aracs.ru

Памятники посвященные героям и событиям сталинградской битвы. Памятники сталинградской битвы. Памятник «Казачья Слава» в Волгограде

Местонахождение: поселок Песчанка, Советский район Волгограда.

На окраине Песчанки, там где в 1942–1943 годах шли тяжелейшие бои, стоит странное сооружение, признать в котором памятник удается не сразу. Подойдя ближе, можно увидеть признаки мемориала - надгробную плиту с крестом, цветы, венки... Но в первую очередь острая фигура из ржавых стальных листов кажется одним из многочисленных осколков снарядов, оставшимся здесь с войны и теперь поднявшимся из земли и стремящимся в небо. Когда-то этот необычный знак памяти метко прозвали шипом.

Памятник всем жертвам Сталинградской битвы был установлен 8 июня 1996 года на средства австрийских граждан. Сбором денег в 1992–1993 годах занимались общественные организации «Австрийский Черный крест» и «Комитет 50 лет Сталинграда».

В 1992 году между правительствами Российской Федерации и Федеративной Республики Германии было заключено соглашение об уходе за воинскими захоронениями. В рамках соглашения германской стороне разрешено обустройство и уход за немецкими военными захоронениями на территории России. Кроме того, правительство ФРГ за свой счет обеспечивает сохранение и уход за российскими военными захоронениями на территории Германии. Соглашение касается погибших во время Первой и Второй мировых войн.

Изначально в переговорах с волгоградскими чиновниками и ветеранами австрийская сторона настаивала на установке памятника в центре города - на Предмостной площади (сейчас площадь Примирения). Однако, в конечном итоге памятник был установлен в Песчанке, а на Предмостной площади еще в 1993 году появился Крест примирения между народами России, Австрии и Германии.

Памятник всем жертвам Сталинградской битвы был создан по проекту австрийского архитектора Иогана Бойля. Выглядит он нарочито просто, даже грубо. Острая 10-метровая грань пирамиды из обычной стали, подверженной ржавчине, символизирует орудия и материалы войны во всей их неприглядности. «Шип» склоняется к надгробию с католическим крестом.

С другой стороны памятника лежит гранитная плита. Надпись на немецком и русском языках гласит: «Этот памятник посвящен всем жертвам Сталинградской битвы 1942–43 года. Он напоминает о страданиях павших здесь солдат и гражданского населения. Для павших здесь и умерших в плену из всех стран, мы молимся за вечный покой в Русской земле».

Несмотря на исчерпывающую надпись, иногда «Шип» называют памятником, посвященным австрийцам, погибшим во время Первой и Второй мировых войн. Но это не так, мемориал создан в память всех жертв войны, независимо от национальности и принадлежности к какой-либо из воевавших сторон.

В сентябре 1942 года немцы прорывались к Сталинграду с трех направлений. На юге, в степи рядом с Песчанкой шли ожесточенные бои. До сих пор неподалеку от памятника можно увидеть остатки укреплений тех времен - окопы, артиллерийские капониры.

Оперативная сводка от 9 сентября 1942 года

40-я армия. Два батальона 206-й стрелковой дивизии в течение 8 сентября вели огневой бой в районе 2-го километра юго-западнее населенного пункта Песчанка. В бою за 7 сентября частями дивизии в районе юго-западнее населенного пункта Песчанка уничтожено до 500 солдат и офицеров, 4 минометные батареи, 8 пулеметов, 3 повозки с боеприпасами; разрушено 1 блиндаж и 1 наблюдательный пункт противника.
64-я армия правофланговыми частями с утра 8 сентября отражала атаки противника, силою до двух полков пехоты с 50 танками, наступавшего с направления станции Воропоново в направлении района Песчанка - высота 143,5.
138-я стрелковая дивизия к 15:00 8 сентября вела бой на рубеже западной окраины населенного пункта Песчанка - безымянная высота южнее отметки 143,5. В результате танковой атаки противника 343-й стрелковый полк дивизии почти полностью уничтожен. В бою за 8 сентября подбито и сожжено 18 танков противника.

11 сентября Песчанка была захвачена немецко-фашистскими войсками. В Сталинграде шли кровопролитные бои, и сюда, в Песчанку, в местный лазарет и на кладбище массово везли раненых и убитых немецких солдат. По разным данным, здесь захоронено от 15 до 27 тысяч солдат и офицеров немецкой стороны.

Кроме непривычного взгляду «Шипа», считающегося в большей степени немецким, в Песчанке находятся три братских могилы советских солдат.

В августе 1942 года в районе Песчанки был атакован немецким истребителем, загорелся и взорвался советский самолет-бомбардировщик «Пе-2». Он возвращался на свой аэродром в Заволжье. Имена трех погибших летчиков установить не удалось. Жители Песчанки похоронили их на местном кладбище, а памятником летчикам стал самолетный пропеллер.

Братская могила в центре Песчанки появилась в 1943 году после освобождения поселка от захватчиков, в 1965 году здесь был установлен обелиск работы скульптора Шелкова. На надгробных плитах нанесены фамилии 117 погибших советских бойцов - офицеров и солдат, но истинное количество упокоенных здесь неизвестно.

В бою в районе Песчанки 22 января 1943 года погиб знаменитый снайпер Максим Пассар - один из наиболее результативных снайперов Сталинградской битвы, уничтоживший более 200 вражеских солдат и офицеров. Советские войска атаковали позиции врага, но два пулемета, бившие из укрытия, не давали приблизиться атакующим. Пассар смог подобраться к пулеметчикам на 100 метров и уничтожил оба расчета. Атака завершилась успешно, но сам Максим Пассар погиб.
25 января 1943 года в бою под Песчанкой связной Максим Фефилов, взявший на себя командование ротой после гибели командира, повел бойцов в атаку. Под шквальным огнем противника стрелки Фефилова прорвались через заградительный огонь и первыми заняли Песчанку. В этом бою более 100 немецких солдат и офицеров было уничтожено, более 200 взято в плен.

За памятником всем жертвам Сталинградской битвы и тремя братскими могилами в меру своих сил ухаживают местные жители - ученики и учителя школы №114 и местный ТОС. Австрийская делегация, приезжающая в Песчанку ежегодно, также вносит свой вклад в содержание интернационального мемориала.

«Австрийский Чёрный крест» - международная общественная организация в Австрии, основанная в 1919 году для организации солдатских захоронений и ухода за могилами солдат всех национальностей. Кроме этого занимается захоронениями погибших во время бомбардировок, жертв политических репрессий и беженцев. Существует за счёт пожертвований. Штаб-квартира находится в Вене.

Был такой "выдающийся политический деятель" , один из "строителей демократической России" - Анатолий Александрович Собчак . Сейчас славу отца затмила слава дочки, но может быть, кто-то ещё помнит и папашу. Так вот он, будучи уже мэром Санкт-Петербурга, продвигал идею установки мемориала немецким солдатам, погибшим под Ленинградом. Момориал по замыслу должен был стоять в городе Пушкинe.

И он был не одинок. Несколько лет назад в Волгограде хотели установить памятник немцам погибшим в Сталинграде. Германия выделила деньги, власти дали согласие... и только угрозы взорвать этот памятник, исходившие от простых людей, вынудили отказаться от его установки...

Список, конечно, неполный, но картина в общих чертах ясна, да? Какие памятники теперь нужно возводить, а какие - сносить.
Пройдёт ещё немного времени и в мире будут вполне обоснованно говорить, что немцы во Вторую Мировую в СССР совсем не зверствовали: "видите, как их уважают до сих пор - памятники им ставят и ухаживают за ними. Разве такое может быть, если речь идёт о злодеях?..."

Upd. :
Меня нисколько не раздражает памятник погибшим французам на Бородинском поле. И памятник погибшим немцам в I мировую не раздражал бы. Не знаю, может быть, и есть где-то такой.
Я не историк и историю знаю в школьном объёме, а так же по рассказам непосредственных её участников и потому считаю, что со Второй мировой ситуация принципиально иная: во-первых, в предыдущих войнах у агрессоров не было планов уничтожения людей просто за то, что они "не той национальности" уродились и во-вторых, не было попыток эти планы реализовать. И ставить памятники погибшим ради реализации этой идеи я считаю кощунственным.

Памятник Славы поколений

Памятник Славы поколений установлен на центральной площади Волгограда - площади Павших борцов, с которой связаны героические страницы истории.

В дни великой битвы на Волге площадь стала ареной жесточайших сражений. 31 января 1943 г. гитлеровцы выбросили над ней белый флаг капитуляции, и из подвала полуразрушенного универмага - своего последнего штаба - вышел сдавшийся в плен фельдмаршал Паулюс.

Площадь Павших борцов была свидетельницей торжественного митинга, посвященного разгрому фашистских полчищ под Сталинградом. Там рядом с братской могилой рабочих были похоронены и защитники города, погибшие в боях 1942 - 1943 гг.

В 1957 г. на братских могилах сооружен единый гранитный памятник - обелиск и надгробие.

На Мамаевом кургане

Мамаев курган - господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города.

Защитники Сталинграда хорошо понимали значение кургана и образно называли его главной высотой России. Там они дали клятву: «Ни шагу назад!», «За Волгой земли для нас нет!», «Стоять насмерть!» Почти 140 дней и ночей над Мамаевым курганом свирепствовали свинцовые ливни, фашисты остервенело рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Почернел, будто обуглился, от жестокого огня курган, земля на нем за время боев густо перемешалась с железными осколками и кровью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, а северо-восточные его склоны прочно удерживали советские воины на протяжении всего периода боевых действий.

Жители города вернули к жизни Мамаев курган. Вынули из его израненной земли мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нем скверы и парки, укрыли зеленым ковром травы. На Мамаевом кургане сооружен грандиозный скульптурный ансамбль, увековечивший подвиг героев Сталинградской битвы.

Перед лестницей на курган - вводная композиция «Память поколений». На ней изображены люди разных возрастов, несущие венок на могилу погибших героев. Аллея пирамидальных тополей приводит на первую площадь ансамбля. В центре площади будто вырастает из скалы 12-метровая фигура русского воина-богатыря, окруженная бассейном. У подножия скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!»

Примыкающие к площади стены-руины создают впечатление улиц разрушенного города. На стенах проступают фигуры и лица защитников города, рельефные сцены, рассказывающие о фронтовой жизни и подвигах воинов. Стены расписаны выдержками из боевых приказов, протоколов партийных и комсомольских собраний, клятвами воинов.

Следующая терраса ансамбля - площадь Героев. В центре ее - огромный водяной партер. В спокойной глади воды отражаются шесть скульптурных композиций, рассказывающих о подвигах воинов, эпизодах битвы.

Другую сторону водяного партера окаймляет 112-метровая стена, выполненная в виде развернутого и сильно удлиненного знамени. На стене слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!»

Гранитные ступени ведут с площади Героев в зал Воинской славы. Вход, оформленный серыми бетонными плитами, напоминает блиндаж. Круглое здание зала с легким навесным потолком выполнено в стиле древнегреческого пантеона. По высоким стенам, выложенным золотой смальтой, свисают 34 символических красных знамени. На них начертаны фамилии 7201 павшего в Сталинградской битве. Над знаменами - широкая лента с надписью: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной».

В центре зала размещена мраморная рука с пылающим факелом священного Вечного огня.

Спиральный пандус выводит из зала Воинской славы на площадь Скорби, главная скульптурная композиция которой - фигура женщины-матери. В глубокой скорби склонилась она над погибшим воином. Безграничное горе матери усиливают плакучие ивы, растущие над водоемом перед скульптурой.

От площади Скорби поднимается насыпной курган. Во время строительства памятника туда были перенесены останки погибших воинов из братских могил, располагавшихся на территории города.

На 34 гранитных символических плитах, расположенных вдоль серпантинной дорожки по склону кургана, высечены фамилии наиболее отличившихся участников великой битвы, погибших при защите города и умерших уже после войны.

Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Мать-Родина зовет своих сынов на борьбу с врагами.

Над ансамблем работал талантливый коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Героя Социалистического Труда Е. Вучетича.

Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Его строительство велось с января 1961 по май 1967 г. Открыт памятник 15 октября 1967 г.

М. Алещенко, В. Матросов, Л. Майстренко, А. Мельник, В. Морунов, А. Новиков,

А. Тюренков; руководитель инженерной группы Н. Никитин; военный консультант Маршал Советского Союза

В. Чуйков.

Музей-панорама

На крутом берегу Волги, на месте жестоких сражений за Сталинград, создан мемориальный ансамбль - музей-панорама «Сталинградская битва». Панорамная часть комплекса «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» открыта 8 июля 1982 г. Это монументальное художественное произведение о Великой Отечественной войне.

В комплекс музея входят 7 экспозиционных, 4 диорамных и триумфальный залы. На полотнах изображены наиболее яркие страницы истории великой битвы на Волге. К художественному полотну ведет вестибюль панорамы, потолок которого украшает геральдика - знаки родов войск, участвовавших в битве. Они выполнены из смальты и размещены по вьющейся ленте медали «За оборону Сталинграда». В центре зала - орден Победы.

Кульминационный момент изображаемых на панораме событий - прорыв вражеской обороны войсками 21-й армии генерала И. Чистякова с запада и силами 62-й армии генерала В. Чуйкова с востока с целью расчленения группировки противника. Панорама передает грандиозный размах Сталинградской битвы. На полотне представлены боевые действия войск, принимавших участие в окружении и разгроме немецко-фашистских соединений. Художникам удалось создать обобщенный образ битвы и отразить наиболее яркие и характерные эпизоды героического сражения. Показаны события как на поле боя, так и в ближайшем тылу частей: стягивают резервы, подвозят снаряды, оказывают помощь раненым.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги воинов, но и стратегический план завершающего удара советских войск под Сталинградом. Размеры панорамы, одной из крупнейших в мировой художественной практике, позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, раскинувшуюся на большом пространстве.

Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана. Главная тема панорамы - величие подвига советского народа. Воплощению этой идеи подчинены все художественные средства.

П. Жигимонт, П. Мальцев,

Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко.

Проект уникального комплекса разработан группой архитекторов и инженеров под руководством архитектора В. Масляева.

«Соединение фронтов»

В ходе ожесточенных оборонительных боев на подступах к Сталинграду советские войска остановили врага на фронте протяженностью более 800 км. Основные силы немецко-фашистских войск были втянуты в тяжелые кровопролитные бои в междуречье Дона и Волги.

Ставка Верховного Главнокомандования разработала план окружения Сталинградской группировки противника под кодовым наименованием «Уран». Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов должны были соединиться в районе Калач - Советский и окружить части и соединения 6-й полевой и 4-й танковой армий противника.

19 и 20 ноября 1942 г. войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов после мощной артиллерийской подготовки перешли в решительное наступление. В результате смелых действий 26-й танковый корпус генерала А. Родина форсировал Дон и 23 ноября с боем занял Калач.

В тот же день части 4-го танкового корпуса генерала А. Кравченко Юго-Западного фронта и 4-го механизированного корпуса генерала В. Вольского Сталинградского фронта соединились в районе Советского. В кольце оказались 22 вражеские дивизии и более 160 отдельных частей.

В ознаменование этого события в 1953 г. в Калачевском районе у шлюза №13 Волго-Донского судоходного канала сооружен монумент «Соединение фронтов». Многофигурная 16-метровая композиция отображает встречу воинов двух фронтов. На постаменте установлены две мемориальные доски с текстами:

«23 ноября 1942 г. в районе Калача советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге».

«Потомки наши не забудут никогда величия духа и сказочной крепости русских солдат у берегов Дона и Волги. В боях по окружению немецко-фашистских войск отличились 19-я, 45-я, 69-я, 157-я, 102-я танковые, 14-я мотострелковая и 36-я механизированная бригады».

Суханов Фёдор Иванович (1923-2000) «Мамаев курган». 1972 г.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

15 октября 1967 г. в Волгограде был торжественно открыт памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Решение о строительстве мемориального ансамбля, посвящённого подвигу героев Сталинградской битвы (17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.), было принято ещё в январе 1958 г. Строительство началось в мае 1959 г. и было окончено к октябрю 1967 г.

Проект разработан авторским коллективом скульпторов и архитекторов под руководством Вучетича Е. В. Архитекторы: Белопольский Я. Б., Дёмин В. А., Лысов Ф. М. Скульпторы: Алешенко М. С., Матросов В. Е., Майстренко Л. М., Мельник А. Н., Марунов В. А., Новиков Н. C.,Tюренков А. А. Руководитель инженерной группы Никитин Н. В.

Главным военным консультантом проекта стал маршал В. И. Чуйков — командующий армией, отстоявшей Мамаев курган.

Общая площадь архитектурно-скульптурного комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 га.

Символические руины Сталинграда, Площадь «Стоявших насмерть», Площадь Героев, Зал Воинской славы, Площадь Скорби и другие скульптурные объекты обладают огромной силой эмоционального воздействия. Вдоль серпантина, ведущего на вершину холма, перезахоронены останки 34 тыс. 505 воинов — защитников Сталинграда.

Логический центр мемориала — скульптура «Родина-мать». Работа скульптора Вучетича и инженера Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Общая высота памятника составляет 85 м. Высота женской фигуры — 52 м, длина руки — 20 м, меча — 33 м. Вес скульптуры 8 тыс. т, а меча — 14 т.

В 2008 г. Мамаев курган вошёл в число «7 чудес России».

Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Волгоград. Мамаев курган: Комплект из 10 открыток / Фото А. Шагина. - М.: Советская Россия, 1967. - 1 обл. (10 отд. л.).

В комплекте:
Монумент «Стоять насмерть!»
Площадь героев
Площадь героев
Монумент «Скорбь» и вид на главный монумент
Вводная композиция
Главный монумент
Общий вид «Стены-руины»
Деталь «Стены-руины»
Монумент «Скорбь»
Деталь «Стены-руины»

















Волгоград – крупный город на Волге с богатой историей. Сталинград отстоял напор фашистов во время ожесточенных боев. Город был практически уничтожен, но советская армия переломила ход войны. Это событие отразилось на памятниках Волгограда. Большинство из них посвящены ВОВ: Родина-мать, Скорбь матери, другие скульптурные композиции Мамаева Кургана, монумент в честь мирных жителей Сталинграда, композиция, посвященная Михаилу Паникахе. Есть и современные памятники: зайчишке Агнии Барто, скульптура первого кондуктора. Среди довоенных памятников сохранился монумент В. С. Хользунову.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Более известен под названием Мамаев Курган. Это символ Волгограда, дань памяти Сталинградской битве и десяткам тысяч воинов, убитых во время защиты города. Комплекс был основан с 1959 по 1967 годы. Автор проекта – Евгений Викторович Вучетич. С 2014 года мемориал включен в кандидаты списка всемирного наследия ЮНЕСКО. На Мамаевом Кургане расположены крупные композиции. Основа комплекса – статуя Родины-матери. Также известны другие скульптуры: «Скорбь матери», «Стоять насмерть», стены-руины и горельеф память поколений. На кургане в братских и индивидуальных могилах покоятся тела 35 тысяч солдат.

Родина-мать

Эта скульптура – композиционная основа Мамаева Кургана. Центр паломничества туристов. Стоит на верхней точке исторического комплекса. Фигуру Родины-матери видно практически из каждой части города. Авторы проекта – скульптор Вучетич и инженер Никитин. Высота статуи – 85 метров, без постамента это самая высокая скульптура в мире. Высота вместе с постаментом – 87 метров. Скульптура сделана из напряженного железобетона. При изготовлении использовалось 5500 тонн бетона и 2400 тонны железных конструкций. Статуя представляет собой женщину, держащую в поднятых руках меч. Символизирует Родину, зовущую своих сыновей в бой.

Скульптура «Скорбь матери»

Памятник расположен на Мамаевом Кургане, на площади Скорби. Склоненная женская фигура матери держит на руках умирающего сына. Одиннадцатиметровая скульптура сделана из железобетона. По замыслу автора фигуры матери и сына высечены не до конца. Это создает ощущение монолитности и щемящей тоски. Рядом с памятником находится бассейн «Озеро слез». Он символизирует боль матерей и жен, потерявших в бою своих близких.

Скульптура «Стоять насмерть»

Это один из основных монументов, расположенных на Мамаевом Кургане. Стоит в центре круглого бассейна, возвышаясь из-под воды, словно скала. Воин – освободитель высотой 16,2 метра держит в одной руке гранату, а в другой – автомат. Мужчина высечен не полностью, лишь верхняя часть тела. Черты лица напоминают командующего 62-й армией В. И. Чуйкова. Скульптура расположена так, что спиной закрывает стоящую вдали Родину-мать.

Горельеф «Память поколений»

Это центральный элемент Входной площади Мамаева Кургана. Многофигурный барельеф представляет собой каменную стену. На ней высечены фигуры мужчин, женщин и детей. Все они несут венки с цветами и приспущенные знамена. Тем самым люди отдают дань памяти воинам, погибшим в Сталинградской битве. Горельеф символизирует память потомков, они никогда не забудут о подвиге.

Стены-руины

Это скульптурная композиция, ведущая вверх по лестнице. Находится следом за площадью «Стоять насмерть». Длина стены-мемориала 46 метров, высота 18 метров. Руины представляют собой героическую летопись Сталинградской битвы. В стене высечены фигуры солдат, знамена, боевые сражения. Проходя по лестнице, поневоле попадаешь во времена ВОВ. Поскольку место озвучивается сводками информбюро и песнями военных лет.

Памятник Михаилу Паникахе

Скульптура была открыта в 1975 году. Авторами выступили скульптор Харитонов, архитектор Белоусов. Памятник посвящен Михаилу Паникахе – герою Сталинградской битвы. В 1942 году он, пожертвовав жизнью, прыгнул на танк с бутылкой зажигательной смеси. Шестиметровый памятник изображает Михаила Паникаху в прыжке. Скульптура сделана из меди, стоит на железобетонном постаменте.

Мельница Гергардта

Это памятник страшной Сталинградской битве. Мельница Гергардта стоит недалеко от дома Павлова и от набережной. Это здание, оставшееся со времен ВОВ. Его специально не сносили и не реставрировали, оно символизирует память о кровавых событиях боев за Сталинград. Представляет собой коробку некогда полноценного здания, стены которой изрешечены пулями, окна выбиты, а крыши и вовсе нет. Само здание паровой мельницы было построено в 1907 – 1908 годах.

Памятник собакам-истребителям танков

В 2011 году на площади Чекистов в Волгограде установили монумент собакам-подрывникам. Они были обучены специально для того, чтобы подрывать фашистские танки. Автор проекта – Николай Карпов. На гранитном постаменте установлена фигура собаки. Она похожа на восточно-европейскую овчарку, однако автор специально не делал очевидного сходства. Высота памятника – 2 метра, вес – чуть более 200 килограммов.

Памятник мирным жителям Сталинграда

Сталинград подвергался ужасным бомбардировкам в годы войны. 23 августа 1943 года был совершен самый мощный обстрел города, когда две тысячи немецких самолетов провели боевые вылеты. Погибло свыше 40 тысяч мирных граждан. Этим жертвам и посвящен памятник. Его установили 9 мая 1995 годы. Авторы – Н. Павловская и В. Калиниченко. Над фигурами женщин и детей застыла пятисоткилограммовая фашистская бомба.

Плавучий памятник погибшим речникам на Волге

В 1980 году в Волгограде был открыт необычный памятник. Он располагается напротив Мамаева Кургана, в фарватере Волги. Огромный якорь, его высота 15 метров, занимает плавучую платформу. Он посвящен мужеству речников, которые перевозили тысячи раненных, а многие участки Волги зачастую были заминированными. Каждый год накануне дня Победы плавучий буй занимает свое место на Волге.

Памятник Константину Рокоссовскому

В честь 70-летия Победы, в 2015 году в Волгограде открылся памятник Константину Рокоссовскому. Военачальник принимал парад Победы на Красной площади, участвовал в большинстве военных операций. Авторами стали скульпторы Владимир Суровцев и его сын Данила. Маршал изображен в военном обмундировании и верхом на коне. Скульптура выполнена в классическом стиле, расположена на высоком постаменте.

Статуя Ангел-Хранитель

В 2005 году состоялось открытие монумента «Ангел-Хранитель Волгограда». Автор проекта – скульптор Сергей Щербаков. На гранитной полусфере стоит бронзовый ангел. Его взгляд устремлен на Волгу. Руки сложены в молитве. Высота монумента – чуть более двух с половиной метров. Масса – 600 килограммов. Под памятником закопана капсула с пожеланиями и мечтами волгоградцев.

Памятник Александру Невскому

В феврале 2007 года торжественно открылся памятник, посвященный новгородскому князю. Автором проекта стал скульптор Сергей Щербаков. Невский первым заговорил о необходимости построить укрепительные крепости на Волге, поэтому в городе ему поставили памятник. Монумент отлит из бронзы. Фигура Александра Невского выполнена в полный рост. Он облачен в доспехи и держит знамя в правой руке. Высота памятника – 7 метров вместе с постаментом.

Памятник Ленину

Памятник Владимиру Ильичу располагается около входа в Волго-Донской судоходный канал. Считается одной из самых высоких статуй мира. Строительство памятника и постамента продолжалось с 1969 по 1973 годы. Авторами являются Е. В. Вучетич и Л. М. Поляков. До 1962 года на этом постаменте стоял памятник Сталину, потом он был снят. Монумент Ленину сделан из напряженного железобетона. Общая высота – 57 метров, из них высота постамента – 30 метров.

Памятник В. С. Хользунову

Скульптура была установлена в 1940 году. Ее авторы – скульпторы М. Г. Белашов и Е. Ф. Алексеева-Белашова, архитектор В. Е. Шалашов. Памятник стоит на набережной, включен в список объектов федерального значения. Один из немногих сохранившихся довоенных памятников. На гранитном постаменте стоит бронзовая фигура Героя СССР Хользунова. Общая высота монумента – 8,35 метров. Виктор Степанович был летчиком-бомардировщиком. Проявил себя в Гражданской войне в Испании.

Памятник первому воеводе Царицына Засекину

В 2009 году в день народного единства был торжественно открыт памятник первому воеводе Царицына – Григорию Засекину. Воевода считается основателем города. Авторы проекта – В. Серяков и С. Щербаков. Григорий Засекин сидит верхом на коне, он одет в форму 16 века. Взгляд устремлен вдаль, на Волгу. Высота памятника вместе с постаментом – шесть с половиной метров.

Памятник отцам-основателям города

Монумент открылся в 1989 году, в честь 400-летия города Волгограда. Он символизирует вечную память поколений. Авторы монумента: скульпторы Ю. Юшин и А. Томаров, архитектор О. Садовский. На месте основания памятника некогда начиналась черта Царицына – Волгограда. Монумент представляет собой две фигуры стрельца, которые держат в руках грамоту с заветом для будущих поколений.

Памятник Петру и Февронии

Памятники, посвященные семейной паре Святых, расположены во многих городах России. Волгоград не стал исключением. Композиция была открыта в 2001 году. Автором стал скульптор Константин Чернявский. Петр и Феврония стоят на невысоком постаменте, в руках они держат голубку – символ любви и мира. Рядом с памятником высечены восемь правил создания крепкой и дружной семьи.

Памятник «Казачья слава»

Известен как памятник российскому казачеству. Был открыт в 2010 году, в день народного единства. Автор – Владимир Серяков. Памятник поставили рядом с древним храмом Иоанна Предтечи, где был крещен Степан Разин. Монумент представляет собой бравого казака, который сидит на коне, собираясь в военный поход. Его провожает казачка с иконой в руках. Скульптурная композиция отлита из бронзы. Высота – 2,85 метров, ширина – 1,3 метра.

Памятник Жеглову и Шарапову

В 2015 году была открыта скульптурная композиция в городском стиле, посвященная уголовному розыску. Глеб Жеглов и Владимир Шарапов стоят перед главным Управлением МВД России. Обе фигуры отлиты из бронзы и скопированы по подобию героев фильма «Место встречи изменить нельзя». Скульптуры стоят, опершись на уличный фонарь. Памятник стал первым подобным монументом в России.

Памятник первому уездному кондуктору

Монумент, посвященный кондуктору, был установлен в 2015 году. Рядом с фигурой лежат трамвайные рельсы. Мужчина одет в форму начала двадцатого века. Памятник создавался по старым фотографиям. Это собирательный образ многих кондукторов, работавших в первом трамвайном депо Волгограда в двадцатом веке.

Памятник автомобилисту

Это современная статуя посвящена автомобилисту. Была открыта в 2012 году по желанию автомобильной компании «Арконт». Автор – Сергей Щербаков. В качестве автомобилиста взят главный герой «Золотого теленка» Адам Козлевич. Он сидит на одном колесе, в руках у него руль, а нога поставлена на педаль газа. Считается единственным памятником автомобилисту в России.

Памятник первой учительнице

В 2010 году в день Учителя был открыт памятник первой учительнице. Автор проекта – скульптор Анатолий Пахота. В руках у учительницы школьный журнал и указка. Рядом с ней стоит мальчишка, одетый в советскую форму, за спиной он держит портфель. На асфальте перед учительницей и учеником выложены «Пятнашки». Памятник отлит из бронзы, высота композиции – полтора метра.

Памятник зайке Агнии Барто

Скульптура зайчишки из знаменитого детского стихотворения Агнии Барто стоит в городском саду. Автор скульптурной композиции – архитектор Алексей Антюфеев. Зайка в детском комбинезоне и рубашке с короткими рукавами сидит на кипе книг с детскими стихами Агнии Барто. Недалеко от статуи стоит резная скамейка, на которой, согласно стихотворению, был забыт зайчишка.

Загрузка...