aracs.ru

Во что поиграть с детьми на масленицу. Веселый сценарий Масленицы в школе «Масленичные забавы на улице. Игра «Базарный разговор»

Катание по шестам

Старейшая игра, распространенная в Марийском крае России. (Игра северных народов России на масленицу).

Длинные, гладко обструганные жерди (бревна) укладываются на расстоянии 1 метра параллельно друг от друга и обливаются водой, чтобы покрылись льдом и были скользкие. Протяженность таких «рельсов» — от 50 до 200 метров. Жерди лучше укладывать под наклоном. Если они укладываются на слишком крутом склоне, то водой их можно и не поливать, главное, чтобы были они сами гладкие.

Участвуют в игре, как дети, так молодежь и взрослые. Конечно же, стоит позаботиться о безопасности детей. Для этого достаточно следить, чтобы была дистанция между катающимися и возможность удачного мягкого падения вокруг жердей (свежее насыпанные сугробы, копны соломы или даже маты, никаких камней и острых предметов).

Участники должны быть распределены по парам (желательно одной комплекции: роста и веса). Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкий шесты, взявшись за руки (плечи, талию друг друга), и катятся по ним под уклон. Задача – проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников. Наиболее умелые в этой игре изобретают новые способы скатываться вниз (не только на ногах, как-то по особому поддерживать друг друга, комичные позы и так далее). Все это делает катание по шестам веселым для участников и зрелищным для зрителей. Конечно же, лучшие получают не только одобрительные возгласы и аплодисменты зрителей, но и призы.

Взбирание по шестам

Этот вариант ранее описанной игры считается русским. Только вот один шест гладкий, а другой – нет. И двое не катятся вниз, а взбираются вверх, где их ждет награда.

Напротив скользкого шеста наверху закрепляется какой-нибудь приз (большая игрушка, что-то не тяжелое из бытовой техники и так далее), до которого легко достать, если взошел наверх.

Двое участников так же становятся друг напротив друга, держась друг за друга. Один взбирается по скользкому шесту, стараясь добраться до приза, а другой не только взбирается по своему не скользкому и так же наклоненному шесту вверх, а еще и поддерживает другого. Достать приз должен тот, кто движется по скользкому шесту.

Зрители напряженно болеют. Много эмоций вызывает момент, когда участники добрались до приза, но не смогли его взять, скатившись вниз. В конце пути сложность состоит в том, что участник, стоя на скользком шесте, должен перестать держаться за своего товарища, так как руки нужны, чтобы взять приз, достаточно большой по размеру (одной рукой взять трудно).

Хитрые участники-мужчины на скользкий шест в свои партнеры берут хрупкую девушку или даже ребенка. В этом случае, взбираясь по шесту, мужчина буквально несет своего легкого партнера (но на вытянутых вперед руках!)

Биляша

Игра имеет тюркские корни, название не переводится. В нее могут одинаково играть, как дети, так и подростки, как молодежь, так и взрослые, женщины и мужчины вместе или отдельно.

Все участники игры делятся на две команды. Чертятся две параллельные линии на расстоянии 4-х метров друг от друга. Игроки двух команд становятся лицом друг другу, выстраиваясь в длинные шеренги по своим линиям. Вызвавшийся по собственному желанию игрок одной из команд с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию. Если он перетянет его, то делает своим «пленником», ставя позади себя. Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится (как «пленник») за спиной своего победителя. Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию. Особенно стремится перетягивать того, у кого есть «пленник», чтобы в случае победы освободить его. Так команды по очереди высылают своих игроков. Игра кончается тем, что одна команда постепенно перетягивает к себе тех соперников. Во время игры команды подбадривают своих игроков, скандируя их имена.

Для перетягивания можно выбирать любого игрока противоположной команды, никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Перетягивать можно лишь одной рукой, не помогая второй. Освобожденный «пленник» возвращается на свое место в команде.

Если в обеих командах одинаковое количество игроков, которых не больше пяти, можно выбрать судью из зрителей, который будет внимательно следить за выполнением правил игры, и перетягивать может ни один игрок из команды, а все игроки одновременно. Чтобы игра не затягивалась, можно использовать звук гонга как для начала перетягивания, так и для его окончания. Кто не сумел перетянуть соперника, то возвращается на свое место ни с чем. А новый удар гонга объявляет о том, что теперь перетягивать будут игроки противоположной команды.

Далеко ли бежать?

Детская славянская игра. Игра начинается с распевной считалки, например «Чинчики-резинчики» или «Шел баран». Водящий – «голень». Он становится спиной ко всем игрокам и наклоняется вперед. У каждого игрока в руках небольшая украшенная палочка. Раньше, в старину, каждый ребенок сам вырезал для себя палочку и украшал ее. Кто резьбой, кто лентами и бусами, кто раскрашивал, а у кого была палочка даже из метала или связана из соломы. Короче, у каждого – своя. Все дети безошибочно знали хозяина палочки. Сейчас палочки для игры можно раздать, но они должны быть разные. Все аккуратно кладут свои палочки на спину водящего. Один игрок поднимает палочки по очереди и спрашивает водящего: «Далеко ли этому пану бежать?» А водящий отвечает: «До магазина» или «Вокруг дома» и так далее. То есть каждый участник игры, забирая свою палочку со спины «голеня», получает конкретное задание. Все бегут одновременно. Добежал до названного места, скажем до второй скамейки в парке, стукнул об нее палочкой и назад. Кому дальше бежать достанется, кому – ближе. Кто умеет быстро бегать, кто – нет. Выигрывает прибежавший обратно первым. Кто последний прибежит, тот и «голит». Теперь ему на спину кладут свои палочки и его спрашивают – этому пану далеко ли бежать?

В игре могут участвовать дети разных возрастов, мальчики и девочки. Кроме того, в игру включаться, как и выбывать из нее, можно в любое время. То есть играть можно хоть целый день, постоянно меняя состав участников, не прекращая игру ни на минуту.

Разрывные цепи

Считается, что игра имеет русские корни.

Участники двух команд становятся друг напротив друга на расстоянии не менее 6 метров, чтобы можно было разбежаться. Они образуют две параллельные «цепи», взявшись за руки. Участники одной из команд громко скандируют: «Крепка ли ваша цепь?» Друга команда так же хором отвечает: «Крепка!» Первая команда опять произносит хором: «Проверить шлем богатыря!» Один из участников первой команды бежит ко второй и старается разорвать сцепленные руки игроков. Если ему это удалось, то он уводит сразу двух игроков команды-соперницы, руки которых сумел разорвать, в свою команду. Вновь прибывших игроков принимают и ставят в цепь по своему усмотрению. Если ему это не удалось, то он становится в цепь команды-соперницы. Далее игра продолжается. Теперь вторая команда произносит слова: «Крепка ли ваша цепь?» А первая команда отвечает: «Крепка!» Вторая команда: «Проверить шлем богатыря!» Теперь игрок второй команды бежит и старается разорвать «цепь» первой команды. И так далее игра продолжается до тех пор, пока все участники одной команды не перейдут в цепь другой.

Важное условие: нельзя разбивать локтями, бежать и пробовать разорвать «цепь» может любой участник команды, можно пытаться разорвать руки любых игроков, сцепленные руки нужно держать крепко, не сгибая локтей, игроки не должны сближаться друг с другом, увидев, что именно их руки хотят разрывать, можно хитрить, меняя направление бега (бежать так, чтобы соперники думали, что именно в этом месте будет игрок разрывать их цепь, а он вдруг резко бежит к другим играющим).

Игра одинаково подходит для любого возраста и пола игроков. Возможны семейные команды.

Тили-рам

В игре участвуют две команды игроков. Это аналог игры «Разрывные цепи». Игроки в двух командах крепко держат друг друга за вытянутые в стороны руки – «цепь». Команды стоят друг напротив друга на расстоянии 10-15 м лицом друг к другу. Первая команда говорит: Тили-рам, тили-рам, кого вам, кого вам?» Другая команда называет любого игрока из первой команды. Названный бежит и старается прорвать цепь второй команды. Потом команды меняются ролями. Если игрок разорвал цепь, то он возвращается в свою команду, захватив с собой тех двух игроков, между которыми цепь он прорвал. Все три игрока становятся в команду на места, указанные игроками. Игроки указывают те места, чтобы цепь была крепче. Если вызванный игрок не смог разорвать цепь, то он встает в ту команду, с цепью которой не справился. Таким образом одна команда становится длиннее, а другая короче по количеству игроков. Та команда, которая растеряет большее количество игроков считается побежденной. Другой вариант окончания игры: после 6-8 вызовов команды перетягивают друг друга через черту. Выигрывает та команда, которой удалось перетянуть соперницу на свою сторону от черты.

Подбрось кольцо шпажкой и поймай на шпажку

Детская спортивная игра.

Для игры дети делятся на звенья, которые выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 м одно от другого. На звено дается шпажка и 5 колец разного диаметра. По сигналу взрослого направляющий со шпажкой и кольцами в руках выходит на 4 шага вперед, делает поворот налево (направо), надевает кольцо на конец шпажки и подбрасывает его высоко вверх, стараясь затем поймать на шпажку (разрешается 5 попыток). Затем направляющий оставляет кольцо и шпажку на полу, осаливает по руке очередного игрока и становится на свое место. Ребенку разрешается выбирать кольцо нужного диаметра, менять на более удобное. Выигрывает звено, которое меньше роняет колец и быстрее выполняет задание.

Не дай попасть в обруч

Эта игра является вариантом выше описанной игры. Больше подходит для детей.

Дети делятся на четыре звена. Звенья выстраиваются шеренгами напротив друг друга на расстоянии 2 – 2,5 метров. Интервал между играющими – 1 метр, между звеньями – 2 метра. Перед двумя шеренгами у самых ног лежат шесть обручей (у ребят 1-го и 3-его звеньев) и кольца (у ребят 2-го и 4-го звеньев) и у всех в руках шпажки. По команде дети 1-го и 3-его звеньев бросают поочередно с помощью шпажки кольца в сторону играющих 2-го и 4-го звеньев, стараясь попасть в обруч. Задача с помощью шпажки помешать попасть кольцу в обруч. Затем ребята меняются ролями. Каждое попадание кольца внутрь обруча оценивается в одно очко, а пойманное на шпажку – 2 очка. Звено-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков.

Повращай кольцо на шпажке

Еще одна детская и малоподвижная игра с использованием шпажки и колец.

Вариант 1: Каждому из участников игры дается кольцо и шпажка. Одновременно по команде дети надевают кольцо на шпажку и вращают его, выполняя круговые движения шпажкой. Затем звучит сигнал «Стоп!» или другой. Дети прекращают выполнять вращение. У кого кольцо соскочило со шпажки до сигнала «Стоп!», то проиграл. Игру можно повторять до тех пор, пока не останется один или несколько «непобедимых» участников.

Вариант 2: Вместо словесных сигналов используйте звучание музыки: с началом звучания вращение начинается, с окончанием – прекращается. У кого упало кольцо со шпажки или съехало на руку во время звучания музыки до ее остановки, выходит из игры.

Кто первый доберется до приза

Малоподвижная игра. Для нее понадобится трехметровая лента (шнур), на концах которой закрепляются палочки 30см. Палочки могут быть как-то украшены. На середине ленты закрепляется приз (игрушка, что-то из канцелярских товаров и так далее.) Главное то, что приз не должен быть тяжелым. Двое игроков наматывают ленту на деревянные палочки. Побеждает тот, кто быстрей приблизится к призу. Как правило, кто быстрее ленту смотает, добравшись до приза, то тот приз и забирает.

Эта игра одинаково подойдет игрокам любого возраста и любой комплекции.

Защити корзину от мячей

Малоподвижная игра. Игроки становятся в круг. У каждого мяч. В центре круга корзина и водящий с ракеткой. Игроки по очереди бросают мяч, стараясь попасть в корзину, а водящий ракеткой отбивает его. Одновременно может играть большое количество участников. В этом случае их стоит разделить на 2 и более кругов и устроить соревнование между командами.

Хороший защитник получает приз. Игра подходит для игроков любых возрастов. Можно в корзину положить приз, который нужно защитить. Сумел – приз забрал. Можно придумать и любую другую завязку для игры (почему нужно защищать корзину).

Хлопушка

Малоподвижная игра.

К любой опоре, например, к ветке дерева, к турнику, к люстре, на уровне плеч ребенка подвешивается надутый бумажный пакет, край его затянут веревкой.

Играющий встает на расстоянии пяти шагов от него, ему завязывают глаза.

По сигналу «начали» ребенок делает вперед пять шагов, останавливается и быстро сближает руки. Если пакет оказывается между ладоней, то он хлопнет с выстрелом.

Правила: Можно делать только пять шагов, хлопать только после остановки и только один раз.

Игра считается детской, но ее с успехом можно использовать и среди молодежи. Вместо бумажного пакета это может быть воздушный шарик, который нужно проткнуть спицей. Шарик лопается, и из него выпадает приз, который может забрать удачливый игрок.

Влезь на столб

Ограничений по половому или возрастному признаку эта игра не имеет. Но чаще испытывают свои силы юноши.

Для игры понадобится высокий гладкий столб (не менее 3-х метров в высоту). На самой вершине висит приз. Это может быть что угодно: от игрушки до дорогой техники. Задача состоит в том, что каждый желающий должен влезть на столб и достать приз. Чем столб выше, тем игроку труднее сделать это.

Можно поставить несколько столбов разной высоты. В зависимости от высоты столба будет зависеть и ценность приза. Кроме того, в этом случае участников разного возраста и разной комплекции будет больше.

Для усложнения задания столб в разных местах может быть полит водой, что сделает его скользким в этих местах. Скользкое место не должно превышать 50 см шириной, иначе игроку будет почти невозможно его преодолеть.

Катание на саночках

К большим саням, которые везут лошади или какое-либо автоматическое средство передвижения, прикрепляются маленькие саночки. Лошади скачут (едет автомобиль) не останавливаясь, везя за собой эти саночки. Задача – запрыгнуть в саночки и проехать в них.

1 Вариант: Проехать в саночках определенное расстояние.

2 Вариант: Для большего интереса в эти саночки можно положить приз. Кто сумел запрыгнуть, тот и сумел забрать приз.

Условие: транспортное средство едет, не останавливаясь с одной скоростью.

Рыбки

Французская народная игра. Обычно играют дети, но может проводиться и для семейных команд игроков.

Соревнуются одновременно 2-3 команды с равным числом игроков. Каждый участник получает бумажную (картонную, пластмассовую) рыбку (длина 25 см, ширина 6 – 7 см). На хвостике закреплена лента (шнурок) длиной около 1 м (для детей, для взрослого, конечно же, длиннее). Конец ленты должен быть заправлен за пояс так, чтобы рыбка свободно касалась пола – «плавала», когда игрок ходит. Лента должна быть заправлена не крепко, а так, чтобы легко выскальзывала из-за пояса, когда на рыбку наступить. У каждой команды рыбки определенного цвета.

По сигналу ведущего игроки начинают шагом передвигаться по всей площадке, стараясь наступить на рыбку соперника и в то же время не дать поймать свою. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. По истечении условного времени игра останавливается, ведущий подсчитывает число выбывших. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.

Рыбак

Еще одна детская игра. Для игры нужна веревка 2-3 м длиной и вбитый в землю колышек или столбик. Один конец веревки крепко крепится к колышку, например, петлей. Все дети строятся в большой круг вокруг колышка, не держась за руки. Они – «рыбки». Выбирается водящий – «рыбак». Он берет свободный конец веревки, натягивает веревку. При этом рука, которой он крепко держит веревку, должна быть опущена вниз. Водящий должен оказаться за кругом детей. Он бежит с веревкой вокруг круга детей. При приближении веревки дети прыгают через нее. Задетые веревкой дети выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 1 — 3 игроков. Затем выбирается новый рыбак, возможно из числа не пойманных рыбок.

Перетягивание каната

Понадобится длинная и толстая веревка (канат). Чертятся две линии, за которыми встают игроки двух команд (в командах равное количество игроков). Две команды участников становятся друг напротив друга в колонны и берутся за канат. Чертится линия. На канате отмечается его середина. По сигналу игроки тянут канат – каждая команда в свою сторону. Побеждает та команда, которая смогла перетянуть с помощью каната всех игроков команды-соперницы за свою линию.

Луна или солнце

Начало игры служит вместо считалки. Выбираются два капитана, которые тихо между собой договариваются, кто из них луна, а кто – солнце. К ним по одному подходят остальные желающие участвовать в игре. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, за луну он или за солнце. Ему так же тихо отвечают, в чью команду он должен встать. Так игроки образуют две команды (количество игроков определяет жребий), которые выстраиваются в две колонны (игроки за своим капитаном). Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

Бой мешками

Подобные игры в разной интерпретации существуют у разных народов мира.

Для этой игры понадобится горизонтально установленное бревно (толстая перекладина) на высоте от земли не менее 1 м. (чтобы ноги земли не касались) Двое участников садятся на бревно верхом лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый из участников берет в руки по мешку, набитому пухом, ватой, соломой или сеном. Игроки бьют друг друга этими мешками. Задача состоит в том, чтобы сбить мешком с бревна соперника, а самому остаться сидеть на бревне.

Участвовать могут игроки всех возрастов. Если бревно достаточно длинное, то на нем могут одновременно соревноваться несколько пар игроков.

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями дом и детский сад. Все дети с начала в доме. Двое водящих – Морозы по середине площадки. С двух сторон.

Оба Мороза: Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые.

Первый Мороз: Я – Мороз-Красный нос.

Второй Мороз: Я – Мороз-Синий нос.

Оба Мороза: Кто из вас решится –

В путь-дороженьку пуститься?

Дети: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

После этого дети бегут из дома в детский сад, а Морозы их пытаются осалить – «заморозить». Те дети, до которых Морозы дотронулись, считаются «замороженными». Они остаются на месте стоять не подвижно.

Игра повторяется. Теперь дети перебегают из детского сада домой и так далее. Детям разрешается выручать замороженных детей, коснувшись их рукой во время перебежки.

После четырех перебежек можно выбрать новых Морозов.

Ловля птиц на лету

Старинная русская народная игра. Среди других игр и конкурсов являлась неотъемлемой частью празднования Масленицы. Играют дети. Весенней считалкой:

Тили-тели,

Птички пели,

Взвились –

К лесу полетели,

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет –

тому водить!

(русская народная)

Выбирается водящий-ловишка. Остальные все дети изображают птиц. Птиц можно изображать самых разнообразных. Это зависит от знаний детей о птицах и их предпочтениях. Кто-то может представлять себя журавлем, кто-то уткой, кто-то соловьем и так далее. Если есть возможность, то дети могут использовать соответствующие шапочки-маски. Все дети-птицы, стараясь не терять характерные движения выбранной птицы, проговаривают слова-дразнилки для ловишки:

Мы – птички-невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать!

Ловишка бегает за детьми, стараясь осалить как можно больше. Осаленный выбывает из игры.

__________________________________________________________________________________

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

"Горелки".

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокамудается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если"горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

"Звонарь".

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Игра с Солнцем. Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "Слава Солнцу" Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Великдень – чествование ЯРИЛЫ (Яруна, Яровита) – Бога весеннего Солнца, мужской силы, воинственности, яри, и храбрости.

Ярила несёт в себе и воинские качества, которые одновременно переплетаются с образом Бога-защитника. Следовательно, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего Солнца-Ярилы. В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудить и увеличить количество Ярой силы, т.е. мужской, воинской силы, увеличить храбрость.

Традиционной молодецкой забавой на Великдень - Масленица были кулачные бои.

Кулачный бой, как боевое искусство (а временами и народная потеха), представлял собой бой голыми кулаками. На Руси кулачный бой имел не только развлекательных характер, но был, также, направлен на развитие у масс народного населения военных навыков, которые применялись для защиты своих земель и других ратных действий.

Кулачный бой вовсе не был побоищем без правил, это был целый обряд, традиция, которая почиталась в народе, а самые сильные бойцы пользовались всеобщей славой и уважением. «Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка» - слова которые сегодня вышли из общего обихода, ранее означали именно кулачный бой.

Правила и виды кулачного боя.

Кулачные бои проводись в разных вариантах: «стенка на стенку», «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». В летний период бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Самый древний вид боя считается «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».



Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Строго запрещалось бить лежачего или присевшего, а так же хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или, хотя бы, заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию, на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд, также, существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.
  • бить открытой ладонью.
  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.
  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться - выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

». - (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).

Что вы, что вы, что вы, что вы ». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха - ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость.

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.


Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников - от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы - показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца,

Целуй, девка, молодца .

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, пять колец,

Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Забава под названием «Петушиться».

И.А. Морозов, И.С. Слепцова – «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере" – выдержка из книги.

Желающие испытать себя парни садятся на широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывает ладони вместе и прижимает их к уху, а второй с размаху бьёт его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал, то на его место садился другой желающий испытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

По свидетельству очевидцев, желающих подобных состязаний находилось очень много, потому, что каждому хотелось узнать «у ково рука рязцяе (т.е. резче)», но часто дело доходило до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы 20-го века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а другую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй руки.

В д. Пендуз соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш и д. Гавриловская – на полу или на земле; в с. Липин Бор, соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, а в д. Будринская игроки садились верхом на толстую (12-15 см.) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Боевой пляс в Русской Традиции.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности Русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку , раздел обыкновенной, традиционной Русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лёжа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конём, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая его разновидность – это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приёмов без партнера. Так же это не связки атак и защит.

Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской – потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно никогда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма, в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны.

В этой пляске, также, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения, создаваемого музыкой и песнями, изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит ещё одна ценность ломания в бузе – достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания потому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами, подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием, так и без него.

Вкратце, в старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрёстке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью потому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов.

После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному, потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал.

Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на безсонную ночь, проведённую в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и, поспав пару часиков, шли на работу.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также, бой с оружием.

Чтобы организовать детскую Масленицу, Галка-Игралка подобрала подвижные игры для детей в возрасте от 2 до 5 лет, но каждую из них можно изменить под свои нужды. Можно играть с совсем маленькими, можно - с ребятами постарше. Игры подойдут как для большого числа игроков (например, Масленица в детском саду), так и для узкого семейного круга.

Игры на Масленицу дома

Кросс с блином на голове

Дети могут обойти препятствие с картонным блином на голове. Если блин ни разу не упал, то добавляется еще один для следующего круга. И так - до определения победителя.

Метание блинов на сковороду

Положите сковородку на пол и встаньте рядом с ней, держа в руках пачку картонных блинов. Теперь бросайте блины по одному, стараясь попасть на сковороду. Посчитайте, сколько блинов оказалось в тарелке: побеждает самый меткий блиномет:)

Игра-мемори с блинами

Вырежьте из картона круги-блины (одинакового размера, со сковородку). Напишите число или букву, нарисуйте форму на парных блинах (сложность выбирается исходя из возраста ребенка). Переверните все блины одинаковой стороной вверх, перемешайте их и переворачивайте по два блина одновременно в поисках пар.

Игры для Масленицы на улице

Бег с блином на скорость

Эта ставшая за границей уже традиционной подвижная игра родилась аж в 15 веке, но не теряет своей актуальности и сегодня: очень активная, веселая и вызывает бурю эмоций как у детей, так и у взрослых.

Раздайте каждому ребенку по сковороде и по блину (настоящему, толстому). Определите расстояние, на которое должны пройти дети, и сколько раз им необходимо подбросить блин прежде, чем дойти до финиша (обычно, достаточно одного-двух раз). Совсем маленькие дети могут просто добежать до финиша со сковородкой и блином.


Подбрасывание блинов на время

Раздайте каждому ребенку по сковороде и по блину. Установите таймер на одну минуту и посмотрите, сколько раз каждый ребенок сможет подкинуть блин, не уронив его. Побеждает самый быстрый и ловкий.

Загони свиней в загон

По древней традиции на Масленицу крестьяне хотели быть уверенными, что их свиньи летом никуда не разбредутся. Поэтому была придумана игра - «Загони свиней в загон». Заранее изготавливались деревянные диски - «свиньи», которые можно раскрасить с ребенком. Во время праздника они катились палочкой в место, выбранное в качестве «загона» для выпаса «свиней». Выберите катящуюся альтернативу деревянному диску, и игра несомненно приведёт в восторг даже самых маленьких.

Ну что, понравилась Вам наша подборка игр? Воспользуетесь Вы ими при планировании сценария своей Масленицы? А может, Вы знаете еще активные, подвижные игры для детской Масленицы? Поделитесь в комментариях!

Удочка

Ведущий вращает вокруг себя “удочку“ – веревку длиной 3-5 метров, к концу которой привязан мешочек с песком. Можно варьировать высоту – крутить повыше от пола или пониже. Стоящие вокруг подпрыгивают, чтобы веревка или мешок не ударили по ногам. Кого задело, тот выбывает.

Кушак

Соперники становятся по разным сторонам начерченной на земле линии, связывают руки кушаком (поясом или ремнем). Середина кушака ослаблена, левая рука заложена за спину. Задача для участников – перетянуть соперника за линию. Проигрывает тот, кто заступает за линию противника.

Золотые ворота

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются “ворота“. Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

“Ворота“ произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов ведущий резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся “воротами“. Постепенно количество “ворот“ увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся “воротами“.

Ходули

Два участника на скорости должны пройти на ходулях до отметки и обратно, победитель тот, кто выполнит задание быстрее.

Метание валенка

Суть игры заключена в самом названии. Валенок метают на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого.

Подходит и для большого зала, но лучше, конечно, проводить эту игру на улице.

Найди своих

Аниматор формирует две равновеликие команды. Ассистенты завязывают детям глаза и перемешивают их друг с другом. Одна команда хрюкает, другая – мяукает.

Задача: опередив соперников, собраться своей командой в кучу.

Перетягивание каната

Это – традиционна игры на Масленицу. В ней могут участвовать два и больше участников, соревнуясь в перетягивая каната. Группа победителей получает маленькие призы, например, шоколадные медальки.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Горелки

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокамудается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если"горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Звонарь

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Игра с Солнцем. Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "Слава Солнцу" Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната

Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Загрузка...