Синтаксический разбор предложения рядом. Как делать синтаксический разбор предложения
Задания, связанные с синтаксическим анализом текста, вызывают затруднения у школьников и студентов филфака. Грамотно проведенный синтаксический разбор предложения требует достаточно обширных знаний в области русского языка. Но, обладая базовыми понятиями, можно с успехом справиться с заданиями.
Что такое синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор – это анализ предложения по следующим критериям:
- Вид по цели высказывания.
- Вид по эмоциональной окраске.
- Количество основ (далее простое и сложное предложения разбираются согласно определенному порядку).
- Характеристика членов предложения.
- Конструкции, осложняющие предложение (если они есть).
- Пунктуационный разбор.
- Схема (если требуется).
Синтаксический разбор предложения бесплатно онлайн
Найти программу, способную правильно выполнить синтаксический разбор в полном объеме с учетом всех нюансов, достаточно трудно. Но все же в сети есть несколько сервисов, которые помогут в решении проблемы.
Ресурс Seosin.ru – наиболее популярный из имеющихся. При введении предложения в соответствующее окно можно получить синтаксический анализ текста.
Если для разбора требуется провести семантический анализ, лучше всего воспользоваться программой известной биржи «Advego».
Получить онлайн решение можно также от специалистов – филологов и лингвистов. Для этого нужно зайти на соответствующий форум (http://gramota.ru/, https://lingvoforum.net/,http://lingvo.zone/). Профессионалы обязательно помогут с разбором и дадут исчерпывающий ответ на самый сложный вопрос.
Сделать синтаксический разбор самостоятельно
Постичь все премудрости разбора можно, если внимательно прочитать приведенную ниже информацию и немного потренироваться.
I. Цель высказывания
В зависимости от цели, предложения делятся на:
- повествовательные (передают информацию, что-то сообщают, утверждают или отрицают. В конце таких предложений стоит точка или восклицательный знак);
- вопросительные (содержат вопрос, в конце ставится (обязательно!) вопросительный знак);
- побудительные (содержат побуждение, призыв, просьбу, требование). Характерны побудительная интонация, использование глаголов повелительного наклонения, частицы пусть, пускай, давай.
II. Эмоциональная окраска
Показателем является наличие восклицательного знака. Есть он – предложение восклицательное , нет – невосклицательное . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным.
III. Количество грамматических основ
По наличию основ предложения бывают простые и сложные . К простым относят те, в которых 1 грамматическая основа.
Соответственно в сложном предложении должно быть 2 или более основ.
III. 1. Порядок разбора простого предложения
Следует указать вид предложения по наличию главных членов.
К главным членам относятся подлежащие и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто и что? Может быть выражено практически любой частью речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает, что такое этот предмет, кто он такой, каков он, в каком состоянии находится? Также может быть выражено различными частями речи.
К второстепенным членам относятся дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (какой? чей?) и обстоятельство (где? когда? куда? сколько? и т.д.)
III. 1.1 Распространенные и нераспространенные предложения
Если предложение содержит только главные члены – оно нераспространенное . Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член – распространенное .
III. 1.2. Односоставное или двусоставное
Если в предложении есть подлежащее и сказуемое – предложение является двусоставным . Если только один главный член – односоставным .
III. 2. Разбор сложного предложения.
После определения вида простого или сложного предложения необходимо разобрать второстепенные члены, найти осложняющие конструкции и объяснить постановку знаков препинания.
Примеры синтаксического разбора
Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.
- 1 основа — простое,
- Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).
Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — дождик прошел.
- Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — синева показалась.
- Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — книги ценились.
- Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
- 1 часть – нераспространенное,
- 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
- Бессоюзное.
- Части разделены запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Предложение выражает законченную мысль.
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.
По цели высказывания предложения бывают : повествовательные, вопросительные. побудительные.
Повествовательное предложение - это предложение, в котором о чём-то сообщают (повествуют).
Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Побудительное предложение - это предложение, в котором побуждают к действию, советуют или просят что-то сделать.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Восклицательное предложение - это предложение, которое произносится с сильным чувством. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).
Невосклицательное предложение - это предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. В конце невосклицательного предложения ставится точка (.) или вопросительный знак (?).
В предложении есть главные и второстепенные члены.
Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.
Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называет то, что совершает предмет. Сказуемое отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделает? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Члены предложения
Главные |
|
Примеры | Информация |
Подлежащее
- главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое - либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы: Кто? Что? |
|
Сказуемое
- главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Отвечает на вопросы: |
|
Подлежащее и сказуемое - основа предложения. | |
Второстепенные
Примеры | Информация |
Дополнение
- второстепенный член предложения, который обозначает предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей. |
|
Определение
- второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы: |
|
Обстоятельство
- второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.
Отвечает на вопросы: |
Предложения
1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. 3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые - одна основа, сложные - две или более грамматических основ. 4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). 5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. 6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). 7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, однородными членами Синтаксический разбор предложения
§1. Что такое синтаксический разбор, в чём его специфика
Синтаксический разбор - это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:
- словосочетания
- простого предложения
- сложного предложения
При синтаксическом анализе важно уметь различать единицы синтаксиса, осознавать, что это единицы разных уровней, и понимать, какими признаками характеризуется каждая из них. Синтаксический анализ требует не путать словосочетание и простое предложение, а также простое и сложное предложения и знать, как следует разбирать каждое из них.
§2. Что нужно знать и уметь делать
Синтаксический разбор требует знаний и умений.
Нужно знать:
- в чём различие между словосочетанием и предложением
- в чём различие между простым и сложным предложением
- как строится словосочетание, и какими они бывают (вид по главному слову)
- синтаксические связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
- какие признаки характеризуют предложение: цель высказывания, смысловая и интонационная законченность, наличие грамматической основы
- какими бывают предложения по количеству грамматических основ: простое, сложное
- какими бывают простые предложения по своей структуре: двусоставное, односоставное (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное)
- какими бывают сложные предложения: по характеру синтаксической связи их частей: союзные, бессоюзные; союзные: сложносочинённые и сложноподчинённые)
- какова синтаксическая роль слов в предложении (разбор по членам предложения)
Нужно уметь:
- определять, к каким синтаксическим единицам относится данная для разбора единица
- выделять словосочетания в предложении
- находить главное и зависимое слово в словосочетании
- определять вид синтаксической связи
- определять грамматическую основу предложения
- определять тип предложения по грамматической основе (двусоставное - односоставное) и по характеру главного члена (для односоставных предложений)
- определять члены предложения
- определять осложняющие компоненты: однородные члены, обособления, вводные элементы (вводные слова и предложения, вставные конструкции), обращения, прямая речь и цитирование
- определять количество частей в сложном предложении
- определять тип синтаксической связи и тип сложного предложения
§3. Порядок разбора синтаксических единиц
Словосочетание
1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому.
2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.
3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.
Простое предложение
1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное
3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:
- невосклицательное
- восклицательное
4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:
- простое
- сложное
5. Дать характеристику по наличию главных членов:
- двусоставное
- односоставное
а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное
6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:
- распространённое
- нераспространённое
7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):
- полное
- неполное
8. Определить наличие осложняющих компонентов:
- неосложнённое
- осложнённое:
а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным - несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием
Примечание:
При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление
Сложное предложение
1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное
3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:
- невосклицательное
- восклицательное
4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:
- с союзной связью
- с бессоюзной связью
- с сочетанием союзной и бессоюзной связи
6. Определить тип сложного предложения и средства связи:
- сложносочинённое ( : соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными)
- сложноподчинённое ( : временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)
- бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)
7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения - см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)
9. Составить схему сложного предложения, отражающую
В русском языке процессом синтаксического анализа считается поочередное сопоставление слов с выделением некоторого подмножества из множества всех слов. Результатом выступает синтаксическая очерёдность, которая применяется совместно с лексическим анализом. Синтаксический анализ даёт возможность проанализировать строение предложения, что увеличивает уровень пунктуационной грамотности.
Синтаксический разбор приемлемо выполнять как в простых, так и в сложных предложениях, а также в словосочетаниях. В каждом примере свой сценарий анализа, в котором подчеркиваются свойственные составные части. При синтаксическом анализе необходимо обладать способностью выделить словосочетание из предложений, а также определить, каким предложение является - простым либо сложным. Кроме того, следует понимать, каким образом строится словосочетание, и присвоить ему тип связи. Различают такие типы связи: согласование, примыкание, управление. При синтаксическом анализе нужно выбрать желаемое нам словосочетание в предложении, затем установить главное слово. Следующим шагом будет определение времени, наклонения, а также лица и числа главного слова. Что касается анализа простого предложения, то необходимо изначально определить его по цели высказывания, а именно - повествовательное оно, побудительное либо вопросительное. Затем нужно найти подлежащее и сказуемое. Следующим этапом определяем тип предложения - оно односоставное либо двусоставное. После выясняем наличие в предложении слов помимо подлежащего и сказуемого, что позволит нам сказать – распространенное оно либо нераспространенное. Далее будет установление - полное или неполное предложение. Разберем такой пример: «Я не слушала музыку прекрасней Бетховена». Предложение будем считать простым. Наделено одной грамматической основой - «я не слушала». «Я» - подлежащее, личное местоимение. «Не слушала» - простой глагол, сказуемое, в состав которого входит частица «не». В предложении присутствуют следующие второстепенные члены «музыку» - дополнение, выраженное существительным. «Прекрасней» - определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени. «Бетховена» - дополнение, существительное. Теперь можно охарактеризовать это предложение - оно повествовательное, не восклицательное; по строению - простое, так как одна грамматическая основа; двусоставное - есть оба главных члена; распространенное - ведь в нем присутствуют второстепенные члены; полное - нет пропущенных членов. Однородных членов в предложении также нет.Пользуясь последовательностью и правилами синтаксического анализа, не составит большого труда сделать правильный синтаксический разбор предложения, хотя по скорости разбора скорее всего вас обойдёт шестиклассник-хорошист.
Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.
Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.
Что показывает синтаксический анализ
В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.
Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.
Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.
Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .
На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:
- подл. – сущ., мест.;
- сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
- опред. – прил., мест., числ.;
- доп. – сущ., мест.;
- обст. – наречие, сущ. с предлогом.
С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.
Характеристика синтаксических единиц
Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.
Определяем вид:
- по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
- по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.
Находим грамматическую основу.
Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.
Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:
- по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
- по распространённости: распространённое или нераспространённое;
- по полноте: полное или неполное.
- чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.
Определяем к какому типу относится сложное предложение:
- сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
- сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
- бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).
Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.
Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.
Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.
Здесь больше параметров для анализа .
После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.
Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.
Как составить схему
Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.
- Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
- Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
- Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
- В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.
Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.
Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.
Образец разбора простого предложения
Записываем пример и приступаем к анализу.
Я не видел озера великолепнее Байкала.
I этап: разбор предложения по членам:
- «Я» – подл., выражено лич. мест;
- «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;
II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.
В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:
- не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
- озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
- великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.
III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:
- по строению – двусоставное, распространённое, полное;
- по цели высказывания – повествовательное;
- по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.
IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].
Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.
Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.
Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.
Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].
Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.
Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.
Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.
Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.
Схема: [- = и = О, О, О].
Разбор сложных предложений
Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.
Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.
Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.
Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.
Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.
Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.
Схема: [- =], (что = (которые = -).
Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.
Схема: [- =], и [=].
Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.
Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.
Схема: [- =], [- =].
Синтаксический разбор простого предложения
Как делать синтаксический разбор
Вывод
Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.