aracs.ru

Индивидуальные особенности ощущений. Характеристика ощущений, виды и свойства ощущений

ОЩУЩЕНИЯ

План:

1. Понятие ощущений в психологии. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

2. Природа ощущений.

3. Классификация ощущений.

4.Закономерности ощущений.
Основные понятия по теме: анализатор, рецептор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, порог ощущений, нижний абсолютный порог ощущений, верхний абсолютный порог ощущений, разностный (дифферен циальный) порог ощущений, адаптация, сенсибалазация, сааестезия.

1. Понятие ощущений в психологии. Роль ощущений в жизни и деятельности человека

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).

Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.

Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.

Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.

С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.

В научной литературе встречаются примеры, в которых описаны состояния людей, потерявших в силу различных обстоятельств, все виды чувствительности кроме одного, двух.

С. П. Боткин (1832-1889), известный русский врач, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Академик И.П. Павлов описывает следующие клинические случаи: «...у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние, уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон. Таким образом, получалось полное подтверждение того, что для бодрственного, деятельного состояния больших полушарий необходим известный минимальный приток раздражений. Совсем недавно мне... пришлось видеть подобный же случай... Когда у него (т. е. больного) открыты здоровое ухо и здоровый глаз, он вас вполне понимает, может читать и писать. Но как только вы ему закроете либо ухо, либо глаз..., он непременно впадает в забытье и ничего из того, что происходило с ним в этом промежутке, не помнит».

Эти примеры доказывают, что потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.

Необходимый поток ощущений в нормальных жизненных условиях достигается как бы автоматически. Под нормальными условиями здесь можно понимать два жизненных ряда.

Во-первых, должны быть в исправности те физиологические приборы, которые отвечают за сбор информации: глаза должны видеть, уши - слышать, нос - обонять и т. д.

Во-вторых, необходимы внешние предметы и явления, которые можно было бы разглядывать, прослушивать, нюхать, пробовать, трогать и т. д.

В приведенных примерах у людей наблюдалось состояние сенсорного голода, наступившего в результате неисправности физиологических приборов ощущений.

Но существует сенсорный голод другого рода, который грозит абсолютно здоровым людям. Это черное безмолвие космоса, грозящее космонавтам при длительных полетах. В кабине все привычно. Ничто не радует глаз, возникает состояние, которое народ именует универсальным и точным словом «скука». А ученые - сенсорная депривация.

Впервые ее описали исследователи глубоких пещер и полярные исследователи. В наши дни сенсорную изоляцию создают искусственно и изучают в особых условиях.

Например, испытуемого в специальном снаряжении погружают в воду, так, что полностью прекращается поток зрительных, слуховых и вообще всех внешних ощущений. А что происходит при этом с внутренним миром человека?

Очень многое: обманы чувств, потеря ощущений собственного «я», нарушения в эмоциональной сфере и прочие неприятности. Недаром это одно из самых тяжких испытаний будущих космонавтов.

С. Лем в одном из рассказов описывает «прелести» строгой сенсорной депривации, которые испытывает его герой Пирке, погруженный в специальную камеру, «баню».

«...Пустота становилась тревожной. Прежде всего, он перестал ощущать положение своего тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Дальше он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы - вообще ничего. Пирке словно бы растворился в воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или точнее, темнота - он сам - заполнилась слабо мерцающими кругами - круги эти даже и не светились, а смутно белели.

Он распадался. Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны - ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался, распухал. Становился безграничным. Он кружился. Вращался. Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывавшиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли на него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался».

С. Лем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических изменений, причиной которых является недостаток чувственных сигналов.

Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как основным источником познания, так и основным условием психического развития

2. Природа ощущений
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. В организме существуют приборы, специализированные для приема определенных воздействий из внешней или внутренней среды и переработки их в ощущения. Эти приборы называются анализаторами.
Анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела или рецептора (рецепторного поля), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

2) проводящих путей – афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;

3) центрального отдела, расположенного в подкорке или коре головного мозга (мозговой конец анализатора), где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферического отдела.

Рассмотрим работу анализатора на примере зрительных ощущений (См. рис. 1).

Рис. 1. Зрительный анализатор.


Органом зрения является глаз. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия света (электромагнитного излучения) на внутреннюю сетчатую оболочку глаза, которая и является рецепторным полем зрительных ощущений. Сетчатка состоит из нескольких десятков тысяч волокон –окончаний зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Возбуждение по центростремительному (афферентному) нерву передается в кору больших полушарий, в затылочные доли, именно здесь происходит переработка зрительных сигналов. Переработанный зрительный сигнал возвращается по центробежному (эфферентному) нерву в глаз, в ту или иную мышечную систему глаза. Таким образом возникает ответ организма на раздражение: мы ощущаем свет.

В состав каждого ощущения входит движение - иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.д.) Глаз в процессе рассматривания объекта всегда скачкообразно движется по контуру объекта и его сложным точкам. Неподвижный глаз слеп.

Вернемся к периферическому отделу анализатора – рецептору. Рецептор (рецепторное поле, воспринимающее поле) – нервный орган, специально приспособленный для принятия раздражений, характеризуется двумя особенностями: во-первых, особо высокой чувствительностью, т.е. легче, чем прочие органы или нервные волокна поддается раздражению; во-вторых, каждый рецептор специализируется применительно к определенному раздражителю. Так, кожные рецепторы отражают механические воздействия, слуховые - звуковые колебания, зрительные – электромагнитные колебания и т.д. Тот или иной вид чувствительности четко локализован в головном мозге. Зрительная чувствительность представлена в затылочных долях коры головного мозга, слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины и т. д. Локализацию видов чувствительности в головном мозге смотрите на рисунке 2.

Рис. 2. Локализация чувствительности в головном мозге.


2. Классификация ощущений
Ощущения подразделяют на три вида.

1. Внешние или экстероцептивные.

2. Внутренние или интероцептивные.

3. Проприоцептивные.

Рассмотрим подробнее каждую группу ощущений.

Внешние ощущения доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и создают основу для нашего сознательного поведения. Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела и называются экстероцепторами, а ощущения данной группы, соответственно, экстероцептивными. Сюда относятся слух, зрение, вкус, осязание и обоняние.

Органы внешних чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии. Синестезией называют появление тех или иных ощущений под влиянием неспецефических раздражителей. Например, появление зрительных ощущений под влиянием звуковых раздражений. У некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения. Цветной слух – так называют это явление.

Внутренние ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга информацию, исходящую от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы, и других внутренних органов. Рецепторные аппараты этих ощущений разбросаны в стенках только что названных внутренних органов, а потому называются интероцепторами.

Внутренние ощущения по-другому называются интероцептивными или органическими. Интероцепторы воспринимают раздражения механического, химического и физико-химического характера. К интероцептивным ощущениям относятся чувство голода, жажды, удушья, чувство дискомфорта, которое может возникать как ранний симптом заболевания внутренних органов, чувство напряжения, возникающее при неудовлетворенности какой-либо потребности, и чувство успокоения или комфорта, сигнализирующее об удовлетворении потребностей и нормальном протекании внутренних процессов. Изучение интероцептивных ощущений очень важно в медицине для описания внутренней картины болезни, что важно для диагностики внутренних заболеваний. Объективное значение этих: ощущений очень велико, т. к. они регулируют поведение человека в сторону уравновешивания работы внутренних органов, обменных процессов.

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела (статические ощущения) и органов движения (кинестетические ощущения) в пространстве. Они обеспечивают регуляцию наших движений.

Периферические рецепторы статических ощущений или ощущений равновесия расположены в среднем ухе и напоминают нивелир - прибор, используемый в строительстве. При изменении положения головы или тела в целом в пространстве, жидкость в приборе также меняет свое положение, раздражая особые волосковые клетки. Возникающее возбуждение передается по волоскам, идущим в составе слухового нерва как особая его часть (так называемый вестибулярный нерв), в теменно-височные отделы коры головного мозга и аппарата мозжечка.

Периферические рецепторы кинестетической или глубокой чувствительности находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждения, возникающие в рецепторах, отражают изменения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. Перерыв проводников кинестетической чувствительности в любом месте приводит к тому, что человек оказывается не в состоянии определить положение своей руки (или ноги) в пространстве, иногда испытывает признаки изменения схемы тела – размер конечностей или тела ему кажется необычным, иногда несоразмерно большим. Такие люди испытывают большие затруднения в движениях, лишенные чувственной опоры, они становятся неуправляемыми.
3. Закономерности ощущений
Чувствительность и ее измерение. Известно, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим не вооруженным глазом множества происходящих вокруг нас микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом.

Нижний порог измеряется в единицах интенсивности соответствующего раздражителя: в барах (единицах давления) для осязания, в децибелах (единицах интенсивности звука) – для слуха, в люксах (единицах. силы света) для зрения. Нижний порог дает количественное выражение чувствительности (остроты ощущений). Чувствительность тем выше, чем ниже нижний порог.

Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить и их верхние пороги. Под верхними порогами ощущений понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением (сверхгромкий звук, слепящая яркость света).

Звук с интенсивностью ниже одного децибела может не ощущаться и составлять нижний порог ощущения. А звук в 130 децибел начинает вызывать болевые ощущения.

Измерение нижних порогов ощущения может быть использовано для диагностики периферического или центрального поражения. Так, например, снижение слуха на одно ухо может свидетельствовать либо о поражении периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо о патологическом очаге в височной области противоположного полушария. Не меньшее значение имеет измерение и верхнего порога ощущения. Так измерение нижних и верхних порогов слуховых ощущений позволяет определить «зону комфорта», т.е. диапазон, в пределах которого звуки начинают вызывать полноценные слуховые ощущения, что важно для конструирования звукоусиливающих приборов.

Если абсолютная чувствительность выражается в интенсивности минимального раздражения, которая впервые вызывает ощущения, то относительная или разностная чувствительность выражается в той прибавке к исходному фону, которая достаточна для того, чтобы испытуемый заметил его изменение. Эта прибавка именуется порогом различения или разностным порогом. Благодаря разностной чувствительности мы чувствуем, что в комнате стало светлес или, напротив, темнее, что звук телевизора стал тише или громче, что суп после досаливания стал вкуснее.

Разностный порог потому относителен, что величина его не стабильна и зависит от исходного фона. Если мы находимся в темной комнате, освещенной одной горящей свечой, то прибавление другой такой свечи, будет легко замечено нами. Если же мы находимся в ярко освещенном зале, где горят много ламп, то не только прибавление одной свечи, но и прибавление одной лампочки в сто свечей не будет нами замечено. То же самое можно сказать и о слухе: в полной тишине мы хорошо различаем малейший звук, а в обстановке большого шума этот звук остается неуслышанным.

Существенно, что разностный порог выражается для разных органов чувств в неодинаковых цифрах: для осязательных ощущений достаточно увеличение силы исходного раздражения на 1/30, для зрения - увеличение прежней освещенности на 1/100,. для слуха эта относительная прибавка должна превышать 1/10 исходного фона.

Все пороги индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически и относительно стабильны.

Изменчивость ощущений. Как показали исследования, чувствительность наших органов может меняться в очень больших пределах. Изменчивость чувствительности зависит от очень многих факторов: условий внешней среды, от ряда внутренних (физиологических и психологических) условий, химических воздействий, установок субъекта и т. д.

Изменение чувствительности происходит в двух противоположных направлениях: увеличения или уменьшения и может быть временной и устойчивой.

К временным изменениям чувствительности относятся явления адаптации, контраста, изменение чувствительности в силу взаимодействия анализаторов и по другим причинам.

Адаптация - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителей, т. е. в зависимости от условий окружающей среды.

Можно различать три разновидности адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия слабого раздражения. В случае действия постоянного слабого раздражителя ощущение имеют тенденцию к угасанию. Легкий груз, покоящийся на коже, вскорости перестает ощущаться. Мы не ощущаем привычной одежды, рецепторы кожи адаптировались. Адаптация повинна в том, что бабушка ищет очки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений. Даже самые изысканные духи очень быстро перестают ощущаться. Но ведь и неприятные запахи тоже.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (негативная адаптация). Когда из темной комнаты переходишь в ярко освещенное помещение, глаза человека испытывают «резь», человек временно слепнет, требуется некоторое время, чтобы человек приспособился к яркому свету. Приспособление это происходит в результате снижения чувствительности зрительного анализатора к свету. Такая адаптация называется световой. Но если теперь из ярко освещенной комнаты снова вернуться в темную, то сначала ничего н видно и необходимо 20-ЗО минут для того, чтобы человек стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. В основе темновой адаптации лежит изменение чувствительности зрительного анализатора к свету, она обостряется в 200 тысяч раз! Одним из физиологических механизмов такого огромного изменения чувствительности глаза является расширение зрачка в темноте и сужение на свету.

Зрачок может изменить свой просвет в 17 раз, регулируя, таким образом, приток света.

3.Увеличение чувствительности под действием слабого раздражителя есть третья разновидность адаптации (позитивная адаптация).

Изменение чувствительности по типу адаптации не происходит сразу, оно требует известного времени. Временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную остроту, необходимо 30 минут, слух же адаптируется к окружающему фону уж через 15 секунд. Также быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Известно, что привыкание к сильному холоду или жаре (температурная адаптация), а также к резким запахам, вызывающим болевые ощущения, не происходит вовсе.

С адаптацией тесто связано явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражения. Примером контраста может служить обострение ощущения кислого после ощущения сладкого, ощущения холодного после ощущения горячего и т.д.

Чувствительность может изменяться в результате взаимодействия анализаторов. Работа одного органа чувств может угнетать или стимулировать работу другого. Звуковое раздражение может обострить работу зрительного ощущения, некоторые запахи повышают или понижают световую или слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под действием болевых раздражителей.

Физиологический механизм такого взаимодействия ощущений следующий. Слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Повышение чувствительности именуется сенсибилизацией. Экстренную сенсибилизацию вызывают фармакологические воздействия (адреналин, пилокарпин), психологические факторы (изменение установок субъекта, его интересов и др.). Так повышение чувствительности может быть достигнуто с помощью простой речевой инструкции, при которой слабо различимому признаку придается важно сигнальное значение.

В опыте А.В. Запорожцевой и Т.В. Ендовицкой детей просили нажать на одну кнопку, если разрыв круга Ландольда внизу, на другую - если вверху (Дети 5-6 лет различали на расстоянии 200-300 см.). На втором этапе круг Ландольда был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль. Испытуемые могли различать его на расстоянии 310-320 сантиметров.

Повышение относительной чувствительности под влиянием значения воспринимаемого признака можно наблюдать в профессиональной деятельности.

Утомление сначала вызывает обострение чувствительности с тем, чтобы после способствовать его снижению.

Изменение чувствительности может носить устойчивый характер , что связано с устойчивыми изменениями, происходящими в организме.


На изменение чувствительности влияет возраст. Острота ощущений возрастает с возрастом, достигая своего максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Устойчивое повышение чувствительности наступает в силу упражнения органов чувств.

Устойчивое изменение чувствительности может происходить и в направлении понижения, чему также способствуют условия жизни и деятельности людей. Люди, долгое время работающие с мелкими предметами на маленьком расстоянии (ювелиры, часовщики, портные, корректоры, переводчики, много читающие студенты) теряют зрение. Люди, работающие долгое время в условиях сильного шума (оркестранты, рабочие в заводских цехах) теряют слух.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое ощущение?

2. Каков физиологический механизм ощущений? Опишите структуру и работу анализатора.

3. Какие виды ощущений существуют?

4. Что такое синестезия и в чем ее причины (механизмы)? Приведите примеры с.

5. Что такое нижний абсолютный порог ощущений (верхний п.о., разностный п. о.)?

6. Что такое адаптация в ощущениях?

7. Что такое сенсибилизация? Каковы ее причины?

8. Как человек может управлять развитием своих ощущений?

Приложение 1. Неспецефические виды ощущений
Перечисленные выше пять «модальностей» (обоняние, осязание, вкус, слух, зрение) не исчерпывают всех видов экстероцептивных ощущений. Этот ряд следует дополнить двумя категориями: промежуточными или интермодальными ощущениями и неспецифическими видами ощущений.

Хорошо известно, что слуховые ощущения являются следствием отражения звуковых (воздушных) волн с частотой колебаний от 20-30 до 20-30 тысяч кол/сек.Человек имеет возможность воспринимать колебания и меньшей частоты, чем только что указанные звуковые волны. К таким колебаниям относятся вибрации, частота которых 10-15 кол/сек. Такие колебания воспринимаются не ухом, а костью (черепа или конечностей), а ощущения, улавливающие эти колебания, называются вибрационной чувствительностью. Такая чувствительность развита у глухих людей. Известно, что глухие могут воспринимать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента. Глухие могут чувствовать вибрацию пола или мебели, и благодаря этому выполнять те или иные действия, например, танцевать в помещении, где танцуют другие. Таким образом, вибрационная чувствительность может в некоторых ситуациях компенсировать потерю слуха.

Примером «неспецифической чувствительности» может служить фоточувствительность кожи - способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. А. Н. Леонтьев провел точное исследование, при котором на поверхность руки падал окрашенный свет (зеленый или красный), причем температура световых лучей была уравнена водным фильтром. После многих сотен сочетаний определенного светового сигнала с болевым раздражителем было показано, что при условии активной ориентировки субъекта, его можно научить различать цветовые лучи кожей руки.

Природа фоточувствительности кожи остается до сих пор неясной, хотя существуют предположения и догадки. К недостаточно изученным формам чувствительности относится «чувство расстояния» (или «шестое чувство») слепых, позволяющее им воспринимать на

расстоянии возникающие перед ними преграды. Есть основания думать, что основой «шестого чувства» является либо восприятие тепловых волн кожей лица, либо отражение звуковых волн от находящейся на расстоянии преграды (действующих по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще недостаточно изучены, и говорить об их физиологических механизмах трудно.

Приложение 2. Лимиты ощущений у человека и животных
Из всех возможных видов движения материи, расположенных в порядке уменьшения длины волны и увеличения числа колебаний в секунду, лишь некоторые отражаются высоко специализированными приборами органов чувств, при этом лимиты ощущений у человека и животных различны. Человеком не воспринимается ультразвук, рентгеновские волны не имеют также специализированных приемников и не вызывают ощущений у человека. Свет распространяется в виде электромагнитных волн. Световые волны распространяются в пространстве со скоростью 186000 миль в секунду. И мы видим свет. Радар, радиосигналы и рентгеновские лучи - это тоже электромагнитные волны. Они также распространяются со скоростью 186000 миль в секунду. Но мы их не видим. Может быть, мы и хотели бы увидеть сигналы радара, передаваемые из полицейской машины, однако физические ограничения не позволяют нам этого сделать.

Нужно учитывать, что световые волны составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окружающем нас пространстве в данный момент. Представляете, какая неразбериха была бы в голове, если бы мы могли видеть все электромагнитные волны от всех находящихся в округе радиостанций или сигналы радаров от всех пролетающих над нами самолетов. Звук распространяется также в виде волн. Звуковые волны вибрируют, и мы слышим их. «Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду. У пожилых людей с пониженным слухом верхняя граница не превышает 4000. А у детей верхняя граница может доходить до 30000. Таким образом, все они (дети) слышат лучше, чем мы, взрослые, хотя любой взрослый, вероятно, будет доказывать, что только его ребенок является исключением!

Если бы мы могли слышать волны, частота вибраций которых менее 15 в секунду, тогда бы мы, как малиновки, могли слышать движение земляных червей под землей. Но тогда бы могли слышать и звук распрямления и взаимодействия наших мускулов, когда мы шевелим ногами или руками. И нас постоянно беспокоил бы звук нашего же кровотока по венам и артериям.

Если поблизости от дома обитают летучие мыши, то мы были бы самыми несчастными существами, если бы могли слышать намного лучше нормального для человека уровня. Летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью эхолокации. Они испускают звуковые волны, частота вибрации которых колеблется от 50000 до 90000 раз в секунду. Эти звуковые волны отражаются от объектов и возвращаются к уху мыши. Летучие мыши используют эхо для определения местоположения предметов, небольших насекомых и конфигурации жилища.

Физические ограничения существуют и для других органов чувств. Например, многие птицы обладают удивительно острым слухом, но почти не имеют обоняния. В то же время обоняние прекрасно развито у человека, и часто достаточно одного только различия между изысканной французской кухней и обычной повседневной пищей для воздействия на рецепторы обоняния, расположенные в носу. Это происходит из-за того, что мы не только различаем вкус горького, сладкого, соленого и кислого. В действительности, когда мы едим, то «работают» все пять органов чувств. Может быть, поэтому некоторые из нас получают такое наслаждение от пищи.

Таким образом, физические ограничения делают наше восприятие лучше именно потому, что нам не нужно воспринимать все. Хотя иногда нам и хотелось бы устранить эти ограничения, но обычно они спасают нас от переизбытка информации.

Итак, внимательный анализ показывает, что наши воспринимающие приборы специализировались на выделении только некоторых воздействий и остаются невосприимчивыми к другим воздействиям. Это имеет свое биологическое обоснование: все воздействия, не имеющие биологического значения, оставались вне поля специализации наших органов чувств.
Приложение 3. Развитие ощущений
Острота ощущений может развиваться по двум причинам:

1) в силу необходимости компенсации сенсор­ных дефектов (слепота, глухота)

2) в силу упражнений в процессе деятельности.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание

К этой же группе явлений относится развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для это­го они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухонемая Ольга Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. …

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными професси­ями. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 миллиметра, в то время как нетре­нированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окра­ске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для не­тренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цвето­вым оттенкам расплавленной стали определить ее температур и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Де­густаторы могут точно указать не только, из какого сорта вино­града сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения равные 1/60 – 1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений художника можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха. И у скрипачей он более развит чем у пианистов У людей, с трудом различающих высоту звука, мож­но специальными занятиями улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборо­тов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только меж­ду 1300 и 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развива­ются под влиянием условий жизни и требований практической твидовой деятельности.

Несмотря на большое число подобных фактов, проблема уп­ражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать ис­черпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попыт­ка объяснить повышение осязательной чувствительности у сле­пых. Удалось выделить тактильные рецепторы - пачиниевы тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопоста­вления было проведено то же исследование на коже зрячих лю­дей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фа­ланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достига­ло 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является констан­тной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосаб­ливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестра­ивается и структура анализатора в целом.

Литература: Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются по-разному. Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления)...

Возможность развития и коррекции памяти в учебном процессе

Как справедливо подчеркивает Л.М. Веккер, чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохих относительно других. Во-первых...

Индивидуальные особенности личности

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации...

Процессы памяти у разных людей протекают не одинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания...

Индивидуальные особенности памяти, воображения, мышления и их развитие

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов...

Память как интегративный психический процесс

Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти. С одной стороны, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности - зрительной...

Память. Ее значение и виды

Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То...

Память. Основные виды. Индивидуальные особенности

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок...

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

1) Психологическое время значимо отличается от объективного, хронологического. Оно может быть плавно текущим или скачкообразным, сжатым или растянутым, пустым или насыщенным. 2) Х. Эренвальд, показал...

Современные представления о функционировании памяти

Индивидуальные различия памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, то есть в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти - то, что запоминается...

Которые проявляются в отражении отдельного свойства предметов. Сюда можно отнести разнообразные явления окружающего мира и внутренние состояния организма человека во время непосредственного воздействия материальных раздражителей на рецепторы. Виды ощущений помогут определить наиболее распространенные раздражители человека.

Роль ощущений в жизни

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, потому что они представляют собой уникальный источник всех знаний о мире. Люди ощущают окружающую действительность при помощи органов чувств, потому как они являются единственным каналам, по которому в человеческое сознание проникает внешний мир.

Разнообразные виды ощущений способны в той или иной степени отражать определенные свойства окружающей среды. Сюда можно отнести звуки, освещение, вкусовые качества и многие другие факторы, благодаря которым человек имеет возможность ориентироваться в окружающем мире.

Физиологическая основа ощущений - это нервные процессы, которые по своей природе появляются во время действия раздражителя на адекватный анализатор. Он, в свою очередь, состоит из рецепторов, нервных путей и центрального отдела. Тут происходит обработка разнообразных сигналов, которые поступают непосредственно от рецепторов в кору головного мозга. Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря поступлению в мозг импульсов и раздражителей, человек может быстро реагировать и воспринимать различные виды ощущений.

Как возникают ощущения?

Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.

В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.

Основная классификация ощущений

Главная роль ощущений в жизни человека заключается в своевременном доведении до центральной нервной системы всех необходимых сведений. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в которой представлены виды ощущений.

Разновидности ощущений:

    Экстероцептивные: а) контактные - температурные, тактильные и вкусовые; б) дистантные - зрительные, слуховые и обонятельные.

    Проприоцептивные: а) мышечно-двигательные.

    Интероцептивные - они свидетельствуют о текущем состоянии всех внутренних органов.

Определенные ощущения способны отражать свойства предметов, явлений внешнего мира, отражающие состояние организма, осязательные, болевые, а также ощущения разнообразного происхождения. Именно благодаря таким возможностям человек может различать цвета и свет.

Вкусовые ощущения

Можно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей - это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.

Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Значение свойств ощущений

Основные свойства ощущений должны сводиться к адаптации или приспособлениям разнообразных раздражителей. Все это происходит до того момента, пока реакция человека не будет равна минимальным показателям. Сюда можно отнести сенсибилизацию, контраст, а также взаимодействие с разными раздражителями.

Разновидности и свойства ощущений могут проявляться в разной степени, то есть зависят они от индивидуальных физических и биологических характеристик определенного субъекта. Но стоит отметить, что все перечисленные свойства является значимыми в области психологической точки зрения. Стоит отметить, что сенсибилизация и адаптация сегодня широко используются в психотерапии с целью развития способности каждого человека более ярко и эмоционально воспринимать различные позитивные элементы.

Экстероцептивные и тактильные ощущения

Все ощущения человека можно разделить на экстероцептивные и тактильные. Стоит отметить, что экстероцептивные ощущения дают для организма человека всю необходимую информацию, которая поступает исключительно из окружающей среды. В свою очередь, зрительный образ люди получают при помощи наличия достаточного количества клеток, которые носят названия "колобков" и "палочек".

"Палочки" помогают обеспечить достаточно хорошее зрение в сумерках, а "колобки" отвечают за цветовое зрение. Ухо может реагировать на колебания давления в атмосфере, которые воспринимаются в качестве звука.

Луковицы вкуса, которые находятся на сосочках языка, способны воспринимать несколько главных вкусов - кислый, соленый, сладкий и горький. Тактильные ощущения человека появляются во время взаимодействия любого механического раздражителя и рецепторов. Они находятся на коже пальцев, ладоней, губ и многих других органах.

Проприоцептивные ощущения предоставляют важную информацию о текущем состоянии мышц. Они способны быстро реагировать на степень сокращений и расслабление мышц. Стоит отметить, что проприоцептивные ощущения информируют человека о состоянии внутренних органов, его химическом составе, наличии биологических, полезных или вредных веществ.

Особенности болевых ощущений

Боль представляет собой важное биологически активное защитное приспособление. Оно возникает при помощи воздействия разрушительной силы раздражения. Стоит отметить, что болевые ощущения могут служить в качестве сигнализации о возможной опасности для организма человека. Чувствительность боли распределяется по поверхности кожи, а также во внутренних органах. Процесс распределения происходит частично и неравномерно.

Есть участки, где расположено небольшое количество болевых рецепторов. Были проведены экспериментальные исследования, которые предоставили возможность считать распределение болевых точек динамическим и подвижным. Болевые ощущения являются результатом воздействий, превышающих положенный предел интенсивности и частоты импульсов. Также все зависит от длительности определенного раздражителя.

По теории Фрея, различная болевая чувствительность имеет самостоятельный, периферический и центральный нервный аппарат.

Прикосновения и давление

Чувства и ощущения человека проявляются также в прикосновениях. Классическая теория кожной чувствительности говорит о том, что есть признание особенных чувствительных точек, которые характерны для каждого вида ощущений. В таком случае нет предположения про особенные рецепторные точки, которые необходимы для давления и прикосновения. Давление ощущается человеком в качестве сильного прикосновения.

Представленные характеризуются при помощи особенностей прикосновений и давления. Поэтому можно точно определить их место локализации, которое вырабатывается в результате опыта во время участия зрения и мышечных суставов. Стоит отметить, что большое количество рецепторов характеризуется быстрой адаптацией. Именно поэтому человек ощущает не только силовое давление, но и изменение в интенсивности.

Общепринятые характеристики ощущений

Стоит отметить, что интенсивность - это главная характеристика ощущений человека, которая определяется количеством и силой действующего раздражителя. Определенные органы чувств имеют особенную чувствительность к отображаемым явлениям. Чувствительность можно охарактеризовать в качестве порога ощущения.

Длительность ощущения представляет собой временную характеристику, которая может быть определена периодическими воздействиями раздражителя на длительность и интенсивность. Но стоит отметить, что при этом нужно учитывать и многие другие особенности. Во время воздействия раздражителя на любой орган чувств определенное ощущение может возникать не сразу, а спустя некоторое время. Это явление можно охарактеризовать как скрытое или латентное время ощущения.

Обонятельные ощущения

Ощущение запаха - это разновидность химической чувствительности. Стоит отметить, что у животных обоняние и вкус являются единым целым, они через определенный промежуток времени просто дифференцируются. Еще несколько лет назад было принято считать, что в жизни человека обоняние играет не особенно важную роль. Если смотреть с точки зрения познания внешнего мира, то зрение, слух и осязание находятся на первом месте и являются более важными.

Но стоит отметить, что запах оказывает непосредственное влияние на разнообразные функции вегетативной нервной системы. Также при помощи этого чувства можно создать положительный или отрицательный эмоциональный фон, который способен окрасить общее самочувствие человека.

Осязание

Во время осязания каждый человек познает материальный мир, совершает процесс движения, который может переходить и в сознательное целенаправленное ощупывание. Именно таким образом человек на практике имеет возможность познать любые предметы.

Ощущения прикосновения и давления - это типичные традиционные психофизиологические явления. Они связаны с порогами кожной чувствительности, поэтому играют только подчиненную роль в сознании человека, а также его объективной действительности. Органы ощущения - кожа, глаза, уши - позволяют человеку познавать мир в полной мере.

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.

Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:

Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.

Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.

Виды ощущений

  • Зрительные ощущения формируются в результате соприкосновения световых лучей с сетчаткой человеческого глаза. Она – то и является рецептором, на который оказывается воздействие! Зрительный анализатор устроен таким образом, что светопреломляющий компонент, состоящий из хрусталика и стекловидной прозрачной жидкости, формирует изображение. Ощущения могут возникнуть различные. Так, один и тот же раздражитель оказывает разное влияние на людей: какой — то человек при виде подбегающей к нему собаки осторожно свернет в сторону, другой спокойно пройдет мимо. Сила воздействия раздражителя на нервную систему зависит от развития эмоциональной сферы и индивидуальных особенностей.
  • Слуховые ощущения возникают посредством специальных раздражителей – слуховых волн, которые распространяют колебания звука. Слуховые ощущения, которые может уловить человеческий анализатор, состоит из трех типов – речевые, музыкальные и шумы. Первые возникают в результате восприятия речи другого человека. Когда мы слушаем монолог, то невольно начинаем обращать внимание не только на смысл произнесенных фраз, но и на интонацию, тембр голоса. Музыкальные звуки способны подарить нашему слуху невообразимое эстетическое наслаждение. Слушая определенные мелодии, человек успокаивается или, наоборот, возбуждает свою нервную систему. Известны случаи, когда музыкальное сопровождение помогало личности в решении сложных задач, вдохновляло на новые открытия, творческие свершения. Шум почти всегда негативно воздействует на слуховые анализаторы личности и на его душевное состояние. Постоянное нахождение в условиях шума негативно сказывается на психике и может привести к полной или частичной потере слуха.
  • Вибрационные ощущения относят тоже к слуховым. Замечено, что у людей с ограниченными возможностями (слепых и глухих) способность воспринимать вибрации возрастает в несколько раз! На здорового человека недлительные колебания оказывают положительное воздействие: успокаивают, стимулируют к деятельности или побуждают к конкретным шагам. Однако, если однотипные вибрации будут повторяться слишком долгое время, то станут источником плохого самочувствия и приведут к состоянию раздражения.
  • Обонятельные ощущения призваны находиться «на страже» нашего здоровья. Прежде чем принять пищу, человек чувствует ее аромат. Если продукт несвежий, обонятельный анализатор немедленно подаст сигнал в мозг, что данную пищу нельзя употреблять. Также по запаху можно узнавать знакомые места или возвращаться к различным переживаниям. Например, вдыхая аромат свежей клубники, нагретой на солнце, мы вспоминаем теплое лето и особенное настроение, которое в тот момент сопутствовало отдыху.
  • Вкусовые ощущения напрямую связаны с возможностью распознавать вкус пищи и наслаждаться его многообразием. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые чувствительны к этим ощущениям. Причем разные доли языка неодинаково реагируют на одну и ту же пищу. Так, сладкое лучше всего воспринимается кончиком, кислое – краями, горькое – корнем языка. Для создания полной картины вкусовых ощущений необходимо, чтобы пища была как можно более разнообразная.
  • Тактильные ощущения несут в себе возможность познакомиться с состоянием физического тела, определить, какое оно: жидкое, твердое, липкое или шероховатое. Больше всего скоплений тактильных рецепторов на кончиках пальцев, губах, шее, ладонях. Благодаря тактильным ощущениям, человек даже с закрытыми глазами может безошибочно определить, какой предмет находится перед ним. Слепым людям руки частично заменяют зрение.
  • Ощущение давления воспринимается как сильное прикосновение. Характерной особенностью этого ощущения является полная сосредоточенность на одном месте, в результате чего сила воздействия увеличивается.
  • Болевые ощущения формируются в результате воздействия на кожные покровы или внутренние органы неблагоприятных факторов. Боль может быть колющая, режущая, ноющая, она различается по интенсивности. Болевые ощущения расположены под кожей глубже, чем рецепторы прикосновения.
  • Температурные ощущения связаны с функцией теплообмена. На теле человека расположены рецепторы, которые неодинаково реагируют на тепло и холод. Так, например, спина и ступни ног более всего чувствительны к холоду, а грудь остается теплой.
  • Кинестетические ощущения называют собственно тактильными. Они необходимы для формирования чувства равновесия, определения положения тела в пространстве. Человек даже с закрытыми глазами легко может сказать, лежит он сейчас, сидит или стоит. Восприятие движение и двигательная активность – важные составляющие кинестетических ощущений. Они создают чувство уверенности при перемещении тела в пространстве.

Развитие ощущений и восприятия

Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.

«Наблюдение за деревом»

Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.

В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.

«Кто громче поёт?»

Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.

«Угадай – ка»

Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.

«Что я чувствую прямо сейчас?»

Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.

Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.

Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Рефлекторная природа ощущений

Ощущения - начальный источник наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня¬то различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо¬няние, вкус, осязание, зрение и слух.

Систематическая классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

Индивидуальные особенности

Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.). Основным органом познания ребенка является рот, следовательно вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни он начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор. У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Уже на третьем месяце ребенок локализующие звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связано с овладением языком. И. М. Сеченова подчеркивала большое значение кинестечних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка. М. М. Кольцова говорила о идее единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора. Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Загрузка...