aracs.ru

О национальном характере великоросса. О национальном характере великороссов Ключевский о формировании национального характера великороссов


Честный ли человек Ерофеич? Спросите чего полегче... Честный - Гуго Карлович, а Ерофеич, он не честный, он... святой. У нас на Руси честных нет, зато у нас все святые.
Л. Аннинский
«Прижизненные и посмертные приключения немецкого механика Гуго Пекторалиса в России (Из истории лесковских текстов)»
В ряду рассматриваемых в настоящей работе проблем тема национального характера великоросса (этнокультурного русского населения России) является самой щекотливой, поскольку в наибольшей степени опирается на мнения отдельных (но весьма авторитетных) представителей исторической науки- Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и ли-тературной критики - Л. Аннинского. В то же время осно-ванием для опоры на взгляды именно этих представителей далеких от профессионального статуса автора областей науки и культуры являются взгляды крупнейших отечественных психиатров-П. Б. Ганнушкина, Е. К. Краснушкина, П. М. Зиновьева.
Исходя из этого, следует определить два понятия - народного темперамента и национального характера. Вслед за В. О. Ключевским далее под народным темпераментом будут пониматься «бытовые условия и духовные особенности, ка*сие вырабатываются в людских массах под очевидным влиянием окружающей природы», а под национальным ха-рактером - «историческая личность народа, ставшего госу-дарством и осознающего свое политическое значение». Та-ким образом, понятие национального характера отражает современный (государственный) этап исторического станов-ления личности (идеализированного Эго-образа, Я-концеп- ции) и включает в себя как основу народный (этнический) темперамент. Представляется, что категория конституциональных психотипов, рассмотренная выше, соответствует характе-ристикам народного темперамента, тогда как категория нарциссического (ментального, идеалистического) невро-тизма - особенностям национального характера вели-коросса (этнокультурного русского). Иными словами, осо-бенности национального (правильнее - этнокультурного) " характера передаются историческим преемствованием от поколения к поколению, наследованием, воспитанием, «ис-торическим преданием». Возможно, в современных условиях происходит переход на новый этап становления личности - общегуманистический, планетарный. Возможно, освоение космического пространства приведет к формированию еще более всеобъемлющего типа личности. Однако в настоящее время национальный характер великоросса (эт-нокультурного русского) - историческая реальность и по-пытки ее игнорировать лежат в основе многих трудностей нашего времени.
Представляется целесообразным рассмотреть некоторые условия «исторического предания», формирующего характер многих поколений великороссов (этнокультурных русских).
Можно выделить два исторических этапа его формирования -история Древней Руси и история Московской Руси (Московского государства). Оба эти этапа, с точки зрения становления национального типа личности, можно охарактеризовать как хронический жестокий стресс (ХЖС) выживания на протяжении более чем тысячелетней истории славянства.
Однако факторы этого стресса на двух исторических этапах совершенно различны.
Одна категория факторов - геополитические условия выживания славянской культуры, языка, этносов - в течение всего тысячелетия характеризуется выраженной суровостью климата, географии, враждебного окружения. В результате этого по крови восточные славяне значительно больше потомки гуннов (Аттилы) и монголов (Чингисхана), чем Владимира Мономаха. Но княжить в Суздаль (а затем - в Москву) пришли потомки Владимира Мономаха, привели рать (войско) и принесли с собой культуру Древней (Киевской) Руси вместе со старославянским языком и письменностью, православным христианским вероисповеданием.
Освоение огромных просторов с суровым климатом, ненадежным сельским хозяйством, низкой плотностью населения на стыке византийской православной (городской) и кочевой (степной) культур сформировало древнерусский эпи- лептотимный народный темперамент, герои которого святые защитники земли Русской былинный богатырь Илья Муромец и полководец-мученик, по выражению Н. М. Карамзина, «злополучный, истинно мужественный» князь Александр Невский.
Вот как описывал выдающийся русский психиатр Е. К. Краснушкин полярность эпилептотамической природы: «...от рабской покорности, угодливости, трепета и почтения перед сильнейшими, признания их власти и авторитета, так как это утверждает его материальное благополучие и не на рушает косных и узких эгоистических интересов и порядка его жизни... к агрессивной позиции самоутверждения в жизни, к фанатическому апостольству за правду и справедливость, к признанию самого себя единственным и непогрешимым авторитетом, к стремлению властвовать и управлять другими, к утверждению своих прав самым крайним жестоким путем, убийством своего ближнего... Основной стержень эпилептотимной психики, утверждение и защита своего “я ” в мире, пропитывает и все ее идейное содержание. Религия эпилептотимика-это религия выгоды, страховки его... Эпилептотймик или строит план завоевания всего мира, подобно Наполеону, или мечтает о разрушении его до тла, как Верховенский в “Бесах ’’Достоевского».
И далее:
«Но, как будто, и все историческое прошлое России, с его набегами хазар, печенег, половцев и т. п., трехсотлетним игом татар, собиранием Руси, вековой азиатской деспотией царей, с его Иванами Грозными, застенками Малют Скуратовых, опричиной, боярщиной, крепостничеством. ., домостроевским семейным бытом и т. д. культивировало рядом с паническим страхом перед стихийным набегом врага - бесстрашие, это истинное безумство храбрых русского человека, рядом с покорностью судьбе и сильнейшему - готовность к бешеному протесту, примиренность с непрочностью физического существования и страстное стремление к наивозмож- но полному обеспечению его и т. д. - иными словами, всячески устанавливало психику на самозащиту или взращивало черты эпилептотимии».
Представляется, однако, что в настоящее время дело обстоит более печально.
Второй исторический этап формирования национального характера великоросса начался с развитием Московского государства (Московии). Это развитие, как известно, шло в высшей степени успешно, часто с опережением европейских соседей. Так продолжалось вплоть до трагической страницы в истории Московской Руси -1565 г., самого начала двадца-того года царствования Ивана IV Васильевича Грозного (так у В. О. Ключевского. -Н. П.).
Уже в первые годы его царствования до этого освободительная политика объединения русских земель в единое Московское государство сменилась имперской политикой завоеваний и аннексий. Москва стала превращаться в Третий Рим - гигантскую империю. Интересно отметить, что Е. К. Краснушкин, анализируя рассказ «Жизнь» из сборника Н. Гоголя «Арабески», полагал, что древний Египет (в описании Н. Гоголя) - шизотимный, веселая Греция - циклотимная (синтонная), а железный Рим - эпилепто- тимный, воспевавший жажду власти, славы и завоеваний.
Однако именно в феврале 1565 года Иван Грозный создал опричнину, государство в государстве, призванное обеспечивать цели имперской политики в условиях объективного дефицита ресурсов.
Вся последующая история Российского государства есть (и во многом остается) историей опричного имперского государства. Уникальность опричнины, этого государства в государстве, выразилась прежде всего в том, что этнос метрополии для нее ничем не отличался от этносов завоевываемых окраин. Напротив, принцип «Бей своих, чужие бояться будут» со времен Ивана Грозного руководил политикой Российской опричной империи.
Это государство уже более 400 лет характеризуется двумя качествами, делающими его уникально живучим и враждебным своему народу:
направленностью на имперские цели, заведомо истощающие ресурсы страны и народонаселения, чуждые этносам (и суперэтносу) страны, но выгодные опричнине - образованию изначально интернациональному;
существованием и фактическим всевластием тайной государственной полиции, культивирующей бесправие и терроризирующей собственный народ в целях сохранения опричного «государства в государстве».
Фактически вся история Российского государства - история гражданской войны. Трижды эта война опричного государства с собственным народом принимала самые беспощадные формы: происходило это при Иване Грозном, Петре Великом и Владимире Ильиче Ульянове-Ленине. Интересно отметить, что в биографиях этих трех властителей есть сходные эпизоды цареубийства и узурпации власти, а в антропологии - признаки индивидуального психического вырождения. Характерно также, что в основе их государ-ственной деятельности лежали исторически понятные раз-новидности одной и той же утопической - реформаторской аффект-идеи. Однако и в самые благоприятные периоды своей истории Российское государство оставалось единственной в мировой практике жизнеспособной опричной империей (например, просвещенная царица Екатерина Вторая полагала, что «государство должно быть грозным для своих и почтенным для чужих»). Во второй половине XIX века Козьма Прутков написал свой «Проект о введении единомыслия в России», сатиру на далеко не самый страшный продукт опричного империализма - засилье чи-новничьего аппарата.
Представляется, что уже к середине XIX в. произошло конституциональное закрепление ХЖС выживания в условиях имперской опричнины и формирование нарциссичес- кого невротизма (внутрипихической «гражданской войны») в менталитете великоросса (этнокультурного русского). Этому закреплению лишь способствовала эпилептотимия русского (восточнославянского) народного темперамента. Именно явления внутреннего разлада, нарциссического невротизма русского национального (этнокультурного) характера описывали JI. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, но в самой полной форме трагизм его отразило творчество Н. С. Лескова.
Недаром некоторые пословицы так характерны для ментальности жителей Московской Руси (по выражению литературного критика Л. Аннинского, «дремучей, иррациональной, хитрой и жестокой Московии»): «Москва слезам не верит», «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», «Не верь, не бойся, не проси», «Бей своих, чужие бояться будут».
Уже не конституциональное, а исторически наследуемое процессуальное накопление иррациональности мышления в условиях хронической фрустрации потребностей самоопределения, проявление фрустрационной регрессии аффекта тревоги составляет психодинамическую основу нарциссического невроза (структурного невротизма) опричнины. Эти явления отражены в творчестве великого русского поэта Сергея Есенина («Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», «Страна советская» - «Я знаю, грусть не утопить в вине, / Не вылечить души / Пустыней и отколом...»). Такова нар- циссическая (невротическая) специфика национального ха-рактера великоросса (этно-культурного русского).
Клинику его (интрапсихический раскол) и отразил в своем творчестве Н. С. Лесков. Л. Аннинский так определяет этот раскол: «Рыхлое, влажное, мягкое и вязкое в противовес твердому, четкому и холодному (железному) - вот об-разный код (повести Н. М. Лескова «Железная воля». - Я. П.).., источник и смысл драмы.., стороны одной духовной реальности».
Таким образом, проблема национального характера великоросса (этнокультурного русского) имеет две стороны -исходная эпилептотимия этнического народного темперамента, в основе которой тысячелетняя геополитическая история славянства, сочетается с исторически-наследуе- мым процессуальным накоплением нарциссического структурного невротизма (конституциональной аутистической деформацией личности). Причиной же накопления невротической интерперсональной деструктивности является более чем 400-летнее существование в России опричного имперского государства.
Дополнительного рассмотрения заслуживает метаневроз индивидуальной психической дегенерации как угроза устоям человеческого общежития.
Нетрудно заметить, что представление о метаневрозе ин-дивидуальной психической дегенерации составляет пафос разрабатываемой метатеории и базируется на концепции Э. Креч- мера о типолопии конституциональных континуумов.
Существо патофизиологического аспекта психоагрессии - резчайшие объективно обусловленные колебания аффекта от горя (отчаяния) к робкой надежде (игнорируемой тревоге-угрозе). Иными словами, имеет место либо страдание (чистый синтонный аффект), либо фрустрацион- но-регрессированный аффект тревоги. Конституциональная психодинамика выводит на первый план либо процессы аутистической трансформации личности (собственно нар- циссический невроз) и вторичные органный невроз и невроз токсикоманической зависимости (явления невроза регрессии), либо (и в любом случае - по мере течения психопатологических последствий ЧС) приводит к инициации метаневротических (психобиологических) процессов: пси- хо-соматозов и индивидуальной психической дегенерации (эпилептоидной психопатизации личности).
Последний процесс - усугубления эпилептоидной осла- боумливающей психопатии стал, к сожалению, характерным для современной России и продолжает усугубляться соци-альным неблагополучием через психоорганические рас-стройства, интоксикационные и воспалительные поражения головного мозга в ситуации ХЖС выживания, особенно при наложении на нее опыта ЧС - ТПС и ХЖС.
Суть его в неуклонном нарастании отрицательных качеств эпилептоидного аффекта, т. е. возращении к исторически прожитым качествам этнического славянского темперамента и, таким образом, к примитивно-атавистическим ха-рактеристикам интерперсональных отношений и социальной организации.
По определению Ф. Минковской от 1923 г. (цит. по 74. - Н.П.):
«Дело идет об аффективности конденсированной, прилипчивой, пристающей к предметам окружающего мира и не освобождающейся от них в той мере, как этого требуют изменения среды: аффективность не следует за движением среды и, так сказать, всегда запаздывает. Эпилептоид - существо аффективное по преимуществу, но эта аффективность прилипчива и недостаточно подвижна. Испытывая затруднения вибрировать в униссон с людьми, эти люди связываются аффективно преимущественно с предметами: отсюда любовь к порядку. Не умея охватить многих людей, они концентрируют свою аффективность на группах их, или же на общих идеях с сентиментальной или мистической окраской (всеобщий мир, религия): в их взаимоотношениях с себе подобными личная печать отсутствует, но преобладает общая моральная оценка: они ведут себя, не отдавая себе в этом отчета, как носители моральной или религиозной миссии; в интеллектуальной области они замедленны; задерживаются на деталях и теряют из виду целое; изменения и новое их не привлекает; они любят все продолжительное и устойчивое; это работники, но не творцы; напротив, они старательно сохраняют традиции и представляют собою консервативный фактор. Усугубляясь, эти черты доходят до болезненно замедленного психизма, также как до слащавой и навязчивой аффективности и, наконец, до эгоцентризма (когда аффективность концентрируется на собственной персоне, как на объекте наиболее бліізком и требующем наименьших усилий приспособления).Ввиду их слащавой и липкой аффективности они часто производят впечатление фальшивых людей, не будучи ими в действительности: аффективность, делаясь все более и более вязкой и сопровождаясь растущим психическим замедлением, все менее и менее поспевает на зовы внешнего мира; становится все более и более недостаточной и, в конце концов, приводит к настоящему застою; последний со-здает для личности атмосферу удушливую, грозовую и насыщенную электричеством; за этим немедленно следует гром и молния. Застой вызывает взрывчатые разряды, противостоять которым субъект не в состоянии, они охватывают его внезапно, отличаясь неожиданностью, силой, вызывая затемнение сознания; замедленные становятся возбужденными-тогда приступы сильного гнева, импульсивные действия, фуги, длительные сумеречные состояния, видения, мистические идеи, - все черты, родственность которых с эпилепсией распознать не трудно».
Нарастание конституциональной интерперсональной деструктивности при движении по континууму «эпилептоти- мия-эпилептоидия -изменения психики (ментальности) при эпилепсии» подобным же образом описывали и крупнейшие отечественные психиатры первой половины XX века - П. Б. Ганнушкин, Е. К. Краснушкин, П. М. Зиновьев, М. О. Гуревич, Т. И. Юдин.
Согласно сформулированной ранее концепции «реального поколения» речь идет о распространенности в популяции трех психотипов: эпиаффективного - подъемы профиля ММИЛ по шестой, а также второй-девятой шкалам, исте- роэпилептотимного (скиртоидного) - подъемы профиля ММИЛ по шестой и третьей шкалам, а также шизоэпилеп- тотимного - подъемы профиля ММИЛ по шестой и восьмой шкалам. Следует отметить, что эти психотипы неизбежно формируются в условиях не только исторических (ХЖС), но и при ТИС, как последствия пережитых катастроф. Основные механизмы здесь - многолетний навык невротической экстернализации цинизма, психологическое (и психохи-мическое) раскачивание, ведущее к нарастанию ригидности («застреванию») негативного аффекта и патологическому развитию аффектоэпилептоидности, истероэпилептоиднос- ти и шизоэпилептоидности.
Аффектоэпилептоиды в наибольшей степени соответствуют представлению о возбудимости, взрывчатости вязкого аффекта: такая динамика описана у осужденных к лишению свободы при длительном (более 10 лет) пребывании в местах лишения свободы (т. е. в генезе аффектоэпилеп- тоида очевидную роль играет ХЖС выживания). Аффектоэпилептоиды характеризуются непреодолимым стремлением к социальному реформаторству «любой ценой для окру-жающих». Литературным примером могут служить герои произведений А. Бестера «Человек без лица» и «Тигр... Тигр».
Истероэпилептоиды (скиртоиды) - этот структурно дисгармонический психотип в обыденной жизни соответствует представдению о «домашних тиранах» (демонстративность проявлений враждебности, нетерпимости, тирании тем сильнее, чем более зависимо микросоциальное окружение): явления скиртоидности (характерная для культуры горских народов интолерантность к нарциссической обиде) при вооруженных конфликтах делают истероэпилеп- тоидов опасными, безжалостными и бескомпромиссными противниками. Литературный пример -Троекуров в «Дубровском» А. С. Пушкина.
Шизоэпилептоиды (параноидный тип личности) - сколько-нибудь длительное существование этого психотипа без манифестных бредовых расстройств в обычных условиях практически невозможно в связи с предельным характером центрального ИПК: напротив, в психопатологических условиях ЧС этот тип (даже более, чем скиртоидный) проявляет «чудеса живучести» (синдром Зомби, 2.2.1.). В структуре параноидной личности всегда имеют место расстройства аффекта и нарушения социальной адаптации. Примеры следует искать в специальной (психиатрической) литературе.
Таким образом, индивидуальная психическая дегенерация (эпилептоидизация) в любом случае порождает устойчивые психотипы, с высокой степенью вероятности интер-персонально деструктивные. Эта деструктивность угрожает самим устоям общежития.
Историческая реальность Российского государства - более чем 400-летней опричной империи-привела к наложению беспрестанной череды ТПС на хронический, из поколения в поколение, ХЖС выживания. Культивирование эпилептотимного нарциссического национального характера имело подоплеку - стремление к власти не как проявлению организаторский способностей и интересов, а как к символу принадлежности к «кругу избранных» - невротическому (иллюзорно-виртуальному) средству поддержания комфорта, благосостояния и самооценки (проявление Эго- мифизирования).
Второй его стороной стало (еще со времен Ивана Грозного) неудержимое стремление власть имущих (опричного «государства в государстве») воспитать «нового человека» - подчиняющегося без протеста и критики навязываемому «сверху» порядку вещей.
С другой стороны, Эш-мифизирование носителей властных функций опричного имперского государства зеркально сопровождается Эго-анахорезом (аутистической трансформацией личности) репрессируемого этно-культурного большинства.
В целом, эпилептоидный (и токсикоманический) метаневроз населения опричной империи, продукт экстернализации более чем 400-летней интрапсихической «гражданской вой-ны», периодически переходил в кровавые «русские бунты» и завершился уже в наше время социальным застоем-прямым показателем угрожающей социальной деградации.
Таким образом, следует различать этнический восточно-славянский эпилептотимный темперамент и невротический национальный характер великоросса (этнокультурного рус-ского - московита). Этнический темперамент социально нейтрален, хотя и может составлять основу для накопления интерперсональной деструктивности (невротизма). Нарцис-сический невроз (структурный невротизм) русского нацио-нального характера сложился в условиях ХЖС выживания и представляет собой внутриличностную реальность граж-данина опричного имперского государства.
Одним из самых неприятных последствий структурного невротизма русского национального характера является метаневроз индивидуального психического вырождения - эпилепто- идизации личности. В реальном поколении встречаются три двухрадикальных психотипа: реформаторы-аффекгоэпилепто- иды, тираны-скиртоиды (истероэпилептоиды) и параноидные шизоэпилептоиды. Все они характеризуются чрезвычайно высоким уровнем интерперсональной деструктивности.

Великороссы или великоруссы или великорусы - это основной этнос-народ входящий в состав русского народа-нации изначально проживавший в границах исторического формирования русских: . Отличительной особенностью великороссов является использование в обиходной ежедневной речи не диалектного литературного русского языка с относительно четким произношением букв "ч" и "г": например, в словах "что, чтобы, когда, где". В северной части ареала проживания великороссов допустимы окающие северные говоры, в центральной - московское акающее произношение. Вообще же существует очень большое количество и, соответственно, произношений.

Примечание
Великороссы - , которая вместе с и составляли понятие « ». После революции большевиков 1917 года, эта этничность была упразднена по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы.

Великорусы - создатели нашего государства, России.

Ареал изначального проживания великороссов

  1. центральная часть - территории, где доля великороссов среди населения составляет не менее 90% - на карте он отмечен более темным цветом
  2. основной ареал - территории, в которых процент великороссов по отношению к населению в целом составляет 70-90% - на карте он отмечен более светлым цветом

Великороссы - это основной этнос в составе русского народа

Города в ареале изначального проживания великороссов

  • центральная часть , "сердце великороссов" - Великий Новгород, Кострома, Ярославль, Иваново, Владимир, Москва, Калуга, Тула, Рязань, Брянск, Орел, Липецк, Тамбов, Суздаль, Ростов Великий и д.р.
  • основной ареал - Архангельск, Киров, Вологда, Псков, Нижний Новгород, Тверь, Смоленск, Белгород, Курск, Саратов, Пенза, Ижевск, Пермь и т.д.

Историческая справка по великороссам

Историческое начало формирования великороссов как этноса можно отнести ко временам формирования древнерусского государства в границах , то есть понятия Русь Изначальная и великороссы очень сильно взаимосвязаны. Ростовская земля, Ростово-Суздальское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Великое княжество Владимирское являются истоками великороссийского этноса. Дальнейшее сплочение великороссов и закрепление за ними своеобразного духовного и политического лидерства в русском народе происходит уже во времена Московского княжества: ознаменовалось победой в Куликовской битве в 1380 году, благословение на которое Дмитрию Донскому дал Преподобный Сергий Радонежский.

Одним из первых великороссов был й - именно он положил начало формированию российской государственности в пределах , которую можно смело назвать . И если когда-нибудь возникнет вопрос: какой город является столицей великороссов, то выбирать придется, безусловно, из трех городов: , Суздаль или Владимир.

Понятия Русь Изначальная и великороссы очень сильно взаимосвязаны

Идея народного государства великороссов сформировалась в конце 15 века - начало формирования Великорусского государства положил , который, возглавив Московское княжество, сумел объединить под своей властью русские земли Центральной и Северо-Восточной Руси. Создание Иваном III Великорусского государства на основе изменившегося внешнего положения сильного Московского княжества и на фоне усложнившихся внешнеполитических задач заложило основу дальнейшего развития России, как национального государства русских. Его сын Василий продолжил дело отца - расширение и объединение Руси.

О национальной гордости великороссов

Вполне обоснованно существование такого понятия как национальная гордость великороссов и связано оно в первую очередь с тем, что и его исторически значимой частью в плане формирования Великой Руси и Великой России. Все исторические ниточки развития России как громадного и влиятельного государства ведут к русским княжествам и русским деятелям (князьям и священникам) существовавшим и проживавшим в Центральной России и на Русском Севере. Развитие России и всегда шло из ареала проживания великороссов. Можно смело утверждать, что русский генофонд наиболее стабилен в исконном .

Карта ареала великороссов

Данная карта современного проживания великороссов была составлена на основе данных переписи русского народа в 1897 году и на современные картографические данные. В данной карте возможны небольшие погрешности, которые не существенны для понимания закономерностей расселения великороссов на территории современной России.

В голове этнической группы, названной «русскими», стоят великороссы, численностью в 953.750 душ обоего пола. Появление их на территории Дальнего Востока разновременное.

Сначала движение великороссов было направлено на Якутск (1632 г. - основание Якутского Острога), а оттуда уже, как по радиусам, они двигались к Ламскому (Охотскому) морю и далее на Камчатку, к Ледовитому океану и на юг в Амурскую область, которую после Нерчинском трактата «россияне» должны были оставить. Вторичная колонизация нынешней Амурской губернии началась с 1858 года после Айгунского договора с Китаем, а в следующем, 1859 году мы уже застаем русские поселения и в Уссурийском крае.

Первые засельщики - великороссы - шли в Восточную Сибирь за свой страх и риск, но затем в начале 80-х годов прошлого столетия русское правительство вмешивается в это стихийное движение и начинает направлять колонистов на пароходах Добровольного флота морем через Владивосток. Еще раньше, с целью закрепления границы по левому берегу и по правому - Уссури, были посажены переселенные из Забайкалья казаки. Когда же вновь приобретенные земли соединились со своей метрополией железной дорогой, явилась возможность вести колонизацию более успешно сухопутьем. В особенности массовое переселение крестьян-землеробов произошло в период с 1906 по 1910 годы.

Местами выходов великороссов были, по преимуществу, северные области Европейской России. Говоры русского старожильческого населения Сибири относятся, в основной своей массе, к северо-воликорусской диалектической группе, и только небольшая часть старинного русского населения Сибири говорит по южно-русски, например, сибирские старообрядцы (семейские) за Байкалом (с примесью особенностей юго-западно-русских, малорусских и польских).

В настоящее время мы застаем великороссов, расселившихся более или менее плотной массой по южной приграничной полосе Забайкалья, по всему левому берегу (особенно в низовьях pp. Бурей и Зеи), по обе стороны нижнего от гор. Хабаровска до устья, затем по нижнему течению правых притоков Уссури, в Ханкайском и Сучанском районах и в бассейнах мелких рек (к востоку от хребта Сихотэ-Алиня), несущих свои воды непосредственно в море. Чем дальше от на север, тем, несмотря на большую давность владычества великороссов, их там становится все меньше и меньше.

В северной части Забайкалья, в Амурской губернии, в частях, прилегающих к Якутской Автономной республике, и в особенности в обширном Охотско-Камчатском и Анадырском крае, вследствие своей малочисленности и подавляющего количества туземцев, они смешались с последними и утратили свои самобытные черты. Потомки их превратились в метисов, о которых речь будет ниже.

В Камчатской губернии, обнимающей все земли как Охотского, так и Чукотско-Анадырского края, русские живут одиночными семьями кое-где по берегам морей и по pp. Охоте, Гижиге, Большой, Камчатке и Анадырю. В этих местах главными центрами местообитания великороссов будут административные пункты: Охотск, Гижига, Большерецк и Петропавловск, Усть-Камчатск и селение Мариинское при устье реки Анадыря.

То великороссы, которые осели в земледельческих районах, продолжали свои родные занятия, но те, которые попали в северные районы, где земледелие было совершенно невозможно или где на него затрачивалось столько труда, что оно не окупалось полученными результатами, утратили свои земледельческие традиции и занялись, как туземцы, охотой и рыболовством.

Отказавшись от телеги, за отсутствием путей сообщения, великоросс отказался от лошади и перешел на собачье хозяйство. Достойно удивлении, что, попав в страну, где было в полном расцвете оленеводство, великороссы (оленеводы их буквально окружали) так никогда и не занялись этим делом. И все же, несмотря на варварское к себе отношение, суровый климат, глубокоснежные зимы, лошадь медленно, но верно вытесняет собаку. Но есть предел, через который лошадь никогда не перешагнет и за которым вечно будут царить олень или собака.

За полярным кругом великоросс усвоил уклад жизни и привычки гиперборейца.
Если мы взглянем на территорию Дальнего Востока несколько со стороны, так, чтобы всю ее иметь перед глазами, то увидим, что в южных частях Восточной Сибири великороссы занимаются земледелием, а на севере, смешавшись с туземцами, они забыли все свои ремесла: плотничье, столярное, кузнечное, слесарное, бондарное и т. д.

Что касается скотоводства, то у великороссов Забайкалья, в бытность их на родине, она находилась на более высокой ступени. Придя же на вольные пастбища Восточной Сибири, они спустились до уровня бурят, и потому скотоводство их сделалось таким же примитивным, как и у соседей-туземцев. Но вместе с тем великороссы тут же рядом создали совершенно новую форму хозяйства - мараловодство - дающую им значительные барыши.

По характеру своему великоросс - человек достаточно подвижный и в то же время оседлый, энергичный и порывистый: у него периоды равнодушия и апатии часто сменяются весьма напряженной деятельностью; переход от мысли к делу чрезвычайно быстр.

На Дальнее Востоке нельзя брать великоросса изолированно: его нужно рассматривать, сравнивая с желтыми соседями, в особенности с китайцами. Там, где нужно произвести спешную работу в короткий срок, великоросс является незаменимым работником, но при условии, чтобы эта работа не имела затяжного характера и не была однообразна и монотонна; но где работа длительная и методично-однообразная, там приходится отдавать предпочтение китайцу. Когда тот и другой работают рядом, великоросс сначала быстро обгоняет китайца, затем начинает отставать. Первый ищет большого заработка, второй не ставит на первом месте расценки труда, - для него важно только, чтобы источник заработков был возможно продолжительным или даже неиссякаемым.

Такие свойства характера великороссов объясняют нам их всестороннюю деятельность и в связи с этим приспособляемость к окружающей обстановке. Мы видим великороссов на золотоносных приисках, на различного рода земляных работах, на постройках железных дорог; они рубят и возят лес, занимаются охотой, разными отхожими промыслами. Великороссы часто меняют работу, переходят с одного места на другое, и в то же время мы застаем их на таких, казалось бы, сугубо оседлых занятиях, как садоводство и пчеловодство.

Большинство из них, прибыв сюда из лесистых северных губерний, стали не край приспособлять к себе, а сами старались приспособиться к новым условиям жизни. В этом отношении лучше всего сумели устроиться староверы в Уссурийском крае. Они занимаются земледелием (но не считают его главным своим занятием), затем поисками ценных руд, охотой и соболеванием, разводят пятнистых оленей, ищут жень-шень, ловят и солят рыбу, собирают ягоды и орехи, сушат грибы и т. д. На тайгу они смотрят, как на источник дохода, а не как на источник страданий и огорчений.

Где бы великоросс ни поселился, он строит дом из леса, который к месту своего жительства доставляет иногда издалека. Волжане, наоборот, избегают леса, селятся на более открытых местах и всю свою энергию направляют в область земледельческой культуры. У последних наблюдается удивительная консервативность. Живя рядим с китайцами, у которых бытует высшая форма земледелия, они упорно не хотят расстаться с теми приемами, которые принесли их отцы и деды, и ведут земледелие по-старому, как в России.

Все эти свойства великоросса - консервативность и в то же время приспособляемость, завоевательные стремления и умение подойти к туземцу, - делают из него замечательного колонизатора, особенно, когда эта энергия направлена в более южные широты, где способности человека находятся под меньшим давлением природы, чем им севере. Здесь уместным будет отметить, что земледельческие традиции лучше всего сохранились у сектантов (молокан и старообрядцев-беспоповцев). Люди эти шли на Дальний Восток по собственной инициативе, преследуемые за религиозные убеждения. На новые места они смотрели как на вторую родину и обосновывались прочно, как настоящие колонисты. Природные земледельцы - они не стремились проникать далеко на север, сторонились туземцев и потому наиболее сохранили чистый тип русских людей со всеми присущими им свойствами. Сектанты почти не дали метисов.

Имя задачи: Задача о о русском национальном характере.

ГОУ СОШ № 328 г.Санкт-Петербурга

Предмет : география

Класс: 9

Тема : Население Центрального района.

Профиль : общеобразовательный

Уровень : средний

Текст задачи: Этнографы начала ХХ века утверждали, что процессы формирования русского национального характера происходят под влиянием окружающей его природы. Под воздействием каких факторов сформировался русский национальный характер?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники

Интернет-ресурсы:

  1. Культурный образец

Учебник 9 класса: Социальная и экономическая география России.

Москва, 1996, 2004

Вот как описываются процессы формирования русского национального характера Этнографами ХХв.:

…Характер великоросса сложился под влиянием окружающей его природы. Борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали в характере великоросса Верхнего Поволжья черты, которых нет у южанина, живущего в более благоприятных условиях. Суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, невзгодами, малотребовательным к благам жизни. В Европе нет народа менее избалованного и и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем великороссы. Но также неблагоприятные условия природы способствовали развитию в его характере и других черта – предприимчивости, сметливости, изворотливости.

Великоросс отличается большой работоспособностью, но у него нет выдержки в труде. Кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным бездельем. И в этой его особенности сказывается влияние природных условий. Малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайнему напряжению сил, выработала привычку работать быстро. Длинная зима, дающая продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.

Пройдя тяжёлую школу жизни в борьбе со своей суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. В жизни великорусского народа ещё недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель – вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. Та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владения землёй. Большинство великорусских крестьян владеет землёй не единолично, а сообща, общинно. Земля считается собственностью общины и по определённым правилам распределяется между её членами…

  1. Методический комментарий

Решая данную задачу, учащиеся отслеживают этапы формирования трудового потенциала населения Центрального района России, который обеспечил эффективное освоение природных ресурсов. А также совершенствуют навыки по определению факторов формирования русского национального характера – таких, климатические условия, исторические предпосылки развития региона. Учащиеся имеют возможность привлечь межпредметные знания, развивают навыки групповой работы.

кто такие великороссы, и чем же они такие велиииикие? :)) и получил лучший ответ

Ответ от цвет неба[гуру]
размерами своей страны

Ответ от Валерий Гаранжа [гуру]
посчитайте сколько их и сравните.. . Кстати, я - малоросс


Ответ от Евгений [гуру]
ВЕЛИКОРУСЫ (ВЕЛИКОРОССЫ) - самая многочисленная из трех ветвей русского народа (великорусы, малороссы, белорусы) , обычно называемая просто русскими. Великорусы, как малороссы и белорусы, произошли от единой древнерусской народности, сложившейся еще в VI-XIII вв. По мнению многих историков, наименования "русские", "великороссы", "Русь", "Русская земля" восходят к названию одного из славянских племен - родиев, россов, или руссов. Из их земли в Среднем Поднепровье название "Русь" распространилось на все Древнерусское государство, в которое вошли, кроме славянских, и некоторые неславянские племена. Сложение русской народности связано с борьбой против монголо-татарского ига и созданием централизованного Русского государства вокруг Москвы в XIV-XV вв. В это государство вошли северные и северо-восточные древнерусские земли, где, кроме потомков славян - вятичей, кривичей и словен, было много переселенцев из других областей. В XIV-XV вв. эти земли стали называть Русью, в XVI в. - Россией. Соседи называли страну Московией. Названия "Великая Русь" в применении к землям, населенным великороссами, "Малая Русь" - малороссами, "Белая Русь" - белорусами, появились с XV в.


Ответ от Геннадий Кодиненко [гуру]
Сун Яньвэй, Даляньский политехнический университет (Китай) Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской пословице говорится: “Какова земля и река, таков характер человека”. У каждого народа свой особенный характер. О тайнах русской души, о русском национальном характере много сказано и написано. И это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: “Посеешь характер, пожнешь судьбу”. Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык – зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Поэтому язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народа, говорящего на данном языке. Пословицы и поговорки – это отражение народной мудрости, в них хранится представление народа о самом себе и поэтому тайны русского национального характера можно попробовать постигнуть через русские пословицы и поговорки. Ограничивая объем статьи, автор не претендует перечислить все черты русского народа, а только останавливается на типичных положительных чертах. Трудолюбие, одаренность. Русский человек одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую часть того, что стало достоянием самой России. В русских пословицах и поговорках эта черта находит отражение: “Счастье и труд рядом живут”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, “Терпение и труд все перетрут”, “Бог труды любит”. Русский народ очень ценит труд: “Золото познается в огне, а человек в труде”, “Талант без труда не стоит и гроша”. Русский фольклор говорит и о существовании трудоголиков: “Скучен день до вечера, коли делать нечего”, “Без дела жить – только небо коптить”, “Не та забота, что много работы, а та забота, как ее нет”. Трудовой люд не завистлив: “Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”. В пословицах осуждают ленивых: “Долго спать, с долгом встать”, “Кто поздно встает, у того хлеба недостает”. И одновременно хвалят трудолюбивых: “Кто рано встает, тому бог дает”. Только честный заработок ценился народом: “Легко добыто, легко и прожито”, “Даровой рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду: “Не учи безделью, а учи рукоделью”. Свободолюбие К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего. Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона. Например, пословицы: “Хоть тяжелая доля, да все своя воля”, “Своя воля дороже всего”, “Вольность всего дороже”, “Воля дороже золота"

Загрузка...