aracs.ru

Древние народы населявшие крым. Генуэзцы в Крыму. Волевое решение Екатерины II

Крым – уникальный историко-культурный заповедник, поражающий древностью и разнообразием.

В его многочисленных памятниках культуры отражены исторические события, культура и религия разных эпох и разных народов. История Крыма – это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, церкви первых христиан и мечетей. Здесь на протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и торговали разные народы, строились и разрушались города, возникали и исчезали цивилизации. Кажется, сам воздух тут наполнен легендами , о жизни олимпийских богов, амазонок, киммерийцев, тавров, греков …

50-40 тыс. лет назад - появление и проживание на территории полуострова человека кроманьонского типа - предок современного человека. Учеными открыты три стоянки этого периода: Сюрень, у села Танковое , Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе, Аджи-Коба на склоне Караби-Яйлы.

Если до первого тысячелетия до н. э. исторические данные позволяют говорить только о различных периодах развития человека, то позже становится возможным вести речь о конкретных племенах и культурах Крыма.

В V веке до нашей эры в Северном Причерноморье побывал древнегреческий историк Геродот и описал в своих трудах земли и народы, обитающие на них.Считается, что одним из первых народов, живших в степной части Крыма в XV-VII веке до н.э. были киммерийцы. Эти воинственные племена ушли из Крыма в IV - III веках до новой эры из-за не менее агрессивных скифов и затерялись в огромных пространствах азиатских степей. О киммерийцах напоминают, пожалуй, лишь древние топонимы: Киммерийские стены, Боспор Киммерийский, Киммерик...

Они проживали в горных и предгорных районах полуострова. Древние авторы описывали тавров как жестоких, кровожадных людей. Умелые моряки, они занимались пиратством, грабя идущие вдоль побережья суда. Пленников приносили в жертву богине Деве (греки ассоциировали ее с Артемидой), сбрасывая в море с высокого утеса, где находился храм. Однако современные ученые установили, что тавры вели скотоводческо-земледельческий образ жизни, занимались охотой, рыболовством, сбором молюсков.Жили в пещерах или хижинах, а на случай нападения врага устраивали укрепленные убежища. Археологи обнаружили таврские укрепления на горах Уч-Баш, Кошка , Аю-Даг , Кастель, на мысе Ай-Тодор , а также многочисленные захоронения в так называемых каменных ящиках - дольменах. Они представляли собой четыре плоские плиты, поставленные на ребро, пятая закрывала дольмен сверху.

Миф о злобных морских разбойниках таврах уже развенчан, и в наши дни пытаются найти место, где возвышался храм жестокой богини Девы, где совершались кровавые жертвоприношения.

В VII веке до н. э. в степной части полуострова появились скифские племена. Под давлением сарматов в IV веке до н. э. скифы сосредотачиваются в Крыму и на нижнем Днепре. Здесь на рубеже IV-III веков до н. э. образуется скифское государство со столицей Неаполем Скифским (на территории современного Симферополя).

В VII веке до нашей эры началась греческая колонизация Северного Причерноморья и Крыма. В Крыму в удобных для мореплавания и проживания местах возникли греческие "полисы" города-государства Херсонес Таврический (на окраине современного Севастополя), Феодосия и Пантикапей-Боспор (современная Керчь), Нимфей, Мирмекий, Тиритака.

Появление греческих колоний в Северном Причерноморье усилило торговые, культурные и политические связи между греками и местным населением,здешние земледельцы учились новым формам возделывания земли, разведению винограда и маслин. Греческая культура оказала огромное влияние на духовный мир тавров, скифов, сарматов и других племен. Но взаимоотношения разных народов складывались непросто Мирные периоды сменялись враждебными, часто разгорались войны, вот почему греческие города защищали крепкие стены.

В IV в. до н. э. было основано несколько поселений на западном побережье Крыма. Самые крупные из них - Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (Черноморское). В последней четверти V века до н. э. выходцы из греческого города Гераклеи основали город Херсонес. Теперь это территория Севастополя. К началу III в. до н. э. Херсонес превратился в независимый от греческой метрополии город-государство. Он становится одним из крупнейших полисов Северного Причерноморья. Херсонес в период расцвета - крупный город-порт, окруженный мощными стенами, торговый, ремесленный и культурный центр всего юго-западного побережья Крыма.

Около 480 года до н. э. из объединения первоначально независимых греческих городов образовалось Боспорское царство. Столицей царства стал Пантикапей. Позднее к царству была присоединена и Феодосия.

В IV веке до нашей эры скифские племена объединились под властью царя Атея в сильное государство, занимавшее огромную территорию от Южного Буга и Днестра до Дона. Уже в конце IV в. и особенно с первой половины III в. до н. э. скифы и, вероятно, находящиеся под их влиянием тавры оказывают сильное военное давление на "полисы".В III веке до нашей эры в Крыму появляются скифские укрепления, селения и города, Столицу скифского государства - Неаполь - построили на юго-восточной окраине современного Симферополя.

В последнем десятилетии II в. до н. э. Херсонес в критическом положении, когда скифские войска осадили город, обратился за помощью к Понтийскому царству (расположенному на южном берегу Черного моря). Войска Понты прибыли в Херсонес и сняли осаду. Одновременно войска Понты взяли штурмом Пантикапей и Феодосию. После этого и Боспор, и Херсонес были включены в состав Понтийского царства.

Примерно с середины I по начало IV века нашей эры в сферу интересов Римской империи входило все Причерноморье и Таврика в том числе. Херсонес стал оплотом римлян в Таврике. В I веке римские легионеры на мысе Ай-Тодор построили крепость Харакс, проложили дороги, связавшие ее с Херсонесом, где находился гарнизон, в Херсонесской гавани разместилась римская эскадра. В 370 году на земли Тавриды обрушились полчища гуннов. Под их ударами погибли скифское государство и боспорское царство, в руинах лежали Неаполь, Пантикапей, Херсонес и многие города и села. А гунны помчались дальше, в Европу, где стали причиной гибели великой Римской империи.

В IV веке, после раздела Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в сферу интересов последней вошла и южная часть Таврики. Херсонес (его стали именовать Херсон) становится главной базой византийцев на полуострове.

Из Византийской империи в Крым пришло христианство. Согласно церковному преданию, первым благую весть принес на полуостров Андрей Первозванный, большую проповедническую деятельность вел третий епископ Рима святитель Климент, сосланный в Херсонес в 94 году. В VIII веке в Византии началось движение иконоборчества, уничтожались иконы и росписи в храмах, Монахи, спасаясь от преследований, переселялись на окраины империи, в том числе в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие.

В конце VI века в Крыму появляется новая волна завоевателей - это хазары, потомками которых считаются караимы. Они заняли весь полуостров, за исключением Херсона (так называется Херсонес в византийских документах). С этого времени город начинает играть заметную роль в истории империи. В 705 г. Херсон отделяется от Византии и признает хазарский протекторат. На что Византия в 710 г. отправляет карательный флот с десантом. Падение Херсона сопровождалось небывалой жестокостью, но не успели войска покинуть город, как он снова восстал. Объединившись с изменившими Византии карательными войсками и союзниками хазарами, войска Херсона вступают в Константинополь и ставят своего императора.

В IX веке активно вмешивается в ход крымской истории новая сила - славяне. Одновременно происходит закат хазарской державы, окончательно разгромленной в 60-х годах X века киевским князем Святославом Игоревичем. В 988-989 годах киевский князь Владимир взял Херсон (Корсунь), где и принял Христианскую веру.

В течение XIII века несколько раз вторгались в Таврику золотоордынцы (татаро-монголы), подвергая разграблению её города. Затем они стали оседать на территории полуострова. В середине XIII века они захватили Солхат, который стал центром Крымского юрта Золотой Орды и получил название Къырым (как и весь полуостров впоследствии).

В XIII веке (1270 г.) на южное побережье проникают сначала венецианцы, а затем генуэзцы. Вытеснив конкурентов, генуэзцы создают на побережье ряд укреплений-факторий. Главным оплотом их в Крыму становится Кафа (Феодосия), они овладели Судаком (Солдайей), а так же Черкио (Керчью). В середине XIV века они обосновались в непосредственной близости от Херсона - в бухте Символов, основав там крепость Чембало (Балаклава).

В этот же период в горном Крыму образовалось православное княжество Феодоро с центром в Мангупе.

Весной 1475 года у берегов Кафы появился турецкий флот. Хорошо укрепленный город смог продержаться в осаде только три дня и сдался на милость победителя. Захватив одну за другой прибрежные крепости, турки положили конец генуэзскому владычеству в Крыму. Достойное сопротивление встретила турецкая армия у стен столицы Феодоро. Захватив город после шести месяцев осады, они разорили его, жителей убили или увели в рабство. Крымский хан стал вассалом турецкого султана.

Крымское ханство стало проводником агрессивной политики Турции по отношению к Московскому государству. Постоянные набеги татар на южные земли Украины, России, Литвы и Польши.

Россия, стремившаяся обезопасить свои южные границы и получить выход к Черному морю, не единожды воевала с Турцией. В войне 1768-1774 гг. турецкие армия и флот потерпели поражение, в 1774 году был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. К России перешли в Крыму Керчь с крепостью Ёни-Кале, крепости Азов и Кин-бурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.

В 1783 году после русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) Крым был присоединен к Российской империи. Это способствовало укреплению России, ее южных границ обеспечивало безопасность транспортных путей на Черном море.

Большинство мусульманского населения покинуло Крым, перебравшись в Турцию, край обезлюдел и пришел в запустение, Чтобы возродить полуостров, князь Г. Потемкин, назначенный губернатором Тавриды, стал переселять из соседних районов крепостных и отставных солдат. Так появились на крымской земле новые деревни Мазанка, Изюмовка, Чистенькое... Труды Светлейшего князя не прошли даром, экономика Крыма стала быстро развиваться, разбивались сады, виноградники, табачные плантации на Южном берегу и в горной части. На берегу превосходной природной гавани закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. У небольшого городке Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической губернии.

В январе 1787 год императрица Екатерина II в сопровождении австрийского императора Иосифа I путешествующего под именем графа Фанкельштейна, послов могущественных стран Англии, Франции и Австрии и многочисленной свиты отправилась в Крым, чтобы осмотреть новые земли продемонстрировать своим союзникам мощь и величие России: Императрица останавливалась в путевых дворцах, выстроенных специально для нее. Во время обеда в Инкермане шторы на окне неожиданно раздвинули, и путешественники увидели строящийся Севастополь, военные корабли, приветствовавшие императриц залпами. Эффект был потрясающий!

В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Россия потерпела поражение. В 1856 г. в Париже был заключен мирный договор, запрещавший России и Турции иметь на Черном море военные флоты.

Потерпев поражение в Крымской войне, Россия переживала экономический кризис. Отмена в 1861 году крепостного права позволила быстрее развиваться промышленности, в Крыму появились предприятия, занятые переработкой зерна, табака, винограда, фруктов. В это же время началось курортное развитие Южного берега. По рекомендации врача Боткина царская семья приобретает имение Ливадию. С этого момента по всему побережью строятся дворцы, усадьбы, виллы, принадлежавшие членам семьи Романовых, придворной знати, богатым промышленникам и помещикам. Ялта в считанные годы из деревушки превратилась в знаменитый аристократический курорт.

Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог, связавших Севастополь, Феодосию, Керчь и Евпаторию с городами России. Все большее значение приобретал Крым и как курорт.

В начале XX века Крым принадлежал Таврической губернии, в хозяйственно-экономическом отношении представлял собой аграрный край с небольшим числом промышленных городов. Основными были Симферополь и портовые города Севастополь, Керчь, Феодосия.

Советская власть победила в Крыму позже, чем в центре России. Опорой большевиков в Крыму был Севастополь. 28-30 января 1918 г. в Севастополе состоялся Чрезвычайный съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Таврической губернии. Крым был провозглашен Советской Социалистической Республикой Тавриды. Она просуществовала немногим более месяца. В конце апреля германские войска захватили Крым, а в ноябре 1918 г. их сменили англичане с французами. В апреле 1919 г. Красная Армия большевиков заняла весь Крым, кроме Керченского полуострова, где укрепились войска генерала Деникина. 6 мая 1919 г. была провозглашена Крымская Советская Социалистическая Республика. Летом 1919 г. деникинская армия заняла весь Крым. Однако осенью 1920 г. Красная Армия во главе с М.В. Фрунзе вновь восстановила советскую власть. Осенью 1921 г. была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

В Крыму началось Социалистическое строительство. Согласно подписанному Лениным декрету «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», Все дворцы, виллы, дачи были отданы под санатории, где отдыхали и лечились рабочие и колхозники из всех союзных республик. Крым превратился во Всесоюзную здравницу.

В годы Великой Отечественной войны крымчане мужественно боролись с врагом. Вторая героическая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней, Керченско-Феодосийская десантная операция, Огненная земля Эльтигена, подвиг подпольщиков и партизан стали страницами военной летописи. За стойкость и мужество защитников двум крымским городам - Севастополю и Керчи - присвоено звание город-герой.

В феврале 1945 года в Ливадийском дворце состоялась конференция глав трех держав - СССР, США и Великобритании. На Крымской (Ялтинской) конференции были приняты решения, связанные с завершением войны с Германией и Японией, и установлением послевоенного мирового порядка.

После освобождения Крыма от фашистских оккупантов весной 1944 года началось восстановление его хозяйства: промышленных предприятий, санаториев, домов отдыха, сельского хозяйства, возрождение разрушенных городов и деревень. Черной страницей в истории Крыма стало изгнание многих народов. Участь постигла татар, греков, армян.

19 февраля 1954 года вышел указ о передаче Крымской области Украине. Сегодня многие считают, что Хрущев от имени России сделал Украине царский подарок. Тем не менее указ подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов, а подписи Хрущева в документах, касающихся передачи Крыма Украине, нет вообще.

В период советской власти, особенно в 60-е - 80-е годы прошлого века, наблюдался заметный рост крымской промышленности и сельского хозяйства, развитие курортов и туризма на полуострове. Крым, собственно, и был известен как всесоюзная здравница. Ежегодно в Крыму отдыхали 8-9 млн человек со всех концов огромного Союза.

1991 год - "путч" в Москве и арест М. Горбачева на его даче в Форосе. Развал Советского Союза, Крым становится Автономной республикой в составе Украины, а Большая Ялта - летней политической столицей Украины и стран Причерноморского региона.

Дата публикации: 03.08.2016

Благодаря своему уникальному географическому положению и неповторимой природе Крымский полуостров еще с давних времен стал домом для многих народов. Земледельцы находили здесь для себя плодородные земли, что дают хорошие урожаи, для торговцев – удобные торговые пути, кочевников-скотоводов привлекали горные и равнинные пастбища. Именно поэтому национальный состав крымского населения всегда был многонациональным и на сегодняшний день остаётся таким же. Численность населения полуострова, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, а вот во время курортного сезона в Крым еще приезжает более 2 млн. отдыхающих. В 1783 году после вхождения Крымского полуострова в Российскую империю большая часть татар и турок покинули полуостров и начали переселяться в Турцию, а вот в Крым всё больше заселяются славяне, в основном это русские и украинцы.

Народы, которые живут в Крыму на сегодняшний день

Сегодня в Крыму проживают представители 125 народов. По последним данным, самый многочисленный народ, который есть в Крыму, – это русские (58% населения), украинцев (24%).А вот самих крымских татар – 232,3 тыс. человек, 10,6% населения, они относятся к коренному населению Крымского полуострова. Говорят они на крымско-татарском языке, по вероисповеданию мусульмане-сунниты и принадлежат к ханафитскому мазхабу. На данный момент только 2% назвали себя коренными татарами. Другие национальности составляют до 4%. Из них наибольшее количество белорусов – 21,7 тыс.(1%), и около 15 тыс. армян. В Крыму проживают и такие национальные группы, как: немцы и выходцы из Швейцарии, которые начали поселяться в Крыму еще при Екатерине ІІ; греки здесь начали появляться еще при основании колонии на Керченском полуострове в Юго- Западном Крыму; а также поляки, цыгане, грузины, евреи, корейцы, узбеки их количество составляет от 1 до 5 тыс. человек.

Насчитывается и 535 караимов и 228 крымчаков. Также в Крыму живут люди таких национальностей: башкиры, осетины, марийцы, удмурты, арабы, казахи и только 48 человек итальянцев. Сложно представить полуостров без цыган, которые из давних веков называют себя «урмачель», много веков жили среди коренного населения и приняли ислам. Они настолько стали близкие к коренным татарам, что, когда была депортация крымско-татарского населения в 1944 году, были депортированы и цыгане. Из-за своего многонационального населения в Крыму родной язык у каждого свой.

На каких языках говорят народы, какие живут в Крыму

Исходя из того, что в Крыму национальный состав достаточно разнообразный, возникает вопрос, а на каком же языку общается население полуострова? С последними событиями, что происходят на полуострове, и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, согласно принятой Конституции, было провозглашено три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.

Чтобы без проблем снять номер в гостинице Крыма, просто перейдите .

По последнему опросу населения, русский язык родным назвали 81% населения, 9,32% указали крымско-татарский язык, и только 3,52% украинский, остальные называли белорусский, молдавский, турецкий, азербайджанский и другие. Не меньшее разнообразие и религий на Крымском полуострове: русские, украинци, болгары и греки исповедуют православие, а сами крымские татары – ислам суннитского толка, а вмести с ними и узбеки и татары; также живут католики, иудеи, протестанты. Несмотря на то, что население на полуострове многонациональное, все народы живут достаточно мирно и дружно.Места на этом маленьком полуострове хватит всем, здесь всегда рады как туристам, так и новым жителям.

Предлагаем вниманию читатели нашего сайта этно-исторический экскурс Игоря Дмитриевича Гурова, касающийся вопроса прав той или иной национальности на полуостров Крым. Статья была опубликована в 1992 году в небольшом ежемесячнике "Политика", издававшемся депутатской группой "Союз". Однако, она до сих пор остается актуальной, особенно сейчас, когда в период острейшего политического кризиса на Украине решается вопрос о широкой автономии Крыма, как раз замороженного в том же 1992 году.

Несмотря на то, что киевские и некоторые московские газеты и телепередачи провозглашают сегодня крымских татар "единственно коренным" народом Крымского полуострова, а русские тавричане изображаются исключительно как захватчики и оккупанты, Крым остается российским.

Обратимся к реальным историческим фактам. В древности Крым заселяли племена киммерийцев, затем - тавров и скифов. С середины I-го тысячелетия до н. э. на побережье Таврии возникают греческие колонии. В раннем средневековье скифов сменяют германоязычные готы (позднее смешавшиеся с греками в летописных «гречан-готфинов») и ираноязычные аланы (родственные современным осетинам). Тогда же проникают сюда и славяне. Уже в одной из боспорских надписей V века встречается слово "ант", которым, как известно, византийские авторы называли славян, живших между Днепром и Днестром. А в самом конце VIII века в "Житии Стефана Сурожского" подробно описан поход в Крым новгородского князя Бравлина, после которого начинается активная славянизация Восточного Крыма.

Арабские источники IX века сообщают об одном из центров Древней Руси - Арсании, находившейся, по мнению большинства ученых, на территории Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это т. н. Азовская, или Черноморская (Тьмутараканская) Русь, являвшаяся опорной базой для походов русских дружин во 2-й половине IX - начале X вв. на малоазиатское побережье Черного моря. Более того, византийский историк Лев Диакон в рассказе об отступлении князя Игоря после его неудачного похода на Византию в 941 г. говорит о Боспоре Киммерийском (Восточный Крым) как о "родине русских".

Во 2-й половине IX в. (после похода князя Святослава и разгрома им в 965 г. Хазарского каганата) Азовская Русь окончательно вошла в сферу политического влияния Киевской Руси. Позднее здесь сформировалось Тьмутараканское княжество. Под 980 голом в "Повести временных лет" впервые упоминается сын великого князя Владимира Святого - Мстислав Храбрый; там же сообщается, что отец наделил Мстислава Тьмутараканской землей (которой онвладел до самой своей смерти в 1036 г.).

Укрепляется влияние Руси и в Западной Тавриде, особенно после того, как князь Владимир в 988 г. в результате 6-месячной осады взял принадлежавший византийцам город Херсонес и принял там крещение.

Половецкое нашествие в конце XI-го века ослабило русских князей в Тавриде. Последний раз в летописях Тьмутаракань упоминается под 1094 г., когда правивший здесь князь Олег Святославович (носивший официальный титул "архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии") в союзе с половцами пришел в Чернигов. А в начале ХШ века земли бывшего Тьмутараканского княжества стали легкой добычей предприимчивых генуэзцев.

В 1223 г. монголы совершают первый набег на Таврику, а к концу XIII в., после разгрома созданного эллинизированными аланами Киркельского княжества, административным центром края становится город Крым (ныне - Старый Крым), с 1266 г. ставший местом пребывания монголо-татарского хана.

После Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.), закончившегося разгромом Царьграда, сначала Венеция, а затем (с 1261 г.) Генуя получают возможность утвердиться в Северном Причерноморье. В 1266 г. генуэзцы купили у Золотой Орды г. Кафу (Феодосию) и затем и дальше продолжили расширять свои владения.

Этнический состав населения Крым в этот период был достаточно пестрым. В XIII-XV вв. в Кафе проживали греки, армяне, русские, татары, венгры, черкесы ("зихи") и евреи. В Уставе Кафы 1316 г. упоминается о русских, армянских и греческих церквях, расположенных в торговой части города, наряду с католическими храмами и татарской мечетью. Во 2-й половине XV в. это был один из крупнейших городов Европы с населением до 70 тыс. чел. (из них генуэзцы составляли лишь около 2 тыс. чел.). В 1365 г. генуэзцы, заручившись поддержкой золотоордынских ханов (которым они давали огромные денежные займы и поставляли наемников), захватили крупнейший крымский город Сурож (Судак), населенный главным образом греческими и русскими купцами и ремесленниками и поддерживавший тесные связи с Московским государством.

Из русских документов XV в. известно и о тесных контактах расположенного на юго-западе Крыма православного княжества Феодоро (другое название - Мангупское княжество), возникшего на руинах Византийской империи, с Московским государством. Например, русская летопись упоминает князя Стефана Васильевича Ховра, который эмигрировал в Москву вместе с одним из сыновей в 1403 г. Здесь он принял монашество под именем Симона, и сын его Григорий основал монастырь, названный в честь отца Симоновым. Другой его сын - Алексей - в это время управлял княжеством Феодоро. От его внука - Владимира Григорьевича Ховрина - произошли известные русские роды - Го­ловины, Третьяковы, Грязные и др. Связь между Москвой и Феодоро была настолько тесной, что великий князь Московский Иван III собирался женить своего сына на дочери феодоритского князя Исаака (Исайко), но осуществить этот замысел не удалось из-за разгрома княжества Феодоро турками.

В 1447 г. произошло первое нападение турецкого флота на берега Крыма. Захватив Кафу в 1475 г., турки разоружили все ее население, а затем, по свидетельству ано­нимного тосканского автора, "7 и 8 июня все валахи, поляки, русские, грузины, зихи и всякие другие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в цепи". "Туркова взяша Кафу и гостей мо­сковских много побиша, а иных поимаша, а иных, пограбив, на окуп даваша", - сообщают русские летописи.

Утвердив свою власть над Крымом, турки включили в состав собственно султанских земель только прежние генуэзские и греческие впадения, которые они принялись усиленно заселять своими соплеменниками - анатолийскими турками-османами. Остальные районы полуострова отошли к преимущественно степному Крымскому ханству, находившемуся в вассальной зависимости от Турции.

Именно от анатолийских турок-османов ведут свое происхождение т. н. "южнобережные крымско-татары", которые и определили этническую линию современ­ных крымских татар - т. е. их культуру и литературный язык. Подчиненное же Турции Крымское ханство в 1557 г. пополнилось представителями Малой Ногайской Орды, откочевавшей в Причерноморье и Степной Крым с Волги и Прикаспия. Крымские и ногайские татары жили исключительно кочевым скотоводством и разбойничьими набегами на соседние государства. Сами крымские татары говорили в XVII в. посланцам турецкого султана: "А ведь вот есть больше 100 тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то, чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху". Поэтому дважды в год они совершали набеги для захвата невольников и грабежей. Например, за 25 лет Ливонской войны (1558-1583 гг.) крымские татары сделали 21 набег на великорусские области. Еще сильнее страдали хуже защищенные малороссийские земли. С 1605 по 1644 гг. татары совершили на них не менее 75 набегов. В 1620-1621 гг. им удалось разорить даже далекое Прусское герцогство.

Все это заставляло Россию принимать ответные меры и вести борьбу за ликвидацию этого постоянного очага агрессии у себя на юге. Однако решить эту проблему удалось лишь во 2-й половине XVIII в. В ходе русско-турецкой войны 1769-1774 гг. русские войска овладели Крымом. Опасаясь ответных религиозных погромов, большая часть коренного христианского населения (греки и армяне) по предложению Екатерины II переселились в район Мариуполя и Нахичевани Ростовской. В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к России и в 1784 г. стал частью новообразованной Таврической губернии. До 80 тысяч татар не пожелали тогда оставаться в русской Тавриде и эмигрировали в Турцию. На их место Россия начала привлекать чужестранных колонистов: греков (из турецких владений), армян, корсиканцев, немцев, болгар, эстонцев, чехов и т. д. В массовом количестве стали сюда переселяться великороссы и малороссияне.

Еще одна эмиграция татар и ногайцев из Крыма и Северного Причерноморья (до 150 тыс. чел.) произошла в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., когда многие татарские мурзы и беи поддерживали Турцию.

К 1897 г. наметились значительные сдвиги в этническом составе населения Тавриды: татары составляли лишь около 1/3 населения полуострова, в то время как русские - свыше 45 проц. (из них 3/4великороссы и 1/4 - малороссы), немцы - 5,8 проц., евреи 4,7 проц., греки - 3,1 проц., армяне - 1,5 проц. и т. д.

После февральской революции 1917 г. в среде крымских татар возникла националистическая протурецкая партия "Милли фирка"("национальная партия"). В свою очередь большевики провели съезд Советов и марта 1918 г. провозгласили создание ССР Тавриды. Затем полуостров был оккупирован немцами, и власть получила миллифирковская Директория.

В конце апреля 1919 г. здесь была создана "Крымская советская республика", но уже в июне она была ликвидирована частями Добровольческой армии генерала Деникина.

С этого времени русская Таврида стала главной базой Белого Движения. Лишь к 16 ноября 1920 г. Крым вновь захватили большевики, выбив с полуострова Русскую Армию генерала Врангеля. Тогда же был образован Крымский революционный комитет (Крымревком) под руководством "интернационалистов" Белы Куна и Розалии Землячки. По их указанию в Крыму была организована кровавая расправа, в ходе которой "пламенные революционеры" истребили по некоторым сведениям до 60 тыс. русских офицеров и солдат Белой армии.

18 октября 1921 г. ВЦИК и СНК опубликовали постановление об образовании Крымской АССР в составе РСФСР. В это время в Крыму проживало 625 тысяч человек, из них русские составляли 321,6 тысяч, или 51,5% (в т. ч. великороссы - 274,9 тыс., малороссы - 45,7 тыс., белорусы - 1 тыс.), татары (включая турок и часть цыган) - 164,2 тыс. (25,9%), другие национальности (немцы, греки, болгары, евреи, армяне) - св. 22%.

С начала 1920 годов в духе большевистско-ленинской национальной политики организациями ВКП(б) стал активно проводиться курс на тюркизацию Крыма. Так, в 1922 г. для крымских татар было открыто 355 школ, а также созданы вузы с преподаванием на крымско-татарском языке. На посты председателей Крымского ЦИК и СНК Крымской АССР были назначены татары - Вели Ибраимов и Дерен-Айерлы, проводившие националистическую политику, прикрытую коммунистической фразеологией. Лишь в 1928 г. они были сняты с постов, но не за национализм, а за связь с троцкистами.

К 1929 г. в результате кампании по разукрупнению сельсоветов их число увеличилось со 143 до 427. При этом почти утроилось количество национальных сельсоветов (таковыми считались сельсоветы или районы, в которых большинство национального населения составляло 60%). Всего было образовано 145 татарских сельсоветов, 45 немецких, 14 еврейских,7 греческих, 5 болгарских, 2 армянских, 2 эстонских и лишь 20 русских (поскольку русские в этот период проходили по разряду "великодержавных шовинистов", при административном размежевании считалось нормальным давать преимущество другим национальностям). Была создана и система специальных курсов по подготовке национальных кадров при правительственных учреждениях. Развернулась кампания по переводу делопроизводства и сельсоветов на "национальные" языки. При этом "антирелигиозная борьба" - в том числе против православия и ислама - продолжалась и усиливалась.

В предвоенные годы наблюдается значительный рост населения (с 714 тыс. в 1926 г. до 1126429 чел. в 1939 г.). По национальному составу население распределялось в 1939 г. так: русские - 558481 человек (49,58%), украинцы, 154120 (13,68%), татары - 218179 (19,7%), немцы 65452 (5,81%), евреи - 52093(4,62%.), греки - 20652 (1,83%), болгары - 15353 (1,36%), армяне - 12873 (1,14%), прочие - 29276 (2,6%).

Гитлеровцы, заняв Крым осенью 1941 г., умело сыграли на религиозных чувствах татар, их недовольстве воинствующим атеизмом большевиков. Нацисты созвали в Сим­ферополе мусульманский съезд, на котором сформировали крымское правительство ("Татарский комитет") во главе с ханом Белялом Асановым. В течение 1941-1942 гг. ими было сформировано 10 крымско-татарских батальонов СС, которые вместе с полицейскими отрядами самообороны (созданными в 203 татарских селениях) насчиты­вали свыше 20 тысяч человек. Хотя среди партизан были и, татары - около 600 человек. В карательных операциях с участием крымско-татарских частей было истреблено 86 тысяч мирных жителей Крыма и 47 тысяч военнопленных, еще около 85 тысяч человек было угнано в Германию.

Однако меры возмездия за преступления, совершенные крымско-татарскими карателями, были - распространены сталинским руководством на весь крымско-татарский этнос и ряд других крымских народов. 11мая 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление, по которому из Крыма в Среднюю Азию в течение 18-19мая были переселены 191088 татар, 296 немцев, 32 румына и 21австриец. 2 июня 1944 г. последовало еще одно постановление ГКО, по которому 27 и 28 июня из Крыма были выселены 15040 греков, 12422 болгар и 9621 армян. В то же время были высланы проживавшие в Крыму иностранные подданные: 1119 немцев, итальянцев и румын, 3531 греков, 105 турок и 16 иранцев.

В июле 1945 г. Указом Президиума ВС СССР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, а 19 февраля 1954 г. Н. С. Хрущев подарил Крым Радяньской Украине, очевидно, в память о своем многолетнем секретарствовании в КП(б)У.

С наступлением "перестройки" московские и киевские средства массовой информации стали изображать татар единственно "коренными" жителями полуострова, его "исконными" хозяевами. Почему? "Организация крымско-татарского национального движения" объявила своей целью не только возвращение до 350 тысяч татар – уроженцев солнечного Узбекистана и других среднеазиатских республик в Крым, но и создание там своего "национального государства". Для достижения этой цели они созвали в июле 1991 г. курултай и избрали на нем "меджлис" из 33 человек. Действия ОКНД, возглавляемой ярым туркофилом Мустафой Джамилевым, были с восторгом встречены киевским «руховским» и бывшекоммунистическим руководством, действующим по принципу "хороши все, кто против клятых москалей". Но зачем Джамилеву понадобилось создавать свое "национальное государство" именно в Крыму?

Конечно, понятна жажда реванша у обиженных Сталиным татарских новопоселенцев. Но все же господам ОКНД, столь усердно призывающим к отуречиванию Крыма, следовало бы помнить о своем анатолийском и ногайском происхождении: ведь их истинная прародина - это Турция, Южный Алтай и горячие степи Синцзяна.

И уж если создавать в Тавриде какие-то "национальные государства", то придется удовлетворять чаяния и великороссов, и украинцев, и караимов, и греков, и всех прочих коренных жителей полуострова. Единственная реальная перспектива для Крыма - мирное сосуществование проживающих здесь этносов. Делить же население на «коренное» и русское - задача несостоятельная исторически и опасная политически.

Игорь Гуров
Газета «Политика», 1992 г., № 5

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Обнаруженные археологами на Крымском полуострове стоянки первобытных людей (Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Волчий Грот) свидетельствуют о заселении края человеком уже в эпоху каменного века.

Древнейшее население Причерноморья и Крыма состояло из обитавших здесь на рубеже II—I тысячелетий до н. э. полуоседлых и кочевых племен, известных под общим именем киммерийцев. Память о них сохранилась в местных топонимах, упоминаемых в древнегреческих источниках: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерий. Киммерийцы заселяли, по-видимому, все причерноморские степи, но в Восточном Крыму, как и на Таманском полуострове, они обитали дольше.

В VII в. до н. э. киммерийцы действовали в союзе со скифами. Имеются сведения о разгроме в 652 г. до н.э. лидийской столицы Сард киммерийцами и скифами. Выявленная археологами культура киммерийцев близка скифской и относится к концу эпохи бронзы. Об этом говорят раскопки на Керченском и Таманском полуостровах, где обнаружены захоронения VIII—VII вв. до н. э., связываемые с киммерийцами. Согласно рассказу Геродота, киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами, которые господствовали здесь уже в VII в. до н. э.

Потомками киммерийцев считаются тавры, обитавшие уже в скифское время в горах Крыма. Тавром назывался и горный хребет на южнобережье полуострова. С этим именем и связано греческое наименование Крымского полуострова — Таврика, которое сохранялось и в эпоху античности, и в средние века.

Основную массу скифов составляли племена, пришедшие в VIII в. до н. э. из Средней Азии. Известно несколько скифских племен Северного Причерноморья: царские скифы, обитавшие и в Крыму, скифы-кочевники, скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-вонны. Общественный строй скифов в середине I тысячелетия до и. э. характеризуется постепенным распадом родоплеменных и появлением классовых отношений. Известно было у скифов уже и патриархальное рабство. Смена киммерийской культуры скифской в VIII—VII вв. до н. э. совпала с переходом от эпохи бронзы к железному веку. К IV в. до н. э. Скифское царство, объединившее отдельные племена, превратилось в сильную военную державу, успешно отразившую персидское нашествие. Замечательные памятники знаменитого скифского «звериного» стиля обнаружены археологами в курганах и горЬдишах Крыма — в Курганах Кулаковского (близ Симферополя, Ак-мечеть), уникальные золотые изделия с изображением человеческих фигур, животных и растений найдены в известных скифских курганах Куль-Оба, Ак-Бурун, Золотом кургане.

В VIII—VI вв. до н. э. происходит интенсивный процесс греческой колонизации северопонтийского побережья, обусловленный экиномическим и социальным развитием Древней Эллады. В VII в. до н. э. колонизуется западное, а в VI в. до н. э. — северное побережье Черного моря.

Ранее всего в Таврике, вероятно еще в первой половине VI в. до н. э., на месте современной Керчи на берегу Боспора Киммерийского был основан милетцами г. Пантикапей. Сам город назывался греками и просто Боспором. Около середины VI в. до н. э. в Восточном Крыму возникли Тиритака, Нимфей, Киммерик. В VI в. до н. э. греками-милетцами была основана Феодосия, а также Мирмекий, располагавшийся недалеко от Пантикапея.

Около 480 г. до н. э. в Восточном Крыму происходит объединение ранее независимых греческих городов-государств (полисов) в единое Боспорское государство под властью Археанактидов —выходцев из Милета. В 438 г. до н. э. власть в Боспоре переходит к Спартокидам — династии, возможно, фракийского происхождения.

Ремесло, сельское хозяйство, торговля, монетное обращение Пантикапея, где с середины VI в. чеканилась собственная серебряная монета, находились на сравнительно высоком уровне развития. Происходило расширение внешней экспансии Боспорского государства. Однако в III—II вв. до н. э. с запада усиливается натиск скифов, а из Прикубанья проникают сарматы.

Создание в Крыму скифского государства и обострение социальных противоречий в Боспорском царстве способствовали ослаблению последнего.

В западной части Крыма важную роль играл Херсонес, основанный в V в. до н. э. выходцами с южного берега Черного моря (из Гераклеи Понтийской). Первоначально это была торговая фактория, которая стала затем центром сельскохозяйственного и ремесленного производства. Росла и торговля, с развитием которой связан выпуск собственной монеты из серебра и меди. Остатки древнего Херсонеса сохранились на западной окраине современного Севастополя.

Херсонес, вероятно, придерживался враждебной политики по отношению к Боспору. Однако к концу II в. до н. э. усиливается натиск скифов на Херсонес. Понтийский царь Митридат VI Евпатор оказал военную помощь Херсонесу. Восточный Крым и Херсонес переходят затем под власть понтийского царя. Перисад — последний царь Боспора из династии Спартокидов — отказался от престола в пользу Митридата VI. Но это лишь обострило назревшие социальные противоречия в рабовладельческом Боспоре. В 107 г. до н. э. здесь произошло восстание во главе со скифом Савмаком, но оно было подавлено войсками понтийского царя.

Понтийское царство стало главным препятствием для дальнейшей экспансии римлян на Восток. Это привело к войнам Митридата с Римом, длившимся с 89 г. до н. э. вплоть до гибели понтийского царя в 63 г. до н. э. Смерть Митридата означала фактическую утрату этой частью Причерноморья политической самостоятельности. К концу I в. до н. э. на боспорских монетах появляется портрет римского императора и членов его семьи. Правда, в 25 г. до н. э. Рим подтверждает независимость Херсонеса, но эта самостоятельность была во многом номинальной.

Города-государства Таврики в первые века н.э. представляли собой развитые полисы рабовладельческого типа. В пользу такого мнения говорит их административное устройство, а также обнаруженные археологами памятники материальной культуры.

Господствующей силой в степной зоне в этот период были сарматы, во главе которых находилась племенная знать, окруженная дружинниками. Известно несколько союзов сарматских племен — роксоланы, аорсы, сираки. Очевидно, со II в. и. э. сарматы получают общее наименование аланов, вероятно по названию одного из их племен. Однако в Крыму сарматы, судя по всему, уступали по численности массе сохранившихся здесь скифов, а также потомков древних тавров. В противоположность сарматам это старое население именуется в античных источниках тавроскифами, что, возможно, указывает на стирание имевшихся между ними различий.

Центром скифских племен в Крыму был Неаполь Скифский, располагавшийся на месте нынешнего Симферополя. Неаполь Скифский был основан в конце III в. до н. э. и просуществовал до IV в. н. э.

В I—II вв. Боспорское царство переживает новый подъем, оно занимает примерно ту же территорию, что и при Спартокидах. Более того, Боспор осуществляет фактически протекторат над Херсонесом. Одновременно происходит сарматизация населения боспорских городов. Во внешней политике боспорские цари проявляли известную самостоятельность, в том числе и в отношениях с Римом.

В III в. в Крыму получает распространение христианская религия, проникшая сюда, вероятно, из Малой Азии. В IV в. в Боспоре существовала уже самостоятельная христианская епископия.

Херсонес в это время продолжал развиваться как рабовладельческая республика, но прежний, демократический строй (в рамках, естественно, рабовладельческой формации) сменился теперь аристократическим. При этом происходила романизация правящей городской верхушки. Херсонес становится основным опорным пунктом римлян в Северном Причерноморье. В нем находился римский гарнизон, отсюда поступало продовольствие в центр империи.

В середине III в. н. э. Боспорское государство переживает экономический и политический упадок, отражавший общий кризис античной рабовладельческой системы. Начиная с 50—70-х гг. в Крыму усиливается натиск боранов, остготов, герулов и других племен, входивших
в готский союз. Готы нанесли поражение скифам, уничтожили их поселения в Крыму. Захватив почти весь полуостров, за исключением Херсонеса, они установили свое господство над Боспором. Готское нашествие привело к упадку Боспорского царства, но смертельный удар ему был нанесен в 70-х гг. IV в. племенами гуннов, появившимися в Восточном Крыму. Разгромленный ими Боспор потерял свое былое значение и постепенно сошел с исторической арены.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988

Загрузка...