aracs.ru

Методы развития памяти младших школьников. Лучшие упражнения на развитие памяти у младших школьников

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Младший школьник как объект исследования …………………...4

1.1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению…………………………………………………………4

1.2. Развитие памяти как залог успешного обучения……………………..10

Выводы по теоретической главе…………………………………………….14

Глава 2. Развитие памяти: практический подход…………………………..16

2.1. Методики диагностики типа памяти……………………………………16

2.2. Задания, упражнения, игры, направленные на развитие памяти…….25

Выводы по Главе 2……………………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………34

Введение

Памятьмладшего школьника - первостепенный психологи­ческий компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемо­ническая деятельность, направленная специально на запомина­ние. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Однако, как показывает практика, у многих младших школьников возникают определенные трудности с запоминанием учебного материала. В связи с этим рассмотрение темы «Развитие памяти у младших школьников» является актуальным.

Объектом исследования являются младшие школьники.

Предмет исследования – мнемические процессы у младших школьников.

Цель данной работы является рассмотрение развития памяти у младших школьников.

Задачи:

Изучение особенностей социально-психологического развития младших школьников;

Рассмотрение процесса развития памяти;

Анализ методики диагностики типа памяти у младших школьников;

Выявление практических занятий, направленных на развитие памяти.

Гипотеза: младшие школьники – это возраст, который характеризуется, прежде всего, началом школьного обучения. На этом этапе ребенку необходимо запоминать большой объем новой информации. В связи с этим возникает потребность в специальных занятиях, направленных на развитие памяти.

Методы исследования: аналитический, метод синтеза, тестирование.

Глава 1. Младший школьник как объект исследования 1. 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ре­бенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»). Учитель - это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы.

Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, выраба­тывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой ста­дии приносит ребенку ощущение собственной компетентности.

Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неспешность учебы ска­зывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действую­щими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. «Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физиче­ского и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

1. Личностная готовность.

Уровень развития аффективно - потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление за­нять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность - быть школьником.

- «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности
ребенка к школьному обучению - психологическое новообразова­ние, которое представляет собой сплав познавательной потребности
ребенка и потребности занять более взрослую социальную пози­цию.

Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,
произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу,
по принятому намерению.

2. Интеллектуальная готовность.

Ориентировка в окружающем, запас знаний. Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения - умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

    Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3. Двигательная готовность.

    Мелкая моторика.

    Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

    умение внимательно слушать и точно выполнять последова­тельные указания взрослого,

    самостоятельно действовать по заданию,

    ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая от­влечение на побочные факторы.

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или, приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение зна­ний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то но­вому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности - учении.

Предмет деятельности учения - знания и действия как эле­менты культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразо­вание самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом дея­тельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность - это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьно­го обучения только начинает складываться. При традиционной сис­теме обучения вопросам становления деятельности учения, как пра­вило, не уделяется должного внимания. Формирование учения - процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со сто­роны взрослых - педагогов и родителей.

Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте чаще относятся к категории знаемых, понимаемых (по А.Н. Леон­тьеву). Реально действующими же чаще являются узкие социальные различные виды инициативных актов в учебном сотрудничестве и др. Все эти действия придают учебной деятельности самоустрем­ленный характер, а субъект учебной деятельности приобретает такие атрибутивные характеристики, как самостоятельность, инициатив­ность, сознательность и др.

Важное практическое значение имеет проблема психогенной школьной дезадаптации. Варианты нарушений школьной успевае­мости и дисциплины, самочувствия в школьной ситуации весьма многочисленны. В ряды неуспевающих попадают по самым разным причинам: это и педагогическая запущенность, и задержка психиче­ского развития, и умственная отсталость, и локальные поражения центральной нервной системы, и интеллектуальная пассивность, и плохое соматическое здоровье.

Трудности в учебе могут быть вызваны:

    несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.);

    недостаточным развитием произвольности, низким уровнем
    памяти, внимания, зависимостью от взрослых;

    неумением или невозможностью приспособиться к темпу
    школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на
    другие, внешкольные интересы.

Установление истинных причин школьной дезадаптации, плохой успеваемости и поведения - важнейшая задача школьного психо­лога.

Тип формирования учебной деятельности оказывает заметное влияние и на индивидуально - психологические особенности лично­сти младших школьников. В развивающих классах у значительно большего числа учащихся отмечена личностная рефлексия, эмоцио­нальная устойчивость (у них намного ниже общая тревожность). Для них менее характерны проявления агрессивности в межлично­стных отношениях и демонстративное поведение, они свободнее вступают в общение.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество по­зитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

В процессе школьного обучения ка­чественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребен­ка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллек­туальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте - переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психиче­ских функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознают­ся и становятся произвольными.

В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач опи­рающегося на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий .

Но уровень усвоения этих понятий может существенно разли­чаться в зависимости от организации обучения. Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками пред­мета (как правило, при традиционном обучении). В системе разви­вающего обучения ставится задача выработки так называемого содержательно - теоретического мышления, позволяющего ученику понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерно­сти его функционирования и преобразования.

Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мыш­ления у младших школьников. Теоретическое мышление обнару­живается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования.

В процессе обучения изменяются и другие познавательные про­цессы - внимание, восприятие, память. На первом плане - фор­мирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.

Память приобретает осмысленный характер и опирается на приемы логической обработки материала, Важно донести до ребен­ка идею необходимости активной работы с запоминаемым материа­лом и его определенной организации.

Необходимо научить ребенка выделить мнемическую задачу и вооружить его приемами запоминания. Среди них:

Преднамеренное заучивание;

Приемы активной мыслительной обработки материала (смы­словая группировка - выделение в тексте смысловых кусков, час­тей, их обозначение, составление плана; поиск смысловых опорных пунктов - ключевых слов для данного отрывка текста суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехнические приемы и др.)

Повторное чтение как способ мыслительной обработки мате­риала (в отличие от зубрежки), предполагающее постановку различающихся задач при последующем чтении. По мере усвоения и от­
работки навыка чтения необходимо научить разным типам чтения
как учебному действию: чтению просмотровому, изучающему, за­
поминающему, контрольному.

Сторонники концепции «развивающего обучения» критикуют традиционную систему обучения за то, что она провоцирует выра­ботку своеобразного типа специфически «школьной памяти», опи­рающейся на заучивание формы изложения учебного материала и характеризующейся крайне ограниченными возможностями его произвольного избирательного воспроизведения. На основе теоре­тического мышления формируется новый тип подлинно произволь­ной памяти, обеспечивающей осмысленнее усвоение сложного учеб­ного материала.

Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравствен­ные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника неустой­чивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отно­шений вполне характерны .

1.2. Развитие памяти как залог успешного обучения

Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события сво­ей жизни, эмоционально насыщенные рас­сказы, сказки, картинки или описания. За­поминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребенком возникает множество задач, тре­бующих постановки специальной цели за­помнить. На первоклассника обрушивается буквально лавина сведений, правил, зада­ний: режим дня, правила поведения школь­ника в классе, в школе, на улице, первые све­дения из изучаемых основ науки. Далеко не все из этого достаточно ярко, впечатляюще, далеко не все представляет непосредствен­ный интерес для ребенка, чтобы оно могло запомниться непроизвольно. Ему уже не­обходимо произвести для запоминания со­знательные волевые усилия и использовать определенные приемы.

Перед учащимися возникают различные мнемические («мнема» - память) задачи. В одних случаях ученик должен букваль­но запомнить материал (например, заучить стихотворение), в других требуется пересказать что-то своими словами с разной сте­пенью близости к тексту, в третьих - вос­произвести структуру изучаемого материа­ла. Ученика чаще всего ориентирует то, на какой срок необходимо запоминание (на­всегда, до завтра, до контрольной) и с ка­кой целью оно необходимо (чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное зада­ние, чтобы стать знатоком своего дела).

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек за­поминает не все в равной степени, а по пре­имуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а формирование интереса к знаниям, к от­дельным учебным предметам, развитие поло­жительного отношения к ним.

В учении становится очевидной связь па­мяти и мышления. Надо не просто загру­зить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в лю­бой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запо­миная, понимать, что к чему. С другой сто­роны, оказывается, что смысловая работа над материалом облегчает в огромной ме­ре запоминание: мысли помнятся лучше.

До школы ребенок в основном занят игрой, живо интересующей его, и хорошо запомина­ет все то, что ему интересно. Он ведь не ста­вит себе специальной задачи запоминать, запоминание происходит без всякого наме­рения. Можно заметить, что и стихи, и рас­сказы, и картины, которые произвели боль­шое впечатление, дети легко запоминают, а то, что оставляет их равнодушными, они так же легко забывают. Поэтому мы можем сделать вывод: до школы ребенок запоми­нает без всякого намерения и только то, что ему интересно.

Другое положение у школьника. Задача запомнить и затем воспроизвести материал становится важной сама по себе. Теперь ребе­нок должен запоминать все, что дает учи­тель, независимо от того, интересно ему это или нет. Следовательно, теперь ребенок дол­жен иначе, целенаправленно пользоваться памятью. А для этого ему нужно овладеть определенными приемами запоминания. Па­мять - это не готовая способность. Как и лю­бой другой психический процесс, она фор­мируется при жизни.

Не владея мнемони­ческой деятельностью, ребенок стремится к механическому запо­минанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недо­статок в том случае, если учитель обучает его рациональным при­емам запоминания. Исследователи выделяют два направления в этой работе: одно - по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое - по фор­мированию приемов воспроизведения, распределенного во вре­мени, а также приемов самоконтроля за результатами запомина­ния

Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмыслен­ной. Показателем осмысленности запоминания и является овладе­ние учеником приемами, способами запоминания.

Важнейший прием запоминания - деление текста на смысло­вые части, составление плана. В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается, что при запоминании ученики I и II классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания мень­ших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому с I класса работа по расчленению текста должна начинаться с того момен­та, когда дети в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последова­тельность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план реше­ния сложной по содержанию арифметической задачи или литера­турного произведения), запомнить эту логическую последователь­ность и соответственно воспроизвести.

В начальных классах применяются и другие способы, облегча­ющие запоминание, сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо извест­ным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запо­минаемого. Сначала эти способы используются учащимися в про­цессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомо­гательных средств (предметы, картины), а затем внутренних (на­хождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.). Следует также отметить, что без специального обучения младший школьник не может использовать рациональ­ных приемов заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения. Овладе­ние младшими школьниками приемами воспроизведения харак­теризуется своими особенностями.

По мере усложнения учебных заданий установка «про­сто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуж­дает ребенка искать приемы организации материала. Важ­нейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логичес­кой памяти составляет использование мыслительных про­цессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Таким образом, успех адаптации ребенка к школе во многом зависит от его подготовленности к школьным условиям и уровня развития его памяти. Ведь именно благодаря памяти младший школьник усваивает новые знания, а значит, увеличивает свою самооценку, что, благоприятно сказывается на мотивации обучения .

Выводы по теоретической главе

Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действую­щими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. «Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физиче­ского и психического здоровья.

В процессе школьного обучения ка­чественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребен­ка.

Основное направление развития мышления в школьном возрасте - переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек за­поминает не все в равной степени, а по пре­имуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому.

Па­мять - это не готовая способность. Как и лю­бой другой психический процесс, она фор­мируется при жизни.

В учении становится очевидной связь па­мяти и мышления.

Важнейший прием запоминания - деление текста на смысло­вые части, составление плана.

В начальных классах применяются и другие способы, облегча­ющие запоминание, сопоставление и соотнесение.

Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овла­дению мнемической деятельностью является в этот пе­риод наиболее эффективной.

Таким образом, успех адаптации ребенка к школе во многом зависит от его подготовленности к школьным условиям и уровня развития его памяти. Ведь именно благодаря памяти младший школьник усваивает новые знания, а значит, увеличивает свою самооценку, что, благоприятно сказывается на мотивации обучения.

Глава 2. Развитие памяти: практический подход

2.1. Методики диагностики типа памяти

Цель исследования: определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Материал и оборудование: четыре ряда слов, записан­ных на отдельных карточках:

    дирижабль лампа яблоко карандаш гроза утка обруч мельница попугай листок.

    самолет чайник бабочка ноги бревно свеча тачка журнал машина столб.

    пароход собака парта сапоги сковорода калач роща гриб шутка сено.

    волк бочка коньки самовар пила весло загадка прогулка книга трактор.

Процедура исследования

Задание может выполняться как индивидуально, так и в группе.

Испытуемому предлагается поочередно четыре груп­пы слов для запоминания на слух, при зрительном вос­приятии, при моторно-слуховом восприятии, при комби­нированном восприятии.

Экспериментатор читает первый ряд слов с интерва­лом 4-5 сек. между словами (слуховое запоминание). Пос­ле 10-секундного перерыва ребенок записывает на лис­точке запомнившиеся слова и отдыхает 10 мин.

Затем экспериментатор показывает слова второго ряда (зрительное запоминание), которые ученик после 10-секундного перерыва также записывает по памяти на ли­сточке.

Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова третьего ряда, а ребенок шепотом повторяет каж­дое из них и «записывает» в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва воспроизводит слова на листочке.

После перерыва в 10 мин. для запоминания предъяв­ляются слова четвертого ряда. На этот раз эксперимента­тор читает слова, а ребенок одновременно следит по кар­точке, шепотом повторяет каждое слово и «пишет» его в воздухе (комбинированное запоминание). Затем запом­нившиеся слова записываются.

Таким образом, при запоминании и дальнейшем вос­произведении ребенком каждого ряда слов доминирует определенный вид анализатора: слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации.

О преобладающем типе памяти у ребенка можно сде­лать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:

С = А: 10 / 100 %

где А - количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэф­фициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий (более 80%), средний (60- 79%), низкий (объем запоминания меньше 50-60%).

2. Методика «Повторение цифр»

(субтест VI теста Д. Векслера)

Цель исследования: определить объем кратковременной памяти.

Материал и оборудование: бланк с наборами цифр.

Для определения объема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Именно такая мето­дика была включена Д. Векслером в разработанную им шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей.

Первая часть направлена на определение объема па­мяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется семь рядов.

Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.

Общая оценка кратковременной памяти при исполь­зовании всей шкалы Векслера дается по результатам обе­их частей субтеста. Но для проведения последующей корекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте.

Процедура исследования

Часть 1. Прямой счет

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же по­рядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем. Вни­мание!»

Прямой счет

5-3-8-7-1-2-4-6-9

4-2-6-9-1-7-8-3-5

Предложить первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии пробу прекратить и перейти к обратному счету.

Часть 2. Обратный счет

Инструкция: «Сейчас я скажу тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, на­пример, говорю: «Один-два» (показать рукой на разные места стола), - а ты скажешь: «Два-один» (опять пока­зать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Ну, давай попробуем. Внимание!»

Обратный счет

Порядок работы такой же. При неправильном воспро­изведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.

Проведение этой методики требует соблюдения не­скольких правил:

    Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 сек. (в ритме стартового отсчета времени).

    В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков.

    Один и тот же ряд дважды не повторять.

    Начинать с прямого счета. По его окончании пе­рейти к счету в обратном порядке.

Обработка и анализ результатов

В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение объема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) - на определение степени концентра­ции внимания. Необходимость такого детального анали­за связана с тем, что при отсутствии концентрации вни­мания даже хорошая память может выглядеть слабой.

Количество цифр в последнем правильно воспроизве­денном ряду при прямом счете является показателем объе­ма кратковременной памяти. Количество цифр, правиль­но названных при обратном счете, - показатель концен­трации внимания.

Возрастные нормативы

Для детей 5-7 лет объем кратковременной памяти ра­вен 3-5 единицам, показатель объема внимания - 2-4 единицам. Показатель кратковременного запоминания мень­ше трех единиц при прямом и обратном счете обычно сви­детельствует о наличии органического поражения мозга.

8-9 лет - объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам (среднее значение - 4), внимания - 2-5 еди­ницам (среднее значение 3).

10-11 лет - объем кратковременной памяти равен 4-7 единицам (среднее значение - 5), внимания - 3-6 единицам (среднее значение - 4).

12-14 лет - объем кратковременной памяти равен 5-9 единицам (среднее значение - 7), внимания - 3-7 единицам (среднее значение - 5).

Если ребенок применяет какие-либо особые приемы, стараясь лучше запомнить увиденное и услышанное, тс это говорит о хорошем развитии его интеллектуальных функций и благоприятно сказывается на результатах за­поминания. Так, дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны исполь­зовать мнемические приемы, такие как:

    проговаривание вслух (называние того, что видят и слышат);

    повторение (вслух или про себя вслед за предъявле­нием материала);

    запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим);

    актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом);

    объединение заучиваемого одной общей темой;

    группировка (слов, образов, которые надо запом­нить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, жи­вотные и т.д.).

3. Методики «Группировка»

Компенсация ограничений объема кратковременной памяти может идти только за счет укрупнения единицы запоминаемой информации. Это укрупнение возможно лишь при смысловой обработке материала, позволяющей находить общее в элементах информации и объединять их на этой основе.

Цель исследования: определить способность ребенка смысловой обработке запоминаемого материала.

Материал и оборудование: набор слов, объединяющихся по смыслу в несколько групп.

Процедура исследования

Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирую­щихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каж­дой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).

Перед каждым воспроизведением дается инструкция.

Инструкция для первого воспроизведения: «Сейчас я про­читаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом по­втори слова в удобном для тебя порядке. Внимание!»

Инструкция для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем назови все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты го­ворил первый раз, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Инструкция для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем повтори все слова, которые запомнил: назови слова, которые ты говорил первый и второй раз, а также вновь запомнен­ные. Все понятно? Внимание!»

Последовательность предъявляемых слов

    Солнце 6. Шапка 11. Липа 16. Небо

    Тополь 7. Медведь 12. Блюдце 17. Елка

    Чашка 8. Сосна 13. Звезда 18. Белка

    Заяц 9. Ложка 14. Лиса 19. Кружка

    Луна 10. Юбка 15. Платье 20. Кофта

Правила проведения методики:

    Слова читаются с паузой в 1 сек. между произнесе­нием элементов ряда.

    По окончании чтения всего ряда начинается его
    воспроизведение. Воспроизведение свободное, так как
    испытуемый должен уловить, что слова можно объеди­нять в группы.

    Все воспроизведенные ребенком слова записыва­ются в порядке их называния. Затем предлагается послу­шать еще раз весь ряд слов.

    Читается вновь исходный ряд слов. Затем испытуе­мый его воспроизводит в свободном порядке. Слова,
    воспроизведенные им, записываются. Затем идет третье
    чтение ряда и третье воспроизведение.

Обработка и анализ результатов

Воспроизведенные слова фиксируются в порядке их называния ребенком; определяется объединенность в группы слов, относящихся к категориям: «Животные», «Деревья», «Одежда», «Посуда», «Небосвод».

Нормальное течение мнемической деятельности со спо­собностью к смысловой обработке материала выглядит так: при первом воспроизведении предъявленных слов объем кратковременной памяти равен для детей 6-7 лет 4±1 слово (в среднем 3 слова), для детей 14 лет - 7±2 слова (в среднем 5 слов). Сгруппированных слов, за ред­ким исключением, не наблюдается. При втором воспро­изведении общий объем воспроизведенных слов увели­чивается на 2-4 слова; появляются 1-2 частично сформи­рованные группы, состоящие обычно из 2 слов. При тре­тьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова, может возникнуть одна или две группы из всех 4слов.

У детей младшего школьного возраста, как правило, не встречается больше трех смысловых групп, в старшем возрасте четырех групп .

2.2. Задания, упражнения, игры, направленные на развитие памяти

Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П.Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрас­тов, испытывающих трудности в мнемической деятель­ности, начиная со второго класса. Удобнее всего исполь­зовать эту обучающую методику в начальной школе

Методика заключается в том, что перед учеником ста­вится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно от­вечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?»

Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос под­тверждает правильность этого выделения. Обучающая ме­тодика имеет две части. Первая часть - выделение смыс­ловых опор, вторая - составление и использование пла­на как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

Обучающая методика «Смысловые единицы»

Часть I . Обучение созданию мнемических опор

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запо­минать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом гово­рится? После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или и чем) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы».

Заячьи лапы

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчо­нок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ру­ жья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной сто­ роны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало труд­ но дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из под ног деда выскочил заяц. Он бежал мед­ленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что зве­ри лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спа­ саются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед выле­чил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

После прочтения рассказа задаются вопросы. На пер­вом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затруд­нения, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самим учеником.

Э.: О ком говорится в начале рассказа?

У.: О дедушке.

Э.: Что говорится о дедушке?

У.: Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

У. : О дедушке.

Э.: Что о нем говорится?

У.: Дедушка попал в лесной пожар.

Э.: Потом о ком говорится?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нем говорится?

У.: Дедушку спас от пожара зайчонок.

Э.: О ком говорится вконце рассказа?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нем говорится?

У.: Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Общие правила выделения мнемических опор

    Текст не разбивается предварительно на части.

    Главные мысли выделяются по ходу чтения мате­риала.

    Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

    Главные мысли текста должны иметь единую смыс­ловую связь - вытекать одна из другой, как «ручеек».

    Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

    Если какое-то записанное предложение не соответ­ствует остальным, значит выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.

    Мнемические опорные пункты (главные мысли)
    должны представлять собой развернутые, самостоятель­но составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3-4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» - сливаются в один, пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 мин. Запомнить и пересказать короткий рас­сказ (выделив основную мысль) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом.

Мнемическую деятельность можно сделать более эф­фективной, используя вторую часть методики.

Часть II . Составление плана

Эта часть методики направлена на обучение составле­нию плана как смысловой опоры запоминания.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ, а план текста. На этом эта­пе, когда опорные пункты начинают выступать в каче­стве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся:

а) в пунктах плана должны быть выражены главные
мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что
говорится в каждой части рассказа;

б) они должны быть связаны между собой по смыслу;

в) пункты плана должны быть четко выражены.
Четкость пунктов плана в рамках данной обучающей

методики означает, что они должны быть сформулирова­ны в виде предложений, в которых есть подлежащее, ска­зуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И, кроме того, план это только инструмент, и каждый мо­жет выбрать такой инструмент, который ему больше нра­вится и позволяет достигнуть цели: запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, заглядывая в план (но не в учеб­ник). Далее прочитать еще раз текст, отмечая, что забы­лось при пересказе, а что помнится, и еще раз переска­зать вслух.

Довольно часто бывает, что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главные мысли, но и другой материал.

Игра «Заметь и запомни»

Эта игра помогает развивать зрительную память, наблюдательность. Красочный ее пример под названием «Игра Драгоценностей» описан в романе Р. Киплинга «Ким».

«Мальчик... кинулся в глубину лавки, откуда вернулся с медным подносом...

    Потише... потише, - ответил Ларган и, вынув из ящика стола полгорсти звякающих камешков, бросил их на поднос.

    Ну, - сказал мальчик, размахивая старой газетой,- смотри на них сколько хочешь, незнакомец. Считай, а если нужно, так и пощупай. С меня хватит и одного взгля­ да, - он гордо повернулся спиной. Но в чем состоит игра?

    Когда ты пересчитаешь их, пощупаешь и убедишься
    в том, что запомнил все, я накрою их этой бумагой, а ты
    должен будешь описать их Ларгану-сахибу. Свое описа­ ние я сделаю письменно.

    О - а! - В груди Кима пробудился инстинкт сорев­ нования. Он нагнулся над подносом. На нем было только
    пятнадцать камней. - Это легко, - промолвил он через
    минуту.

Мальчик закрыл бумагой мерцающие драгоценные кам­ ни и начал что-то царапать в туземной счетной книге.

- Под бумагой пять синих камней... один большой,
один поменьше и три маленьких, - торопливо говорил
Ким. - Четыре зеленых камня, один с дырочкой; один
желтый камень, прозрачный, и один похож на трубоч­ ный чубук. Два красных камня и... и... я насчитал пятнад­ цать, но два позабыл. Нет! Подождите. Один был из сло­ новой кости, маленький и коричневый; и... и... сейчас...

- Раз... два... - Ларган-сахиб сосчитал до десяти. Ким покачал головой.

- Слушай теперь, что я разглядел! - воскликнул маль­ чик, трясясь от смеха. - Во-первых, там два сапфира с изъяном, один в две рати (единица веса) и один в четыре, насколько я могу судить. Сапфир в две рати обколот с краю. Одна туркестанская бирюза, простая, с черными
жилками, и две с надписями - на одной имя бога золо­ том, а другая треснула поперек, потому что она вынута из старого перстня и надпись на ней я прочесть не могу. Значит, всего у нас пять синих камней. Четыре повреж­ денных изумруда, причем один просверлен в двух местах, а один слегка покрыт резьбой...

    Их вес? - бесстрастно спросил Ларган-сахиб.

    Три, пять, пять и четыре рати, насколько я могу судить. Кусок старого зеленоватого янтаря для трубок и граненый топаз из Европы. Бирманский рубин в две рати без порока и бледный рубин с пороком в две рати. Кусок слоновой кости, выточенный в виде крысы, со­ сущей яйцо, китайской работы и, наконец... а-ха! Хру­ стальный шарик величиной с боб, прикрепленный к золотому листику.

Он закончил и захлопал в ладоши.

- Ха! Он знал, как называются камни, - сказал Ким краснея. - Попробуем снова! На обыкновенных вещах, которые мы оба знаем. Они опять завалили поднос всякой всячиной, собран­ной в лавке и даже в кухне, и мальчик всякий раз выиг­ рывал к немалому удивлению Кима».

Таким образом, игра состоит в следующем: на столе вы­кладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 сек., снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить.

Эта игра может иметь множество вариантов:

    Приоткрыть те же предметы на 8-10 сек., спро­сить, в какой последовательности они лежат.

    Поменяв местами 2 каких-либо предмета, показать
    снова все предметы на 10 сек. Предложить ребенку опре­делить, какие два предмета переложены.

    Попросить ребенка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.

    Положив один на другой 8 предметов, предложить ребенку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 сек.).

    Разместить 5-6 предметов в разных положениях-
    перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один
    на другой и т.д. Ребенок должен сказать, в каком поло­жении находится каждый предмет (показывать 20 сек.).

Таким образом, работа с учащимися младших классов начинается с диагностики типа и состояния памяти. Затем применяется ряд практических занятий, направленных на улучшение памяти (игра, упражнения, задания).

Вывод по Главе 2

Смысловая память основана на понимании, т. е. на дея­тельности мышления, и связана с развитием языка. В про­цессе смыслового запоминания в первую очередь созда­ются пригодные для запоминания связи - крупные струк­турные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогатель­ный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смыс­ловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью ос­новные пути ее компенсации лежат в развитии смысло­вой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Заключение

Данная работа была посвящена теме «Развитие памяти у младших школьников» является актуальным.

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и стано­вится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 - 10-11 лет). Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.Младший школьник активно включен в разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.

Перед учащимися возникают различные мнемические задачи. В учении становится очевидной связь па­мяти и мышления. Па­мять - это не готовая способность. Как и лю­бой другой психический процесс, она формируется при жизни.

Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмыслен­ной.

Существует несколько методик диагностики типа памяти, например,методика «Повторение цифр», методика «Группировка».

Смысловая память основана на понимании, т. е. на дея­тельности мышления, и связана с развитием языка. В про­цессе смыслового запоминания в первую очередь созда­ются пригодные для запоминания связи - крупные струк­турные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры. Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П.Мальцевой «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрас­тов, испытывающих трудности в мнемической деятель­ности, начиная со второго класса.

Список литературы

    Баддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. – М. : ЭКСМО-пресс, 2001. – 320 с.

    Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М. : Пед. о – во России, 2003. – 512 с.

    Киселев П. А. Как развить память ребенка. – СПб.: Аквариум, 1996. – 400 с.

    Матюгин И. Зрительная память. – М.: Эйдос, 1993. – 81 с.

    Матюгин И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк. – М. : Эйдос, 1994. – 112 с.

    Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

    Петрова О. О. Возрастная психология: конспект лекций / О. О. Петрова, Т. В. Умнова. – Ростов н / Д., 2004. – 224 с.

    Практикум по возрастной и педагогической психологии / авт.-сост. Е. Е. Данилова. – М.: Академия, 2000. – 160.

    Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

    Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - С. 153-155.

Память – это один из психических процессов, который можно успешно развивать. Регулярные тренировки приносят наибольшую эффективность. Предлагаем вам некоторые из хорошо зарекомендовавших себя приемов.

Упражнение «Запомни пары»

Прочитайте ребенку слова вслух. Нужно постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а участник записывает второе.

МАТЕРИАЛ:

1. Курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга – читать, бабочка - цветок, улыбка - зубы, турист – палатка, снежинка - зима, петух - утро, ручка – писать, оценка - тетрадь, корова - молоко, рельсы – поезд, яблоки – сок, звезды – ночь.

2. ящерица - кресло, перо - вода, очки – исправление, колокольчик - память, голубь - дедушка, поливать - трамвай, расческа - ветер, сапоги- костер, дверь - мать, спичка - коза, терка - море, коньки - завод, тесто - рыба, молоток - компот.

Упражнение «Образы»

Представьте как можно ярче соответствующие картинки, названия которых произнесут. Лучше выполнять это упражнение с закрытыми глазами.

  1. Лев, нападающий на антилопу
  2. Собака, виляющая хвостом
  3. Муха в вашем супе
  4. Двойка в вашем дневнике
  5. Миндальное печенье в коробке
  6. Свет в конце тоннеля
  7. Молния в темноте
  8. Пятно на вашей любимой одежде
  9. Бриллиант, сверкающий на солнце
  10. Крик ужаса в ночи
  11. Радость материнства
  12. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия представленных мысленно образов. Если вспомните более 8 образов, ваши результаты – хорошие.

Упражнение «Слово с номером»

За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец. 2. Экономика. 3. Каша. 4. Татуировка. 5. Нейтрон. 6. Любовь. 7. Ножницы. 8. Совесть. 9. Глина. 10. Словарь. 11. Масло. 12. Бумага. 13. Пирожное. 14. Логика. 15. Стандарт. 16. Глагол. 17. Прорыв. 18. Дезертир. 19. Свеча. 20. Вишня.

Продуктивность запоминания можно вычислить таке: количество правильно воспроизведенных слов умножить на 100 и разделить на количество предлагаемых слов.

То же самое можно сделать с цифрами.

Упражнение «Запомни по порядку»

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Упражнение «Числовые ряды»

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:

53 27 87 91 23 47

16 51 38 43 87 14 92

72 84 11 85 41 68 27 58

47 32 61 18 92 34 52 76 84

Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально. Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы. К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке. По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

  • Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

  • Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

  • Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Посмотрите, пожалуйста, налево! Посмотрите, пожалуйста, направо! А теперь закройте глаза и попытайтесь вспомнить во всех подробностях, что вы только что увидели. Сложно? Вот и маленькому школьнику может быть сложно.

Умение вызывать внутренние зрительные образы – основа быстрого и четкого запоминания материала. Поэтому развитие зрительной памяти у младших школьников – залог успешного обучения в школе.

Как же ее развивать? Есть специальные упражнения и задания. О них я расскажу в этой статье. Но сначала предлагаю устроить зрительной памяти проверку. Зачем?

  1. Во-первых, для того, чтобы узнать на каком уровне она находится.
  2. Во-вторых, чтобы можно было оценивать результаты занятий.

План урока:

Проверяем зрительную память

Для проверки нам потребуются 10 карточек с изображениями каких-нибудь предметов, животных, людей. Главное, чтобы все это было хорошо известно и понятно ребенку. Например, картинки могут быть такими.

Ход проверки по пунктам:

  1. Разложите карточки на столе.
  2. Предложите ребенку внимательно на них посмотреть.
  3. Через 30 секунд уберите карточки.
  4. Попросите ребенка вспомнить, что было нарисовано на картинках.

Переходим к оценке результатов. Если удалось вспомнить менее 5 картинок, то зрительная память нуждается в вашем внимании и дополнительном развитии. Но даже если ребенок показал очень хороший результат, вспомнил 6, 7, или даже все 10 картинок, то приведенные ниже упражнения не помешают. Так как нет предела совершенству! Не так ли?

  1. Учитывайте возрастные особенности детей. Вносите в занятия элемент . Так упражнения будут восприниматься с большим энтузиазмом и дадут больший эффект. К каждому упражнению я составила небольшую интересную предысторию. Вы можете придумать что-то свое.
  2. Очень важный момент! Перед тем как ребенок приступит к выполнению задания, напомните ему, что нужно закрыть глазки и вызвать мысленный образ того, что он только что видел. Это очень важно! Именно этому мы и пытаемся научиться.
  3. Для выполнения упражнений потребуются карточки, которые нужно менять время от времени. Примеры карточек я привела в статье. Сделать их вполне реально самостоятельно, можно нарисовать или распечатать картинки на принтере.
  4. Для того, чтобы от упражнений была польза, необходимо заниматься ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут.

Ну и теперь позвольте представить вам эти волшебные упражнения!

«Тайны древних городов»

Археологи – это люди, которые занимаются поисками и раскопками древних городов. Во время раскопок они часто находят разные вещицы, на которые нанесены красивые узоры. Здорово, когда под рукой у археолога есть фотоаппарат. А если его нет? Тогда археологу нужно хорошенько рассмотреть рисунок и запомнить его, чтобы потом он смог его повторить. Попробуем?

Из счетных палочек и пуговиц выложите на столе какой-нибудь узор. Например, вот такой.

План действий:

  1. Покажите ребенку узор.
  2. Через 10 секунд прикройте узор листом бумаги.
  3. Попросите ребенка выложить такой же узор.
  4. Сравните то, что получилось с образцом.

Задание можно усложнить, если попытаться повторить не только расположение палочек и пуговиц, но и цветов.

«Радужная путаница»

В нашей земной радуге ровно 7 цветов. И расположены они в определенном порядке (здесь можно вспомнить правильный порядок и рассказать про «каждый охотник желает знать…») А на планете «Путаница» радуга выглядит по-другому. Там в ней все цвета перепутались. И каждый день они меняются местами. Жителям этой веселой планеты приходится каждый раз запоминать новый порядок цветов в радуге.

Потребуются карточки всех цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. В произвольном порядке разложите их на столе и прикройте листом бумаги.

План действий:

  1. Покажите ребенку карточки и предложите внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат.
  2. Через 15 секунд закройте их листом бумаги.
  3. Попросите ребенка вспомнить, в каком порядке карточки были разложены на столе.

Если это упражнение вызовет затруднение, то можно начать с четырех цветных карточек, а потом увеличивать их количество.

«Чудесный сад»

В стране «Великой математики» есть чудесный сад. Там растут деревья, состоящие только из геометрических фигур. Можно попасть на экскурсию в этот сад, полюбоваться этими загадочными деревьями, но фотографировать их запрещено. Но зато можно их запомнить и потом нарисовать.

Для упражнения потребуются карточки с изображением трех деревьев, состоящих только из геометрических фигур. У меня деревья получились вот такие.

План действий:

  1. Покажите ребенку карточку.
  2. Через 30 секунд уберите её.
  3. Попросите ребенка изобразить второе дерево из тех, которые он только что увидел.

Если будет слишком легко, то попросите нарисовать два дерева, например, первое и третье.

«Фоторепортаж»

Фоторепортеры – это люди, которые везде ходят с фотоаппаратом и фотографируют всякие интересные места. А потом с помощью своих фотографий рассказывают об этом людям. Давай попробуем сделать свой фоторепортаж?

Заранее подготовьте картинку, например такую.

План действий:

  1. Покажите ребенку картинку и предложите ему «сфотографировать» ее своим внутренним «фотоаппаратом».
  2. Через 30 секунд уберите картинку.
  3. Попросите ребенка ответить на вопросы.

Вопросы к нашему образцу могут быть следующими:

  • Сколько полочек висит на стене?
  • Что нарисовано на постельном белье?
  • Кто лежит на кровати?
  • Какого цвета шкаф и тумбочки?
  • Что стоит на подоконнике?
  • Сколько времени на часах?
  • Где сидит черепаха?
  • Сколько ламп в комнате?
  • Какого цвета занавески?
  • Есть ли в комнате скрипка?

Подобных упражнений очень много в детских журналах.

«Звездопад»

На небе миллиарды звезд. И это только кажется, что все они одинаковые. На самом деле они разные, просто немного похожи. Когда с неба падает звезда принято загадывать желание. Но не все знают, что желание исполнится только в том случае, если ты запомнишь свою звезду.

Приготовьте 6 карточек со звездами. Они должны быть похожи, но не одинаковы. Чтобы было понятнее, о чем это я, посмотрите на картинку.

План действий:

  1. Дайте ребенку одну из звездочек, попросите его хорошенько ее рассмотреть и запомнить.
  2. Через 10 секунд заберите звездочку.
  3. Разложите все 6 карточек со звездами на столе.
  4. Попросите ребенка найти среди них свою звезду.

Упражнений на развитие зрительной памяти много, но даже этих пяти будет достаточно, чтобы поднять ее на новый уровень. Главное заниматься регулярно и с удовольствием. А еще существуют специальные упражнения для развития слуховой памяти, о которых я писала и , которые которые также помогут сделать память лучше.

Дорогие родители, а давайте заодно проверим и свою зрительную память. Может нам уже и самим пора упражнения выполнять? Предлагаю пройти тест.

Мой результат – очень хорошая память. 18 картинок из 20! А что получилось у вас? Напишите об этом в комментариях.

Буду надеяться, что упражнения вам понравятся и пригодятся!

Занимайтесь и развивайтесь!

Всего самого доброго вам и вашим деткам!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Дети в начальной школе очень любопытные. Именно в возрасте 7-10 лет они очень живо интересуются всем, что их окружает. В этот период детям удается прекрасно запоминать все новое и неизвестное, поскольку они впитывают всё как губки. Если ребенок младшего возраста относился к реальности как к чему-то неизведанному, то в 6-10 лет он уже осознанно начинает все анализировать и запоминать. В начальной школе у детей преобладает эмоциональная и образная память. В нашей статье вы узнаете о том, какие еще бывают виды памяти и как их развить у школьника начальных классов.

Как лучше всего тренировать память?

Прежде всего хотим сказать несколько слов о видах памяти. Она бывает:

  1. Зрительная;
  2. Слуховая;
  3. Ассоциативная (образная);
  4. Двигательная;
  5. Логическая.

Психологи считают, что развитие памяти у младших школьников требует определённого терпения и навыков родителей. Очень важно находить время для общения со своим ребенком. Совместные упражнения и игры с ребенком на запоминание новой информации положительным образом влияют на его развитие. А запоминание было эффективнее, специалисты рекомендуют сделать занятия интересными и веселыми. Лучше всего использовать яркие картинки, образы, истории. Хорошо запоминается то, что ребенку уже знакомо. Обязательно следите за внимание ребенка. Если во время совместных занятий малыш ничем не интересуется и пропускает все мимо ушей, то и толку от них не будет. Развитие внимания во время упражнений на память тоже очень важно.

Ниже мы рассмотрим некоторые приемы развития памяти у школьников начальных классов.

Задания для тренировки зрительной памяти

Зрительная память очень важна, поскольку способствует формированию у ребенка навыка создавать в памяти зрительный образ. Лучше всего этот вид памяти тренировать, используя наглядный материал

Разноцветные картинки

Для этого упражнения потребуется несколько цветных карточек (от 3 до 5). Школьнику показывают их в определенной последовательности, после чего просят её воспроизвести. Как только ребенок назвал порядок, в котором располагались цвета, названное им сверяется с исходным материалом.

Нашествие инопланетян

Очень эффективное упражнение для получения способности фиксировать в памяти образ и воспроизводить его.

Взрослый рисует на листе бумаги инопланетное существо, состоящее из геометрических фигур (не более 4-х). Можно заранее приготовить 3 рисунка. Далее один инопланетянин показывается ребенку примерно на 30-40 секунд, время можно варьировать. Задача малыша - запомнить рисунок, мысленно его представив во всех деталях, а затем самостоятельно изобразить на отдельном листе. Задачу можно усложнить, показывая ребенку несколько картин одновременно. Но здесь ориентируйтесь на индивидуальные особенности малыша. Таким образом очень хорошо тренируется фотографическая память ребенка.

Описание картинок

Взрослый заранее готовит несколько картин, на которых изображены несколько предметов, лучше всего разной формы и цвета. Картинка показывается ребенку на несколько секунд, потом он закрывает глаза и подробно описывает то, что запомнил. Будет достаточно сделать 5-³ картинок. Если малыш легко справляется с заданием, то выбирайте изображения с большим количеством деталей.

Память у младших школьников: развивается лучше, если постоянно тренировать мозг различными задачками и интересными интеллектуальными занятиями

Задания для тренировки слуховой памяти

Слуховая память отлично помогает ребенку в учебе. Ниже мы рассмотрим методики её развития.

Собираем чемодан

Это упражнение можно выполнять в группе. Дети садятся в круг, а взрослый называет вещи, которые он возьмет с собой в путешествие. К примеру: « Я собираюсь взять с собой часы.» Следующий повторяет за ним его предложение и добавляет что-то свое, к примеру: «Я собираюсь взять с собой часы и книгу!». Далее третий ребенок добавляет то, что он возьмет с собой. И так продолжается, пока кто-нибудь не собьется. Проигравшему можно придумать небольшое задание, например, рассказать стишок.

Слушаем сказку

Это упражнение не только на развитие памяти, но на внимание. На уроке даем ребятам задание - хлопать в ладоши, как только учитель говорит определенное слово в прочитанной им сказке. Это слово или фраза заранее им обговариваются. Кто не был внимателен - выбывает из игры. Упражнение подойдет и для занятий с родителями. Взрослые тоже могут потренироваться.

Запоминаем цвета

Детям в 3 классе можно дать следующее задание: раздать раскраски, фломастеры или карандаши. Далее учитель описывает картинку с названием деталей раскраски и их цветов. Задача ребенка - найти изображение на рисунке и раскрасить его в нужный цвет.

Задания для тренировки ассоциативной памяти

Развитие памяти у младших школьников путем создания ассоциаций - метод очень эффективный. Есть целая наука, мнемотехника, которая тренирует ассоциативную память. Мы же поговорим о том, как применить её на детях.

Придумываем слова

Составьте список слов. Давайте малышу одно слово, его задача - подобрать к нему ассоциации. И так с каждым словом из вашего списка. Чем больше ассоциаций - тем лучше.

Пары слов

Ребенку предлагается пара слов, между которыми отсутствует связь. Предложите ему придумать историю, в которой будут задействованы эти слова.

Логическая цепочка

Составьте цепочку из нескольких слов, достаточно будет 5-6. К примеру, суп, каша, картошка, творог, мясо. Предложите ребенку подумать над тем, что их объединяет и как назвать это одним словом. Тренирует не только ассоциативную память, но и логическое мышление.

Задача и родителей, и учителей - максимально разнообразить детский досуг. Родителям следует больше времени уделять развитию своего ребенка в свободное от учебы время, но при этом это должно быть в удовольствие обоим. Устройте ребенку красивую презентацию с яркими рисунками, возможностью творчества, свободой мышления. Пусть занятия с вами будет ему в радость. Тогда развитие его произвольной памяти будет идти гораздо быстрее. Возможно, даже скучная математика уже не будет для него сложным предметом.

Загрузка...