aracs.ru

Мифологические сюжеты в искусстве. Мифологические картины. Главные герои и символы Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве

, МХК и ИЗО

ПРЕДМЕТ: литература + история + МХК+ИЗО.

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • способствовать развитию межпредметных связей;
  • познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными на мифологические сюжеты;
  • вспомнить и повторить мифы Древней Греции;
  • активизировать фантазию и творческое воображение;
  • воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: презентация по теме “Мифологические сюжеты в произведениях искусства”, компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся (приложение №2 и приложение №3 ).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: рабочие тетради по литературе, фразеологические словари.

КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ: 1.

ПЛАН УРОКА

I. Оргмомент. Проверка организации рабочих мест. На экране заставка презентации (слайд №1 ).

II .Объявление темы урока, целей и задач (на экране слайд №2 ).

Сегодня мы обобщим знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, вспомним мифы Древней Греции.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями языческих богов, античная культура стала одной из основ культуры современного человечества.

Мы постараемся сделать вывод о том, как связана культура Древней Греции с современной культурой. Для этого:

– Мы вспомним древнегреческие мифы.

– Познакомимся с произведениями искусства, созданными на мифологические сюжеты.

– А также вам будет предложено творческое домашнее задание по выбору.

III. Запись темы урока в тетрадь.

Открываем тетради по литературе, записываем тему сегодняшнего урока: “Мифологические сюжеты в произведениях искусства” (слайд №3).

IV. Вопросы к учащимся:

Но прежде чем мы начнем разговор о мифологических сюжетах, давайте вспомним, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИФ? (сказание, предание о богах и героях)

Какую роль играли мифы в жизни древнего человека? (Древний человек не мог объяснить появление жизни на земле, назвать причины, вызывающие стихийные природные явления, перед которыми он был бессилен. Следствием этого явилось очеловечивание всей природы. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя).

V. Рассказ учителя:

Эллада, этот прекрасный и чарующий мир, где всегда светит солнце и зреет виноград. Землёй и воздухом здесь правит Зевс Громовержец, морями и океанами – Посейдон, а царством мёртвых – Аид. На горе Олимп живут прекрасные боги, в реках обитают речные нимфы, на деревьях в лесах – дриады, в морях – нереиды, а по всему миру разбросаны диковинные животные: Цербер, Минотавр, Гидра, Сцилла и Харибда, пегасы, циклопы, кентавры, фавны, сатиры, вакханки, фурии, гарпии... Всё ещё живы титаны, рождаются полубоги…

Из поколения в поколение передавались народные сказания, складывались красочные легенды о богах и героях античного мира. Создатели древних мифов представляли богов подобными людям, наделяли их человеческими чертами. Персонажи мифов были добрыми и злыми, мужественными и трусливыми, благородными и коварными. Они любили и ненавидели, совершали подвиги и злодеяния.

Ребята, каких древнегреческих богов и героев вы помните? (учащиеся называют богов и героев)

Мифы и легенды Древней Греции вдохновляли многих выдающихся художников на создание картин (слайд №4 ). Сейчас я покажу вам живописные произведения художников эпохи Возрождения, а также современных художников, а вы найдите известных вам героев и вспомните мифологический сюжет.

(Показ слайдов №5-14 с картинами, ребята вспоминают мифологические сюжеты, кратко их пересказывают, при необходимости обращение к раздаточному материалу на столах – мифы Древней Греции).

Многие мифологические сюжеты сохранились в устойчивых оборотах и крылатых выражениях, которые можно ежедневно услышать в общении. Давайте, ребята, при помощи фразеологических словарей найдем толкование некоторых фразеологических оборотов.

(На экране показаны фразеологические обороты, ребята, используя словари, должны найти толкование крылатых выражений и записать в тетрадь, слайд №15 ).

Образы античных героев и богов воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. В IV-V вв. до н.э. величайшего совершенства достигло искусство художников, украшавших глиняные (керамические вазы). (Слайд №16 ). Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой. Давайте с вами посмотрим на это разнообразие керамических сосудов и назовем, для чего они служили (слайд №17 ).

(Слайд №18) Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль – традиционно черные фигуры на фоне естественной окраски обожженной глины. На еще сырой сосуд краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными (складки одежды, ветки деревьев), процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь. В определенный момент все отверстия в печи закрывали, происходила реакция, и весь сосуд становился черным. Затем температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а неокрашенные – становились красными. Так краска закреплялась на поверхности сосуда.

Около VI века до н.э. в Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Евфроний, Евтимид и др.), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а черным лаком закрывается фон: на черном фоне легче передавать объем и глубину пространства.

Давайте рассмотрим образцы росписей ваз в краснофигурном и чернофигурном стилях (слайды №19-21 ).

На древнегреческих вазах принято выделять орнамент и сюжетную композицию. Наиболее распространенные орнаменты – меандр, пальметта, волна, бутоны лотоса.

(Слайд №22) Давайте рассмотрим наиболее распространенные сосуды и, используя раздаточный материал, определим формы сосудов и стили античной вазописи (слайды №23-27 ).

(Пользуясь раздаточным материалом, ребята определяют формы сосудов и стили античной вазописи).

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы с вами обобщили знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, вспомнили сюжеты некоторых древнегреческих мифов, познакомились с живописными произведениями, созданными на мифологические сюжеты, проследили связь древнегреческой культуры с современным искусством.

Запись домашнего задания:

Домашнее задание предлагаю на выбор: для тех, кто умеет и любит рисовать – изобразить понравившийся мифологический сюжет. А для ребят, которые хотят попробовать себя в роли авторов, предлагаю придумать свой миф.

Выставление и комментирование оценок.

Рефлексия:

Рефлексия “Острова”

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных “островов”: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Ребятам выдаются кораблики, с обратной стороны которых нанесен двусторонний скотч.

Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми.

Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… … Энциклопедия мифологии

Франция - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Драма - Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV - Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

Классицизм и романтизм в живописи - Живопись, как выразительница господствующих понятий об искусстве, во всех странах переживала различные периоды, меняя свое направление. Но нигде не характеризовалась история живописи так определенно, как во Франции в различные эпохи, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Расцвет и упадок культуры Возрождения в Италии - Конец XV и первые 30 лет XVI столетия были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот период достигли наивысшего подъёма, что … Всемирная история. Энциклопедия

Индия - (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14 11 вв. до … Энциклопедия мифологии

Дания - (Danmark) Королевство Дания (Kongeriget Danmark). I. Общие сведения Д. государство в Западной Европе, расположенное на полуострове Ютландия, Датском архипелаге, крупнейшими островами которого являются Зеландия, Фюн,… … Большая советская энциклопедия

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.

ЭНЕЙ
(греч., рим.) - царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. Эней родился на горе Ида и воспитывался у горных нимф. Он вначале не принимал участия в обороне Трои и выступил на стороне троянцев только после того, как Ахилл напал на земли дарданов. Эней сражался с Ахиллом и Диомедом, но потерпел поражение и спасся только благодаря помощи Афродиты и Аполлона. Покровительствовал Энею и Посейдон, который спас раненого Энея от Ахилла, чтобы сохранить царский род Дардана. В ночь взятия Трои Эней пытался сражаться, но получил от богов приказ покинуть город. Он ушел с сыном Асканием (Юлом), женой Креусой, которая погибла вскоре после бегства из Трои, и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. С остатками троянцев и священными изображениями троянских богов Э. отплыл на 20 кораблях на поиски нового места жительства. Во время путешествия он посетил Фракию, Македонию, Крит, Пелопоннес и Сицилию, где умер Анхис, а оттуда направился в Италию, но Гера послала страшную бурю, и егокорабли были отброшены к Карфагену. Здесь в героя влюбилась царица Дидона - основательница Карфагена. Гера и Афродита пытались устроить брак Энея и Дидоны, но Зевс приказал герою покинуть Карфаген. Эней снова направился к берегам Сицилии, а затем прибыл в Кумы и с помощью кумской сивиллы спустился в подземное царство. Там тень Анхиса предсказала его судьбу и будущее его потомков. После этого Эней прибыл в Лаций, где его радушно принял царь Латин, давший герою землю для постройки города. Царь обещал Эней руку своей дочери Лавинии, которая уже была обручена с царем рутулов Турном. Обиженный Турн начал войну и погиб в поединке с Энеем. Женившись на Лавинии, Эней основал город, названный ее именем, и объединил местных жителей и троянцев в единый народ латинян. В конце жизни Эней был вознесен на небо и стал богом. Потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев.



СУД ПАРИСА

Питер Пауль Рубенс

Этот мифологический сюжет неоднократно повторялся художником во многих картинах на протяжении всей его творческой жизни. Меркурий, чей алый плащ слегка колышет ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать по шлему и щиту с головой Горгоны. Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед пастухом Парисом, держащим золотое яблоко, которое он по велению богов должен присудить красивейшей из трех богинь. В этой картине раннего периода творчества Рубенс изобразил один из популярнейших мифологических сюжетов с яркостью и великолепием, типичными для стиля барокко. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей.) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. В дальнейшем при повторных вариантах сюжета «Суд Париса», чтобы передать чувственный трепет жизни, Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе. Текучие мазки кисти, сочный цвет и повышенная эмоциональность его композиций создали ему репутацию величайшего барочного живописца к северу от Альп.

Геро и Леандр

Питер Пауль Рубенс

Геро, в греческой мифологии жрица Афродиты (вариант: Артемиды) в городе Сест на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса (на противоположном берегу пролива). Каждую ночь Леандр переплывал пролив, чтобы встретиться с возлюбленной, Геро зажигала на башне в Сесте огонь, и Леандр плыл по тёмному морю, глядя на пламя маяка. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Когда утром Геро увидела прибитый волнами к берегу труп юноши, она в отчаянии бросилась в море.

САМСОН И дАЛИЛА
Питер Пауль Рубенс

Когда ангел сообщил матери Самсона, что она наконец родит ребенка, та была вне себя от радости. Он будет «назорей Божий» — никогда не будет пить вино, а также бриться и стричь волосы. Бог наградил Самсона сверхъестественной силой, чтобы он избавил Израиль от его врагов, филистимлян. К сожалению, Самсон оказался плохим вождем.

Самсон безжалостно убил 30 филистимлян из города Аскалона и уничтожил их урожай, за что филистимляне сожгли его жену. Самсон отомстил им, перебив их всех, а заодно зверски убил еще тысячу человек с помощью ослиной челюсти.

Когда однажды Самсон был в Газе и пришел к блуднице, его враги заперли ворота города, собираясь его убить. Но Самсон вырвал из земли ворота и отнес их на вершину горы напротив Хеврона, что в 65 километрах от Газы.

Наконец, вожди филистимлян подкупили Далилу, любовницу Самсона, чтобы она выведала секрет его необычайной силы. Три раза Самсон обманывал ее, но потом, раздраженный ворчанием Далилы, открыл правду: «Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя». Когда Самсон заснул, коварная женщина остригла ему волосы. Филистимляне схватили его и ослепили, а затем заставили молоть зерно на мельнице в Газе. В плену волосы Самсона снова отрасли. Во время празднества в честь бога филистимлян Дагона Самсон не стерпел насмешек и в последний раз показал свою силу. С Божьей помощью он обрушил колонны храма и сам погиб под обломками вместе со всеми.

Существовал ли Самсон на самом деле? Он напоминает других сверхъестественно сильных мифических персонажей — вавилонского героя Гильгамеша и греческого Геракла. Однако все его подвиги диктовались больше мстительностью, чем религиозными чувствами. Возможно, история его жизни — лишь поучительная сказка.

Рождение Венеры

БОТТИЧЕ́ЛЛИ (Botticelli) Сандро (наст. Алессандро Филипепи, Filipepi) (1445-1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения

Прекрасная, как древнегреческое мраморное изваяние и с ликом Мадонны, Венера кисти Боттичелли — символ идеальной и одухотворенной красоты. Она вышла из моря и ее на большой раковине несет к берегу дуновение Зефира и Хлои в то время как Ора, олицетворение весны, приближается к ней, чтобы окутать покровом, расшитым цветами. Как отмечалось некоторыми исследователями, соотношение поз и жестов богини и Оры отсылает нас к иконографии крещения Христа Иоанном Крестителем и придает мифологическому сюжету символическое значение. Таким образом, Боттичелли показывает, что он близко знаком с культурной средой своей эпохи и, в частности, c неоплатонизмом , видевшим в античных мифах предвозвестие идей христианства. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Дж. Боккаччо «Настаджо дельи Онести» (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

С одной рукой, чуть прикрывающей грудь, и другой — на лоне, поза Венеры напоминает античную статую Венеры Пудики (с лат.— скромная, целомудренная, стыдливая), которая также известна, как статуя Венеры Медичи (Медицейской), так как происходит из собрания Медичи. Белое платье Оры — нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления,— покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в «Весне»; на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви. Справа на картине — апельсиновые деревья в цвету (апельсин — символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). На картине еще один атрибут Венеры — бледно-розовые цветы, которые летят по ветру: согласно мифу, белые розы окрасились в красный цвет каплями крови богини, поранившей ноги во время поисков своего погибшего возлюбленного Адониса.

Хотя картина и называется традиционно «Рождение Венеры», самого рождения она не показывает. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской, образовавшейся от падения в море отсеченного Зевсом детородного органа Урана. Скорее всего, Боттичелли вдохновлялся здесь современной ему поэмой А. Полициано «Cтанцы на турнир», в которой говорится, что Венера приплыла к берегу на большой раковине.

Весна

БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро

Точный замысел «Весны» (около 1482) Боттичелли всегда был предметом для бесконечного числа гипотез, хотя действующие лица здесь вполне опознаваемы: справа — Зефир (теплый западный ветер) преследует нимфу, богиня цветов Флора разбрасывает цветы по всей земле; слева три Грации сплетя руки, начинают танец; Меркурий своим крылатым жезлом разгоняет облака; в центре картины — Венера и Купидон наблюдают за происходящим. Тонкий символический подтекст в картине отчасти прочитывается: здесь вновь встречаются апельсиновые деревья на фоне (символ брака), Флора — образ цветения и плодоношения природы, Меркурий — бог одноименной планеты, видной на небе в весенние месяцы, Грации — нимфы гармонии, красоты, женских добродетелей, Венера — подлинная царица мира, закон которого сама любовь (стрелы любви мечет Купидон).

Возможно, картину следует интерпретировать в свете неоплатонической философии. В этом ключе Венеру можно рассматривать как олицетворение гуманистической мысли, которая отличает любовь чувственную (Зефир, настойчиво преследующий нимфу) от духовной, представленной Грациями и Меркурием.

Марс и Венера

БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро

Еще одну картину из мифологической «серии» Боттичелли — «Марса и Венеру» (Лондон, Национальная галерея) — возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, близкое Медичи, пoскольку на самом краю справа видны несколько ос («vespa» по-итальянски — оса, она — геральдический символ семейства). Сюжет торжества любви часто обыгрывался в искусстве, и подобные картины часто дарили по случаю обручения. Пока Марс отдыхает, маленькие сатиры играют с его оружием и доспехами,— теперь оно совершенно безопасно. Возможно, и эта картина украшала изголовье брачного ложа или украшала стенку свадебного кассоне. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Помимо того, в соответствии с гуманистическими воззрениями, от союза Венеры и Марса — любви и борьбы — рождается Гармония.

Лаокоон, Эль Греко. 1604-1614, Собрание де Орлеан Санлукар, Кадис

Лаокоон - жрец Аполлона в Трое. Возражал и старался помешать троянцам втащить в город, оставленного ахейцами деревянного коня, так как предвидел таящуюся в нём опасность. "Боюсь данайцев, дары приносящих!"- воскликнул Лаокоон. Боги наслали по морю двух огромных змей, которые задушили его вместе с двумя сыновьями Антифантом и Фимбреем.

Софокл написал трагедию «Лаокоонт». Родосские ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор создали знаменитую группу "Лаокоон". Сейчас эта работа находится в Ватикане в музее Пия - Климента.

1899г, холст, масло, 124х106
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»).

Пан - персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир».

Пан написан на фоне типично русского пейзажа — поля, чарующего своей неброской красотой, речушки и берез, словно уснувших в ночной тишине. Сам бог в этом контексте как будто вырастает у нас на глазах из замшелого пня.

Свирель перекочевала в эту работу из греческой мифологии. Согласно мифам, она является постоянным атрибутом Пана—он выступает судьей в пастушеских состязаниях в игре на свирели.

Лицо Пана обладает какой-то странной притягательностью. Особенно поражают его бездонные голубые глаза, светящиеся из глазниц.

Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.

"Свирель"

Апполон Майков

Вот тростник сухой и звонкой...
Добрый Пан! перевяжи
Осторожно нитью тонкой
И в свирель его сложи!
Поделись со мной искусством
Трели в ней перебирать,
Оживлять их мыслью, чувством,
Понижать и повышать,
Чтоб мне в зной полдня златого
Рощи, горы усыпить
И из волн ручья лесного
В грот наяду приманить.

Пан (Фавн) - бог лесов, полей, стад. Сын Гермеса и нимфы Дриопы. Родился с рогами, бородой, хвостом и козлиными копытами, весь в волосах. Увидев ребёнка, мать ужаснулась и бросила его, а Гермес отнес Пана на Олимп. Боги умилились мальчиком и назвали его Паном (т.е. "понравившийся всем"). Пан входил в свиту Диониса, веселился, бродил по лесам и горам, играл на изобретённой им свирели, страстно влюблялся и преследовал нимф.

Пан вызвал Аполлона состязаться в игре на свирели. Мидас присудил победу Пану и был наказан за это разгневанным Аполлоном: у него выросли ослиные уши.

Как божество стихийных сил Пан мог нагонять на людей сильный, без явных причин, страх (т.е. панический страх).

ПАН И СКРИНГА

Никола Пуссен

Полюбил Пан прекрасную нимфу Сирингу. Но гордая нимфа отвергла его любовь. Однажды Пан увидел Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь нимфе пересекла река. Куда бежать? Простерла Сиринга руки к реке и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал Пан несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память нимфы назвал Пан свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Франс Флорис ("Аполлон и пан")

Состязание Пана с Аполлоном. Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, неясно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон, замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, yдалился в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.


«Цивилизация Крита» - Вероятно на Крите было государство, схожее с древневосточными деспотиями. Античность. С 11 века полоса темных веков. Критская цивилизация. Центрами жизни были – дворцы. Погибла в 15 веке до н.э. от извержения вулкана. Крит. Дворцы были снабжены водопроводом и канализацией. Темные века 11- 9 вв до н.э.

«Игра по Древней Греции» - Олимпийские игры 30 баллов. Спарта 30 баллов. Что общего между козлом и театром? Крылатые выражения 20 баллов. I тур. Греко-персидские войны Ответ: Марафонская битва. Одиссей. 50 баллов. Свой выбор поясните.

«Античная Греция» - Фразеологические обороты. 8. Около 540 г. до н.э. Древняя Греция. Горгона Медуза. Сандро Боттичелли. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Авгиевы конюшни Гордиев узел Нить ариадны Ахиллесова пята. Алабастр. Кратер Круг мастера Антимена Около 500 г. до н.э. Легенда о Минотавре.

«Зарождение демократии в Афинах» - СОЛОН - избран архонтом в 594-м г. до н.э. Перемены в управлении Афинами. «ДЕМОС»+ «КРАТОС»= ДЕМОКРАТИЯ (народ) (власть) (власть народа). Избираются из знати и из демоса Состоит из знати и демоса Делит власть с демосом Народ участвует в управлении. Зарождение демократии в Афинах. Требования демоса. Реформы солона.

«Афины демократия» - Народное собрание. Торговые суда. Чёрнофигурная роспись. Золотые браслеты. Ресурс по истории для 5 класса подготовила Шрейдер Тамара Петровна. Акрополь.Спарта. В школах учили читать и писать, считать и рисовать. Афинский Акрополь. Амфора. ПОДУМАЙТЕ: За что афиняне любили свой город? Кратер. Современный вид.

«Демократия в Афинах» - Клятва судей: По большинству голо- сов. Демократия – «власть демоса» (власть народа). Закрепление материала: Наделение солона большой властью. Солон о своей реформе: Все граждане Афин участвовали в собрании. Демос восстает против знати! Зарождение демократии в Афинах. Впервые в истории устанавливался НАРОДНЫЙ СУД.

Всего в теме 29 презентаций

Загрузка...