий так жить не станет. Ему его честь дороже. У него за Отечество душа болит. Вот и проигрывает Чацкий свой бой мерзавцу и приспособленцу. А тот все ползет наверх, а достигнув вершины, еще и Чацкого учить станет. Но, как говаривал старик Крылов, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Наверное, поэтому эти двое стоят на разных полюсах, и их вечный бой не заканчивается.

Загрузка...