aracs.ru

Где находится пьета микеланджело. Три пьеты микеланджело. Последний вздох творческого гения


Шедевр в деталях. Пьета - Микеланджело Буонарроти

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе - 18 февраля 1564, Рим)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.


Микеланджело
Пьета 1499год
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

«Оплакивание Христа» - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» - одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Пьета на итальянском звучит как Pietà и обозначает сочувствие, сострадание. Ватиканская пьета – это иконографическая сцена, на которой дева Мария оплакивает мертвого Христа. Она считается первой и наиболее выдающейся работой Микеланджело Буонарроти. Её копии находятся во многих католических храмах мира, но единственный оригинал уже более 500 лет хранится в соборе Святого Петра в Риме.

История

В 1498 году кардинал, являющийся послом французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа, Жан Билэр де Лагрола обратился к юному Микеланджело с интересной просьбой. Он пожелал изготовить скульптуру для украшения капеллы Святой Петрониллы в соборе Святого Петра, на тот момент принадлежавшей королю Франции.

Посредником сделки выступил влиятельный римский банкир, а по совместительству друг и покровитель Буонарроти, Якопо Галли. Только благодаря ему 23-летний скульптор удостоился такой чести. Изначально были созданы эскизы, наняты помощники, выбран мрамор. И только потом, 26 августа 1498 года, контракт подписали официально. На работу отводился год, а стоимость её превышала 450 золотых дукатов, что являлось немыслимо крупным состоянием.

В 1499 году мастер закончил произведение, размеры которого впечатляли - 174×195×69 см. Годом позднее скульптурную группу поместили в храме Святого Петра, где она находится по сей день. Пьедестал к ней был изготовлен другим скульптором по имени Франческо Борромини позднее - в 1626 году.

В современной истории большой ажиотаж вокруг статуи возник в 1972 году, когда на неё совершил нападение венгр Ласло Тот. Он страдал душевным расстройством. Во время нападения он кричал, что является Иисусом Христом, и ненавидит эту пьету. При помощи молотка он изувечил лицо и руку фигуры Богородицы, затем его успели оттащить.

Статую удалось полностью восстановить, а после реставрации её поместили под пуленепробиваемое стекло.

Ценители искусства утверждают, что решение в корне неверно, ведь теперь увидеть скульптуру можно только со значительного расстояния и одного ракурса, из-за чего невозможно её полноценное восприятие.

Впрочем, у каждого своё мнение.

Описание

Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Автор предполагал, что только такой вариант приведет к обретению внутренней динамики и объединит обе фигуры воедино.

Несмотря на слияние фигур, просматривается противопоставление живого и мертвого, мужского и женского, нагого и прикрытого. Это ощущается в застывшем напряжении, но не мешает любоваться статуей, испытывая блаженное благоговение.

Искусствоведы относят произведение к кватроченто и Высокому Возрождению, только в особом, уникальном смысле. Итальянский мастер решил иначе взглянуть на сцену, изобразив Мадонну не старой, а молодой, прекрасной и скорбящей.

Некоторые исследователи считают, что Микеланджело хотел таким образом подчеркнуть, что святость и целомудрие сохраняют молодость. Другие уверены, что он передал через лицо Мадонны тоску по собственной матери, умершей слишком рано.

Однако наиболее достоверной является версия, что скульптор руководствовался соображениями из анатомии. Он думал, что скорбь на юном лице будет выглядеть выразительнее. Впрочем, автор не изобразил Марию тонущей в горе. Её лицо остаётся удивительно красивым, живым и свежим. Горе читается в глубине её жестов, позе, инстинктивном стремлении защитить сына.

Правдоподобно изображен и сам Христос. Его тело кажется тяжелым, а вид и положение конечностей указывает на трупное окоченение. Его безжизненное лицо передаёт пережитые страдания и невероятную муку, которую Иисус испытывал перед смертью, осознавая жуткую суть этого мира.

Отдельное внимание стоит уделить контрасту, который создан между лицом и одеянием Мадонны. Её голова кажется легкой и юной, но крупные, ломающиеся складки платья отчетливо передают духовную и физическую мощь девушки. Также они служат своеобразным пьедесталом для пирамидальной композиции, подчеркивают излом тела Христа, драматически лежащего на коленях матери.

Особенности

Главной особенностью пьеты Микеланджело является наличие подписи автора. Это единственная работа, подписанная им. Историки считают, что он сделал так, подслушав разговор зевак. Они спорили о том, чьей руке принадлежит авторство скульптуры. Озабоченный этим мастер решил, что обязан оставить «автограф» потомкам.

Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Он считал, что в композиции существует противопоставление горизонтальному и вертикальному, что образует крест. В январе 2017 года гипотеза была опровергнута группой историков во главе с Джованни Кисселино. Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели.

Оплакивание Христа отличается также пропорциями. Ученые высчитали, что если поставить фигуры прямо, то рост Иисуса составит не меньше 175 см, а рост Мадонны – приблизительно 205 см. Такие пропорции необходимы, чтобы скульптура не теряла равновесия.

К тому же, если приглядеться, становится видно, что голова Марии значительно больше, чем голова её сына. Понятно, что она по габаритам превышает Христа, но голова особенно выделяется. Искусствоведы считают, что Буонарроти прибегнул к такому приёму, чтобы добиться легкости, с которой Мадонна держит на руках взрослого Иисуса. Богородица весьма массивна, что привлекает внимание. Но её милые черты лица смягчают эффект.

Бросается в глаза и невероятная детализация композиции. Мастер владел особой техникой и умел обозначить анатомические подробности, что придавало его шедеврам утонченной натуральности. Данная статуя стала наиболее сильной работой итальянского скульптора, ведь именно в ней он сумел с такой четкостью и одновременно нежностью передать человеческие страдания, скорбь, любовь.

Полезная информация

Пьета Микеланджело расположена справа от входа в . Посмотреть на неё можно бесплатно, потребуется только заплатить за вход в сам храм.

Цена билета зависит от того, каким способом желаете пройти экскурсию. Полноценное пешеходное восхождение к церкви по 551 ступени стоит 6 евро, 320 ступеней, а затем лифт – 8 евро. Дети до 12 лет проходят без оплаты. Стоимость указана в качестве туриста из группы, индивидуальный же билет стоит около 13 евро.

Добраться до собора удобнее всего на метро . Ближайшей станцией является Ottaviano на красной ветке. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти 10-15 минут по улице под названием via Ottaviano. Она упирается в площадь и сам собор Святого Петра.

При желании, можно пройтись пешком от некоторых достопримечательностей. Дорога от знаменитого фонтана ди Треви или площади Испании займет не более 30 минут. Зато променад точно запомнится, ведь по пути встретится еще масса интересных туристических мест.

Контакты

Точный адрес собора: Piazza San Pietro.

Время работы: в летний период, который длится с 1 апреля по 30 сентября - с 07:00 до 19:00. В зимний период с 1 октября по 31 марта двери храма открыты для туристов с 07:00 до 18:30.

Официальный сайт Ватикана: vatican.va

Часто бывает так, что репродукции не передают реального впечатления от произведений искусства. Так же и с "Пьетой" Микеланджело, которая находится в Ватикане. Великий мастер создал скульптуру из мрамора всего в 24 года по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Это его первая и самая выдающаяся "Пьета". Копии есть по всему миру. А еще одна более поздняя "Пьета" Микеланджело находится в музее Ватикана.

Микеланджело, мне кажется, был на земле личным представителем Господа Бога. "Пьета" просто удивительна!


Посмотрите-ка, что пишут сухари-искусствоведы в Википедии: "Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека".

Сложно не согласиться, но я скажу иначе. Посмотрите, какая тонкость и плавность линий, сколько боли и утраты в самой позе Мадонны. С какой анатомической точностью создана скульптура. И каким мертвым выглядит Христос. Все его мышцы утратили силу. Живой так не может выглядеть.

К слову о слове "Пьета": наверняка, не все такие махровые доморощенные искусствоведы, как большинство моих знакомых, потому поясню, что "Пьета" по-итальянски означает "жалость". Со временем изображения мертвого Христа на коленях у Девы Марии стали называть "Пьетами". В "Пьетах" нет никаких иных героев, кроме скорбящей Мадонны и мертвого Христа.

А это еще одна "Пьета" Микеланджело из музея Ватикана

Интересные факты о Ватиканской "Пьете"

Факт 1. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

Факт 2. Как и со многими выдающимися произведениями, однажды с "Пьетой" случилась беда. В 1972 году на статую напал австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот со скальным молотком. Разумеется, он кричал что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Так она там и стоит.

Еще пару фи в адрес искусствоведов. Посмотрите, как они проводят свое рабочее время. Чтобы все так жили:)

Факт 3. Известный искусствовед Димитрио Мартинелли высказал однажды мысль, что в композиции противопоставляется горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Красивая, правда, мысль? Именно поэтому она тут же стала популярной среди многих других исследователей. Однако в январе 2017 г., как раз, когда мы с cizerot были там, группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучила архивы Ватикана и полностью опровергла это утверждение. Мне одной интересно, что они такого увидели в "Пьете" сейчас, чего не видели раньше?

Факт 4. Тогда же в январе этого года ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора - отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Интересно, как это изменит суть произведения Микеладжело?

Факт 5. Ватиканская Пьета - единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Posts from This Journal by “Рим” Tag

  • Сто километров по Риму: Santa Maria Maggiore ночью

    Впервые нам удалось запечатлеть прекрасную церковь Санта-Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) в ночное время. Посмотрите, какая грандиозная…

  • Сто километров по Риму: Фонтан Четырех рек

    Мы с cizerot очень любим бывать на Пьяцца Навона (Piazza Navona), и особенно нам нравится расположенный на ней Фонтан Четырех рек…

  • Сто километров по Риму: По улицам древнего города

    Будучи в Риме, все время мчишься от памятника к памятнику. Однажды мы решили просто погулять по центральным улицам города. Вероятно,…

  • Сто километров по Риму: Делегация

    Подписывайтесь на меня в Youtube в Instagram в Facebook

  • Сто километров по Риму: Уличные артисты

    Лучший друг из песка Танец под мостом Музыкант возле Пантеона Подвис в воздухе недалеко от фонтана Треви Подписывайтесь на…

Три Пьеты Микеланджело

"Пьета". 1499 Мрамор. Высота 174 см. Собор Святого Петра, Ватикан

Stanislav Traykov, Niabot (cut out) - Image:Michelangelo"s Pieta 5450.jpg

Сюжет «Пьета» (перевод с итальянского pietà - жалость) вошёл в творчество Микеланджело с заказом кардинала Жана Билэра. Эта скульптурная группа, изображающая прощание девы Марии, со снятым с креста своим сыном, высеченная из цельного куска мрамора, предназначалась для гробницы кардинала. Микеланджело начал работать над скульптурой будучи 23 летним молодым человеком и конечно для него Жизнь, Смерть были отдалённой схоластической субстанцией, связанной только воспоминаниями о почившей в молодом возрасте матери и темой, часто обсуждаемой на философских диспутах Платоновской академии, созданной Марсилио Фичино, где юный ваятель был постоянным гостем. Рассматривая данную работу, оценивая уровень и глубину размышлений гуманитариев тех времён мы видим, что для них, как и для нас, главными составляющими при определении добра и зла являлись любовь и милосердие.

В сложившейся иконографии образа Марии мы привыкли видеть страдающею пожилую женщину. Но здесь перед нами предстаёт скорее добрый юный ангел, посланный божьим промыслом, чтобы одной ногой, ступив на голую, грешную землю, покрыть её многочисленными, разнообразными складками материи, дарующими жизнь. Чтобы, приподняв коченеющее тело Христово, прикрывая его плащом не дать ему окончательно поникнуть и за тем снова вернуть его небесам. Взор Марии печально устремлён на нанесённые раны. Её другая рука вопрошающе откинута в сторону: «за что?» Не должны сыны человеческие мучить сынов человеческих. «Пьета» была первой работой, принёсшей молодому скульптору заслуженную известность и мировую славу. Тема «оплакивания » настолько проникла в него, что в последствии, не один раз снова и снова Микеланджело будет возвращаться к ней. И каждая новая композиция будет по своим изобразительным средствам становиться лаконичней и выразительней предыдущей.

Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция


https://otvet.mail.ru/question/199614220

"Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он принялся за глыбу мрамора, чтобы высечь из нее четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей, создав Мертвого Христа для собственного удовлетворения и препровождения времени, и, как он сам говорил, потому, что работа молотком сохраняет в его теле здоровье. Этого Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. Мертвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая с расслабленными членами, оно в своем положении совершенно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая - из одного куска и поистине божественная; и она, как будет сказано ниже, осталась незавершенной и претерпела много невзгод, хотя и хотелось ему, чтобы она стала его надгробием перед алтарем, где он собирался ее поставить...
Для времяпрепровождения Микеланджело работал почти ежедневно над тем Оплакиванием из четырех фигур, о котором уже говорилось и которое он как раз тогда и разбил по следующим причинам: действительно, в камне было много наждаку и был он твердым, и от резца часто сыпались искры, или возможно, что человек этот судил о себе так строго, что не удовлетворялся никогда тем, что делал...
Навестив однажды Микеланджело в его доме, где находилось и разбитое Оплакивание, он в ходе продолжительной беседы задал ему вопрос, почему он разбил и погубил плод столь дивных трудов, а тот ответил, что виноват в этом несносный Урбино, его слуга, который что ни день понукал его завершить работу, и что, между прочим, отломился там кусок локтя у Мадонны, а он ее и раньше возненавидел, так как очень много пришлось с ней возиться из-за трещины, которая была в камне, и вот, наконец, лопнуло у него терпение, он ее и разбил и хотел совсем все разбить, если бы Антонио, слуга его, не посоветовал подарить ее ему такой, какая она есть. Услышав это, Тиберио рассказал обо всем Бандини, которому хотелось иметь что-нибудь выполненное рукой Микеланджело; тогда Бандини уговорил Тиберио пообещать Антонио двести скудо золотом и сам попросил Микеланджело разрешить Тиберио закончить работу для Бандини по моделям Микеланджело, труды которого даром не пропадут. Микеланджело согласился и сделал им этот подарок. Работу тотчас же оттуда унесли, а Тиберио сложил ее вместе и восстановил не знаю уж сколько ее кусков, но из-за смерти Бандини, Микеланджело и Тиберио она так и осталась незаконченной" Вазари.

В 1541 году Микеланджело закончил фреску «Страшный суд» для алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Работы над ней продолжались четыре года. Ещё не завершённой, фреска подверглась жёсткой критике. Обнажённые тела с неприкрытыми гениталиями, некоторые кардиналы сочли неуместными и художника готовы были обвинить в ереси. Эта нервная остановка не могла не сказаться на здоровье. Силы таяли. К живописи он больше не вернулся. Живопись, так и не став его основной музой, осталась где-то в стороне. В эти годы Микеланджело нашёл прибежище в архитектуре, получив назначение главным архитектором собора Святого Петра и ещё с ним осталась его скульптура. Новая пьета предназначалась стать надгробием над его могилой и в ней он высек свой двойной портрет и аллегории искусств, в которых довелось мастеру проявить себя и роль, которую эти искусства сыграли в его жизни. Никодима, послужившего образом скульптуры, Микеланджело наделил своими чертами, а в умершем обнажённом теле он запечатлел свою истерзанную душу. Дева Мария, поддерживающая это тело, стала символом архитектуры. В Марии Магдалине, стоящей несколько поодаль – подразумевалась живопись.

«Пьета Ронданини» (1555-1564) Мрамор. Замок Сфорцеско в Милане

«Пьету Ронданини» Микеланджело начал в 1555 году. В ней скульптор вновь вернулся к двух фигурной композиции. По первоначальному замыслу в образе Марии слились воедино и Мать, явившая его на этот свет и его Судьба и Провидение, поднявшие сознание на внеземной уровень и теперь, когда пришёл назначенный час с этой высоты все они возложили на него свои руки, взирая, как он, слабеющими ногами ощупывает место своего последнего пристанища. И по этому замыслу его руки должны были быть раскинуты и это состояние их должно было символизировать, что его дух, невзирая на приготовленную ему участь, ещё не готов покинуть любимую им Землю. Но в 1564 году Великий Мастер отошёл в иной мир. Ещё за 6 дней до кончины он работал над своей последней пьетой. Незадолго до этого он поменял положение рук, прижав их к телу Марии. И от этой перестановки с повествовательной композиция превратилась в эмоциональную. Самым главным элементом стали мышцы его слабеющих ног. И в этих мышцах всё: и прощание, и боль, и безысходность, и человеческая трагедия.

Используемые материалы.

Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения - неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей <…> Он поэт всей этой области чувств, - поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли - немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле - неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):

Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:

Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:

Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.

О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти. Группа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини" оставляет незабываемое впечатление.
Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб"; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа - из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб" уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:

«Пьета Ронданини» - одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, - трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:

Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:

«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».
(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)

Загрузка...