Технологическая карта урока "Русские народные сказки как вид народной прозы. Виды сказок". Т. В. Зуева Б. П. Кирдан русский фольклор учебник
Тема урока: Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Цели урока: познакомить с разновидностями народных сказок, показать их особенность, продолжить работу над развитием речи учащихся; развивать воображение, пополнить словарный запас.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы и задания на с.8
Прослушивание скороговорок.
III. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 810) и коллективное составление плана этой статьи.
Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
IV. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Слово учителя, эвристическая беседа
Давайте сейчас перенесемся лет на сто сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова. Сказители знали на память множество былин, называемых старънами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым. На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя. Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему? Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак. Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало. Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель? Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую. Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходы°или. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков какою сказкой? Дети догадаются: сказкой о животных о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе. Какая будет интонация на этот раз? Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная. Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу изба, в избе печь-каменка, которая топится по-черному, в середине стол, вдоль стен лавки, под потолком полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать? Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость. Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно). Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля». Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор». Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая». Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 1112 учебника): «Морозко», «Петушок золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью». Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить: Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся? Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.V. Домашнее задание Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 810).
Приложенные файлы
Внеклассное чтение
Учитель нач. классов
Гасанова Изабелла Рамазановна
Тема : Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Тип урока : комплексного применения различных технологий: метода позиционного обучения, кластерной, игровой, элементы педмастерской с применением мультимедиа, групповой.
Цели:
Обучающая.
1. Через “шаги” метода позиционного обучения продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром и вывести учеников на самостоятельный анализ содержания сказок.
2. Формирование у школьников убеждения, что мир сказок интересен и разнообразен, что каждый читатель может найти в нём близкое и нужное себе.
Воспитывающая.
1. Воспитывать у учащихся интерес и любовь к сценическому искусству, давать правильную оценку таким категориям как добро – зло.
Развивающая.
1. Развитие творческих способностей, умений сопоставлять, анализировать.
2. Развитие умений и навыков коллективной работы.
Оборудование: мультимедиа (показ слайдов осуществляется по щелчку), иллюстрации, листы контроля приложение №1, карточки – задания, костюмы и предметы для инсценировки, выставка “Мои любимые сказки”,пейджи “Руководитель”, “Секретарь”.
На доске: число, тема.
Ход урока.
Слайд№1
1.Организационный момент.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Слайд№2
Парад-шествие сказочных героев.
Приветствие, напутствие на урок.
2.Метод позиционного обучения.
1 шаг. ТЕЗИС”. Тема урока. Цели урока.
Можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?
- “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…” Начало чего прозвучало?
Что такое сказка?
Слайд№3
Социализация. (Работа в группах, обсуждение.)
Афиширование. (Ответы от каждой группы.)
Таков вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории.
Тема нашего урока: “Сказка как вид народной прозы.
Скажите, как называется сказка, которую придумал народ? (народная)
Виды сказок.
Русские народные сказки “Каша из топора”,
Слайд№4
Эпиграф нашего урока:
СЛАЙД № 5
Эпиграф нашего урока, ребята, “Сказка – не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…”
Слайд№7
2 шаг “ПОНЯТИЕ”.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Выражаемая мысль в сказке принадлежит народу.
Сказки бывают: бытовые, о животных, волшебные.
Сказка начинается с присказки. Например: “Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди”.
Начало сказки – это зачин. Например: “Жили – были старик да старуха”.
Затем идет повествование сказки.
Концовка – это последние слова сказки. Например: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец”.
Слайд№8
Ребята, а кто напомнит тему нашего урока? (Дети читают тему урока на доске).
3 шаг “РИСУНОК”. (Изображение при помощи рисунка своего видения темы урока).
Ваша задача была: попробовать передать тему урока рисунком.
Как можно тему нашего урока представить в виде рисунка?
Социализация. (Дети показывают рисунки)
Капитаны команд собирают рисунки и передают секретарям.
Афиширование. (Учащиеся показывают и рассказывают своё видение темы урока в рисунке).
Афиширование учителем. СЛАЙД №9
Я представляю сказку в виде солнышка, которое светит и посылает лучики теплоты и добра.
Физминутка. Слайд№10
Тёплые добрые лучики вам посылает добрая девочка, ваша задача эти лучики поймать.
-Сказочные лучики играют на стене,
Поманю их пальчиком.
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот-вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
(Дети ловят лучики на стене).
4 шаг “ПРАКТИКА”. (Работа по содержанию сказок).
Слайд№11, №12, №13
Секретари, получите конверты с заданиями.
Вам, ребята, нужно дать правильные ответы при помощи стрелочек.
Будьте внимательны!!!
А. Распределите героев по сказкам, укажите стрелочкой.
Социализация.
Афиширование учителем
Б. Определите вид сказки, укажите стрелочкой.
Социализация.
Афиширование учителем.
В. К какой сказке подходит данная пословица?
Социализация.
Афиширование учителем.
Слайд№14 (обобщение заданий, подведение итогов по заданиям)
Слайд№15
- 4. Секретари, получите конверты, где написана сказка, которую участники команд должны читать выразительно.
Слайд№16
5 шаг. “СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО”.
Слайды с 17-34
Социализация.
Афиширование. Дети по картинкам, которые демонстрируются на проекторе, выразительно читают сказку.
После чтения дать характеристику некоторым героям.
5. Вопросы по содержанию сказок.
1 группа. В сказке “Петушок и бобовое зёрнышко” было ли волшебство?
2 группа. Можно ли сказку “Каша из топора” отнести к бытовой сказке? Почему?
Викторина
Слайд №36
(за каждый правильный ответ балл присуждается команде)
Сказки перепутались……………………………………
Слайд№37 и 38 .
- Приглашаю выйти к доске Бабу- Ягу, Снежную Королеву и ….
Учащиеся дают характеристику сказочным персонажам
СЛАЙД №39
6 шаг “ИТОГ УРОКА”.
И- В чём проявлялся ваш интерес?
Т- Какие творческие задания вам понравились?
О- С кем вы общались, что узнали нового?
Г- Назовите главную мысль нашего урока.
7 шаг “ТЫ МНЕ _ Я ТЕБЕ!” Слайд №40
Социализация. Учащиеся обдумывают вопрос, который они зададут другой группе.
Афиширование. Дети задают вопрос, выслушивают ответ и сравнивают его со своим.
8 шаг “ЭКСПЕРТИЗА” (щелчок)
Секретари, сдайте листы контроля работы членов группы.
Баллы подсчитаны. Учитель выдает сертификаты (охранная грамота для улучшения ответа на уроках литературного чтения, используется только один раз) членам группы, которые получили больше баллов.
Ребята, мы говорили сегодня о сказках, которые учат добру, смелости, уважению, достоинству. Наш урок мне хотелось бы закончить рецептом
“СЧАСТЬЕ”. СЛАЙД № 41
Вслушайтесь в эти слова:
Возьмите чашу терпения, налейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это перемешайте. Потом намажете всё это на кусочек вашей юной жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути.
Пусть в вашей жизни всё складывается так, как заканчиваются сказки, “где добро побеждает зло”. СЛАЙД № 42
Приложение №1
Лист контроля
Фамилия, имя
Итого:
Презентация прилагается.
СКАЗКИ
Исследования.
Тексты.
Снегирев И. М. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах / Сост., подгот. текстов, предисл., коммент. Е. А. Грушко, Ю. М. Медведева. - Н.Новгород, 1996. - (Первое изд.: М., 1848).
Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII- XX веков / Изд. подготовили М. Я. Мельц, В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. - М.; Л., 1961.
Худяков И. А. Великорусские загадки. - М., 1861.
Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. - М., 1957. (Также: М., 1984. Первое изд.: М., 1861-1862. Второе изд.: СПб.; М., 1879).
Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д. Н. Садовников. - М., 1959. (Первое изд.: СПб., 1876).
Иллюстров И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках: Сборник русских пословиц и поговорок. - Изд. 3-е, испр. и доп. - [М.], 1915.
Рыбникова М. А. Загадки. - М.; Л., 1932.
Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки / Отв. ред. Б. П. Кирдан. - М., 1961.
Загадки / Изд. подгот. В. В. Митрофанова. - Л., 1968.
Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартыновой, В. В. Митрофановой. - М., 1986.
Русские пословицы и поговорки / Сост. Ф. М. Селиванов, Б. П. Кирдан, В. П. Аникин. - М., 1988.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., вступ. ст., коммент., словарь Ю. Г. Круглова. - М., 1990.
Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. Сборник В. Даля (любое изд.).
Потебня А. А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка. - Харьков, 1894.
Рыбникова М. А. Загадка: Ее жизнь и природа // Рыбникова М. А. Загадки. - М.; Л., 1932. - С. 11-68.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. - М., 1957. - С. 9-86.
Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). - М., 1970.
Митрофанова В. В. Русские народные загадки. - Л., 1978.
Паремиологический сборник. Пословица. Загадка: Структура, смысл, текст. - М., 1978.
Аникин В. П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В. И. Даля / Под общей ред. Б. П. Кирдана. - М., 1987. - С. 637-648.
Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. - М., 1988.
Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г. Л. Пермякова. - М., 1995.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Расскажите о происхождении и историческом развитии пословиц, поговорок и загадок.
2. Сравните использование художественного приема метафоры в пословицах и загадках. Докажите его зависимость от содержательной установки жанра.
ЗАДАНИЕ
В живой речи окружающих вас людей выявите пословицы, поговорки и крылатые слова. Произведите их научную запись.
В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза. В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Οʜᴎ поражают, удивляют, радуют, бывают интересны своими необычными юмористическими ситуациями. Еще в середине XIX в. знаток народной культуры К. С. Аксаков заметил: "К сказке, кажется, преимущественно должна относиться пословица красно поле рожью, а речь - ложью - вымыслом". Позже В. Я. Пропп писал: "Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность".
Сказка - явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические).
Не всегда можно провести четкую границу между сказочными жанрами, а также между эпическими произведениями разных жанров. Происходит это оттого, что сюжеты способны изменять свою жанровую принадлежность: они могут исполняться то как сказки, то как легенды, предания, былины, баллады, бы-валыцины. К примеру, былина о путешествии Садко в подводный мир напоминает волшебную сказку, в связи с этим иногда и рассказывалась как сказка. Сказочный сюжет "Чудесная дудочка" (о раскрытии тайны убийства с помощью чудесного растения) известен в балладах. Некоторые волшебные сказки в поздний период утрачивали чудесные элементы и становились новеллистическими. В разряд анекдотических могли переходить сказки о животных. Подобные явления были вызваны устной природой фольклора, его умением реагировать и на сиюминутные ситуации, и на изменяющиеся в процессе исторического развития эстетические вкусы народа. Несмотря на это, сказки сохранили свою художественную основу, они никогда не растворялись полностью в других жанрах.
В историческом отношении сказки - явление довольно позднее. Предпосылкой их создания у каждого народа было разложение первобытно-общинного строя и упадок мифологического мировоззрения. В это время в сознании людей происходил "художественный взрыв": религиозно-магическое содержание обрядов и мифов эволюционировало в поэтическую форму сказок. Народы, не преодолевшие первобытности, сказок не знают. Вместе с тем с точки зрения современного человека появление сказок представляло собой архаичный тип авторства: их исполнители были убеждены в неприкосновенности содержания. "Форма оказывается в связи с этим гипертрофированной и в известном смысле независимой от содержания", - писал М. И. Стеблин-Каменский. Благодаря этому содержание сказок позволяет заглянуть в прошлое на тысячелетия.
Происхождение сказочных жанров имеет разную историческую глубину. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже
Новеллистические. Видовое единство всех жанров проявилось в сходстве изображения, в одних и тех же поэтических законах, которые действовали в любой сказке.
Основной художественный признак сказок - их сюжет. Сюжет возникал и развивался благодаря конфликту, а конфликт порождался жизнью, той реальностью, которая не вполне соответствовала народному идеалу. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью. Сказочный сюжет предлагает полное, хотя и утопическое ее разрешение. В мире сказки торжествует мечта.
Принцип антитезы нашел в сказках универсальное применение. Их персонажи контрастно распределяются по полюсам добра и зла, эстетическим выражением которых является прекрасное и безобразное.
В сказке всегда фигурирует главный герой, вокруг него разворачивается действие. Победа героя - обязательная установка сюжета. Следуя за героем, сказочное действие не допускает нарушения хронологии или развития параллельных линий, оно строго последовательно и однолинейно.
Героев сказок, как и других фольклорных жанров, отличает широкое обобщение: это не характеры, а типы, носители какого-то главного качества, определяющего образ. Οʜᴎ внутренне статичны, что может подчеркиваться повторяющимся прозвищем, портретом, изображением жилища и проч. При этом внутренняя неизменяемость образов сочетается с глубоко им присущим внешним динамизмом. Сказочные персонажи раскрываются прежде всего в действии, и это - главный прием их изображения. Οʜᴎ целиком и полностью зависят от своей сюжетной роли. Одновременно действия сказочных героев создают содержание и композицию сказки. Слитые в одной художественной идее, они образуют единое повествование - сюжет. Сказки максимально используют время как художественный фактор, глубоко выражая этим сущность эпического поэтического рода, к которому они относятся.
Важно заметить, что для сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могут соединяться в одном повествовании. Такое явление принято называть контаминацией (от лат. contaminatio - "смешение, соединение"). Восточная сказка рассказала о том, как владевшая искусством контаминации знаменитая Шахерезада во имя спасения жизни вела бесконечное повествование тысяча и одну ночь.
В устном бытовании сказки были подвержены сокращениям и разрастаниям, процессам ассимиляции с другими произведениями и жанрами, наконец, их могли бы просто забыть... Поэтому сказки должны были обладать не только стройным сюжетом, но и предельно ясной композицией. Жизненности сказок способствовала их величайшая художественная простота.
Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие: экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка. Но это их родовой, а не видовой признак. Сюжетострое-ние сказок обладает своими, специфическими особенностями.
В. Я. Пропп обратил особое внимание на действия сказочных персонажей и обозначил их термином "функция". Исследователь отметил, что в разных сюжетах могут повторяться одинаковые функции. И действительно: похищение, нарушение запрета͵ неузнанное прибытие, трудная задача и т. д. - функции, известные по многим сюжетам разных сказочных жанров.
Наряду с функциями в сказочном тексте довольно легко выделяются простейшие повествовательные единицы сюжета͵ которые впервые охарактеризовал А. Н. Веселовский и назвал "мотивами". Композиционно сказочный сюжет состоит из мотиВов.
К примеру, "Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" состоит из следующих мотивов:
1. Жар-птица похищает по ночам золотые яблоки. Царь велит своим детям ее изловить.
2. Три сына три ночи стерегут сад. Но только младший - Иван-царевич - подкараулил жар-птицу и принес ее перо.
3. Царь отправляет детей на поиски жар-птицы и обещает в награду полцарства.
4. Иван-царевич выбирает одну из трех дорог и приобретает чудесного помощника - серого волка.
5. Серый волк помогает ему добыть жар-птицу, златогривого коня и королевну Елену Прекрасную.
6. Братья убивают спящего Ивана-царевича и присваивают его добычу.
7. Серый волк оживляет Ивана-царевича, он является в свое царство.
8. Правда раскрывается. Братья наказаны, Иван-царевич вознагражден.
Каждый сказочный жанр имеет свои характерные мотивы. Встреча определяет строение многих сказок о животных, шутовской обман типичен для анекдотических сказок, поиски чудесной невесты - для волшебных.
Чем сложнее сюжет, тем большее число мотивов он включает в себя. Мотивы располагаются в определенном порядке, они подчинены общей идее сюжета. Сказка обычно имеет главный, центральный мотив, который наиболее ярко характеризует данный сюжет и потому наиболее обстоятельно развертывается. Для рассмотренной выше сказки таким является утроенный мотив добычи жар-птицы, чудесного коня и королевны - именно в нем сюжет достигает своей кульминации.
Сказочные мотивы часто подвергаются утроению: три задачи, три поездки, три встречи и т. д. Это создает размеренный эпический ритм, философскую тональность, сдерживает динамическую стремительность сюжетного действия. Но главное - утроения служат выявлению идеи сюжета. К примеру, возрастающее количество голов трех змеев подчеркивает значение подвига змееборца; увеличивающаяся ценность очередной добычи героя - тяжесть его испытаний.
Мотив имеет свою внутреннюю структуру. Его важнейший компонент - функции, т. е. действия сказочных персонажей, создающие развитие сюжета. В. Я. Пропп верно отметил, что сказочные функции стремятся к парности, к примеру: запрет - нарушение, отлучка - похищение, бой - победа и т. д. В сказочный мотив входит не одна, а по крайней мере две функции, смежные в сюжете и объединенные по смыслу. Οʜᴎ составляют повествовательное ядро мотива. Для того чтобы возникло повествование, наряду с функциями необходимы и другие элементы: субъект (производитель действия), объект (персонаж, на который направлено действие), место действия, обстоятельства, ему сопутствующие, его результат.
Элементарные сюжеты состоят только из одного мотива (такими, вероятно, были древние мифы). Более сложным видом являются сюжеты кумулятивные (от лат. cumulare - "увеличение, скопление") - возникшие в результате накопления цепочек из вариаций одного и того же мотива. Такие сюжеты типичны прежде всего для многих сказок о животных ("Терем мухи", "Зимовье (ночлег) животных"), хотя встречаются и в анекдотических сказках ("Набитый дурак"). Наиболее сложен волшебно-сказочный тип сюжета͵ который состоит из цепочки мотивов
У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе "стихийный реализм", наполнены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одно целое.
Рассказывание сказок велось особым, художественным языком. К примеру, в них использовались традиционные зачины и концовки - начальные и заключительные формулы. Особенно последовательно они применялись в волшебных сказках. Наиболее типичны такие: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был... (зачин); Сделали пир на весь мир. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало (концовка). Зачин уводил слушателей из действительности в мир сказки, а концовка возвращала их обратно, шутливо подчеркивая, что сказка - такой же вымысел, как то самое мед-пиво, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в рот не попало. Зачины и концовки иногда дополняли присказки - рифмованные небылицы, в которых сказочник подшучивал над самим собой.
К примеру: Заводилася у нас сказка от куричей пляски, от свиньи иноходной. Эта свинья-инохода доброго молодца из беседы выживала. Она от него сыто перебивала. Это не сказка - присказка. Стану лгать и врать. Чтобы не .мешать!
При этом основной интерес сказок заключался не столько в форме, сколько в содержании, в связи с этим стилистически многие сказки близки живой народной речи.
Развлекательный характер сказок не противоречил их идейной устремленности. Сказки реагировали на негативные стороны жизни, противопоставляли им свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, невинно гонимым - идеализируют этих героев, делают
их счастливыми. Вымысел, возведенный сказками в абсолютную степень как категория эстетическая, выступал в единстве с народной этикой.
Сказки имеют философский характер, за их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа. Сюжет сказки мог восприниматься как своеобразная метафора реальных человеческих отношений и находить для себя бесконечные аналогии в самой жизни.
Главная > Учебник