aracs.ru

Философия гурджиева. Постановка долгожданного балета. В поиске сакральных знаний


Георгий Иванович Гурджиев
Шри Раджниш (Ошо)

ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ГУРДЖИЕВ (1872-1949)

В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой.

Необычный человек, "хитрый мудрец", как его называют, Гурджиев посвятил свою жизнь изучению восточных эзотерических учений и передаче знания теории и практики в форме, адекватной мышлению западного человека. Мы знаем о нем относительно немного. Особые воздействия и источники его учения остаются такими же загадочными, как и у другого "Человека знания", у Дона Хуана.

Он родился в 1872г. в Александрополе, в области Кавказа, у отца - грека и матери - армянки. Мальчиком он становится учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие.

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец - настоятель собора - зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был городом многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Уже в юности он соприкоснулся со святая святых почти всех тайных организаций - религиозных, философских, оккультных, мистических, политических.

Он много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Позже он всегда подчеркивал значение эзотерического христианства. Он хорошо знал христианский ритуал и практики, древний символизм, литургию. Был знаком с техникой ритмического дыхания и мысленных молитв, применяемых в монастырях.

Однако, несмотря на приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, он не находил ответа на основные вопросы, которые поставил себе. Он отправляется на поиски знания.

С группой друзей, которые называли себя "искатели Истины", в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов.

Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение.

Центральный символ гурджиевской работы- эннеограмма суфийского происхождения. Многие священные танцы суфиев исполняются как медитации в школах Гурджиева.

В учении Гурджиева прослеживаются и другие эзотерические влияния- это буддизм Тибета.

Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь он развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях.

Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890г. и продолжается до 1910г. Известно, что он вел исследования, изучал древнейшие тексты. Он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм.

Очевидно, в результате всех этих исканий, изучений, практик возник единый взгляд на мир, синтез знаний. Постепенно он стал осознавать свою миссию: принести эти знания об "ужасе ситуации", как он говорил, и возможных путях выхода из нее в западный мир.

Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России как Учитель- в городах Санкт-Петербурге и Москве.

В Петербурге он встречается с Петром Успенским. Сам Успенский тогда как раз вернулся из путешествия в поисках истинного эзотерического знания и с удивлением нашел, что цель его поисков находилась на его родной земле, в его родном городе.

Он описывает свою первую встречу с Гурджиевым в книге "В поисках чудесного" следующим образом: "Я увидел человека восточного типа, немолодого, с черными усами и проницательными глазами. Это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом...".

Успенский собрал группу последователей, которая работала с Гурджиевым до самой революции. Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации.

Один из его ранних учеников так описывает этот период: Россия в 1917г. была разорвана войной и революцией". Гурджиев былнеизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился и в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел последовать за ним".

Группа его учеников покидает Россию, совершает запутанное путешествие пешком по горам в Тифлис. Здесь он собирает новую группу и несколько лет работает с ней, но когда революция достигла Грузии, они пересекли границу, достигли Константинополя, затем Берлина и, наконец, через несколько лет лишений, Парижа. Здесь Гурджиев решил обосноваться, за год собрал деньги, необходимые для приобретения Замка Авон близ Фонтенбло, где он основал Институт для гармонического развития Человека.

10 лет с 1923г. по 1933г. были потрачены на напряженную работу с учениками в Институте; в течение этого времени Гурджиев испытывал и проверял систему обучения, самонаблюдения, практические упражнения.

Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. Время, проведенное в "Приэре", как был назван замок, рассматривалось как возможность для развития самосознания.

Это был период напряженной работы, который включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем- автомобильной катастрофой, после которой Гурджиев чудом остался жив.

Это событие внесло новое направление в его деятельность. Он начал писать три большие книги. Они были написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:

1) разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире;

2) ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества;

3) помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности.

Это книги "Все и вся", "Встреча с замечательными людьми" и "Жизнь- истина, только когда я есмъ".

В первой книге Гурджиев комментирует жизнь современного человека через взгляд существа космического, прилетевшего на Землю. Эта работа является энциклопедическим комментарием, отвечающим на большинство важных вопросов, стоящих перед человечеством.

Во второй книге он рассказывает свою историю поисков истины, вспоминает своих наставников и необычных людей, которых встретил в своих странствиях в поисках эзотерического знания.

В третьей- дается отчет о личном развитии, описываются специальные практики, которые развивают осознание "себя".

В 1933г. была написана еще одна книга "Вестник грядущего добра", представившая идеи, на которых основываются работы Гурджиева, и описывающая Институт гармонического развития Человека.

С 1933г. по 1949г. протекает новая фаза его деятельности. Он закрывает Институт, путешествует повсюду, создает новые группы в некоторых городах Америки.

Ко времени его смерти, в 1949г., у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже. Теперь число последователей его учения насчитывается тысячами.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью- это:

Убежденность в иллюзорности обычной жизни;

Идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;

Признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;

Деление человека на четыре тела;

Учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;

Учение о типах человеческой личности;

Особенности психической работы человека над собой;

Идея "Луча творения";

Возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;

Подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление- это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон- основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.


Рудольф Штайнер
Шри Ауробиндо

МЕХАНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ

....................................

Одной из наиболее загадочных и мистических фигур ушедшего ХХ века был человек незаурядных способностей – Георгий Иванович Гурджиев. С именем Гурджиева связаны слухи и легенды, его учение живо по сей день в узких группах последователей, не считающих необходимым придавать широкой огласке методы и практики воздействия на психику человека, оставленные им в наследство от «хитрого мудреца». Георгий Иванович Гурджиев по праву считался магом, поскольку достиг немалых успехов в управлении собой и другими (другими в большей степени).

Гороскоп Гурджиева Г. И.

Гюрми (Ленинакан, Армения) П/Гринвич: 4:00 09.01.1879 04:37:00 40°48"00"с.ш., 43°50"00"в.д. Четверг, 24 с.д., 17 л.д. Время рождения Г. И. Гурджиева ректифицировано П. Глобой. Умение воздействовать на других людей ценилось во все времена, но век двадцатый – нечто особое. Волна войн и революций, прокатившаяся по всему миру, как и поднявшиеся на этой волне правители тоталитарного склада – явление незаурядное, не имеющее аналогов в древней истории. Никогда доселе люди не гибли миллионами ради осуществления некой эфемерной цели, никогда ранее к слову вождя не прислушивались с религиозным трепетом целые народы, а противостояние двух правителей великих держав прежде не напоминало мистической борьбы магов. ХХ век – время забвения религий прошлого и создания новых идеологий, время интенсивных исследований человеческой психики, время демографического взрыва, неминуемо ставящего перед человечеством проблему выживаемости, а стало быть, и проблему Управления. В этом веке, отмеченном информационным и технологическим прорывом в неведомые доселе области знаний, учение Гурджиева о человеке как об управляемом механизме, было востребовано на все сто процентов. Как говорится, дорога ложка к обеду, а к данному обеду в качестве первого, второго и третьего блюд было подано человечество под разными политическими соусами и идеологическими приправами. Однако сути дела это не меняло – общество было и остается полностью управляемым даже в отсутствии таких знаковых для ХХ века фигур как Адольф Гитлер и Иосиф Сталин, каждый из которых был не понаслышке знаком с учением Г. И. Гурджиева. Феномен тоталитаризма, ставший отличительной чертой ушедшего столетия, невозможно рассматривать отдельно от фигуры «Учителя народов», создавшего уникальную систему управления коллективом, и оказавшего тем самым неоценимую услугу, как тоталитарным правителям, так и тем силам, которые предпочитают управлять обществом, оставаясь в тени. Механик человеческих душ – так можно было бы назвать Георгия Ивановича Гурджиева, создавшего и развившего философскую концепцию о человеке как механизме, которым можно управлять, вести в нужном направлении, проводить над ним психологические эксперименты и добиваться полного послушания. Всех людей он разделил на управляющих и управляемых в зависимости от того, насколько человеку подотчетны его собственные физические и психические проявления. Манипулировать общественным сознанием и направлять человеческие потоки в горнило истории могут лишь те, кто в состоянии подчинить чистому разуму все движения собственной души, включая желания, влечения и инстинкты. Своих учеников Гурджиев убедил в том, что современный человек бессознателен во всех проявлениях, – это машина, полностью управляемая внешними обстоятельствами. Все чувства, слова, привычки, поступки и даже творческие проявления человека в областях искусства, науки и философии – все это механистично и может быть, как запрограммировано, так и перепрограммировано. «Хитрый мудрец», как называли его ученики, считал, что полностью управляемый человек не в состоянии не только вмешаться в ход бытия в целом, но даже что-либо изменить в своей жизни, сделать открытие или изобретение, поскольку все уже открыто до него и вместо него. Гурджиев говорил: «Все, что человек говорит, делает, думает, чувствует, – все это случается… Все случается совершенно таким же образом, как вследствие изменений в верхних слоях атмосферы выпадает дождь, как тает снег под лучами солнца, как пыль вздымается ветром». Человека несет по волнам судьбы на утлом суденышке его ограниченных представлений о мире. Для того, чтобы перестать быть зависимым от внешних факторов, нужно, в первую очередь, взять под контроль факторы внутреннего мира, научиться управлять собой, подобно тому, как можно научиться управлению автомобилем. За подобное механистичное отношение к жизни Гурджиев был наказан самой же механикой – двигатель его автомобиля взорвался от перегрева. В результате инцидента с потерявшим управление и врезавшимся в дерево автомобилем Гурджиев получил тяжелые травмы, но все-таки выжил и убеждений своих не изменил. Человек, по утверждению Гурджиева, – машина, которой он может оставаться сколь угодно долго, пока сам не захочет перестать быть ею. Быть управляемым, подчиненным, ограниченным – значит, быть машиной, но для того, чтобы выйти из замкнутого механистичного круга предопределения, «необходимо прежде всего познать эту машину. Когда машина познает себя, она перестает быть машиной – по крайней мере такой машиной, какой она была до этого. Она уже начинает нести ответственность за свои действия». В противном случае человек навсегда останется «рабом и игрушкой воздействующих на него сил». Оригинальная концепция, не правда ли? Тем не менее, она как нельзя лучше соответствовала технократическому духу времени, а потому получила широкую известность и признание аудитории. Не смотря на то, что поначалу смелые умозаключения Гурджиева казались настолько новыми и оригинальными, что часто поражали и даже шокировали слушателей, ему удалось довольно быстро завоевать сердца русских и европейских интеллектуалов, готовых идти на многие жертвы ради обретения власти над самими собой. Не исключено, что среди последователей русского мага греко-армянского происхождения были и те, кого особенно интересовала власть над другими, власть как высшая цель. От теории Георгий Иванович быстро перешел к практике, исследуя на собственных учениках различные способы воздействия на человеческий организм. Посредством применения специфических физических и психологических тренингов, направленных на управление дыханием, ему удавалось вводить своих учеников в состояние особого транса, при котором они, оставаясь частично вменяемыми (или внушаемыми), оказывались полностью послушными воле учителя. Со стороны это выглядело как сеанс гипноза, управление зомбированными людьми, манипуляция сознанием или что-то в этом роде. Во время демонстрационных сеансов ученики двигались вокруг гуру подобно планетам, обращающимся относительно светила, расположенного в центре.
вращающийся танец суфиев, из которого многое почерпнул Гурджиев Во время этого странного танца, почерпнутого Гурджиевым из практики суфиев, и называемого им «священным», ученики достигали требуемого состояния, в котором они уже не чувствовали ни боли, ни отчаянья, ни сомнений. Страх, как и инстинкт самосохранения, полностью оказывались подавленными, что демонстрировалось в упражнении, неизменно вызывавшем у публики смешанное чувство немого восторга и ужаса перед всесильным магом. Гурджиев в глубине сцены разворачивал учеников лицами к публике, после чего они по команде резко бросались к рампе, а учитель, вместо того, чтобы дать команду «стоп», просто отворачивался от сцены, демонстрируя то ли свою безучастность, то ли свою абсолютную власть. Группа учеников, перелетев через оркестровую яму, падала в зрительный зал, причем каждый из «одеревеневших» адептов застывал в особой позе, принятой им в момент падения. До команды мага группа учеников продолжала неподвижно лежать вповалку среди сломанных стульев и шокированных зрителей, но после разрешительной фразы Георгия Ивановича они оживали, приходя в себя от какого-то странного забытья. Самым странным во всем этом было то, что не смотря на многочисленные показы этого действительно интересного эксперимента, никто из учеников ни разу так и не получил перелома, разрыва связок или хотя бы банального ушиба. Помимо столь ошеломляющих фокусов Гурджиев демонстрировал и более традиционные, но не менее убедительные. Суть подобных показов заключалась в демонстрации психологических феноменов и скрытых возможностей человека, управлять которыми возможно, лишь подчинив себе как физическую, так и психо-эмоциональную сторону человеческой природы. Зрители становились свидетелями того, как адепты школы Г. И. Гурджиева передавали мысли на расстоянии, когда одному из них в зале тихо назывались числа, названия предметов, животных и даже музыкальных произведений, а тот мысленно передавал полученную информацию своим коллегам на сцене. Художник на доске начинал рисовать загаданное животное, а музыкант начинал играть на рояле, стоящем на сцене, тему из музыкального произведения, загаданного зрителями. Само собой, угадывались и цифры, находились спрятанные в зале предметы, показывались и иные чудеса из области телепатии. Особенно убедительным выглядело то, что все эти психологические феномены, так называемые сверхвозможности человека, демонстрировал не сам основатель школы и признанный маг Гурджиев, а его последователи и ученики, что неопровержимо доказывало существование таких возможностей в каждом человеке и ставило вопрос о необходимости их развития. В том то все и дело – не сам восточный маг демонстрировал свой редкий дар, а самые что ни на есть европейские интеллигенты, сродни тем, что сидели в зале. Потрясенные увиденным и услышанным, некоторые из зрителей изъявляли желание примкнуть к сторонникам этого необычного человека. Среди его учеников наиболее яркими фигурами были: Успенский, Томас де Гартман, Кэтрин Мэнсфилд журналист и автор религиозно-философских книг Петр Демьянович Успенский, блестящий музыкант и композитор Томас де Гартман, издатель популярного журнала «Новый век» Альфред Орейдж, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Знаменитого мистика гораздо более волновало качество его учеников, нежели их количество. В числе последователей Гурджиева оказались ярчайшие личности совсем не случайно. Он специально создавал условия для того, чтобы среди его учеников были только те, кому это действительно нужно. При организации своих лекций он создавал ряд существенных затруднений для тех, кто искал знаний о природе человека: переносил место и время встреч, в самый последний момент отменял лекции. Его ученик П. Д. Успенский в одной из книг о Гурджиеве писал: «Он никогда не желал облегчать людям знакомство с его идеями. Наоборот, он считал, что, только преодолевая затруднения, хотя бы случайные и не связанные с делом, люди смогут оценить эти идеи». Будучи сам человеком контрастным и далеко неоднозначным, Георгий Иванович считал, что трудности и нестандартные ситуации необходимы, так как дают человеку возможность меняться и достигать внутреннего единства и целостности. «Если человек живет без внутренней борьбы, если он идет, куда его влечет и куда дует ветер, он остается таким же, каким был прежде» – говорил Гурджиев. Будучи убежден в том, что жизненные трудности нужно использовать для интеллектуального и духовного развития, он умело создавал дополнительные препятствия для своих учеников с целью активизации их внутреннего роста. Основой его доктрины можно считать высказанное им же умозаключение: «Экстремальные ситуации и связанные с преодолением трудностей «сверхусилия» настоятельно необходимы, поскольку «человек чересчур ленив и боится сделать себе что-либо неприятное. Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности». Порой гуру откровенно издевался над учениками, заставляя их выполнять бессмысленную работу, или сводя вместе людей, испытывавших друг к другу взаимную неприязнь. Эта нестандартная манера передавать знания, почерпнутая Гурджиевым на Востоке, смущала, огорчала и даже выводила из себя многих последователей. Парадоксальное поведение мага с трудом укладывалось в стереотип европейского мистика, распространенный в интеллектуальной среде начала ХХ века, воспитанной на трудах Е. П. Блаватской и антропософских идеях западных богоискателей. В том то все и дело – Гурджиев был слишком непонятным, загадочным, непредсказуемым даже для мистически настроенной, казалось бы, подготовленной аудитории. В отличие от теоретиков из теософского общества он предлагал конкретные пути и практические методы для преодоления косности человеческой природы и развития сверхспособностей. Он сам и многие из его ближайших последователей, принявших восточную концепцию беспрекословного подчинения гуру, достигли немалых успехов в изучении скрытых аспектов человеческой психики и физиологии. Саморегуляция, контроль над дыханием, медитация и священные суфийские танцы – все эти практики были направлены на овладение скрытыми ресурсами и возможностями человеческого организма. Гурджиеву удалось привнести в загадочный мир европейской эзотерики элемент подлинного восточного знания, имеющего как теоретическую, так и сугубо практическую сторону. Знание это дало ему возможность обрести власть, как над самим собой, так и над другими людьми, что, конечно же, не могло быть незамечено теми, кто испытывал огромную потребность во власти для удовлетворения собственных политических амбиций. В том, что учение Гурджиева и его оригинальные практические методики развития внутреннего потенциала человека оказались востребованными – в этом сомневаться не приходится. В своей группе учеников-адептов он создал модель полностью управляемой организации, члены которой, будучи высокообразованными интеллектуалами с пробужденными телепатическими способностями, были полностью послушны воле учителя. Необъяснимая власть Гурджиева над собственными учениками поражала и пугала людей. Показываемые гастролирующей «труппой» демонстрационные выступления, направленные на пробуждение у публики интереса к необычным скрытым способностям человека, вызывали сильнейший общественный резонанс. В начале ХХ века Гурджиева сравнивали с легендарными Гудини и Калиостро, сейчас на подобное внимание публики мог бы претендовать только Дэвид Коперфильд. Но Коперфильд лишь фокусник, а вот Гурджиев помимо фокусов занимался серьезными магическими практиками, прикрытием для которых была концертная и лекционная деятельность. В 1924 году гуру-гипнотизер организовал гастрольную поездку своего коллектива по городам США. Публика воспринимала фейерверк танцев и магических «чудес» как феномен безграничного господства учителя-мага над послушными учениками. Американский писатель Вильям Сибрук охарактеризовал это зрелище как «удивительное, яркое, автоматическое, нечеловеческое, почти невероятное послушание и роботоподобное подчинение учеников». Жителей Запада поражали возможности учеников Гурджиева, способных передавать мысли на расстоянии и впадать в состояние, в котором человеку не ведомы ни боль, ни страх. Американские и европейские зрители, непросвещенные относительно практических техник регуляции различных систем человеческого организма, издревле существовавших на Востоке, относили невероятные способности учеников Гурджиева лишь к заслугам их учителя. Однако беспрекословное «послушание» Гурджиев сам проходил у персидских шейхов и наставников монастырей Тибета. На Востоке сложились основы мировоззрения Гурджиева, там выкристаллизовалось учение, которое он принес сначала в Россию, а в дальнейшем распространил по всему миру, там оформились основные черты его непростого характера. В самую пору сказать что-нибудь о характере этого необычного человека, и в этом прекрасную помощь нам может оказать астрология, позволяющая взглянуть на личность человека как бы изнутри, при этом не вырывая его из исторического контекста, который в данном случае может лишь помочь нам в понимании некоторых аспектов поведения самого известного мага ХХ столетия. Георгий Иванович Гурджиев родился в Александрополе (позже Ленинакан, ныне – Гюрми, Армения). О точной дате его рождения судить очень трудно, поскольку сам он периодически обнародовал различные даты и годы своего рождения, применяя на практике технику коррекции судьбы посредством переключения хроноритмов с одного гороскопа на другой. Один из его ранних учеников писал: «Гурджиев был неизвестным «человеком-тайной». Никто ничего не знал ни о его происхождении, ни о том, почему он появился в Москве и Санкт-Петербурге. Но кто бы не входил в контакт с ним, хотел последовать за ним». Существует несколько «задекларированных» самим Гурджиевым дат появления на свет, начиная с 1872 по 1879 год, и даже одна версия рождения в январе 1880 года (в год Паука). Трудно, но, все-таки интересно отслеживать астрологические обстоятельства рождения человека, называвшего самые разные даты земного воплощения: 9 января 1872 года; 9 января.1874 года; 9 января 1875 года; 13 января 1877 года, 9 января 1879 года и 13 января 1880 года. Все эти даты, однако, объединяет приверженность знаку Козерога. Менялись дни и годы, а вот любимый Гурджиевым январь оставался как единственный вариант месяца рождения знаменитого мага. Исходя из сопоставления наиболее важных событий жизни Гурджиева с данными его псевдогороскопов, можно прийти к выводу, что, скорее всего, он родился либо 13 января 1877 года, либо 9 января 1879 года (28 декабря 1878 года по старому стилю). Являясь типичным представителем своего солнечного знака рождения, Георгий Иванович Гурджиев всю свою жизнь посвятил единственной цели – обретению эзотерического знания и осознания себя. Гуру Гурджиев умел ставить перед последователями конкретные задачи, поддерживать дисциплину в рядах адептов и достигать реального результата. Многих отпугивали жесткость и холодность Учителя, который умышленно создавал трудности для учеников, считая, что лишь закаляя характер и преодолевая препятствия, можно добиться изменения личности и пробудить собственную сущность – внутренний стержень. Гурджиев очень рано обратил внимание на разрыв в европейском менталитете понятий «сущности» (внутренний человек) и «личности» (внешний человек, «персона», «маска»), сделав идею пробуждения спящей сущности стержневой в своем учении о гармоничном развитии человека. «Сущность остается у взрослого человека, воспитанного в мире фальши и подражания, на уровне шестилетнего ребенка, в то время как личность его – множество мелких «я», спрессованных в рой или легион противоречивых мотивов и желаний, – гипертрофированно увеличивается, подчиняя сущность, превращая ее в раба, в золушку». Своим ученикам Гурджиев говорил, что сущность можно сравнить с забитым «гадким утенком», который не подозревает, что может стать «лебедем». При всем этом неосуфийский гуру не просто теоретизировал, он давал ученикам ясные упражнения и методы, позволяющие изменить себя, совершить скачок в направлении роста сущности при полном подавлении личности, что стало основной целью и вполне конкретной задачей для многих последователей Гурджиева. Этот гениальный ход может быть применим в любой тоталитарной системе, главное – убедить последователей в том, что их личности ничего не стоят и никому не интересны, в отличие от сущности ученика, которая отнюдь не свободна, но может быть разбужена и осознана. Сам, будучи человеком сильным и властным, основатель новой эзотерической школы создал учение, созвучное духу времени, требовавшего возвышения сильных харизматических лидеров. Его взгляды, несомненно, заинтересовали руководство большевистской России. Для того чтобы оценить степень значимости идей Гурджиева для формирования государственного механизма, основанного на всесилии вождя и абсолютной подчиненности рядовых граждан, исполненных веры и решимости следовать поставленному курсу, достаточно упомянуть среди последователей Джиурджиадзе (Гурджиева) человека по фамилии Джугашвили. Джугашвили (Сталин) Сходство методов воздействия Сталина на подчиненных, а Гурджиева на учеников заставляет задуматься о незримой связи между этими людьми и возможном обмене опытом управления коллективом в экстремальных обстоятельствах. Доподлинно известно, что Сталин останавливался у брата Гурджиева, к тому же оба они учились в одной духовной семинарии в Тифлисе, где могли завязать общение, а продолжить его спустя годы, когда каждый уже достиг определенных результатов на пути к поставленной цели. Но знакомством, и возможным влиянием на личность «вождя народов» Иосифа Виссарионовича Сталина не исчерпывается воздействие Гурджиева на ход истории ХХ века. Поскольку методы Гурджиева не имели какой-либо религиозной окраски и национального колорита, они могли быть с равным успехом применены к различным идеологическим схемам как в России, так и за ее пределами. Летом 1921 года Гурджиев с группой учеников через Румынию и Венгрию прибыл в Германию, и, несомненно, его появление в предместьях Берлина можно считать историческим событием. Здесь он встретился с рядом оккультно настроенных лидеров будущей нацистской Германии, вдохновленных идеями Ницше о «сверхчеловеке», взращенных на благодатной почве широко распространившихся теософских и ариософских взглядов. Есть все основания доверять рассказам учеников мага о том, что Гурджиев давал уроки гипноза будущему «фюреру» Третьего Рейха Адольфу Шикльгруберу, известному всему миру под фамилией Гитлер. Гитлер, 1921 год. Столкновение двух самых одиозных фигур ХХ столетия – Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, вылившееся в самое чудовищное и кровавое противостояние двух сильнейших империй за всю историю человечества невозможно рассматривать лишь в плоскости столкновения государственных интересов. Великая Отечественная Война – не просто война, это настоящая борьба двух сильнейших магов, каждый из которых был знаком с учением Гурджиева, а, возможно, и учился искусству воздействия на массы людей у одного и того же эзотерического учителя – Георгия Ивановича Гурджиева, предпочитавшего самому оставаться за кулисами драмы мировой истории ХХ века. Вполне возможно, что за эзотерическим балетом стояло нечто большее, чем обычная суфийская практика погружения в медитацию посредством ритмичного вращения.
репетиция балета "Война магов" Если рассматривать Великую Отечественную Войну как драматическое действо, главными фигурами в котором были Гитлер и Сталин, то станет очевидность параллели между гурджиевским прототипом «Борьбы Магов». Эта кровавейшая из всех войн реально не была нужна Германии, а уж тем более СССР. В результате II Мировой войны европейская экономика пережила тяжелейший кризис, в то время как американская экономика оправилась от «великой депрессии». Лучшим вариантом развития ситуации в Европе для Соединенных Штатов было столкновение двух сильнейших государств Евразии, находящихся под единоличным правлением харизматических лидеров тоталитарного склада. Интерес к оккультизму, магии и символизму, проявляемый как Гитлером, так и Сталиным, ставит их в разряд «мистических» правителей, власть которых зиждилась не только на системе подавления инакомыслия, но и на умении внушить требуемую идею населению целой страны. Противостояние лидеров нацистской Германии и коммунистического Советского Союза можно с полным основанием считать «борьбой магов», прототипом к которой вполне мог послужить мистериальный гурджиевский спектакль с одноименным названием. Возможно философия Гурджиева воспитания «сверхчеловека» и обретения высшей власти была воспринята как руководство к действию представителя-ми «верхушки» Третьего Рейха. Методики Гурджиева как нельзя лучше подошли к нацистской идее пробуждения врожденных «арийских» парапсихологических способностей: ясновидения, телепатии и пр. Почерпнутые во время путешествий по Персии и Афганистану знания о психической организации человека были применены Гурджиевым на практике в различных методиках и упражнениях, направленных на обретение контроля над физическими и психическими процессами. Одним из наиболее действенных способов достижения требуемого эмоционального состояния, в котором адепт становится неуязвим для боли и страха, были священные танцы суфиев. Длительное круговращение в определенном ритме вызывает соответствующие реакции вестибулярного аппарата, в результате чего индивид достигает требуемого уровня психической активности. В этом состоянии ученики мага открывали в себе скрытые возможности и способности, обретали связь с внутренней сущностью, обычно находящейся в скрытом латентном состоянии. В путешествиях по Востоку Гурджиев видел много примеров проявления экстраординарных способностей человека, а также открыл для себя наиболее быстрый путь достижения необходимого уровня психической активности посредством круговращения в священном суфийском танце. В результате эти медитативные танцы, называемые учениками «специальным балетом», заняли центральное место среди практик и методов Гурджиева, направленных на достижение состояния «озарения». При исполнении «священных» гурджиевских танцев от учеников требовалось выполнение странных, почти «противоестественных» движений, создающих такие усилия и нагрузки на мышцы и нервную систему, которые в обычных условиях, в механической жизни, невозможны. Балет оказывался формой самопознания, ведущего к раскрытию высших форм сознания, пробуждению высших психических центров. Гурджиев объяснял, что верчение дервишей вокруг собственной оси было основано на ритмическом счете для развития мозга. гурджиевские танцы в зале с энеаграммой Гурджиева «Мой балет – не мистерия, – говорил Гурджиев. – Задача, которую я поставил, состояла в том, чтобы создать интересный и красивый спектакль. Конечно, за внешней формой там скрыт известный смысл; но я не преследовал цели показать и подчеркнуть именно это. Объясню вам вкратце, в чем дело. Вообразите, что, изучая движение небесных тел, скажем, планет Солнечной системы, вы построили особый механизм, чтобы передать зрительное изображение законов этих движений и напомнить нам о них. В таком механизме каждая планета, изображаемая сферой соответствующих размеров, помещается на определенном расстоянии от центральной сферы, изображающей Солнце. Механизм приводится в движение, все сферы начинают вращаться и двигаться по заданным путям, воспроизводя в зрительной форме законы, управляющие движением планет. Этот механизм напоминает нам обо всем, что вы знаете о Солнечной системе. Нечто подобное содержится и в ритме некоторых танцев. В строго определенных движениях и сочетаниях танцующих в видимой форме воспроизведены определенные законы, понятные тем, кто их знает. Такие танцы называются «священными танцами». Во время моих странствий по Востоку я много раз был свидетелем того, как эти пляски исполнялись во время священнослужений в древних храмах. Некоторые из них воспроизведены в «Борьбе магов». Кроме того, в основу балета положены три особые идеи. Но если я поставлю балет на обычной сцене, публика никогда его не поймет».

суфии в танце

Публика действительно не понимала смыслового содержания «священных танцев», считая их не более чем экзотическим элементом философско-практической доктрины Гурджиева. Эти танцы называли неестественными, чересчур противоречивыми и иногда даже считали проявлением «сатанизма», поскольку отрешенные лица учеников, погруженных в глубокую динамическую медитацию, производили впечатление загипнотизированных или слабоумных. И все это притом, что слабоумных людей среди просвещенной интеллигенции, составлявших костяк «гурджиевской» группы, не было и быть не могло.
На самом же деле, «священные танцы», позаимствованные Гурджиевым у суфийских дервишей ордена Мавлавийа, преследуют внешние, показательные цели символической космологии и, одновременно – внутренние, психологические цели самонаблюдения учениками себя в процессе действия. Гурджиев практиковал и прививал своим последователям суфийскую практику «мухасаба», что означает «точный расчет, подведение баланса», позволяющую осуществлять постоянный самоконтроль, изучение и анализ собственных поступков и помыслов на пути к овладению высшим знанием. Внутренний самоконтроль – основное требование от ученика, идущего по пути познания самого себя. Самоконтроль позволяет структурировать микрокосмос, вырвать из хаоса инстинктивных желаний истинную сущность и выйти на новый уровень постижения действительности.
Суфии, учение коих было переработано на свой лад Гурджиевым, считали, что существует четыре формы познания мироздания, причем эмпирическое познание, основанное на восприятии явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума, является лишь низшей формой познания, а потому доступно каждому человеку. С нею символически связана вода как носитель информации.
Второй формой познания считалось интуитивное постижение реальности, доступное людям с богатым воображением, умеющим слышать отголоски иных миров и облекать их в слова, звуки и цвета. Символом творческого осмысления действительности, свойственного поэтам, музыкантам и т.д.

Будда сказал, что «Когда взлетит железная птица, Дхарма придет с Востока на Запад». И человеком, через которого в начале 20 века состоялась передача эзотерического знания Четвертого Пути из Школ востока в Россию, Европу и Америку стал Георгий Иванович Гурджиев .

Гурджиев учение свое оформил в расчете на особенности восприятия людей, которые окружали его в то время – интеллигенты дореволюционной России, творческая интеллигенция Европы, Америки. Чтобы вывести мышление людей из привычных терминов и пониманий Христианства с внешней точки зрения, он преподнес систему как науку пробуждения через усилия по концентрации внимания, используя так называемые движения Гурджиева , творчество в создании спектаклей, совместное проживание в группе и тяжелый труд.

Он использовал метод «отрицания», в котором создавал для учеников шоки и трудности, позволяющие им глубже увидеть свой сон. Георгий Гурджиев во многом говорил загадками, приводящими логику в тупик. Система Гурджиевских танцев, эннеаграмма Гурджиева , его музыка по сей день выглядят мистически и многозначно.

Книги Гурджиева

Книги Гурджиева:

«Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»
«Встречи с замечательными людьми»
«Жизнь реальна только тогда, когда «есть Я»»

Когда Гурджиев Рассказы Вельзевула своему внуку написал, в его группах стало практикой читать эту книгу вместе вслух, с целью практики концентрации внимания на долгой сложной мысли и для пребывания в настоящем продленное время с помощью слушания читающего. В «Рассказах» у Г.И. Гурджиева Вельзевул представляет собой Реальное Я человека – то, что является свидетелем нашей жизни, как в книге пришелец Вельзевул является свидетелем жизни Землян.
В начале 20 века знание, которое через Гурджиева пришло к европейцам, было доступно только избранным, теперь же книги Гурджиева скачать можно на многих сайтах или купить их в магазине.

Как говорил Георгий Иванович Гурджиев: «жизнь реальна, когда я есть». И основная практика, системы Четвертого Пути, это осознание себя в настоящем – только тогда человек действительно «есть». Для этого каждый сознательный учитель находит свои приемы, будь это танцы, медитации, упражнения на внимание, или что-то еще. Разнообразие внешних форм является кажущейся, так как цель каждой реальной Школы одна – пробуждение сознания.

Цитаты Гурджиева

Некоторые высказывания и цитаты Гурджиева :

«Без познания себя, человек, не может стать свободным, не может управлять собой. Он всегда остается рабом, игрушкой внешних сил, поэтому первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «познай себя»».

«Помни себя всегда и везде».

«Люби то, что позволяет жить осознанно».

«Я люблю того, кто любит работу».

«Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что Вы можете умереть в любой момент. Но сначала Вы должны научиться помнить об этом всегда».

«Для начала принесите жертву, без сознательной жертвы невозможна какая либо дальнейшая работа. И в первую очередь, принесите в жертву свои фантазии. Фантазии о прошлом, о будущем, о себе сейчас, мечтания. Это одна из главных причин сна. И еще принесите в жертву свое страдание. Хватит страдать и жалеть себя».

«Знание и понимание – это разные вещи. Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу. Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком. Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности».

«Здесь нет ни русских, ни англичан, ни евреев, ни христиан, а только есть те, кто преследует одну цель — быть способным быть».

Биография Гурджиева

Биография Гурджиева , так же как и учение Гурджиева — неоднозначна и полна тайн. Гурджиев Георгий Иванович, греко-армянинского происхождения, родился в конце 19 века на юге России. Первыми учителями Гурджиева были его собственный отец, и его духовник — Григорий, священник греческой церкви. Г.И. Гурджиев в молодости много путешествовал по востоку, и предположительно учился у нескольких учителей в нескольких эзотерических Школах.

Первые группы учеников, интересующихся учением Гурджиева, стали собираться вокруг него, когда он приехал в предреволюционную Россию в начале 20 века. После революции он вместе с ближайшими учениками эмигрировал в Европу.

Георгий Гурджиев жил, собирал учеников, руководил группами, проводил лекции и представления своих танцев и спектаклей во Франции, Англии, Америке.

Фото и видео Гурджиева

Фильмы о Гурджиеве

Существует немного документальных съемок и видео Гурджиева, онлайн просмотр которых легко доступен пользователям интернета. На сегодняшний день можно найти и посмотреть следующие фильмы про Гурджиева:

П. Брук «Встречи с замечательными людьми»
Мартирос Фаносян «Я — Гурджиев. Я — не умру.»

Учение Гурджиева называют ещё учением четвертого пути. Классификация "путей" даётся им самим вполне определенная. Путь первый – это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает страсти. Третий путь – путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь - объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма. Это "Айда-йога".

"Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин".

"Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны."

Балет

То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ - это использование в практике танца. В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты. Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая. Второй вид - это космогонический суфийский танец.

В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его "священном танце" заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом "Битва магов" ни много ни мало спровоцировал Вторую мировую войну.

Управляемый кризис

Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее - выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта. Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.

Сталин

Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых "горячих" тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева. Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле – ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата. Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года - паук.

Нацисты

Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из "вечных". Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами "Recollection!" (Помни!). Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера. По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил"солдатскую выправку".

Смерть

Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем. Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал:

"Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть. В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе."

Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: "Есть ли у кого-нибудь вопросы, а то я ухожу?"

Относится к «Мистическое влияние в современном обществе»

Гурджиев, Георгий Иванович


Вы наткнулись на Гурджиева и возымели мотивацию изучить его наследие? Сначала зачтите эту статью и, обещаю, разумный человек сэкономит много времени...

Гурджиев, Георгий Иванович, русский мист ический философер ("эзотерический христианин"), дело которого с его смертью в далеком 1949 году не потухло, а все еще звездит во многих местах, кучкуя доверчивую паству в анклавы "последователей".

Такое начало в ироническом тоне вовсе не означает, что Гуржиев был "плохим" человеком потому, что плохим можно быть только по отношении к кому-то конкретному и в конкретных ситуациях. Гурждиев не был и склонен к "плохому" потому, что нет человека, кто кроме психи чески далеко не нормальных, которые в душе не стремились бы к лучшему, - стоит только понять любого и простишь его "зло". Нет, но то, что когда-то представлялось новым-свежим-прогрессивным, по прошествии времени свежесть теряет в точности как тухнущая рыба, если только это не есть нетленка: те мысли-утверждения, что основаны на неподвластном времени соответствии действительности (ученые чудики называют это аксиом атикой), остаются незыблемы и не опровергаемы. Что же касается Гурждиева, что его мысли-утверждения таковыми не оказались буквально в любой их части, хотя для очень многих запавших на их привлекательность это не очевидно. Цель данной статьи - показать эту неадекватн ость действительности критически, точнее, относясь разумно-скептически к когда-то созданному миру субъективных представлений Гурджиева. Пусть это будет и своеобразным ответом на попытки критики Человека самим Гурджиевым (см. Объективно-беспристрастная критика жизни человека (Рассказы Везельвула своему внуку).

Актуальность темы вполне очевидна: сегодня существует огромное количество сайтов, посвященных "учению" Гурджиева, очень многие его воспринимают настолько всерьез и доверчиво, что не замечают пороков. Как обычно в таких случаях, процветают лохотронные семинары . На сайте Международный Гурджиевский Клуб чтобы стать своим нужно перечислить одним из предложенных нами способов ежегодный членский взнос, который составляет 500 рублей. Один из фанатских сайтов ликует по каждой книго-новинке о Гудржиеве: " Новая книга!!! Маргарет Андерсон. «Непостижимый Гурджиев» Новая книга!!! Ч.С. Нотт. Учение Гурджиева. Дневник ученика и т.д. ", короче, Учение продолжает бурно развиваться, несмотря на декларации, что Учитель уже обеспечил полное и всеобъемлющее знание - от космологии Вселенной до ролей, которые мы играем в жизни.

Далеко не все конечные утверждения и представления Гурджиева ложны, не корректны и не соответствуют реалиям. Нет, он с немалой жизненной мудростью высказывал и то, что сегодня в конечном виде выглядит здраво-разумно, но если проследить как он пришел к таким мыслям, то оказывается, что, чаще всего, чисто интуитивно, эвристически , не в силу какой-то целостной системы и даже, подчас, вопреки ее. Этот феномен можно заметить почти у всех философов: обоснования - одно, а выводы чудесным образом совершаются как бы независимо. Вот некоторые из таких утверждений, житейского уровня понимания, с которыми трудно не согласится (из перечня любимых изречений Гурджиева):

Чтобы признать себя трусом, нужно иметь немало мужества.

В потемках вошь страшнее тигра.

Своя ноша не тянет.

Глуп тот, кто слишком много умничает.

Болтливая жена хуже тяжелой болезни.

Счастлив тот, кто не замечает своих несчастий.

Если хочешь стать богатым, подружись с полицией.

Если хочешь стать знаменитым, подружись с журналистами.

Если хочешь быть сытым, подружись с тещей.

Если хочешь жить в мире и спокойствии, подружись с соседом.

Если хочешь спокойно спать, помирись с женой.

Если хочешь стать атеистом, подружись со священником.

Рассмотрим современную трактовку высказываний Гурджиева по тексту книги его последователей: Георгий Иванович Гурджиев. Эссе и размышлени я о Человеке и его Учении , безусловно исказивших первоначальную Истину Гурджиева (как могут заявить в оправдание фанаты) и заверяющие, что утверждения учения доказывают, что в нем действительно содержится полное и всеобъемлющее знание - от космологии Вселенной до ролей, которые мы играем в жизни . но при этом "Прежде чем начать что-либо делать, - не раз повторял Гурджиев, - вы должны осознать свое ничтожество. " ну и еще практиковать "Священные танцы" которые придумал Гурджиев, подсматривая за самыми разными религиозными ритуалами.

Думаю, что сказанным выше я уже достаточно эпатировал приверженцев Гурджиевских Истин, так что они, нервно откурив и, оставив вопрос о победе чьих-то Идей позади, уже вполне рационально смогут воспринимать приводимые доводы или просто сгинуть с этой статьи:)

Самый главный контекст понимания - то, что во далекие времена творчества Гурджиева еще не были сформированы и широко приняты принципы методолог ии познания , сформулированные в классическом труде И.Лакатоса, еще не были понятны даже подходы к изучению механизмов психи ки. Но при всей такой критически невосполнимой недостаточности для тематики Гурджиева, он рассуждал о том, суть чего возможно понять только ясно освоив методолог ию познания и имея достаточно целостное представление о сути психи ческих явлений , из которых непосредственно и возникают так широко и так поверхностно используемые абстракции утверждений Гурджиева. Он просто не имел шансов вообразить все верно. Поэтому Существует масса свидетельств о том, что Гурджиев обладал необычайной способностью использовать все задаваемые ему вопросы, чтобы передать невыразимое , обезоружить вопрошающего, лишить его возможности прибегнуть к привычным способам мышлени я, создавая необходимые условия для прямой передачи знания Бытия . Трудно точно предположить, имеется ли в виду эзотерическое "Прямое знание" или способность вселить в слушающего уверенность понимания "необъяснимого". Но в самом деле все тексты Гурджиева и его последователей изобилуют такой вот многозначительностью, когда даже высунутый перед глазами палец производит впечатление глубокомысленного сакраментального знания. Попросту говоря, сентенции Гурджиева столь же не корректны для передачи определенного смысл а утверждения как Черный квадрат Малевича. Оказывается Гурджиев создал специальный язык для своего учения, и определенные ключевые слова обладают особым смысл ом и весомостью но при этом он далек был от понимания того, что делает корректным определения . Пример безапелляционного утверждения:

Вот другие примеры рассуждений и утверждений.

По Гурджиеву, упадок и исчезновение цивилизаций связано с "нарушением равновесия между "знанием" и "бытием"": "В истории человечества известны многочисленные примеры, когда из-за перевеса знания над бытием или бытия над знанием погибали целые цивилизации"65. А разве мы не живем в мире, где знание намного перевешивает бытие?

В этой связи Гурджиев разделяет"основу знания" и"основу понимания".
"Знание - это одно, понимание - другое. Люди часто смешивают эти понятия и не видят ясно разницу между ними. Знание само по себе не дает понимания; и понимание не увеличивается благодаря росту одного лишь знания. Понимание зависит от отношения знания к бытию, это - равнодействующая знания и бытия .

При этом нет даже попытки сначала определить понятие, а что же имеется в виду под словом "знание"? Это кажется саморазумеющимся. Оказывается, можно соразмерять знание и бытие как исчисляемые сущности, как кирпичи, вот столько килограммов знания и столько - бытия, а если куча знания перевешивает, то и цивилизации - кирдык. Без такого исчисляемого сопоставления утверждение становится бессмысл енным.

Для показа некорректности этих утверждений даже не требуется описание того, что же на самом деле такое - знание и что такое понимание. Но чтобы все расставить по местам я это сейчас сделаю на основе системы представлений об абстракциях, соответствующих психи ческих явлений. Для понимания стоит ознакомиться со статьями Знание как сознательный феномен и Понимание. Умение понимать. Общение. Итак, знание - система навыков индивида в данной предметной области деятельности, проверенная им на личном опыте (в отличие от сведений, например "книжных знаний") и дающая определенную уверенность в их использовании в ставших знакомыми ему условиях. В отличие от знания - как системы навыков, понимание всегда применяется по отношению к чему-то внешнему к понимающему субъекту, что этот субъект воспринимает настолько адекватн о его сущности, что его предположения, проверяемые в реальности эту адекватн ость подтверждают. т.е. речь идет о личных знаниях, о личных навыках отношения, о личном жизненном опыте в отношении предмета понимания, что противопоставляется воспринятым сведениям, которые еще не есть знания (см. обсуждение). Субъективно понимание проявляется как уверенность в распознавании смысл а ситуации, что может быть иллюзией, и только объективная попытка действовать в соответствии с таким представлением показывает адекватн ость понимания, которое внешне выглядит как проявление понимания. В отношении внешне воспринимаемого, понимание - это знание воспринимаемого, навык распознавания значим ости происходящего. Т.е. понимание - частный случай знания. Поэтому на бытовом уровне эти понятия, бывает, путают.

Гурджиев, говоря: "Знание само по себе не дает понимания; и понимание не увеличивается благодаря росту одного лишь знания. ", безапелляционно изрекает ложное представление просто потому, что он не понимает (и не мог в то время понимать) механизмов этих проявлений психи ки.

Буквально все утверждения Гурждиева имеют такое вот порочное качество, и если обращать на это внимание по предложенной методике, то это становится очевидным. Его утверждения, касающиеся строения вещества вообще абсурдны, но они столь же уверенно-категоричны и столь же безапелляционны как и любые другие его утверждения. Вот знает он и все!

"Все во Вселенной материально: поэтому Великое Знание более материально, чем материализмо... Абсолют так же материален, так же взвешиваем и измерим, как луна, как человек... скорость вибрации материи показывает степень разумности данного ее вида. Вы должны помнить, что в природе нет ничего мертвого и неодушевленного. Все по-своему живо и сознательно, все разумно.... Помимо своих космических качеств, каждое вещество также обладает психи ческими качествами, т.е. определенной степенью разумности... Человек представляет собой"миниатюрную вселенную" в полном смысл е этого слова: в нем наличествуют все виды материи, из которых состоит вселенная: действуют те же силы, те же законы, что управляют жизнью во вселенной; поэтому, изучая человека, мы можем изучить весь мир ". Опять же никак не удосужившись определить, а что же такое "сознательно", "разумно", он многозначительно наделяет этим неопределенными качествами физический мир. Но стоило бы дать корректное определение этим словам и самоочевидно стало бы наличие этих сущностей во всем или нет. Понятно, что зарождение идеи-фикс имеет, в основном, догматические корни, так что не удивительно, что, оказывается "Между Всем и Ничто проходит луч творения. Вы знаете молитву:"Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный"? Эта молитва пришла из древнего знания."Святый Боже" значит Абсолютное, или Все;"Святый Крепкий" также означает Абсолютное, или Ничто,"Святый Бессмертный" означает то, что находится между ними, т.е. шесть нот луча творения с органической жизнью.Все три, взятые вместе, составляют одно; это нераздельная и неслиянная Троица ".

В книге Человек - это многосложное существо .

...«я» не существует или скорее существуют сотни, тысячи маленьких «я» в каждом из нас. Мы разделены в самих себе, но мы можем узнать множественность своего существа только посредством наблюдения и изучения. В данный момент - это одно «я» в следующий момент - это другое «я». Многие «я» в нас являются противоречивыми, вот почему мы не функционируем гармонично .

Как обычно Гурждиев никак не определил, а что такое «я», чтобы потом можно было ясно видеть: да, это образование в самом деле не одно и то же в разные моменты и ситуациях, и оно не просто изменяется каждый раз, а оно уже представлено в виде множества вполне самостоятельных образований. Гурджиев делает такой вывод эвристически, не понимая сути. И поэтому, оказывается, что эти «я» у него в чем-то негармонично функционируют (что за гармония имеется в виду тоже нужно гадать). Значительно позже он философствует о том, что такое «я»:

Следует уяснить, что в каждом человеке существуют полностью разделенные части, в каком-то роде два различных человека. Таковы его сущность и его личность .

... Сущность есть «я» - это наша наследственность, наш тип, наш характер, наша природа.

Личность - это есть случайная вещь - воспитание, образование, суждение - все, что идет извне. Личность есть одежда, которую вы носите, ваша маска, результат вашего воспитания или влияния вашего окружения...

Уже не множество «я», а два главных. И личность противопоставляется «я», т.е. самосознанию .

О возможности адаптироваться и волевых усилиях Гурджиева категорическое представление:

Мы обычно живем только с ничтожной частью наших функций и нашей силы, потому что не отдаем себе отчета в том, что являемся машинами и что не знаем природы и функционирования нашего механизма ... Мы полностью управляемы внешними обстоятельствами. Все наши действия следуют в направлении меньшего сопротивления давлению внешних обстоятельств.

Однако, не зная этой природы, мы вот так уверенно о ней рассуждаем, что мы - машина настолько, что не имеет возможности чем-то управлять наперекор внешним обстоятельствам. Хотя буквально рядом пишет: "Я не говорю: никто не может контролировать свои действия .". Слишком загадочно для здравого смысл а. И сказанное в книге слишком не соответствует реалиям психи ческих явлений кроме некоторых эвристических откровений, никак не выводимых из логики его представлений, а, скорее, являющихся результатом его чисто практического жизненного опыта. Все, что касается описания психи ческих явлений - наивно и превратно излагается (ну, невозможно вот так просто угадать механизм столь сложно организованной системы):

Память, внимание, наблюдение - это не что иное, как исследование одного центра другим, или прослушивание одного центра другим... У нас множество центров и столько же связей; скажем пять. (На самом деле это не так: некоторые люди имеют две связи, у других их семь. Мы взяли пять за среднее) . При этом он часто тут же противоречит только что сказанному, не замечая этого: Если связь (между центрами) прервана, мы больше не просыпаемся, мы больше не засыпаем. Если две связи разорвались, мы еще меньше просыпаемся- но мы никогда не засыпаем. Если разорвалась третья связь, мы не просыпаемся и совсем никогда не засыпаем. И так далее. Следовательно, мы имеем не два состояния, сон и бодрствование, как мы думаем, а несколько состояний .

Мы имеем, - т.е. все мы поголовно. Сказав, что у некоторых людей всего две связи между центрами, он тут же постул ирует, что количество состояний больше двух, т.е. у разных людей оно разное. Но, оказывается (из какого пальца высосано?) бывают люди, способность которых двигаться, ходить, жить прекращается только тогда, когда все их связи разорваны. Для других достаточно повредить две связи, чтобы они впали в сон. Все это - очень сакраментально запутано: а вот самопознайте себя и поймете, а я типа уже понимаю. Что за связи? Какова их функциональность кроме заявленного прослушивание одного центра другим ? Для Гурждиева неважно, он итак, перепрыгнув через такое понимание, делает очень уверенные выводы. Во всяком случае, каждый должен понимать, что сон достигается только тогда, когда все сообщения между центрами разорваны. Только тогда машина может производить то, что положено производить сну.

Конечно же, всерьез подвергать критике высказывания человека, далекого от понимания даже основ механизмов психи ки - занятие бесполезное. Не может он иметь верных представлений и делать верных утверждений в такой сложнейшей предметной области - в принципе. Но он очень много текстов посвятил этому, слишком много людей повелось на это, и, соответственно, нужно такое учитывать. Да и в рассуждениях Гурждиев просто часто скатывается на шизотерику:

Мы не можем сами себя изменить, мы можем только немного модифицироваться. Но благодаря помощи извне мы можем быть изменены. Согласно эзотерическим теор иям, человечество разделяется на два круга: большой внешний круг, который охватывает все человеческие существа, и в центре маленький круг людей, которых наставляют и которые понимают .

В книге Объективно-беспристрастная критика жизни человека и ли Рассказы вельзевула своему внуку .

Декларировано в первых строках: Все написано на основе совершенно новых принципов логического обоснования ...

Что такое это за принципы и вообще что такое "логическое обоснование", опять же, остается только предполагать, хотя любому обывателю покажется, что здесь же все итак ясно. Принципы никак не раскрываются, а о "логическом обосновании" правдоподобнее всего будет предположить, что это не обоснование достоверными фактами, а вид логики Аристотеля , попытка исследовать мир "логически". Но логика - как раз и порождается наблюдением за миром, за тем, что может происходить а что абсурдно. Причем, наблюдения эти всегда происходят в каких-то границах условий так, что в других границах, логика причинности может оказаться совершенно иной. Так что логика - это формализ ованная часть описания причинности в границах определенных условий. Непонимание этого сделало логику Аристотеля порочной (см. О мухе Аристотеля).

А. Дмитриев: ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ Читатель, в твоих руках книга о необычайно глубокой системе Знания, и написана она человеком, масштабы которого и реальные возможности которого намного превосходят обычный уровень людей .

Да, эта книга написана уже вполне сформировавшимся Гуру, любящим свои идеи, которые уже стали незыблемыми идеями-фикс. И этот Гуру прекрасно сознавал свою гуровость, завещав перед смертью: "...самое главное, самое первое -это подготовить ядро людей, способных отвечать возникающим требованиям. Пока не будет такого ядра, действие идей не пойдет дальше определенного порога. " .

Среди прочих убеждений, сформировавшихся в... моей... жизни, имеется... не вызывающее сомнений убеждение, - что всегда и повсюду... принято... при наличии чего-нибудь нового, непременно произносить...: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Я убрал за троеточия срывающую крышу патетическую витиеватость, оставив суть: Гурджиев убежден, что любой человек, столкнувшись с новым крестится. Эта фраза явно не относится к совершенно новым принципам логического обоснования , она просто - ритуал: я могу теперь быть совершенно спокоен... что все дальнейшее в этом моем новом предприятии пойдет теперь, как говорится, "как по маслу" .

После бесконечно длинных экивоков, изобилующих выражением А, черт возьми! наконец-то пошли эпопические размышлизмы.

я здесь случайно коснулся вопроса, недавно ставшего моим , так сказать, "коньком ", именно процесса человеческого мышлени я ... . сказать хотя бы кое-что относительно этой случайно ставшей мне известной аксиом ы , что на Земле в прошлом во все века было принято, чтобы каждый человек , в котором возникает дерзновение достичь права считаться другими и считать себя "сознательно мыслящим", должен быть осведомлен еще в первые годы своего ответственного существования о том, что человек вообще обладает двумя видами мышлени я: один вид - мышлени е посредством мысли, в котором применяются слова, всегда имеющие относительный смысл , и другой вид , свойственный всем животным так же, как и человеку, который я бы назвал "мышлени е посредством образов ".

Не понятно почему каждый "сознательно мыслящий" человек должен иметь в виду эти виды легко внешне различаемые стили мышлени я. Нафига?.. "Сознательно мыслящий" человек не знает еще очень многих особенностей механизмов психи ки, среди которых упомянутое - далеко не само практически полезное, оно - лишь более очевидно при самонаблюдении.

Дальнейший фрагмент текста содержит довольно верное описание того, что субъективные образы имеют индивидуальную специфику, но и это - поверхностное суждение, вовсе не столько зависящее от перечисляемых факторов внешней среды, сколько от особенностей индивидуальной адаптивн ости - от связывания воспринимаемого со значим остью его для данных условий при субъективизации образов восприятия. Зато это становится как бы оправданием того, что читатель может что-то превратно понять из мудрописаний Гурджиева, ведь субъективные миры столь разны: я предостерег тебя относительно самого главного, я уже спокоен насчет всего дальнейшего. Даже если и возникнет какое-нибудь недоразумение относительно моих писаний, виноват будешь только ты один, а моя совесть будет также чиста. ..

После всего такого вступительного пафоса начинается сказкообразное описание галактических странствий персонажа Вельзевул, несомненно, с глубочайшим сакраментальным, шизотерическим смысл ом.

Да, - ответил Вельзевул, - почти на всех планетах той солнечной системы также обитают трех-мозговые существа, и почти у всех них могут быть покрыты высшие бытийные-тела . Высшие бытийные-тела, или, как их называют на некоторых планетах той солнечной системы, души, возникают у трехмозговых существ, плодящихся на всех планетах, за исключением тех, до которых эманации нашего "Наисвятейшего Солнца Абсолюта" доходят лишь после того, как, вследствие неоднократных столкновений, постепенно потеряют полноту своей силы и, в конце концов, совершенно утратят животворную способность покрывать высшие бытийные-тела.

... корабли этой системы Святого Веномы существовали уже двадцать три года, когда впервые прошел слух, что Архангел Харитон изобрел новый тип корабля для межсистемного и межпланетного сообщения. ... пока существует мир и, следовательно, атмосферы, цилиндрические бочки, изобретенные Архангелом Харитоном, будут всегда работать.

Зеваю, продираясь сквозь всю эту фигню... Хотя этот улет фантазии принципиально ничем не отличается от того что продуцировал все Великие Идеи Гурджиева. Конечно же, в хитросплетение фантастики ненавязчиво вплетаются и поучительные наставления:

... существуй как существуешь. Только не забывай одного, именно, в твоем возрасте обязательно нужно, чтобы каждый день при восходе солнца, наблюдая отражение его великолепия, ты устанавливал контакт между своим сознанием и различными подсознательными частями своего общего присутствия. Старайся продлить это состояние и убедить несознательные части - не так, как если бы они были сознательными, - что, если они будут мешать твоему общему функционированию, то в период твоего ответственного возраста они не только не смогут осуществить подобающее им добро, но твое общее присутствие, частью которого они являются, не сможет быть хорошим слугой нашего ОБЩЕГО БЕСКОНЕЧНОГО ТВОРЦА и поэтому даже не будет достойно платить за свое возникновение и существование .

Заодно раскрываются такие вопросы как ГЛАВА 9 Причина возникновения луны... причиной этого ужасного явления была как раз эта самая планета Земля, которая время от времени проходила очень близко к нашей планете Марс... от планеты Земля отломились два больших осколка и улетели в пространство... планета Земля, постоянно посылала своим отделившимся осколкам, для их поддержания, священные вибрации "аскокия"

Короче... сильно увлеченный своими аллегориями и фантазийными видениями, так чудесно сплетающими "новые логически обоснования " мирозданию, Гурджиев "как по маслу " творит то, что потом его фанаты вознесут как полное и всеобъемлющее знание - от космологии Вселенной до ролей, которые мы играем в жизни. При этом словосочетание ОБЩИЙ БЕСКОНЕЧНЫЙ ОТЕЦ прописными буквами встречается неимоверное число раз в вариациях типа ВСЕЛЮБЯЩИЙ И ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ БЕСКОНЕЧНЫЙ ТВОРЕЦ .

Кстати, одна из глав называется: ГЛАВА 13 Почему разумом человека фантазия может восприниматься как реальность .

Чем же кончает эпопею Гурджиев? ГЛАВА 46 Вельзевул объясняет своему внуку смысл избранной им формы и последовательности изложения информации о человеке .

Я и задумал, когда мы отправились в это путешествие на космическом корабле "Карнак", использовать это время и помочь тебе в том, чтобы гармонизация твоих функций и формирование твоего будущего активного мышлени я, зависящего от них, происходила бы именно в том порядке, в правильности которого я убедился всем своим присутствием в процессе своего долгого личного существования.... решил, под видом удовлетворения этого твоего интереса, рассказать тебе о них таким образом, чтобы необходимые для твоих будущих бытийных-ассоциаций так называемые "эгопластикури" кристаллизовались у тебя без всякой примеси сомнения ... придерживался следующих двух принципов. Первый: ничего не высказывать как свое личное мнение, чтобы необходимые для твоих собственных убеждений данные не кристаллизовались у тебя готовыми в соответствии с чужим мнением. И, согласно второму принципу... я избрал именно такой порядок и такую заранее обдуманную последовательность, чтобы ты мог строить свое собственное субъективное объяснение всех причин только на основании рассказанных тебе фактов .

Все разноприродные трехмозговые существа, вместе запели "Гимн нашему БЕСКОНЕЧНОСТИ", который всегда поют в таких случаях везде во Вселенной существа всякой природы и всех форм внешнего покрытия. В этом гимне такие слова: Ты, Долготерпеливый ТВОРЕЦ Всего дышащего, Ты, ЛЮБВИ преисполненная ПРИЧИНА Всего сущего, Ты, Единственный ПОБЕДИТЕЛЬ Безжалостного Геропаса, Звуками нашего Прославления ныне Возрадуйся Ты и пребывай во Блаженстве. Возникновению нашему дал Ты Начало Трудами Своими Беспримерными, Победой Тобою над Геропасом Возможность мы обрели Себя совершенствовать до Святого Анклада, Ныне ж лишь отдыхай Ты заслуженно, А мы, с Благодарностью, будем поддерживать все, что Ты сотворил, И всегда и во всем будем вечно славить Тебя, Славить Тебя, СОЗДАТЕЛЯ-ТВОРЦА. Ты, Концов всех Начало, Ты, Происходящий из Бесконечности, Ты, Имеющий Конец всего в Себе, Ты, наш БЕСКОНЕЧНЫЙ, БЕСКОНЕЧНОСТЬ .

Аминь.

Из незавершенной Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть»

Мое жалкое состояние было усугублено в то утро тем фактом, что в последние две или три недели я спал не более одного или двух часов в сутки, а в эту последнюю ночь не смог уснуть вовсе. Основной причиной такой бессонницы и общего расстройства, в те дни уже чрезмерного, почти всех важных функций моего организма было непрерывное течение в моем сознании «тяжелых» мыслей относительно видимо неразрешимой ситуации, которая тогда неожиданно сложилась для меня... На протяжении более чем трех лет до этого я писал, почти день и ночь, постоянно подгоняя себя, книги, которые решил опубликовать .

Хочется сказать, что это - многое объясняет, ведь такое отсутствие нормального сна при активной нагрузке мозга неминуемо приводит к серьезным психи ческим нарушениям и порождает специфическую неадекватн ость мышлени я . Но причина всех идей-фикс Гуржиева не в психопатологии, а психопатология развилась на основе этих идей , ставших неразрешимой доминантой субъективного продуцирования фантазий.

Кое что о самосовершенствовании, к которому постоянно призывал Гурждиев.

В качестве средства самосовершенствования человек может использовать некоторое свойство, которое имеется в его психи ке и которое даже имеет очень негативный характер. Это свойство может помогать самосовершенствованию и существует в людях вообще, особенно в современных людях и особенно в вас, и есть ничто иное, чем то, что я много раз осуждал и что сами люди считают недостойным проявлением для человека, достигшего ответственного возраста -конечно, никогда не имея в виду самих себя - и называется «самообман»....вследствие того факта, что постижение истин о возможностях самосовершенствования и реальное формирование в самом себе того, что для этого требуется, должно происходить не в обычном сознании человека, которое в данном случае не имеет почти никакого значения, но в том, что называется подсознанием, и поскольку, благодаря всем видам случайностей, проистекающих из различных ненормальностей нашей обычной жизни, стало невозможно для человека, особенно для современного человека, воспринимать вообще что-либо и, так сказать, «переваривать» это непосредственно своим подсознанием, поэтому ему необходимо, как в ходе многих веков было экспериментально доказано людьми Чистого Разума, использовать специальные средства для внедрения в свое подсознание некоторых разумных указаний, случайно воспринятых его обычным сознанием и не противоречащих его инстинкту, и это может быть сделано только посредством этого присущего ему свойства самообманного воображения .

Идея самосовершенствования кажется обывателю очевидно позитивной и заманчивой, особенно когда не требуется особых усилий, а достаточно бездумно, как советует Гурджиев, внимать Гуру. Почему это не так - в статье Самосовершенствование .

Думаю, что сказано достаточно. Может возникнуть вопрос: но ведь есть что-то позитивное, полезное в этом человеке, которым увлеклось столько последователей (именно им, а не его идеями, которые практически никем не понимаются, учитывая, что никто из последователей не способен критически оценить высказывания Гурджиева). Но не зря же он столько написал и так интригующе.

Польза в примере: оказывается философ, в свое время производивший сильное впечатление на людей, со временем открытий фактов, напрямую показывающих ложность его утверждений, со всей очевидностью демонстрирует, что он был лишь пафосным треплом, не сказавшим ничего верного в плане познания нового, что нужно быть очень осторожным с философией и не отрываться настолько далеко от действительности, что практически нет шанса оказаться правым в суждениях. Особенно печально в этом плане выглядят нагло-самоуверенные утверждения Гурджиева о физических реалиях и строения вещества (показано выше).

Ну и, наконец-то, стоит перестать в личном познании опираться на тех, кто так давно сказал свое слово, но никто из последователей не вышел на передний фронт исследований данной предметной области, т.е. это слово оказалось не нужным, порочным, неприемлемым. Ведь есть те, кто продвигает познание, стоя на плечах в самом деле корректных мыслителей, обеспечивающих преемственность, не опровергаемых в границах применимости своих утверждений (Ньютон - в границах до релятиви стских скоростей, Эйнштейн - в границах макро-описаний и т.п.).

Если у кого-то найдется предположительно корректное и полезное для познания утверждение Гурджиева, то, пожалуйста, приведете его в обсуждении этой статьи.

Загрузка...