aracs.ru

Формы зависимости русских земель от золотой орды и их сопротивление игу. Вассальная зависимость от Золотой Орды: правда и мифы

Жестокие и кровавые походы Батыя привели к возникновению монголо-татарского ига над русским народом. Зависимость Руси от Золотой Орды заставила людей приспосабливаться к новым условиям и новой государственной системе.

Покорение Руси привело к отношениям подчинения русского народа золотоордынским ханам. Позже была организована система властвования монголо-татар.

В летописи 1243 года говорится, что князь Ярослав поехал к Батыю, а сына отправил к Канови. Каган Золотой Орды принял Ярослава с великими почестями и назначил самым старшим князем над всеми князьями Руси.

В 1246 году Папа Римский отправил миссию во главе с Плано Карпини, известным францисканцем, к хану Золотой Орды для сбора сведений о татарах. Европейцы были напуганы вторжением монголо-татар в Европу и покорением Руси. В Орде он повстречался с русским князем. В отчете он детально описал все почести, оказанные татарами ему и князю.

За Ярославам закрепили Владимиро-Суздальские и Киевские земли. Однако Ярослав в Киеве не бывал, а для управления назначил боярина Дмитра Ейковича. Покоренные земли не стали частью Золотой Орды.

Для ордынского ханства земли Руси были политически автономны с собственной властью, но обязаны выплачивать «выход» (дань). Так же были и экстренные выплаты, называемые запросами. К примеру, хан организовывал военный поход и нуждался в денежных средствах. Он отправлял неожиданный «запрос» русским князьям, который должен был быть собран неукоснительно. Множества золота требовалась для задабривания хана, его родственников и послов дорогими подарками, на подкуп придворных и чиновников Золотой Орды.

Русскому народу объявили, что высшим правителем будет правитель Монгольской империи, а управлять всем станет хан Батый. Хан Золотой Орды именовался «царем». Феодальные княжества Руси оказались в вассальной зависимости от хана. Выжившим после походов князьям повелевали приехать в Орду для получения от Батыя ярлыка на правления. Эта грамота должна быть документальным подтверждением полномочий князя на управления определенным княжеством. Зависимость выражалась в «царевом пожаловании» ханом русских князей. На стол князя садил митрополит русский или уполномоченный хана. Князья оказывались под контролем ордынского хана. Контроль осуществляли баскаки, которых было по одному в каждом княжестве.

В конце XIII века баскаки были убиты восставшим народом. Дань начали собирать князья. Однако формальная зависимость еще была. Князья по-прежнему утверждались на своих местах татарскими ханами.

Все население платило татарский «выход». Каганат даже велел произвести перепись населения. Первый раз собирали дань и переписывали людей баскаки. В 1257 году новый хан уже воспользовался численниками. В Лаврентьевской летописи сказано, что они поставили темников, тысяцких, сотников и десятников. Далее почти каждый хан по-новому переписывал русских людей на покорённых территориях.

Точного процесса переписи начисления не было, но точно известны единицы обложения: соха, плуг, рало. Они и ранее существовали на Руси, а татары просто ими воспользовались.

Известна история, когда князь Василий привез хану дань (0,5 гривны с сохи). Хан остался недоволен привезенной данью и приказал перепись население по-новому. В некоторых церковных летописях перечисляются платежи, которые платил народ. Татары исключили духовенство из числа налогоплательщиков. Они считали церковь политической силой, которую использовали в своих интересах. В действительности это так и было: подчинение татарам закреплялось публичной молитвой духовных лиц о ханах.

Кроме дани были определены и повинности для укрепления власти Золотой Орды.

Вся захваченная Русь была разделена на тумены – округи, которые выставляли по 10 000 мужчин в ополчение в случае войны. Народ в них был разделен на тысячи, сотни и десятки. Всего было образовано 29 туменов.

Как видно, татары на Руси забирали людей и деньги. Освобожденное от повинностей духовенство не поставляло воинов в татарскую армию.

Были повинности с использованием людской силы. К примеру, ямская повинность – народ поставлял лошадей татарским чиновниками и послам. Русь оказалось в системе путей Золотой Орды: через заданный промежуток пути были организованы постоялые дворы с конюшнями. Работало там окрестные люди – ямчи. Они обязаны были обеспечивать безостановочное движение ханских гонцов.

Как упоминалось выше, с XIV века дань начали собирать русския князья. Они посылали данщиков для сбора дани. Размеры «выхода» постоянно менялись. Князья конкурировали друг с другом и стремились в большей степени обогатить ордынского хана. Так же хан на свое усмотрение увеличивал суму «выхода».

Для удержания власти на Руси татары периодически осуществляли набеги. К примеру, за вторую половину XIII века было организовано и совершено 14 набегов.

Князья понимали силу Золотой Орды и воздерживались от восстаний. Это был единственная возможность спасти свой народ от гибели и рабства. Несколько поколений князей посещали Орду с дорогими подарками и пробовали располагать к себе кагана. Одновременно среди князей велась борьба за ярлыки на княжество. Ордынская власть всеми способами раздувала подобные конфликты, что бы ослабить Русь. Но права князя собирать дань дала возможность накапливать деньги, что бы привлекать сторонников и устрашать противников.

Во второй половине XIV века монголо-татарское иго ослабло. Внутренние дробление Золотой Орды ослабили ее, монголы не могли организовывать большие армии для военных походов.

250 лет ига оказали и положительный эффект на русский народ. Он научился у ордынцев техническим приемам ведения боя, боевым навыкам, таможенным пошлинам, многим предметам одежды. Ямская служба еще несколько столетий существовала на Руси.

Происходили смешанные браки. Породниться с татарской знатью было престижно. После распада Золотой Орды некоторые ордынцы переехали в Русь и стали основателями известных родов Глинских, Годуновых, Тургеневых, Шахматовых, Урусовых и т.д.

7. Монгольское нашествие на русь. Формирование системы зависимости русских земель от Орды.

В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство. В 1190г. в кровопролитной борьбе победил Темучин, а В 1206 году он был избран и провозглашен Чингисхан. Монголы начали великие завоевательные походы в Азии и Европе. При завоевании Крыма, монголы разгромили половецких ханов, те обратились за помощью. Первая встреча объединенных сил южно-русских князей и половцев с передовым монгольским войском произошла 31 мая 1223 г. на р. Калке. Русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение. Монголы после победы отошли в Азию.

В 1235 г. на курултае (съезде) монгольских князей было принято решение о походе на Запад. Поход возглавил внук Чингисхана Батый. Разгромив в 1236 г. камских болгар, монголы зимой 1237 г. вторглись на территорию Северо-Восточной Руси. За короткий срок были взяты и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и другие города. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монголов. Не дойдя до Новгорода всего 100 км, монголы отошли в половецкие степи для восполнения потерь и подготовки нового похода. В 1239 г. Батый двинул свои войска на завоевание Южной Руси. Овладев в 1240 г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Здесь они потерпели поражение от объединенных сил Чехии и Венгрии при Оломоуце (1242) и вернулись в половецкие степи.

В результате завоевательных походов под предводительством Чингисхана и его потомков была создана громадная империя монголов, занимавшая огромную территорию Азии и Европы. После го смерти вся империя поделена на улусы во главе с чингизидами. Империя делилась на улусы (владения), среди которых одним из самых больших был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана). Улус Джучи включал в себя Западную Сибирь, Северный Хорезм в Средней Азии, Приуралье, Русскую равнину, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, донские и Улус разделился на два юрта (на две части). Территория западнее Иртыша стала юртом внука Чингисхана - Батыя. В русских летописях она получила название Золотой Орды.

История Золотой Орды началась в 1243 году. Ее основатель хан Батый, не рассматривая ее в роли абсолютно независимого государства. Все монгольские улусы юридически составляли единую империю с центральным правительством в Каракоруме и должны были отчислять в его пользу определенную долю доходов. Сила центральной власти - учитывая ее отдаленность от западных улусов - держалась только на авторитете, но этот авторитет Батыем неукоснительно признавался. Однако в 60-е годы XIII века ситуация изменилась. Правивший в Золотой Орде Менгу­ Тимур, воспользовавшись внутридинастическими спорами в центре империи, отказался подчиняться ее верховному правителю. Золотая Орда обрела самостоятельность.

Внутригосударственная структура Орды копировала систему, введенную в Монголии еще Чингисханом. Управляемая территория делилась сначала на две большие административные единицы, а с конца XIII века - на четыре Их возглавляли наместники хана - улусбеки. Владельцы улусов обязывались выставлять в случае военных действий определенное количество конных воинов, выполнять налоговые и хозяйственные повинности. Улусная система копировала устройство монгольской армии: все государство делилось (как и все войско) в соответствии с рангами - темник, тысячник, сотник, десятник - на определенные по величине владения, с которых вы­став­лялось в войско по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов.

Аппарат управления государством формировался при ханах Батые и Берке (40-50-е годы XIII века). Была основана столица как администра­тивный центр, распределены налоги и повинности. Верховная власть была абсолютной. Главный исполнительный орган назывался диван, состоявший из нескольких палат, ведающих финансовой, налоговой, торговой, внутриполитической и другими сферами государственной жизни

Своеобразно развивались политические и дипломатические отношения между Русью и Ордой. Русские князья получали право на княжение в ханской ставке. Имели место карательные походы на Русь и грабительские набеги бесконтрольных кочевых отрядов. Но в то же время и Русь обладала каналами политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь через открывшуюся в 1261 году в Сарае епархию.

Необходимо обратить внимание на то, что монголы хотя и занимали наиболее важные посты в армии и админист­рации, но среди основной массы населения оставались неболь­шой группой. В южной части Золотой Орды, на Средней и Нижней Волге, большинство составляли турки, а на севере и западе - славяне. Большинство этих турок было известно на Руси как татары (казанские татары или крымские татары). Даже самих монголов в русских летописях называли татара­ми. Мы будем употреблять термин «монголы» для раннего пе­риода монгольского правления вплоть до распада монголь­ской империи, а «татары» - для позднейшего периода.

Со всеми своими богатствами и властью хан Золотой Орды не был независимым правителем, а являлся вассалом велико­го хана. Первые четыре великих хана имели свою резиденцию в Монголии. Пятый - Хубилай (1260-1294), чью мудрость и могущество венецианский купец-путешественник Марко Поло описал с таким большим увлечением, перенес свою сто­лицу в Пекин (Китай) и принял буддизм. Весь Китай признал его своим императором, его династия стала известна как Юань. Несмотря на отдаленность Китая от России, великий хан во многих случаях вмешивался в русские дела.

В первый период монгольского правления сбор налогов и мобилизация русских в монгольские войска проводились по приказам великого хана, скрепленных подписью хана Золо­той Орды. Все собранное (и деньги, и рекруты) отправлялось к великому хану. При Гуюке кое-кто из русских князей был вы­зван в Монголию получить ярлыки на свои владения. Позже признавалась достаточной поездка в Сарай. Но хан Золотой Орды, который теперь давал ярлыки русским князьям, сам утверждался на своем престоле великим ханом в начале цар­ствования последнего. Временами между великим ханом и его региональными ханами возникало несогласие. Последний император династии. Юань. был свергнут в результате национальной револю­ции в Китае. Там в 1368 году утвердилась китайская по проис­хождению династия Мин. Это покончило с Монгольской империей.

Первые двадцать пять лет монгольской власти на Руси бы­ли для русских самыми тяжелыми. Всем рус­ским князьям было предъявлено требование признать себя вассалами хана; никому не было разрешено занимать свое ме­сто без ханского ярлыка, который не давался, пока князь лич­но не явится к хану. Поездка «в Орду» - в лагерь хана - была одновременно и опасной, и унизительной. Первыми пое­хали получать ярлыки князья восточной Руси (а затем и за­падной). Еще до этого некоторые из них делали тайные приго­товления для восстания, Другие, потерявшие надежду на не­медленное освобождение от власти монголов, особенно в усло­виях продолжавшегося давления тевтонских рыцарей с запа­да, выступали за лояльное отношение к хану, видя в этом единственно разумный образ действий. Представителем кня­зей первой группы был князь Даниил Галицкий, представите­лем второй - Александр Невский.

Даниил устроить пытался заговор и просил помощи у запада, но не нашёл поддержку у русских по причине принял требования Папы - чтобы рус­ская церковь приняла его власть. В итоге Даниил оказался в одиночест­ве в рискованном противоборстве с монголами. Некоторое время спустя новый монгольский хан Берке направил свои войска в Галич, и Даниил не смог сопротивляться. Он бежал в Польшу, затем в Венгрию, а Галич и Волынь были опустоше­ны монголами (1260). У Даниила не было выбора - он стал ханским вассалом и умер в 1264 году.

Александр Невский получил ярлык на великое княжение в Киеве от великого хана Гуюка. Однако он не поехал в опусто­шенный город, а остался в Новгороде. Несколько лет спустя сын Вату даровал ему великое княжение во Владимире. Буду­чи убежден, что Русь не может противостоять одновременно натиску немцев и монголов, Александр принял твердый поли­тический курс на ханское покровительство; он никогда не от­ходил от этого, и его наследники следовали такой же политике в течение почти столетия.

Политика Александра прошла тяжелые испытания в 1257 году, когда хан приказал провести общую перепись населе­ния. В Россию было отправлено множество монгольских чи­новников, чтобы установить налоги и производить набор в монгольские войска. Если население Суздальского княжества (хотя и с неохотой) допустило чиновников к переписи, то жи­тели Новгорода решительно возражали, и началось восста­ние, которое Александр подавил силой. Показательно, одна­ко, что он сумел добиться от монголов обещания убрать их чи­новников из Новгорода после завершения переписи. В буду­щем сбор налогов был возложен на официальных лиц из само­го Новгорода.

В 1262 году в некоторых городах Суздальского княжества поднялись восстания против монголов как протест против не­померных для населения поборов мусульманскими купцами. Сборщикам налогов было разрешено хватать неплательщи­ков и отдавать их в работы до полного погашения неуплачен­ной суммы и даже продавать их в рабство. Не сумев предупре­дить или подавить это восстание, Александр спешно поехал в лагерь Берке «упрашивать хана,- как записал летописец,- пощадить народ». Александр провел в Орде несколько меся­цев и выполнил свою миссию: Берке согласился не посылать в Суздальское княжество карательную экспедицию. Возмутив­шиеся города, однако, должны были выплатить причинен­ный ущерб.

Все русские князья были подвластны высшему суду Золотой Орды, и не­которые из них были осуждены и казнены за действительные или мнимые преступления. Все судебные дела между русски­ми я монголами разбирались монгольскими судами. Все рус­ские, зачисленные в монгольские войска, были обязаны под­чиняться монгольским военным порядкам. Однако хан отнес судебные тяжбы между самими русскими в ведение их собст­венных князей. В первый период монгольского правления это фактически было чуть ли не единственным общественным де­лом, в котором русские князья могли проявить свои прерога­тивы.

В целях сбора пополнений в свою армию и налогов мон­голы провели три переписи населения Руси (в 1245, 1257 и 1274 годах). Монгольская административная система была тесно связана с военным делом и, подобно ему, основыва­лась на десятичном принципе. Квота воинов, которую вы­ставляла каждая местность, зависела от ее размеров. Каж­дый район, способный выставить десять человек, считался объединением десятки вплоть до тьмы.

Точно так же обстояло дело и со сбором налогов - каж­дый район был единицей измерения. Основная дань – выход. Общая дань, собираемая в сельской местности, приравнивалась к тьме. Так, в великом княжестве Владимирском она соответствовала 15 тьмам.

Большинство русских занималось земледелием, и дань в этом случае имела форму земельного налога, выплачиваемого с каждой сельскохозяйственной единицы («плужная»). Куп­цы в городах в первое время платили сбор с капитала, позже он был заменен налогом с оборота и собирался как обычная пошлина. Платили раз в год. Иногда задерживали на 2-3года. Еще одни вид дани царев запрос. Мимоезжая дань – если посол мимо проезжает то платили ему дань. Первоначально дань собирали бессермены. Они сначала приезжали в Орду платили хану сколько нужно собрать дань. Затем они ехали на Русь и собирали дань, но больше. Всего существовало 14 видов сборов в пользу Орды.1262 году в Северо-восточной Руси происходит восстание, в результате которого бесермены перебиты. Появляются баскаки которые собирают ту дань, которая действительно полагается. В первой четверти 14 века сбор дани осуществляет уже сам князь. Чтобы лучше обеспечить действие их системы, в стратегических пунктах были расположены монгольские гарнизоны. В случае какого-либо серьезного возмущения хан, чтобы сломить сопротивление, направлял карательные экспе­диции. Таким образом, русских налогоплательщиков на­столько выучили безусловному повиновению закону, что, когда монгольские чиновники и войска были выведены и хан поручил собирать налоги русским князьям, они не встретили трудностей. В то же время они нашли эту систему очень целе­сообразной и прибыльной: в ряде областей собиралось денег больше, чем отдавалось хану, и князья имели возможность положить этот остаток в свой карман.

Последствия:

Представители всемирно-исторической теории (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский и др) укоренили в сознании народа тезис, что “монголо-татарское иго отбросило Русь в ее развитии на двести лет назад”.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральные историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) обращают внимание на то, что в XIII веке на Руси возникла альтернатива исторического развития. И. Ионов считает: “… перед Русью в крайне острой форме встал вопрос, на кого опереться в борьбе за выживание - на католическую Европу в войне против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы?… Выбор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой… Но эта помощь дорого стоила Руси”.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Евразийские историки (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В. А. Кучкин и др.) во влиянии Орды на Русь видят сильный заряд свое­образия, внесенный в ход российской истории. Золотая Орда находилась на территории, занимаемой сегодня Россией, Г.В. Вернад­­ский (1887-1973), Л.Н. Гумилев (1912-1992) на­звали Россию геополитической 4 наследницей Золотой Орды. Л.Н. Гумилев отвергал понятие “монголо-татарское иго”, утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Алек­сандра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.

Представители евразийской исторической школы считают, что своеобра­зие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исто­ри­ческого времени, когда удельная Русь подверглась двойной агрессии - с востока и с запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального уда­ра отошли назад в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осу­щест­вленный Александром Невским, был связан с защитой “исторического смысла своеобразия русской культуры - Православия”. “...Союз с Ордой - не иго Орды, а Военный союз с нею - предопределил особый путь Руси”.

Ряд представителей локальной теории считают, что Русь была составной частью государства Золо­тая Орда и, раздавая князьям ярлыки на княжение, ханы превращали их в своих “служебников”.

Монголы, осуществив огромные завоевания в Евразии, создали на этой территории государство Золотая Орда. Русские княжества являлись составной частью этого государства.

монгольский империя орда куликовский

Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ -- татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312 1342). В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV в. отделились средне азиатские владения Золотой Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.

Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголотатар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Сред ней Азии, Прикаспия, Причерноморья.

В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (12381246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку ("пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть ХШ в. было организовано 14 подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще не достаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

В 1257 г. Монголо-татары предприняли перепись населения "запись в число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), которым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани ("выхода") был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в ГОД. Ясамк (монг. засаг -- власть) -- на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси). Постоянная дань дополнялась "запросами" единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар.

Перепись населения в 5060х годах ХШ в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви -- десятина -- выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247 г., когда его получил младший брат Александра Невского -- Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263-1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце ХШ -- начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.

Москва, которая была до нашествия монголотатар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы?

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада -- Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москва-реку и реку Ока Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1276-1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москва-реки, а Коломна -- у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило экономический потенциал последнего. Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Как представитель более старшей ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304-1319) получил в Орде ярлык на великое княжение. В Москве же в это время правил сын Даниила Александровича Юрий (1303-1325).

Юрий Данилович Московский был женат на сестре хана Узбека Кончаке (Агафье). Он обещал увеличить дань с русских земель. Хан передал ему ярлык на великокняжеский престол. В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, захватил в плен ханскую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий обвинил в смерти жены тверского князя. Вызванный в Орду, Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319 г. получил ярлык на Великое княжение. Однако уже в 1325 г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но продолжая политику стравливания русских князей, передал Великое княжение брату казненного Александру Михайловичу (1325-1327).

Восстание в Твери. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека. Возмущенные поборами и насилиями тверичи обратились за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь занял выжидательную позицию. Восставшие тверичи перебили татар. Воспользовавшись этим, московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель.

И сегодня не прекращается спор о двух возможных тенденциях в борьбе с Ордой. Кто был прав в соперничестве двух княжеств XIV в.? Москва, копившая силы для борьбы с врагом, или Тверь, выступившая против захватчиков с открытым забралом? Сторонники находятся как у одной, так и у другой точки зрения.

Иван Калита. Иван Данилович (1325-1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на Великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей, политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя "Калита" ("денежная сума", "кошель"). При Иване Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.

При сыновьях Ивана Калиты Семене (1340-1353), получившем прозвище "Гордый" за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353-1359) в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Дмитрий Донской. Дмитрий (1359-1389) получил престол девятилетним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский владимирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период "великой замятии" (50-60-е гг. XIV в.) ослабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы "прощупывали" друг друга. В 1377 г. на р. Пьяна (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378 г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на р. Вожа (Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Куликовская битва. В 1380 г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядва в Дон. Утро в день битвы 8 сентября 1380 г. выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынпем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Разгром Москвы Тохтамышем. После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву. Еще до похода татар Дмитрий выехал из столипы на север, чтобы собрать новое ополчение. Население города организовало оборону Москвы, восстав против бояр, в панике устремившихся из столипы. Москвичи сумели отбить два штурма врага, впервые применив в бою так называемые тюфяки (кованые железные пушки русского производства). Понимая, что штурмом город не взять и опасаясь подхода Дмитрия Донского с войском, Тохтамыш заявил москвичам, что пришел воевать не против них, а против князя Дмитрия, и обещал не грабить город. Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому разгрому. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Значение Куликовской победы. Несмотря на поражение в 1382 г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое освобождение от татар. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов вернулись же они с битвы как русский народ. Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425) по завещанию как "отчину" московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

Закончив кровавые завоевательные походы, татаро-монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые хозяева кипчакских степей занялись не только отлаживанием собственного государства, но и установлением отношений с окружающими соседями. Верховным партнером стал по праву наследования хан Вату, внук Чингисхана. Он пробыл на престоле Золотой Орды 14 лет (1242-1256). Первоочередным делом при организации внутренней структуры государства для Вату стала раздача земельных наделов (улусов) степной аристократии в соответствии с военными должностями. Одновременно с этим шло формирование государственного аппарата, нацеленного исключительно на сбор налогов и дани. Необходимо было также установить систему политического властвования над народами, территориально не входящими в Золотую Орду. В первую очередь это относилось к Руси. Все это Вату удалось осуществить в кратчайшие сроки.

Однако при всей мощи армии и великолепии ханского двора Золотая Орда в политическом отношении не была самостоятельным государством, а составляла часть единой империи, управлявшейся из Каракорума.

Повиновение состояло в обязательном отчислении в Каракорум части всех собранных налогов и дани. Для точного установления этой суммы присылались специальные чиновники, так называемые "численники", которые переписывали население. На Руси "численники" появились в 1257 г. Ханы Золотой Орды не имели права утверждать русских великих князей на Владимирском престоле, а могли назначать лишь обладателей более низких рангов. Именно поэтому русские князья Ярослав и его сын Александр Невский вынуждены были совершать длительное путешествие из Руси в Монголию. Столицей Золотой Орды был Сарай (близ современной Астрахани).

Против русских князей применялся настоящий террор, который должен был запугать их и лишить даже мысли о противодействии саранскому владыке. Многие русские князья были убиты, в частности в 1387 г. был убит Михаил Ярославич Тверской. На Руси то и дело появлялись карательные золотоордынские отряды. В ряде случаев запуганные русские князья сами привозили дань в ханскую ставку.

Когда беспощадное военное давление было заменено не менее тяжелым, но более изощренным - экономическим, татаро-монгольское иго на Руси вступило в новую стадию.

Весной 1361 г. в Золотой Орде сложилось напряженное положение. Обстановка усугублялась междоусобицей, борьбой за господство между отдельными ханами. Одной из центральных фигур в Золотой Орде в этот период становится Мамай. Проводя энергичную политику, он смог добиться того, что обособление территории феодалов было ликвидировано. Нужна была решающая победа, которая не только гарантировала бы объединение государства, но и давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у великого князя московского Дмитрия Ивановича, но получил отказ. Русь стала готовиться к борьбе с Мамаем.

Несмотря на все страшные невзгоды, потери и утраты, русский земледелец своим упорным трудом создавал материальную основу консолидации сил для освобождения от татаро-монгольского гнета. И наконец пришло время, когда объединенные полки северо-восточной Руси под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича вышли на Куликово поле. Они бросили вызов татаро-монгольскому владычеству и вступили в открытый бой с Ордой.

Растущая мощь северо-восточной Руси была продемонстрирована уже в 1378 г., когда на реке Воже (притоке Оки) великий князь московский разбил крупный монголо-татарский отряд, захватив в плен видных военачальников Мамая. Весной 1380 г., перейдя "великую" Волгу, Мамай со своими ордами вторгся в восточноевропейские степи. Он дошел до Дона и стал кочевать в районе его левого притока - реки Воронеж, намереваясь ближе к осени идти на Русь. Его планы имели особо зловещий характер: он хотел осуществить не просто набег с целью грабежа и увеличения размеров дани, а полностью захватить и поработить русские княжества.

Узнав о надвигавшейся угрозе, великий князь Дмитрий Иванович спешно предпринял меры по укреплению Москвы, Коломны, Серпухова и других городов. Москва становится организующим центром подготовки отпора новому нашествию. Вскоре сюда прибывают многочисленные князья и воеводы ближайших княжеств.

Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. Был разослан приказ о сборе в Коломне 15 августа.

  • 18 августа Дмитрий Иванович побывал в Троице-Сергиевом монастыре и получил благословение игумена Сергия Радонежского на битву с Ордой. Этот старец, основатель монастыря, снискавший своей подвижнической жизнью огромный авторитет среди различных слоев населения, играл видную роль в общественной и духовной жизни Руси.
  • 27 августа войско вышло из Москвы в Коломну, где состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода. Великий князь делает свой первый решительный шаг навстречу врагу - переправляется через Оку - главный южный оборонительный рубеж Руси против кочевников.

Ведя постоянную разведку, русские были хорошо осведомлены о расположении и намерениях противника. Мамай, уверовав в свое полное превосходство, допустил в этом отношении серьезный просчет. Он был застигнут врасплох, так как благодаря быстрым действиям русских его планы были нарушены.

Сколько же воинов собралось под русскими стягами перед Куликовской битвой? По мнению проф. Н. А. Хотинского, изложенному в книге "История и география Куликовской битвы" (М., 1988. С. 29), "древние письменные источники донесли до нас на этот счет противоположные сведения: от явно преувеличенной цифры 400 тыс. до 150 тыс. бойцов. Вероятно, более реальное количество войска указал А. Н. Татищев, исчислив его примерно в 60 тыс. человек. К. такому же мнению склоняются большинство современных военных историков, определяющих общее количество русского войска в 50-60 тыс. ратников. Ордынские полки, видимо, насчитывали 80-90 тыс. воинов. На Куликово поле вышли полки почти всех княжеств Северо-Восточной Руси".

Многотысячная армия Мамая была разгромлена в 1380 г. на Куликовом поле. Русь торжествовала победу. Однако через два года золотоордынский хан Тохтамыш во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не в полной мере оправилась от последствий Куликовской битвы. Ордынцы смогли захватить Москву. 26 августа 1382 г. Москва была полностью разорена и опустошена.

После взятия Москвы орды Тохтамыша рассеялись по округе, грабя и убивая, сжигая все на своем пути. Но бесчинствовали на этот раз ордынцы недолго. В районе Волоколамска на них неожиданно напал князь Владимир Андреевич с семитысячным войском. Татары побежали. Получив сообщение о силе русской армии и помня урок Куликовской битвы, Тохтамыш стал поспешно уходить на юг. С того времени Орда стала опасаться открытого столкновения с русским войском и начала действовать с большой хитростью и осторожностью, всячески стараясь разжечь междоусобную борьбу русских князей. Тяжелое бремя дани, хотя и в меньшем объеме, чем требовал Мамай, снова легло на Русь. Означает ли это, что плоды победы в Куликовской битве были полностью утрачены? Конечно, нет! Благодаря ей замысел Мамая о полном порабощении Руси не был осуществлен ни им, ни последующими властителями Орды. Напротив, с этого времени центростремительные силы в объединении русских княжеств вокруг Москвы все более крепли. Русь после Куликовской битвы укрепилась верой в свои национальные силы, что сыграло важную роль в ее окончательной победе над Ордой. С этого времени русские перестали смотреть на Орду как на непреодолимую силу, как на неизбежное и вечное наказание Бога. Дмитрий Иванович, прозванный за победу в Куликовской битве Донским, возглавил поколение людей, преодолевших вековой страх, внушенный нашествием Батыя. Да и сами ордынцы после Куликовской битвы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников.

После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала. Уже Дмитрий Донской подчеркивал свою независимость от ханской воли и, нарушая установленный Ордой порядок, в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в северо-восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. На Куликовом поле был сокрушен сильный и многоопытный противник. Хотя ордынцы продолжали и позже завоевательные походы, однако в полной мере оправиться от поражения в Куликовской битве так и не смогли. Ее последствия во многом предопределили дальнейшую судьбу Орды. 1395 г. - практически последний год существования Золотой Орды. Агония распада этого некогда могущественного государства длилась до середины XV в. На месте Золотой Орды появились новые политические образования. Через 200 лет после создания ханом Батыем Золотой Орды она распалась на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и с соседями. Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 г. Это был последний осколок Золотой Орды, пришедший из средневековья в новое время.

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

14. ФОРМЫ ЗАВИСИМОСТИ РУСИ ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой, существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Призрак «Золотой орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р. Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Монголы и Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава ІV Распад Золотой Орды и возрождение Руси

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Крах Золотой Орды Легендарная Золотая Орда, государство монголов, была основана сыном Джучи и внуком Чингисхана ханом Батыем (1237 – 1255) в 1243 году. Полный суверенитет Золотая Орда получила при Менгу-Тимуре в 1266-м, а в 1312 году стала исламским государством.Власть ханов Золотой

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В свою очередь, распалась и Золотая Орда. После похода Тимура в конце XIV в. в Орде началась новая смута. Властители отдельных частей Орды повели борьбу за власть. Победителем оказался Едигей - бывший военачальник Тимура, повелитель племен, кочевавших

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Конец Золотой Орды Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. До того времени, когда, например, наступил окончательный реванш Чингизханидов над Тимуридами, эта мощь постепенно, периодами, возобновлялась, переживала резкие сотрясения, которые впечатляли современников и

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

2. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде Москва - Новый ИерусалимСобытия, о которых пойдет речь, составляют, по-видимому, основной слой ветхозаветного рассказа о восстановлении Иерусалима после Вавилонского

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Загадка Золотой орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Вернемся к традиционной истории.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, просуществовала 57 лет и распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда (иначе называемая Улусом Джучи), располагавшаяся от Иртыша до

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды автора Почекаев Роман Юлианович

Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды (Хан,

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно продемонстрировал литовским князьям, что в любой момент может это сделать. Поэтому, хотя

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

3. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде 3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим В книге «Империя» мы обосновали идею, что евангельский Иерусалим - это Новый Рим = Царь-Град (Ерос). Там в XII веке распяли Христа.

Из книги Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского автора ШАБУЛЬДО Феликс

1. Борьба Юго-Западной Руси против господства Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв. Начало территориальных приобретений Великого княжества Литовского в Галицко-Волынском и Киевском княжествах К территориальным захватам на Руси Литовское раннефеодальное государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Отношения Руси и Золотой Орды 5.1. Форма зависимости. После нашествия Русь стала частью улуса монгольской империи, а с 60-х гг. XIII в. – независимого государства, получившего позже название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей

Загрузка...