aracs.ru

История русской культуры: XIX век. Яковкина Н. История русской культуры XIX век - Яковкина Н.И

Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 - 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда - носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений - лицеев (наиболее известный - Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III - 80 - 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением - романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм - стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург - Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого - стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

История русской культуры: XIX век. Яковкина Н.И.

2-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2002 - 576 с.

Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.

Рекомендовано министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных, заведений, обучающихся по специальности «Культурология».


Формат: doc / zip

Размер: 653 Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА 3
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ 6
Примечания 10
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 11
§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 11
§ 2. НИЗШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 16
Приходские училища 16
Уездные училища 19
Гимназии 20
§ 3. РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ 25
§ 4. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 36
§ 5. ЧАСТНЫЕ ПАНСИОНЫ 42
§ 6. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ 45
§ 7. ЗАКРЫТЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДВОРЯНСКИХ ЮНОШЕЙ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА. ПАЖЕСКИЙ КОРПУС. ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 51
Пажеский корпус 54
Царскосельский лицей 57
Примечания 63
ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИЖНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 68
§ 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ 68
§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ 74
§ 3. БИБЛИОТЕКИ 78
Примечания 83
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 85
§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 85
§ 2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 89
§ 3. СПОРЫ О ЯЗЫКЕ 93
§ 4. ВОЙНА 1812 ГОДА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 95
§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1810-1820 ГОДОВ 98
§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815-1825 ГОДОВ 104
А. С. Пушкин 116
§ 7. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 117
§ 8. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 126
§ 9. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ 133
§ 10. РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 143
§ 11. ОБРАЗОВАНИЕ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» В 40-х ГОДАХ XIX ВЕКА 149
Примечания 154
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 157
§ 1. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА 157
§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 161
§ 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Творчество А. Г. Венецианова 164
§ 4. РОМАНТИЗМ. ТВОРЧЕСТВО К. БРЮЛЛОВА И О. КИПРЕНСКОГО 170
Карл Брюллов 171
§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 180
Творчество П. А. Федотова 180
Примечания 184
ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ТЕАТР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 186
§ 1. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ 186
§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ 188
§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ 192
§ 4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ 196
§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 199
Сценический романтизм 202
§ 6. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ 204
М. С. Щепкин 204
Примечания 208
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ 211
Примечания 214
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 215
§ 1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 215
Крестьянские школы 216
Земская школа 217
Городская начальная школа 222
§ 2. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ 223
§ 3. ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ 226
§ 4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА 232
§ 5. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УНИВЕРСИТЕТЫ 240
§ 6. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 255
§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 266
Примечания 274
ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ 279
§ 1. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 279
§ 2. РОССИЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 290
§ 3. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 298
§ 4. БИБЛИОТЕКИ 304
Примечания 308
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 310
§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-70-х ГОДОВ 310
§ 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
60-70-х ГОДОВ 320
§ 3. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО И ТОЛСТОГО 60-70-х ГОДОВ 326
§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90-х ГОДОВ XIX ВЕКА 334
Примечания 357
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 359
§ 1. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ И «БУНТ 14-ти» 360
§ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 367
§ 3. ХУДОЖНИКИ О РОССИИ (ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ) 372
§ 4. ВОЙНА НА ПОЛОТНАХ В. В. ВЕРЕЩАГИНА 378
§ 5. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ 382
§ 6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ 387
Примечания 389
ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 392
§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА. АРТИСТЫ И ЗРИТЕЛИ 393
§ 2. РЕПЕРТУАР 399
§ 3. МАСТЕРА СЦЕНЫ 407
§ 4. НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ 420
Примечания 422

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989


Захарченко М.В. Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не
История русской культуры. XIX век Яковкина Наталья Ивановна

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

XIX век - один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Все эти качества, сделавшие русскую литературу, по выражению Горького, «нашей гордостью», складывались и формировались в первой половине XIX века. Именно в этот период закладывались основы будущего литературного расцвета. В то же время литература начала прошлого века - это литература дворянская: и писатели, и читатели принадлежали к I сословию. Более того, по выражению одного современника, наша литература была «одета в гвардейские мундиры и дипломатические фраки». Действительно, значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов - дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский - популярный романист - был гвардейским офицером, Ф. Н. Глинка - писатель и поэт - подполковником, Д. Давыдов - герой 1812 года, поэт и баснописец - закончил Отечественную войну полковником. Были и «безмундирные» - Пушкин, Карамзин.

Но так или иначе большинство виднейших литераторов-дворян начала XIX века принадлежали к высшим и наиболее просвещенным слоям этого сословия. Идеи этого дворянского «авангарда» и составили основу того великого духовного потенциала, благодаря которому русская литература приобрела впоследствии мировое значение.

Характерной особенностью литературной жизни первой половины XIX века стала журналистика - по меткому выражению Г. Р. Державина, все в литературе «зажурналилось».

И действительно, новые произведения русских писателей могли увидеть свет прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, «Северный вестник» (1804–1805) И. И. Мартынова, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный Меркурий» (1805) и «Цветник» (1809–1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, «Русский вестник» С. Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т. п.

Содержание литературных публикаций также имело свои особенности. Например, большой популярностью пользовалась эпистолярная форма изложения (то есть форма письма). В то время, когда письма были единственным средством связи между корреспондентами, живущими далеко друг от друга, их писали тщательно и пространно. Письма отражали не только бытовые подробности, но и умонастроения, чувства авторов. Огромные архивы эпистолярной литературы (писем Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского и др.) представляют бесценный материал для историка литературы. В журналах постоянно печатались всякого рода «письма»: «письма путешественников», «письма» политические, исторические, этнографические. «Письма из Каира» сменялись на журнальных страницах «Письмом в Тверь», за «Письмом к издателю» следовал ответ, а затем «Ответ на ответ» и т. д.

Большое место среди литературных публикаций уделялось поэзии, которая была очень любима читателями. В первой половине XIX века торжественные оды уступают место лирическим стихотворениям, мадригалам, а также эпиграммам и памфлетам.

Одним из наиболее популярных периодических изданий начала XIX века был журнал «Вестник Европы», редактируемый Н. М. Карамзиным. Журнал был задуман как общественно-политический и литературный орган, призванный познакомить русских читателей с общественной и культурной жизнью Европы. В редакционной статье первого номера журнала сообщалось, что на страницах его будут публиковаться выдержки из 12 иностранных изданий. Этому способствовали личные интересы редактора. В молодости, путешествуя по Европе, Карамзин познакомился со многими известными европейскими учеными и писателями (Кантом, Виландом и др.), изучил французскую и немецкую литературу. Теперь он хотел ознакомить русских читателей с общественной и литературной жизнью Европы. Наряду с этим в журнале довольно широко освещались новинки русской литературы. В самостоятельный раздел были выделены политические новости. При этом журнал давал не сухую газетную информацию, а самостоятельное толкование фактов современной общественно-политической жизни. Здесь печатались не только статьи о международном положении, но и речи иностранных государственных деятелей, документы, письма и т. п. Карамзин прилагал много усилий для того, чтобы поднять значение этого отдела. И действительно, он отличался не только разнообразием и обилием материалов, но и живостью изложения. «Какое разнообразие, какая свежесть, какой такт в выборе статей, - впоследствии восторженно писал Белинский, - какое умное живое передавание политических новостей, столь интересных в то время! Какая по тому времени умная и ловкая критика!». К участию в журнале Карамзин привлек наиболее выдающихся литераторов тех лет: Державина, Хераскова, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Жуковского, В. Л. Пушкина.

Читающая публика высоко оценила журнал - первоначальный его тираж был вскоре увеличен с 600 экземпляров до 1200. Белинский ставил в заслугу Карамзину то, что он «размножил» читателей во всех классах общества и «создал русскую публику».

Общественно-политическая позиция журнала определялась взглядами самого Карамзина. Мировоззрение будущего выдающегося писателя и ученого формировалось в эпоху подъема антифеодальной борьбы. Ребенком он пережил восстание Пугачева, в годы учения узнал об американской революции и создании республики - Соединенных Штатов Америки.

Молодым человеком, путешествуя по Европе, он стал свидетелем Великой французской революции. Однако события последней, особенно «крайности» революционного действия вызвали осуждение молодого Карамзина. Идеи революции он не принял, хотя не избежал и влияния французских философов и писателей конца XVIII века. Именно эти прогрессивные стороны его мировоззрения впоследствии будут привлекать к нему молодых современников - Пушкина и его друзей. Вместе с тем Карамзин был убежденным противником революционного преобразования общества, идей социального равенства (признавая в то же время равенство моральное), сторонником монархического правления в России. Однако монархизм его был монархизмом «дней александровых прекрасного начала», монархизм эпохи либеральных реформ. Идеи французских просветителей и монархические убеждения образовали своеобразный сплав. Так, Карамзин объявляет, «что самодержавие совместимо со свободой и начинает довольно решительно говорить и писать на эту тему». Сложная общественно-политическая позиция Карамзина определяет его отношение к крепостному праву. Не протестуя против закабаления крестьян, Карамзин тем не менее возмущается «тиранством» помещиков.

Дворянский гуманист, он был сторонником широкого распространения просвещения, которое, как он считал, истребляет «злоупотребления господствующей власти».

Поэтому большое место в «Вестнике Европы» отводилось вопросам народного образования. В статье «О новом образовании народного просвещения в России» Карамзин, горячо одобряя проводимую правительством реформу народного образования, особенно приветствует разрешение помещикам заводить сельские школы, которые, по его мысли, могут стать «истинным основанием государственного просвещения».

Горячо желая, чтобы дворянство стало в России главным поборником просвещения, Карамзин в то же время понимал слабость культурных потребностей своего времени. Дворяне, по его словам, «хотят чинов», купцы - богатства, поэтому он предлагает восстановить в университете бесплатное обучение для юношей недворянского происхождения, которые стремятся «к успехам самой науки». Та же мысль пронизывает статью «О книжной торговле и любви ко чтению в России». Пристально следя за новыми явлениями в культурной жизни России, Карамзин с удовлетворением отмечает распространение книжной торговли в начале XIX века, увеличение числа периодических изданий, но в то же время наблюдает - при сравнительно равнодушном отношении к прессе дворян - растущий интерес к ней со стороны «самых бедных людей». Подобный вывод еще раз подводит автора к утверждению необходимости народного просвещения. При этом проблему отечественного образования Карамзин связывал с задачами развития национальной культуры, что было особенно важно в период увлечения всем иностранным, особенно французским. Во втором номере «Вестника Европы» за 1802 год он писал о том, что «природный язык для нас важнее французского», «в одной России можно сделаться хорошим русским». И сомневался, могут ли вообще иностранные учителя «наставлять русских юношей в важных науках». В повести, помещенной в журнале также в 1802 году, Карамзин выводит как отрицательный пример героя, который «выучился по-французски и не знал народного языка своего»; в итоге, оторвавшись от родной почвы, «образовав ум, а не сердце», он превращается в злого, развращенного человека. Так тема образования в статьях Карамзина сочетается с идеей нравственного воспитания.

В 1804 году Карамзин, в связи с назначением придворным историографом, отходит от журнальной деятельности, посвящая себя целиком научным занятиям. После ухода Карамзина «Вестник Европы» постепенно меняет свое лицо: политические обзоры становятся меньше и суше, превращаясь в перечень политических событий; менее содержательной делается и литературная часть. Только во время непродолжительного руководства Жуковского журнал обновляется свежими силами. В нем в это время сотрудничают К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, П. А. Вяземский. С 1811 года и до закрытия журнала редактором его стал М. Ткаченовский, при котором совершенно изменяется направление журнала. «Вестник Европы», в связи с обострением франко-русских отношений, занимает антифранцузскую позицию. В журнале все больше места отводится статьям по истории России, в которых идеализируются патриархальные черты русского быта. В соответствии с принятым направлением журнал участвует и в дискуссии о новом литературном языке, решительно выступая в защиту А. С. Шишкова и его сторонников. В 20-х годах, по меткому выражению А. Бестужева, «Вестник Европы» «толковал о старине и заржавленным циркулем примерял новое». Растеряв читателей, журнал прекратил существование в 1830 году.

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги От Ленина до Андропова. История СССР в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Глава 10 Русская литература XX века

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Русская литература 60-90-х годов В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский,

Из книги О русском национальном сознании автора Кожинов Вадим Валерианович

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1976) Более или менее общепризнано, что русская эстетическая мысль развивала традиции немецкой классической эстетики, воплотившейся прежде всего в трактатах Канта, Гегеля, Шеллинга и теоретических размышлениях Гете и

автора Пруцков Н И

Русская литература X - первой четверти XVIII века

Из книги Древнерусская литература. Литература XVIII века автора Пруцков Н И

Русская литература XVIII века

автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина Ивановна

Русская литература в Южной Африке Русский роман читаю В далекой трансваальской степи… Уильям Пломер Как зарождался и развивался на Юге Африки интерес к российской литературе?Сведения об этом до конца 1980-х годов было крайне трудно найти, поскольку в течение десятилетий

автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 4. ВОЙНА 1812 ГОДА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на духовную жизнь России. Как известно, декабристы признавали себя детьми двенадцатого года. Герцен считал 1812 год важной вехой общественного движения в России. Продолжая эту

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 8. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА В литературном творчестве конца 20–30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–70-х ГОДОВ Характерной особенностью русской литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания, чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80–90-х ГОДОВ XIX ВЕКА Последние десятилетия XIX века были обозначены серьезными переменами в общественной и литературной жизни России.Утверждение капитализма в экономике повлекло изменения в социальной, культурной, духовной сферах русской жизни.

Из книги История русской литературы. 90-е годы XX века [учебное пособие] автора Минералов Юрий Иванович

ЛИТЕРАТУРА РУССКАЯ, СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ 90-е годы XX века, венчающие собой второе тысячелетие, принесли человечеству много перемен. Весьма сложный и ответственный период составили они для нашей страны, нашего народа, российской государственности и русской культуры.

Из книги Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев, 1900-1945 автора Кенен Герд

Русская и «советская» литература В 1931 г. советник по библиотекам Курт Ворман на основе собранных в различных библиотеках данных отмечал: «Новый российский роман, который практически всегда является большевистским романом, имеет многочисленных читателей не только в


Развитие науки 19 века

«Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий. Начало им положила первое в истории России кругосветное путешествие двумя русскими кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806). В ходе предпринятой М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном экспедиции (1819–1821) была открыта Антарктида.

В первой половине XIX века в России появилась целая плеяда талантливых ученых-физиков, сделавших много ценных открытий (В. В. Петров, Э.X. Ленц, П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби). В области металлургии плодотворно трудился П. П. Аносов. Заметные успехи были достигнуты в медицине, химии, астрономии. Весьма ощутимыми были и достижения в области техники. Крепостные механики отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на одном из уральских заводов в 1834 г. построили железную дорогу. В 1837 г. было открыто движение по железной дороге Петербург – Царское Село. Уже в 1815 г. первые пароходы стали плавать по Неве, через несколько лет они появились и на других реках. Научные и технические открытия способствовали развитию промышленного переворота, который начался в России в 30–40-е гг.»

Интенсивно развивались наука и техника. Русские ученые добились крупных успехов почти во всех областях знания, причем их открытия имели мировое значение.

Реформы образования

К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики – оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.

Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.

В связи со всеми этими явлениями все острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование.

Основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.

«В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные и обсуждаемые «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 году в виде двух уставов – «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам».

Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени:

1) приходские училища,

2) уездные училища,

3) гимназии,

4) университеты.

Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ – за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.»

Реформа учебных заведений 1804 года безусловно отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Книжное дело

К вопросу о распространении знаний в первой половине прошлого века, закономерно в первую очередь говорить о книге и книгопечатании, ибо в то время, когда не было ни радио, ни, тем более, телевидения, печатное слово, книга были главным, а иногда и единственным источником информации, научных знаний. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Однако развитие книжного дела было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего, уровнем грамотности населения и политикой правительства. Как уже отмечалось, количество грамотных людей в России того времени было ничтожно малым. Кроме того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения, по словам А. И. Герцена, тогда «высшее общество ничего не читало по-русски, низшее – вообще ничего не читало»

Многие провинциальные помещики, жившие в своих имениях более или менее постоянно, в качестве единственных книг имели календари или «Гадательную книгу» толкователя снов Мартына Задеки. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники в то время редко пользовались печатной продукцией еще и по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшее на книжную торговлю – это переписка книг или отдельных сочинений, большей частью небольших по объему и представляющих интерес. Некоторые любители даже заводили альбомы или специальные тетради, куда переписывали понравившиеся произведения. Особенно часто это происходило с запрещенными изданиями. По рукам ходили списки комедии «Горе от ума», многих стихотворений Пушкина, различные «подпольные издания» в период цензурных притеснений 30–40-х годов.

Кроме того, развитие издательской деятельности определяла и правительственная политика.

В 1800 году императором Павлом I был запрещен ввоз в Россию иностранных книг, бессмысленная же строгость светской и духовной цензуры привели к значительному сокращению и отечественных изданий.

Однако первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение «вольных» типографий способствовало увеличению печатной продукции. Причем лидирующее положение в начале XIX века занимали петербургские и московские издательства.

Книгоиздательство даже в лучших своих вариантах, определяясь вкусами и желаниями хозяев, было предназначено очень узкому кругу читателей.

В значительно большей степени возраставшую с каждым годом жажду знаний удовлетворяли коммерческие издательства. Книжная торговля в крупных городах не сосредотачивалась только в крупных магазинах – с конца 30-х Годов XIX века растет число лавок букинистов, где можно было произвести обмен старой книги на новую с приплатой.

В первые годы XIX века в Москве, Петербурге, Дерпте, Вильно и Риге появились коммерческие публичные библиотеки или, как их тогда называли, «кабинеты для чтения». По большей части они организовывались книготорговцами при магазинах. Однако ни книжные лавки, ни коммерческие библиотеки не могли удовлетворить растущей общественной потребности в книгах, прежде всего ввиду их малочисленности, а также из-за высоких цен, как за приобретаемые издания, так и за «абонементы» в «кабинеты для чтения»

«Идея создания в Петербурге публичной, «для употребления всех и каждого», библиотеки принадлежала еще Екатерине II. По ее повелению 27 мая 1795 года началось строительство здания для библиотеки. Однако закончено оно было только в 1801 году.

В 1802 году книги были перенесены в новое здание и переданы под управление главного директора императорских библиотек графа А. С. Строганова; помощником его по управлению еще не открытой для публики, но существовавшей библиотекой стал Алексей Николаевич Оленин. С 1808 года Оленин фактически стал директором библиотеки. Широко образованный, одаренный разнообразными талантами, живым умом и большой энергией, этот человек сыграл выдающуюся роль в культурной жизни России первой половины XIX века. Знаток западноевропейского искусства и русской старины, способный рисовальщик, археограф, библиофил и видный сановник, он возглавил два крупнейших культурных центра того времени – Публичную библиотеку и Академию художеств и сумел поднять их на достойную высоту.»

К концу первой четверти XIX века ситуация внутри страны стала постепенно меняться под влиянием общественного подъема, прогресса промышленности и торговли, незначительных, но все же ощутимых успехов просвещения. Все это – ив том числе рост городов и городского населения – способствовало активизации и расширению культурной жизни, вовлечению в нее новых групп населения. К 30–40-м годам XIX века значительно возросло число издательств. Книгоиздание и книготорговля становились все более выгодным коммерческим делом в связи с ростом читающей публики.

Помимо дворянства столичного и поместного, являвшегося главным потребителем книги, контингент читающей публики возрастает и за счет профессоров и студентов все более успешно действующих российских университетов, тяготеющих к образованию купцов и промышленников, и наконец, все увеличивающейся разночинной интеллигенции.

«Золотой век» русской культуры. Сентиментализм, романтизм и реализм

XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.

«На культуру начала XIX в. огромное воздействие оказали три события.

Прежде всего, это Отечественная война 1812 года, вызвавшая рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Борьба с Наполеоном заставила по иному осмыслить российскую действительность, отчетливо увидеть все пороки общественной жизни страны и в первую очередь бесправие народа, крепостничество. Победа в войне, пробудившая у россиян чувство гордости за свое Отечество, способствовала заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. Например, Л. Н. Толстой и роман «Война и мир». Взаимосвязь войны 1812 г. ощущается и с другим важным событием первой половины XIX в. – движением декабристов. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года». Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, полагая, что, защитив свободу других, русский народ для себя не приобрел ничего. Он по-прежнему остался в «рабстве и невежестве». Восстание декабристов оказало огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру.

Третье событие – отмена крепостного права. В России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.»

В XIX веке были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов – дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский – популярный романист – был гвардейским офицером, Ф. Н. Глинка – писатель и поэт – подполковником, Д. Давыдов – герой 1812 года, поэт и баснописец – закончил Отечественную войну полковником. Были и «безмундирные» – Пушкин, Карамзин.

Но так или иначе большинство виднейших литераторов-дворян начала XIX века принадлежали к высшим и наиболее просвещенным слоям этого сословия. Идеи этого дворянского «авангарда» и составили основу того великого духовного потенциала, благодаря которому русская литература приобрела впоследствии мировое значение.

Новые произведения русских писателей могли увидеть свет прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

«Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, «Северный вестник» (1804–1805) И. И. Мартынова, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный Меркурий» (1805) и «Цветник» (1809–1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, «Русский вестник» С. Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т.п.»

В конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма. Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

Позже появилось новое направление, романтизм. Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции.

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них – осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

«Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью.»

В 30–40-е годы XIX столетия господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм. Время выдвигало все более сложные проблемы перед мыслящими людьми России. Становилось необходимым не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее глубокое постижение. Эта тенденция общественной мысли была воспринята и прогрессивными литераторами, целью которых становится реальное изображение жизни, не «живописание», а анализ ее. Меняются методы художественного изображения. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы теперь достойной описания признается «низкая действительность». Главными чертами реалистического направления становятся правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм.

Черты просветительского реализма присутствуют уже в поздней поэзии Радищева и Державина, в творчестве поэта-воина Д. Давыдова. В значительной степени способствовали утверждению реализма в литературе великий баснописец И. А. Крылов и А. С. Грибоедов («Горе от ума»). Однако подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

Александр Сергеевич Пушкин(1799–1837) – вершина национального творческого дарования, гений, поднявший русскую культуру на вселенскую высоту. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он внес наибольший вклад в создание современного литературного языка и новой русской литературы. Именно в его творчестве русский язык предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Литературный критик и поэт А. Григорьев изрек: «Пушкин – наше все». Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин – есть явление чрезвычайное… может быть единственное явление русского духа».

Этот великий поэт принес миру такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила» (1817–1820), роман в стихах «Евгений Онегин», романы «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие др.

М. Ю. Лермонтов(1814–1841) стал известен всей мыслящей России стихотворением, написанным на смерть Пушкина, и был воспринят многими как его наследник. Прожив необыкновенно короткую и творчески насыщенную жизнь (только за последние 4 года он успел написать около 100 стихотворений), поэт сумел обессмертить свое имя, создав реалистическую лирику и поэмы («Бородино», «Смерть поэта», «Родина», «Прощай немытая Россия»). Идя вслед за Пушкиным, Лермонтов переходил от романтического стиля к реалистическому и наоборот. Его главный романтический герой Печорин нашел воплощение в прозаическом произведении «Герой нашего времени», но предельно остро выразил одну из главных тем лирики поэта – тему одиночества, разочарования в окружающей действительности. В высшем столичном обществе расположением Лермонтов не пользовался. За нарушение приказа императора, запрещавшего дуэли, он был сослан на Кавказ, где и погиб на дуэли.

Значителен вклад Н. В. Гоголя(1809–1852), придавшего реализму ярко выраженную критическую направленность. Именно он считается основателем «натуральной школы» в русской литературе (так вначале называли критический реализм). Начав свою литературную деятельность с романтического цикла «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь пришел к углубленному постижению действительности. В комедии «Ревизор» писатель едко высмеял нравы уездного чиновничества современной ему России. С 1830-х гг. до последних дней жизни Гоголь работал над «поэмой» «Мертвые души». Создавая галерею образов провинциальных помещиков и обитателей губернского города, он исходил из убеждения, что «нельзя иначе устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Театр

Важную роль в общественно-культурной жизни начал играть театр. В первые десятилетия XIX в. крепостные театры вытесняются «вольными» – государственными и частными. Правительство желало подчинить театральные зрелища своему контролю и с 1805 г. в Петербурге и Москве – центрах театрального искусства – официально устанавливается монополия императорских театров. Дирекция столичных театров была подчинена министерству двора. В 1820-е годы происходит еще одно важное событие: театральные труппы разделяются на драматические и оперно-балетные.

«В Петербурге в начале века было три государственных, или казенных театра: дворцовый театр в Эрмитаже, Большой театр, и Малый театр у Аничкова моста. В 1832 г. по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен прекрасный драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и получивший название в честь жены Николая I – Александры Федоровны – Александринский. В следующем году открылся еще один театр (арх. А. П. Брюллов), названный по имени брата императора, великого князя Михаила Павловича, Михайловским (теперь имени М. П. Мусоргского). В нем преимущественно выступали французская и итальянская труппы. Новые театры появились в Москве. Здесь в 1806 г. был открыт Малый театр, ставший по преимуществу драматическим. В 1825 г. на месте сгоревшего частного Петровского театра закончили строить Большой театр (арх. О. И. Бове) – один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».»

В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. Большой популярностью пользовались комедии А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина и Н. И. Хмельницкого. Шумный успех имели трагедии В. А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.

Живопись

В пейзажной живописи происходит освобождение от условностей XVIII в., рождается более широкий и свободный взгляд на мир, попытка запечатлеть поэтическую красоту живой, неприкрашенной природы. Ведущее место в этом жанре принадлежит С. Ф. Щедрину, окончательно преодолевшему идеализированную декоративность и утвердившему понятие пейзажа как изображения реально существующей местности с ее неповторимыми особенностями. Основной темой творчества Щедрина стала природа Италии – «земли обетованной» для русского художника того времени.

Новые черты приобретает бытовая живопись, окончательно утвердившаяся в качестве равноправной в системе иерархии жанров. Этому в огромной степени способствовало творчество А. Г. Венецианова и его учеников. Появляется новый вид картины, складываются композиционные решения, соединяющие элементы портрета, пейзажа и бытового жанра. Предметом пристального внимания художника становится повседневная жизнь народа, его быт и его труд («Спящий пастушок», «Захарка», «Утро помещицы», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»). Особая роль Венецианова состояла также в том, что он создал свой метод обучения, гораздо более современный, нежели академические классы. В его школе уже на первых этапах ученик начинал работать с натурой, в естественном ее облике. Это помогало молодому художнику ближе, острее понять реализм окружавшей его действительности. Творчество Венецианова стало начальным этапом формирования реализма в русской живописи.

В первые десятилетия XIX в. Академия художеств утрачивает монопольную роль в художественной жизни всей страны. В 1801 г. появляется Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В 1820 г. Общество поощрения художников объединяет поклонников искусств, содействовавших живописцам. Начинается издание первых художественных журналов: «Журнал изящных искусств» (Москва), «Журнал изящных искусств» (СПб). Утверждению идей реализма в русском искусстве во многом способствовало открытое в Москве в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура 19 века

Первая треть XIX в., после победоносной войны 1812 г., отмечена необычайным размахом русского градостроительства. В отличие от 80–90-х гг. XVIII в., когда в центре внимания архитекторов было создание храмовых и усадебных построек, теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие центр общественной жизни города. В это время русский классицизм в архитектуре переживал последний этап – поздний или высокий классицизм, часто называемый русским ампиром (от французского empire – империя). Для него характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

«Ведущая роль в градостроительной деятельности этого периода принадлежит К. И. Росси, сыну итальянской балерины, который родился и жил в России. Его стилю свойственны черты особой величавости, триумфальности, монументальности и соразмерности пропорций. Один из любимых приемов зодчего – «вознесение» колонн на высокие цокольные этажи, что придает зданиям особую парадность и эффективность. Именно его творчество стало завершающим этапом в оформлении архитектурного облика центральной части российской столицы. Росси, «мыслившего ансамблями», справедливо называли Моцартом архитектуры. Среди построек, выполненных по проектам Росси, – комплекс Михайловского дворца (1819–1825) и планировка прилегающего района; Дворцовая площадь с дугообразным корпусом Главного штаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой, которую венчает квадрига работы С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1819–1829); Александрийский театр (1828–1832), лучший в Европе того времени как по композиционному решению, так и по внутренней отделке интерьеров, с прилегающим районом, включающим площадь перед театром, Театральную улицу, здание Публичной библиотеки, Чернышеву площадь; здание Сената и Синода (1829–1834).»

Отличительная черта творчества архитекторов первой половины века – формирование градостроительной среды посредством органичного введения новых сооружений в существующую застройку. Во время восстановления Москвы после пожара 1812 г. на первый план также вышли вопросы проектирования ансамблей и гармоничности новых и старых здании.

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны – крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству – новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья – народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.


Загрузка...