aracs.ru

Сценарий "Моя малая родина – село Дубровка". Сценарий праздника семьи "Мой край – мой дом родной"

Сценарий праздника

«Нет милей Родины моей!».

Костенкова Наталья Николаевна

МБОУ «Заревская ОШ»

Учитель начальных классов

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
обобщить понятия: Родина, малая родина
развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки, поделки учащихся.

Ход занятия

С чего начинается Родина?” (песня)

Ученик:

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Ученик:

« РОДИНА»

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)

Ученик:

Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик : Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Работа в парах.

Составление пословиц о любви к Родине.

Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

7)Где родился, там и пригодился.

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия огромная страна.

Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да)
Ученик:

« РОССИЯ»
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь. (С. Васильев)

Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)

Объясните, что символизируют цвета российского флага.

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет мужество, смелость, великодушие и любовь.

Россия это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Что вы знаете о своем селе?

Совсем мало знаем, поэтому в этом учебном году будем изучать историю нашего города.

Вывод : Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Учитель: - Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

5. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Учитель:

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Ученик:

Поляна детства.

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

1. Расскажите о вашей «поляне детства».

2. Какие цветы на ней растут?

3. Какие деревья и кусты её окружают?

4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Ученик:

«Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Все вместе поём выученную ранее песню: «Шире круг»

«Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли…»

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Учитель:

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно ( В. Духанин)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»

Красненского района

Белгородской области

Методическая разработка

урока нравственности

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Разработала и провела

учитель начальных классов

Ванюнина К. И.

2015 г

Тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Цели:

    способствовать формированию активной гражданской позиции воспитанников;

    содействовать воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Оборудование:

    компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;

    презентация «Край родной»;

    рисунки детей.

Форма проведения: урок - «путешествие» по страницам истории родного края

Ход занятия

Эпиграф:

Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

    Вступление.

Поздравление учащихся и родителей с праздником 1 сентября.

    Сообщение темы занятия.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

    Путешествие по страницам истории родного края.

1 страница – Наша Родина – Россия.

    Беседа

Учитель :

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? (страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки) Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Учитель : Откуда произошло слово РОДИНА?

Ученик Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Учитель : Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)

    РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

    РОДИЧ – родственник, член рода.

    РОДНЯ – родственники.

    РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

    РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

    НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Ребята, а кто из вас сможет показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошел ваш род.

Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Продолжаем разговор о нашей Родине.

Как называется наше государство?

Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

Учитель : Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Назовите главный город нашей страны.

2. Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

(Показ слайдов о России)

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома.

Словом, малая Родина у каждого своя!

3.Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая.
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

2 страница - город Белгород

Учитель: Как называется наша область? (Белгородская)

Сколько лет ей исполнится в этом году?

(Показ слайдов достопримечательностей города Белгорода

3 страница – село Лесное Уколово

Учитель: Ребята, а кто знает, почему наше село называется Лесное Уколово?

    Сообщение учащихся о родном селе Лесное Уколово .

Ученик: Самая крайняя, самая восточная сельская территория Белгородской области Лесноуколовское сельское поселение . По народному преданию село существует более восьми ста лет. Первый поселенец звался Уколом, который поселился на поляне у родника в густом лесном массиве. К месту поселения прижилось название Лесное с добавлением по имени первопоселенца Укола. Как село с церковью Лесное Уколово известно с 1730 года (280 л.); оно иногда называлось просто Уколово» (Белгородская энциклопедия). Каменная Рождественская церковь, построенная в селе в 1830 г., - краса и гордость не только Лесного Уколова, но и всего Белогорья. Свое высокое предназначение этот Божий храм исполнял во все, даже самые тяжелые времена. Служил поддержкой и опорой простым русским людям, вселяя в них веру и надежду... Перепись 1859 года насчитала в с. Лесное Уколово 219 дворов и 1625 жителей (793 муж., 832 жен.). В начале 1880-х гг. в селе было уже более двух с половиной тысяч крестьян, 356 дворов, 2348 десятин земли плюс 522 десятины леса.

Ученик: В 1885 г. в Лесном Уколове открыли церковно-приходскую школу - первую в округе; в школе у одной учительницы занималось 30 мальчиков и 15 девочек. По данным 1905 г. в Лесном Уколове Красненской волости - 440 дворов, 2810 жителей, две школы (123 ученика); 30 ветряных мельниц, 7 пасек (286 ульев), торговые лавки.

На первую мировую войну из 3100 жителей в Лесном Уколово был призван каждый четвертый. В этом году исполняется 100 лет начала Первой мировой войны . Много солдат из нашего села воевали в этой войне. Клеймёнов Максим Иосифович – награждён Георгиевским крестом.

В настоящее время в состав Лесноуколовского сельского поселения входят три населённых пункта: Центральная усадьба - село Лесное Уколово, два хутора: Гончаровка и Новый Путь. Площадь территории – 4210 га,

Количество жилых домовладений – 327.

Проживает сейчас 844 человека.

(Показ слайдов о селе Лесное Уколово)

2. Наши улицы

Учитель:

- Ребята, перечислите названия улиц нашего села.

(Лесная, Широкая, Дмитровка, Осиновая, Новая, переулок Масленникова…)

- А почему они так называются?

Учитель: Лесное Уколово – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди . Среди них есть учёные, передовики производства, заслуженные учителя, врачи.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

3. Рассказ учащихся о наших знаменитых земляках (показ слайдов)

Федосов Василий Игнатьевич - учёный.

Ануфриев Александр Иванович – учёный.

Бессмельцев Николай Егорович - награждён Орденом Ленина, бывший директор совхоза Троицкий Белгородской области.

Клеймёнов Иван Максимович – тракторист, награждён орденом трудового Красного Знамени

Дыбов Тимофей Павлович – тракторист, награждён орденом трудового Красного Знамени.

Манаева Валентина Семёновна – Заслуженный учитель РФ.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.

4. Работа с пословицами (объяснить смысл пословиц)

Наш народ сложил немало различных пословиц, в том числе и о родине.

    На чужой сторонушке рад родной воронушке.

    Где родился – там и пригодился.

    Без корня и трава не растёт.

А есть еще одна пословица “ Всяк кулик свое болото хвалит ”. Как вы думаете, почему я ее вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

Кулик хвалит болото, потому что он там живет, там есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня будем хвалить мир, в котором мы живем. А мы живем в Лесном Уколове, в Белгородской области, Красненском районе, а село Лесное Уколово – это наша малая родина.

Недаром говорят: «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

    Выставка рисунков «Моя Родина»

Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к уроку.

В нашем селе нет таких красивых зданий, какие есть в Москве. Но в нашем “маленьком уголке” очень красивая природа.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

IV . Итог урока.

    Вывод

Наш классный час подошёл к концу. Сегодня мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашей страны, а сколько всего интересного ещё предстоит узнать. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.

Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

Ребята! Любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка.

    Чтение стихотворения Е. Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

V . Домашнее задание

Сбор материала о родном селе.

Кто были первые жители деревни?
– Чем занимались мужчины, женщины?
– Участники первой мировой войны.

Спасибо всем, кто принял участие в нашей работе.

Моя малая родина – село Дубровка.(заставка на экране)

Брянщина- наш край, наша Родина. А с чего она начинается? (на фоне песни «С чего начинается Родина?»").

Ученица: С чего начинается Родина? Она начинается с трепетного и бережно го отношения к природе, к первому ландышу, который ты не посмел сорвать, к роднику, который ты очистил своими ру ками.

Ученик: С чего начинается Родина? Она начинается с гордости за своих предков, которых вспоила и вскормила эта земля...

Ученица: С чего начинается Родина? Она начинается с памяти, с пробитой каски, с фамилии безымянного солдата, которую занесли в Кни гу памяти...

Ведущий: Мы перелистаем страницы истории села Дубровка его героического прошло го и настоящего. Вы узнаете о том, чем и как живет село - наша малая Родина. Итак, пой дем в мой край.

Ученик:

Пойдем в мой край, в поля, в луга Брянщины,

Нигде я лучше края не встречал.

Я тут на «ты» с любым ручьем и рощею,

Тут для меня начало всех начал...

Начало

1 Есть такие места в необъятной России

Что на картах больших и не сыщешь

По особому небо там кажется синим

По особому пахнут там вишни

Это место где ты появился на свет

Называют частенько провинцией

Только края родней и прекраснее нет

Он для нас всегда будет единственным

2 Я счастлив: моя Родина – село.
Оно мне радость творчества дало.
И черпаю я силы от земли,
Которую отцы сберечь смогли

Я рад, что край родимый в жизни есть.
Любимых мест мне в нём не перечесть.
И если спросят, где моя душа,
Отвечу: «Дома, где родился я!»

Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода.

Что такое для человека Родина? Страна, в которой он живет? Дом, где родился и вырос. А может, березка у родного порога? Наверное, это всё вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и дорогое сердцу место, о котором сложено столько стихов и песен. "У большинства людей чувство Родины, Отчизны дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв", - писал поэт А.Твардовский. Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть. Недаром многие люди, уехавшие за границу, до конца своих дней так и не смогли избавиться от щемящего чувства тоски по Родине. И это несмотря на то, что у большинства жизнь на чужбине сложилась благополучно. Родина, родители, дом, семья - это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека.

Урок знаний "Моя малая Родина"

Цели: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям православной культуры, традициям российского общества, воспитание у подрастающего поколения уважения к истории русского народа, формирование чувства любви к Родине, показать значение родины в жизни каждого человека. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города, села. Воспитание чувства любви к своей малой родине и гордости за нее.
Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание, развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Воспитательная: научить ребят видеть и ощущать красоту родного края,
воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных и православных памятников родной земли.
Оформление: мультимедийные презентации, видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга), видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса “С чего начинается Родина?”, видеоролик с песней «Что может быть лучше России», рисунки учащихся.
Форма проведения: час общения.

Ход занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Вся наша огромная страна сегодня радуется самому главному школьному празднику – Дню Знаний. Для кого-то такое важное событие происходит впервые, для кого-то в последний раз, а для вас уже шестой раз звонок в нашей родной православной гимназии «Умиление» возвещает начало нового учебного года.

День знаний – это праздник всей страны,
Когда все школы двери открывают,
И всюду смех счастливый детворы,
И клёны в красном в школах всех встречают,
Я поздравляю каждого из вас
С прекрасным праздником осенним и желаю,
Чтоб стал успешным стартом в жизни класс,
В котором осенью учиться начинаем.

А наша сегодняшняя встреча будет посвящена дорогой для каждого русского и православного человека теме. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение:

Горелов Андрей: Я встаю с постели рано,
Чтоб Творца благодаря,
Посмотреть как из тумана
Зарождается заря.
Диянова Катя: От травинки и до стога -
Все как будто бы поет.
Все встают, чтоб славить Бога, -
Люди птицы и восход.
Вихлянцев Дима: Вот щебечет птичек стая:
«Как светло в России жить!»
И я тоже, Русь святая,
Буду век тебя любить.
Лемякина Лиза: Я со свечкою лучистой
На колени становлюсь,
Богу с Матерью Пречистой
О России помолюсь
Просвиров Вадим: Русь моя, любимая Русь! Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную, Смотрю и не насмотрюсь.
Давыдова Полина: Величаю тебя опять, Дорогая земля былинная, Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
Руслина Жанна: Славлю каждую тропку твою, Славлю раннюю зорьку каждую, С неустанной душевной жаждою Светлый стих из ромашек вью
Учитель: Так какой же теме посвятим мы наш классный час?
Ученики: Сегодня мы будем говорить о России и малой родине.
Учитель: Правильно. Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. И все это святое, Божий дар нам, россиянам.
Учитель:
Путь наш - полями, лесами...
Все наше милое - здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.
Что же, нам скажут, за диво
Сосны, да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоет:
«Все здесь святое, все Божье –
Небо, природа, народ!..»
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
Учитель: Испокон веков Русь называют святой. Святая Русь - не безгрешная Русь, Святая Русь - это народ, чувствующий в своем сердце святыню и в любых испытаниях стремящийся к чистоте и святости.

Видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга).

Учитель: За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? Об этом нам расскажет Просвиров Вадим.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Учитель: С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на этот
вопрос. Для каждого, наверное, с чего-то своего, личного
Видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса
“С чего начинается Родина?”
Учитель: Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомнится
Свой московский родной двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (читают Давыдова Полина и Капранова Виолетта)
Учитель: Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Конкурс «Родня» (можно привлечь родителей) .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа или учеба, служение Богу и Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине и к вере Православной, говорится в пословицах.

Игра «Составь пословицу» (составляют вместе с родителями)
Родина – мать, Родине служить.
Жить – умей за неё постоять.
Человек без Родины вся под Богом.
Земля русская что соловей без песни.

Учитель: Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя! (читает Горелов Андрей)

Учитель: А сейчас о своей малой родине нам расскажут сами ребята.
Диянова Катя – г. Волжский,
Козьмина Вика – с. Заплавное.
(Творческое индивидуальное задание – рассказ с презентацией)- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?- Что из истории своего края вы можете рассказать?
- Какие православные храмы есть в вашем городе или селе?

Учитель: Наша Родина – Россия славится обилием православных храмов и церквей. По всей стране (даже в самом маленьком городке) можно встретить православную церковь или небольшой храм. Город Волжский, Волгоград и село Заплавное не стали исключением.

Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное,
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Он и песнь поет - колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
Моё село Заплавное
В лучах рассвета славное,
Тишь необозримое,
Село моё Заплавное,
Ни с чем ты не сравнимое.
Синью небес объятое
Да солнцем так палящим,
Историей богатое
В прошлом и в настоящем.
Здесь доброта всегда была
Преемственностью свята,
Стала традицией села
И им село богато.
Богато буйной красотой
И пойменным простором,
Блескучей Ахтубой-рекой –
Всё не окинуть взором.
Травы целебной тут не счесть
И глины у дороги.
Источник первородный есть,
Как и угодно Богу.
Стоит село Заплавное
Как символ жизни нашей,
В лучах рассвета славное,
С годами ещё краше.
Л.Н. Зиневич
(читают и Вихлянцев Дима и Руслина Жанна)

Учитель: Прошли века, десятилетия, но и сегодня защитить родную землю, выдержать суровые испытания времени, не дрогнуть, помогает нам
сила православной веры

Любите Россию, как мать - В болезни любите, во здравииИ сердцем её ПравославиеПытайтесь понять и принять.
Мы в центре духовной войныЖестокое время и нервноеИ только единою верою Еще быть мы можем сильны.
Пусть громкие эти слова,Но их повторять очень хочется!Поверьте, Россия не кончится,Пока будет вера жива.
Пока будут храмы стоять -Высокие и златоглавые!Пусть время меняется. Главное -Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)

Итог:
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:
О родине – негромко говорю:Ведь о большой любви кричать не надо.Она – моя отрада и награда,Скажу о ней – молитву сотворю:“Будь вечно в благоденствии и славе,Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,Дай сил нам жить, не мудрствуя лукавоИ пред тобой себя не уронить!” (читает Диянова Катя)

Видеоролик с песней «Что может быть лучше России».
Вручение памятных подарков (Икона Божией матери «Прибавление ума», расписание уроков).

НОУ «ПЕК гимназия «Умиление»

Урок знаний "Моя малая Родина"
для обучающихся 6 класса

Подготовила
классный руководитель
6 класса
Прохорова Т. Д.

с. Заплавное
2014 год

13PAGE 14815

Заголовок 1Заголовок 315

Загрузка...