Что означает слово романс. Значение слова романс. Русский композитор Михаил Иванович Глинка
История романса
Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied , англ. Song ) .
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.
В России
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Черты вокального романса
По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .
Основные жанровые признаки романса
- Содержание романса не выходит за пределы лирики (исключения: Мусоргский, Даргомыжский). Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
- Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
- В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
- В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
- Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
- Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Текст
Жанровые разновидности романса - баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .
Известные романсы
- Plaisir d’amour - классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Романс" в других словарях:
Употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
- (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
Романс к И... «РОМАНС К И...», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия
См … Словарь синонимов
романс - а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия
- (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь
"Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, побуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение"
Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
Термин «романс
» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. В России первыми образцами романса можно считать канты, распространенные уже в конце XVII в. А в XVIII в. стихи наиболее известных русских поэтов - А. П. Сумарокова, А. Ф. Мерзлякова, М. В. Ломоносова - сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Назывались такие произведения российскими песнями.
Чем же отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, особенно если речь идет о ранних романсах. Но, как правило, в романсе мы слышим более тесную, детальную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы. Так, в лирическом романсе М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина слова:
Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...
И жизнь, и слезы, и любовь. Основной признак романса - более детальная связь слова и музыки - определяет собой и другие. Например, большую содержательность, образность партии фортепьяно, перерастающей из сопровождения голоса в равноправного участника ансамбля. Начало расцвета романса - первая половина XIX в. Это период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическим жанрам, выражающим мир личных переживаний человека.
Благодаря своей задушевности, искренности и мелодической красоте лучшие произведения Глинки и его современников распевались по всей России, а некоторые стали народными песнями: «Вдоль по улице метелица метет» А. Е. Варламова; «Однозвучно гремит колокольчик» А. Л. Гурилева.
Иногда романс выходит за пределы лирики, приобретая драматизм и приближаясь к оперной арии. Таковы некоторые романсы П. И. Чайковского («День ли царит», «Серенада Дон Жуана»). А вокальные произведения М. П. Мусоргского трудно даже назвать романсами: это живые музыкальные портреты, передающие облик и характер конкретных персонажей («Семинарист», «Сиротка», «Озорник»). Традиции классического романса продолжаются в творчестве советских авторов: Ю. А. Шапорина, А. Н. Александрова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, Г. В.. Свиридова, Б. Н. Лятошинского, О. В. Тактакишвили.
Черты вокального романса
По своей форме, романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.
Жанровые признаки романса
- Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
- Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
- В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
- Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
- Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).
Его основные характеристики и составляющие, а также история происхождения и развития старинного жанра. Роль Михаила Глинки в развитии русского романса.
Прекрасное лирическое исполнение в сопровождении живой музыки всегда затрагивало сердца слушателей и ценителей классики. Удивительно, как такое короткое музыкальное творение может затрагивать самые далекие струны нашей души. Романс - это удивительное сочетание поэзии и музыки, которое нашло множество почитателей. В мелодико-поэтическом жанре выделяют три разновидности: баркарола (ритмичная песня), элегия (песня-размышление), баллада (сюжетная песня).
Романс - это старинный жанр
История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и "песня" тождественны во многих языках.
Со временем этот приобрел такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец классики — Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.
Основные характеристики романса
Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором.
Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. Романс - это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.
Немного о русском романсе
Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально подхватили такие композиторы, как Варламов ("На заре ты ее не буди") , Гурилёв ("Однозвучно звучит колокольчик"), Алябьев ("Соловей"). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные. Аккомпанемент здесь - всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой.
Печально, но в советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая цензура считала, что идеология, пропагандируемая в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не приветствовались, их тематику посчитали "упаднической". В тренде были патриотические, народные и юмористические песни с незатейливой мелодией.
Тем не менее, романсы в некоторых своих видах, например, «городской», продолжали существовать, передаваемые из уст в уста простыми людьми. Именно благодаря им со временем и произошло долгожданное возрождение этого жанра, которое пришлось приблизительно на семидесятые годы.
Русский композитор Михаил Иванович Глинка
Неоценимый вклад в историю русского романса, внес Михаил Иванович Глинка. Как известно, он написал более восьмидесяти произведений разного направления. Романсы Глинки - это уникальные шедевры, создание которых под силу только таким талантливым и одаренным личностям, как Михаил Иванович. Его любимые романсы были положены на стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Он всегда ценил хорошую поэзию и осознавал, что настоящий романс без нее не может существовать.
Самое значимое произведение - опера "Руслан и Людмила" по мотивам одноименной поэмы Пушкина, которая не получила всеобщего признания, но раскрыла весь потенциал композитора. А известные романсы Глинки на стихи великого русского поэта - "Я помню чудное мгновенье", "Я здесь, Инезилья", "Заздравный кубок", "За здравие, Мери".
На сегодняшний день поклонников всемирно известного жанра насчитывается миллионы. Благодаря любви и поддержке публики он не стоит на месте, а с каждым днем развивается и двигается вперед. Безусловно, сколько бы времени ни прошло, романс останется одним из ведущих и важнейших направлений камерной музыки.
Все большее количество людей находят в нем, что-то близкое к себе, какую-то отдушину в своих переживаниях и проблемах. Утешительно знать, что романс не отошел со временем на задний план, он и дальше остается любимым жанром вокала.
- небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т. п.).
- ru (муз.)
- После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре.
- небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера
- лирическое песенного народного склада (в западноевропейской литературе эпохи Средневековья и в подражательной поэзии позднейших времен)
- "Отвори потихоньку калитку" (жанр)
- "Очи черные" (жанр)
- "Очи черные" по жанру
- "Песня" бедных финансистов
- "Песня" финансов пустого кошелька
- "Соловей" Алябьева (жанр)
- "Тюремный..." (к/ф с Абдуловым)
- "Тюремный..." (фильм с Абдуловым)
- "Я встретил вас" (жанр)
- "Пара гнедых" (жанр)
- "отцвели уж давно", жанр
- "утро туманное" или "Темно-вишневая шаль" по жанру
- вокальный жанр
- гитарный жанр
- душевная песня
- жанр камерной вокальной музыки
- жанр песни
- жанр песни о черных очах
- жанр фольклора
- жанр цыганских песен
- коронный жанр гусара с гитарой
- лирическая песня
- лирическая песня отсутствующих финансов
- лирическая песня пустого кармана
- лирическая песня пустого кошелька
- любимый жанр Малинина
- любовная песня
- один из репертуара Баяновой
- песенный жанр
- песня
- песня моих отсутствующих финансов
- песня о любви
- песня финансов
- песня, полная любовной страсти
- печальная песня цыгана
- подбалконный жанр влюбленного
- подбалконный жанр гусара
- подходящая песня для финансов
- полная страсти песня
- скажите по-испански "сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением"
- стихи на музыку
- стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
- стихотворение русского поэта XIX века С. Надсона
- стихотворение, положенное на музыку
- фильм "Жестокий..."
- фильм Петра Тодоровского "Городской..."
- фильм Юнгвальда-Хилькевича "Новогодний..."
- цыганская заунывная
- цыганская лирическая
- этот камерный песенный жанр зародился в Испании
- муз.-поэтич. произведение; стихотворение М. Лермонтова
- небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением
- небольшое лирическое музыкальное произведение
- стих Пушкина
- стихотворение Пушкина
- "очи черные" как произведение
- один из репертуара Аллы Баяновой
- стихотворение А. Фета
- небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение
- "жестокий...", Рязанов
- "Ах, эти черные глаза"
- лебединая песня тающих финансов
- фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний...»
- фильм Петра Тодоровского «Городской...»
- фильм «Жестокий...»
- «утро туманное» или «Темно-вишневая шаль» по жанру
- скажите по-испански «сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением»
- «очи черные» как произведение
- «отцвели уж давно», жанр
- «жестокий...», Рязанов
- «очи черные» по жанру
- «соловей» Алябьева (жанр)
- «очи черные» (жанр)
- «тюремный...» (к/ф с Абдуловым)
- «отвори потихоньку калитку» (жанр)
- «Пара гнедых» (жанр)
- «песня» бедных финансистов
- «я встретил вас» (жанр)
- «тюремный...» (фильм с Абдуловым)
- «песня» финансов пустого кошелька
- (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе.
- 1) в поэзии - эпическое произведение с лирическим характером, чем и отличается от баллады, в которую всегда вносится драматический оттенок; 2) лирическое произведение (преимущественно любовного содержания) или элегия, положенная на музыку; исполняется обыкновенно одним, двумя или более голосами под аккомпанемент какого-нибудь инструмента.
- 1) вообще произведение эпической поэзии с преобладающим лирическим характером, в отличие от баллады, где преобладает характер драматический; 2) в тесном смысле - лирическая песнь любовного содержания, слова и музыка (обыкновенно для голоса с аккомпанементом).
- франц. romance, от roman, роман. Род стихотворения для пения.
- 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера
- стих. М.Лермонтова
- Фильм Петра Тодоровского «Городской...».
- Один из репертуара Аллы Баяновой.
- Фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний...».
- Стихотворение Пушкина.
- «Утро туманное» или «Темно-вишневая шаль» по жанру.
- Фильм «Жестокий...».
- Стихотворение, положенное на музыку.
- Стихотворение русского поэта 19 века А.Майкова.
- Скажите по-испански «сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением».
- Цыганская заунывная.
- «Очи черные» как произведение.
- Жанр фольклора.
- Стихотворение А.Фета.
- Стихотворение русского поэта 19 века С.Надсона.
- Подходящая песня для финансов.
- фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний РОМАНС »
- фильм Петра Тодоровского «Городской РОМАНС »
- фильм «Жестокий РОМАНС »
- «жестокий РОМАНС », Рязанов
- «тюремный РОМАНС » (к/ф с Абдуловым)
- «тюремный РОМАНС » (фильм с Абдуловым)
Цель: Обозначить понятия вокального жанра песни и романса
Задачи: Дать определение понятиям «песня» и «романс». Познакомить с музыкой этих жанров.
Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.
Вокальная музыка иногда исполняется без инструментального сопровождения, такое исполнение называется a cappella .
Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.
И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.
Песня - наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Песня = стихи + несложная мелодия.
Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.
Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).
Виды песни:
Эстрадная песня:
Народная песня
Лирическая песня
Историческая песня
Революционная песня
Бардовская песня
Свойства песни:
Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)
Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)
Обычно есть припев, но иногда нет
Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника "Жаворонок"
Вопросы:
К какому виду относится эта песня? (лирическая )
Есть ли адресат у этой песни? (нет )
Есть ли припев? (нет )
Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
Исполняется чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.
Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен носили название "романсеро". В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.
Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.
Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.
Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.
2 вида романса: бытовой (городской) и классический ("высокий")
В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой романс .
А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,
Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.
Свойства романса:
Лирическое, чаще всего любовное содержание
Обращён к кому-то, имеет адресата
Одинаково значимы слово, музыка и исполнение
Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню
Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига "Соловей" относится к бытовому романсу.
Время создания романса: около 1725 года.
Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.
Вопросы:
Чем отличается этот романс от песни "Жаворонок"? (есть адресат: соловей )
Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое )
Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс )