aracs.ru

Основные черты сословно представительной монархии. Сословно-представительная монархия как форма государственного управления

- 26.90 Кб

Основные черты сословно- представительной монархии.

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.
Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев и выполняла две функции: она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси и способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной-раздробленности, сепаратизма.
В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура. Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами,серединыXVIв.
Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.
Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:
- царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.
Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:

1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере-надобности;
2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;
3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин – сельские-старосты.

Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.
Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.
К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром1.
В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались.
Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно- территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.
Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России.

С середины XVI в. до конца XVII в. политическим строем России являлась сословно-представительная монархия. Это закономерный этап в развитии государства, через который в XII - XVI вв. прошли Англия, Франция, Испания, германские княжества, Польша, Венгрия и другие европейские страны. Сословно-представительная монархия утверждалась после преодоления феодальной раздробленности, создания централизованного государства и формирования общегосударственных сословий. Отличительной чертой такой формы правления являлось наличие центральных и местных представительных учреждений: парламента в Англии, Генеральных и провинциальных штатов во Франции и Нидерландах, кортесов в Испании, лантагов в германских княжествах, сейма и воеводских сеймиков в Польше. Как правило, в деятельности представительных учреждений принимали участие привилегированные сословия: дворянство, духовенство, городская верхушка, в редких случаях зажиточное крестьянство и никогда не звучал голос феодально-зависимого населения. Как правило, сословно-представительные учреждения имели совещательный характер. В их функции входило рассмотрение важнейших государственных вопросов, одобрение законов, утверждение налогов. В большинстве европейских стран, включая Россию, сословно-представительная монархия стала переходным этапом к абсолютистской форме правления. До этого верховная власть осуществляла правление совместно с феодальными сословиями.

В сословно-представительной монархии XVII в. сложилась сложная система центральных и местных учреждений. Центральные учреждения Московского государства могут быть представлены в следующем виде.

Сословно-представительная монархия в России.


Органы сословно- представительной монархии в России.
В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательныхактов:
судебника1550 года сборник церковного законодательства 1551 года
Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ (?) России. Другие авторы относят конец этого периода на 70-е годыXVIIвека.
Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4. Опричнина – особый период его правления - террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства.
Царь – сохранил функции высшего органа власти.
Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава.
Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.
Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались:
состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников)
регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом
участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила, так как материальных стимулов не было.
Функции Земского собора :
внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, …)
налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе)
после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году)
принятие законов, также их обсуждение. Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом.
Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих их Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят не нет.
Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца) . Законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.
Сословные органы самоуправления:
губные или “губные избы” (губа – административно- территориальная единица). Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению
земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи
Судебник 1550 года – царский судебник, который был издан Иваном-4. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100).
После принятия судебника право продолжало развиваться. Стала вестись определенная кодефикационная работа, которая заключалась в том, что начались вести приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности.
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя. Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками).

Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами

Сословно-представительная монархия появляется в эпоху создания единых государств. Несравненно более масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в стадии становления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах. В Русском государстве высшими сословно-представительными органами стали Земские соборы. Власти отводили им преимущественно совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших вопросах внутренней и внешней политики.

Характерно, что Земские соборы отражали социальную структуру русского общества. Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые со временем стали посылать на соборы своих выборных.

Огромное значение имели органы местного самоуправления. Опираясь на их помощь, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. По сути, эти органы были продолжением государственного аппарата. Вместе с тем они зависели от местных жителей и могли оказаться не столь послушными, как того хотели бы власти.

Реформы сильно продвинули страну по пути централизации. Но они вовсе не предопределили победу модели развития, за которую объективно ратовали члены Избранной рады. В середине 60-х гг. Иван Грозный своей властью круто изменил курс.

Реформы положительно сказались на стране. Россия заметно окрепла. Налицо было хозяйственное оживление, которое выразилось в росте ремесленного производства, внутренней и внешней торговли. Исследователи насчитывают в городах более 200 различных ремесленных специальностей.

Усилились миграционные потоки: переселенцы в поисках лучших мест спускались на юг, к Оке, на север и северо-восток - в Поморье и Прикамье. Народная колонизация переплетается с государственной: правительство в целях повышения обороноспособности поощряет заселение мест, через которые некогда двигались отряды степняков.

В колонизации участвует и церковь. В северные чащобы в поисках молитвенного уединения уходят подвижники, роют «земляные норы» и ставят кельи. С этих келий начинают свою историю пустыни и монастыри. Постепенно они разрастаются, обзаводятся монахами, послушниками и... деревнями. Скромная соха и неутомимый топор - вот что приумножает богатства страны, раздвигает территорию освоенного.

Укрепляется и расширяется поместное землевладение, по-прежнему устойчиво вотчинное. Оживленнее становилась городская жизнь. Возникали новые города и поселения городского типа. Опасность, исходящая от соседей, придавала русскому городу сильный военно-административный «оттенок». На юге и западе большую долю городского населения составлял мелкий служилый люд, стрельцы. Но города-крепости постепенно обрастали небольшими посадами, а жители, даже те, кто тянул государеву службу, занимались мелкой торговлей, ремеслом, промыслами. Доля посадского населения от общего населения страны очень незначительная - менее 3%. Но города уже экономически связывают страну.

Немалая заслуга в этом и торговли. Купечество - одна из самых динамичных социальных групп. И одновременно очень пестрая. Основная масса занималась мелкой торговлей. Традиционные объекты для крупных оптовых операций - зерно, рыба, пушнина, соль, воск. В погоне за прибылью такие купцы проявляли инициативу и изобретательность. Известно, что еще в XVI в. русские в поисках «мягкой рухляди» (пушнины) перевалили за Камень - Урал. Но напрасно правительство искало потаенные тропки: их держали от казны в строгом секрете.

Растет не только внутренняя, но и внешняя торговля со странами Востока и Запада. Последняя идет в основном через Литву и Ливонский орден. Однако русские торговые люди встречали жестокую конкуренцию. Их теснили соперники, которые лучше знали европейский рынок и к тому же пользовались покровительством местных властей. Литва, орден, Швеция - все стремились поставить под контроль прибалтийскую торговлю Московского государства. Это разорительное посредничество было не только унизительно, но и опасно политически, поскольку ставило правительство в зависимость от сопредельных стран.

Особенность этого периода– сочетание самого сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа, характерной для Ивана IV. Царь – сохранил функции высшего органа власти. Боярская дума не могла ограничивать царя. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава.

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Большая часть поместий среднего дворянства переводится в разряд вотчин, «жалуются» новые земельные наделы «за службу» новой династии. Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остается верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Для XVII в. характерно переплетение состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д. Во второй половине XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает ослабевать.

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма , от неограниченно-монархической формы правления .

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы .

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки : к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

  1. появились мануфактуры;
  2. расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата , а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки :

  1. внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства , в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны , торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;
  2. внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России :

  1. непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
  2. в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
  3. в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
  4. органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
  5. в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного , в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

Этапы развития:

1) До присичение династии Рюриковичей

2) Совпадает со смутным временем

3) Полное прекращение соборной деятельности

27. Общественный строй периода сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII в.).

1. Правящий класс достаточно четко делится

На феодальную аристократию (бояр), экономическая база - вотчинное землевладение

На служилое сословие (дворян), экономическая база - поместное землевладение.

Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

2. Городское население

Получает устойчивое наименование "посадские люди".

Сложилась определенная иерархия:

а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства) - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

б) суконная сотня - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)

г) слободы (ремесленные кварталы и цехи)

Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась "белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из "черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных "белолистцами" (люди, купившие общинную землю, но не вступившие в общину) городских имуществ.

Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное "тягло" "белые слободы, и возвратив в посад ушедших тяглецов.

Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Крестьяне

Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.

а) Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева дня" (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата "пожилого").

б) Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С I581 г. вводятся "заповедные лета", в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался.

в) Составлявшиеся в 50―90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об "урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 - 15 лет).

г) Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее "урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями:

Внеэкономическим

Экономическим (кабальным).

В XV в. существовало две основных категории крестьян:

Старожильцы, вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину.

Новоприходцы, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

По форме зависимости крестьянин мог быть:

Половником (работать за половину урожая)

Серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды:

Ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских")



Учащаются случаи отпуска холопов на волю.

Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.

28. Государственный строй периода сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII в.).

Сословно-представительная монархия - важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления - монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается. Это было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха.

1. Боярская Дума

Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы. Правда, значение Боярской думы в течение периода меняется. Тем не менее, Боярская дума ограничивает монарха. Введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был лишь через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, т.к террором были недовольны уже все слои господствующего класса. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти.

2. Земские соборы

Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху:

Для поддержания крупных мероприятий - ведения войны, изыскания новых доходов и пр.

Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.

Структура:

1. Верхняя палата

В земские соборы входили царь. Боярская дума, верхи духовенства - Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

2. Нижняя палата

Была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.).

Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV.

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества - по родовитости, знатности.

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были повсеместно введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа - губного старосту, которого утверждал в должности. Разбойный приказ. губного старосты состоял из целовальников. Целовальники - выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.

29. Развитие права в середине XVI – середине XVII в. Виды законодательных документов.

В сословно-представительной монархии значительно активизировалась законотворческая деятельность государства. Правление Ивана4 было ознаменовано применение в 1550году нового судебника. По сравнению с Судебником Ивана3 он имел больше статей.Большое внимание уделялось регулированию вотчин, и наместного землевладения. В 50г.16 века правовому регулированию подвергались различные сферы общественной жизни.Так на освещенном сборе в Москве в 1551 году Иван 4 выступил с речью, где сформулировал 67 вопросов церкви и попросил дать ответы на них, по правилу святых опостолов и сявятых отцов. В результате появился сборник юридических прав под назнавием Стоглав, в тоже время в царском окружении был составлен сборник бытовых и нравственно моральных правил, в нем содержались достаточно серьезные наказания. С помошью которых государство намеревалось бороться с нарушением морали. В период смутного времени появился сводный судебник 1606 -1607года, подставлявший собой версию Ивана4. По окончанию Смутного времени в России остро ощущалась нехватка справедливого закона. Это требование было одним из лозунгов восстания 1641года.Появилось Соборное уложение 1649года.

30) Соборное Уложение 1649 г.: общая характеристика, значение в истории русского права.Соборное уложение- свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи. По окончании Смутного времени, царь Алексей Михайлович из новой династии - Романовых приступает к активной законотворческой деятельности. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:1550-1600 гг. - 80 указов; 1601-1610 гг. −17; 1611-1620 гг. - 97; 1621-1630 гг. - 90; 1631-1640 гг. - 98; 1641-1648 гг. - 63 указа. В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка - Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой - выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего - 315), а по склейкам столбцов - подписи дьяков. С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники. Все делегаты Собора своими подписями скрепили список Уложения, который в 1649 году был разослан во все московские приказы для руководства к действию. Свои поправки и дополнения выборные вносили в Думу в форме земских челобитных. Некоторые решения принимались совместными усилиями выборных, Думы и Государя. Значение Соборного Уложения 1)Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV-XVII веков. 2)Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. 3)В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям. Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.

31) Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов в XVII в. (по Соборному Уложению 1649 г .).По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей.При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. За убийство крестьянина феодал подвергался тюремному заключению, а в качестве возмещения убытков пострадавшему от потери крестьянина феодалу он отдавал из своего хозяйства лучшего крестьянина с женой и детьми.Устанавливают ответственность за прием беглых крестьян, бежавших после Соборного Уложения 1649 г. Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян.Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам.в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца. Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества.Купленные татары также пополняли холопов. Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства. Так, кабала оформлялась только с 15 лет. Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских.Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались. Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов. Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» .Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти.Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию.Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права. Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам - все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением. Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.

План лекции

Общественное устройство.

Государственное устройство.

Источники и основные черты права.

В XVI - XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система, завершался процесс закрепощения крестьян. Происходил процесс укрепления государства, расширялась его территория; во второй половине XVI в. были к Руси присоединены Казанское и Астраханское княжества. В 1654 году Россия воссоединилась с Украиной. В XVII в. вся Сибирь входит в состав Российского государства. Уже в конце XVII в. Россия являлась крупнейшим в мире многонациональным государством.

Для экономического развития страны было характерно дальнейшее развитие ремесла, связанного с рынком, укрупнение ремесленного производства, развитие, мануфактур и заводов. Развитие экономики способствовало возникновению торговых связей, созданию единого всероссийского рынка.

Складывание сословно - представителъской монархии. Изменения в социально-экономической сфере определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI века начинает складываться сословно-представительная монархия. Особенностью развития монархии в России являлось привлечение царской властью для решения важных вопросов представителей не только господствующих сословий, но и" верхушки городского населения. Сословно-представительная монархия - закономерный этап в развитии феодального государства. Он имел место во Франции, Испании, Германии. В России власть монарха ограничивалась Земским собором. Начало сословно-представительной монархии в России условно датируется созывом первого Земского собора 1550 года. Вокруг этой даты идет спор. Последний Земский собор состоялся в 1653 году. Земский собор включал в себя представителей новой феодальной знати (средние и мелкие феодалы, дворяне). В состав Земских соборов входила Боярская Дума.

Царская власть не могла осуществлять свои властные функции без поддержки Боярской Думы и Земского собора в целом, так как боярская знать имела сильные экономические и политические позиции. Но в силу постепенной консолидации всех групп господствующего класса феодалов в единое сословие с одинаковыми интересами и классовыми целями, повышалась роль всех групп феодалов. После Собора 1653 года продолжают созываться Совещания. Со второй половины XVII века сословие - представительная монархия стала перерождаться в абсолютную монархию. Основным фактором, способствующим этому, стало образование всероссийского рынка и дальнейший рост товарно-денежных отношений. Необходимо также отметить, что образование абсолютной монархии обусловлено также сложностями внешнеполитического положения страны.


Правовой статус представителей верхушки общества. Царю принадлежали как и раньше дворцовые и черносошные земли. Соборное уложение довольно четко определило различие данных форм собственности дворцовые земли - собственные земли царя и его семьи, государственные - принадлежат тоже царю, но как главе государства. Верхушку господствующего класса составляла боярская аристократия. В этот период времени придворные чины означали не служебное положение, а принадлежность к определенному слою феодалов. Среди придворных чинов различались думные (высшие), московские, городовые. Все они составляли служилых людей по отечеству, привилегированное положение которых передавалось по наследству.

Первым думным и вообще придворным чином являлся чин боярина. В этот период боярство сказывалось, т.е. объявлялось только некоторым знатным боярским родам, представители же других родов могли, по общему правилу, получить чин боярина только за крупные заслуги и долговременную службу.

Вторым чином являлся чин окольничьего. Через окольничество добивались боярства люди менее родовитые.

Третьим думным чином были думные дворяне. Они вели свое начало от детей боярских.

Четвертый думный чин - думный дьяк. В думе сидели не только бояре, окольничии, думные дворяне и дьяки, но также и некоторые другие придворные чины.

К недумным чинам относились менее важные придворные чины. К московским придворным чинам относились дворяне, поместья которых при Иване IV были размещены в Московском уезде (избранная тысяча). На них возлагалась главным образом охрана государственных хором и палат. Чины городовые состояли из дворян, на которых возлагалась служба в городе. Другую группу служилых людей (по прибору - по призыву, а не по наследству) составляли дьяки, стрельцы, пушкеры, драгуны, воротники, рейторы, солдаты. Эти должностные лица занимали среднее положение между служилыми "по отечеству" и тяглыми людьми. Основная масса служилых людей определялась "верстанием", т.е. записью в полковые списки и назначением на жалование, денежное и поместное. Обычно верстали на службу сыновей дворян и детей боярских, по мере роста государства и необходимости увеличения служилых людей верстались иногда и казаки. Практика верстания в служилые люди показывает, что только дети служилых в XVII в. стали получать регламентацию. Указами 1639 и 1652 гг. запрещалось поступать на службу детям неслужилых людей. В 1657 и 1678 гг. уже было предписано зачислять в состав служилых людей только сыновей детей боярских.

Права служилых людей. Служилые люди обладали рядом прав преимуществ. Они были "белыми", т.е. освобожденными от платежа податей. Им принадлежали:

Право владеть вотчинами и поместьями;

Право (сделавшееся исключительным) поступать на государственную службу.

Право на усиленное охранение чести.

Ряд привилегий в уголовном праве.

Привилегии при взыскании по обязательствам.

Местничество. В связи с развитием этих привилегий особенное значение получил институт местничества. Установление права служебного старшинства производилось путем сложного разбирательства. Местнические споры вносили много осложнений при назначении на должность, особенно вредны они были при назначении на военные должности. Полная отмена местничества произошла в 1682 году.

Опричнина. Среди мероприятий середины XVI века направленных на ограничение старой феодальной знати необходимо назвать еще опричнину. По проблемам значения опричнины как; в отечественной, так зарубежной литературе существуют весьма разноречивые подходы. Авторы исходят из концепции о том, что опричнина не. была случайным явлением, кратковременным эпизодом, а наоборот необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой его власти. Авторы разделяет мысль Д.Н. Альшица о том, что появление опричнины не зависело от воли одной личности, поскольку опричнина явилась "конкретно-исторической формой объективного процесса". В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государственные на земские (обычные) и опричные (особые), включив в опричные - земли оппозиционной княжеской боярской аристократии. В результате раздачи конфискованные земли переходили к служилым людям. Опричнина превратила поместье в главную и господствующую форму феодального земледелия. Весьма существенные изменения происходили и с самими понятиями "вотчина", "поместье". Вотчинное землевладение становилось все более условным. В 1556 году было принято специальное "Уложение по службе", по которому определялись равные обязанности и для вотчинников, и для помещиков выставлять определенное число вооруженных людей (соответствующее размеру и качеству содержания земли). Указ 1551 года запретил продавать старинные вотчины в монастырь (на помин души) без ведома царя. А позднее было запрещено их обменивать, давать в приданное. Ограничивалось право и передачи этих вотчин по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского пола). Появляется новое понятие "жалованная" или "выслуженная" вотчина, т.е. данная непосредственно за службу или при условии службы. Права же поместных владельцев постепенно расширяются, и передача земли по наследству становится общим явлением. Служилые люди получили возможность покупки вотчины. Бояре, также как и дворяне наделялись поместной землей. Происходил процесс сближения вотчин и поместий, консолидация феодалов в единое сословие. Этот процесс довольно полно отражен в Соборном уложении 1649 года. Важнейшими формами земельного владения оставались церковное и монастырское.

Что касается правового положения духовенства, то Соборное уложение ограничивает рост церковной собственности, категорически запрещая светским феодалам завещать, продавать и закладывать родовую, выслуженную и выкупленную вотчину монастырям и духовенству. Таким образом, был нанесен серьезный удар по церковному землевладению.

Роль города, городское население. В XVI - XVII в.в. происходит дальнейший рост городов, развивается торговля, ремесла, кузнечное, медное, оружейное, пушечное дело. Расширяется число заводов, мастерских, растет численность городского населения, усиливается его дифференциация. Городское население носило в русском государстве название посадских людей. Они включали в себя следующие категории:

Гости - видные купцы. Это звание жаловалось им за службу и на условиях службы, служба по финансовому делу (таможенные и кабацкие сборы). Они освобождались от обычных податей и повинностей, от платежа торговых пошлин, имели право владеть вотчинами и поместьями и подлежали непосредственному суду самого царя.

Люди гостиной сотни.

Люди суконной сотни.

К сотням гостиной и суконной принадлежали купцы, обладавшие мелкими капиталами по сравнению с ее гостями. По мнению В.О. Ключевского, гостей и торговцев обеих высших сотен никогда не бывало много. Так, например, в 1649 году гостей было всего 18 человек, в гостиной сотне - 153, в суконной - 116. Посадские люди других городов и черных сотен делились на лучших, средних и молодших.

В это время наблюдается острая дифференциация и расслоение городского населения. Среди горожан выделяются верхушки оптовых торговцев-гостей и купцов первых сотен, стяжавшие огромные богатства. В 1649 году правительство предприняло ряд реальных мер по упорядочению тягловых отношений посадского населения. По Соборному уложению 1649 года было постановлено вернуть посадским отторгнутые "беломестцами" земли, дворы, лавки.

Городская знать обладала рядом привилегий. Ей было предоставлено право раскладки и сбора всего тягла с посадского населения. Она получила право участвовать в заседании Земского собора. Крупнейшие купцы-гости могли покупать по специальному царскому разрешению землю. Они получали звание думных дьяков и в исключительных случаях думных дворян. Таким образом, можно сделать вывод о том, что росло политическое значение городской знати. Все это ярко проявилось и в правовом отношении. Так, по Судебнику 1550 года по статье 26 за бесчестье гостя полагался штраф в 10 раз больший, чем за бесчестье "боярского доброго человека". Эта линия продолжена и закреплена в Соборном Уложении 1649 года.

Изменения в правовом положении крестьянства. Усиление крепостничества.. Во второй половине XVI - первой половине XVII века происходил процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Естественно этому процессу способствовали и укрепления государственного аппарата и создание специальных органов по борьбе с беглыми крестьянами. Судебник 1550 года повторил статьи Судебника 1497 года о "Юрьевом дне", но при этом увеличил взимавшуюся с крестьян плату за выход. С 1581 года вводятся заповедные лета, которые отменили действие положения о "Юрьеве дне". С 1597 года начинает действовать указ об "урочных летах", по которому устанавливалась пятилетняя давность сыска беглых. В 1607 году "урочные лета" были увеличены до 15 лет. Соборное уложение 1649 года зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян и отменило "урочные лета". Беглых крестьян возвращали независимо от срока, который прошел после их ухода от владельца, вместе со всей семьей и всем имуществом. Статья I гл. XI Соборного Уложения дает полный перечень всех категорий крестьянского населения. В этот период времени произошло окончательное закрепление крестьян владельческих и чернотяглых. После издания Указа о заповедных летах, была произведена перепись. В Уложении 1649 года статьи 9 и 10 главы XI запрещали принимать с момента издания Уложения "беглых крестьян, бобылей и их детей и братию и племянников". Уложение 1649 года установило закрепощение всех крестьян (старожильцев и нестарожильцев) и членов их семей, при этом отменило так называемые "урочные годы".

Крепостное право на крестьян было окончательно санкционировано в законе. Помещики приобрели право неограниченной продажи, их мены, эксплуатации, право распоряжаться брачной судьбой крестьян. Уже по Указу 1623 года в случаях неплатежа помещиками и вотчинниками взысканий по искам разрешалось взыскивать их с холопов и крестьян.

Произошли изменения в положении чернотяглых крестьян. Их число уменьшилось в связи с раздачей волостных земель в поместья и вотчины. Для приема в тягловую общину требовалось заключение особых подрядных записей. К 1678 году была закончена переписка дворов, что послужило основанием для замены поместного обложения подворным.

Проанализируем положение холопов. В этот период времени существовало две категории холопов: полные и кабальные. Полные или обельные холопы были в безграничном распоряжении господина. Были и другие холопы: докладные, приданные, духовные, в зависимости от источника холопства.

Происходило уменьшение источников холопства. Остались только следующие источники холопства: рождение от родителей холопов и брак с холопами. Холопы не имели никаких личных и имущественных прав. Но фактически холопы стали приобретать некоторую степень права и дееспособности. Стали возможны гражданские сделки, заключенные с холопами их собственными господами. Осуществлялась тенденция превращения холопов в крепостных. Соборное уложение узаконило жестокие формы зависимости холопов от своих господ, устанавливая полное право собственности на холопов. К источникам холопства Уложение относит брак, рождение, работу по кабале на срок выше трех месяцев.

Централизация государства. Переходим к рассмотрению следующего вопроса. Происходит процесс образования централизованного государства. При Иване IV были уничтожены последние уделы. По мере превращения Русского государства в многонациональное, в вассальные отношения к нему ставились многие государства. Вассалами стали: сибирские ханы, черкесские князья, шахмалы (властители кумыков), калмыцкие тайши, ногайские мурзы. Вассальные отношения некоторых государств носили номинальный характер. В конце XVI века получила развитие тенденция к полному включению (инкорпорации) вассальных государств в русское царство. Во главе государства стоял царь. Изменение в 1547 году титула главы государства являлось важной политической реформой. В XVII в. все государственные дела вершились от имени царя.

Роль царской власти. В Соборное уложение была включена глава:

"О государственной чести, и как его государственное здоровье оберегать". В этой главе провозглашалось:

подтверждение роли царя в политической жизни страны;

принцип первородства и единонаследия.

Признание царя Земским собором считалось одним из условий признания законности царской власти. Одним из важнейших актов был венчание на царство. К церемонии венчания на царство в XVII веке бы присоединен еще особый обряд, так называемое миропомазание.

Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XV века сложился порядок избрания царя на Земском Соборе, что должно было способствовать укреплению авторитета монаршей власти.

Царю принадлежали большие права в области законодательства, управления, суда. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской Думой, Земскими Соборами.

Боярская Дума была постоянно действующим органом при царе, вместе с ним решала основные вопросы управления, внешней политики. Реальное значение Думы было неоднозначно. Так, например, в годы опричнины ее роль была невелика. Произошли изменения социального состава Думы в сторону усиления представительства дворянства. В нее не вошли также представители верхушки городского населения. При подготовке поступающих в Думу дел образовались специальные комиссии. При Думе был создан чиновничье -бюрократический аппарат.

Земские Соборы. Большую роль в управлении государством в изучаемый период играли Земские Соборы. Они представляли собой сословно-представительное учреждение, которое не было постоянно действующим, а собиралось по мере надобности. Лишь в первое десятилетие царствования Михаила Романова Земский Собор получил значение постоянного представительного учреждения. Укрепление царской власти проявилось в наступлении длительного перерыва в его деятельности. Земские Соборы состояли из трех основных частей: Боярской Думы, Собора высшего духовенства (Освященного собора) и. собрания представителей от людей всяких чинов, т.е. поместного дворянства и купечества. Вначале, например, при созыве Собора 1566 года, представительство организовывалось не по избранию, а по доверию к представителям "правительства". Право созыва Земского Собора принадлежало царю или заменяющей его власти, т.е. Боярской Думе, патриарху, временному правительству. Иногда инициатива созыва Собора происходила от самого Собора. Заседание Собора обычно начиналось торжественным открытием его, где прочитывалась самим царем или от имени царя его речь, в которой объяснялась причина созыва Собора и формулировались те вопросы, которые подлежали разрешению. После открытия Земский Собор приступал к обсуждению вопросов, для чего делился на составные части: Боярская Дума, Священный Собор, московских дворян, стрельцов. Городовые дворяне и посадские еще делились на "статьи". Каждая часть Собора решала вопрос отдельно и формулировала решение в письменном виде. Решения эти сводились на втором общем собрании. Обычно же эти решения являлись материалом, выводы из которого делали царь или Боярская Дума. Они (Соборы) созывались для решения наиболее важных вопросов: для избрания царей, для решения вопросов о войне и мире, для установления новых податей и налогов, для принятия особо важных законов. При обсуждении этих вопросов представители чинов обращались с петициями к правительству. Земские Соборы были органом влияния поместного дворянства и верхов купечества.

Особенности выборов в Земские Соборы. Организация выборов в Земские Соборы, нормы представительства от различных сословий, их численность и состав были неопределенными. Как правило, дворяне составляли большую часть собора. Для дворян столицы были особые привилегии, они посылали в Земский Собор по два человека от всех чинов и званий, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Так, например, из 192 выборных членов Земского Собора 1642 года, 44 были делегированы московскими дворянами. Число депутатов горожан в составе Земского Собора иногда достигало 20. Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что фактически Земские Соборы в определенной степени ограничивали власть царя, но и всемерно ее укрепляли. Такова диалектика взаимодействия власти царя и Земского Собора.

Приказная система. Компетенция. Система приказов, как органов центрального управления, продолжала развиваться и укрепляться. Окончательное развитие приказной системы происходит во II половине XVI века. Они возникают по мере надобности. Некоторые из приказов дробятся на ряд отделов, которые, развиваясь постепенно, превращаются в самостоятельные приказы. Бесплановость в организации приказов привела к нечеткости в вопросах распределения компетенции между ними. В XVII веке количество приказов постоянно менялось, доходя до 50. Основной чертой приказной системы было сочетание административной и судебной функций.

Существовало следующее деление приказов: дворцово-вотчинные, военные, судебно-административные, областные (центрально-областные), ведавшие специальными отраслями управления.

Дворцово-финансовые приказы: ловчий, сокольничий (ведавший царской охотой), конюший, приказ большого дворца, приказ большой казны (ведавший прямыми налогами), приказ большого прихода (ведавший косвенными налогами, новая четверть (ведавшая питейными доходами).

Военные приказы: разряд (ведавший всем военным управлением, и назначением служилых людей на должность), стрелецкий, казачий, иноземный, оружейный, бронный, пушкарский.

Судебно-административная группа: поместный приказ (ведавший раздачей поместий и вотчин, и являвшийся судебным местом по земельным делам), холопий (ведавший закреплением и освобождением холопов, обвинением в разбое), земский приказ (суд и управление тягловым населением г. Москвы).

Областные приказы: центральные органы управления, ведавшие так называемыми четвертями или четями: Нижегородская (Нижний уезд, Новгород, Пермь, Псков), Устюжская, Косгромская, Галицкая, Владимирская.

К числу областных относятся 4 судных приказа: Московский, Володимирский, Дмитровский, Рязанский. А затем: Смоленский, Приказ Казанской избы, Сибирский, Малоросский.

Приказы, ведавшие специальными отраслями управления: посольский (иностранные дела, неслужилые иноземцы, почта), каменный приказ книгопечатного дела), аптекарский приказ, печатный, (удостоверяющий правительственные акты приложением к ним печати), монастырский приказ (организованный для суда над церковными властями), приказ золотого и серебряного дела.

Приказы создавались по мере надобности, часто без точного определения их компетенции, порядка их организации и деятельности. Все это приводило к волоките и дублированию, бюрократизму. В приказах существовали казнокрадство, взяточничество.

Известно, что изменения, происходившие в развитии государства, отразились на органах местного самоуправления. Основной административной единицей являлся уезд. Он отличался неравномерностью. Уезд делился на станы, а станы на волости. В пределах уезда организовывались судебные округа - губы; разряд -военный округ.

Губное самоуправление. В "1556 году отменили систему кормления и заменили системой губного и земского самоуправления. Губное самоуправление стало со временем создаваться в каждом уезде. Органом губного самоуправления была губная изба, состоявшая из губного старосты, целовальников, губного дьяка. В органах губного самоуправления сильно сказывалось влияние дворян-помещиков: губные старосты обязательно выбирались из дворян или детей боярских. Помощниками старосты (целовальниками) были и крестьяне. Губное самоуправление вводилось в тех уездах, где сильно развито помещичье землевладение, а районах, где было развито сильно торгово-ремесленное хозяйство, вводилось земское землевладение. Земские учреждения получили свое развитие позже губных. Они вводились в уездах, в группах волостей, в отдельных волостях. Компетенция земских учреждений распространялась на все отрасли управления и суда. В некоторых уездах земские одновременно действовали с губными.

Вводилось одновременно и воеводско-приказное управление (компетенция воевод росла). Посылка воевод в пограничные местности имела место еще в начале XVII века, введение воеводско-приказного управления означало дальнейшее развитие бюрократической системы. Воеводы назначались царем и Боярской Думой на год-два. В большие уезды посылалось несколько воевод, из которых один был главный, другие считались его товарищами. В качестве ближайших его помощников назначались дьяки или подьячие с "приписью". Канцелярия воеводы находилась в приказной избе, функции воевод, определяемые особыми инструкциями или наказами, были разнообразны. Воеводы заведовали полицией, военным делом, обладали правом суда, иногда им поручалось (в пограничных уездах) ведать даже сношениями с иностранными государствами. Вначале воеводы не вмешивались в губное самоуправление. Но с течением времени власть воевод усилилась, и их вмешательство в губное и земское самоуправление стало значительным. Воеводы подчинили себе губные учреждения и сделали губных старост и целовальников своими помощниками. Воеводы получали жалованье. Им запрещалось брать кормы с жителей. А также запрещалось заставлять жителей что-либо делать на себя. По Соборному Уложению воеводам было запрещено вступать в обязательные отношения с местными людьми. В конце XVII века в некоторых окраинах были созданы наиболее крупные военно-административные округа, так называемые разряды, которые сосредоточили все управление отраслью.

Фискальная политика. В изучаемый период продолжалась реформа системы финансов. Для определения размеров налогов было проведено правительством повсеместное описание земли. Были составлены писцовые книги, которые определили число окладных единиц (так называемых сох). В "соху" входило разное количество земли - в зависимости от ее качества. В XVII веке были введены дополнительные прямые и косвенные налоги: таможенный, соляной, кабацкий (или питейный), так называемая "пятина" - взимание одной пятой стоимости движимого имущества.

Таковы общие черты государственного и общественного устройства страны в данный период времени. Для изучаемого периода характерно весьма интенсивное развитие права, увеличение роли царского законодательства.

Источники права. Кодификация. Среди памятников права выделяются губные и земские уставные грамоты, в которых устанавливаются начала губного и земского самоуправления, таможенные грамоты. Кодификация в этот период началась с изданием Судебника 1550 года (Царского или Второго). В Судебнике 1550 г. был расширен круг регулируемых центральной властью вопросов, усилены черты розыскного процесса. Регламентация пронизывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Происходит усиление сословного принципа и расширяется круг субъектов преступления. Основным источником этого судебника явился не дошедший до нас Судебник Василия III. При кодификации был привлечен новый указной материал, а также губные и земские уставные грамоты. Судебник разбивался на 100 статей, расположенных по некоторой (довольно элементарной) системе. Весь законодательный материал Судебника может быть разбит на четыре части:

Первая содержит постановления, относящиеся к суду центральному;

вторая - к суду областному;

третья - к гражданскому праву и процессу;

Четвертая - заключает в себе дополнительные статьи.
Судебник представляет собой сборник судебного права, и. в целом, отразил интересы поместного дворянства и купечества.

Почти одновременно с Судебником был издан Стоглав (в 1551 г.), явившийся результатом законодательной деятельности церковного (стоглавого) собора. Стоглав - 100 глав (статей), содержит наряду с важными постановлениями о церкви ряд норм уголовного и гражданского права, обеспечивающих усиленную защиту интересов духовенства. При составлении Судебника предусматривалась необходимость пополнения его новым законодательным материалом, который мог явиться в виде отдельных указов и боярских приговоров. Поэтому статья 98 Судебника устанавливает порядок приписки к его установлениям "новых дел" - дополнительных указов. Эти приписки делались каждым приказом. Со временем составились так называемые Указные книги приказов. Среди них большое значение в истории права имеют Указные книги судных дел, Земского приказа, Разбойного приказа. В них с еще большей степенью защищались интересы поместного дворянства. Как Царский судебник, так и отдельные указы, изданные после него, регламентируют в значительной степени те отношения, которые характерны для процесса закрепощения крестьян.

Важнейшим памятником этого времени является Соборное Уложение 1649 года, кодекс, в немалой степени определявший правовую систему Российского государства многие годы. Для составления кодекса правительством была создана специальная комиссия под председательством князя Одоевского. Выработанный этой комиссией проект был представлен для рассмотрения Земскому Собору и обсуждался на совместных заседаниях комиссии с выборными членами Земского собора свыше 5 месяцев. Члены комиссии подавали царю челобитья с просьбой об издании новых законов по тем или иным вопросам. После того как закончилось обсуждение Проекта, он был утвержден в 1649 году Земским Собором. Кодифицированные законы получили название Соборного Уложения.

Источниками уложения были: судебники, указы и боярские приговоры, градские законы греческих царей, т.е. византийское право, литовский статус, новые статьи, как включенные самими составителями проекта, так и внесенные по настоянию выборных членов Собора - согласно их челобитной. Среди этих статей надо указать на глазу XI - "Суд о крестьянах", в которой отменялись "урочные лета" и в которой утверждалось полное право помещика на труд и личность крестьянина. Соборное уложение являлось кодексом, в котором получили развитие начала Русского права, выраженные в "Русской Правде"" и в судебниках. Соборное Уложение отвечало интересам дворянства. Оно явилось кодексом крепостничества. Необходимо отметить, что и с технико-правовой точки зрения Уложение, как кодекс было шагом вперед по сравнению с Судебником.

Дальнейшее развитие законодательства осуществлялось путем издания указов. Указы, отменяющие, дополняющие или изменяющие постановления Соборного Уложения, носили названия указных статей. Характеристика источников позволяет нам сделать вывод об интенсивном развитии права в изучаемый период. Обратимся к анализу отраслей права.

Особенности землепользования. Соборное Уложение подробно определило имеющиеся формы феодального землевладения. Специальная глава 16 обобщала все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. В Соборном Уложении устанавливалось, что владельцами поместий могут быть и бояре, и дворяне; поместье передавали сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца, получает его жена и дочери; поместье можно было дать дочери в качестве приданого, и, кроме того, разрешался обмен поместья на поместье и вотчину. Но помещики не получали права свободной продажи земли (только по царскому указу), не имели они права и заложить землю. Но при этом нельзя оставить без внимания, что в статье 3 главы Соборного Уложения допускался обмен большого поместья на меньшее и, тем самым, под прикрытием обмена продавать поместные владения. Вотчина в соответствии с Соборным Уложением еще предоставляла привилегированное землевладение. Вотчину можно было продать (с обязательной регистрацией в поместном приказе), заложить и передать по наследству. В Соборном Уложении содержится положение о праве родового выкупа - срок в течение 40 лет для выкупа проданной, вымененной, заложенной родовой вотчины. Был также определен круг родственников, которые имели право на выкуп. На выкупленные же вотчины право родового выкупа не распространялось. По закону продавать вотчины можно было только феодалам, жившим в том же уезде. Купленными вотчинами назывались земельные владения, приобретенные кем-либо у членов своего рода, владение ими так же влекло за собой обязанность службы. Отказ же от службы имел следствием отобрание вотчин у их владельцев и включение их в состав царского домена. Жалованными вотчинами назывались вотчины, которые были пожалованы царем. Их характеризовала большая ограниченность прав владельцами, они отбирались в случае, если не угодили царю, иногда это было ограниченно пожизненным владением. Поместья в конце XVII века становятся господствующим видом собственности. Владеть поместьями могли только служилые люди: бояре, дворяне, дети боярские, подьячие и т.д. Размер поместья зависел от качества земли. Поместья давались детям жилых людей по достижению ими 15-летнего возраста. Как правило, в состав поместий входили земли, населенные крестьянами, но кроме этого выделялись и пустующие земли, охотничьи и рыболовные угодья. Крестьяне при отводе земли помещикам, получали так называемую послушную грамоту, по которой им предписывалось повиноваться владельцу. Кроме этого помещикам отводились в городах дворы и огородные земли. Основной обязанностью помещиков являлось несение службы.

Наследование земли. Постепенно дворянство получило право наследования поместий. В первой четверти XVII века о наследовании поместий говорится уже в специальных указах. В 1611 году утвердился принцип, по которому поместья могли оставаться за вдовами и детьми. Из поместий отца выделялись наделы сыновьям сообразно их служебному положению, а дочерям и вдовам на прожиток. Остальная часть поместья передавалась боковым родственникам. В 1684 году был издан закон, по которому дети получали целиком все поместье отца. С конца XVI века было разрешено дарение поместий в пользу монастырей. Церковные владения признавались неотчуждаемыми.

Развивалось и залоговое право. Использовались такие формы залога как: заложенная земля передавалась залогодержателю, а также, когда кредитор получал право временного пользования заложенной землей, причем это пользование заменяло уплату налогов. В Соборном Уложении определялись права на чужую вещь, т.е. сервитуты: право оставить запруды на реке в пределах своего владения, право покосов, рыбной ловли, охоты в лесах, на землях, принадлежавших другому владельцу. В городах запрещалась постройка печей, поварен вплотную к соседним строениям, не разрешалось лить воду, сметать сор на соседние дворы. В Уложении было предусмотрено право проезжающих, а также прогонявших скот, останавливаться на лугах, которые прилегали к дороге.

Получило свое дальнейшее развитие и обязательственное право. Обязательства, вытекающие из договоров, обеспечиваются не личностью ответчика, а его имуществом. Причем ответственность была не индивидуальной, а коллективной: друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги же по обязательствам переходили по наследству. Большое внимание уделялось формам заключения договоров. Все большее значение приобретала письменная форма договора. А при оформлении купчих на землю или дворы требовалась регистрация документа в учреждении. Купчая (купчая крепость) - акт приобретения в собственность имущества. Был определен порядок признания договора недействительным, если он заключен в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана. Известны также договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества.

Эволюционировало и наследственное право. Различается наследование по закону и завещанию. Особое внимание уделялось порядку передачи по наследству земли. Завещание оформлялось письменно и подписывалось завещателем, а в случае его неграмотности - свидетелями и подтверждалось церковными властями. Возможности завещания ограничивались сословными принципами: нельзя было завещать землю церквям и монастырям; родовые и жалованные вотчины, а равно поместья не подлежали завещательному распоряжению. Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. Дочери наследовали при отсутствии сыновей. Вдовы получали часть выслуженной вотчины "на прожиток", т.е. в пожизненное владение, в том случае если не оставалось поместий после смерти супруга. Поместья же переходили по наследству сыновьям. Вдова и дочери получали часть поместья на прожиток.

Семейное право. Законом признавался только брак, заключенный в церкви. Он заключался с согласия родителей. А для браков крепостных необходимо было согласие помещиков. Брачный возраст для мужнин установлен в 15 лет, а для женщин - 12 лет. В семье существовала отцовская власть, а также власть мужа над женой.

Преступления. Под преступлением понималось нарушение царской воли, закона. Субъектами преступлений признавались представители сословий. Преступления различались на умышленные и неосторожные. За случайные деяния наказание не устанавливалось. Но в законе не всегда различаются случайное, ненаказуемое действие и неосторожная форма вины. В Уложении говорится об институте необходимой обороны, но не были установлены пределы необходимой обороны (чрезмерности обороны и степени опасности).

Сокрытия, рецидив. В Соборном Уложении более подробно регламентировано соучастие, подстрекательство, пособничество, укрывательство. Рецидив наказывался более сурово. В Соборном Уложении виды преступлений изложены по определенной системе. В нем выделялось преступление против веры, затем государственные преступления (преступления против основ веры, царственной власти и лично против царя: оскорбление монарха, причинение вреда его здоровью). Ответственность устанавливалась даже за голый умысел и недоносительство. В законе много говорилось о таких преступлениях как измена, заговор, бунт. Дается характеристика преступлений против порядка управления, воинских преступлений, преступлений против судебной власти. Соборное Уложение регламентирует преступления против личности. К ним -относятся: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и делом. Среди имущественных преступлений выделялись: кража, грабеж, разбой. Выделялись преступления против нравственности: сводничество, нарушение семейных уставов. Необходимо отметить, что в Уложении составы преступлений формулировались более четко, чем ранее.

Наказания. В Уложении еще более усиливается устрашающий характер наказаний. Применялись: смертная казнь - простая и квалифицированная; телесные наказания - битье кнутом, батогами, клеймение, тюремное заключение, ссылка на окраину страны, каторжные работы; лишение чина, отставление от должности, церковное покаяние. Применение смертной казни и телесных наказаний осуществлялось публично. Для Соборного Уложения была характерна и множественность наказаний и различие наказаний в зависимости от социальной принадлежности.

В Соборном Уложении были предусмотрены две формы процесса и суд. Все большее распространение получил инквизиционный процесс. Он практически применялся по всем уголовным делам. Наиболее жестоким был процесс по делам, связанным с преступлениями против царя и государства. Соборное Уложение подробно говорит и об обвинительном состязательном процессе. Он осуществлялся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел. Глава 10 Соборного Уложения говорит о системе свидетельских показаний. В качестве доказательств применялся так называемый "общий обыск" и "повальный обыск". Разница между этими двумя видами заключалась в том, что в "общий обыск" - опрос всего населения по фактам совершения преступления, а "повальный" - опрос относительно конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления. Таковы некоторые основные черты развития права.

Интересной, многогранной, трагической была история изучаемого периода. В России были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности, сложилось и экономическое и политическое единство страны. Возникла сословно-представительная монархия. Необходимо отметить, что укрепление государственной власти привело к уменьшению значения сословно-представительных учреждений.

Загрузка...