aracs.ru

Композиция сказки были неизвестный цветок. Анализ произведения Платонова «Неизвестный цветок

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша - пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Тип: урок- исследование

Цели:

А.Платонова;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Жить - значит действовать».

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование

Цели: 1) познакомить с фактами биографии

А.Платонова;

2)ознакомить учащихся с содержанием

Сказки “Неизвестный цветок”;

3)помочь ребятам понять основную

4)определить смысл сказки-были.

Оборудование : Портрет А. Платонова, рисунки детей

К рассказу.

Эпиграф: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Ф. Тютчев

Ход урока:

  1. Организационный момент
  1. Сообщение темы урока
  1. Вступительное слово учителя .

Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками…и есть - опережающие время, до которых надо еще тянуться …

К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов - наш земляк .

Андрей Платонов - удивительный писатель.

Всю свою жизнь он размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасностей и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей- вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

2. Работа с портретом А.П. Платонова.

Всмотримся в портрет А.П. Платонова. Это сложный писатель. Он жил в трудное время войн, революций, вместе со всеми пошел на Великую Отечественную войну. Его произведения - это художественная летопись России.

Говорили, что этот писатель «наделен обнажившимся сердцем».

Как вы понимаете это выражение?

Страдания героя всегда сливаются со страданиями автора.

Это сострадательный писатель.

Это видно по его глазам, которые, будто смотрят прямо в душу ”пронизывают” читателя насквозь, оставляя следы в его душе.

Давайте познакомимся с фактами биографии А. П. Платонова.

3. Индивидуальные сообщения учащихся.

Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Андрей Платонов - наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что он написал, связано с Воронежем.

В Воронеже есть памятные платоновские места. На центральной улице - мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов. Есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвященные жизни и творчеству писателя. Воронежские ученые-литераторы работали и работают над исследованием жизни и творчества Платонова, деятели культуры и школьные учителя много делают для популяризации творчества нашего великого земляка. Центрально-Черноземное книжное издательство за последние сорок лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним - вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник - это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.

Впереди ещё много встреч с книгами А.Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному, А.Платоновым.

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность - вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

Это произведение было написано в ноябре - декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.

5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

4. Слово учителя .

А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока. Он сформулирован словами русского поэта Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существует зло, обида, ненависть. Мне хочется, чтобы вы умели любить и трепетно относиться к миру природы, чтобы вы умели откликнуться на зов о помощи, чтобы умели совершать добрые поступки.

Нужно любить окружающий мир, вглядываться в каждый цветок, каждую травинку.

И сегодня мы постараемся проанализировать рассказ “Неизвестный цветок”, который звучит, как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается.

5. Чтение рассказа “Неизвестный цветок”.

6.Словарная работа.

Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-

Либо.

Тучная земля - плодородная земля.

Превозмогать - пересиливать, например боль.

Глодать - грызть, тщательно объедать.

Мерцающий - слабо светящийся колеблющимся светом.

Благоухание - аромат, приятный запах.

Ботанический сад - сад, в котором собраны коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте.

7. Анализ текста .

  1. работа в группах.

I группа .

В какой момент мы знакомимся с Дашей?

О чем она беспокоится?

Как это ее характеризует?

Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание?

Отчего девочка вспоминает сказку о розе?

Как она поступила, увидев необычный цветок?

II группа.

Каким мы видим цветок вначале?

Какие чувства вызывает его описание?

Какой была жизнь цветка на пустыре?

Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

Что помогало ему выжить?

Когда и чему радовался цветок?

Опишите, каким он стал.

  1. Слово учителя.

Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко. Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор.

  1. Инсценировка эпизода.

Вывод: Разговор закончился тем, что Даша склонилась к нему и поцеловала в светящуюся головку. Это и стало началом их дружбы.

Почему она прониклась таким сочувствием к цветку?

Расскажите о дружбе Даши и цветка.

Как Даша решила помочь своему новому другу?

О каких качествах характера Даши говорит это решение?

  1. Работа над иллюстрацией к сказке.

(На экран выводится иллюстрация к эпизоду «Приход пионеров на пустырь»).

Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?

Как художник изобразил необыкновенность цветка?

Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?

  1. Продолжение беседы

Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на ухоженном пустыре?

- «Новый цветок, выросший между камнями был, намного лучше … и еще прекраснее».

Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?

(Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)

8. Анализ рисунков ребят.

«Мой неизвестный цветок».

А теперь, ребята, давайте обратимся к вашим рисункам. На предыдущем уроке вы рисовали свой неизвестный цветок, еще не зная о цветке из сказки-были. Сейчас мы вместе выберем тот рисунок, который больше подойдет к нашей истории.

9. Работа с афоризмами.

Какое из данных изречений можно использовать как вывод к уроку? Почему?

Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут.

Суахими.

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций.

Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием

Д. Рескин.

  1. Итог урока.

Слово учителя.

Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дали возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности - любовь, милосердие, сострадание.

Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя,

любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком…

Закончить урок мне хотелось бы стихотворением

Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Нам жизнь дана, чтобы любить,

И всем страдальцам посвятить

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать, и насыщать

Увечных слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

  1. Домашнее задание.

Ребятам раздаются вырезанные из бумаги цветы, на лепестках которых нужно написать те слова, с помощью которых, как им кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.


«Неизвестный цветок» Платонов

«Неизвестный цветок» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок » относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Андрей Платонов творил в богатую крупными историческими событиями эпоху. Перед его глазами прошли Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны, он был очевидцем индустриализации и коллективизации в советской стране. Судьбы государства вершили взбудораженные людские массы, соответственно, и искусство ставило перед собой глобальные задачи отображения массовых движений, внимание к человеческой душе, как в XIX веке – веке личности, в ХХ веке было не актуально. Платонов стал одним из немногих писателей, кто утверждал мысль о ценности человека, личности, индивидуальности (неслучайно одним из его псевдонимов был Человеков). Важнейшей составляющей такой гуманистической концепции писатель считал ответственность человека за все живое. Животные и растения – равноправные герои его произведений и добрые друзья человеку.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» посвящена, на первый взгляд, совершенно неприметной истории жизни маленького цветка, который осенью умирает, как это и должно быть в природе. Но Платонов умеет увидеть большую мудрость в малопримечательной ситуации. Писатель размышляет о том, как надо жить, чтобы маленькая жизнь неизвестного цветка оказалась достойной былью философской сказки. Читая «Неизвестный цветок», мы словно оказываемся в мире доброго волшебства, где дедушка-сеятель ветер творит свои чудеса и из одного семечка появляется на свете маленький цветок. Таким чудом является все в жизни, но всему есть объяснение, неслучайно автор детально описывает, как рождается новое на земле: «Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти». Сложно выживать на земле маленькому неизвестному цветку, но превыше всего в нас стремление жить. Терпение преодолеет любые трудности: «…пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья». Такими очевидными, на первый взгляд, истинами пронизана вся сказка. Всем нам известно, что если постоянно трудиться, то можно достичь почти невозможного, что настоящее счастье заключается в возможности дарить свою любовь другим, что смысл жизни в том, чтобы заботиться о своих близких. Однако в суете мы так часто забываем об этом, что сказку Платонова взрослым читать не менее полезно, чем детям. Мы учимся у цветка его завидной настойчивости и умению ценить каждое мгновение: «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину».

Наградой за упорство становится то, что «в середине лета цветок распустил венчик вверху… Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды». В поэтике Платонова свет является символом любви и тепла, расцвета человечности в человеке. Цветок дарит миру, который был так жесток к нему, свой свет и свой прекрасный запах. Умение не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце сегодня уникально. В современной жизни мы редко ценим кого-либо за то, что он просто родился на свет и имеет живую душу. Важнее кажется способность создавать и приобретать материальные блага, а не просто жить с «обнаженным сердцем», сострадающим и сопереживающим. Платонов утверждает, что каждый человек появляется не зря, он нужен другим, без него «народ неполный» (это основная идея рассказа «Юшка»).

Заключительная часть «Неизвестного цветка» о том, что смысл всякой жизни в ее продолжении и после смерти, назначение всего живого на земле – «из смерти работать жизнь». Благодаря стараниям детей, через год пустырь превратился в заросшую травами и цветами поляну. Пионеры помогли цветку оставить потомство на земле и тем продлили его жизнь. Сын неизвестного цветка чувствует в Даше родное существо, как ей кажется, и тянется к ней, несмотря на то, что судьба его на фоне счастливых братьев выглядит несправедливой. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне». Но и он «зовет … к себе безмолвным голосом своего благоухания», он готов дарить свою любовь людям и поэтому прекрасен.

(2 votes, average: 5.00 out of 5)

«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок»

В рамках предметной недели

Хачатурянц Жанна Георгиевна

учитель русского языка и литературы

Цель урока:

1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.

2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается большим трудом.

3.Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыками выразительного чтения.

4.Воспитание читательского вкуса.

План урока:

1.Вступительное слово учителя о писателе и его судьбе.

2.Экскурсия по книжной выставке, подготовленной на материале имеющихся книг Платонова и о Платонове.

3.Подготовка к восприятию сказки.

4.Чтение произведения учителем.

5.Работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).

6.Оценка работы учащихся.

7.Объяснение домашнего задания.

Оборудование урока:

1.Тексты сказки на каждый стол.

2.Портрет или фотография писателя.

3.Грампластинка или магнитофонная запись (романс Шостаковича из кинофильма “Овод” в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра).

4.Книжная выставка. Цель выставки- показать, как много стали печатать Платонова, как популярен он в Воронеже (Центрально- Черноземное книжное издательство).

5.Оформленная доска.

6.Тетради учащихся.

Предварительная подготовка:

1.Выразительное чтение отрывка учащимися в музыкальном сопровождении (3-6 абзацы)

2.Выразительное чтение в лицах (автор, цветок, Даша) эпизода встречи Даши с цветком, начиная со слов: “На краю пустыря Даша почувствовала благоухание…” и кончая словами: “Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку”. (Осуществляется как индивидуальная работа учителя с четырьмя учениками.)

Ход урока:

1.Слово учителя.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет на доске.

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель. Наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из этого, что написано им, связано с Воронежем.

В нашем городе есть памятные платоновские места. На центральной улице- мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов; есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвященные жизни и творчеству писателя. Воронежские ученые- литературоведы работали и работают над исследованием жизни и творчества, деятели культуры и школьные учителя многое делают для популяризации творчества нашего великого земляка. Центрально- черноземное книжное издательство за последние тридцать лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове. В Воронежском экскурсионном бюро есть экскурсия “По литературным местам”. Значительное место в ней занимают материалы о Платонове. Подрастете, и мы совершим эту экскурсию. А пока мы познакомимся с содержанием книжной выставки.

2.Экскурсия по выставке (5минут).

Итак, мы сегодня раскрываем дверь в страну этого писателя и интересного, талантливого человека. Судьба его трагическая и одновременно счастливая. В последние годы своей жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря- железнодорожника Платонова Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

Обратимся к доске, выясним значение слова псевдоним.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестер (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов прошел через много специальностей. Посланный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник- это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и оценить по достоинству значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.

Сегодняшний урок- наше первое знакомство с писателем. Впереди еще много встреч с книгами Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своем литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному нашим земляком. Счастливого вам пути!

3.Подготовка к восприятию сказки.

Запись темы и эпиграфа в тетради (см. среднюю часть доски).

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена еще из юности, когда он, старший, по- матерински заботился о своих сестрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность- вот о чем писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется “Неизвестный цветок”. У нее есть подзаголовок “Сказка- быль”. Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у нее такой подзаголовок.

Это произведение было написано в ноябре- декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей чрезвычайно одаренной души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть больше пятидесяти. Он был безнадежно болен. В маленькой квартирке на столичном бульваре друзья заставали его на неименном черном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.

5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в “бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память” (В. Свительский).

Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. “Неизвестный цветок” – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

Посмотрите на доску и обратите внимание на то, как называли эту сказку – быль исследователи – литературоведы.

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей

Чистое золото поэзии сердца.

Мы знакомимся с содержанием произведения и вернемся к этим оценкам сказки.

4.Чтение сказки учителем.

5.Беседа по содержанию сказки- были.

О чем и о ком рассказывается в произведении?

(О цветке, который вырос между камнем и глиной, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

Что рассказано об этих героях?

(Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнем, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

Почему у этого произведения подзаголовок “сказка – быль”?

(Повествование о Даше и детях- быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость)

неизвестный цветок” назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так звучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.

Чтобы правильно определить тональность исполнения (а мы знаем, что слово может быть и живописью, и музыкой), попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке- были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

6.Работа над текстом.

Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.

Итак, начало сказки.

Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок.

(“Жил на свете маленький цветок”)

Проделаем такую же работу со вторым абзацем.

(“Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти”.)

Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте. Не забудьте выбрать верную интонацию.

(3-6-й абзацы читает подготовленный заранее ученик в музыкальном сопровождении. Шостакович. Романс из к/ф “Овод”.)

Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка.

(“Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть” .)

Понравилось ли вам чтение вашего товарища?

Удачно ли подобрано музыкальное сопровождение? Соответствуют ли интонации, темы, выбранные чтецов, главной мысли отрывка?

(Цветок появился нечаянно, случайно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строчки. Это же мы слышим и в прекрасной музыке.

Не хватало уже силы жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться. Ансамбль скрипачей своим исполнением помогает нам почувствовать это.)

Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Выберите верную интонацию, прочитайте этот отрывок.

(“В середине лета цветок… и уносил его запах с собою” – 7-й абзац.)

(Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)

Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?

(Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнем в темной ночи.)

(Светился.)

Считает ли цветок себя звездной?

А сейчас мы прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?

(Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за свое нечаянное появление на пустыре.)

Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?

(Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понята печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?

(Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян вырастут “самые лучшие, сияющие светом цветом цветы, которых нету нигде”.)

Как земля отблагодарила ребят?

(На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).

В чем же убеждает Платонов читателя данной сказки- были? Какова идея сказки?

Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения.

(А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнем другим и знать к себе безмолвным голосом радости жизни.)

А теперь вернемся к высказыванию об этом произведении. Смотрите на доску. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о “Неизвестном цветке”?

(Это поучительная история о том, как меж камней и глиной вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнем. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был еще лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в “чистое золото поэзии сердца”.)

(Вывод о сделанном на уроке, отметки за ответы на вопросы, за выразительное чтение.)

7.Домашнее задание. Подобрать отрывок из сказки, нарисовать иллюстрацию к нему, дать название.

Выучить отрывок наизусть.

Используемая литература

Чалмаев В. Андрей Платонов. Воронеж: Центрально- Черноземное книжное изд- во, 1984

Цель урока :

1.Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина.

2.Учить давать сравнительную характеристику героев.

3.Попытаться убедить ребят, что все прекрасное на земле зависит от нас.

Оборудование урока:

1.Выставка книг А.Грина.

2.Пластинка “Пианино на волне” в исполнении оркестра под упр. Поля Мориа.

3.Литературная газета, портрет писателя, иллюстрации учеников к повести.

4.Оформленная доска.

Предварительная подготовка к уроку:

1.Сделать иллюстрации к повести.

3.Найти и пересказать близко к тексту эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли.

Ход урока:

I .Слово учителя:

Выверен старый компас,

Получены карты в сроки,

Выштопан на штормовке

Лавины предательский след.

Счастлив, кому знакомо

Щемящее чувство дороги,

Где ветер рвет горизонты

И раздувает рассвет.

Вы, вероятно, узнали строки из известной бардовской песни “А люди идут по свету…” Песни, которую поют те, кому душно в городах, те, кто идет за мечтой… Тема нашего урока- “Любить, мечтать и верить…” Сегодня нам предстоит познакомиться с героями А.Грина, выяснить, что роднит их и людей с бродячими душами и почему эпиграфом к уроку стали слова К.Паустовского (см.на доске).

Опасность, риск, свет далекой звезды, то Южный Крест, то Медведица, свидания и разлуки… Кто не мечтал об этом, перед кем не маячили такие миражи и не вставали видения романтических странствий.

Романтика, которая тянет людей в дорогу, о которой поется в песнях, которая живет в наших душах… Что же означает это слово? (см.на доске).

Необыкновенность творчества А.Грина состоит в том. Что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными и зовущими названиями, заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения… Вот такая она, Гринландия, придуманная А.Грином.

Его литературная судьба была осложнена многими обстоятельствами. Придя в русскую литературу в 1906 году и опубликовав за четверть века свыше четырехсот произведений, А.Грин никогда не пользовался расположением критики. Его объявили буржуазным писателем, и книги после войны не переиздавались. Только в 1956 году А.Грин был возвращен вместе со многими незаслуженно забытыми литераторами. (Обращение к выставке книг).

Книгами писателя зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют мечтать, любить и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грэй.

II .Сравнительная характеристика героев.

В какой семье родилась Ассоль? Как проходило ее детство?

(Ассоль родилась в небогатой семье. Отец ее был матросом “Ориона”, мать Мери умерла по вине Меннерса, который соглашался дать денег взаймы, но требовал за это любви. Лонгрен оставил службу, стал воспитывать дочь и заниматься изготовлением игрушек. Он “добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии”.)

В какой обстановке воспитывался Грэй?

И все же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно. Почему родители Грэя жили одиноко?

(“отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения”.)

Почему жили одиноко Ассоль и Лонгрен?

(Лонгрен был замкнут, а после случая с Меннерсом (пересказ) люди отвернулись от него)

За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или его поведение?

(Зачитать гл.I со слов “рассказ Меннерса…” до “…чего не прощают”. Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего, по его мнению, не умели жители Каперны. Он выступил судьей, чем поставил себя выше других. И этого ему простить не могли.)

Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?

Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?

(Над девочкой смеялись, звали ее полоумной, Корабельной. Ассоль непохожа на других жителей.)

А какая она- Ассоль? Вот перед вами два ее портрета. Есть ли описание внешности в тексте?

(Только общие черты. Внешность не главное. В Ассоль важно “невольное ожидание прекрасного”, чуда.)

Девочка росла одиноко потому, что “дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания”. А почему рос одиноким Грэй?

(“Отец Грэя удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые”.)

Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?

Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что еще роднило Грэя и Ассоль?

Это родство душ привело к тому, что Грэй смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

Чтение эпизода встречи Ассоль с Грэем на фоне музыки “Пианино на волне” П.Мориа.

Как вы думаете это сказка или нет?

(Грин назвал свое произведение феерией. См. на доске.)

Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.

(Все “чудо” совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода “в лавке” гл.V ).

Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

Тема “Алых парусов” отчетливо сформулировала в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы “делать так называемые чудеса своими руками” и дарить их людям. Чудо здесь- это добрый поступок, благородное движение души, “улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное, нужное слово”.)

Найдите эпизоды, когда в Грэе впервые появилось понимание чужой боли, сострадание к человеку.

(Гл.II - картина, изображавшая распятие Христа. “Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь”; гл.II - случай с Бетси. “…он пережил ощущение острого чужого страдания.”)

III .Вывод. (Записывается в рабочие тетради.)

Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществленной, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и “здравым смыслом”. Паруса “пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия…”

Кончается повесть словом “счастье”. Это то самое счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К.Паустовского.

Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба, - трудно найти другой образ, который бы производил такое неизгладимое зрительное впечатление. Алые паруса стали символом всего романтического и чудесного на земле. Вот почему, по словам Р.Казаковой, мы

Мчимся, ломая тучи,

За парусами алыми…

(Песня под гитару “Ребята,надо верить в чудеса…”

Поет весь класс: дети знают эту песню.)

IV .Домашнее задание. Сочинение-размышление « Встречаются ли сегодня в нашей жизни люди, похожие на гриновских героев? » (В рабочих тетрадях)

Загрузка...