aracs.ru

Самые грандиозные авианосцы мира. Россия построит «самый большой в мире» авианосец, чтобы конкурировать с США

Человек готов оберегать свой покой любыми путями. Просторы океана, например, хранят в себе невероятных размеров агрегаты, призванные служить на благо мира и спокойствия. Самые большие авианосцы будут рассмотрены ниже.

1 место

Энтерпрайз. Невероятных размеров авианосец, стоимостью 451 млн долларов. Оснащенный ядерной установкой, в длину он занимает 342 метра. Проект предполагал выпуск еще пяти подобных сооружений, однако, стоимость постройки Энтерпрайза показала, что такие планы слишком дорого обойдутся вооруженным силам США. Впервые спущен на воду в 1961 году. Полное водоизмещение корабля – 93 400 тонн.

2 место

Нимиц. Еще одно детище Америки, спущенное на воду в 1975 году. По проекту Нимица был построен еще десяток кораблей, последний из который введен в строй уже в 2009 году. Себестоимость этого типа авианосцев оказалась меньше, чем Энтерпрайза, потому был налажен серийный выпуск. Длина агрегата составляет 333 метра. Полное водоизмещение – 106 тыс. тонн.

3 место

Линкольн . Авианосец типа «Нимиц», спущен на воду в 1988 году, пятый корабль в проекте. Известен тем, что был использован во время боевых действий в Ираке, а так же был снят в нескольких фильмах. Длина судна составляет 332,8 м, водоизмещение корабля 97 тыс. тонн. Авиационная группа корабля являет собой 90 самолётов и вертолётов.

4 место

Китти Хоук . И снова США лидирует в списке производителей мощнейших авианосцев мира. Китти Хоук достигает в длину 327 метров, оснащен современными системами электроники и гидролокации. Корабль не имеет атомной артиллерии, как его последователи. Спущен на воду в 1955 году. Водоизмещение корабля составляет 93 тыс. тонн.

5 место

Форрестол . Назван в честь первого минобороны Штатов, Форрестол стал также первым проектом после Второй мировой войны. Весь опыт, полученный в результате ведения боевых действий, был собран лучшими военными инженерами и воплощен в этом авианосце. Его длина составляет 325 метров, водоизмещение – 81 тыс. тонн. Применялся с 1955 года. Один из примечательных случаев, связанных с этим авианосцем, это пожар, произошедший в 1967 году. Официальная версия гласит, что пожар стал следствием самостоятельного пуска ракеты под действием скачка напряжения.

6 место

Джон Кеннеди . Авианосец длиной в 320 метров и снова производства США. Четвертый последователь Китти Хоук, названный в честь 35-го президента Америки. Изначально было запланировано оснастить его ядерной установкой, но позже проект пересмотрели, приняв решение в пользу газотурбинных генераторов. Эксплуатировался с 1968 года. Водоизмещение судна – 82 тыс. тонн.

7 место

Мидуэй . Первооткрыватель тяжелых американских авианосцев, длиной 306 метров. Корабль имеет богатую историю, так как активно использовался во время бомбардировок Вьетнама и операции «Буря в пустыне». Сегодня он уже выведен из состава флота, но продолжает функционировать в другом ключе – как корабль-музей.

8 место

Адмирал Кузнецов . Построен в СССР, выходец Черноморского завода судостроительства. Назван в честь Адмирала Флота СССР, предназначался для атак против крупных целей и защиты морского пространства. На авианосце располагаются истребители и вертолёты во время походов. Длина корабля составляет 302 метра, выпущен в 1990 году. Водоизмещение – 59 тыс.тонн.

9 место

Лексингтон . Авианесущий корабль длиной 271 метр является одним из исторических в США. Выпущен на воду в 1929 году, был оснащен надстройкой и атомными установками, а также бронированным корпусом. Полное водоизмещение – 47 700 тонн.

10 место

Шинано . Представитель Японии в числе крупнейших авианосцев мира, имеет длину 266 м. Выпущен на воду в 1944 году. Примечательно, что к началу войны корабль был готов только на половину и строился по проекту линкора. Однако, после поражения японской армии у Мидуэй, было решено перестроить корабль в авианосец. Толщина брони новоиспеченного авианосца составляла 178 мм, оснащен резервуарами для хранения авиатоплива объемом 718 тонн. Полное водоизмещение корабля – 71 890 тонн.

Ударный авианосец ВМС США Enterprise (оперативный код CVN-65) во многом стал первым: первым атомным кораблем данного типа, первым, правда, и единственным, представителем авианосцев класса Enterprise, первым, т.е. самым крупным из когда-либо существовавших военным кораблем…

Строительство корабля началось 4 февраля 1958 года на верфи в Ньюпорте, спущен на воду в сентябре 1960 года, включен в состав флота 25 ноября 1961 года. Первым боевым заданием, в котором участвовал Enterprise, была блокада Кубы в 1962 году во время Карибского кризиса.

Проект авианосцев класса Enterprise был развитием предыдущего класса KittyHawk. Стоимость постройки оказалась очень высока — 451 млн. долларов, это стало причиной того, что больше кораблей этого класса построено не было.

Корпус гладкопалубный, с односторонней угловой палубой. Бронированная полетная палуба интегрирована в силовую структуру корабля, обеспечивая продольную жесткость корпуса. Длина полетной палубы – 331 м, максимальная ширина — 78 м. Для доставки самолетов из ангара предназначены 4 подъемника. Одновременно на палубе могут находиться до 43-х самолетов. Доставкой боеприпасов занимаются 3 подъемника.

Для старта самолетов предназначены 4 паровые катапульты; по паре в носовой части на угловой палубе. Поднимающиеся позади катапульт газоотбойные щиты защищают палубу от раскаленных газов реактивных двигателей. Катапульта способна за 2 секунды по стометровой взлетной полосе разогнать SuperHornets до скорости 200 км/час, при этом перегрузки достигают величины 4g. Используя все 4 катапульты, авианосец может запускать самолеты каждые 15-20 секунд.

Торможение самолетов после посадки обеспечивают 4 аэрофинишера. В случае, если им не удается полностью остановить самолет, то для предотвращения его падения в воду предусмотрен аварийный барьер, представляющий собой поднимающуюся сетку.

Энергетическая установка корабля состоит из 8 ядерных реакторов. Для повышения живучести каждые 2 реактора работают на отдельный гребной вал с пятилопастным 32-тонным гребным винтом диаметром почти 6.5 м. Для повышения маневренности и уменьшения радиуса циркуляции корабля каждый винт снабжен собственным рулем. Одной заправки ядерным топливом может хватить более чем на 10 лет службы.

Использование ядерной установки имело несколько преимуществ. Во-первых, отсутствие необходимости в хранении большого объема топлива для двигателей позволило увеличить запас авиационного топлива до 9 с лишним миллионов литров. Во-вторых, благодаря отсутствию дымовых труб и крупных воздушных шахт удалось уменьшить размеры палубной надстройки («острова») и увеличить площадь полетной палубы на 400 кв. м, исключить ее задымленность. В-третьих, увеличились погреба для боезапаса до 2500 тонн.

Но были и недостатки. Большое количество реакторов, их размеры, противорадиационная защита и некоторые другие причины вынудили увеличить ширину корпуса корабля, что, в свою очередь, повлекло увеличение его длины для обеспечения заданных скоростных характеристик.

Характеристики авианосца:

  • Водоизмещение максимальное 93284 тонн
  • Длина 342 метра
  • Ширина по ватерлинии 40.5 метра
  • Ширина максимальная 78.4 метра
  • Осадка 12 метров
  • Площадь полетной палубы 18 211,5 м2
  • Мощность ССУ 280000 л.с.
  • Максимальная скорость 33.6 узла (62.2 км/час)
  • Максимальная вместимость 5828 человек
  • Экипаж 3000 человек (2700 рядовые, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
  • Летный состав 1800 человек (250 летчики и 1550 технический персонал).
  • Вооружение: 3 пусковые установки Mk 29 NATO Sea Sparrow, 3 20-мм Phalanx CIWS Mk 15
  • Порт приписки: Норфолк (Norfolk, Va)

Авиационная группа

Основная система вооружения самого большого авианосца – авиационная группа, выполняющая разные задачи от защиты корабля до воздушной поддержки сухопутных сил и нанесения ударов по объектам противника.

На корабле размещены 8 эскадрилий:

  • Эскадрилья дальней воздушной разведки, использующая E2C-Hawkeys.
  • Эскадрилья, использующая самолеты Vikings, предназначена для уничтожения вражеских подлодок и дозаправки в воздухе.
  • Эскадрилья противорадарной защиты. В ее составе самолеты Prowlers.
  • 3 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-18 Hornets.
  • Эскадрилья многоцелевых истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков F-18 SuperHornets. Несмотря на сходство с обычными F-18 Hornets, это совершенно новый самолет, отличающийся большим радиусом действия, новым вооружением, новой авионикой и т.д..
  • Эскадрилья вертолетов Seahawk. Их основные задачи – поиск вражеских подлодок, поисково-спасательные операции, транспортировка грузов и персонала между кораблями эскадры.

Авария на авианосце

14 января 1969 года, находясь в 140 км от Гаваев и направляясь в зону боевых действий во Вьетнаме, на взлетной палубе корабля произошел взрыв одной из ракет, повлекший за собой большой пожар и детонацию бомб находившихся рядом самолетов. Корабль получил серьезные повреждения, погибло 27 и получили ранение более 300 человек. Ремонт занял 51 день.

Корабли сопровождения

Учитывая огромную огневую мощь, авианосец является одной из главных целей для вражеских атак. Небольшая эскадра вспомогательных судов постоянно сопровождает Enterprise для его защиты. Среди них:

  • Крейсер – снабжен системой раннего обнаружения, способен уничтожить любую воздушную цель.
  • Фрегат – защищает авианосец от вражеских ракет
  • Противоракетный катер – защищает от самонаводящихся ракет, воздушных налетов и подводных лодок
  • Корабль снабжения – обеспечивает функционирование этой группы, снабжает всем необходимым, от еды до боеприпасов.
  • Подводная лодка

Окончание службы.

За все время службы авианосец совершил 25 походов, принимал участие во многих боевых действиях и операциях. 1-го декабря 2012 года списан и готовится к утилизации. Его имя перейдет к новому кораблю CVN-80 (тип «Форд»).

На данный момент в мире существует множество больших авианосцев. Для выполнения своих задач современной армии просто необходима мобильность, именно поэтому так нужны авианосцы, на чьем борту можно перевозить десятки боевых воздушных суден и тысячи людей. Некоторые самые большие авианосцы в мире эксплуатируются по сей день, в то время, как другие можно увидеть только в музеях.

С абсолютной точностью можно заявить, что корабль «Нимиц» – самый большой авианосец в мире. Его длина составляет 333 метра. Благодаря широкой полетной палубе на этом гиганте могут разместиться приблизительно 90 единиц воздушных суден (среди которых 64 военных самолета, предназначенных для уничтожения объектов в воздухе и 26 вертолетов). Экипаж «Нимица» насчитывает больше 3 тысяч человек, среди них основная масса – летный состав, а 70 человек находятся в командном составе. Почти все авианосцы этой серии схожи по техническим параметрам, конструкторским решениям и боевому оснащению. Кстати, авианосец Nimitz можно эксплуатировать двадцать лет, не меняя энергоноситель силовой установки. Это означает, что его смело можно отправить на этот длительный срок в дальнее путешествие. Первый авианосец этой серии спустили на воду еще в 1975 году.


Нельзя не упомянуть об энергоустановке авианосца, состоящей из основной и вспомогательной систем. Первая в свою очередь состоит из двух водяных реакторов, питающих по два ротационных двигателя с вращательным движением ротора каждый. Основное отличие такого реактора заключается в том, что роль теплоносителя и замедлителя выполняет простая вода под давлением. На данный момент этот тип реакторов считается наиболее эффективным, а потому очень популярен во всем мире. Если объединить мощность четырех турбин, то можно получить на выходе настоящего монстра мощностью в 280 тысяч лошадиных сил. Вспомогательная система состоит из четырех дизельных двигателей, каждый мощностью в 10, 7 тысяч лошадей. Авианосец Nimitz оснащен мощным оружием для защиты от противника, атакующего как из воздуха, так и из воды. На нем имеются три ЗРК, четыре зенитных орудия калибром 22 миллиметра, два установки для стрельбы торпедами (калибр 324 миллиметра).


Еще один самый большой авианосец, достойный попадания в наш рейтинг. Своей длиной в 342,3 метра он превосходит все военные корабли. Но не только длина отличает этот авианосец от других – он первым был оснащен силовой установкой, работающей на энергии цепной реакции деления ядра. В планы военных разработчиков США входил выпуск еще 5 подобных авианосцев, но поскольку на создание первого судна ушло больше 459 млн долларов, продолжать данную линию передумали. Именно поэтому на авианосец не поставили слишком дорогой корабельный зенитно-ракетный комплекс «Terrier», вместо него была установлена американская управляемая ракета RIM-7 Sea Sparrow с меньшей дальностью, а в дальнейшем прибавили и другие комплексы.


Любопытно, что одной загрузки ядерного горючего вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу корабля в течение тринадцати лет. За этот период он может покрыть около миллиона миль.

На создание гиганта понадобилось порядка трех лет, в 1957 году началось строительство авианосца. Спустя пять лет корабль отправился в свое первое настоящее морское крещение под руководством капитана Винсента ДеПо. Дебютную военную операцию “Энтерпрайз” совершил во время Карибского кризиса. В 1965 году военному кораблю нашли применение в Юго-Восточной Азии, где ему довелось поучаствовать во Вьетнамской войне. Кстати, в тот момент он был первым авианосцем с ядерной установкой, участвующим в военных действиях. В этот же период «Энтерпрайз” установил мировой рекорд – в течение 24 часов с борта авианосца поднялось 165 боевых единиц.


Довелось «Энтерпрайзу» пережить и аварию – недалеко от ракеты Zuni в 127 миллиметров располагался заведенная самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки транспортных средств. Именно ее выхлопные газы высокой температуры стали причиной самозапуска ракеты, в результате чего она врезалась в бак с топливом, находившейся на борту самолета, а это уже привело к разливу горючего. Последствия были глобальны – взорвались авиационные бомбы, больше двадцати человек экипажа погибли, почти 350 получили ранения, пятнадцать самолетов были разрушены. Суммарный урон составил больше ста млн американских долларов. Кстати, сам гигант совсем не пострадал.


В 80-х годах на «Энтерпрайзе» провели капремонт ядерного реактора и сняли корабельный радар SCANFAR компании Hughes Aircraft. В начале нового столетия авианосец принял участие в военной операции, проведенной США и Великобританией против Ирака, «Лис пустыни», также его использовали для изгнания талибов из Афганских земель. После чего он вернулся в воды Персидского залива, где оказывал воздушную поддержку американцам во время боевых действий против Ирака. Несколько лет назад «Энтерпрайз» снова обустроился в Персидском заливе.


Среди авианосцев Европы и Азии выделяется корабль, получивший название в честь великого адмирала МФ СССР, Кузнецова. Этот гигант считается одним из мощнейших и крупнейших.

Разработка авианосца началась в 1982 году. Технические показатели гиганта обещали сделать из него передовой авианосец. Палубу задумали сделать удлиненной, чтобы истребители Су-25 и Су-27 имели возможность взлетать. На военном корабле “Адмирал Кузнецов” впервые применили оптическую систему посадки на авианосец «Луна».


Длина «Адмирала Кутузова» составляет чуть больше трехсот метров, что позволяет размещаться на нем 25 вертолетам и такому же количеству самолетов. Если судить по боевому и радиолокационному оснащению, то наш авианосец непременно займет место среди лидеров. На его палубе находятся двенадцать ПУ «Гранит», восемь «Кортиков», шесть артиллерийских установок АК-630М и четыре установки «Кинжал». Благодаря такому мощному вооружению авианосец может вести бесперебойный огонь длительное время. На данный момент на действующем авианосце решено полностью заменить истребители Су-33 на МиГ-29К, а в дальнейшем приступить к капитальному ремонту.

Самыми большими военными кораблями можно смело назвать авианосцы. Уже из названия понятно для чего необходим такой корабль – наряду с большим количеством стационарного вооружения и военной техники он вмещает в себя различные виды боевых самолетов и вертолетов. Самолеты нуждаются в большой площадке для разгона – взлетной полосе, именно поэтому все мощные авианосцы имеют огромный размер. Каждая сильная держава стремится иметь на вооружении как минимум один такой корабль для обеспечения независимости на мировой арене и уважения со стороны других стран. На сегодняшний день лишь десять стран имеют в своем составе такие судна.

История создания и развития авианесущих судов

В 1910 году американский летчик впервые смог поднять самолет с борта крейсера. Этот год считается началом зарождения авианосцев. На корабле Бирмингем (Birmingham) было установлено специальное деревянное возвышение, с которого получилось осуществить разгон и взлет. Спустя один год этот же пилот сумел осуществить посадку самолета на корабль, снова оборудованный временным увеличенным помостом. В следующие годы в разработку таких кораблей включились британцы, они стали экспериментировать над взлетом с движущегося корабля. Первоначально морская авиация должна была использоваться только в разведывательных экспедициях.

Главное трудностью для инженеров было создание достаточной длинны взлетно-посадочной полосы. В 1915 году американские офицеры разработали специальную паровую катапульту для запуска самолетов с борта корабля. Благодаря этому появилась возможность запускать самолеты, оснащенные военной техникой. Позднее были созданы электромагнитные , что позволило увеличить размеры самолетов и объемы вооружения. Кроме взлета, была проблема с посадкой, и дело тут не только в навыках пилотов, но и в длине посадочной полосы. В период I мировой войны Британия начала переоборудование своих торговых суден в корабли с увеличенной палубой. Для торможения самолета начали применять специальные устройства, которые почти не изменились и по сей день. Это на корабле за которые цеплялся самолет когда совершал посадку.

В 1922 году Япония впервые спустила на воду первый корабль, изначально конструированный как авианесущий крейсер, а не переделку другого корабля на аналог. Спустя 5 лет США включились в список стран, имеющих новые боевые корабли с самолетами на борту. В этот же период активно использовались плавучие станции для гидросамолетов. Авиация совершала взлет и посадку с воды, а при помощи специальных приспособлений самолеты поднимали или опускали на борт корабля.

Период Великой Отечественной Войны

В период Второй Мировой Войны Великобритания имела 7 авианосцев, у Франции в наличии был 1 авианосный корабль, в США – 8 и в Японии – 6 единиц. Эта война по праву считается войной морских баталий. Япония и Америка уже имели на тот момент полноценные боевые укомплектованные авианосцы. Эти страны определили, что залогом победы над врагом выступят не обычные военные корабли, а авиация. Отправлять самолет через весь Тихий океан не имело смысла. Отличным выходом послужили вышеописанные крейсера. В феврале 1942 года Япония впервые в мире сумела потопить американский авианосец. В этот же период в ответ на агрессию военные США в ходе операции «Рейд Дулиттла» запустили самолеты с борта Hornet и атаковали Токио. Эта история легла в основу сюжета популярного фильма «Перл-Харбор».

Впервые в мире в морских сражениях корабли размещались на дальних расстояниях друг от друга и даже не видели врага. Военные действия велись при помощи самолета с авианосца. Это была поистине война двух морских титанов. По окончании сражений военная мощь стран-победителей не прекратила развитие морского вооружения. Так, в 1945 году Великобритания впервые посадила на борт корабля реактивный самолет. Это привело к новому толчку в строительстве авианосцев – зарождались новая скошенная палуба и более мощная паровая катапульта для запуска. Странами-лидерами в сфере кораблестроения в это момент считались США, Англия и Франция. Они же в послевоенный период стали конструировать судна для морских сражений, где базировались боевые самолеты и вертолеты, необходимые для проведения спасательных мероприятий.

Подводные авианосцы

В годы II мировой войны Япония использовала подводные лодки с самолетом внутри, находящимся там в разобранном состоянии. Это было достаточно неудобное вооружение, требовавшее длительной сборки и разборки. Однако на третьем году войны самолет совершил взлет с подводного и сбросил две зажигательные бомбы в район штата Орегон в Америке, в надежде спровоцировать массивные пожары в лесной местности. Трагедии удалось избежать, но само появление агрессора было внезапным и серьезно напугало власти Америки ввиду того, что было непонятно, как вражеский самолет смог незаметно попасть в воздушное пространство Америки. Подобные субмарины также стояли на вооружении у Англии и Франции.

Следующим этапом развития военных разработок стала война в Корее. Истребители, поднявшиеся с корабля, впервые атаковали наземные цели в Северной Корее. В 1960 году Америка спустила на воду первый авианосец с атомным реактором. И спустя всего два месяца она известила мир о втором таком же судне. Следующим важным экспериментом стало кругосветное плаванье крейсеров без дозаправки на берегу. Сегодня авианосцы могут совершать многолетнее автономное пребывание в океане без необходимости заходить в порты для заправки.

Россия также старалась не отставать в военном оснащении от других стран. Еще в 1904 году судно «Русь», приобретенное у немцев, было оснащено 8 аэростатами воздушным шаром. Однако корабль не использовался ни в одной и последующих сражений. После были созданы различные разработки авианосцев, однако ни один из этих проектов так и не был осуществлен. В годы Первой Мировой Войны несколько пароходов были переоборудованы в гидроавианосцы, однако эта техника не могла идти ни в какое сравнение с морским вооружением Британии и США.

В Советском Союзе авианосцы считались орудием агрессии — по их мнению, очень уязвимой агрессии. Основные удары при боевых столкновениях наносились именно по ним. Первый был спущен на воду лишь в 1985 году и встал на вооружение уже в России в 1991.

Современный авианосный мировой флот включает около 1250 самолетов и еще большее количество вертолетов. При этом значительная часть из них базируется на американских судах. Помимо авиации корабли оснащены множественной ракетной техникой и системами противовоздушной обороны. Длина всех авианосцев составляет от 182 до 342 метров. Корпус корабля сделан из стали, его толщина достигает нескольких сантиметров. Под взлетной полосой располагаются большие ангары для хранения самолетов и вертолетов, а также проведения ремонтных работ. Перемещают с палубы на палубу летательные аппараты при помощи специальных подъемных кранов. Под днищем ангаров находятся машинные отделения и другие служебные помещения. Учитывая то, что главным назначением таких кораблей является обеспечение взлета и посадки авиации, командный пункт, радарные устройства и антенны размещаются на небольшом так называемом «острове», который практически всегда расположен с правой стороны борта. Это связано с тем, что еще в начале 20-го века британские военные исследователи доказали, что в случае неудачной посадки все пилоты автоматически поворачивают самолет влево при попытке выйти на второй заход.

Сколько авианосцев в мире?

На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:

  1. Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются , они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
  2. Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
  3. Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.

На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина — 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.

Количество по странам

  • США (11 кораблей) — тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства — 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
    Тип « » (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
  • Италия (2 корабля) — «Кавур» — находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
    «Джузепе Гарибальди» — еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
  • Индия (1 корабль) — Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
  • Китай (1 корабль) — Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
  • Испания (2 корабля) — Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
  • Франция (1 корабль) — Атомный авианосец «Шарль де Голь» — является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
  • Бразилия (1 корабль) — «Сан-Паулу» — авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
  • Таиланд (1 корабль) — представлен авианосцем «Чакри Нарубет» — имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
  • Великобритания (1 корабль) — тип «Илластриес» — один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
  • Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.

Сравнение лучших авианосцев мира

Рассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них.

  • Энтерпрайз (США) – этот атомный крупный авианосец по праву занимает первое место. Он был введен в эксплуатацию еще в 1961 году, в течение следующих 50 лет так и не нашлось замены этому боевому монстру. В середине 20 века планировалось построить еще пять таких же кораблей, однако, учитывая слишком высокую стоимость судна, было решено оставить его в единственном экземпляре. Благодаря ядерному горючему он может до 13 лет находиться в автономном состоянии в океане. Самый большой авианосец в мире имеет протяженность 342,3 метра, вмещает до 80 самолетов, экипаж состоит из 3000 человек. Атомоход включает четыре паровые катапульты, которые позволяют запускать один за другим самолеты за 15 секунд каждый. На взлетно-посадочную полосу осуществлена установка четырех тросов, помогающих функционировать тормозные цилиндры. Также корабль оснащен специальной нейлоновой сеткой, которая при возникновении проблем при торможении самолета сумеет поймать его и предотвратить аварию. Судно принимало участие в войнах с Кубой, Вьетнамом и Ираком. В 2012 году был выведен из состава американского флота. Спустя еще 5 лет легендарный авианосец Энтерпрайз был списан. Взамен ему пришел новый корабль Джеральд Р. Форд, который планирует встать на вооружение ВМФ США к 2020 году. До этого периода судно совершит несколько выходов в открытое море для подтверждения своей боеготовности. Корабль обошелся стране приблизительно в 13 миллиардов долларов, это самый дорогой авианосец в мире. По своему вооружению судно не отличается от предшественника, однако оно значительно превосходит его по уровню автоматизации, что позволяет уменьшить количество экипажа. Также были использованы новые технологии, обеспечивающие незаметность корабля при его попытке его обнаружения с помощью радиолокаторов.
  • Нимиц (США) — еще один пример атомного авианосца, первый его экземпляр произведен в 1975 году. Выпуск продолжался вплоть до 2009 года. В настоящее время на вооружении у США состоит 10 таких кораблей. Его длина равна 330 метров. Такие судна активно эксплуатировались в период военных действий в Югославии и Ираке. Стоимость корабля составляет около 4,5 миллиарда долларов. Атомный реактор позволяет кораблю находиться в автономном плавании около 25 лет. Период эксплуатации составляет 50 лет.
  • (США) – первый подобный авианосец был спущен на воду в далеком 1955 году. Длина составляла 325 метров. На сегодняшний день корабли этой конфигурации более не состоят на вооружении ни одной страны мира. Однако судно до сих пор занимает третью строчку в списке самых больших авианосцев в мире.
  • (США) – длина авианосца 320 метров, экземпляр известен большим количеством происходивших на борту несчастных случаев, связанных с пожарами. В результате одной из таких трагедий сгорело 135 человек. Снят с вооружения в 1993 году.
  • Джон Кеннеди (США) – в длину авианесущий крейсер также составляет 320 метров, был снят с вооружения ВМФ США в 2007 году. Корабль нес службу около 40 лет, осуществляя задания преимущественно в Средиземном море. За время своей службы потерпел несколько морских столкновений.
  • (США) – длина составляет 305 метров, произведен был в 1945 году, являлся первым тяжелым американским авианосцем. С 1992 года снят с вооружения, сегодня выполняет роль музея флота.
  • Адмирал Кузнецов (СССР-РФ) – корабль построен в городе Николаев в 1985 году, сегодня состоит на вооружении Северного флота ВМФ России, длина авианосного крейсера составляет 300 метров.
  • Лексингтон (США) – судно периода II мировой войны, но в 1946 году был затоплен после того как с его помощью проводились ядерные испытания.
  • Крейсер Варяг/Ляонин (СССР-Украина-Китай) – был спущен на воду в 1988 году в Николаеве. В период развала Союза на борту продолжалось строительство. Соответственно, корабль перешел в собственность к Украине, однако ремонтные работы в этот период были прекращены. Впоследствии недостроенный авианосец был продан в Китай за 20 миллионов долларов. На сегодняшний день состоит на вооружении Китайского ВМФ.
  • Синано (Япония) – был построен в 1942 году и участвовал в войне против Америки. Длина судна составляла 266м – вплоть до конца 50-х годов прошлого века это был самый большой в мире авианосец. В ноябре 1944 года при сражении с американскими военными судно было затоплено, а вместе с ним 1435 человек экипажа.

Последние разработки

Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.

Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы — важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения. При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий.

Загрузка...