aracs.ru

Музыкально симфоническая сказка петя и волк. Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк". Тембр – это окраска звука

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.

Петя и волк - детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем филармонических концертов. Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.

А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху), знать, как они выглядят.

Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».

К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.

Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.

К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам. По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.

Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.

Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:

1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка , виолончель или альт всем хорошо известны).

2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.

3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент Гобой , поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.

4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет (как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные духовые.

5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот .


6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных (сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна , причём их задействовано для этой цели сразу три!

Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом:

Sorry, дорогие друзья! Я могу только догадываться каким образом наш советский мультик 1946 года с музыкой нашего Сергея Прокофьева стал вдруг недоступным для нас, естественных наследников творений наших предков. Но по факту этот мультфильм теперь является собственностью некоего партнёра Kedoo Entertainment и найти его в интернете я не смогла. Сожалею, что не скачала вовремя. Предлагаю альтернативный вариант. Это довольно интересная и содержательная беседа со школьниками с иллюстрацией симфонического оркестра. Впрочем, на YouTube вы сможете найти много вариантов этого мультика.

Кто какими инструментами (музыкальными) обозначен в сказке Петя и волк? и получил лучший ответ

Ответ от Єлойд[гуру]
Да в той же википедии всё есть, кому-то даже лень залесть туда....
Состав оркестра:
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.
Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:
Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Ответ от Олег [активный]
САМА СМАТРИ ЛЕНЬ ЧТО ЛИ


Ответ от Ђюменское рег отделение *КПРПР* [новичек]
Петя скрипка Птичка флейта Утка габой Кошка кларнет Дедушка фагот Волк 3 валторны Охотник литравы и большой барабан


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто какими инструментами (музыкальными) обозначен в сказке Петя и волк?

Мне хочется... сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки...Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые,неведомые вам прежде силы.
«Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдашщегося советского композитора Дмитрия Шостаковича в полной мере можно адрессовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, тем богаче бзудет его мир чувств, мыслей, идей.
Раньше - это значит в детстве.
Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.
Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...

Разделы: Музыка

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Обучающие : научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие : развивать музыкальный слух и память учащихся.
  • Воспитательные : воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.

На экране - портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: "Вальс" из балета "Золушка", песня "Болтунья". С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу "Великан" написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий. Рисунки к балету "Золушка" (оформляется выставка на доске).

У: Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.

Д: "Петя и волк".

Слайд 3 (На экране - название сказки)

У: Как вы думаете, почему сказка называется "симфоническая"?

Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.

У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Тема урока: "Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева "Петя и волк".

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным "голосом".

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

У: Петя - главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.: "Я сочинила бы мелодию радостную, веселую" (Исполняет мелодию).

Данил М.: "Мне кажется Петя - озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:" (Поет мелодию).

Никита Б.: "Я сочинил бы для него серьезную мелодию" (Исполняет мелодию).

У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда "скачущая", как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У: Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.

У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Полина Б.: "Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. ":Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?"

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот. Давайте определим, какой "голос" у фагота: низкий или высокий?

Д: Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На экране - Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).

Д: Это - птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.

У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

У: Инструмент, исполняющий тему птички - флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта - деревянный духовой инструмент.

У: Какое настроение у Птички?

Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

На экране - Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой "голос" у кларнета?

Д: Низкий, мягкий, спокойный.

У: Кларнет - деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.

На экране - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой "голос" у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки

У: Проведем игру "Узнай музыкальный инструмент". На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.

5. Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).

На экране появляются все герои сказки.

У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

Д: Волк, Охотники.

На экране остаются Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните задание.

Загрузка...