aracs.ru

Полное духовное перерождение. «Духовное перерождение

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

Из письма иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас инородцев было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы».

И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его воспреемник при крещении, иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь Владыки Нестора. Илья со знакомым купцом в 1908 г. оказался в Благовещенске. Там рассказал, что крестился от о. Нестора и исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил его в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын) – ректор Духовной академии. Да, тот самый архиерей, который рукоположил в 1907 г. иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре. После окончания курсов о. Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину) Японскому, будущему Святителю.

Далее продолжились совпадения жизненных событий митрополита Нестора и иеромонаха Кириака. Святитель Николай Японский, а после него и епископ Сергий посылали иеромонаха в качестве миссионера к язычникам Японии, Кореи и Китая. В 1916 г. епископ Сергий послал его с поручением к архиепископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию (Никольскому) – первому священноначальнику иеромонаха Нестора. Там о. Кириак присутствовал на хиротонии архимандрита Нестора во епископа Камчатского.

« Много, много я делал над собою усилий подойти к Вам и со слезами попросить у Вас прощение за тот… кощунственный грех, когда ради забавы… принял от Вас во имя Отца, Сына и Святаго Духа водное таинство Святаго Крещения. Я до сих пор удивляюсь, как это могло получиться, что об этом своем кощунстве я исповедывался перед шестью Святителями… А вот перед Вами не смог. Что-то неведомое мешало мне в тот период, когда Вы получили, сподобились получить сан Камчатского епископа. Это было осенью».

Напомню, что эта хиротония стала выдающимся в истории ДВ и РПЦ событием, т. к. в первый и в последний раз совершалась не в столице.

При возвращении в Россию из Китая иеромонах Кириак в 1936 г. был арестован, освободился в 1955 г. (т. е. отсидел на Колыме в лагере каторжного типа 19 лет). В связи с тем, что на Камчатке у него никого не осталось, его поместили на Колыме в Дом инвалидов, а летом 1956 г. его и оставшихся в живых стариков из духовенства перевезли «в Россию». На момент начала переписки о. Кириаку шел 88-й год.

Духовное воссоединение митрополита Нестора и иеромонаха Кириака начались в августе 1960 г. В епархиальное управление (г. Кировоград, Украина) на имя правящего архиерея пришло письмо от Пантюхина Михаила Васильевича. Этот человек сидел вместе с группой духовенства, среди которых был иеромонах Кириак – крестник Владыки (Илья). Он-то и попросил Михаила Васильевича найти Владыку, чтобы исповедаться ему в своем грехе. У них завязалась переписка.

Наконец-то в ноябре 1960 г. митрополит Нестор получает через Михаила Васильевича долгожданное письмо от о. Кириака – своего духовного сына.

«… Ваше Высокопреосвященство! Святитель Божий и многолюбивый Господин мой! С самого начала я многогрешный и недостойный смиренный Инок Кириак падаю перед Вашим Святительством ниц и испрашиваю Вашего Святительского благословения, лобызая десницу Вашу.

<…> И теперь так сильно наполнилась душа моя радостью, что я думал сердце мое не выдержит. Ведь не только горе, но и неожиданная великая радость может разволновать любого человека до потери рассудка… Ваше письмо напомнило мне многое из моей прошлой многогрешной жизни еще до Вашего приезда в Гижигинский уезд в нашу Корякскую походную Православную миссию. Хорошо я помню три домика на морском берегу между сопок, в которых Вы приютили несчастных прокаженных и в уголку одного домика Вы устроили для них свою церковь, как вот теперь только вспомнил назвали ее в честь многострадального Иова из Библии. Потому, что он тоже был прокаженный… Мне много говорили, как Вы приезжали туда к проказникам [прокаженным], совершали для них Богослужения и привозили им продукты, гостинцы, священные книги и детишкам разные забавы.

Только потому я и вспомнил Вас пятьдесят с лишним лет [спустя], а особенно с 1936 года, что Вы всегда стояли в моей памяти, как Великий Святой Человеколюб нечастных больных и бедных больших детей природы, она была у нас там как первозданная.

Когда Вы молодым священником приехали к нам в Гижигу, я хорошо помню, мне уже было лет 35 и я был такой отчаянный вор и пройдоха. Ведь я остался сиротой лет шести. Колонисты-купцы воспитали меня побоями в своих факториях. У них я научился русскому языку, а потом и грамоте…

Господин мой и Святитель Божий слезно умоляю, простите меня, окаянного, ради Христа Иисуса. Ох, и сильно устал я говорить. Ведь два дня наш писарь это письмо пишет, а я лежу и говорю ему, что писать. В 1920 году получилось так, что я попал через Корею в Китай и целый год меня продержали в городе Юн-Пинфу при русской Церкви Святаго Иоанна Крестителя Господня. А там подошло время, что на Родину было проехать нельзя – война везде – и снова Господь Бог привел меня в Японию.

В 1936 году меня снова потянуло на Родину, но не успел я сойти по трапу парохода, как меня арестовали. Осудили и отправили сначала на берег Амура, а потом на Колыму, на Чукотку. В 1954 году освободили(напомним, что и митрополит Нестор был также арестован и отсидел 7,5 года в каторжной тюрьме в Мордовии. – А. Б.), но кому нужен 82-летний старик? И вместе с другими такими же меня поместили в инвалидный дом.

Устал я, Владыко Господин мой. А хочется так много, много сказать Вам о теперишнем житье моем и выплакать перед Вами все свои грехи».

Идет очень интенсивная переписка. Создается впечатление, что у всех намерение успеть все рассказать. Все в престарелом возрасте, все больны и немощны. Насельники Дома инвалидов один за другим уходят в мир иной. И каждый прожитый день – дар Божий.

Несмотря на свою колоссальную занятость, митрополит Нестор отвечает регулярно. Причем пишет сам, несмотря, что и у него нет здоровья, что очень плохое зрение…

О. Кириак:

«Здравствуйте, Ваше Святительское Высокопреосвященство! <…> Ведь никто, никто меня не неволил принимать иноческий постриг. Три раза подавал я ножницы в руки постригавшего и два раза он возвращал мне их со словами, может быть я одумаюсь и откажусь от него. Но сила Вашего Крещения надо мною оказалась такой могучей, такой осенительной, что я без колебания готов был бы идти на казнь во имя Иисуса Христа.

…Ведь это легко сказать только, не видеть более пятидесяти лет Того, Кто поставил меня на путь и жизнь вечную, Кто просветил меня Ясным Светом Евангельской Истины и вдруг получить от Него доброе, доброе послание и великие знаки Его расположения… Ох, Господи! Как мне сейчас стало легко на душе! Я как и Святый Симеон Богоприимец, говорю: “Ныне отпущаеши, Владыко!..” Яко видеста очи мои Того, Кто давным-давно озарил мою черную душу Светом Евангельского учения, и этим самым из жестокого бандита и идолопоклонника сделал верного христианина, познавшего смысл временной земной жизни ради Вечной жизни на небесах Господа и Бога своего».

Из письма м. Нестора:

«Дорогой мой, душевно близкий и духовно родной, чадо мое возлюбленное, Богом данный мне крестник Илья, а в монашестве иеромонах Кириак!

…Через столько лет… Господь судил нам заочно письмами друг к другу встретиться… Бог спас душу твою и ты хотя не смел лично просить у меня прощения, когда во Владивостоке посвящали меня во епископа Камчатского и не смел подойти ко мне, но прежде суждено было тебе исповедать твой грех надсмеяния над крещением тебя с целью надругательства и ты просил прощения у шести Архиереев, рассказав им, как ты, обманув меня, крестился с целью поругания и насмешки. И только через полвека Бог судил найти меня и принести покаяние, прося простить тебя за кощунственную дерзость. Радуйся сему ты, радуюсь сугубо и я, молитвой духовного твоего отца в моем лице – я твой духовник… ныне Митрополит Нестор, властию, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю тя, чадо мое Илья от купели Святаго Крещения, а ныне иеромонах Кириак, от сокрытого греха твоего надругательства над Святым Таинством Крещения и надо мной, немощным твоим Крестителем в молодые твои годы и от всех грехов твоих во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь.

Какая великая милость Господня и к тебе, и ко мне, так как судил Бог дожить нам обоим до глубокой старости и Господь примирил нас через твое искреннее покаяние. Слава Богу и благодарение за все!

…Знаменательно, что твоё письмо с покаянием я получил 16/29 октября сего 1960 года, т. е. через 44 года после моего посвящения в сан Епископа Камчатского. В этот день 1916 года ты был в соборе во Владивостоке, когда меня посвящали в Архиерея. 1/XI-1960 г.».

О. Кириак в письме от 14.XI.1960 г.:

«В своей жизни земной Господь помог достигнуть мне желанной вершины и эта вершина есть испрошение прощения великих грехов, содеянных мною в дни языческой молодости против Вас, моего духовного Отца и Учителя. С того дня, как мне прочитали Ваше отпущение грехов моих мне стало весьма легко. Теперь ничего не страшит меня и я готов спокойно умереть и отдать свою душу Создавшему меня Вечному Творцу всего сущего».

Через 3 месяца отец Кириак с миром отошел ко Господу.

Примечание: все вышецитированные фрагменты взяты из собрания писем, хранящихся в архиве Музея истории Православия на Камчатке (АМИП). Дело I-МН (Митрополит Нестор). Папка № 1 (Переписка).

А. И. Белашов
директор Музея истории Православия на Камчатке,
действительный член Русского географического общества

Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства Снайдер Блейк

«Духовное перерождение»

«Духовное перерождение»

Следующее правило кинодраматургии гласит: каждый персонаж вашей картины должен измениться по мере развития сюжета. Единственные, кому меняться не обязательно, - это «плохие парни». Но герои и их друзья меняются, и иногда очень сильно.

Это абсолютная истина.

Мне не очень нравится термин «арка персонажа», потому что он слишком заезжен продюсерами и авторами руководств о том, как написать сценарий, тем не менее я считаю очень важной ту суть, которую он выражает. Сценаристы понимают под данным термином «изменение, которое происходит с любым персонажем с самого начала, в ходе повествования и к концу путешествия этого персонажа». Если подобное удалось сделать и мы можем проследить, какой духовный рост и какие изменения происходят в каждом персонаже в ходе развития сюжета, - сценарий звучит как поэма. Квинтэссенция того, что вы хотите донести до вашей аудитории: эта история, этот опыт настолько важны для всех, кого они затрагивают, - даже для вас, зрителей, - что они меняют жизнь каждого человека, попадающего в орбиту рассказанной истории. С незапамятных времен все хорошие истории демонстрируют рост и изменения в их героях.

Я думаю, причина, согласно которой персонажи должны изменяться по мере развития сюжета, заключается в том, что, если у вас есть достойная история, она должна быть жизненно важна для всех, кто в ней задействован. Именно потому для каждого персонажа в фильме нужно тщательно продумать первоначальные обстоятельства и проследить, что он получает в финале. Не знаю почему, но первым в качестве хорошего примера в голову приходит фильм «Красотка». Там меняются все: персонажи Ричарда Гира, Джулии Робертс, Лоры Сан Джакомо - даже «наставник» главной героини в исполнении Гектора Элизондо. И все они меняются под влиянием романтической истории, которая затрагивает каждого из них. Ничему не учится только один персонаж - «плохой парень» Джейсон Александер.

«Красотка» - один из многих умело созданных, успешных фильмов, в котором применяется это правило. Оно действует во всех по-настоящему хороших картинах, тех, что остаются в нашей памяти, заставляют нас плакать и смеяться, которые мы с удовольствием пересматриваем снова.

Даю подсказку.

В определенном смысле все истории повествуют об изменении. Способность изменяться - это и есть та лакмусовая бумажка, которая показывает нам, кто добивается успеха, а кто нет. Положительные герои с готовностью воспринимают необходимость меняться и видят в этом источник силы. Отрицательные персонажи меняться отказываются. Они варятся в собственном соку, неспособные вырваться из привычной рутины, и все, что им остается в случае нежданных перемен, - смириться и тихо умереть. Чтобы достичь успеха в жизни, нужно быть открытым к переменам. Это принцип не только хорошего сценария, но и любой из наиболее известных религиозных концепций. Изменение всегда положительно, ведь оно представляет собой духовное перерождение, обещание нового начала.

Духовное перерождение.

Разве все мы не хотим в это поверить?

Разве нам не хочется прыгнуть с головой в водоворот жизни после хорошего фильма? Вырваться из рутины, попробовать что-то новое, открыться целебным свойствам перемен, посмотрев кино, в котором каждому удается измениться?

Еще как хочется!

«Все меняются». Это один из слоганов, который я написал на желтом листочке-стикере и прикрепил сверху на монитор своего «Мака», чтобы он находился у меня перед глазами, когда я пишу сценарий. Прежде чем приступить к работе, я продумываю, как будет меняться каждый из моих персонажей, и отмечаю на доске основные вехи их изменений в ходе развития сюжета.

Вы должны проделывать то же самое.

Если в вашем сценарии не хватает глубины, если у вас возникает чувство, что в сюжете чего-то недостает, проверьте историю на соответствие правилу изменения, возможно, вам стоит еще поработать над теми духовными трансформациями, которые должен пережить каждый ваш герой.

Говоря «каждый», я имею в виду всех, кроме отрицательных персонажей.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

«Духовное родство» Это отношения не по родству, а по косвенным семейным и обрядовым связям. «Духовное родство» строго учитывалось законом и было одним из важнейших юридических понятий дореволюционной России. Оно нашло отражение и в русской классической литературе.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится? автора Синько Ирина Алексеевна

Из книги Казачий Дон: Пять веков воинской славы автора Автор неизвестен

Духовное родство Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын - крестным братом, а оба крестных

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

X. Культурно-историческое и духовное наследие казачьего зарубежья ХХ столетия Почти пятьдесят лет назад проживавшая в ФРГ талантливая поэтесса, сибирская казачка Мария Волкова писала: Чем путь трудней – тем выше будет честь! Пускай горька недопитая чаша! При нашей

Из книги Грыжа: ранняя диагностика, лечение, профилактика автора Амосов В. Н.

Из книги автора

Злокачественное перерождение грыж Разумеется, предупреждение, которым мы завершили предыдущий раздел, напрямую относится именно к случаям, когда ткани росли себе росли, подстегиваемые воспалением, да вдруг переродились. Почему вялотекущие воспаления считаются

Всю жизнь А.П. Чехова интересовала тема духовного перерождения человека. Писатель задумывался о том, как меняются люди. Чехов всегда мечтал об изменении человека в лучшую сторону, но видел, что его мечты не всегда схожи с реальностью.

Его интересовало, почему добродушные порядочные люди вдруг становятся грубыми и лицемерными. Каковы причины этого? Антон Павлович в своих произведениях всегда анализировал, предполагал и пытался объяснить изменение людей в лучшую или худшую сторону.

По мнению писателя, на духовное перерождение влияли изменения, связанные с жизнью: женитьба, продвижение по служебной лестнице, случившееся горе в семье и многие, многие другие жизненные ситуации.

Рассмотрим несколько произведений и попробуем понять мысли писателя, согласиться с ними или, наоборот, их опровергнуть. Вот, например, в знаменитой лирической комедии «Вишневый сад» мы встречаем такого героя, как молодой лакей Яша, ничего не представляющий из себя человек, обычный парень из деревни. Почему его изменила жизнь в худшую сторону? Куда делись добрые чувства, душевные качества русского деревенского человека?

Чехов раскрывает нам эти изменения, связав их с жизненной ситуацией. Все просто: Яша, проведя пять лет со своей помещицей за границей, вернулся в родные края. Но как повлияли на него эти пять лет! Когда Яше сказали, что к нему пришла мать повидаться и сидит со вчерашнего дня, он никак на это не отреагировал, лишь показал свое гнилое нутро: «Бог с ней совсем! Очень нужно. Могла бы и завтра прийти».

Богатство и красота столичной жизни за границей повлияли на лакея отрицательно. Он набрался там «дешевых штучек»: «Да-с, приятно выкурить сигару на чистом воздухе…» Но поскольку Яша - человек необразованный, то, козыряя этим, он не понимает, что интеллигентным и светским человеком он от этого не стал.

Чехов ненавидел книжные фразы, модные слова и все надуманное, которым русский человек желал изобразить из себя европейца. На примере Яши писатель дает понять читателю, что все это глупо и абсолютно не нужно. Чехов показывает, до какой степени «паршивости» может измениться человек, стремящийся только к внешнему лоску и презирающий тех, кто (как ему кажется) не столь развит и просвещен, как он сам.

Антон Павлович всегда жалел таких людей и хотел, чтобы они стали проще, правдивее, естественнее. Таких героев у Чехова множество. Одна из них - Ольга Ивановна Дымова, героиня рассказа «Попрыгунья». Это молодая женщина, живущая за счет мужа, которого ни во что не ставит, высмеивает его со своими друзьями, которые на самом деле ей не друзья.

Ольге Ивановне кажется, что сам Дымов этого не замечает, потому что человек он, с ее точки зрения, простой, недалекий, не в пример ей - утонченной, артистичной, светской. У нее много необыкновенных знакомых: художников, артистов, есть среди них и «помещик - дилетант-иллюстратор».

Все ее компания «избалованная судьбой», все - люди богатые, богемные. Среди этой компании доктор Дымов оказывается чужим. Его молодая супруга, которая очень любила петь, на рояле, писать красками, лепить, тянулась к этой богемной публике.

Именно она к ним, а не наоборот, потому что после смерти мужа, когда не стало денег и балов, не стало и этих так называемых друзей. Только тогда Ольга Ивановна поняла, какая же она была лицемерная, несправедливая по отношению к мужу. Ведь Дымов ее любил, а она любила ли его? Нет, ей нравилось быть любимой, нравилось его к ней отношение и безотказность во всем.

Ольга Ивановна очень верила в друзей, которые ее постоянно хвалили: «Она губит себя: если бы она не ленилась и взяла бы себя в руки, то из нее вышла бы замечательная певица». Оказалось, что все похвалы были только лестью, а Ольга Ивановна была человеком, у которого можно было не без приятности провести время. Когда муже не стало, и сама Ольга Ивановна стала никому не нужна.

В творчестве А.П. Чехова основным предметом художественного изображения явилась жизнь простых людей, их повседневный быт, в котором не происходит ничего необычного. Жизнь чеховских персонажей течет медленно и незаметно. Однако постепенно складывается общая картина «трагизма мелочей жизни», в котором торжествуют скрытое зло и неблагополучие. Толстовская «диалектика души» получает у Чехова дальнейшее развитие, помогая писателю правдиво воссоздавать внутренний мир героев, передавать различные оттенки настроения. В произведениях Чехова мы не найдем однозначно положительных и отрицательных персонажей. Жизненная драма героев писателя складывается не по их вине, а вследствие общего неблагополучия действительности. Тем не менее, даже в такой, казалось бы, беспросветной жизни порой случается то, что способно менять человека к лучшему, что зарождает в нем желание отказаться от прежней жизни и начать жизнь новую.
Такое духовное перерождение человека мы видим в рассказе Чехова «Дама с собачкой», ставшем одним из самых известных произведений писателя. Поначалу жизнь главного героя Гурова идет по раз и навсегда заведенному распорядку, и даже курортный роман не обещает как будто бы никаких существенных перемен, а воспринимается как пошлое развлечение в пошлой жизни. «… Было бы не лишнее познакомиться с ней», - как бы между прочим решил Гуров, обратив внимание на одиноко гуляющую даму с собачкой. Случилось то, что обычно случается в жизни: между героями завязался роман.
Героиня поначалу очень тяжело переживает случившееся, относясь к нему «точно к своему падению». Не случайно автор сравнивает ее с «грешницей на старинной картине». Душевное состояние Анны Сергеевны помогает понять и «одинокая свеча», едва освещавшая ее лицо; и «мертвый вид» города, когда они вышли из «душной» комнаты; и «шум моря», говорящий «о вечном сне, какой ожидает нас». Однако дальше все идет свои чередом. Для того, чтобы подчеркнуть обычность происходящего, автор отводит описанию всех последовавших за первым свиданием встреч Гурова и Анны Сергеевны всего полстраницы. А потом неизбежное расставание. Все случившееся герои восприняли как «сладкое забытье», как «безумие». Недаром, проводив Анну Сергеевну, Гуров почувствовал себя так, «как будто только что проснулся».
Итак, курортный роман завершился, и герои вернулись к прежней жизни. Однако Дмитрий Дмитрич очень ошибался, полагая, что «пройдет какой-нибудь месяц» и все забудется. Обычные занятия и развлечения не только не приносят больше удовлетворения, но и откровенно противны Гурову. Любовь точно переродила его. Он остро ощущает свое теперешнее одиночество. «Бескрылая жизнь» довела Гурова до того, что ему «не хотелось никуда идти, ни о чем говорить». Не случайно сейчас герою нередко сопутствует серый цвет: в гостинице пол был «обтянут серым сукном», перед домом Анны Сергеевны он видит «забор, серый, длинный»; гостиничная постель покрыта «дешевым серым» одеялом. Однако нельзя не отметить, что впоследствии серого цвета платье станет для героя любимым, поскольку это будет платье любимой женщины. Теперь же Гурова преследует одна мысль: увидеть Анну Сергеевну.
А что же героиня? В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда героиня пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее в толпе, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась; рядом снова муж-лакей, которого она не любила и не уважала. Но вот новая, совсем неожиданная для Анны Сергеевны встреча с Гуровым. И «безумие» возвращается. Теперь и он, и она живут как двумя жизнями: одной «явной» и другой – «протекавшей тайно». Но именно эта тайная жизнь, по мнению героя и автора, и есть «настоящая, самая интересная жизнь». А внутренний монолог героя говорит нам об убежденности Гурова в том, что все так живут.
И что же дальше? По сути, к концу рассказа одна сложная ситуация выливается в новую, еще более сложную. О дальнейшей судьбе героев можно лишь гадать. Такой «открытый» финал подчеркивает глубину и сложность конфликта, далеко выходящего за рамки личных судеб персонажей. Писатель побуждает нас задуматься о новой жизни, когда у людей действительно все будет прекрасно. «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, - читаем мы в финале рассказа, - и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко». Тем не менее, «любовь изменила их обоих», она дала им возможность подняться над бескрылым миром. Бесконечной влюбленностью в жизнь отличался сам А.П. Чехов и потому дорожил мгновениями открытого, сердечного общения между людьми. Подтверждением сказанного являются многочисленные чеховские рассказы, среди которых в числе первых мы, безусловно, назовем «Даму с собачкой».

Загрузка...