aracs.ru

Должность цискаридзе в настоящее время. Я с детства был солистом. Вы запретили педагогам курить

Конечно, накаленность атмосферы в Большом разрядится не за один день. Идет следствие, результаты которого либо будут, либо не будут обнародованы; вернется Филин, который на работу будет ходить с телохранителями. Но какие-то шаги к «успокоению» предпринимать уже надо.

Спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой выход видит один - вкалывать!

Михаил Ефимович, вы, конечно, видите этот непрекращающийся обмен колкостями между Цискаридзе и Иксановым - ну доколе?

Такого рода ситуации могут разрешаться только в работе. О чем сейчас должна идет речь? О сохранении творческой атмосферы в Большом. Потому что все, что произошло, - не результат банальных «внутритеатральных разборок». А у кого-то есть прямое желание дестабилизировать работу БТ. И на этом фоне Филин, как ни странно, был ключевой фигурой.

Что я имею в виду? Ну не с Синайским же (главный дирижер) отношения выяснять. Ни с Маквалой Касрашвили (управляющая оперной труппой). Нет. Удар был нанесен по самому яркому персонажу из руководства БТ, самому публичному… это плохо репутационно и для Большого, и для страны: потому что повеяло чем-то декадансно-позапрошловековым; в этом во всем есть какая-то демонстративная театральность, дурная провинциальность.

- Но, слава богу, Филин пошел на поправку…

Факт того, что он поправляется, утихомирил многие страсти. Надеюсь, Сергей внешне останется прежним красавцем, но и без этого ясно, что к работе он вернется. Теперь что касается конфликта Цискаридзе - Большой. Подчеркиваю: это не конфликт Цискаридзе - Филин, Цискаридзе - Иксанов. Я к Николаю Максимовичу как танцовщику отношусь с огромным пиететом. Понимаю, что творческий век короток, и танцовщик такого масштаба и успешности, как Цискаридзе, не может не задумываться о своем будущем. Как задумывался Владимир Викторович Васильев, который получил то, чего Николай Максимович добивается.

- По-моему, какие-то «альтернативные» предложения Николаю были, или, по крайней мере, на них намекалось…

Я исхожу из простого. Чтобы стать худруком в Большом театре, надо пройти какую-то огранку, набраться опыта. У меня (в бытность министром) была идея, чтобы Николай Максимович стал худруком Академии хореографии; у Александра Авдеева была идея, чтобы Цискаридзе возглавил балет Новосибирского театра. Поехал же в конце концов Курентзис руководить оркестром сначала в Новосибирск, потом в Пермь…

Прежде чем Васильев пришел руководителем в Большой, у него за плечами были самостоятельные постановки (к тому же не хочу сравнивать, но если Николай Цискаридзе - выдающийся танцовщик, то Васильев был настоящим танцевальным гением!). И Филина-то пригласили после того, как он, например, поработал в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Не говорю сейчас, кто кого любит, но вот назначь Цискаридзе худруком балета - не думаю, что для артистов это станет большой радостью. Так что, уверен, подобное назначение не было бы правильным.

- Тем более в атмосфере перманентного скандала…

А просто должна существовать нормальная корпоративная этика. Но Николай Максимович поносит театр на протяжении уж скольких лет: началось это задолго до открытия Основной сцены. Цискаридзе постоянно говорил, что в БТ все плохо, и только он знает, как хорошо. И, надо отдать должное руководству Большого, - оно оставалось к этому толерантно (хотел бы это особо подчеркнуть). Не уверен, что в Метрополитен или в Гранд-Опера это терпели бы так долго, как это до сих пор терпят в Большом. Что создало, с моей точки зрения, атмосферу безнаказанности.

- Николай ссылается на закон: дескать, нельзя его уволить.

Уволить можно кого угодно. Я знаю это и как бывший директор ВГТРК (когда приходилось увольнять, увы, много народу), и как министр культуры. Если б я был директором Большого, то сделал бы это давно вообще-то: у меня такого нервного запаса, как у Иксанова, не было бы. Но сейчас идет следствие по делу покушения на Филина, и увольнять Цискаридзе в процессе расследования юридически и этически некорректно. Хотя сам Николай Максимович о корректности давно забыл по отношению к коллективу, в котором работает. Но в принципе мысль, что его нельзя уволить, очень сомнительная.

- Но говорят же о влиятельных людях, которые за ним стоят…

Я так скажу. Понятно, кто за ним стоит, кто его поддерживает. Да, это влиятельные люди. Но влиятельных людей такого уровня наберется в России десятка полтора-два. И если только двое из этих двух десятков его поддерживают - этого, видимо, недостаточно. Причем поддерживают, с моей точки зрения, из личных соображений. Николай Максимович прелестен в дружбе, наверное…

- Фамилий мы не называем?

Необязательно. Но это точно не Владимир Владимирович Путин и не Дмитрий Анатольевич Медведев. А остальные все - менее влиятельные люди. Уж извините. Но вернемся к Большому: самое важное сегодня - собраться всем творческим силам вокруг профессионального и грамотного руководства и выпустить ряд премьер, в том числе балетных. Это единственное спасение для БТ, для его репутации.

- То есть смещать Иксанова сейчас не имеет смысла?

Считаю Иксанова одним из самых опытных театральных управленцев России. Если не самым опытным (не умаляя достоинств ни Урина, ни Гергиева, с совершенно иной манерой руководства, ибо Гергиев не только выдающийся дирижер, но и уникальный менеджер своего таланта). Иксанов, демонстрируя отсутствие творческих амбиций, за 7–8 лет вернул БТ в «высшую лигу» оперных театров мира, где есть Ла Скала, Метрополитен, Гранд-Опера, а потом только идут все остальные.

Когда Иксанов принял хозяйство, у Большого был бренд, но не было театра. Теперь он наполнил название сверкающим содержанием (это и успех «Травиаты», долгое сотрудничество с Франческой Замбелло; грандиозная режиссерская плеяда от Фокина и Стуруа до Любимова и Някрошюса; все выдающиеся российские дирижеры за пультом, включая Плетнева; тот же Ведерников, сильно поднявший оркестр; привлечение Григоровича). И на этом этапе менять руководство неправильно.

У Иксанова есть важнейшая черта: он понимает необходимость не только сохранения традиций, но и развития - позволяет экспериментировать…

- За что его так бурно многие критикуют.

Правильно. Но без нового живого искусства - никуда. Понятно, что у Иксанова есть свои недостатки. Но у него (как у администратора без творческих амбиций) недостатков меньше, чем у художника, который теоретически мог бы возглавить Большой театр.

Объясню: как ни странно, ГАБТ имел успехи НЕ тогда, когда им руководили крупные художники, мечтавшие сделать театр «своим». Вот Васильев как раз хотел, чтобы театр выражал его творческие устремления, но это на пользу БТ не пошло. Или же, напротив, театр «разрушали» несильные администраторы, ибо сразу проявлялась борьба кланов. Сегодня в Большом клановости нет.

Конечно, когда у тебя 200 человек в балете, трудно сказать, что это коллектив единомышленников. Но конфликтности нет. Конфликтность создает Николай Максимович. А люди, естественно, смотрят: «Ах, он не боится сказать, что директор мерзавец и люстры своровал? И при этом его не трогают столько лет? Ага, значит, за ним кто-то стоит, значит, он имеет право…», - такая же логика обычно. Но вести дискуссию с Цискаридзе в таком ключе: «украли - не украли» - это себя не уважать. И вообще вести с ним дискуссию - себя не уважать.

- Однако ж сколько деятелей культуры поставили за него свои подписи в той некрасивой истории с письмом…

Я первым написал в блоге, что деятели искусства поступили, мягко говоря, нехорошо. Но ввел-то их в заблуждение сам Николай Максимович! И что, после этого Иксанов его должен сильно полюбить? И что, Цискаридзе после этого легко может продолжать работать в театре? Нет, ну строго говоря? И ходить еще по всем каналам и газетам с видом обиженного ребенка? Ну это же простые вещи, на уровне детского сада: как можно дальше работать вместе?

Я желаю Николаю Максимовичу, чтобы он нашел себя и свое место в жизни. Но твердо уверен, что это не место директора Большого театра или место худрука балета Большого. Говорю достаточно объективно. Я понимаю, Цискаридзе, человек амбициозный и темпераментный, пытается найти себя в момент перехода из одного качества в другое. Искренне ему сострадаю. Как все переживали, дергались, когда у него травма такая тяжелейшая была и он это испытание с честью выдержал. Вижу, как он мучается, но внутренняя ломка последних лет еще связана и с тем, что он выбрал ложный путь.

Что до Большого в целом - надо работать, вкалывать! Это принесет облегчение и Филину, и коллективу, и публике. Ведь счастье говорить о новых удачах и ругаться по поводу неудач, чем заниматься изучением сводок МВД.

Одним из самых известных балерунов является Николай Цискаридзе. Это имя известно россиянам и жителям других стран. Мужчина неимоверно талантлив и красив, о чём говорит большое количество представителей женского пола. Но артист пока не женился и не стал отцом, чем собирается заняться в самом ближайшем будущем.

Цискаридзе постоянно участвует в различных творческих телевизионных проектах, в которых проявляет себя принципиальным, уверенным человеком, который отстаивает свою точку зрения в любой ситуации.

Талантливый паренёк ворвался в искусство балета стремительно и смог показать своё дарование очень мощно и сильно. В это время многие любители балета стали задаваться вопросами, желая узнать всю информацию о популярном балере. Итак, рост, вес, возраст, сколько лет Николаю Цискаридзе? Сам танцовщик говорит, что в любом случае люди смогут узнать всю информацию, поэтому лучше открыть им секрет простых вопросов. Тогда они не будут лезть в другие секретные зоны.

Незадолго до наступления Нового 2018 года артист балета отметил свой 44 День рождения. Он высок, эффектен и неимоверно артистичен.

Николай Цискаридзе, фото в молодости и сейчас которого являются золотым фондом истории русского балета, обладает ростом, равным 183 сантиметрам, весит ли артист около 57 кг.

Биография Николая Цискаридзе

Николаша, как называла его мама, появился на свет в столице Грузии в конце 1973 года. Отец – Максим Николаевич Цискаридзе был довольно известным музыкантом, играющем на скрипке. Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе была сотрудницей атомной станции в Обнинске.

Биография Николая Цискаридзе с юных лет связана с искусством. Он с 11 лет начинает учиться танцевать. Мальчик был довольно высоким, поэтому его не хотели брать в тбилисское хореографическое училище. Но талантливый танцовщик настоял на своём решении. После окончания училища продолжает совершенствовать своё искусство в столице Советского Союза. Ещё студентом Цискаридзе исполнил роли в самых различных балетах. Его узнали и по достоинству оценили как простые любители балета, так профессиональные танцовщики Российской Федерации и других стран мира.

По окончании Московского института по приглашению Григоровича стал членом труппы Большого театра. Ему посчастливилось танцевать на одной сцене с Галиной Улановой, Николаем Симачёвым, которых Николай считает своими учителями и с благодарностью всегда вспоминает. С середины 90-х Цискаридзе выигрывает несколько премий самых престижных музфестивалей по всему миру.

В 2013 году стало известно о конфликте танцовщика мирового уровня с руководителями театра, в результате чего в продлении контракта Цискаридзе отказали. Через несколько месяцев он становится ректором одного из самых лучших балетных академий во всём мире. Здесь его сначала восприняли в штыки, но Цискаридзе удалось доказать, что он талантливый управленец.

После посещения театра Образцова, гастролирующего в Тбилиси, юное дарование увлеклось кукольными спектаклями. Он собирал вокруг себя людей и разыгрывал перед ними небольшие спектакли. Родом из детства любимое хобби популярного танцовщика. Он в каждой стране, где бывает, приобретает куклу. На данный момент их число приближается к четырём сотням.

Николай участвует в проектах «Синяя птица», «Танцы со звёздами», которые показали его строгим, но справедливым членом жюри.

Личная жизнь Николая Цискаридзе

Личная жизнь Николая Цискаридзе с начала 90-х годов прошлого столетия обрастает слухами и сплетнями. Сам артист говорит, что любовь – это нечто сакраментальное, которое должно быть скрыто от посторонних людей.

В средствах массовой информации то и дело появляется информация, что ориентация балера нетрадиционная. Люди ищут информацию в социальных сетях на тему: «Николай Цискаридзе - личная жизнь, голубой или нет». Но правдивой информации нет. Можно прочитать только сплетни, которые несколько раз пересказаны. Например, в 2015 году ему приписывали отношения с золотым голосом России – Николаем Басковым. Но подтверждения этих данных так и не нашли.

Семья Николая Цискаридзе

Семья Николая Цискаридзе пока состоит из одного только члена – самого популярного танцовщика мирового уровня. Сам артист считает своими родными своих учеников, которых уже нимало. Он требователен, строг, но справедлив. Так отзываются его ученики о нём.

Мать танцовщика работала на Обнинской атомной станции, что негативно сказалось на её здоровье. Она умерла от рака, когда Николай ещё учился. Цискаридзе считает, что она – его ангел-хранитель, оберегающий от разных невзгод.

Об отце балера известно мало. Он – музыкант, который ушёл из семьи, когда мальчику было всего несколько лет. С тех пор с отцом Цискаридзе не общался и не знает ничего об его судьбе.

Дети Николая Цискаридзе

Своими детьми танцовщик называет талантливых детишек, которые принимают участие в «Синей птице». Он по-отечески относится к участникам, считая, что им не нужно потакать и сюсюкать. Правдивая, честная и справедливая оценка даст больше, чем ложная трактовка и умение быть хорошим. Именно такого мнения придерживается балер.

Дети Николая Цискаридзе пока не появились на свет. Популярный артист балетного жанра говорит, что настоящий мужчина должен именно после 40 лет стать отцом. В скором времени Цискаридзе планирует заняться этим вопросом.

Активно танцовщик помогает детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Он отчисляет от своей зарплаты 25 процентов в Фонд помощи талантливым детям и подросткам.

Жена Николая Цискаридзе

Жена Николая Цискаридзе пока не существует, хотя популярного танцовщика часто связывают с самыми экстравагантными женщинами страны. К примеру, в 2013 году говорили, что он состоит в отношениях с Даной Борисовой. Но через некоторое время уже другая женщина стала причиной сплетен вокруг Цискаридзе. Это небезызвестная балерина Анастасия Волочкова.

Самим танцовщиком делались заявления, что пока в его жизни нет места для жены. Это связано с неимоверной занятостью балера в различных проектах.

По мнению мужчины, он станет хорошим мужем, но осталось дело за малым – найти женщину, которая бы смогла сделать его счастливым. Пока это дело ближайшего времени.

Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе

Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе ведутся достаточно активно. Число подписчиков страниц постоянно становится больше. В настоящее время примерно 30 тысяч граждан Российской Федерации и стран ближнего зарубежья подписались на страницы.

Википедия в полной мере даёт представление о жизненном и творческом пути популярного танцовщика балета. Здесь перечислены все партии, которые когда-либо исполнил Цискаридзе.

Страница в Инстаграм позволяет проследить по фото творческий путь героя. Здесь можно просмотреть ролики с его выступлений, проходивших на самых знаменитых подмостках.

Осень – время подведения итогов, время сбора урожая, ведь: «Цыплят по осени считают». 28 октября исполнилось три года с момента назначения ректором Академии русского балета имени А.Я.Вагановой премьера Большого театра Николая Цискаридзе. Тогда это вызвало бурю в прессе, возмущенные письма президенту, кампанию в интернете, предсказания кликуш о неизбежном провале Цискаридзе на руководящей должности.

Что же мы имеем через три года? Поздравительную телеграмму из министерства культуры:

«Сердечно поздравляем Вас с трехлетием нахождения на посту ректора Академии русского балета имени А.Я.Вагановой. Благодаря Вашей беззаветной преданности профессии Вы сумели успешно возглавить легендарную Академию, создать блестящий управленческий и педагогический коллектив.
Вашими усилия позволили открыть филиал Вагановки в приморском крае, обеспечить доступ жителям региона к обучению балетному искусству. Уверен, что впереди учебное заведение ждет еще много славных страниц, которые приумножат его традиции и известность во всем мире. Желаю Вам творческих удач, вдохновения и творческих успехов! Министр культуры РФ В. Мединский»

Педагогический коллектив Академии через три года подтвердил правильность выбора министерства теплыми поздравлениями ректору, которые были неординарны, как, например, альбом «Дневник ректора», подготовленный коллективом специально к этой дате.








Особую благодарность вагановцев вызвало возобновление после десятилетнего перерыва конкурса Vaganova — Prix гала-концерт которого любители балета имели возможность посмотреть онлайн на ТВ сайте Мариинского балета.

Успешные результаты деятельности Цискаридзе как ректора тысячи телезрителей могли видеть на канале «Культура»: в начале сентября был показан выпускной спектакль Академии. Выпускные спектакли 2016 года прошли успешно на сцене Мариинского театра и Кремлевского дворца съездов в июне. Поклонники балета позже смогли посмотреть отрывки на тюбике. Но потребность зрителей видеть была такой сильной, что канал Культура сделал подарок – эту трансляции. Спектаклю предшествовало вступительное слово Николая Цискаридзе.



Ректор объяснил выбор произведений. Это – гимн великой классической русской культуре и выпускникам Академии. Имена великих хореографов Михаила Фокина и Николая Легата соседствовали с именами крупнейших художников Льва Бакста, Александра Бенуа и Константина Коровина. Выпускной спектакль напомнил о высочайшей планке, принятой в русском искусстве – спектакли оформляли художники с именем, это считалось честью.

Первый акт посвящен Михаилу Глинке. Два балетных дивертисмента из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Операм Глинки катастрофически не везет на русской сцене в 21 веке. Первая русская опера «Иван Сусанин», о 180-летии постановки которой напомнил Цискаридзе, отсутствует в репертуаре как Большого так и Мариинского театров. Подобная дикая ситуация заставляет задуматься, а почему история подвига крестьянина Ивана Сусанина не вписалась в современные театральные бренды. Праздник Народного единения 5 ноября, прямо связанный с теми событиями, есть, а вот опера на этот сюжет почему то пришлась не ко двору.

Академия балета не может запеть, поэтому был представлен полностью так называемый «польский акт». Роскошь костюмов и декораций. Отметим сразу – расшивали костюмы жемчугом и блестками все от учеников и педагогов и кончая лично ректором. Подобная практика тоже имеет первостепенное педагогическое значение. С детства будущие выпускники приучаются к костюмам как произведению искусства. Им внушается мысль, что грязные майки и рваные треники, которые воцарились на сценах в последнее время, не есть произведения высокого искусства.

Костюмы костюмами, а танец есть танец. «Польский акт» дает блестящие возможности его показать. Здесь есть и классический танец на пуантах и так называемый характерный танец, счастливое сочетание, о котором стали забывать в современном балете. Знаменитый вальс Глинки «царица бала» танцует на пуантах. Мало кто знает, но в этой роли блистала на сцене Большого сама великая Марина Семенова! Поэтому «польский бал» — еще и очередной реверанс любимой выпускнице Агриппины Вагановой и любимому педагогу ректора. В сентябре прошла презентация книги в честь этой великой балерины. Отметим, что это только вторая монография о прожившей столетнюю жизнь замечательной артистке. Нужно было прийти Цискаридзе, чтобы альма-матер выпустила книгу о той, что стала её гордостью.

Но возвращаемся к «польскому балу». Эстафету от Семеновой приняла выпускница Алена Ледях. Сейчас девушка успешно выступает на сцене Большого театра. Кроме вальса были гордый полонез, огненный краковяк, изящная мазурка. Зрители устроили овацию с первых мгновений, когда взорам открылась эта невероятная красота костюмов и декораций. Вечер Глинки продолжился «Волшебными садами Наины» из «Руслана и Людмилы».

Этой опере по поэме Александр Сергеевича Пушкина повезло еще меньше, чем «Сусанину». Оперу поставил авангардный режиссер Черняков. И лучше бы она вообще не шла! Речь то идет о былинных временах князя Владимира Красно Солнышко, памятник которому откроют в Москве в аккурат в день народного единства. Опера в постановке Чернякова – глумление и над русской культурой и над историей. «Волшебные сады Наины» — это современный корпоратив визжащих бабенок, одна из которых виртуозно исполняет «фуэте» пятой точкой на крышке рояля! Очень бы хотелось узнать имя хореографа этого действа. А вот Цискаридзе возвращает нам шедевр Михаила Фокина. Выросло целое поколение зрителей, которые и понятия не имели про «балетном акт» из «Руслана и Людмилы»! А как хорош этот акт! Какая музыка! Какая изобретательность в па! И как здорово исполнили воспитанницы, особенно Алена Ковалева. Ее грацией, изумительным сложением можно залюбоваться. Она тоже сейчас танцует в Большом. Для сравнения приведем две видео записи. Черняковский опус на грани анекдота и фокинский, восстановленный Цискаридзе. Хочется спросить, и какой вам больше понравился?

(Это ссылка на тюбик с черняковским прочтением «Садов Наиын». Контраст с фокинским потрясает, особенно когда бабища на рояле на заднице крутится. И кто такие фуэте ставит? Как говорится, автора на сцену. И за такое бешеные бабки платить. )

(Запись спектакля Вагановки )

Второй акт – «Болеро» Равеля. Признаюсь, мне очень хотелось, чтобы Николай Цискаридзе станцевал знаменитое «Болеро» в постановке Бежара. Существовали две версии, мужская, которую прославил Хорхе Донн, и женская, нам известная благодаря Майе Плисецкой. Но Николай Максимович верно расставил приоритеты и показал зрителям, что, увы, в какой то степени культовый западный хореограф был плагиатором. И этот стол с танцовщицей, и стулья со зрителями кругом него были в другой постановке. Но обо всем по порядку.

Во вступительном слове Цискаридзе рассказал предысторию знаменитого номера. Рождение «Болеро» связано с Россией, вернее с русской артисткой, экстравагантной дамой Идой Рубинштейн. Она была знаменитой благодаря портрету Валентина Серова. На той самой «выставке Серова», очереди на которую проявили тягу людей к классическому искусству, портрет занимал самое почетное место. А значение этой дамы для русского искусства начала 20 века показали Андрис и Илзе Лиепа, поставив балет, посвященный Иде. Там много образов, включая Клеопатру.

Именно Ида Рубинштейн заказала композитору Морису Равелю «Болеро» для своего выступления в Париже. Поставить номер она попросила другую выпускницы Вагановки Брониславу Нижинскую. Очень талантливая женщина оказалась в тени своего великого брата Вацлава Нижинского.

Бронислава Нижинскaя (в «Карнавале» и «Фавне»)

О «Ваце» снимают фильмы, ставят спектакли, а вот о сестре известно меньше. Николай Максимович и эту несправедливость исправляет. «Болеро» Брониславы Нижинской вызвало наибольшие споры среди зрителей и критиков. Для многих шоком стало открытие «плагиата» Бежара. Другие оспаривали возможность для выпускницы, юной еще девушки, передать всю страстность и темперамент этого номера. Для меня же главное – вывести этот шедевр из забвения, показать зрителям, дать ему новую жизнь, а исполнительница еще найдется. Кстати, и выпускница Академии была очень и очень неплоха. Удивительно, но факт. Возраст в данном случае не помеха.

Финалом выпускного спектакля стала «Фея кукол». Это был триумф, апофеоз всего вечера. Во вступительном слове ректор определили это произведение как переломное для русского балета. С постановкой «Феи» в Мариинском театре закончилась эра Петипа и началась эра Легата. Премьера состоялась на сцене Эрмитажного театра. В главной партии блистала Матильда Кшесинская, Пьеро исполнили Николай Легат и Михаил Фокин, китаянкой стала Агриппина Ваганова, а испанкой – Анна Павлова. Созвездие звезд! В зале присутствовали император Николай II c императрицей Александрой Федоровной. Спектакль настолько пришелся по душе императорской чете, что было решено перенести его на сцену Мариинского театра для первого посещения театра великими княжнами.


В сегодняшнем спектакле осуществлена связь времен. Роль партии Феи кукол исполняет правнучка легендарной Матильды Кшесинской юная Элеоноар Севенард. Эта прелестная девушка будет выпускаться в следующем году, но признаки звезды налицо уже сейчас. Элеонора завоевала второе место в конкурсе Vaganova prix и на Гала концерте доставила много радости зрителям черным па-де де- из «Лебединого озера».

Возобновленная «Фея кукол» — феерия танцев и….изумительных костюмов Льва Бакста, о юбилее которого тоже не забыл ректор Вагановки. Яркие, стильные, изящные костюмы всех времен и народов – одно из главных украшений спектакля. По словам Цискаридзе, оттанцевав в таких костюмах, уже не наденешь на сцене «рванину», которую обожают в режопере и режбалете. Тут и национальные танцы и костюмы японки с веером, китаянки с зонтиком, испанки с кастаньетами. Чудеснейший образ зайки –барабанщицы. Невозможно забыть танец солдатиков и девочек в «красных шапочках». Это настолько прелестный танец учеников младших классов, что его исполнили на концерте в честь открытия новой сцены «Табакерки».


Зрители тогда восторженно приветствовали детей. А началось успешное шествие номера по концертам на выпускном спектакле.

Спектакль вроде бы и на немудреный сюжет, а за душу хватает. Чем? Только ли костюмами и танцами? Нет. И сюжетом тоже. Сюжет этот особенно важен во времена странных сказок и молодежных антиутопий, поражающих своей жестокостью. Сюжетом о том, что не все продается и покупается, хотя речь идет о магазине игрушек. И кукол демонстрируют, чтобы продать подороже, или толстому купчине или респектабельному господину. Радуются хозяин и приказчики, что удалось продать самую красивую куклу – Фею кукол. А душа то есть, способность восхищаться искусством не у них, а у мальчика на побегушках! Ему доступно чудо. С каким неподдельным восторгом коленопреклоненным сморит он на прекрасную куклу! Он понимает, что не ему играть этими чудесными игрушками. Когда богатые родители выбирают детям подарок, он то вынужден работать. Но когда закончились все расчеты и после удачной сделки удалились и продавцы и покупатели, для этого бедного мальчика, то и дело награждаемого подзатыльниками и тасканием за волосы, начинается сказка. Куклы позволяют ему присутствовать на своем прощальном балу. И эта вера в торжество справедливости для самых забитых и беззащитных придает особое звучание спектаклю для маленьких детей. Множество споров вызвала постановка на сцене Большого «Мойдодыра» как «спектакля для детей». «Фея кукол» — настоящий детский спектакль, проверенный временем со своей премьеры в 1903 году более ста лет назад.

Николай Цискаридзе родился в Тбилиси. Его мать, Цискаридзе Ламара Николаевна была учителем в средней школе, преподавала физику и математику. Отец, Цискаридзе Максим Николаевич, был скрипачом. Мама Цискаридзе любила искусство и часто посещала театры. Посещая театры вместе с мамой, маленький Николай познакомился со сценическим искусством.

После гастролей театра С.В. Образцова в Тбилиси Николай серьезно увлекся кукольными представлениями. Он даже начал сам делать кукол. Любовь к этому виду искусства осталась у него на всю жизнь. Будучи взрослым, он собрал большую коллекцию кукол. Но на первом месте у Цискаридзе всегда были так любимые им танцы.

Учеба

Первым серьезным шагом на пути к будущей профессии для Николая Цискаридзе стало поступление в Тбилисское хореографическое училище в 1984 году. Обучение Николая было весьма успешным, и вскоре стало ясно, что для дальнейшего обучения нужно ехать в Москву. Следующим училищем, в которое поступил Николай Цискаридзе, стало Московское академическое. Тут он обучался под руководством профессора Петра Антоновича Пестова, который был просто замечательным педагогом.

Цискаридзе все схватывал на лету и делал большие успехи. Некоторые труднейшие произведения он станцевал еще в школьные годы (па-де-де из балета "Фестиваль цветов в Джензано", "Классическое па-де-де" В. Гзовского и т.д.). Цискаридзе заметили представители Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечающей юные таланты в различных видах искусства. В результате Цискаридзе стал стипендиатом этой программы.

Николай Цискаридзе - Дочь Фараона

Карьера Николая Цискаридзе

Закончил Московское академическое училище Цискаридзе в 1992 году. И сразу был приглашен Ю.Н. Григоровичем в труппу Большого театра. И хотя в театре жизнь была очень непростой, Цискаридзе отмечал, что ему очень повезло с наставниками, особо отмечая Николая Романовича Симачева, Марину Тимофеевну Семенову, и Галину Сергеевну Уланову. С Улановой Николай встретился после смерти матери, и она стала для него ангелом-хранителем. Она его многому научила.

Работу в театре Цискаридзе совмещал с учебой в Московском государственном хореографическом институте. Он учился на специальности "Артист балета. Педагог". Закончил институт он в 1996 году.

Как и любой начинающий артист, Николай Цискаридзе станцевал практически весь кордебалетный репертуар, прежде чем ему начали давать более сложные партии. Это были и французская кукла из «Щелкунчика», и Конферансье из «Золотого века». Далее последовали ведущие партии в спектаклях как классического репертуара («Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик»), так и современных («Пиковая дама», «Паганини»).

Вскоре работа Николая Цискаридзе была отмечена различными наградами. В их число вошла серебряная медаль на четвертом Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония) в 1995 году. А в 1997 году на восьмом Московском Международном конкурсе артистов балета Цискаридзе получил не только золотую медаль и первую премию а и персональный приз "За сохранение традиций классического наследия" Питера Вандерслотта. Постепенно Цискаридзе приобрел известность, о нем стали писать, говорить. У него появились поклонники, постоянно посещавшие спектакли с его участием.

Упорный труд Николая Цискаридзе заслужено отмечен множеством различных премий. Только национальную премию "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" он получал трижды – в 1999, 2000 и 2003 годах. Государственную премию Российской Федерации – в 2001 и 2003 годах. Были и другие премии, отмечавшие его вклад в хореографическое искусство.

Николай Цискаридзе на сцене

Добиться выдающихся результатов Николаю Цискаридзе удалось во многом благодаря уникальным природным данным. Уникальное сочетание высокого роста, замечательных пропорций, привлекательной внешности, музыкальности и пластичности дают Цискаридзе большие возможности. Но все это ничто без присущего Николаю терпения, трудолюбия, постоянной работы над собой и полной самоотдачи. Николай Цискаридзе в совершенстве овладел школой классического танца, добиваясь как технического так и эстетического совершенства движений. И это еще далеко не все. Глубокое понимание танца, наполнение смыслом каждого движения, духовное наполнение исполняемой роли – вот что наряду с техническим совершенством делает танец Цискаридзе таким завораживающим, эмоциональным, и не оставляет ни одного зрителя равнодушным к происходящему на сцене.


Хотя Николай Цискаридзе исполнил много ярких партий на сценах различных театров, особо хочется отметить его роль Квазимодо в балете "Собор Парижской Богоматери", поставленном на сцене Большого театра в 2003 году Роланом Пети. Уродство доверенного Цискаридзе персонажа передано не за счет бутафорского горба или особого грима, а только за счет хореографии и уникальной пластики артиста. Балетмейстер не только эффектно рисует внешность персонажа а и выражает состояние его души. Благодаря этой роли, он поднял уровень своего мастерства на еще более высокий уровень. Сам Цискаридзе отмечает, что после этой роли он стал танцевать многие партии по-другому. Эта роль что-то изменила у него внутри.

Цискаридзе прекрасно удаются роли как в классических, так и в современных спектаклях, длинные партии и маленькие миниатюры. В значительной степени это обусловлено очень ответственной подготовкой артиста к каждой роли. Это и анализ характера героя, внимательное знакомство с музыкой спектакля, участие в создании сценических костюмов. Ну и конечно же, доведение до совершенства каждого движения.

Жизнь артиста

Живет Цискаридзе в Москве. В настоящее время он является Премьером Большого театра. Правда, в последнее время с основным работодателем у артиста конфликты, которые решаются в суде. В 2011 года он стал членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Преподает на кафедре мужского классического танца и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Конечно же, основное место в жизни артиста принадлежит танцевальному искусству. Тем не менее, он находит время и для других увлечений, таких как музыка и опера, и собрал большую фонотеку. Больше всего Цискаридзе нравятся певцы, вокальные данные которых дополнены еще и актерским мастерством, например, Мария Каллас и Тито Гоби. Николай также любит читать и путешествовать.

Глава Императорских театров Теляковский в воспоминаниях жаловался, что у каждой балерины есть покровитель, и каждая чуть что ему жалуется, и каждый покровитель норовит его, Теляковского, снять. Так, балерина Кшесинская была удачливее коллег - бегала снимать директора к самому Великому Князю. Так что фаворитка козырного туза, снимающая доблестного главу очень большого театра, - старый сюжет.

Большой театр был построен на месте чумного кладбища. В его закулисье чума тлела всегда. После революции Ленин вообще собирался Большой закрыть. В нем уж не топили, артистам не платили. Но балерины были любовницами товарищей по революционной борьбе, и товарищи объяснили вождю, что театр можно использовать для просвещения масс, а кроме того, там удобно и съезды проводить.

Сталин, в отличие от предшественника, балеты и оперы любил. Благоволил Лепешинской, которая была партийным секретарем Большого. Фаворитками тирана были и оперные примадонны Шпиллер и Давыдова. Балерины, не охваченные НКВДшниками, в 30-х почти все были замужем за генералами. Традиция «тиран плюс балерина» - еще один из вечных сюжетов Большого.

Бывший директор Большого Иксанов долго удерживал театр в стороне от политики. Например, не дал провести там съезд ни одной пропутинской партии. А его противник Николай Цискаридзе избрал верный способ пробиться к кормушке - стал активно хороводиться с женами путинского окружения. Так, балерун сдружился со второй женой ближайшего соратника Путина Сергея Чемезова Екатериной. Цискаридзе учил балету дочь путинского соратника Игоря Шувалова . И со слов Цискаридзе, господа Чемезов и Шувалов зудели своему патрону при каждом скандале в театре, и того это раздражало.

ПАТРОН больше всего хочет, чтобы в стране ничего не происходило вообще. Чтобы все было тихо. Пусть все бульдоги грызутся под ковром, главное, чтобы ничего не доносилось наружу. Как это было в советское время. Тогда все скандалы тлели глубоко в дупле, социальных сетей не было, а критика Гаевского, который посмел раскритиковать Григоровича, перестали печатать во всех подконтрольных советским властям изданиях.

Пока Большой был на реконструкции, желающих порулить им особо не наблюдалось. Как только Большой открылся, Иксанов сформировал Попечительский совет, привел толпу спонсоров, набежали желающие. И с той поры Иксанов стал напоминать одинокий дзот: фронт давно ушел, а одинокая крепость отстреливается.

У него было много сторонников из образованных людей. После скандала с Филиным Цискаридзе опять оккупировал уши Сергея Чемезова. Но тогда подсуетилась группировка, поддерживающая Иксанова, знающая цену этому руководителю, и, благодаря премьеру Медведеву, с ним был подписан контракт до 2014 года. Анатолий Иксанов успокоился и перестал отстреливаться.

И тут - крайне неудачное стечение обстоятельств. Против Иксанова давно была глава Московской Государственной Академии Хореографии при ГАБТ Мария Леонова. У нее давно уже была не самая славная репутация женщины, которая пристраивает «нужных» девочек в Академию, а затем и в балет Большого театра далеко не за красивые глаза. При Иксанове с Московского балетного училища, где учились дочери и внучки генсеков, отклеили ярлык «при ГАБТ», потому что школа там сдавала, и выгоднее было брать балерин из Вагановского. Осталась просто Московская Государственная Академия Хореографии. Леоновой испортили бизнес, и она не смогла этого перенести.

А к Леоновой до сих пор ходит заниматься балетным станком вице-премьер РФ Ольга Голодец, которая считает себя сведущим в балете человеком. И вот, смотрите, какой расклад: с одной стороны против Иксанова объединились Голодец и Леонова. А с другой стороны, Чемезов, чья жена привечает Цискаридзе, тут же подсуетился и завел Голодец к Путину. Чемезов давно был Цискаридзе накручен, давно щелкал зубами, что Сердюкова снял, всех, кого хотел, посадил, а Иксанова не может. Чемезов привык к своей всесильности и здорово обламывался, что директор Большого ему не по зубам.

Два фронта объединились в один. А дальше - стечение обстоятельств. Иксанов перестал отстреливаться. И проглядел, как обидели любимицу Кремля Светлану Захарову. И вот, на носу премьера балета Евгений Онегин. Но хореограф Рид Андерсон, который привез этот балет из Штутгарта в Большой, категорически не хотел Захарову в первом составе.

Предполагаю, потому, что Захарова пустая. Она больше подходит для классического балета, она великая Одетта-Одилия, прекрасная Баядерка, красавица с выдающейся линией ног и рук, но там, где нужны не выдающиеся данные, а наполнение, она не выигрывает. Не хватает сценического интеллекта. (Светлана Захарова - православный патриот, не будем утверждать, что православный патриотизм лишает мозгов, пусть это останется на усмотрение публики).

Но прима абсолюта сочла, что Иксанов, с которым она дружила и которому она была лояльна, должен был ее отстоять, уговорить Филина и Рида Андерсона. Иксанов же не хотел расстраивать Филина, а также не имел права давить на Рида Андерсона. И тут как раз Универсиада в Казани. И как раз через пару дней после визита Голодец через Чемезова прима-балерина Светлана Захарова несет флаг, а вечером видится с Путиным на приеме после открытия.

Светлана Захарова к Путину крайне лояльна. Она своя. В 2009 году было уникальное событие. Путин, который никогда в Большой не ходил как зритель (был только на двух приемах, к искусству никакого отношения не имевших, - юбилее «Коммерсанта» и концерте в честь Ельцина), пришел на репетицию к Светлане Захаровой и поздравил ее. А по приглашению Захаровой на ее бенефис пришла вся Государственная Дума, - все богатейшие коротышки с охранниками. В одном из европейских театров Захарова как-то вышла на сцену с криком «За Родину!»

Иксанов в силу своей дистанцированности от политики был Путину чужеродным элементом, он не был своим, не был партийным. Захарова - своя, а за своих Путин всегда впрягается. Политика бессменного российского президента - подбор кадров по принципу личной преданности.

Мы можем только домысливать, что именно сказала Светлана Захарова Путину. Возможно, она сделала это очень по-женски. Хотела, мол, вас пригласить на премьеру, но меня сняли, я не танцую. И это стало последней каплей. Чаша терпения переполнилась. Надоело, что со всех сторон жалуются на Большой театр.

Поручение снимать Иксанова было дано лично Путиным с утра в понедельник 8 июля. Утром Иксанов был вызван к своему личному врагу Голодец. Приказа о его снятии не было аж до среды, что вызывало бешенство у руководителя аппарата правительства Сергея Приходько. Но в прессу все слили мгновенно, чтобы сделать отставку Иксанова невозвратной и непоправимой.

Николай Цискаридзе воспринял отставку Иксанова как свою победу - рассылал всем коллегам радостные рожицы со своего телефона. Черт ним, с Цискаридзе, его неадекватность так прогрессирует, что ничего хорошего балеруна не ожидает. Черт с ним, с Иксановым, в конце концов, он остался порядочным человеком на таком сложном посту, его пустят в рай. Да и Большой устоит. А нас всех жалко ужасно, жалко, что человеку-эпохе можно найти замену за СУТКИ, если его недруги достучались до первого лица.

["Сноб", 05.02.2013, "Скандал в Большом театре. Часть I: версия Иксанова" : 9 ноября 2012 года стало известно о письме Владимиру Путину двенадцати деятелей культуры с просьбой отставки Иксанова и назначения на должность генерального директора Большого Николая Цискаридзе. Письмо, в частности, подписали Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек, Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов и другие. Часть из них позднее отозвала свои подписи. По Москве поползли слухи, что за планами Цискаридзе занять директорское кресло в Большом стоят влиятельные представители бизнеса, а именно миллиардер Рашид Сардаров и его жена Марианна, а также приближенный к Путину глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и его жена Екатерина . В правительстве среди сторонников назначения Цискаридзе называли вице-премьера Ольгу Голодец. К продвижению кандидатуры Цискаридзе подключается Тина Канделаки, занимающаяся бизнесом в сфере пиара. Наблюдатели обратили внимание на ее связи с Сергеем Чемезовым. В частности, компания Тины получила контракт на полтора миллиона долларов на ребрендинг «Ростехнологий». Однако в интервью для телеканала «Дождь» Цискаридзе опроверг слухи о поддержке своей кандидатуры Чемезовым и Голодец. [...]
Усков: То есть письмо деятелей культуры Путину с просьбой назначить Цискаридзе генеральным директором было отправлено по просьбе Цискаридзе?
Иксанов: Конечно. Он ходил лично, сам ходил к тем подписантам, они мне говорили об этом. И понятно, что он этого хотел при очень серьезной поддержке. Снова сорвалось. Министр культуры подписал со мной договор на следующие два года. - Врезка К.ру]

[ТК "Дождь", 09.07.2013 "Цискаридзе, Чемезов, Голодец. Кто поспособствовал отставке Анатолия Иксанова" : Отомстить Иксанову за Цискаридзе помогли влиятельные покровители танцовщика из числа близких Путину людей - глава «Ростеха» Сергей Чемезов и его жена Екатерина Игнатова. «Вместе с вице-премьером Ольгой Голодец, курирующий социальную и культурную политику, они выступили главными лоббистами отставки, сумев донести свою точку зрения до президента», - рассказывает источник близкий к театру. Кроме того, они опасались, что вслед за Цискаридзе будет уволена подруга Голодец Марина Леонова, ректор престижной Московской академии хореографии; Леонова также враждовала с Иксановым и даже подписывала письма с требованием о его отставке. Сотрудник Большого говорит, что решение о снятии Иксанова и назначении теперь уже бывшего руководителя театра Станиславского и Немировича Данченко Владимира Урина приняли несколько недель назад. Сам Иксанов, предчувствуя скорый уход, готовил себе на замену спецпредставителя по международным вопросам Михаила Швыдкого , но его кандидатуру не поддержали. [...]
Недовольны в театре и отсутствием позиции со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который, будучи президентом, открывал историческую сцену Большого после многолетней реконструкции. «От ситуации с Иксановым он просто абстрагировался, не желая вступить в конфликт с Путиным», - рассказал наш источник. Другой собеседник вспоминает инцидент, когда жена премьера Светлана Медведева присутствовала при обсуждении одной из постановок режиссера Дмитрия Чернякова, после чего произнесла: «Ну, где здесь искусство»? Добавлю, Иксанов руководил театром рекордные 13 лет. На это время пришлась затяжная и дорогая реконструкция исторической сцены, а также смелые эксперименты в виде «Детей Розенталя» Владимира Сорокина, «Онегина» Дмитрия Чернякова, а также «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова. - Врезка К.ру]

Загрузка...