aracs.ru

Испанское фламенко: происхождение, исторические факты и лучшие певцы. Известные артисты фламенко

Ф ламенко — это народный испанский танец. Существуют 2 вида фламенко: древнейший cante hondo/jondo — глубокий, то есть серьезный, драматический стиль, он же - cante grande — большой, высокий стиль; и более современный cante chico — маленький, то есть облегченный, простой стиль. Танец танцуют в длинных цыганских платьях. Танцуют под звуки гитарной музыки.

1. Пако де Лусиа — один из самых известных в мире гитаристов фламенко.

Настоящее имя - Франси́ско Са́нчес Го́мес. Музыкант использовал синтез современной музыки с манерой игры фламенко и бразильскими ритмами. Свое сценическое имя - Пако де Лусиа - артист выбрал в честь своей матери Лусии Гомер.

2. Висе́нте Ами́го Хироль - гитарист фламенко, обладатель премии «Грэмми». Начал сольную карьеру в 1988 году.
3. Пако Серрано , 1964 года рождения, композитор и гитарист из Кордобы.

4. Диéго Эль Сига́ла , настоящее имя Диéго Рамóн Химéнес Саласáр - испанский певец фламенко. Диего Химeнес родился в артистической династии цыган-калé; его дядя - известный певец Рафаэль Фарина. Обучался пению с четырёх лет. В 1980 году выиграл юношеский конкурс певцов фламенко «Getafe Flamenco Youth Contest», где был замечен известным исполнителем фламенко Камароном де ла Исла.

5. Хоаки́н Корте́с , настоящее имя Хоакин Педраха Рейес - танцор фламенко, хореограф, актёр, с февраля 2007 года посол цыган в Европейском союзе. Известен также тем, что выступает против запрета слова Gypsyдля обозначения цыган; вместо этой меры он предлагает работать над улучшением имиджа самого термина. Создатель Цыганского фонда в Испании.

6. Са́ра Пере́йра Ба́рас - одна из самых известных в мире танцовщиц фламенко, а также хореограф и директор своей собственной группы танца фламенко исп. «El Ballet Flamenco Sara Baras».

7. Рафаэль Кортес , 1973 года рождения, принадлежит к числу немногих гитаристов, которые объединяют традицию и современный стиль.

8. Нинья Пастори (Niña Pastori) – испанская исполнительница фламенко (кантаора). Настоящее имя — Maria Rosa Garcia (Мария Роза Гарсия).

Она родилась на острове Сан-Фернандо (Кадис) 15 января 1978 года. Она стала в день своего рождения, потому что у её родителей (Pastora и Jose) было четверо сыновей, и рождение дочки стало праздником в районе Boquete, где они жили. Будущая артистка стала петь в четыре года, аккомпанируя своей матери, известной как Pastori de la Isla, а бабушка научила Марию хорошо танцевать. Когда Мария выходила петь, то зрители говорили «va a cantar la niña de la Pastori» (будет петь дочь Пастори). Отсюда и псевдоним — Niña Pastori.

В 8 лет Нинья приняла участие в конкурсе «El Chato» в Сан-Фернандо, где заняла первое место. В 17 лет у неё появилась первая возможность записать собственный альбом. На сегодняшний день Niña Pastori настоящая фигура в мире музыки.

9. Великий молодой голос фламенко, так говорят о Марине Эредиа (Heredia). Она является носителем старых традиций пения фламенко и в тоже время находит связь с настоящим временем, как дерево, оставаясь корнями соединяться с небом.

Марина Эредиа родилась в Гранаде, в местности Альбайсин, в одной из колыбелей фламенко. Марина принадлежит к семейству фламенко старых традиций: она дочь одного из великих певцов, Хайме Эредиа «Эль Паррон» (Jaime Heredia «El Parrón»).

10. Эстрелья Моренте — певица фламенко, испанка, дочь испанского певца стиля фламенко Энрике Моренте и танцовщицы Авроры Карбонелл, жена испанского тореадора Хавьера Конде.

Она сыграла саму себя в мультфильме 2011 года “Чико и Рита”, широкую известность получила после фильма 2006 года “Volver” (“Возвращение”), в котором была голосом за кадром Пенелопы Крус.

Ф ламенко — это народный испанский танец. Существуют 2 вида фламенко: древнейший cante hondo/jondo — глубокий, то есть серьезный, драматический стиль, он же - cante grande — большой, высокий стиль; и более современный cante chico — маленький, то есть облегченный, простой стиль. Танец танцуют в длинных цыганских платьях. Танцуют под звуки гитарной музыки.

1. Пако де Лусиа — один из самых известных в мире гитаристов фламенко.

Настоящее имя - Франси́ско Са́нчес Го́мес. Музыкант использовал синтез современной музыки с манерой игры фламенко и бразильскими ритмами. Свое сценическое имя - Пако де Лусиа - артист выбрал в честь своей матери Лусии Гомер.

2. Висе́нте Ами́го Хироль - гитарист фламенко, обладатель премии «Грэмми». Начал сольную карьеру в 1988 году.
3. Пако Серрано , 1964 года рождения, композитор и гитарист из Кордобы.

4. Диéго Эль Сига́ла , настоящее имя Диéго Рамóн Химéнес Саласáр - испанский певец фламенко. Диего Химeнес родился в артистической династии цыган-калé; его дядя - известный певец Рафаэль Фарина. Обучался пению с четырёх лет. В 1980 году выиграл юношеский конкурс певцов фламенко «Getafe Flamenco Youth Contest», где был замечен известным исполнителем фламенко Камароном де ла Исла.

5. Хоаки́н Корте́с , настоящее имя Хоакин Педраха Рейес - танцор фламенко, хореограф, актёр, с февраля 2007 года посол цыган в Европейском союзе. Известен также тем, что выступает против запрета слова Gypsyдля обозначения цыган; вместо этой меры он предлагает работать над улучшением имиджа самого термина. Создатель Цыганского фонда в Испании.

6. Са́ра Пере́йра Ба́рас - одна из самых известных в мире танцовщиц фламенко, а также хореограф и директор своей собственной группы танца фламенко исп. «El Ballet Flamenco Sara Baras».

7. Рафаэль Кортес , 1973 года рождения, принадлежит к числу немногих гитаристов, которые объединяют традицию и современный стиль.

8. Нинья Пастори (Niña Pastori) – испанская исполнительница фламенко (кантаора). Настоящее имя — Maria Rosa Garcia (Мария Роза Гарсия).

Она родилась на острове Сан-Фернандо (Кадис) 15 января 1978 года. Она стала в день своего рождения, потому что у её родителей (Pastora и Jose) было четверо сыновей, и рождение дочки стало праздником в районе Boquete, где они жили. Будущая артистка стала петь в четыре года, аккомпанируя своей матери, известной как Pastori de la Isla, а бабушка научила Марию хорошо танцевать. Когда Мария выходила петь, то зрители говорили «va a cantar la niña de la Pastori» (будет петь дочь Пастори). Отсюда и псевдоним — Niña Pastori.

В 8 лет Нинья приняла участие в конкурсе «El Chato» в Сан-Фернандо, где заняла первое место. В 17 лет у неё появилась первая возможность записать собственный альбом. На сегодняшний день Niña Pastori настоящая фигура в мире музыки.

9. Великий молодой голос фламенко, так говорят о Марине Эредиа (Heredia). Она является носителем старых традиций пения фламенко и в тоже время находит связь с настоящим временем, как дерево, оставаясь корнями соединяться с небом.

Марина Эредиа родилась в Гранаде, в местности Альбайсин, в одной из колыбелей фламенко. Марина принадлежит к семейству фламенко старых традиций: она дочь одного из великих певцов, Хайме Эредиа «Эль Паррон» (Jaime Heredia «El Parrón»).

10. Эстрелья Моренте — певица фламенко, испанка, дочь испанского певца стиля фламенко Энрике Моренте и танцовщицы Авроры Карбонелл, жена испанского тореадора Хавьера Конде.

Она сыграла саму себя в мультфильме 2011 года “Чико и Рита”, широкую известность получила после фильма 2006 года “Volver” (“Возвращение”), в котором была голосом за кадром Пенелопы Крус.

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

Годом ранее фламенко стало частью русского балета благодаря Сергею Дягилеву . Он организовал представление для парижской общественности, чем помог стилю выйти за пределы Испании.

Что представляет собой фламенко сейчас? Бесконечное число разновидностей, в которых можно разглядеть черты джаза, румбы, ча-ча-ча и других танцевальных направлений. Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко - чувственность и страсть.


Что же такое фламенко?

Фламенко - это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.

Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко.

Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.

Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.

Что интересно: танец фламенко - это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.

    Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

Популярные мелодии в ритмах фламенко


«Como El Agua» в исполнении Камарона де ла Ислы. Этот испанский певец с цыганскими корнями считается самым известным исполнителем фламенко, поэтому обойти его творчество стороной невозможно. Представленная песня была записана в начале 80-х годов прошлого века и завоевала любовь публики любовной лирикой и эмоционально-напряженным голосом Камарона.

«Como El Agua» (слушать)

«Macarena» или известная многим «Макарена» - еще один яркий «представитель» жанра фламенко, хотя изначально песня была преподнесена как румба. Композиция принадлежит творчеству испанского дуэта Los del Río, который представил ее на суд публике в 1993 году. Вслед за танцевальной музыкой возник одноименный танец. Кстати, название песни - это имя дочери Антонио Ромеро, одного из участников дуэта.

«Macarena» (слушать)

«Entre dos aguas» - это история, рассказанная с помощью гитары. Никаких слов, одна музыка. Ее создатель - Пако де Лусия, известный гитарист-виртуоз в чьих руках традиционный испанский инструмент начинал звучать особенно мелодично и красиво. Композиция была записана в 70-х года и не теряет актуальность среди поклонников жанра до сих пор. Некоторые признаются, что прониклись фламенко именно благодаря творчеству Пако.

«Entre dos aguas» (слушать)

«Cuando te beso» - это яркая и зажигательная песня в исполнении не менее яркой испанки Ниньи Пастори. Женщина начала петь в возрасте 4 лет и с этого момента не расстается с музыкой и фламенко, не боясь совмещать жанр с современными ритмами.

«Cuando te beso» (слушать)

«Pokito a Poko» - одна из известных композиций испанской группы Chambao. Чем примечательно их творчество? Ее участники соединили фламенко с электронной музыкой, это и обеспечило популярность трио. Представленная песня завораживает красивым вокалом, легкой и волнительной мелодией и страстными танцами, которые представлены в клипе.

«Pokito a Poko» (слушать)

Фламенко и кино

Хотите ближе познакомиться с искусством фламенко? Предлагаем выделить несколько вечеров на просмотр фильмов, в которых главная роль принадлежит именно этому танцу.

    «Фламенко» (2010) рассказывает об истории стиля глазами известных танцоров. Кино снято в документальном жанре.

    «Лола» (2007) повествует о жизни Лоле Флорес, которая запомнилась публике своей страстью к исполнению фламенко.

    «Белоснежка» (2012) - это черно-белое немое кино, где весь драматизм выражен с помощью танца.

Фламенко

Фламе́нко (исп. flamenco) - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда - кастаньетами. Исполнители фламенко называются «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).

Происхождение

Истоки фламенко следует искать еще в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.

Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.



В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место. Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес в него новую живую струю и выразительность.

Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передается от мастера к ученику.

Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.

Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.

Существуют приверженцы фламенко, которые чтят его традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. Строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что требует их постоянного развития, а без развития нет жизни. Но наряду с развивающимся фламенко существуют и «фламенкология» (книга под таким названием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название этому разделу искусствоведения), ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т. п. До сих пор наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.

Фестивали фламенко

Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.

В Испании

Один из самых авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит один раз в два года в Севилье под названием «Bienal de Flamenco». Этот фестиваль был основан в 1980 году. Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов.

В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары «GUITARRA», с выступления на котором началась слава талантливых молодых гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано.

Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании. Подробнее о фестивалях в Испании и не только можно узнать со специального новостного сайта www.flamencofestival.info.

В России

Фестиваль фламенко «VIVA ESPANA!» в Москве - ежегодное событие в мире испанской музыкальной культуры (с 2001 года).

В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко».

В мире современной гитарной музыки в Калуге с 1997 года работает ежегодный фестиваль «Мир гитары», участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании, и множество ярких имен зарубежных гитаристов, из всемирно известных, такие как Al di Meola (2004), Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Висенте Амиго (2006), Пако де Люсия (2007) и др.

В других странах

Ежегодно, с 2004 года, в феврале проходит Фестиваль Фламенко в Лондоне. Один из крупнейших фестивалей фламенко вне Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке, штат Нью Мексико.

Известные артисты фламенко

Nina de los Peines, Lola Flores, Fosforito, Nina de La Puebla

Рамон Монтойя-старший (Ramon Montoya),

Пако де Лусия (Paco de Lucia),

Висенте Амиго (Vicente Amigo),

Маноло Санлукар (Manolo Sanlúcar),

Р. Рикени (R. Riqueni),

Пако Серрано (Paco Serrano),

Рафаэль Кортес (Rafael Cortes)(гитара)

Антонио Гадес и Марио Майя (Mario Maya) (танец)

Камарон де ла Исла (Camaron de la Isla) и Энрике Моренте (пение)

Бланка дель Рей (Blanca Del Rey)

Антонио Каналес (Antonio Canales)

Антонио эль Пипа, Хавьер Мартос (танец)

Хосе Рэйес (Jose Reyes) (гитара, пение)

Для испанца песня - это органичное продолжение разговора, вполне привычное и очень убедительное. Песня - первое, что может услышать новорожденный, она сопровождает испанца всю жизнь и звучит даже над его прахом. И на его родине поет все, не только ветер и море: в прямом смысле поет кузнечик, поет собака, и даже есть песня змеи. В Андалусии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко. Так оно и есть, особенно когда в неразрывное единство музыки и песни вплетено удивительное искусство байле - танца, берущего начало где-то в глубине столетий.

Человек, играющий на гитаре фламенко, - композитор и исполнитель в одном лице. Отсутствие рамок дает возможность полностью раскрыть талант исполнителя. Недаром, родиной гитары считается Испания. Именно в Испании возникла мода на использование игры на гитаре для покорения женских сердец, а упоминания о серенадах под окном можно наблюдать в литературных и художественных произведениях. Особенность игры на гитаре фламенко - это вложение всей страсти и темперамента исполнителя в льющуюся из глубин души музыку.

Перкуссия

Перкуссия (от лат. percussio) буквально - нанесение ударов. Термин "percussion" в англ. языке обозначает ударные инструменты вообще. Слово «перкуссия» имеет широкий смысл. Сюда можно отнести любой ритмообразующий инструмент. Это - и ударные, и шумовые, и самозвучащие инструменты. Перкуссия имеет свою историю и своё развитие. Ее можно смело причислить к истокам современной музыки, ибо, какая может быть музыка без ритма? Ритм был первоначальным музыкообразующим средством, и до сих пор является её весомой частью.

Игра на перкуссии фламенко - это особенные ритмы и компасы. Главный инструмент - кахон. Человек играет, отбивая ритмы, сидя сверху на нем. Также к особенностям перкуссии фламенко можно отнести пальмасы (хлопки в ладоши), питосы (щелчки пальцами) и кастаньеты. Эти методы и приемы создания ритма, а также игра на перкуссии фламенко создают ни с чем несравнимый эффект, когда музыка и ритм вокруг Вас и внутри Вас. Музыка, создающая желание движения внутри и снаружи.

Особая роль в музыкальном искусстве фламенко принадлежит пению. Песни фламенко несут в себе больше грусти, чем радости. Это - крик души, обличенный в песню. Исполнитель фламенко раскрывает своим искусством и личную драму, и горести многих поколений.

Конструкция Гитары Фламенко и ее отличия от классической гитары

1. Задняя дека и боковые стенки корпуса гитары (то есть большая часть резонирующего корпуса) чаще делается из кипариса, а не палисандра. Цель - достичь более яркого звука, который не будет заглушаться голосом кантаора.

2. Порожки делаются ниже, так чтобы вибрация струны как можно лучше передавалась резонирующей поверхности гитары. От этого звук становится острее и ярче. Более низкое расположение струн не только облегчает игру левой руки, но и позволяет извлекать иногда желаемый перкуссионный звук от дребезжания струн об лады.

3. Корпус гитары фламенко немного меньше и тоньше по сравнению с классической, что делает игру на ней удобнее.

4. Использование каподастра позволяет гитаристу подстроиться под высоту голоса кантаора не изменяя пальцовку левой руки и методы игры, а также создает ощущение того, что гитара настроена в особой характерной "тональности фламенко". Из-за увеличения частоты вибрации струны играть быстрее становится немного удобнее.

5. На верхнюю деку крепится гольпеадор - очень тонкий прозрачный пластик, защищающий корпус гитары от игры гольпе (ритмические акценты, выстукиваемые пальцами правой руки по деке). Кроме того, во время игры мелодии большим пальцем левой руки безымянный палец обычно опирается на эту пластину - это придает кисти более устойчивое положение и позволяет лучше контролировать мелодию.

Родина гитары - Испания. Начиная со времен зарождения гитарной музыки испанцы отличалась традиционным пристрастием к гитаре, называя ее королевой инструментов. Виртуозное владение гитарой является их национальной чертой. Если в истории классической гитары были периоды подъема и упадка, то в народной музыке гитару не забывали никогда. На юге Испании, в Андалузии, даже есть народная пословица: "Кто говорит о гитаре, говорит об Андалузии".

В музыке фламенко объединение кантаора и токаора произошло не раньше начала XIX века. Путешественники XIX века удивлялись удивительной свободе и непринужденности простых людей Испании, когда дело касалось песен и танцев. На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить какого-нибудь гитариста, окруженного танцующими людьми.

Почему именно гитара является главным инструментом во фламенко?

На гитаре каждую ноту можно извлечь по-разному, ноты не неизменны, они как будто рождаются под руками гитариста, он создает их, каждая следующая нота звучит не так, как предыдущая. Гитара в этом близка к человеческому голосу, она может говорить, петь, кричать... Она заставляет нас по-разному воспринимать одно и то же.

Несмотря на то, что большинство токаоров фламенко не обладают музыкальной грамотностью и не знают нот, благодаря природной музыкальности и великолепной музыкальной памяти они создают импровизации, порой затмевающие заранее подготовленную игру "классиков".

Первыми гитаристами фламенко, о которых известно, были Эль Планета и Эль Пейнеро. Они, а затем их ученики и последователи, такие как Эль Мурсиано (El Murciano) закладывали основу стиля и остались в истории как творцы музыки и блестящие артисты.

ЭЛЬ МУРСИАНО (1795-1848).

Глинка, приехавший в Испанию, чтобы изучить народные напевы, много общался с Мурсиано и слушал его игру. Он хотел записать его произведения, но в конце концов отчаялся, так как каждый раз, когда он просил Мурсиано повторить какую-нибудь фразу, тот всегда играл ее по-разному. Его способность творить музыку и импровизировать была так велика, что он сам не мог ни на минуту задержать свои творения. Вполне возможно, что именно благодаря Мурсиано родилась виртуозность в игре фламенко.

Другими блестящими гитаристами той эпохи были Патиньо (Patiño) из Кадиса, Антонио Перес (Antonio Perez) и Пако эль Барберо (Paco el Barbero) из Севильи. Все они были создателями собственных школ игры в стиле фламенко, а Пако эль Барберо был первым токаором, ставшим давать концерты.

Современником этих гитаристов, но моложе их по возрасту, был Пако Лусена (Paco Lucena, 1855-1930), который помимо замечательного аккомпаниатора был превосходным солистом и создателем фальсетас.

За этими первыми гениями гитары фламенко середины XIX века последовали Эль Абичуэла де Кадис (El Habichuela de Cadiz) из Кадиса, Хавьер Молина (Javier Molina) из Хереса и дон Рамон Монтойа (don Ramon Montoya) из Мадрида. Игра этих трех токаоров запечатлена на пластинках, и они все аккомпанировали великому кантаору Антонио Чакону. Их мастерство расширило горизонты игры на гитаре фламенко, благодаря им наступает ее расцвет. Когда фламенко было вынесено на эстраду, со своими концертами больше всего прославился дон Рамон Монтойа. Этому цыганскому токаору приставка "дон" была присвоена в знак особого признания его музыкальных заслуг. Выступая как солист, он внес в игру фламенко новые ритмы и гармонии, разнообразие технических приемов.

К следующему поколению гитаристов принадлежал Маноло де Уэльва (Manolo de Huelva).

МАНОЛО ДЕ УЭЛЬВА (1892-1976)

Он родился в шахтерском городке Рио дель Тинте, близ Уэльвы, под именем Мануэль Гомес и, как и многие другие андалузские певцы и гитаристы, получил имя от названия родного города. О его игре с восхищением отзывался Андрес Сеговия: "манера исполнения Маноло де Уэльва была предельно проста - это было подлинное фламенко. Именно так и должно звучать то, что является фольклором. Он никогда не стремился демонстрировать свою технику. Его исполнение было правдивым и выразительным. Он был талантливым последователем Пако Лусены. Да, Маноло де Уэльва был лучшим гитаристом моей юности".

Другими талантливыми гитаристами того времени были Луис Молина (Luis Molina), Мигель Борруль (Miguel Borrull), Персио эль де Лунар (Perico el de Lunar), Маноло де Бадахос (Manolo de Badajóz), Луис Янсе (Luis Yance), Луис Маравилья (Luis Maravilla), Бонет (Bonet), Куррито де ла Херома (Currito de la Jeroma), Эстебан де Санлукар (Esteban de Sanlucar), а также Сабикас (Sabicas) и Ниньо Рикардо (Niño Ricardo), благодаря концертам которых фламенко окончательно перешагнуло границы Испании и стало приобретать мировую известность.

В начале XX века, когда фламенко переживало кризис, к счастью, есть еще артисты, сохраняющие и обогащающие благородные традиции нашего богатейшего фольклора. Это, например, дон Антонио Майрена - известный певец. Что же касается народной гитары, то ее искусство еще чудом сохранилось, воскресая под пальцами талантливых исполнителей, которые хранят его как святую реликвию. Среди них Пако Монтес. Его чистое и выразительное исполнение достойно таких мастеров, как Пако Лусена и маэстро Патиньо.

После деятельности этих токаоров, родившихся в конце прошлого века и в начале нынешнего, мастерство игры на гитаре постоянно росло, достигнув своей вершины и очень далеко уйдя от простых форм Эль Планета и Эль Пейнеро начала XIX века. Восхищает музыкальное богатство гитары фламенко, которым владеют гитаристы современности, такие как Висенте Амиго (Vicente

Amigo), Серранито (Serranito), Пако де Лусия (Paco de Lucía) - самый универсальный гитарист фламенко всех времен; Маноло Санлукар (Manolo Sanlucar), Пако Сеперо (Paco Cepero), Андрес Батиста (Andrés Batista), Томатито (Tomatito), Рафаель Рикьени (Rafael Riquieni) и многие другие. Унаследовав музыкальное богатство фламенко от своих предшественников, сохранив первоначальную и древнейшую основу этой музыки, эти токаоры открыли дорогу для будущих поколений гитаристов фламенко.

Андрес Сеговия (1893-1987)

Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" - Сеговия ответил: "До того, как я родился".

Сеговия родился в Андалузии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья переехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации народных гитаристов Андалузии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.

В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт Андреса Сеговии, организованый его друзьями.

Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.

В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стремились впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недостаточна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.

Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камерной музыки "Палау" в Барселоне, где Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных традиций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.

Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.

20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое его выступление воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.

Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное местоей мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы многие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары.

Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, - большой зал с каменными сводами, - напоминало церковь или монастырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.

Гитаристки фламенко

Согласно перечням артистов фламенко, женщины составляют около 24%. Из всех кантаоров около 20% женщин, из байлаоров - примерно 63%. При этом, среди токаоров не называется ни одной женщины!..

Тем не менее, исследования позволяют с уверенностью сказать, что за всю историю фламенко было немалое количество гитаристок профессионального уровня. В качестве свидетельства могут служить гравюры и картины прошлого века, изображающие женщин, играющих на гитаре.

В XIX веке женщины-кантаоры, аккомпанирующие себе на гитаре и зарабатывающие на жизнь выступлениями в кафе кантанте не были редкостью. Одной из таких женщин была Ана Амайа Молина (Ana Amaya Molina), по прозвищу Анилья де ла Ронда (Anilla de la Ronda), цыганка, родившаяся в 1855 году в Ронде. Она выступала в кафе кантанте в Ронде, Малаге и Севилье в конце прошлого века и была очень значительной фигурой своего времени.

Другой великой артисткой прошлого века была Тринидад Уэртас "Ла Куенка" (Trinidad Huertas "La Cuenca"), байлаора и гитаристка, также выступавшая в кафе кантанте. Эта сеньора обладала выдающимися артистическими способностями. Она всегда одевалась мужчиной, носила короткую стрижку и танцевала мужские танцы. В 1887 году она поставила в Париже спектакль "La Feria de Sevilla". Эта великолепная гитаристка прославилась своей игрой и танцами, в которых пародировала корриду, представляя в одном танце различные исходы боя и судьбу тореро.

Возможно, одной из самых известных гитаристок начала ХХ века была Тереса Эспанья (Teresa España) из Севильи. Кантаора, байлаора и гатаристка, она давала сольные концерты в театрах Мадрида в 1920-х годах. В прессе того времени говорилось, что нет никого, кто бы превосходил ее в игре на гитаре и кастаньетах и в исполнении саэт. Она гастролировала не только в Испании, но и в Америке, остались записи, где она поет, аккомпанируя себе на гитаре.

Хосефа Морено (Josefa Moreno) по прозвищу "Ла Антекерана" (La Antequerana) дебютировала в 1903 году в возрасте 14 лет в кафе "Ла Примера" в Хересе, аккомпанируя себе на гитаре. Она выступала в мадридских кафе, а затем в Америке, откуда вернулась с определенной удачей и славой. Однако, в начале 60-х годов Хосефа Морено находится в довольно бедственном положении, умирая от болезни, вызванной курением, зарабатывая себе на жизнь на улице пением под гитару.

Кроме того, были женщины, занимающиеся исключительно игрой на гитаре, как, например, Матильде Куервас Родригес (Matilde Cuervas Rodríguez). Она родилась в 1888 году в Севилье и была женой известного классического гитариста Эмилио Пухоля. Ее сравнивали с такими великими токаорами как Мануэль Молина и Рамон Монтойа. Говорили, что выступления этой замечательной гитаристки изумляли поклонников фламенко, а особенно тех, кто считал игру на гитаре привилегией мужчин.

Другой известной гитаристкой была Виктория де Мигель (Victoria de Miguel), родившаяся в 1900 году. Она была ученицей дона Рамона Монтойи, который ее представил в театре "Фуэнкарраль" в Мадриде, когда она была еще ребенком. Она сама не сочиняла музыку, но благодаря тонкому слуху легко подбирала произведения гитаристов фламенко ее времени.

Об артистах фламенко

Camarón de la Isla

José Monje Cruz. (1950 - 1992)

Легенда, гений, открывший фламенко для широкой публики, Камарон, несомненно, является одной из самых культовых фигур в испанской музыке ХХ века. В его семье всегда царила атмосфера фламенко, пели и танцевали все, хотя и не были артисами. Известные исполнители хорошо знали этот дом, и там часто устраивались спонтанные вечеринки фламенко. Уже достигнув определенной известности, Камарон стал добавлять что-то новое в традиционное пение, видоизменяя сложившиеся стили. Он был убежден, что привнеся элементы современной музыки во фламенко, он сможет открыть его для скептически настороенной молодежи. Не предавая традиций и не теряя глубины исполнения, он обогатил фламенко новыми красками и интонациями. Камарон стал культовой фигурой не только для старых приверженцев фламенко, но и для молодых людей, которые, благодаря ему, приобщилась к этой музыке. Тысячи людей, никогда раньше не ходивших слушать фламенко, не пропускали ни одного концерта, где пел Камарон. Говорили, что его голос превращал песню в золото. Стиль его пения, узнаваемый с первых нот, породил целую плеяду последователей, некоторые из которых (Duquende, El Potito) явились открытием нового фламенко последних лет. Практически на всех альбомах Камарона можно услышать гитару Пако де Лусии, этот дуэт, без сомнения, был одним из самых гениальных за всю историю фламенко в Испании.

Niña de los Peines

Pastora María Pavón Cruz. (1890 - 1969)

Один из наиболее выдающихся женских голосов во фламенко. Пастора Павон, по прозвищу Niña de los Peines (Девушка с Гребнями) начала петь перед публикой в восьми лет. В юности она уже прославилась своими великолепными выступлениями и способностью петь в любом стиле фламенко, а вскоре выступала вместе с самыми великими артистами. Была и остается непревзойденной исполнительницей стиля peteneras, который в начале ХХ века был уже почти забыт которому благодаря ей была возвращена былая слава. Испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка восхищался Пасторой и говорил о ней как о личности, наделенной необыкновенной магией дуэнде.

Dolores Flores Ruiz. (1923 - 1995)

Легендарная фигура в истории испанской музыки. Танцовщица, певица, актриса, ведущая программ на телевидении, она была рождена, чтобы быть на сцене. Наибольший успех ей принесли выступления в паре с Маноло Караколем (Manolo Caracol), артистичность этого дуэта покорила испанскую публику. В пении Lola Flores в основном ориентировалась на легкие стили: tanguillos, sevillanas, zambras, rumbas, а также песни в латиноамериканских ритмах, но ее "коньком" всегда оставалась андалузская копла.

Antonio Fernandez Diaz. (1932)

Талант этого исполнителя был открыт на Конкурсе Канте Хондо в Кордове, где Fosforito дебютировал в 1956 году в возрасте 24 лет. Его выступление явилось настоящей сенсацией, и все первые призы были присуждены ему. Fosforito пел с раннего детства, зарабатывая на жизнь выступлениями на ярмарках и праздниках. Конкурс в Кордове стал началом одной из самых блистательных карьер ХХ века в Испании, сейчас Fosforito - обладатель всех самых больших наград, которые присуждаются за исполнение фламенко.

Niña de La Puebla

Dolores Jimenez Alcantara. (1909)

Свою карьеру начинала с исполнения собственных версий песен в стиле campanilleros, что пришлось по душе испанской публике, и вскоре выступления Долорес уже собирали полные залы горячих поклонников. Ослепла в раннем возрасте и считает, что пение стало для нее спасением. Сейчас, несмотря на свой 90-летний возраст, она поет еще лучше, чем прежде, с большей глубиной и знанием стилей, а ее голос также юн, как и много лет назад.

Начинается плач гитары.

Разбивается чаша утра.

Начинается плач гитары.

О, не жди от нее молчанья,

Не проси у нее молчанья!

Неустанно гитара плачет,

Как вода по каналам - плачет,

Как ветра над снегами - плачет,

Не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

Так плачет стрела без цели,

так песок раскаленный плачет

О прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица

Под угрозой змеиного жала.

О гитара, бедная жертва

Пяти проворных кинжалов

Загрузка...