aracs.ru

Православная символика — символы христианства и их значение. Христианские православные символы: их значение и смысл

Все мы знаем, что если главным символом мусульманства выступает полумесяц, то знак христианства - крест. Но в то же время, любая религия исполнена десятков знаков. Одни хорошо известны нашему поколению, другие настолько старые, что только фрески или мозаики на старинных соборах могут напомнить о временах, когда такие знаки считались священными. В этой статье мы попытаемся собрать их воедино, а заодно рассказать о значении каждого.

Раннехристианские символы веры

Ранних христиан часто нещадно казнили, поэтому они скрывали свою веру. Впрочем, многие хотели как-то опознавать своих братьев, поэтому создавались символы, на первый взгляд не напоминающие о Сыне Божьем, но на самом деле как-то относящиеся к Его житию. Эти раннехристианские символы до сих пор находят в пещерах-убежищах, служивших этим людям в качестве первых храмов. Впрочем, и на старинных иконах, и в стареньких церквях их тоже иногда можно найти.

Или же «ихфис» - так это слово звучит в греческом языке. Его чтили неспроста: слово являлось акронимом популярной среди христиан фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (звучала она как «Иисус Христос Феу Иос Сотир»).

Также не стоит забывать о чудесах Спасителя, в которых фигурировала рыба. Например, о Нагорной проповеди, на которую собралось много людей, и когда они захотели есть, Он размножил на всех 5 хлебов и 2 рыбки (поэтому в некоторых местах рыба изображалась вместе с хлебом). Или о встрече Спасителя с апостолом Петром, рыбаком - тогда сказал: «Как ты сейчас ловишь рыбу, так будешь ловить человеков».

Этот знак люди носили на себе (на шее, как мы сейчас крестик), или изображали на своих домах в виде мозаики.

Это знак твердости, надежности церкви (ведь якорь мог держать на месте огромный корабль), а также надежды на воскрешение из мертвых.

На куполах некоторых старинных храмов можно увидеть крест, больше похожий на якорь. Есть мнение, что этот знак означает «крест побеждает полумесяц», то есть мусульманство. Хотя другие историки религии уверены: это якорь.

Согласно легенде, взрослые птицы не боялись змеиного яда. Но если змея заползала в гнездо и кусала птенцов пеликана, те могли умереть - чтобы этого не случилось, птица раздирала клювом собственную грудь, давая птенцам свою кровь в качестве лекарства.

Именно поэтому пеликан стал символом самопожертвования, кровавого причастия. Этот образ чаще использовали во время богослужений.

  • Орел, парящий над городом

Означает высоту веры.

В наши дни трансформирован в архиерейского орлеца (атрибут торжественного богослужения).

В старые времена верили, что феникс жил 2-3 века, после чего прилетал в Египет и умирал там, сгорая. Из этого пепла восставала новая, молодая птица.

Благодаря этой легенде существо стало знаком вечной жизни.

Знак воскрешения всех людей. Эта птица звонко поет рано утром, и все люди просыпаются. Так же звонко зазвучат трубы ангелов в последний час земли, и мертвые восстанут для последнего суда.

Символ райской жизни, которая ждет праведников по ту сторону смерти.

  • Хризма

Это монограмма из двух греческих слов «Помазанник» и «Христос». Часто ее украшают еще двумя буквами - «альфа» и «омега» (то есть, «начало» и «конец», что означает Господа).

Где можно увидеть данный христианский знак? На крестильнях, саркофагах мучеников. А также на воинских щитах и старинных римских монетах (когда гонения на христиан закончились и эта вера стала государственной).

Многие знают, что это - королевский геральдический знак, но прежде всего это - символ чистоты и непорочности (именно поэтому даже на современных иконах Деву Марию изображают с таким цветком в руках). Кстати, его также можно увидеть на иконах мучениц, мучеников и святых, чтимых за особенно праведную жизнь. Хотя этот знак чтился еще в ветхозаветные времена (например, лилии украшали храм Соломона).

Когда Архангел Гавриил пришел к Деве Марии известить о том, что скоро она родит Сына Божьего, в его руке был именно этот цветок.

Иногда лилию изображали в терниях.

  • Виноградная лоза

Как нам известно, Иисус говорил: «Я - виноградная лоза, а отец мой - виноградарь». Тема вина часто упоминается в христианстве, ведь именно этот напиток используется во время причастия.

Изображением виноградной лозы украшали храмы, а также ритуальную утварь.

Кроме описанных выше знаков, были и другие, которыми пользовались древние христиане:

  • голубь (Святой Дух),
  • чаша вина и корзина хлеба (насыщение, веры и Господних благ хватит на всех),
  • веточка оливкового дерева,
  • колосок, колосья, снопы (апостолы),
  • корабль,
  • солнце,
  • дом (или одна стена, сложенная из кирпича),
  • лев (могущество и сила Бога, церкви),
  • телец, вол, бык (мученичество, служение Спасителю).

Символы, известные современным верянам

  • Терновый венец. Им Иисуса шуточно «короновали» римские солдаты, ведя его на казнь. Это знак страданий, добровольно принесенных за кого-то (в данном случае - за все человечество).
  • Агнец. Знак жертвы Спасителя за грехи человечества. Как молодых ягнят или голубей закладывали на алтаре в жертву Богу в то время, так и Сын Божий стал жертвой ради всех людей.
  • Пастырь. Так обозначают Христа, который волнуется за души верных ему людей, как хороший пастух за своих овец. Этот образ тоже очень древний. Первые христиане рисовали изображение Доброго Пастыря в своих святилищах, так как в нем не было никакой «крамолы» - было трудно сразу догадаться, что это - образ Сына Божьего. Кстати, впервые образ Пастыря упоминается еще в Псалтире, в 22 псалме царя Давида.
  • Голубь. Святой Дух, третья ипостась Троицы (Господь, Его Сын и Дух Святой). Этот старинный знак (как и пасхальные изображения Агнеца) люди чтят до сих пор.
  • Нимб. Означает святость и приближение к Господу.

Православные знаки

  • Восьмиконечный крест. Также известен как «православный», «византийский» или «крест святого Лазаря». Средняя перекладина - на ней распяли Сына Божьего, верхняя - это та самая табличка, на которой цинично написали «Иисус Назарянин, Иудейский Царь». Нижняя перекладина, если верить историкам церкви, была также прибита на том самом кресте, на котором Иисус вознес свою жертву.
  • Треугольник. Кто-то ошибочно считает его знаком масонов. На самом деле это - символ триединства Троицы. Важно: все стороны такого треугольника должны быть равными!
  • Стрелы. На иконах их часто вкладывают в руки Богородице (вспомните хотя бы икону «Семистрельную»). Этот знак означает пророчество Симеона Богоприимца, объявившего, что Иисус - это Сын Божий почти сразу после Его рождения. В пророчестве он говорил Богородице: «Тебе оружие пройдет в душу, и откроются тебе помыслы многих людей».
  • Череп. Адамова голова. Одновременно знак смерти и воскрешения. Одна легенда гласит: на Голгофе, где распяли Иисуса, находился прах первого человека Адама (поэтому на иконах этот череп помещают у основания креста). Когда кровь Спасителя пролилась на этот прах, она символично омыла от грехов все человечество.
  • Всевидящее око. Это око Господа - знак Его мудрости и всезнания. Чаще всего этот символ включают в треугольник.
  • Восьмиконечная (вифлеемская) звезда. Символ рождения Иисуса. Ее также зовут Богородичной. Кстати, в старинные века число ее лучей было иным (постоянно менялось). Скажем, в 5 веке лучей было девять, они означали Дары Святого Духа.
  • Неопалимая купина. Чаще - горящий терновый куст, через который с Моисеем говорил Господь. Реже - знак Богородицы, в которую вошел Святой Дух.
  • Ангел. Означает земное воплощение Сына Божьего.
  • . Шестикрылый ангел из самых приближенных к Господу. Носит огненный меч. Может иметь как один лик, так и много (до 16-ти). Это знак Господней любви и очищающего небесного огня.

А кроме этих символов, есть еще крест. Вернее, кресты - их в христианской (а также дохристианской) традиции создано великое множество, и каждый несет в себе какой-то смысл. Это видео поможет разобраться в десяти самых популярных, хотя на самом деле их намного больше:

Ну и конечно, мы не могли не сказать о том, как отличаются православный крестик от католического. И хоть считается, что не важно, какое распятие ты носишь, а важна вера - все же не стоит нательным крестиком нарушать догматов своей религии. Советы по выбору этого не украшения, а сильнейшего оберега и знака осознанного выбора жизненного пути - здесь:

К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:

Символ (греч. σύμβολον- знак, опознавательная примета) - условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.

“символ” - по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это "то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).

Свт. Николай Сербский говорит:

«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: "Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном"…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)

Хризма

Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы

Хризма или хризмон - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума.

Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.

В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «"Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего"). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.

Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.

Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)

Ίχθύς

Рыба

Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19) ; Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:

«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб

Мраморная стела, III век

Пастырь Добрый

Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) - символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.

В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.

Голубь

Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.

Голубь - один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.

В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16) . Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).

Крещение Господне. Москва, 1690 г.

Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег Тертуллиан «О крещении».

Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция

Маслина, оливковая ветвь

Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 - 4 в.в.

Свт. Николай Сербский пишет:

«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).

Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)

Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.

Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.

В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.

Лилия

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).

Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями ». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).

Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».

Крест "криновидный" (Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные ").

Пшеница, Колос

Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»

В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12) . Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:

Символы Евангелистов

«Вседержитель» - Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:

« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)

Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:

"И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех." (Иез., 4 – 6, 10)

Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.

Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.

Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.

Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк

Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.

Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.

Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.

Евангелист Лука

Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.

Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Евангелист Иоанн Богослов

Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.

Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. «ихфис»). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир — Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах — в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь — это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также — символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не «крест, побеждающий мусульманский полумесяц».

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова «Христос» — «Помазанник». Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса — «Лабарумом». По краям монограммы иногда помещают греческие буквы «а» и «ω».

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах — уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: «Я есмь виноградная лоза, а отец мой — виноградарь…».

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Андрей Сегеда

: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа. Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов. После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э. изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках.

Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса. Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре. Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба».
Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

Тау-крест

После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.
В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т». Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.


Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест.
Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников.
Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом. Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад. Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой.

Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.


Голубь

Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды.


Роза

Роза: Святая , Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

Якорь

Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к Евреям 6:19.


Иерусалимский крест также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.

состоит из греческого креста с греческой буквой «Х» - начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения.

Крест Петра когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.

Давайте поговорим о символике Православной церкви. Почему о символике, да потому что любой символ несет в себе определенный сокральный смысл, свою сокральную нагрузку.

Основным символом РПЦ является как известно крест. Этот символ присутствует везде, от нательного, до венчающего маковки Православных Храмов и монастырей. И вот что интересно, по каким то причинам внешний вид крестов на куполах Храмов самым непостижимым образом в последнее время стал меняться. Давайте проиллюстрируем это.

Новые кресты, устанавливаемые на куполах храмов:

В селе Умай Вадского района освящены кресты для воздвигаемого Спасского храма

Крест Храма Серафима Саровского в Медведково

А вот кресты на куполах исторических памятников, переданных государством РПЦ

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Софийский Собор в Вологде

Вот как трактуют элементы креста священнослужители:

Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие, правда не всегда оно присутствовало на крестах. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда, как нас уверяют священники.
Если вспомнить распятие Иисуса Христа, то не обойтись без рассказа о двух разбойниках, распятых рядом с Ним. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.
Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов.
В народе подножие креста получило название «стояло». Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг.

Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу . Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы . Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Даже беглое сравнение этих символов показывает существенную разницу. И такое сравнение можно приводить и приводить. Так в чем разница? Что приобрела и потеряла наша Церковь при проведении этой подмены, не замены, а именно подмены. Давайте разбираться с этим вопросом.

В основе староцерковных крестов, украшавших и украшающих величественные купола лежит глубокая старославянская древность, а именно Букова старославянской ВсеяСветной Грамоты (http://www.knlife.ru/antient-culture/slaviane/prajazik/bukovnik-vseiasvetnoi-gramoti.html ) Крестъ. Данная Грамота, была дарована нашим предкам более 7 500 лет назад и содержит 144 символа – Буковы. Начертание и смысловой образ Буковы Крестъ приведет на рисунке:

Столь величественна и многообразна в Изначальном (Здравом) понимании Корневая ОсНова «Крест», что об этом написаны многие и многие тома. Многие Буковы несут элементы по Кресту, чаще, правда, по составным Буковы «Крест» - этого поОстЕевого Отображения БиоМембранной ЭнергоОсновы Человека, да и не только Его. И недаром любая ИкОна – «поТворцово Единяющая Небо-Косм и Твердь- Землю» она прямо или косвенно имеет Крест.

И не случайно в основе всех свастичных символов древних Ариев лежит Крестъ

Ныне, правда, понимая, сколь тяжело побеждать вгрызшуюся ивристичность, даже Люди стали иногда понимать «КрестНость» в изуродовнном смысле: «Нести свой Крест», якобы нежелательное, тяжелое дело. Но ведь ПОБЕЖДАТЬ ВРАЗЕЙ РОДА ЛЮДСКОГО НЕОБХОДИМО!!! Врази для попытки воспитать отвращение к Смыслу Буковы Крест, состоящей из элементов A И, MA , O И и других, издревле стали изображать Крест, как будто он (ЯКрест) является орудием пыток, мученичества. И обидно, что Псы повесили многим даже вроде бы образованным христианам на грудь символ временного мученичества Христа как временную победу над сыном Божьим с попыткой увековечить иудейские гвозди в Иисусе Христе, вопя при этом, что Сын Божий должен будто бы быть съеден христианами – будто бы кровопийцами посредством Причастия. По ихнему выходит, что вместо сердца у Христа ликеро-водочный завод для опиумизации верующих в Христа.

Истиное предназночение Буковы Крест – этого ТриКрестия, возлелеянного на ЛучеЗарности! – Пийтизацией БиоЭнергий в еще более возвышенные Системы ЖизньВоздвигновений.

Так что Православный Крест – это еще одно заимствование древнейших «языческих» Знаний наших предков, урезанный и искаженный до своей противоположности.

Загрузка...