aracs.ru

Энеолит. Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов Каменный век энеолит

Энеолит- эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку.

Медный век приблизительно охватывает период IV-III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Возникновение древнейшей металлургии.

Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка).

Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило, племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли . Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.

В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг , а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования

Искусство эпохи неолита (7-4 тыс. до н. э.) и энеолита (медно-каменного века-4-3 тыс. до н. э.)

В период неолита появляется керамика - основной фактор, определяющий особенность той или иной культуры. Керамические изделия - носители информации об ушедших в прошлое археологических культурах. В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. В эпоху неолита намечается и закрепляется отставание разных регионов друг от друга, обусловленное климатическими условиями и характером занятий племён. В этот период отчётливо выступают различные пути развития человечества, в зависимости от географических условий обитания данной культуры: или это становление государственности в древнейших регионах земледелия, или многие века кочевой жизни и жизнь среди дикой, невозделанной природы.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди, распространяется бронза. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

  • 1) Иордано-палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.
  • 2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства (мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).
  • 3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо-геометрические фигуры.
  • 4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной.
  • 5) Регион Хуанхэ и Янцзы.

Центром неолитической культуры Древнего Китая стало поселение Яншао. Археологи обнаружили здесь относящиеся к 4-3 тысячелетиям шедевры неолитической керамики. Они поражают яркостью своих росписей, окрашенных в красные, чёрные и белые цвета.

6) Регион долины Инда и Ганга.

Неолитические сосуды индской цивилизации из Чанху - Даро отличает ковровое расположение преимущественно растительного орнамента. Концом IV тысячелетия датируются небольшие глиняные фигурки богини-матери и быка, типичные для культа плодородия. В отличие от месопотамского региона печати были не цилиндрическими, а прямоугольными.

8) Регион Геоксюрского оазиса (Туркмения). Комплексы Кара-депе, Геоксюр I, Алтын - депе.

Посуда украшена ярким геометрическим орнаментом, состоящим из треугольников, ромбов, квадратов, волнистых линий. В более ранней посуде узнавались стилизованные изображения человека и животных. В период позднего энеолита керамика становится ещё более яркой и многоцветной. Как и везде в земледельческих культурах встречаются маленькие статуэтки женского божества.

9) Регион Правобережной Украины, Молдова, Карпато - Дунайская зона Румынии и Болгарии. Культура Триполье - Кукутень(6-3 тыс. до н. э.)

Дома наземные, глинобитные, в плане образующие вытянутый прямоугольник, делились на две половины. Комплексы построек располагались кольцеобразно и были ориентированы на центр круга. Для керамики Триполья характерен "вихреобразный" орнамент

10) Иранский регион. Культура Загроса (7-4 тыс.до н. э.).

Культура Тепе - Сиалк III имеет наиболее яркую, изящную и разнообразную керамику. Сосуды изготавливались на гончарном круге. Уникальны изображения барсов на сосудах. Печати в форме пуговиц играли роль магических амулетов, а также являлись надёжными защитниками собственности.

Другим видом искусства стала наскальная живопись, петроглифы, стелы и большие каменные изваяния, характерные для культуры охотников-собирателей и скотоводов. Изображения на скалах или выбивались твёрдым орудием из камня, или рисовались красной охрой. В петроглифах запечатлены точные наблюдения за миром природы, и, одновременно "записаны" мифы о происхождении данного племени и устроении Вселенной.Большое распространение по- прежнему имеют сцены охоты. Другой ряд сцен связан с миром животных, от размножения и благополучия которых зависело и благополучие человеческого коллектива. Известны сцены с изображением лосей во время брачной игры из Норвегии, а на русском севере встречаются их небольшие скульптурные изображения. Важное место в наскальном искусстве, как и в керамике, занимает солярная и лунарная символика. В северных росписях с первой отождествляются лоси. Начиная с эпохи энеолита распространяется в искусстве появляется тема Древа жизни, где воплотились формировавшиеся на протяжении тысячелетий представления о природном круговороте, о скрытых таинственных силах природы, о жизни и смерти

На протяжении неолита и энеолита идёт процесс складывания обширных комплексов природно-исторических святилищ. В эпоху бронзы складывается несколько типов сооружений, являющихся не только природными памятниками, но и результатом масштабной (впервые!) строительной деятельности человека. Менгиры - отдельно стоящие или группы вертикально поставленных камней. Известно "Каменное войско" в Армении и алиньяны во Франции - протяжённые поля каменных столбов. Дольмены - вид сооружения, в котором несколько камней перекрываются камнем-крышей. Кромлехи - древнейшие архитектурные комплексы, имеющие сложную композицию и являющиеся не только культовыми сооружениями, но и выполняющими роль астрономического прибора или календаря. Стоунхендж является самым крупным сооружением первобытной архитектуры, где в столь мощном масштабе осуществляется попытка организации земного хаоса и космической гармонии.

Энеолит является переходным периодом от каменного века к эпохе бронзы и приходится на I V -- I I I тыс. до н. э. Это было качественно новое время в развитии производительных сил и производственных отношений первобытного общества, время дальнейшего совершенствования земледелия и скотоводства. На смену примитивному мотыжному земледелию приходит более продуктивная обработка земли с использованием рала и тягловой силы домашних животных. В скотоводстве появляется специализация, выделяются овцеводство и коневодство. Яркий показатель развития энеолитических племен - овладение первым металлом - медью, добыча и обработка которой послужили началом качественно новой производственной деятельности - первобытной металлургии.

В этот период значительно возрастает численность населения, соответственно увеличиваются размеры и количество поселений. Относительное перенаселение вызвало интенсивное освоение новых территорий.

В меднокаменном веке ведущая роль в Восточной Европе принадлежала племенам трипольской культуры, получившим свое название по первому памятнику, исследованному у с. Триполье на Украине. Эта яркая и самобытная археологическая культура занимала обширные территории от Днепра до Карпат и Дуная. Она прошла длительный путь развития, на протяжении которого претерпели значительные изменения характер материальной культуры, расселение и историческое окружение. Поэтому историю трипольских племен принято делить на отдельные хронологические периоды: ранний, средний и поздний.

Ранний этап. Племена трипольской культуры. Существует несколько точек зрения относительно происхождения трипольской культурной общности. Одни исследователи считают, что она возникла на основе местной неолитической буго-днестровской культуры. Другие придерживаются мнения, что ее истоки следует искать на Балканах или в Восточном Средиземноморье, откуда она в уже относительно сформированном виде проникла в междуречье Днестра и Прута. Однако наиболее вероятным представляется мнение, что трипольская культура на территории Поднестровья сложилась в результате слияния местных и пришлых элементов. Не вызывает сомнений, что уже во второй четверти IV тыс. до н. э. здесь проживало несколько групп оседлого трипольского населения. Все они характеризуются общностью культуры и быта, отличных от соседних племен эпохи раннего энеолита. Занимая первоначально небольшую территорию среднего Сирета и Прута, раннетрипольские племена постепенно освоили земли от Карпат до левобережья Днестра.

Для своих поселений они выбирали прибрежные участки пойм Днестра и его притоков. Иногда селились на первой надпойменной террасе и лишь в отдельных случаях - на коренном берегу вдоль речных долин, где были источники воды. Кроме того, при выборе таких мест учитывалось наличие пастбищ для скота и плодородных земель для выращивания растений, а также возможность охоты и рыбной ловли. Неукрепленные поселения этого периода насчитывали десятки жилищ и хозяйственных сооружений, расположенных рядами или по кругу. Предполагается, что на каждом поселении проживало несколько сот человек.

Население трипольской культуры строило землянки, полуземлянки, наземные жилища, внутри которых сооружались очаги и печи. Глинобитные дома появились уже на раннем этапе и известны по раскопкам в ряде поселений Приднестровья. Их жители вели разнообразное хозяйство: занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей. При обработке земли применялись примитивные пахотные орудия с использованием тягловой силы животных. Но все же основным землеобрабатывающим орудием продолжали оставаться мотыга и палка-копалка. Земледелие в этот период было экстенсивным, что позволяло обрабатывать лишь сравнительно ограниченные площади.

Среди культивируемых растений преобладали различные виды пшеницы и ячмень, наиболее приспособленные к местным почвенно-климатическим условиям. Выращивались также просо, горох, вика, алыча, слива и даже абрикос, косточки которого были обнаружены при раскопках. Урожай собирали составными серпами, которые по своей производительности лишь вдвое уступали железным. По мере необходимости зерно размельчали с помощью каменных зернотерок.

На пастбищах и в лесах около поселений круглогодично содержались домашние животные: крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы. Животноводство, находясь на достаточно высоком уровне развития, отодвинуло охоту на. второй план, хотя она еще долго продолжала играть определенную хозяйственную роль в жизни трипольских племен. Основными объектами охоты чаще всего были благородный олень, лось, косуля, медведь, дикий кабан, а также барсук, волк, рысь и другие животные. В качестве дополнительных источников пищи не теряли своего значения собирательство и рыбная ловля.

В эпоху раннего Триполья земледелие и скотоводство носили достаточно устойчивый характер. Засушливые неурожайные годы были редкостью, однако сказывалась низкая плодородность лёссовидных суглинков, на которых велось хозяйство. Из года в год урожайность падала, что заставляло жителей периодически искать и осваивать новые земли.

Орудия труда и оружие данного периода изготавливались из кремня и других пород камня, а также дерева, кости и рога животных. Из привезенной с месторождений в Карпатах и на Балканах меди путем ковки, а позже и литья делались массивные топоры, браслеты, бусы, амулеты и другие украшения. Первые находки медных изделий трипольских племен относятся к началу IV тыс. до н. э., но признаки местной обработки меди отмечены лишь к середине тысячелетия. Вероятно, металлообработка сформировалась здесь на традициях, заимствованных у соседних племен Балканского полуострова. Местное население овладело к этому времени прядением и ткачеством, о чем свидетельствуют многочисленные находки глиняных грузил для примитивных ткацких станков.

По сравнению с неолитической эпохой особенно заметен прогресс в производстве керамической посуды, которую условно можно разделить на парадную, или столовую, и кухонную. В этот период значительно увеличивается разнообразие форм, совершенствуются подготовка глиняной массы и техника лепки сосудов. Посуду обжигали в хозяйственных печах и гончарных горнах. Размеры трипольских сосудов колеблются от 5 до 100 сантиметров в высоту, некоторые из них являются антропоморфными или зооморфными, т. е. имитируют фигуры людей и животных. Как правило, посуда богато орнаментирована вырезанными или приглаженными линиями, спиралями, каннелюрами и оттисками зубчатого штампа. Часто резной орнамент заполнен белой пастой. На данном этапе появляется и расписанная красной охрой столовая керамика.

Многочисленные глиняные статуэтки женщин и зооморфные креслица, украшенные рогами быка, отражают религиозные представления местного населения. Образы великой богини-матери и быка, символизирующего солнце и мужское начало, являлись элементами чрезвычайно развитого земледельческого культа плодородия. Весь строй жизни в раннем триполье был связан с доминирующей ролью женщины в производстве, быту и семейно-родовых отношениях. Женщина была хранительницей семьи, домашнего очага и олицетворяла идею плодородия и продолжения жизни. Поэтому закономерно, что счет родства велся по материнской линии.

Раннетрипольские общинные поселения занимали площадь от 1 до 40 гектаров и насчитывали соответственно от 10 до 100 жилищ. Рост производительности труда привел к улучшению условий жизни и обусловил образование больших скоплений мелких и крупных поселков, которые группировались вокруг центров. Три подобные группы ран-нетрипольского населения существовали на верхнем Днестре. Наиболее значительной из них была южная, занимавшая все междуречье Днестра и Реута и даже земли южнее их слияния. Вероятно, здесь проживало одно из самых многочисленных раннетрипольских племен.

Средний этап. Трипольские племена в эпоху расцвета. Середина и вторая половина IV тыс. до н. э. характеризуются активным развитием хозяйства и культуры трипольских племен. Повсеместно ведущей отраслью хозяйства становится мотыжное земледелие. Наряду с традиционным распространяется жатвенное орудие нового типа - крупная кремневая пластина, одним концом закрепленная в костяной или деревянной рукояти. Одновременно появляются молотильные доски, оснащенные кремневыми вкладышами. Среди отпечатков культурных растений уже встречаются косточки винограда с небольшой пока ягодой. Предполагается, что культивирование винограда пришло в Поднестровье с территории Балкан.

Наличие луговых пастбищ в долинах рек и широкое распространение лиственных лесов создавали хорошую кормовую базу для животноводства даже в зимнее время. В этот период животноводство решительно отодвигает охоту на второй план, занимая вместе с земледелием ведущее место в хозяйстве. Показательно, что на ряде поселений

скотоводство преобладает даже над земледелием. Так, преимущественно скотоводческим было хозяйство жителей поднестровского поселка Сороки (Озеро).

Основными материалами для орудий труда по-прежнему остаются камень, кость, рог и дерево, но особого совершенства достигает обработка кремня. Возникают целые поселки, специализирующиеся на производстве кремневых изделий. Мастера этой культуры изготавливали скребки, крупные ножи, пилки, наконечники стрел, дротиков и копий. Зачастую эти орудия распространялись на сотни километров от места их производства. Дальнейшее развитие получает и изготовление шлифованных каменных топоров, тесел и молотов с отверстиями.

Поистине редких высот достигло керамическое производство. Обжиг глиняной посуды проводился с поразительным мастерством. В этот период особенно расцветает роспись сосудов черной, красной, реже белой красками. Роспись в сочетании с гравировкой и налепами создавала изысканный орнамент, который наряду с эстетической выполнял и культово-магические функции. По мнению исследователей, изображения на керамике чаще всего символизировали женское начало и связанный с ним культ плодородия.

Значительно улучшило качество керамики изобретение специальных двухъярусных гончарных печей, или горнов. Их появление на поселениях свидетельствует о том, что в трипольских племенах были профессиональные мастера, которые занимались исключительно производством сосудов и других керамических изделий. Таким образом, изготовление керамики становится общинным ремеслом. Наряду с керамикой общинным ремеслом, вероятно, становится и производство изделий из меди, требовавшее специальных знаний и навыков. Несмотря на то что медные изделия зачастую поступали сюда в готовом виде, на ряде трипольских поселений были обнаружены крупные куски медного шлака, обломки тиглей и каменных молотов для дробления руды. Эти находки позволяют считать, что в хозяйственной деятельности местного населения весомая роль отводилась и обработке металла. Из меди изготовлялись различной формы топоры, рыболовные крючки, шилья и разнообразные украшения.

Особых успехов трипольские племена достигли в домостроительстве. На поселениях часто встречаются крупные двухэтажные жилища с рядом отгороженных внутренних помещений. Каркас жилища возводился из дерева, которое снаружи и изнутри обмазывалось глиной. В процессе раскопок удалось установить, что на первом этаже проживали большие семейные общины, состоящие из нескольких парных семей. Для каждой из них предназначалось отдельное, отгороженное от других помещение с печью и очагом. Второй этаж использовался для хранения запасов и для других хозяйственных нужд. Двухэтажность трипольских домов подтверждается и находками моделей глиняных жилищ, которые имели входные проемы в торцевой части стен, круглые отверстия вместо окон и двускатные соломенные или камышовые крыши.

Развитие производства создавало условия для накопления избыточного продукта и расширения обменных отношений с ближайшими соседями. Местные племена вели активный обмен с населением Волыни, откуда в массовом порядке поступали готовые орудия и их заготовки из высококачественного кремня. Одновременно отмечены тесные контакты с населением Балканского полуострова и Карпатского бассейна, оказавшие значительное влияние на культурное развитие Поднестровья.

Подъем хозяйства и культуры сопровождался увеличением численности населения. Исчезают небольшие поселки площадью до 3 гектаров. На смену им приходят крупные поселения площадью до 30 гектаров с десятками и сотнями жилищ и хозяйственных сооружений. Несколько общинных поселков составляли отдельные региональные образования, связанные не только культурно-родственными отношениями, но и общими военно-оборонительными задачами. Крупные трипольские поселения нередко состояли из укреплений на возвышенности и неукрепленной низменной части. На некоторых из них были обнаружены оборонительные сооружения: валы и рвы, которые надежно защищали проживавшее здесь население.

Проведенные аэрофотосъемка и геомагнитные исследования показали, что наиболее крупные трипольские поселки служили своеобразными племенными центрами и, возможно, являлись прообразом будущих городов (так называемые протогорода). Анализируя общее количество жилищ на различных поселениях, удалось подсчитать, что там проживало от нескольких сотен до нескольких тысяч людей одновременно. Таким образом, в эпоху расцвета трипольской культуры в Приднестровье отмечена значительная плотность населения: на 1 кв. км приходилось в среднем около 13 человек.

В северной части Днестровско-Прутского междуречья образуется, пожалуй, наиболее густонаселенная область из всего ареала распространения трипольских племен. Этот регион стал одним из основных центров данной культуры. Здесь выделяют три района наибольшей концентрации древних поселений, причем один из них включает и территорию северной части Приднестровья.

Поздний период. Трииольское общество на завершающем этапе. К концу IV и в первой половине III тыс. до н. э. трипольская культура достигла наивысшего расцвета, после чего стали появляться первые признаки кризиса. Основная его причина - ухудшение природных условий, связанное с расширением степного ландшафта и сокращением лесной растительности. Мотыжное земледелие на малоплодородных лёссовых почвах, охота и рыболовство уже не могли обеспечить прежний уровень жизни постоянно увеличивающегося населения. Засушливый климат резко сократил и кормовую базу скотоводства.

В создавшихся условиях продолжало возрастать значение земледелия, которое развивалось за счет освоения новых площадей. Техника обработки земли и уборки урожая осталась на прежнем уровне, так как примитивные роговые рала на воловьей упряжке были непригодны для поднятия целины и применялись в основном для рыхления грунта перед посевом. Лёссовидные почвы через несколько лет интенсивного использования быстро истощались и восстанавливались лишь спустя десятилетия. Уменьшение плодородия почв вынуждало обитателей трипольских поселений каждые 40-50 лет покидать их и создавать новые на других землях.

В животноводческом хозяйстве крупный рогатый скот по-прежнему оставался основным источником мясной пищи и шкур, несмотря на появление в трипольских поселках кур и лошадей. Лошадь, вероятнее всего, была заимствована у соседних скотоводческих племен, и ее использовали не только для перевозки грузов, но и для верховой езды. Как и прежде, скот содержался преимущественно на подножном корму, что приводило к периодическому сокращению стада накануне зимы.

Примитивная агротехника и относительно низкая культура животноводства не могли обеспечить нормальное существование. Поэтому приблизительно к середине III тыс. до н. э. происходит определенная трансформация трипольских общностей. Складывается ряд новых этнокультурных образований, хронологически занимавших промежуточное положение на этапе перехода от энеолита к эпохе ранней бронзы. На территории Приднестровья в этот период сформировались две родственные локальные группы позднетрипольского населения.

Племена усатовской локальной группы. К середине III тыс. до н. э. часть населения Среднего Поднестровья вынуждена была покинуть свои земли и переселиться в степные районы Северо-Западного Причерноморья и Румынии. Непривычные для трипольских племен природные условия степного юга оказались малопригодными для земледелия, но весьма способствовали развитию скотоводства, поэтому оно стало ведущей отраслью хозяйства для усатовской группы населения. Эта группа получила свое название по первому открытому и исследованному памятнику этого типа у с. Усатово под Одессой.

Для своих поселений эти племена часто выбирали естественно защищенные участки, нередко их дополнительно укрепляли валами и рвами. Наряду с небольшими укрепленными стоянками строились и достаточно крупные поселения с разнообразными каменными хозяйственными и культовыми сооружениями, которые, вероятнее всего, являлись межплеменными культурными центрами. Основным из них было поселение у с. Усатово, рядом с которым располагалось несколько курганных и грунтовых могильников. Усатовские курганы имели достаточно сложные конструкции, состоящие из каменных куполов, закладов и кромлехов. Судя по погребальному инвентарю, в них хоронили в основном племенных вождей и родовых старейшин. Захоронения рядовых членов племени представляли собой грунтовые могильники. Как правило, это были небольшие ямы, перекрытые каменными плитами или закладами и содержащие бедный погребальный инвентарь.

Показательно, что к настоящему времени на территории Нижнего Поднестровья известны поселения и курганы лишь этой локальной группы. На левобережье Днестра усатовские курганы были обнаружены близ г. Тирасполя, а также у сел Буторы, Спея, Красногорка, Бычок Григориопольского района, Парканы, Терновка и Суклея Слобод-зейского района. Почти в каждом из них были найдены характерные керамические изделия, орудия труда, оружие из камня, кости и металла.

Наиболее яркая и богатая группа усатовских захоронений была исследована на правобережье Днестра у с. Пуркары района Штефан Водэ. Здесь, на равнинном плато коренного берега, находилось четыре кургана, содержавших 11 усатовских захоронений. Три из них были окружены массивной каменной обкладкой. В центре самого крупного кургана найдено одно из наиболее богатых погребений этого времени. Наряду со столовыми и кухонными сосудами в нем находилось шесть бронзовых изделий, серебряные височные кольца, роговая мотыга и множество украшений из полированных птичьих костей. Наличие серии бронзовых орудий и другого погребального инвентаря, а также внушительной курганной насыпи указывает на принадлежность данного комплекса представителю местной родоплеменной знати. В этом районе, непосредственно у Днестра, известно синхронное поселение, к которому, вероятно, и относились обнаруженные курганы.

Кроме того, полученные материалы позволяют предположить, что в этом регионе Нижнего Поднестровья усатовские племена постоянно пасли свой скот. Это подтверждается и находками в парных захоронениях костяков детей и молодых мужчин, которые могли быть пастухами. Характерным элементом погребального инвентаря усатовских племен являются своеобразные стилизованные фигурки женщин на кубических постаментах, а также большая группа кухонной керамики со значительной примесью толченой ракушки в тесте. Одновременно наблюдаются уменьшение (по сравнению с предшествующей эпохой) разнообразия керамических форм и постепенная деградация расписного орнамента.

Население усатовской группы разводило преимущественно коз и овец, однако в хозяйстве использовали и лошадей, и крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер, но базировалось на укрепленных поселениях. Пашенное земледелие отошло на второй план и практиковалось в основном в долинах рек. Охота и рыболовство не занимали сколь-нибудь важного места в хозяйстве.

Играя роль форпоста трипольского мира на юге, усатовские племена первыми вступили в контакт со скотоводческим населением ямной культуры, а затем какое-то время сдерживали их натиск. Вероятно, на первом этапе их взаимоотношения носили довольно мирный характер, что нашло свое отражение в ряде степных импортов в позднетрипольских погребальных комплексах. Однако к концу III тыс. до н. э. усатовское население сходит с исторической арены, будучи вытесненным или ассимилированным пришлыми племенами.

Племена выхватинской локальной группы. Эти племена получили свое название по первому исследованному памятнику у с. Выхватинцы Рыбницкого района. Они занимали территорию по обоим берегам Днестра, приблизительно от г. Сороки на севере до г. Дубоссары и устья р. Реут на юге. Выхватинские поселения и безкурганные могильники малочисленны и практически не изучены. На некоторых из них были выявлены остатки наземных жилищ-площадок, землянок и хозяйственных сооружений.

Наиболее ярким памятником данной культурной группы, безусловно, является выхватинский могильник, случайно открытый на территории одноименного села. Он находился на высоком мысу, образованном левым берегом Днестра и двумя оврагами, недалеко от синхронного поселения. За годы раскопок была исследована площадь в 900 кв. м, на которой в общей сложности находилось 74 захоронения. Многие из них были окружены каменными обкладками или имели каменные перекрытия.

Все погребенные этого могильника лежали в скорченном положении, преимущественно на левом боку, посыпанные белой глиной или красной охрой. Большинство захоронений содержало достаточно выразительный погребальный инвентарь. Обнаруженная здесь коллекция орудий труда и оружия немногочисленна и представлена в основном кремневыми, каменными, роговыми и костяными изделиями, а также одним металлическим предметом - шилом. В инвентаре явно преобладает керамика, которая делится на столовую, изготовленную из мелкоструктурной глины, и кухонную, вылепленную из массы с примесью мелкотолченых раковин. Своеобразие столовой посуде придает исключительно горизонтальное построение росписи, нанесенной темно-коричневой, иногда в сочетании с красной, охрой. Кухонная керамика украшена параллельными отпечатками оттисков шнура и характеризуется более низким качеством. Особенно выразительна антропоморфная пластика, представленная реалистичными женскими статуэтками и погремушкой прекрасной сохранности, которые находились в детских захоронениях.

По мнению археологов, могильник разделялся на два участка. Один из них предназначался для захоронения рядовых членов общины, другой - для членов обособившихся семей. Каждый из таких семейных некрополей содержал останки одного-двух мужчин, одной женщины и трех-пяти детей, Показательно, что именно мужские погребения выделяются как качеством, так и количеством погребального инвентаря. Таким образом, на этапе перехода от позднего энеолита к ранней бронзе основной ячейкой общества становится патриархальная семья. Судя по погребальному обряду, в этот же период происходит выделение родоплеменной верхушки - старейшин и вождей, обладавших богатствами и властью. О социальном расслоении общества наглядно свидетельствует погребальный инвентарь некоторых захоронений, а также появление на поселениях и могильниках жезлов, боевых и парадных топоров. Первобытнообщинный строй оказался у порога своего разложения.

Кроме выхватинского могильника, который и сегодня продолжает оставаться наиболее крупным и выразительным для данной группы позднетрипольского населения, известно всего два местонахождения аналогичных погребальных комплексов - у сел Голерканы и Оксентия Дубоссарского района, на правом берегу Днестра, которые практически полностью уничтожены водами Дубоссарского водохранилища. Однако нет со мнений в том, что более тщательные археологические разведки в Приднестровье приведут к открытию новых грунтовых могильников выхватинского типа.

В эпоху позднего триполья неуклонно возрастает роль мужчины в жизни семьи и общины, что обусловлено необходимостью быстрого освоения новых земель, требовавшего поднятия целины, вырубки и корчевки леса, специализацией металлообработки, гончарства и обработки кремня, строительством оборонительных укреплений и развитием скотоводства. В обстановке участившихся военных столкновений особое значение приобретает фигура мужчины-воина. Об этом говорят находки многочисленных боевых топоров и клевцов из оленьего рога, камня и металла. Роль женщины все больше ограничивается сферой домашнего хозяйства и сопутствующими ему занятиями. Но она по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, связанного с культом богини-матери и плодородия.

На территории Приднестровья охарактеризованные выше общества развивались в течение трех-четырех столетий - с XXYI по XXII в. до н. э. Этому периоду присущи крупные хозяйственные и социальные изменения, бурные межплеменные отношения. Изучение трипольской культуры показало, что она являлась одним из основных центров развитого производящего хозяйства в Европе и отличалась высоким уровнем развития материальной и духовной жизни местного населения.

Древнейшие скотоводческие племена эпохи энеолита. Длительное время считалось, что первыми скотоводческими племенами, проникшими в Северо-Западное Причерноморье, были носители ямной культуры. Однако масштабные раскопки курганов, проведенные за последние 20 лет, опровергли эту точку зрения. Оказалось, что наиболее ранними являются древнейшие погребальные комплексы, предшествующие захоронениям не только ямной, но и усатовской культуры.

Общее количество древнейших подкурганных захоронений невелико и насчитывает в Приднестровье несколько десятков погребальных комплексов. Наиболее ранние из них характеризуются скорченным положением костяка на спине и восточной ориентировкой. По мнению исследователей, указанные памятники первоначально были бескурганными и связаны с небольшими коллективами скотоводов и ремесленников, проникших в данный регион с востока.

Определенным эталоном при характеристике этой группы захоронений является основной погребальный комплекс в кургане у с. Суворово Одесской области. Здесь в парном погребении среди богатого инвентаря, представленного орудиями труда и украшениями из меди, кремня и раковин унио, был обнаружен каменный скипетр, реалистически изображающий голову лошади с надетой уздой. О глубокой древности комплекса свидетельствуют находки скипетров, обнаруженных в слоях различных древнеземледельческих обществ. Анализ подобных стилизованных зооморфных изображений из камня - так называемых скипетров - позволил отнести их к сравнительно узкому хронологическому периоду - середине IV тыс. до н. э. Данный вывод подтверждает и найденный фрагмент схематршеского скипетра на трипольском поселении Верхние Жоры (I) на Днестре.

С определенной долей вероятности группу древнейших скотоводческих захоронений можно отнести к выделяемой на Украине Новоданиловской группе памятников, которая датируется серединой - началом второй половины IV тыс. до н. э. О том, что указанные племена обитали в низовьях Днестра, свидетельствует открытие приднестровскими археологами первого аналогичного комплекса в кургане у пос. Слободзея. Здесь в разрушенном еще в древности центральном погребении были обнаружены орудия труда из меди и камня, а также украшения из кости, характерные в основном для Новоданиловских памятников. Единичные находки подобных захоронений косвенно свидетельствуют о том, что проникновение сюда первых скотоводов было крайне немногочисленным и носило, скорее всего, эпизодический характер.

Второй группе энеолитических памятников присуще скорченное положение на левом или на правом боку. С захоронениями именно этого типа на данной территории возникла традиция возведения курганных насыпей. Идея строительства курганов была обусловлена, очевидно, подвижным образом жизни первых скотоводческих племен: курганная насыпь хорошо видна на равнинных просторах восточноевропейских степей. Своеобразие указанных памятников позволило выделить их в культурную группу Хаджидер, характерную в основном для территории Днестровско-Пруто-Дунайского междуречья.

Среди основных комплексов этой группы преобладает восточная ориентировка. Обнаруженный погребальный инвентарь весьма выразителен и состоит из редких сосудов различных форм, орудий труда, оружия из кремня и рога, мотивных изделий, а также характерных для энеолита украшений - ожерелий из зубов животных и костяных бус. Наиболее яркую серию данной группы дали исследования уникального культового комплекса в кургане 9 у с. Красное Григориопольского района. Здесь под древнейшей курганной насыпью были обнаружены девять энеолитических захоронений и связанный с ними монументально-ритуальный комплекс. Вероятно, в древности этот курган являлся своеобразным храмом-святилищем для местного скотоводческого населения. Он состоял из деревянных и каменных конструкций и включал примитивные зооморфные и антропоморфные каменные плиты и изображения, среди которых доминировали головы быка и примитивные изображения человеческой фигуры. Показательно, что в одном из захоронений был найден выразительный костяной скипетр со вставленной в рабочую часть медной пластиной и инкрустацией из шести медных стержней. Он не имел следов сработанности и, скорее всего, принадлежал вождю племени или же жрецу данного храма.

Скотоводческие энеолитические племена разводили преимущественно мелкий рогатый скот - коз, овец - и лошадей. Немаловажное место в составе стада занимал и крупный рогатый скот. Изображение узды на скипетре, обнаруженном в кургане у с. Суворово, позволяет утверждать, что в этот период уже была освоена верховая езда, которая способствовала мобильности степного населения. Исключительно интересными представляются данные трассологического анализа кремневых изделий из двух погребений в кургане у с. Красное. В одном из них находились орудия для обработки дерева, в другом - для обработки кожи, что позволяет говорить о зачатках ремесленной специализации уже в энеолитическую эпоху.

О высоком развитии идеологических представлений, связанных с культом быка и солнца, свидетельствует не только храмовый комплекс у с. Красное, но и открытие остатков аналогичного святилища с антропоморфными стелами у с. Оланешты района Штефан Водэ на правобережье Днестра. Обнаруженные на этих памятниках древнейшие монументальные изображения говорят об их культурной принадлежности к традициям энеолитическои эпохи, хотя в последующее время они широко использовались для перекрытия более поздних, в основном ямных, захоронений.

Историческое развитие энеолита завершается проникновением на эти земли очередной волны инокультурных скотоводческих племен так называемой постмариупольской группы. Большинство указанных памятников также связано с курганным строительством и характеризуется крайней бедностью погребального инвентаря. Основными особенностями отмеченных комплексов являются вытянутое положение погребенных на спине и отсутствие керамики. Их связь с восточными регионами северо-причерноморских степей подтверждается аналогичными захоронениями Орельско-Самарского междуречья. Относительная хронология древнейших подкурганных памятников Приднестровья дает возможность отнести постмариупольскую группу ко второй четверти III тыс. до н. э.

Различный погребальный обряд и инвентарь энеолитических захоронений позволяет сделать вывод о полиэтничности первых скотоводческих племен региона, представленных, как минимум, тремя отмеченными культурно-хронологическими группами. Проникновение на левобережье Днестра первых племен ямной культуры ознаменовало наступление здесь новой исторической эпохи - бронзового века.


Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Две теории о распространении меди: 1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории; 2) возникла сразу в нескольких очагах. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1) самородная медь как разновидность камня; 2) плавление самородной меди и отливка форм; 3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен.
Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имеет три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.


  • Общая характеристика . Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные.


  • Бронзовый век . Общая характеристика . Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором
    Еще в энеолите появились повозки и колесо.


  • Общая характеристика . Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором пр. Энеолит Средней Азии.



  • Общая характеристика . Основой археологической периодизации первобытной истории служат различия в технике обработки камня.


  • Энеолит . Общая характеристика .


  • Общая характеристика . Неолит (5.5-3 тыс. до н.э.) охватывает теплый и влажный атлантический климатический период.
    Энеолит . Общая характеристика .

Завершающей стадией каменного века стала эпоха неолита (нового каменного века), которая охватывала VI-IV тыс. до. Н X и характеризовалась большими изменениями в экономике, вызванными истощением охотничьих х ресурсов, кризисом присваивающего и зарождением производящего хозяйства. Наряду с традиционными формами хозяйствования - охотой, рыболовством и собирательством - зарождаются и распространяются новые - скотоводство и земледелие. Процесс перехода от присваивающего форм хозяйствования к воспроизводящим был качественно новым этапом в истории человечества, современные ученые называют"неолитической революциейцією".

Для изготовления орудий труда продолжает использоваться традиционная сырье - камень, кость, рог, дерево. Но появляются новые методы их обработки - кроме простого обивка, еще и пиления, шлифования и примитивное сверленияя.

Одним из важных достижений становится изготовление глиняной посуды. Выжженная на огне глина была первым искусственным материалом, который создал человек

В социальном аспекте неолитическая эпоха была временем расцвета родового строя. Основу производственных отношений составляла общая собственность рода на орудия и продукты труда

На сегодня в Украине в долинах. Днепра,. Северского. Донца,. Южного. Буга,. Днестра,. Десны,. Припяти и других рек выявлено около 600 неолитических поселений

Энеолит

Качественно новым периодом развития первобытного общества стал медно-каменный век (энеолит), который в пределах Украины датируется IV-III тыс. до. Н X. В это время появляются первые металлические изделия - медные и золотые и. Основными занятиями населения становятся земледелие и скотоводство. Зарождается пашенное земледелие с использованием тягловой силы быка. Было изобретено колесо, а затем появился колесный транснспорт.

Развитие земледелия, скотоводства, ремесла и обмена привело к значительным изменениям в древнем обществе. Выполнять тяжелые физические работы мог преимущественно человек. Поэтому главная роль в семье переходит от м матери к отцу, родственные связи стали вестись по отцовской линии. Вместо матриархата постепенно утверждается патриархат. Родовая организация меняется соседской общиной. Хозяйственной основой ста а патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников по отцовской линиилінії.

Среди энеолитических племен на территории современной Украины ведущее место занимали земледельческие племена трипольской культуры. Распространена на территории от. Верхней. Приднестровья и. Южной. Волыни в. Сере едньои. Приднепровья и. Причерноморья эта культура достигла наивысшего развития в течение IV-III тыс. до. Н X (известный украинский исследователь. М. Видейко, согласно данным радиоуглеродных анализов, датирует пе рший этап трипольской цивилизации 5400-4600pp до. Н X). Она была вершиной развитию энеолитических земледельческих общин в. Европе, мало чем уступая ранним цивилизациям. Древнего. Востока V-IV тыс. до. Н X. Название получила от исследованного конце XIX в украинских археологом. В. Хвойкой поселения вблизи с. Триполье на. Киевщинелля на. Київщині.

Образовалась Трипольская культура на основе древних автохтонных (греч. - местных, коренных) культур и неолитических культур. Балкано-Дунайского региона и несла в себе традиции первых земледельческих о отоцивилизации. Ближнего. Востока и. Южной. Европы. В Украине выявлено более тысячи памятников. Трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: всего в. Средней. Приднестровье,. Надпрутти и. На дбужжи, меньше в. Приднепровьяині.

Племена трипольской культуры жили в поселениях, застроенных деревянно-глинобитными наземными сооружениями, расположенными преимущественно одним или несколькими концентрическими кругами. В основном это были родовые или племенные длительные поселения, насчитывавшие несколько десятков усадеб. Здания имели форму четырехугольника правильной формы. В землю убивали дубовые столбы, между которыми плели стены из хвороста, который вымазывали глу ной, сверху накрывали соломой или камышом. Крыша была двускатная, с отверстием для дыма, пол мазали глиной, посреди комнаты стояла большая печь, у которой располагали лежанки из глины. Стены и печь др. оде разрисовывалиували.

Известны также поселения-гиганты площадью от 150 до 450 га, которые насчитывали более 2 тыс жилищ. Здесь уже существовала квартальная застройка, многие дома строили двух-и даже трехэтажными. Фактически, это д древние протогорода со значительным количеством жителей, местами достигала 16-20тыс человек. В них сосредоточено экономическую жизнь, они были административными, военными, идеологическими ячейкамдками.

По мнению исследователей, трипольские поселения существовали лишь 50-80 лет, а затем их сжигали в связи с потерей плодородия почв и вырубкой окрестных лесов для нужд строительства и надровий. Поэтому д приходилось искать другой, еще никем не занятую, участок лесостепи и начинать все сначалау.

В основе общественного устройства трипольских племен лежали матриархальные, а впоследствии и патриархальные родовые отношения. Основным звеном трипольского общества была небольшая семья. Семьи объединялись в роды и, несколько родов составляли племя, группа племен образовывала межплеменные объединения, имевшие свои этнографические особенности . По разным подсчетам, численность населения трипольской культуры на территории современной Украины на протяжении IV тыс. до. Н X составляла от 0,4 до 2 млн осин осіб.

Основным занятием трипольцев было земледелие. Сеяли ячмень, просо, пшеницу, выращивали садово-огородные культуры. Пашню спушувалы деревянной мотыгой с каменным или костяным наконечником, позднее - ралом. Во время археологических раскопок трипольских поселений находили деревянные и костяные серпы с кремневыми вкладкой и каменные зернотерткы, на которых терли зерно на мукшно.

Определенного уровня достигло животноводство. Трипольцы разводили преимущественно большой и мелкий рогатый скот, свиней и частично лошадей. Как тягловую силу использовали быков, которыми пахали поля, их запрягали в повозки возможно санни.

Среди ремесел значительного развития достигли кожевничество (выделка кожи животных), кушнирство, прядение, ткачество. Трипольские племена впервые на территории Украины начали пользоваться изделиями из меди, освоили х холодное и горячее ковки и сварки меди. Очень высокого технического и художественного уровня достигло керамическое производство . Местные гончары совершенстве владели сложной технологией изготовления керамики, вж е зная гончарный круг, изготавливали огромное количество разнообразной посуды. Его украшали орнаментом белого, черного, красного и желтого цветов. Наряду с бытовым использовали и культовый по супосуд.

Найдено немало глиняных женских фигурок, создание которых связывали с религиозным культом, который пришел в Украину, очевидно, из. Малой. Азии и стал основой распространенного культа богини-матери. В селе. Кошилевцы эти на. Тернопольщине найдено уникальное изображение головы быка, на лобовой поверхности которого наколами воспроизведен силуэт женщины с поднятыми вверх руками, т.е. в позе, напоминающей изображение богоматери. Оран ты, известной в. Средиземноморье. Имея сложную систему орнаментов и знаков, трипольцы были очень близки к созданию письмма.

По этнографическим признакам трипольская культура очень близка и похожа на украинский частности, много ведущих мотивов трипольского орнамента до сих пор сохранились в украинских народных вышивках коврах, народной керамике, особенно в украинских пасхальных писанках. Жилье трипольской культуры очень напоминает украинскую сельскую хату XIX в. Наконец, основным занятием трипольцев, как и украинский, было земледелие. Все это дает основания утверждать, что население трипольской культуры стало праоснову украинский народроду.

Исследуя памятники трипольской и последующих культур,. В. Хвойка пришел к выводу о автохтонность жителей. Поднепровья. Это позволило выдвинуть и развить идею о поступательном этническое развитие украинской аинцив со времен трипольской культуры через скифские племена современным украинскимів.

Основными причинами упадка. Трипольской культуры, по мнению ученых, были изменение теплого и влажного климата на значительно засушливый, что делало невозможным эксплуатацию остатков экосистемы лесостепи в прежний шних масштабах, общая неразвитость материального производства и разрушительные внешние воздействия, в частности усиление степных племен ямной культуры, лесных племен в. Среднем. Поднепровье, некоторых племен культуры шаровидных амфор на. Волыни. В середине III тыс. до н е с распространением на ее территорию названных племен она прекратила свое существованиеання.

По энеолита воспроизводительное хозяйство получает распространение и в других регионах Украины, в частности. Степи и южной полосе левобережной. Лесостепи, где проживали скотоводческие племена. Наряду со скотоводством они активно занимались и рыболовством, охотой, собирательством, частично земледелием.

Через свой подвижно-оседлый образ жизни скотоводы почти не оставили поселений, поэтому основным источником для изучения их деятельности и быта являются погребальные памятники - многочисленные курганы, например. Мариупольский и могильник, и в настоящее время возвышаются в. Степи. Эти насыпи, отдельные из которых было окружено большими каменными плитами или деревянными бревнами, поставленными вплотную друг к другу по кругу, по мнению исследователей, с имволизувалы связь с предками, а через них - и связь с определенной территорией, прошлого с настоящим, были своеобразными храмами. Яркой особенностью скотоводческой культуры стала также каменная антропоморфная ск ульптура, в частности, менгир - удлиненный и установлен вертикально камень, издали напоминал человеческую фигуру. Со временем появились стелы с едва намеченными головой и плечами, иногда покрытые высеченными символическими знаками, сценами, орнаментомтом.

Есть основания считать, что с скотоводческими племенами украинских степей связано становление индоевропейской общности, а также возникновения и распространения индоевропейского круга языков частности, как считает видо омой ученый. Ю. Павленко, зоной консолидации индо-арийских ("арья"означает благородный) племен были южные районы от. Нижнего. Днепра через. Крым и. Приазовье до. Северного. Кавказа, а ирано-арийских - степные и лесостепные районы. Донбасса,. Подонья и. Среднее. Поволжьежя.

Результатом миграций индоевропейских племен в лесостепные и лесные районы. Централь но-Восточной. Европы, а также, с одной стороны, языковой ассимиляции местных жителей, а с другой - восприятие пришельцам мы многих элементов культурно-бытовых комплекса туземцев - стало формирование на пространстве от. Южной. Скандинавии и. Нижнего. Рейна до верховьев. Волги и. Днепровского Левобережья г рупы родственных германо-балто-славянских племен, примерно с начала II тыс. до. Н X представлены двумя ветвями: западной - прагерманською и восточной - балто-славянском. Последняя течение этого же тысячелетия постепенно разветвляется на прибалтийские и праславянские сообщества, занимающие территории в соответствии севернее и южнее. Припятского. Полесья. В формировании праславянского. Перед ости значительную роль сыграли ассимилированы (в языковом отношении) племенами индоевропейской общности потомки. Трипольской культурьтури.

Бронзовый век

На смену медно-каменном возрастные пришел бронзовый (II - нач I тыс до. Н X), существенной чертой которого было распространение изделий из бронзы - первого искусственно созданного человеком металлического сплава. В современных границах. Ук страны бронзовый век характеризуется прежде быстрым развитием скотоводства и земледелия, способствовало завершению процесса выделения скотоводческих племен из среды земледельческих. Это был первый велики и общественное разделение труда. Высоким был уровень общественного ремесла, прежде гончарного и бронзоплавильного. Возникли местные центры металлургии и обработки бронзы. Обмен приобрел постоянного и регионального характерхарактеру.

С ростом производительности земледелия и скотоводства, развитием металлургии появлялся избыток продуктов, сосредоточивался в руках отдельных родовых групп или племенной верхушки. Все это привело к. ВИЗР ревания внутренних и внешне-племенных социальных противоречий. Начала быстро совершенствоваться оружие, сводятся укрепленные поселения. Очевидно, необходимость защиты отдельных групп населения от нападений соседей побудила к консолидации племен на уровне союзезів.

Заметные сдвиги происходили и в сфере развития позитивных знаний, изобразительного искусства, всей духовной культуры. Возникла монументальная каменная антропоморфная скульптура , усложнилась система религий йних верований, появились зародыши будущего письма - пиктограмми.

Ранний железный век

Освоение производства железа в начале I тыс до. Н X способствовало дальнейшему развитию общества. Благодаря распространению различных ремесел и успехам земледелия произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло в отделилось от земледелия (третий - связанный с отделением торговли). Усилилась имущественная и социальная дифференциация общества, создав необходимые предпосылки для возникновения сословно-классовой их отношений и государствержави.

Ранний железный век в Украине связан с киммерийской, скифо-сармато-античной и раннеславянские культурами. Основой хозяйства оставалось земледелие. Широко применялись железные орудия п труда. Животноводство стало домашним, возникло птицеводство. В степной зоне развивалось кочевое скотоводство. Большое значение приобрело железоделательное ремесло. Широко использовался гончарный круг. Население, проживало на территории современной Украины, поддерживало тесные контакты с древними соседними цивилизациямзаціями.

В ранний железный период в Украине выделяется несколько культур, среди которых важное значение имели пшеворская, зарубинецкой и черняховской. Они охватывали. И в в. Н X - VII вв после. Н X совершенствовались ся орудия труда, развивалось сельское хозяйство, ремесла, углублялся обмен Черняховская культура . В. ПИ-IV вв после. Н X обусловила появление одного из первых мощных праукраинских образований -. Антськог в государственном объединении об"єднання.

Загрузка...