aracs.ru

Анна Павлова: биография знаменитой балерины. Анна Павлова: биография и фото. Великая русская балерина

Сорин Савелий Абрамович (1887-1953) Анна Павлова.

Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным. Её гонорары были самыми высокими в балете тех лет. Ей подражали, ею восторгались, в честь потрясающей балерины короли уст­раивали приемы, а конди­теры называли торты ее именем. О ней писали, её рисовали, ей посвящали стихи, а лучший балетный критик Андрей Левинсон говорил об Анне: «Её искусство рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой!».

Гениальный английский комик Чарли Чаплин, всю жизнь мечтал сделать ей предложение. Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Встречаясь, они снимали ресторан на двоих, и Чаплин, шутя, учил балерину танцевать, а она его – носить тросточку.

«Мы похожи с вами, Анна! – сказал Чаплин в первую их встречу в Америке. – Я – бродяга, вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…»


Чарли Чаплин и Анна Павлова, 1922 год.

Рассказывать об Анне Павловой очень трудно. События ее личной жизни, то, что происходило вне сцены, ее собственная человеческая судьба, особенности характера – они все исчезают в том, что происходило на сцене. Если очень точно рассказывать ее биографию, то надо будет очень точно перечислять роли и названия городов, где она гастролировала. За 22 года гастролей Павлова дала около 9000 спектаклей, проехала на поезде более 500 000 километров, и был период, когда итальянский обувной мастер Ромео Нинолини изготовил для нее 2 000 балетных туфель в год. Её рекордное турне по городам, где о балете никогда не слышали и по всему миру до сих пор никем не побиты.

Она родилась, чтобы танцевать, а когда исчезла физическая возможность танцевать, она просто исчезла, умерла. И абсолютно искренне можно сказать, что все, кроме сцены, все, кроме ее творчества, кроме танца, для Павловой было второстепенным. В отличие от большинства успешных балерин 19 века, которые проживали свою жизнь напоказ и предавали гласности все, что происходило с ними, Анна Павлова тщательно скрывала свою жизнь. У нее очень любили брать интервью, но все ее высказывания касались балета, и были крайне неэмоциональны, когда задавали вопросы о ее привязанностях, о ее вкусах помимо музыки или танца. Какая она была – представить себе почти невозможно, настолько скрытная это женщина, и даже из книги, написанной ее мужем ничего нельзя понять о ней. Сегодня кажется, что даже ее происхождение и рождение окутаны тайной, неизвестны.

По официальным метрикам, Анна Павлова родилась в лазарете лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Петербурге. Девочка родилась раньше срока, хрупкая, болезненная, и первые годы жизни она провела в деревне, в доме своей бабушки, это маленькая деревня под Петербургом – Лигово.

В метрической книге она записана как дочь рядового солдата из крестьян Тверской губернии Матвея Павловича Павлова и его законной жены, прачки Любови Федоровны Павловой. Кто он такой, Матвей Павлов, отец великой балерины, никто не знает. Был ли он, или этот брак был формальным – во всяком случае, уже через несколько лет мать Анны Павловой имеет второго мужа и отдельный паспорт, что в России было чрезвычайно трудно для женщины ее положения.

Кто был настоящим отцом балерины, доподлинно неизвестно. По утверждениям нескольких современников, в том числе двух её единокровных братьев, отцом Анны Павловой являлся один из крупнейших московских банкиров, землевладелец Лазарь Поляков. Балерина скрывала своё происхождение до самой смерти.

Анна Павлова вспоминает, как мама повела ее в Мариинский театр, и она увидела балет «Спящая красавица», что тоже странно – мама работала прачкой, купить два билета в Мариинский театр – это очень дорого и очень трудно. В общем, получается, что богатый папа был. Тем не менее, вот этот поход – неважно, кто был папа – решил судьбу маленькой девочки, и она мечтала стать балериной.

Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. «Я буду танцевать, как Принцесса Аврора», – твердо заявила маме девочка, возвратившись домой.

Первый раз ее приводят в училище слишком маленькой, ее не принимают, и когда ей исполнилось восемь лет, в 1891 году Анну Павлову приняли в Петербургское театральное училище.

Из воспоминаний Анны Павловой:

«Помню, когда я была еще в младшем классе в училище, приехал Государь Император Александр Третий с Императрицей Марией Федоровной и Великими князьями. Мы, воспитанницы, танцевали балет на нашей маленькой сцене. После балета нас всех пригласили в аудиторию, где была царская семья, и Государь посадил к себе на колени мою маленькую подругу. Я расплакалась. Меня стали спрашивать, о чем я плачу. Я тоже хочу, чтобы Государь посадил меня к себе на колени – отвечала я, обливаясь слезами. Чтобы утешить меня, Великий князь Владимир Александрович взял меня на руки, но я не удовлетворилась этим. Я хочу, чтобы Государь поцеловал меня.»

Все посмеялись. Он ее не поцеловал. Это желание быть первой, быть лучшей, привлечь к себе внимание – необходимое свойство будущей звезды. Если уж целоваться, то с Императором, или вообще не надо.

Она была хрупкая девочка, ей не всегда доставало сил преодолеть трудности обучения, у нее физически организм не выдерживал этой нагрузки. Но ее хрупкость соединялась с упрямой силой воли.


Пуанты Анны Павловой

Училище окончила в 1899 году, сразу же принята на исключительное положение в театре. Пока не проявился драматический талант Анны Павловой, критика постоянно упрекает ее в несовершенстве техники на сцене. Если сначала читать рецензии на первые спектакли Анны Павловой, то там пишется, что она мало заботится о правильности постановки ног, что у нее романтический беспорядок в движении рук. А затем очень быстро интонации меняются, и все технические погрешности танца Анны Павловой называются ее стилем. Пишется, что у Павловой есть нечто свое в танцах, что и выделяет ее из числа прочих солистов.

Она протанцевала на сцене Мариинского театра 10 лет. В балетах академического репертуара, которые шли на сцене этого театра не везде встречалась возможность выразить нечто психологически глубокое и значимое. И у Павловой была масса проходных, необязательных для нее партий. Две ее партии сделали эту балерину великой для российского зрителя – это Никия и Жизель.

Удивительно для балерины, до Павловой никто так не относился к балетным партиям. Она высказалась о «Баядерке» так: «Я хочу показать целый ряд переживаний, переходов от одного чувства к другому.»

В России, кроме классического репертуара, она сотрудничала со своим другом, школьным приятелем, балетмейстером Михаилом Фокиным. Фокин сначала видел в Анне Павловой, а не в Карсавиной идеальную исполнительницу своих балетов.

В 1907 году он поставил для нее концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса. Этот номер сопровождал ее всю жизнь, образ лебедя стал ее любимым, и последние слова перед смертью Анна Павлова говорила: «Подайте мой костюм лебедя».

В 1910 году Павлова переходит на положение гастролерши, она подает заявление об увольнении из театра и заключает контракт на отдельные спектакли. Но в то же время решается и ее частная жизнь, она выходит замуж за Виктора Дандре. Виктор Дандре был поклонником ее таланта, посещал все спектакли, был членом Государственной Думы, очень крупным чиновником. Он был в одной компании, курирующей постройку одного из крупнейших мостов в Санкт-Петербурге – Охтинского моста. Был обвинен в растрате казенных денег, на него был заведен уголовный процесс, и Дандре сидел в тюрьме. Выпущен он был под очень большой залог с запрещением выезда из России. Деньги за залог внесла Анна Павлова, и, невзирая на запрет на выезд, Дандре выехал из России и обосновался в Англии, стал импрессарио Анны Павловой. И получается, что поскольку она стала супругой человека, въезд которому в Россию был запрещен, то и ей стало это стало весьма затруднительно, и ее уход из театра очевидно, все-таки продиктован семейными обстоятельствами.

Дирекция всячески пыталась удержать ее в театре, и ей были предложены такие условия, которые не мешали Павловой содержать свою труппу и гастролировать по всему миру, она уже чувствовала себя актрисой мира, и ей мало было этой сцены. Два сезона Анна Павлова выступала в труппе Дягилева. Но ей было тесно в этом сообществе. Она была солисткой, одиночкой, и общее творчество было ей не нужно.

Anna Pavlova, 1913, Цветное фото: klimbim.art

Последний раз в России она выступила в 1913 году, и покинула страну, больше никогда не возвращаясь, когда ей было 33 года. Необходимость постоянной смены репертуара – она переезжала с одной площадки на другую – привела к тому, что Анна Павлова сама стала ставить себе номера, подгоняя музыку под свои возможности. И половина репертуара – это номера, поставленные Новиковым и самой Анной Павловой, и переделанные из старых ролей.

Неся такую фантастическую нагрузку, переезжая с одного места на другое, Анна Павлова, никогда не болела. Сам танец, очевидно, давал ей силы и восстанавливал ее. Она упрямо не замечала, что стареет, что силы уже не те. Очень жестоко описывает в своих воспоминаниях французский балетмейстер и танцор Серж Лифарь: «Я так боготворил Вас, и мне так нравились Ваши танцы, что я готов убить сегодняшнюю Анну Павлову, чтобы она не затмевала тот возвышенный, совершенный образ.» Она все равно продолжала танцевать.

Хочется еще добавить, что в каждой стране, куда приезжала Анна Павлова, она изучала национальные танцы и включала их в свой репертуар. У нее были японские, индийские танцы, африканские танцы.

Она умерла во время гастролей, простудилась, проболела всего пять дней. Просто исчезла.

Личная жизнь Анны Павловой

Личная жизнь балерины складывалась непросто. Впрочем, Анна Павлова считала это естественным:

«Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству. Я вижу, что жизнь моя представляет собой единое целое. Преследовать безостановочно одну и ту же цель - в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда-то я думала, что успех - это счастье. Я ошибалась. Счастье - мотылек, который чарует на миг и улетает».

Павлова связала свою жизнь с Виктором Дандре. Человеком весьма противоречивым. Дандре - горный инженер, в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось поспешить ему на выручку и заплатить немалую сумму, чтобы его освободить. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре после этого бежал из России и многие годы жил без паспорта.

Вместе с тем Дандре был одним из самых способных импресарио своего времени, который впервые понял могущество прессы. Он постоянно устраивал пресс-конференции, приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой, давал многочисленные интервью, связанные с ее жизнью и творчеством. Например, прекрасно обыгрывал сюжеты, навеянные романтическим образом «Лебедя». Сохранилось множество фотографий, запечатлевших Анну Павлову на берегу озера, по зеркальной глади которого скользят прекрасные белоснежные птицы. Такой водоем был и в ее поместье «Айви-хаус» в Англии. Там действительно жили лебеди, а один из них по кличке Джек был любимцем Анны Павловой. Он не забывал свою хозяйку, когда та была в длительных поездках. Широко известна фотография Анны с лебедем на коленях, его голова доверчиво лежит у нее на плече. Фото выполнено известным фотографом Лафайеттом, которого Дандре специально пригласил на съемки.

Но именно Дандре и старался выжать все возможное из мировой славы балерины, организуя бесконечные и весьма напряженные гастроли, не щадя ее здоровья. В конечном счете непосильная нагрузка и привела, видимо, к ее безвременной кончине…


Анна Павлова и Энрико Чекетти — великий итальянский артист балета, балетмейстер и педагог.
Последние дни жизни Анны Павловой

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя, голландцы, славящиеся своими цветами, вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова». До сих пор на выставках цветов можно полюбоваться их изысканной красотой. С большим букетом этих цветов Анну встречал на вокзале голландский импресарио Эрнст Краусс. Но балерина чувствовала себя плохо и сразу направилась в «Отель дез Энд», где ей был отведен «Японский салон» со спальней, который впоследствии и получил название «Салон Анны Павловой». Судя по всему, артистка сильно простудилась во время поездки поездом по зимней Франции. Более того, как выяснилось, ночной поезд, которым она ехала из Англии в Париж, столкнулся с грузовым составом. Упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Только близким подругам Анна рассказала об этом происшествии, хотя на боль жаловалась многим.

В гостиницу был срочно вызван врач, который обнаружил у балерины острый плеврит. Королева Нидерландов Вильгельмина прислала Павловой личного врача де Йонга. Осмотрев ее, он пришел к следующему заключению:

«Мадам, у вас плеврит. Необходима операция. Я посоветовал бы удалить одно ребро, чтобы было легче отсосать жидкость». В ответ на это Дандре воскликнул: «Как же так! Ведь она же не сможет завтра танцевать!».

Действительно, по всей Гааге были расклеены афиши, извещавшие, что «19 января состоится последнее в Нидерландах выступление величайшей балерины нашего времени Анны Павловой с ее большим балетом». Затем предстояло длительное турне по Северной и Латинской Америке, Дальнему Востоку. Но этому не суждено было сбыться.

Дандре решил пригласить другого врача. Телеграммой был срочно вызван из Парижа врач Залевский, который раньше уже лечил Анну. А балерине становилось все хуже.

Видимо, тогда и родилась легенда об «умирающем лебеде», которую приводит в своих мемуарах Виктор Дандре. Анна Павлова, уверяет мемуарист, любой ценой хотела еще раз выйти на сцену. «Принесите мне мой костюм лебедя», - сказала она. Это якобы были ее последние слова…

Однако действительность была куда более прозаичной и трагичной. Об этом рассказывали служанка Анны Павловой Маргерит Летьенн, врачи, бывшие у ее постели. Они вспоминают, что балерина пригласила к себе некоторых участниц своей труппы и давала им указания, считая, что, несмотря на ее болезнь, спектакли должны состояться, особенно в Бельгии для нужд Красного Креста. Потом ей стало хуже. Все, кроме служанки, удалились из комнаты. Анна, кивнув на дорогое платье, недавно купленное в Париже у известного кутюрье, сказала Маргерит: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Она имела в виду детей-сирот, которые уже давно жили на ее средства в одном из особняков. После этого больная впала в кому.

Прибывший Залевский с помощью дренажной трубки попытался еще откачать жидкость из плевры и легких, но все было напрасно. Анна больше не приходила в сознание. Полагают, что в ночь с 22 на 23 января 1931 года она умерла от острого заражения крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой…

После смерти Павловой

Русская колония в Париже хотела, чтобы Павлову похоронили на кладбище Пер-Лашез, где ей можно было бы поставить прекрасный памятник. Но Дандре высказался за то, чтобы Анну кремировали. Во время гастролей в Индии она была зачарована индийскими погребальными церемониями, во время которых тело усопшего сжигается на погребальном костре. Она заметила близким, что хотела бы, чтобы ее кремировали. «Так позже будет легче возвратить мой прах в дорогую Россию», - будто бы сказала она. Дандре обсудил этот вопрос с импресарио Крауссом, и они решили посоветоваться с главой русской православной церкви в Гааге священником Розановым, ведь по церковным канонам полагаются только похороны на кладбище. Учитывая ситуацию, священник не возражал против кремации…

Виктор Дандре, несмотря на все его уверения, не был официальным мужем Анны Павловой, хотя об этом говорится в его завещании и урна с его прахом установлена рядом с урной Анны. Сама она никогда и называла его своим мужем, у них не было общего банковского счета. После смерти Анны Дандре заявил было свои претензии на «Аини хаус». Когда же мать балерины, отвергая эти посягательства, подала на него в суд, Дандре не смог предъявить никаких свидетельств о браке, ни свадебных фотографий, ссылаясь на то, что документы не сохранились после революции в России.

Адвокат напомнил тогда, что ранее он говорил о заключении брака с Павловой в Америке. Но и здесь Дандре не смог представить документов и даже назвать место свадьбы. Процесс он проиграл, и ему пришлось покинуть «Айви-хаус».

Был ли Дандре мужем Анны Павловой или нет, но в его завещании текст которого приводится в книге, говорится: «Я поручаю моим поверенным купить ниши 5791 и 3797 в крематории «Гоулдерс Грин» в качестве места для урн, содержащих мой прах и прах моей любимой жены Анны, известной как Анна Павлова. Я даю полномочия моим поверенным дать согласие на перенос праха моей жены и, если они сочтут возможным, также и моего праха в Россию, если когда-нибудь русское правительство или правительство любой крупной российской провинции будет добиваться переноса и даст моим поверенным удовлетворительные заверения в том, что прах Анны Павловой получит должные честь и уважение».

Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только память о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии.

Один из выдающихся британских хореографов – сэр Фредерик Аштон – решил посвятить свою жизнь балету после того, как подростком увидел выступление Павловой в Эквадоре. Позднее он был свидетелем ее триумфальных выступлений на сцене Ковент Гардена. В преклонном возрасте сэр Аштон вспоминал о Павловой:

«На ней всегда бы­ла белая шубка, контрасти­рующая с ее черными волоса­ми. Она выглядела великолеп­но! И ее танец был невероят­ным! Гибкость рук, ве­лико­леп­ные ноги! У нее была пот­рясающая скорость, ко­то­рую нынче редко встретишь в танце. Она была грациозна в жизни и на сцене! Она была самой выдающейся театральной личностью из всех, кого я знал!»

Факты об Анне Павловой

1. Туфли

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли, поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар. Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Часто туфли приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

2. Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет, и долго не соглашался, но через какое-то время все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.


Анна Павлова во время австралийского тура, 1926 год.

3. Благотворительность

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны балерина давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами, — так появился женский приют в Сен-Клу. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Поэтому все воспитанницы учились или в русской гимназии, или во французских колледжах, и каждой предоставлялась свобода выбора специальности.

4. Любимый лебедь

Анна Павловна любила животных и птиц. Главным ее любимцем был лебедь Джон (в разных источниках разные имена: Джек, Жак), которого помог приручить Анне Павловне некий господин, которого впоследствии прозвали «лебединым профессором». Джон, не подпускал к се­бе никого, кроме хозяйки, и ходил за Анной по пятам, как собака. Балерина же, совершенствуя свой танец, училась у своего любимца лебединым движениям. Хорошо известна фотография, где Джон обнимает своей шеей шею Анны.

5. Память о балерине в Лондоне

Англичане бережно хранят память о великой русской ба­лерине. В Музее Лондона хранится платье, в котором Анна Павлова танцевала. Стены старинного английского паба «The Gate» в районе Барнет, как и витрины Royal Opera House, украшают фотографии Анны Павловой. Ivy House устраивает выставки, посвя­щен­ные ее жизни и творче­ст­ву. И маленькая зо­лотая бале­рина в районе станции «Вик­то­рия» все танцует и танцует для нас – второе столетие, в любую погоду! Лон­дон стал любимым местом и уютным домом для Анны Пав­ловой. Здесь она нашла свои душевный покой и счастье.

6. Стиль «а ля Павлова»

Как любая женщина, Анна Павлова очень любила мир моды. Она часто и с большой охотой позировала для фотографов известных домов моды Англии, Берлина и Парижа. Так, в 1926 году в Париже она снялась в панбархатном манто, отороченным соболями для обложки модного журнала L’officiel. Анна придумала и свой стиль одежды – многослойные тонкие покрывала, которыми она с легкой небрежностью обматывала своё стройное тело. Этот стиль одежды «а ля Павлова» стал очень популярен, Анне хотели подражать. Именно благодаря ей в моду вошли драпированные в испанской манере манильские шали с кистями и шляпки.


Anna Pavlova, 1913, Цветное фото:

«Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала петербургская газета «Слово» о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Ставшая легендой при жизни, она сделала необыкновенно много для того, чтобы слава о русском балете пронеслась по всему миру.

Павлова переосмысляла затанцованные роли, сохранила очарование романтизмом. Ее манера исполнения дала новый этап в истории русского балета. Классический балет, едва не погибший, обретает современность, оттого и вечную ценность. Ее отличное от других танцовщиц толкование Жизели, Никии, Одетты перенято последующими поколениями. Поэтому именно на русской сцене сохранилось то неумирающее, вечное, что было присуще Анне Павловне Павловой. В ее день рождения предлагаем рассмотреть некоторые необычные факты из биографии великой балерины.

Очарование балетом

Кажется, что Анна Павлова танцевала всегда. Она будто родилась, уже очарованная балетом. Но настоящая любовь к балету пришла лишь после увиденного в девятилетнем возрасте утреннего представления «Спящей красавицы». Интересно, что это была премьера спектакля, поставленного Петипа. Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. Можно представить, сколько девочек, также пришедших на представление, сказали: «Когда я вырасту, то буду танцевать, как принцесса Аврора!» И только одна сдержит слово.

Туфли Анны Павловой

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли. Поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар, который периодически пополнялся новыми. Старые же туфли раздавались.

Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Поэтому туфли часто приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Удивительно, но во времена Анны Павловой пуант как таковых не существовало. Это объяснялось тем, что техника танца был несколько проще, чем сейчас. Поэтому форма танцевальных туфель была ближе к бальной, но, конечно, без каблука. Они были мягче, чем современные туфли, тонкой работы, отличались изяществом. Но это вовсе не означает, что раньше балерины танцевали на цыпочках. Они учились как бы зависать и сохранять равновесие на кончиках пальцев. Для этого порой носок балетной туфли мог быть прошит для большей устойчивости балерины.

Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет. Дягилев долго не соглашался, но после одобрения некоего комитета он все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.

Павлова и Чаплин

Чарли Чаплин был большим поклонником Анны Павловой. «Мы похожи с вами, Анна! – как-то сказал Чаплин. – Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят...».

Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Благотворительность Анны Павловой

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. Позже она стала посылать деньги в Россию для раздачи более нуждающимся артистам петербургской и московской труппы.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами. В итоге она организовала женский приют в Сен-Клу. Теперь большая часть денег, вырученных от спектаклей, шла на приютские нужды. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Все девочки учились или в русской гимназии, или во французских колледжах. Каждой Павлова предоставляла свободу выбора специальности.

Портрет Анны Павловой

Многие ошибочно думают, что Анна Павлова в своем известном номере «Умирающий лебедь» вдохновилась грацией своего лебедя. Это не так, ведь номер был поставлен задолго до появления ее любимца. И первоначально танец назывался просто «Лебедь», и лишь через несколько лет появился эпитет «умирающий».

Непривычно пустынная сцена. Нет кордебалета, декораций. Нет оркестра. Нет аккордов вступительной вариации. Вспыхивает беспощадно резкий, концертный свет. Танцовщица стоит в дальнем углу сцены, опустив голову, уронив скрещенные руки. После одного такта вступления арфы, с первым звуком виолончели она поднимается на пальцы и тихо и грустно плывет через сцену.

Фокин вкладывал в номер тему лирического покоя. Танец сам был музыкой. Это был монолог. И пускай в конце Лебедь все же умирал, но его смерть была умиротворенной.

Но облик Лебедя меняется с приходом войны и революций. Анна Павлова, проникая своим танцем в души, как бы вбирала в себя их отклик. Постепенно лиризм Лебедя окрашивался трагизмом. Менялся смысл движений. Поступь ног становилась напряженнее, резче обозначались повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали и вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал рубин. На грудь склонялось лицо.

Ксения Тимошкина

Русская артистка балета

О подлинной жизни Анны Павловой известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. Ее муж и импрессарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - Вдохновение, что жило во всей ее творческой натуре!

Наверное, секрет отличия Павловой от других танцовщиц, блиставших на сцене до и после нее, крылся в неповторимой индивидуальности ее характера. Современники говорили, что, глядя на Павлову, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. Она казалась воздушной и неземной, летая по сцене. В ее речи сквозило нечто детское, чистое, не вяжущееся с реальной жизнью. Она щебетала, как птичка, вспыхивала, как дитя, легко плакала и смеялась, мгновенно переходя от одного к другому. Такой она была всегда: и в 15, и в 45.

Газеты посвящали ей пышные рецензии: «Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…».

«Гибкая, грациозная, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Как быстро и пышно расцвел этот яркий, разносторонний талант», - так восторженно отзывалась пресса о выступлениях Анны Павловой.

Одна из подруг и преданных последовательниц балерины, Наталья Владимировна Труханова позже вспоминала с искренней горечью: «Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца! Это было что - то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами..!»

Образ, который обессмертил балерину – это, конечно, Лебедь. Поначалу он не был умирающим. Балетмейстер и друг Николай Фокин придумал для Анны концертный номер на музыку Сен-Санса буквально за несколько минут, импровизируя вместе с нею. Сначала «Лебедь» в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 130 секунд танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла «рана» – рубиновая брошь.

Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»

Небольшая хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух.

Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера.

Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.

Анна включала «Умирающего лебедя» во все свои программы, и кто бы ни были зрители – искушенные балетоманы или впервые увидевшие балет простые люди – этот номер в ее исполнении всегда потрясал публику. М.Фокин писал, что «Лебедь» в исполнении Павловой был доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Ее танец, импрессионистический по своей природе, был пластическим воплощением музыки, образный и поэтичный, танец Павловой был одухотворен и возвышен, и поэтому его нельзя было повторить и копировать. Секрет ее успеха был не в исполнении па, а в эмоциональной наполненности и одухотворенности танца. «Секрет моей популярности - в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова. И была права.

Анна Павлова боготворила искусство, любила его с такой страстью, с которой к нему, вероятно, способны были относиться лишь женщины «серебряного века». Ни один музей мира не остался без ее внимания. Ренессанс казался ей самой прекрасной из эпох в истории культуры. Любимыми скульпторами Павловой были Микеланджело и Донателло, а любимыми художниками - Леонардо да Винчи, Боттичелли и Содома. И в балете ее вкусы сложились под влиянием чистых линий искусства Возрождения. Все ее партнеры обладали атлетическими фигурами, подобными фигуре «Давида» Микеланджело.

Anna Pavlova and Algeranoff in `Russian Dance`

Anna Pavlova and Mikhail Mordkin

Однако, было бы неправильно думать, что великая Павлова была приверженцем исключительно петербургской школы классического балета и оттого отвергала новые искания Парижа и Монте-Карло. Нет, некоторые из ее хореографических миниатюр: «Калифорнийский мак» с образом красных разлетающихся лепестков.

«Стрекоза», которую балерина исполняла в костюме с крылышками в стиле art nouveau.

«Ассирийский танец», напоминавший ожившие барельефы Древнего Вавилона - явно относились к поискам нового жанра.

Она даже посетила школу Мэри Вигман в Дрездене, поборницы нового движения в танце. Между тем, Павлова любила повторять, что красота танца значила для нее всё, а уродство - ничего (и она категорически отвергала, все то, что казалось ей уродливым, и, в частности, некоторые пластические элементы новой хореографии). По ее суждению, красота дарила людям счастье и приближала к совершенству.

Интересовалась Анна и авангардным притягательным танцем талантливой американки Айседоры Дункан, не раз приезжала к ней в студию, но сама продолжала неустанно пропагандировать неувядающее искусство русского классического балета везде, где только могла и где хоть чуть – чуть позволяли условия быта! Анна Павлова не просто несла людям свое любимое искусство, она прокладывала новые пути, по которым классический балет приходил в жизнь разных народов. Для гастролей Павлова выбирала такие страны, как Индия, Египет, Китай, была в Японии, Бирме, Малайе, на Кубе, Филиппинах, выступала перед зрителями, которые до нее никогда не видели балета. Танцовщица поставила перед собой цель доказать, что классический балет не является тем искусством, что доступен лишь немногим знатокам.

Самозабвенно выступала Павлова в школах маленьких американских городков в далекой провинции, перед мексиканскими пастухами, жителями горных индийских деревушек. Мексиканцы бросали в знак восхищения к ее ногам свои сомбреро, индусы осыпали ее цветами лотоса, сдержанные шведы огромной молча провожали ее карету до самой гостиницы, после выступления в Королевском оперном театре, голландцы столь любили ее, что вывели особый сорт тюльпанов и назвали его «Анна Павлова».

А.Павлова в Новой Зеландии

При всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова, безусловно, оставалась человеком своей эпохи. Как всякая красивая женщина, она любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов. Так, в феврале 1926 года в Париже она позировала для обложки модного журнала «L’оfficiel» в панбархатном манто, отороченным соболями из дома «Дреколь».

В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H.& M.Rayne», которые носила, по ее словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно. Балерина любила и шляпки. Ее придирчивость при покупке нарядов вошла в легенду. Бароном Дандре прекрасно описана привередливость примы в выборе каждой новой вещи.

Она придумала себе особый стиль одежды – многослойные тонкие покрывала, которыми обматывала тело.

Анна Павлова протежировала русским Домам моды в Париже: одним из ее личных кутюрье был Пьер Питоев. Показательно, что программку выступлений труппы Павловой в парижском «Театре Елисейских полей» в мае 1928 года украшала реклама дома моды князя Феликса Юсупова - «ИРФЕ».

Программки выступлений Анны Павловой:

1915 г.

Искусство Павловой неотделимо от творчества замечательных театральных художников своего времени. В 1913 году по эскизам Бориса Анисфельда были выполнены сказочно прекрасные костюмы и декорации к балету Фокина «Прелюды» на музыку Листа. Константин Коровин создал для Павловой декорации к двум спектаклям. Это были «Снежинки» - фрагмент из первого акта «Щелкунчика» Чайковского, поставленный в ее труппе как самостоятельный одноактный балет - и «Дон-Кихот», первый акт которого балерина танцевала во время своего американского турне 1925 года. Костюмы к «Менуэту», «Умирающему лебедю» и «Музыкальному моменту» были выполнены по эскизам Леона Бакста, а русский костюм Павловой – по рисунку талантливого Сергея Соломко, любимого художника Императора Николая II. Мстислав Добужинский был автором декораций и костюмов для ее «Феи кукол». Впоследствии, правда, они были заменены оформлением Сергея Судейкина. Современники отмечали сценическое сходство «Феи кукол» из репертуара Павловой с поставленным у Дягилева «La Boutique Fantasque» («Причудливый магазинчик»), старинным венским балетом, который шел на сценах многих европейских театров в начале ХХ века. Спектакль «Приглашение к танцу» был оформлен Николаем Бенуа (сыном Александра Бенуа). В 1917 году в репертуар Анны Павловой был включен «Египетский балет» в постановке Ивана Хлюстина на музыку Верди и Луиджини. Оформление к нему было создано Иваном Билибиным. Билибин оформил для труппы Павловой и постановку «Русской сказки» на сюжет «Золотого петушка» в хореографии Лаврентия Новикова.

Сомов К. Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в "Арлекинаде" (б., акварель, карандаш); 1909

Leon (Samoilovitch) Bakst "Diana" (Costume Design for Anna Pavlova) 1910

"The Butterfly" (Costume Design for Anna Pavlova) 1913

J. Rous Paget (Costume Design for Anna Pavlova), 1926

В костюме Феи кукол по эскизам Льва Бакста. С Анной Павловой на балетную сцену пришел новый идеал красоты: пышнотелых Венер эпохи Петипа сменили бесплотные Сильфиды

Деятельность Анны Павловой выходит далеко за пределы ее исполнительского творчества. Маршруты ее путешествий, пересекшие все континенты земли, были маршрутами, по которым русская хореографическая культура входила в жизнь народов разных стран. В лице Анны Павловой русская балетная школа получила мировую славу и признание.

А где больше всего хотела жить она, перелетная птица, странствующая балерина, до конца остававшаяся русской во всем? «Где-нибудь в России», – неизменно отвечала Павлова, но это ее желание так и оставалось невозможной мечтой.

Ее английский особняк Айви-Хаус «дом, увитый плющом», встречал гостей прудом с лебедями, среди которых был ее любимец – белоснежный и гордый красавец Джек (он, словно собака, ходил за хозяйкой по саду, не боясь брать их рук лакомство).

С лебедями балерина любила фотографироваться. Известен ее снимок, где фотограф обыграл действительное сходство – изгиб лебединой шеи и гибкость женской балетной фигуры.

Павлова, в отличие от других выдающихся балерин, не передала свой репертуар последовательницам и не потому, что не хотела сделать этого или потому, что у нее не было учениц – в Англии она организовала целую балетную школу и уделяла своим воспитанницам много внимания, и профессионального, и человеческого. Ее искусство, как точно отметил лучший балетный критик эмиграции Андрей Левинсон, «рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».

Ее жизнь в танце можно было бы назвать подвигом. Так ее потом и назвали. Но она вовсе не воспринимала ее как подвиг. Она просто жила, словно готова была вечно танцевать вместе со своею труппой, обожавшей в ней все: стиль одежды, шляпы, туфли, поведение, срывы, капризы, походку, манеру говорить и смеяться и трогательно оберегавшей ее, словно своего любимого звездного ребенка… Ребенка. Она им и была, ребенком, очарованным с детства балетом. Не собиралась умирать, для нее смерти не существовало, ведь она сумела остановить время в изящном беге по сцене, в медленном грациозном па своего неповторимого «Лебедя», в романтическом кружении прозрачной Сильфиды, в медленном танце грациозно - безумной Жизели. Даже уходя навсегда, в хмурое утро 23 января 1931 года, в жару и горячечном бреду неожиданной, и, казалось, пустячной инфлюэнцы, резко осложнившейся быстротечным воспалением легких, Анна готовилась к очередному выходу на сцену...По легенде, ее последние тихие слова в бреду были обращены к костюмеру собравшейся у постели труппы: «Приготовьте мой костюм Лебедя!»

…Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только «здесь и сейчас». Искусство Анны Павловой завораживало и увлекало. И время оказалось не властно над ним. Казалось бы, классический танец – пируэты, батманы, плие, па-де-буре – все хорошо известно, но гениальная Павлова могла выразить живое чувство, прихотливую смену настроений, игру фантазии при помощи балетных па. И сколько бы ни размышляли над секретами ее исполнения, загадками и тайнами ее искусства, они остаются неразгаданными.

Об Анне Павловой был снят документальный фильм «Без права на дубль».

Your browser does not support the video/audio tag.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.ricolor.org (Павлова Анна. История жизни и любви)
Текст статьи «Анна Павлова», автор С.Шевцова
Материалы журнала «Искусство» №18/2008г.
Материалы журнала «Женский Петербург», 2002.
В.Дандре, книга «Анна Павлова. История жизни»

Русская балерина, педагог, постановщик Анна Павловна (по другим источникам, Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля (31 января по старому стилю) 1881 года в Петербурге в семье солдата и прачки. По некоторым источникам, она была внебрачной дочерью еврейского банкира.

В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занималась у Екатерины Вазем и Павла Гердта.

В 1899 году по окончании училища Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Дебютировала в маленькой роли в балете "Тщетная предосторожность", затем в "Баядерке" Людвига Минкуса. В 1903 году ей была доверена партия Жизели в одноименном балете Адольфа Адана, где молодая балерина смогла поразить публику глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в "Наяде и рыбаке" Цезаря Пуни, "Пахите" Эдуара Дельдевеза, "Корсаре" Адана, "Дон Кихоте" Людвига Минкуса.

В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены .

Легенды Анны Павловой Есть фотография с двумя лебедями, "бессмертным" и живым. Первый лебедь - Анна Павлова, царственная, болезненная, деспотичная, хрупкая великая балерина, исполнительница "лебединой" балетной миниатюры Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Второй лебедь - любимая птица Павловой в ее усадьбе под Лондоном...

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего известного хореографа Михаила Фокина, на создание на музыку Фридерика Шопена "Шопенианы" (1907) - стилизации в духе ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским. Летящий арабеск Павловой художник Валентин Серов увековечил на афише к первым "Русским сезонам" в Париже (1909).

Всероссийскую славу принесли балерине гастроли с труппой Фокина в Москве в 1907 году. Для нее Фокин поставил концертный (позже "Умирающий лебедь") на музыку Камиля Сен-Санса, ставший впоследствии поэтическим символом русской хореографии и самой балерины.

Павлова также в 1907 году танцевала постановках Фокина "Павильоны Армиды" на музыку Николая Черепнина и "Египетские ночи" на музыку Антона Аренского.

23 января 1931 года Анна Павлова скончалась в Гааге (Нидерланды). Ее прах был захоронен на кладбище "Гольдерс-Грин" недалеко от ее дома "Айви-Хауз" в Лондоне.

На протяжении долгого времени личные отношения связывали Анну Павлову с горным инженером Виктором Дандре, который в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось заплатить залог, чтобы его освободили из тюрьмы. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре бежал из России и многие годы жил без паспорта. За границей Дандре стал импрессарио и администратором труппы балерины. В 1932 году в Лондоне была издана книга Дандре "Анна Павлова. Жизнь и легенда".

Балерине посвящены художественные и документальные фильмы "Анна Павлова" (1983 и 1985). Французский балетмейстер Ролан Пети поставил балет "Моя Павлова".

В усадьбе "Айви-Хауз", где в настоящее время размещается лондонский Еврейский культурный центр, холл первого этажа превращен в мемориальный музей балерины. На территории "Айви-Хауз" установлены два памятника Анне Павловой - один находится у озера, другой, представляющий балерину в облике стрекозы, - у террасы ее дома.

Приз Петербургской международной балетной премии Dance Open - хрустальный пуант, созданный в 1913 году художником Борисом Фредманом-Клюзелем со балерины Анны Павловой, является одной из уважаемых наград балетного искусства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Анна Лазаревна Павлова является легендой русского балета. Ей поклонялись, ею восхищались и боготворили.

Ее танец умирающего белого лебедя смогла повторить только Майя Плесецкая. Вся ее жизнь была подчинена балету.

Она отказалась от семьи ради искусства. Анна считала, что балерина, как монахиня должна служить сцене и не иметь отвлечений.

Детские годы и учеба

Информация, касающаяся даты рождения великой балерины существует разная. По одним источникам она родилась 31 января, а согласно другим – 12 февраля 1881 г.

По документам, Анна родилась в семье прачки Любовь Федоровны Павловой и крестьянина, служившего простым солдатом – Матвея Павловича.

Однако большее распространение получила другая версия.

Девочка стала незаконнорожденным плодом любви богатого помещика и ее матери, которая работала у них одно время горничной.

Анна в детстве

Банкир Лазарь Поляков не мог признать малышку своей дочерью, это нанесло бы непоправимый урон его репутации.

Однако разрешил дать ей свое отчество. Так Анну в документах записали как Лазаревну, но с фамилией матери — Павлова.

Девочка родилась недоношенной. Из-за слабого здоровья росла худенькой, имела бледную кожу и часто болела.

Первые годы жизни они с матерью жили в небольшой деревне на чистом воздухе под Санкт- Петербургом.

Жизнь их была бедной, но мама старалась иногда баловать девочку.

Самым удивительным событием, которое перевернуло всю жизнь малышки, стало посещение Мариинского театра.

Мама купила билеты на спектакль «Спящая красавица». Девочка была очарована действиями на сцене. И с тех пор все ее мысли были сосредоточены на балете.

В 8 лет Анну привели на вступительные испытания в балетную школу, но педагоги порекомендовали прийти через 2 года.

В 1891 г. девочку приняли в балетное училище. Дисциплина там была очень строгая.

Занятия только балетному искусству длились по 8 часов ежедневно.

Однако уже тогда у Анны Павловой проявился боевой дух.

Она старалась быть лучше всех, хотя из-за слабого здоровья переносить такие колоссальные нагрузки ей было тяжело.

Во время учебы к ним в училище приехала с визитом царская семья. Анна вместе с другими воспитанницами тогда впервые вышла на сцену перед такой важной публикой.

В 1898г. 16-летняя Анна окончила училище с «красным» дипломом и присвоением звания «первой танцовщицы».

Выпускной партией была роль дочери дворецкого в спектакле «Мнимые дриады».

Становление балерины

Молодая выпускница сразу попала в состав Мариинского театра. Первый раз на большой сцене она выступила в танце втроем в балете «Тщетная предосторожность».

Через 2 года ей доверили танцевать центральную партию в постановке «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни.

Чуть позже Анне Павловой поступило предложение станцевать роль Никии от Мариуса Петипа, который ставил «Баядерку».

В 1903 танцует партию Жизель в одноименном балете.

Начало XX в. было ознаменовано новаторскими идеями и реформами в балетном искусстве. Активным сторонником перемен был хореограф Михаил Фокин.

Анна Павлова стала первой, кто стал участвовать в постановках М. Фокина. Он стал ее новым учителем.

Она танцевала партии в таких его постановках, как «Эвника», «Шопениана», «Египетские ночи».

Однако самым выдающимся плодом их сотрудничества стал балет «Умирающий лебедь», в котором звучала музыка К. Сен-Санса.

Анна выполнила эту партию практически на полной импровизации. И этот танец стал символом и шедевром всего балетного искусства.

Сам композитор, присутствовавший на исполнении этого балета, был потрясен современной трактовкой его музыки и тем, как балерина смогла передать эту гамму чувств через танец.

Так к Анне Павловой пришла известность и про нее стали говорить: «В ее танце живет сам Бог».

Мировая известность и зарубежные гастроли

В 1907 г. Мариинский театр поехал с гастролями за границу в Стокгольм. Там выступления прошли с большим успехом.

Однако Анна хотела свободы в действиях и самостоятельности в принятии решений.

В 1909 г. она сама ставит спектакль «Ночь Рубинштейна». Этот танцевальный монолог о безумной страстной любви публика встретила овациями.

Тогда балерина, оглушенная успехом, принимает решение уйти из театра. Театр не хотел отпускать свою приму, и Анна идет на компромисс.

Она заключает контракт лишь на участие в некоторых, наиболее любимых спектаклях.

Но идея создать свою мобильную труппу, и заявить о русском балете на весь мир не оставляет великую балерину.

В 1910 она выплачивает театру большую неустойку за преждевременное расторжение контракта и уходит в «свободное плавание».

Самостоятельные гастроли со своей уже труппой она начала с оглушительного успеха во Франции и Англии.

В Москве вышла на сцену Зеркального театра, установленную в саду Эрмитаж. Затем организовывается длительный тур по Европе.

После своим балетом Анна поразила публику в США, Чили, Бразилии и Аргентине.

В каждой стране балерина любила изучать местные танцевальные традиции. Потом она включала их в свои балетные постановки.

Балетная труппа Анны Павловой была единственной, у которой в репертуаре можно было увидеть восточные мотивы, африканские и индийские движения.

В Австралии были так покорены грацией и легкостью балетных па танцовщицы, что в ее честь придумали воздушный десерт и назвали его «Павлова».

Во многих английских городах воздвигли памятники, изображающие русскую приму балета.

Личная жизнь

Молодую, восходящую «звезду» балета увидел на спектакле богатый, влиятельный предприниматель Виктор Дандре.

Он был потомком известного дворянского рода, поэтому имел хорошее образование, знал несколько языков.

Ему льстили ухаживания за девушкой, перед талантом которой преклонялись даже царские особы. Однако о браке он даже и не думал.

Виктор стал покровителем балерины. Снял для нее уютную квартиру с личным танцевальным классом, водил в шикарные рестораны и дарил дорогие подарки.

С Виктором Дандре

Вскоре Анна поняла, что у этих отношений нет будущего. Они были не равны по социальному положению, и балерина разорвала их роман.

Она окунулась с головой в работу, гастроли. А у Виктора пошла «черная» полоса.

Он стал банкротом, задолжал большую сумму денег и не смог погасить долг. На него завели судебное дело.

Предпринимателя посадили в тюрьму и назначили сумму для залога, которую его родственники собрать не могли.

Анна Павлова узнала о том, что ее возлюбленный в тюрьме, находясь на гастролях в Париже.

Она выслала необходимую сумму для залога и вызвала Виктора к себе.

Предпринимателю пришлось тайно покидать Россию, так как он был под подпиской о невыезде, и у него не было паспорта.

В Париже в 1911 молодые люди тайно обвенчались в церкви. Анна взяла у Виктора обещание, что он никому не расскажет об их браке.

В Лондоне они поселились в собственном особняке, вблизи которого был пруд с лебедями.

Впоследствии Виктор Дандре стал организатором ее гастрольной жизни. Он вел бухгалтерию, хозяйство, проводил деловые встречи, и отвечал за бытовые вопросы.

Последний танец и смерть

Загрузка...