aracs.ru

Понятие избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная. Мажоритарная система и пропорциональная избирательная система

Избирательная кампания - это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной кампании:

  • - назначение выборов;
  • - выдвижение кандидатов;
  • - предвыборная борьба;
  • - голосование;
  • - определение результатов выборов.

Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию.

Смысл процедуры назначения выборов состоит в назначении дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Но в большинстве стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

В Конституции обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной право-субъектности общества, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная характеристика институтов референдума и выборов как высшего и непосредственного выражения власти народа.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от вида избирательной системы.

Существуют два основных вида: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система - это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% голосов). Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата, т.е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

Мажоритарная и пропорциональная система имеют свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями.

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов

Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах.

К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций.

Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем для своих избирателей.

В разных странах, использующих пропорциональную систему этот “порог” колеблется. Так в Израиле он составляет 1%, в Дании - 2%, в Украине - 3%, в Италии, Венгрии - 4%, в Германии, России - 5%, в Грузии - 7%, в Турции - 10%.

В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа . В которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим - за политическую партию, объединение.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

  • * смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
  • * смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

Для функционирования политической системы любого государства важное значение имеют избирательные системы , применяемые при формировании состава центральных и местных представительных учреждений, а также выборных должностных лиц.

Термин «избирательная система» имеет два з начения.

Во-первых, в широком смысле под избирательной системой понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных.

Именно в таком смысле термин «избирательная система России» употребляется в средствах массовой информации в преддверии или в процессе избирательной кампании по выборам Государственной Думы или Президента РФ, представительного органа субъекта Федерации или местного самоуправления.

Во-вторых, в узком смысле термин «избирательная система» представляет собой способ распределения мандатов между кандидатами или списками кандидатов .

И если избирательная система в широком смысле может включать в себя отношения как урегулированные, так и не урегулированные нормами права, то в узком смысле избирательная система - это всегда совокупность установленных избирательным законодательством правил, процедур, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.

Использование той или иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе. От того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одинаковых результатах голосования могут быть различными. Взвешивая свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, политические силы выбирают наиболее выгодный им вариант формирования выборного органа.

Наиболее распространенными являются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная , а в ряде стран, в том числе и в РФ, применяется третья разновидность - смешанная избирательная система (соединение мажоритарной и пропорциональной).

Избирательные системы, которые для определения результатов голосования применяют принцип большинства, называются мажоритарными ,

а те, в основу которых положен принцип соответствия (пропорцио-нальности) между полученными голосами и завоеванными мандатами , носят название пропорциональны х.

Мажоритарная избирательная система считается старейшей: именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства, в ее основе лежит принцип большинства, т.е. избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший боль- шинство голосов избирателей в избирательном округе (или в стране в целом).



За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложилось три ее варианта , или три вида большинства: относительного, абсолютного и квалифицироваиного.

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах (США. Великобритания, Индия, страны англосаксонской правовой системы).

В РФ по мажоритарной избирательной системе относительного большинства до принятия нового Федерального закона 18 мая 2005 г. избиралась половина состава депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектах РФ, представительных органов местного самоуправления. Федеральный закон о выборах депутатов Государсрственной Думы 2002 г. закреплял, что избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, при этой системе кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат (список). При такой системе победителем может стать кандидат, набравший лишь 10-12% голосов избирателей. Важно, чтобы ни один другой кандидат не получил больше голосов (если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов, то вопрос решается жребием или по сроку регистрации).

Обычно при мажоритарной системе относительного большинства выборы проводятся по одномандатным округам, хотя возможно образование и многомандатных округов. Так, в некоторых регионах России на муниципальных выборах имеются примеры создания таких избирательных округов. Например, в Ярославской области город Псреславль-Залесский был объявлен одним многомандатным избирательным Округом, в котором избиралось число кандидатов, равное коллективу депутатских мест в городском представительном органе местного самоуправления.



Достоинством мажоритарной системы относительного большинства является ее результативность - всегда кто-то наберет относительное большинство. Этим исключается обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов (повторное голосование). Применение этой системы дает неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников кандидатов только два. Но когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса. Даже при двухпартийной системе а Великобритании были случаи, когда кандидаты одной партии получали в целом меньше голосов по стране, но больше мест в Палате общин.

Недостатком рассматриваемой системы является то, что она лишает представительства малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении политических сил, поскольку побеждают кандидаты, которых поддерживает менее половины избирателей. Голоса избирателей, поданные «против» победившего кандидата, пропадают, не учитываются, т.е. воля большинства не находит своего проявления на выборах.

Мажоритарная система абсолютного большинства также является достаточно распространенной. Иногда ее называют французской моделью, так как она традиционно используется во Франции и на ранее зависимых от Франции территориях. При этой системе для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс один голос) всех поданных голосов. При этом избирательное законодательство стран, где применяется данная система, подчеркивает, что для избрания необходимо большинство действительных голосов, бюллетени же, признанные недействительными, из подсчета исключаются

Эта система далеко не всегда приносит результат с первого раза, так как при большом количестве кандидатов голоса избирателей распределяются между всеми кандидатами так, что ни один из них не получает необходимого большинства в 50%. При этой системе проводится второй тур голосования (повторное голосование) обычно между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. В результате одному из них легче набрать абсолютное большинство голосов.

В ряде стран могут в таком случае проводиться повторные выборы. Так, в нашей стране по законам 1978 г. о выборах в Верховный Совет СССР и в Верховный Совет РСФСР в случае, если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран, предусматривались именно повторные выборы, т.е. проводились все избирательные процедуры: выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование. Такие же правила устанавливались и законодательством о выборах в Советы всех уровней - от областных (краевых) до сельских (поселковых). Такая система просуществовала до конца 80-х годов XX в., т.е. до тех пор, пока законодательно не был установлен принцип обязательной альтернативности выборов (до этого в каждом избирательном округе выдвигался только один кандидат, являвшийся кандидатом единого блока коммунистов и беспартийных, чье избрание было, как правило, предрешено).

В настоящее время мажоритарная избирательная система абсолютного большинства применяется в РФ при выборах Президента России. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» 2002 г. устанавливает, что избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной, формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Закон устанавливает, что если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатах общих выборов не был избран на должность Президента РФ, то Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование (т.е. второй тур голосования) по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. Если до проведения второго тура один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению ЦИК РФ передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым ЦИК первоначально назначила повторное голосование (при наличии его письменного согласия на проведение по его кандидатуре повторного голосования).

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при втором туре в таком случае достаточно относительного большинства голосов поэтому такую систему называют «системой двух туров».

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторное голосование по выборам Президента РФ проводится с 1991 г.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства имеет свои достоинства и недостатки.

Ее достоинством считается то, что при ее использовании на парламентских выборах она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на большинство в парламенте. Недостаток заключается в том, что, как и в системе относительного большинства, голоса избирателей, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, и эти избиратели не проведут в парламент своего кандидата. К тому же эта система менее результативна, что вызывает необходимость проведения повторных голосований, при которых, как мы видели, итог выборов может устанавливаться в соответствии с системой относительного большинства.

Третья разновидность мажоритарной избирательной системы – система квалифицированного большинства, которая является еще более нерезультативной, поэтому применяется редко. При этой системе закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос, но может быть и иным. Так, в Италии до реформы избирательной системы 1993 г., которая внесла коррективы в действующую Конституцию 1947 г. и изменила порядок определения результатов выборов в Сенат и в Палату депутатов, кандидат в сенаторы должен был получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей, что нереально (в лучшем случае избирали семь сенаторов из 315). Президент Италии избирается парламентом по системе квалифицированного большинства. Для победы необходимо большинство в две трети собрания, состоящего из депутатов. После третьего тура, если никто не одержал победу, предусмотрено абсолютное большинство, т.е. 50% плюс один голос. При отсутствии согласия между политическими группировками и фракциями выборы Президента часто требовали очень большого числа туров. например в 1971 г. проведено 23 тура.

Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов на первом туре.

Но второй тур может быть организован и иначе. Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей. Так, в Коста-Рике кандидату на пост Президента страны необходимо набрать 40% плюс один голос всех зарегистрированных избирателей (ст. 138 Конституции).

Пропорциональная избирательная система п озволяет избежать многих недостатков, присущих мажоритарной системе.

Эта система была впервые использована в конце XIX в. в ряде стран: в Сербии - с 1888 г., Бельгии - с 1889 г., в некоторых Швейцарских кантонах - с 1891- 1893 гг., в Финляндии - с 1906 г.

Главное в пропорциональной системе не установление большинства голосов, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимых для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком.

Места распределяются соответствующей избирательной комиссией (окружной, центральной) пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, комиссия сначала вычисляет избирательную квоту. Ее получают в результате деления общего числа поданных и признанных действительными голосов на число депутатских мест (мандатов) по данному округу. Эго самый простой способ вычисления квоты (метод Т. Хэйра). Например, в избирательном округе в ходе выборов подано 180 000 голосов, замещению подлежит девять мест в палате. Следовательно, избирательная квота будет равна 180 000: 9 = 20 000 голосов.

После определения избирательной квоты от каждого партийного списка депутатские мандаты получают столько кандидатов, сколько раз избирательная квота укладывается в собранное партией на выборах число голосов .

Если в избирательном округе за девять депутатских мандатов боролись три партии и за список партии А проголосовало 60 000 избирателей, за список партии Б - 80 000 избирателей, а за партию В - 40 000 избирателей, то депутатские мандаты распределятся следующим образом: партия А получит 3 места, так как избирательная квота уместилась в числе собранных ею голосов три раза (60 000: : 20 000 = 3); партия Б получит 4 мандата (80 000: 20 000 = 4); партия В получит два мандата (40 000: 20 000 = 2). В нашем примере по итогам голосования все девять мандатов оказались распределенными. Однако это идеальный вариант, а практически всегда складывается ситуация, в которой избирательная квота не укладывается целое число раз в количество голосов, собранное каждой партией.

Рассмотрим ситуацию на другом примере. На замещение пяти мандатов претендуют три партии. По избирательному округу подано 180 000 голосов избирателей. Эти голоса распределились следующим образом:

Распределение мандатов между партийными списками производится путем деления полученных ими голосов на избирательную квоту. Таким образом, результаты будут выглядеть следующим образом: партия А - 86 000: 36 000 = 2, 3889; партия Б - 22 000: 36 000 = = 0,6111; партия В - 72 000: 36 000 = 2. Таким образом, партия А завоевала 2 мандата, партия Б - 0, партия В - 2. Распределенными оказались четыре мандата из пяти.

Вопрос о том, как учесть эти остатки, является одним из самых трудных при определении итогов выборов по пропорциональной системе. Обычно используется два метода распределения остатков: метод наибольшего остатка и метод наибольшей средней. Первый - метод наибольшего остатка - заключатся в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольший остаток, образовавшийся в результате деления полученных партийным списком голосов избирателей на избирательную квоту. Согласно этому методу нераспределенный мандат будет передан партии Б, так как ее остаток самый большой.

Второй метод - наибольшей средней - заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольшую среднюю. Эта средняя вычисляется путем деления числа полученных партией голосов на число уже полученных партийным списком мандатов, увеличенное на единицу.

Наибольшая средняя партии А составит 86000: (2+1) = 28,6667; партии Б - 22 000: (0+1) = 22 000; партии В - 72 000: : (2+1) = 24000.

Таким образом, наибольшая средняя у партии А. Она и получит один не распределенный с первой попытки мандат. Как мы видим, результаты по распределению мандатов получились разными при использовании различных методов. Правило наибольшего остатка наиболее выгодно небольшим, а правило наибольшей средней - более крупным партиям.

Более широкое распространение среди вариантов вычисления избирательной квоты получил метод, предложенный бельгийским ученым д"Ондтом (метод делителей), который позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе. Суть его заключается в следующем: число голосов, полученных каждым партийным списком по округам, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков. Полученные цифры располагают в порядке убывания. То частное, которое по порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту.

Полученные частные располагаем по убывающей и устанавливаем, что пятое место по порядку занимает число 28 667. Оно и является квотой. Делим голоса, полученные партиями на квоту, и определяем, что партии получили следующее количество мандатов: партия А - 3, партия Б - 0, партия В - 2.

Еще один метод применяется преимущественно в общегосударственных округах, где нераспределенными остались места не из-за применения квоты, а из-за" действия заградительного барьера (обычно такой барьер устанавливается на уровне от трех до пяти процентов. Семипроцентный барьер установлен законодательством Лихтенштейна и с 2007 г. - в РФ).

Заградительный барьер отвечает стремлению создать условия для эффективной работы парламента, когда в нем работают прежде всего партии, представляющие интересы больших групп населения и создающие крупные парламентские фракции. Он также препятствует прохождению в парламент мелких партий и стимулирует процесс их объединения или блокирования с более крупными. В то же время заградительный барьер - это своего рода ограничение демократии, поскольку его действие лишает небольшие партии, которых поддерживает определенный процент населения, права участвовать в распределении депутатских мандатов. Таким образом, воля проголосовавших за эта партии избирателей вообще никак не учитывается. В Российской Федерации противники пятипроцентного барьера обращались в Конституционный Суд РФ, стремясь отменить соответствующее положение законодательства о выборах. Однако Конституционный Суд воздержался от признания заградительного барьера неконституционным.

Заградительный барьер означает, что партии, собравшие меньше установленного в законе процента голосов, не допускаются к распределению мест. В этом случае оставшиеся нераспределенными мандаты передаются партиям, преодолевшим заградительный барьер, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями. Чем больше партия получила голосов, тем больше пропорционально этому она получит мест из резерва нераспределенных депутатских мандатов.

При пропорциональной системе избиратель часто голосует не за отдельную личность, понравившихся ему кандидатов или лидера партии, а за программу партии. Голосуя, он поддерживает политику

той или иной партии (избирательного блока). Как распределить голося избирателей между конкретными кандидатами, включенными в партийные списки.

Этот вопрос решается в избирательном законодательстве по-разному. Во-первых, существует принцип очередности кандидатов в списке: мандаты вручаются липам, стоящим на первых местах в партийном списке и, следовательно, в избирательном бюллетене. Очередность кандидата в списке определяется партией и депутатами становятся кандидаты, занимающие в списке первые порядковые номера. Как привило, это лидеры партий (объединений), лица, направляющие их политику.

Во-вторых, избирателю может быть предоставлена возможность изменить порядок расположения кандидатов в списке путем преференциального (предпочтительного) вотума. Он позволяет избирателю поддержать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Голосуя за список «своей» партии, избиратель может отметить цифрами 1.2.3 те лица, которые он желал бы видеть избранными в первую очередь. В этом случае избирательная комиссия должна посчитать число разных преференций и объявить избранными тех, кто собрал больше первых, затем вторых и т.д. преференций

Число избранных таким образом лиц, конечно, зависит от числа мест, полагающихся партии в соответствии с квотой. Впрочем, закон обычно не разрешает много преференций, в Австрии, например, избирателю позволяется указать только одну.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование в стране и мажоритарной и пропорциональной систем. При этом достигается цель соединения преимуществ и достоинств каждой из этик систем при выборах различных государственных органов.

Смешанная избирательная система может быть двух видов:

1) в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Например, в Мексике нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, которое проводится по многомандатным округам. В 1993 г. к смешанной избирательной системе перешла Италия: 75% мест в каждой из палат парламента замешается по мажоритарной системе в одномандатных округах; 25% - в многомандатных округах по пропорциональной системе;

2) половина депутатов парламента избирается в одномандатных избирательных округах, которые охватывают всю страну, а вторая половина - по общегосударственным партийным спискам (Германия, Грузия и др.).

При любой разновидности смешанной избирательной системы избиратель, приходя на избирательный участок, получает два бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, но втором - партию (блок, объединение) - по пропорциональной. Данная система дает возможность избирателю выбирать и конкретного политического деятеля, и понравившуюся ему партию. При смешанных системах, как правило, применяется заградительный барьер.

Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. изменил существовавшую с 1993 г. в России смешанную избирательную систему, отменив выборы 225 депутатов Госдумы по мажоритарной системе. На выборах 2007 г. все депутаты будут избираться по пропорциональной системе, т.е. по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты.

Что касается методики пропорционального распределения депутатских мандатов, то она соответствует правилам применяемой системы.

Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов (каждый из списков кандидатов должен получить 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей).

Эта сумма голосов делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное (так называемая избирательная квота), которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после этой процедуры остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть числа, полученного в результате деления, процедура которого описана выше. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После распределения депутатских мандатов между федеральными списками проводится их распределение внутри каждого списка между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов. Подробно методика такого распределения устанавливается ст. 83 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. Если же в результате реализации положений данной статьи Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов, получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. Эти законодательные нормы исключают возможность возникновения однопартийного парламента.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы либо если избранный депутат не сложил несовместимые с его статусом полномочия, Центральная избирательная комиссия передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов, что и кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в федеральном списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы.

Пропорциональная и мажоритарная система

1. Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия: от раскола партий до распада страны. В настоящее время самым прогрессивным является демократический режим, который невозможен без народовластия, проявляющегося именно во время выборных кампаний. Россия вста­ла на путь демократического развития сравнительно недавно. Се­годня на уроке мы познакомимся с особенностями избирательной системы России, сравним её с системами других стран.

II. Рассмотрение основной проблемы. Работа в группах.

I группа - сторонники мажоритарной системы.

II группа - сторонники пропорциональной системы.

III группа - колеблющиеся.

Задание I и II группам. Используя раздаточный материал, подготовить выступление об особенностях системы, ее до­стоинствах. Дать информацию, в каких странах она применяется и почему. Группа колеблющихся выявляет недостатки избирательных сис­тем, задает вопросы группам и формирует собственную позицию по вопросу лучшей системы для современной России.

III. Дискуссия. Презентация позиции сторонников систем.

Материалы групп.

Информационный лист I группы.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная система опирается на принцип большинства. При этой системе кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же мень­шинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажори­тарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше по­ловины голосов (50 % + 1 голос), и систему относительного большин­ства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос. При применении принципа абсолютного боль­шинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше полови­ны голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как пра­вило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства. Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, избирательные округа создаются обычно одномандатные, то есть в каждом из них должен быть избран только один депутат.

Мажоритарная избирательная система имеет свои достоинства. К числу достоинств мажоритарной избирательной системы отно­сится то, что в ней заложены возможности формирования эффек­тивно работающего и стабильного правительства. В странах, имеющих давние демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых, в основном, и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, которые на основе большинства формируют од­нопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать коалиции или слияния еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государ­ственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возни­кают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами оп­ределенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по воз­можности, выполнить свои предвыборные обещания или отклик­нуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избирате­ли лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе. Мажоритар­ная избирательная система в настоящее время применяется в Великобритании, США, Франции, Японии, Индии, частично в Германии и в России. Весьма часто она используется при местных выборах.

В России п.2 статьёй 70 рамочного Федерального закона предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20% от

числа избирателей внесенных в списки избирателей.

Более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов.

Информационный лист II группы.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система предполагает распределение ман­датов пропорционально голосам, полученным партиями или изби­рательными коалициями. Пропорциональная система также имеет две разновидности:

1. Пропорциональная избирательная система на общегосударствен­ном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах всей страны (например, фе­деральный избирательный округ в России). Другие более мелкие из­бирательные округа не выделяются.

2. Пропорциональная избира­тельная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорцио­нального распределения голосов, поданных в том или ином избира­тельном округе за политические партии и объединения.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количе­ством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избиратель­ная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки по­литических сил. Она даёт возможность быть представленными в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем са­мым пропорциональная избирательная система обеспечивает об­ратную связь между государством и организациями гражданско­го общества, способствует легитимизации (законности) власти, активизирует участие населения в выборах.

Пропорциональная избирательная система принята в Авст­рии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и других странах. 22 апреля 2005 года Государственной Думой РФ был принят изменённый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Основное изменение, которое было внесено, заключается в следующем: если раньше из 450 депутатов Государственной Думы 225 избирались по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной избирательной системе, то теперь все 450 человек 2 декабря 2007 года были избраны по последней – пропорциональной системе.

Информационный лист III группы

Недостатки мажоритарной системы

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю из­бирателей. При данной системе для распределения парламентс­ких мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, от­данные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. В результате получается:

1) значительная часть избирателей страны (иногда 50 %) остают­ся не представленными в органах власти;

2)партии и движения, получившие на выборах меньше голо­сов, чем их соперник, могут оказаться представленными в пар­ламенте большинством депутатских мест и, наоборот, поскольку при данной системе весьма значительная часть голосов пропадает, буду­чи поданной за неизбранных кандидатов, то порой оказывается, что партия кандидатов, которую по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

3)две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в парламент неодинаковое число депутатов. Бо­лее того, не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата

4)практически при этой системе, чем больше кандидатов баллотиру­ются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кан­дидат, за которого подано 10% и даже меньше. К тому же в ряде стран, применяющих данную систему, не установлены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная их доля, участие ко­торой необходимо для признания выборов действительными.

В Великобритании, например, если в избирательном округе вы­двинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя.

5)существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через «нарезку избирательных округов». И здесь, зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, либо создавать чисто сельские и чисто городс­кие округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату. Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на боль­шинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большин­ства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент пред­ставителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитим­ность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах и даже политический радикализм.

Недостатки пропорциональной системы

1) Относительно меньшая стабильность правительства. Ха­рактерное для этой системы широкое представительство в парла­менте различных политических сил очень часто не позволяет ка­кой-либо партии сформировать однопартийное правительство и по­буждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоре­чий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Кроме того, политика правительства, сформированная на базе меж­партийной коалиции, отличается меньшей последовательностью, что способствует снижению эффективности работы правитель­ства.

2) Пропорциональная система даёт возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, регио­нальным партиям. Эта сильная сторона данной системы является также и ее недостатком, поскол

ьку в результате этого политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на обще­национальном уровне, получают представительство в органах госу­дарственной власти.

3) Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за спис­ки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между кандидатами и избирателями.

4) Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов. Депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы стремятся смягчить, в том числе и за счет различных барьеров. Так, в ФРГ действует пятипроцентный барьер, в России и Грузии семипроцентный и т. д. Это значит: для того, чтобы быть представленной в парламенте партия или объединение должны набрать не менее 5 % или 7 % в зависимости от нормы, установленной в законодатель­стве данной страны.

IV. Подведение итогов. (заполнение таблицы).

Группы по итогам урока заполняют таблицу: «Достоинства и недостатки из­бирательных систем».

Пропорциональная система

Мажоритарная система

1.В сформировавшихся органах власти представлена реальная картина политической жизни общества

1.Возникают сложности

в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии

1.В ней заложены возможности формирования эффективно работающего правительства

1.Значительная часть

Избирателей страны не представлена в органах власти

2.Четко прослеживается расстановка политических сил

2. Создаются многопартийные коалиции из партий с различными целями и задачами

2.Стабильность правительства

2. Партия, получившая меньшее количество голосов может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

3.Способствует развитию многопартийности и политического плюрализма

3.Нестабильность сформированного правительства

3.На выборах побеждают крупные, хорошо организованные

партии

3.Две партии, набравшие равное число голосов проводят в органы власти число голосов

4.Слабая связь между депутатами и избирателями

Выводы:

- Каждая избирательная система имеет свои плюсы и ми­нусы.

Мажоритарная система обеспечивает сильное и эффективное

законодательное большинство. Способствует установлению прочной связи законо­дателей с конкретным округом. Вместе с тем она ведёт к не учёту мне­ния значительного числа избирателей. Является единственно возможной при выборах Президента РФ.

Пропорциональная система способствует формированию многопартийности, более быстрому становлению гражданского общества, что является одной из предпосылок перехода к плюралистическому обществу. У избира­телей есть возможность выбрать ту или иную партию, которую представляет тот или иной кандидат. А партия, в свою очередь, несёт ответственность за своих кандидатов и становится активным субъектом политического процесса.

Политические партии современной России реально действуют и избирательном процессе, в парламентской деятельности. Партии определяют «лицо нижней палаты парламента».

За короткий по историческим меркам срок сделан принципи­альный рывок от монополии одной партии, пронизывающей все сферы общественной жизни, до реального политического плюрализ­ма и многопартийности.

Невозможно сделать однозначный вывод о том какая избирательная система больше подходит современной России, видимо наиболее приемлемым является смешанный вариант.

Тема Избирательные системы

1.Общая характеристика избирательных систем.

2.Мажоритарная избирательная система.

3.Пропорциональная избирательная система.

4.Смешанная избирательная система.

Общая характеристика избирательных систем

Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых доступ к власти и право принимать решения осуществляются по результатам всеобщих свободных выборов. В современном государстве основной формой выборов является голосование, которое можно рассматривать как отбор наиболее достойных. Основной функцией выборов является перевод решений, принятых избирателями, т.е. их голосов, в конституционные правительственные полномочия и депутатские мандаты. Способы подсчета голосов и порядок распределения депутатских мандатов и являются избирательными системами.

Избирательная система - это приемы и способы, при помощи которых распределяются депутатские мандаты между кандидатами на соответствующие государственные посты согласно результатам голосования. Способы перевода решений избирателей в полномочия власти и парламентские места составляют характеристики избирательной системы:

v Количественный критерий, по которому определяются результаты выборов - один победитель или несколько;

v Тип избирательных округов - одномандатный или многомандатный;

v Тип избирательного списка и способы его заполнения.

Исходя из различных сочетаний данных признаков выделяют 2 типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами по которым отличают одну избирательную систему от другой. Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политическими традициями. Если в Великобритании и США на протяжении столетий существует мажоритарная система, то в континентальной Европе - пропорциональная

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы - определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада .

Различают 3 типа мажоритарной системы:

  • Мажоритарная система абсолютного большинства;
  • Мажоритарная система простого (относительного) большинства;
  • Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток - существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство. С целью сокращения расходов в отдельных странах вводится механизм перебаллотировки, которая означает определение победителя в двухтуровом голосовании: в 1 туре для победы необходимо абсолютное большинство, во 2 туре требуется простое большинство, т.е. надо просто опередить конкурентов. Мажоритарная система относительного большинства - способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток - значительная степень неучтенных голосов. Данная система возникла в Великобритании и действует в 43 странах. Мажоритарная система квалифицированного большинства - это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.

Преимущества

2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;

3. Тесная связь депутата с избирательным округом;

4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;

5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;

6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;

Недостатки

1. Слабая представленность;

3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;

4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;

5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды .

Отличительные черты пропорциональной системы:

ü Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

ü Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

ü Наличие многомандатных округов.

ü Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

  • Пропорциональная система партийных списков
  • Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков . Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России - 5%, в Турции - 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

Преимущества

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Смешанная избирательная система

Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:

  • Смешанная система структурного типа - предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) - по пропорциональной системе.
  • Смешанная система линейного типа - возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.

Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.

Определение избирательной системы

Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.

Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.

В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, - голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.

Главные критерии

Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.

Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.

Сюда включают:

  • количественный критерий, определяющий результаты - либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
  • способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
  • способ заполнения и вид избирательного списка;
  • тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).

Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.

Обобщённая типология

Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует - обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.

Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Мажоритарные и пропорциональные принципы

Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.

Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы

В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально - в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.

Типы избирательных систем - пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.

Смешанная система — итог развития выборного процесса

Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая - из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило - по принципу "50 на 50".

Типы избирательных систем. Их характеристика

Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.

В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.

Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство

В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов - 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.

Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.

Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте - это серьёзный недостаток.

Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.

Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.

Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.

Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так - «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип системы Подсистема и ее характеристики Тип избирательного округа Формы голосования Страны применения
Мажоритарная Относительное большинство Одномандатный За одного кандидата в один тур Великобритания, США
Абсолютное большинство в два тура Одномандатный За одного кандидата в два тура Франция, Беларусь
ПропорциональнаяСписочная система партийного представительства Многомандатный: страна - один округ (полное партийное представительство) За список в целом Израиль, Голландия, Украина, Россия, Германия
Ограниченное представительство. Система многомандатных округов За списки с элементами преференцирования Бельгия, Дания, Швеция
Система передачи голосов Многомандатный За отдельных кандидатов, голосование по преференциям Ирландия, Австралия (сенат)
Смешанная Линейное смешение Одно- и многомандатный Германия, Россия (Госдума), Венгрия
Двойное голосование Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Германия
Стуктурное смешение Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Россия, Германия, Италия

Тип избирательной системы в России

В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства - Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.

Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:

  • при выборах президента страны;
  • при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
  • при проведении выборов в муниципальные органы.

Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.

Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая - по единому округу на основе пропорциональных начал.

В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.

Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.

Загрузка...