aracs.ru

Депортация народов в ссср: причины, условия, результаты и последствия. депортация народов ссср в казахстан. Как депортировать человека из России: виды депортации Кто оплачивает высылку

Депортация народов — форма репрессий, своеобразный инструмент национальной политики.

Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918—1925 годах

Первыми жертвами советских депортаций стали казаки Терской области, которые в 1920 году были выселены из своих домов и отправлены в другие местности Северного Кавказа, в Донбасс, а также на Крайний Север, а их земля была передана осетинам. В 1921 году жертвами советской национальной политики стали русские из Семиречья, выселенные из Туркестанского края.

К 1933 г. в стране насчитывалось 5300 национальных сельсоветов и 250 национальных районов. Только в одной Ленинградской области было 57 национальных сельсоветов и 3 национальных района (Карельский, Финский и Вепсский). Действовали школы, в которых преподавание велось на национальных языках. В Ленинграде в начале 1930-х издавались газеты на 40 языках, в том числе на китайском. Велись радиопередачи на финском языке (В Ленинграде и Ленинградской области тогда проживало около 130 тысяч финнов).

С середины 1930-х годов начинается отказ от прежней национальной политики, выразившийся в ликвидации культурной (а в ряде случаев и политической) автономии отдельных народов и этнических групп. В целом это происходило на фоне централизации власти в стране, перехода от территориального к отраслевому управлению, репрессий против реальной и потенциальной оппозиции.

В середине 1930-х в Ленинграде сначала были арестованы многие эстонцы, латыши, литовцы, поляки, финны и немцы. С весны 1935, на основании секретного указания народного комиссара внутренних дел Г. Г. Ягоды от 25 марта 1935, из приграничных районов на северо-западе были принудительно выселены местные жители, основная часть из которых были финны-ингерманландцы.

15 тысяч семей лиц польской и немецкой национальностей (около 65 тыс. человек) были выселены с Украины, территорий, прилегающих к польской границе, в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области. В сентябре 1937 года на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного Сталиным и Молотовым, 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока. Выселение некоторых наций с пограничных территорий иногда связывается с военными приготовлениями.

С конца 1937 года постепенно были ликвидированы все национальные районы и сельсоветы за пределами титульных республик и областей. Также за пределами автономий было свёрнуто преподавание и выпуск литературы на национальных языках.

Депортации времён Великой Отечественной войны

В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей,чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов — в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.

Депортация немцев

28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай. Частично немцы были отозваны из действующей армии. В 1942 началась мобилизация советских немцев в возрасте от 17 лет в рабочие колонны. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках.

Были депортированы также представители народов, страны которых входили в гитлеровскую коалицию (венгры, болгары, многие финны).

На основании решения Военного совета Ленинградского фронта от 20 марта 1942 г. из прифронтовой зоны в марте-апреле 1942 года было депортировано около 40 тысяч немцев и финнов.

Те из них, кто вернулся домой после войны, были повторно депортированы в 1947—1948 гг.

Депортация карачаевцев

По переписи 1939 года на территории Карачаевской АО проживало 70 301 карачаевец. С начала августа 1942 и по конец января 1943 года она находилась под немецкой оккупацией.

12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября остановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР. В этих документах причины выселения объяснялись

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев.

Депортация калмыков

В начале августа 1942 года большая часть улусов Калмыкии была оккупирована и освободили территорию Калмыкии только в начале 1943 года.

27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. В операции по выселению калмыцкого населения, получившей кодовое название «Улусы», участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, а руководство за ходом операцией осуществлял начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.

Депортация чеченцев и ингушей

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление Государственого Комитета Обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля вместе с И. А. Серовым, Б. З. Кобуловым и С. С. Мамуловым, Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, в которой были задействованы до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ», а также около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в «учениях в горной местности». 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения. На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения, а уже утром следующего дня началась операция по выселению.

Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера», которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения.

По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветских элементов», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулеметов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека.

Депортация балкарцев

24 февраля 1944 года Берия предложил Сталину выселить балкарцев, а 26 февраля он издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения». За день до этого Берия, Серов и Кобулов провели встречу с секретарём Кабардино-Балкарского обкома партии Зубером Кумеховым, в ходе которой было намечено в начале марта посетить Приэльбрусье. 2 марта Берия в сопровождении Кобулова и Мамулова съездил в Приэльбрусье, сообщив Кумехову о намерении выселить балкарцев, а их земли передать Грузии, чтобы та могла иметь оборонительный рубеж на северных склонах Большого Кавказа. 5 марта вышло Постановление ГКО о выселении из КБ АССР, а 8-9 марта началась операция. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека»

Депортация крымских татар

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них — крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Депортации азербайджанцев

Весной 1944 года принудительные переселения были проведены в Грузии. В конце марта 608 курдских и азербайджанских семей численностью 3240 человек — жители Тбилиси, «самовольно оставивших работу в сельском хозяйстве и прибывших на проживание в Тбилиси» , были переселены внутри Грузинской ССР, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы. В городе была оставлена только 31 семья военнослужащих, инвалидов войны, педагогов и учащихся вузов. В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля того же года из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки-месхетинцы, курды, хемшилы и другие, причём подконтингент «другие» состоял в основном из азербайджанцев. В марте 1949 года численность азербайджанских спецпоселенцев, выселенных из республики, составляла 24 304 человека, которые в течение 1954—1956 гг. фактически были сняты с учёта спецпоселений.

В 1948—1953 гг. переселению подверглись азербайджанцы, проживавшие в Армении. В 1947 году первый секретарь Коммунистической партии Армянской ССР Григорий Арутинов добился принятия Советом министров СССР постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего до 100 тысяч азербайджанцев подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути — репатриации) в Азербайджан. 10 000 человек было переселено в 1948 году, 40 000 — в 1949 году, 50 000 в 1950 году.

Депортация турок-месхетинцев

Он отметил, что «НКВД СССР считает целесообразным пересилить из Ахалцихского, Ахалкалакского, Адигенского, Аспиндзского, Богдановского районов, некоторых сельсоветов Аджарской АССР — 16 700 хозяйств турок, курдов, хемшинов» . 31 июля Государственный Комитет Обороны принял постановление (№ 6279, «совершенно секретно») о выселении из Грузинской ССР в Казахскую, Киргизскую и Узбекскую ССР, как отмечалось в документах Отдела спецпоселений НКВД СССР, 45 516 турков-месхетинцев. Всей операцией, по приказу Берии, руководили А. Кобулов и грузинские наркомы госбезопасности Рапава и внутренних дел Каранадзе, а для её осуществления выделялось всего лишь 4 тыс. оперативных сотрудников НКВД.

Положение депортированных народов

В 1948 г. был принят указ, запрещавший немцам, а также другим депортированным народам (калмыкам, ингушам, чеченцам, финнам и т. д.) покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет.

Реабилитация

В 1957—1958 были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район заселенный осетинами и переданный Северо Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

28 августа 1964 г., то есть 23 года спустя после начала депортации, Президиум Верховного Совета СССР отменил ограничительные акты в отношении депортированного немецкого населения, а указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят в 1972 г.

14 ноября 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.

В 1991 г. был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, который признал депортацию народов «политикой клеветы и геноцида» (статья 2).

Спустя 15 лет после признания в СССР, в феврале 2004 года Европарламент также признал факт депортации чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.

Рынок «вторичного жилья» был тогда не развит, а рынка «первички» - вообще не существовало, не строили в 1993 году ни хрена. В конце концов свела меня судьба с хозяином четырехкомнатной квартиры в хорошем спальном районе. Поглядел - понравилось.

9 тысяч долларов, - отвечает хозяин тихим голосом...

Нет, доллар тогда был гораздо весомее, чем сейчас, но за четырехкомнатку - всего 9 тысяч?

Что так дешево? - удивился я...

А квартира - кэчевская, - грустно ответил хозяин, - больше не дают...

Вдарили по рукам, я не торговался. Хозяин аж прослезился. Сказал потом, что больше 5 штук ему за нее не предлагали...

Вы ничего не поняли? Сейчас объясню. Во-первых, что такое «кэчевская квартира»: аббревиатура «КЭЧ» означала - «коммунально-эксплуатационная часть». То есть эта квартира стояла на балансе Прибалтийского военного округа СССР. Строили дом военные для офицеров Советской армии с их семьями.

Хозяин квартиры был - подполковник в отставке, всю свою жизнь отдавший службе. Жена, трое детей-школьников (женился мужик поздно)... Под конец ему сильно не повезло - попасть в ПрибВО. Дослужил положенное, уволился в запас, получил хату, наконец-то, после многолетних мытарств по гарнизонам и баракам. Почти осуществилась мечта - пожить для себя, для детей... И тут - распад СССР, независимость всех окраин Родины, включая Латвию, куда его прибило на дембель...

Для тех, кто не знает: неожиданно огребшие в 1991 году независимость бывшие советские республики всю свою первую радость «победителей СССР» употребили на выживание русских со своей территории. Особенно поплясали они на «военных пенсионерах». Таких, как мой подполковник.

Для начала они им поставили в паспорта «круглые штампы», обязывающие покинуть территорию своих «незалежных стран». Без вариантов. Возможность продать жилье по рыночным ценам они тоже по-иезуитски ограничили. Приватизацию - запретили, продажа кэчевских квартир могла происходить только через хитроумный «неравный обмен», где лихо наживались маклеры, нотариусы, чиновники. Все, кроме хозяев жилья...

И срок был отпущен - полгода. Через полгода мой подполковник должен был покинуть территорию незалежной Латвии. Или вывезут под конвоем, с женой, детьми и тем, что успели унести в руках...

Моему подполковнику со мной повезло. Соорудивши по-быстрому липовый «обмен» на какой-то сарай в пригороде, который я купил за 200 долларов, я вручил ему пачку денег и даже лично подсобил грузить скарб в военную фуру, которая повезла его семью в очередной барак в Вологодской области, в чистое поле... Подполковник напоследок спросил:

А можно я линолеум заберу из квартиры?

Да ради бога, - ответил я, - только зачем он тебе?

А там, куда я еду - полы чисто условные, доски прямо на землю положены, холодно, сыро, дети будут болеть...

Потом, уже вселившись в квартиру подполковника, я несколько месяцев наблюдал из окна, как в военные фуры защитного цвета грузят свой скромный скарб изгоняемые из незалежной Латвии бывшие офицеры СССР. Весь дом был - кэчевский.

Уже на чемоданах опрокинули мы с подполковником по рюмке, обмыли, так сказать, удачную для обоих сделку. Я попросил его показать «парадный китель» - у каждого бывшего военного есть такой. Впечатлило: боевые ордена за Анголу, за Афган... Погоняла мужика нелегкая служба по миру. Два ранения. Честный солдат Империи...

А вот так, друзья... В 1991 году, когда пьяная сволочь в Беловежской пуще радостно подписала лягушачью бумажку о разделе СССР, за границей Союза неожиданно осталось - всего ничего - 25 миллионов русских. И кого это тогда волновало? У руководителей новообразованных «государств» и их приближенных потели ручки в предвкушении дележа богатых советских активов.

И началась «депортация»... Кто тут - русские? С вещами на выход! И хорошо если с вещами. Из некоторых восточных, сильно независимых республик, бежали, побросав всё, с детьми на руках - быть бы живу. Бежали кинутые Родиной военные, вроде моего подполковника, бежали строители, приехавшие когда-то «поднимать окраины» СССР, бежали учителя, заводские рабочие, инженеры...

Мой друг, заслуженный учитель Таджикской ССР, с которым мы много лет ходили по Фанским горам, убежать не успел. Его убили в Душанбе в январе 1992-го. Проломили в подворотне железной трубой череп - просто за то, что был похож на русского. А он и был - русский.

Не ищите в интернете статистики, сколько миллионов русских «депортировались» из бывших советских республик в начале 90-х. Нету её. Русские своих не бросают (зачеркнуто) не считают.

На фоточке: тот самый момент, когда они подписали распил Союза. Радуются, шампанское пьют...

Из России. Мы разберем многие вопросы, касающиеся этой проблемы. Депортация из России - это процесс довольно унизительный, но его можно избежать, если соблюдать законы данной страны. Вы узнаете, как действовать в тех случаях, если депортация происходит незаконно.

Данным вопросом занимаются сотрудники отделов УФМС России, которые утверждают, что в 2017 году будет выдворено очень большое количество иностранных граждан. Наберитесь терпения и прочитайте статью до конца, чтобы избежать процесса. Вы сможете вооружиться полезными знаниями, особенно если находитесь в зоне риска, о которой мы поговорим позже. Начнем с основных сведений, которые необходимо знать каждому человеку, проживающему или временно находящемуся на территории страны.

Общие сведения по депортации

Депортация из России - это довольно частое явление. Причинами такого наказания могут служить многие факторы, основные из которых относятся к нарушению режима пребывания на территории Российской Федерации. Еще одна распространенная причина - это нарушения, связанные с правилами мигрирования.

Миграционное движение обязательно должно регулироваться. На территории России этот вопрос контролирует закон РФ «О пребывании иностранных граждан на территории РФ». В этом правовом документе есть очень важные слова, которые должен знать каждый: выдворению ни при каких условиях не подвергаются граждане данной страны. Даже самые опасные преступники не могут быть депортированы с территории Российской Федерации, если они являются гражданами РФ. Запомните это навсегда!

В том же документе приведено и определение. Согласно закону «О пребывании иностранных граждан на территории Российской Федерации», депортация из России - это высылка иностранных граждан с территории РФ при нарушении миграционных правил данного государства и режима пребывания на его территории.

Депортация с территории Российской Федерации - это административное наказание. Она может проводиться в двух формах:

  • добровольная;
  • принудительная.

Последняя форма является унизительной, ведь иностранный гражданин покидает территорию в принудительном порядке при сопровождении конвоя.

Кто относится к зоне риска

Мы рассмотрели, что такое депортация из России. Причины были нами упомянуты, но мы не заостряли на этом внимание. Сейчас предлагаем вам изучить перечень лиц, находящихся в зоне риска:

  • граждане, которые проживают на территории Российской Федерации с поддельными документами;
  • лица, которые незаконно пересекли границу данного государства;
  • иностранные нарушители, которые пренебрегли законами Российской Федерации (то есть преступили закон);
  • лица, которые не имеют законного основания нахождения в России или со временем утратили его;
  • иностранные граждане, которые не имеют при себе миграционной карты.

Эти пункты более подробно можно найти в тексте самого закона «О нахождении иностранных лиц на территории РФ». Это не весь перечень, для более подробного ознакомления с причинами можно проконсультироваться с опытным юристом.

Кого депортировать нельзя

Итак, выдворением с территории Российской Федерации занимается ФМС. Россия, депортация из которой рассматривается в данной статье, в некоторых случаях не может провести эту процедуру. Давайте выделим данные ситуации:

  • нельзя по закону депортировать беженцев;
  • лиц, которые подали заявление для получения статуса беженца;
  • депортации не подлежат лица, которые запросили у России политическое убежище;
  • если на территории иностранного гражданина ведутся активные военные действия, то он выдворению из Российской Федерации также не подлежит.

В правдивости данных слов можно убедиться, прочитав действующий закон.

Без наличия гражданства

Депортация из России, причины которой мы выделили, содержит пункт: выдворение граждан, которые не имеют гражданства РФ и являются нарушителями действующих законов Российской Федерации. Депортация в этом случае производится непосредственно после отбывания наказания на территории России. Причиной является нежелательное нахождение на территории государства.

Встречаются и такие случаи, когда принимающей стороны нет. Тогда постановление о депортации автоматически переходит в форму Если вы уверены, что депортация конкретно в вашем случае является незаконной, то можно обжаловать данное решение. Этим можно заняться как в административном порядке, так и обратившись в суд.

Особенности процесса

Выдворением иностранных лиц с территории российского государства занимаются сотрудники Россия, депортация из которой рассматривается в статье, придерживается следующих правил выдворения иностранных граждан:

  • если превышен законный на территории данного государства, то гражданин вправе самостоятельно покинуть страну (ему предоставляется срок в три календарных дня);
  • если происходит аннулирование документов, то срок увеличивается до пятнадцати дней;
  • депортация приводится в действие только после судебного решения;
  • после судебного разбирательства, если присудили депортацию, дальнейшее пребывание на территории РФ возможно только в специальном помещении до того, как гражданин покинет территорию России.

После приговора суда в течение десяти дней можно подать апелляцию на обжалование решения.

Оплата

Этот раздел посвящен оплате переезда после решения о депортации иностранных граждан. В последнее время часто наблюдается депортация из России Всего есть несколько вариантов:

  • депортация за счет самого депортируемого;
  • если человек находился на территории России по приглашению физического или юридического лица, то выдворение может производиться за счет пригласившего;
  • еще один вариант оплаты - за счет депортационного учреждения страны, гражданин которой выдворяется с территории РФ;
  • если ни один из вышеперечисленных вариантов невозможен, то депортация происходит за счет России.

Отмена

В некоторых особых случаях депортацию отменяют. Сюда можно отнести следующие ситуации:

  • наличие родственников с российским гражданством;
  • законный брак с гражданином Российской Федерации;
  • наличие вида на жительство;
  • прохождение лечения на территории России;
  • обучение в аккредитованных вузах Российской Федерации.

В таких случаях депортацию отменяют, но необходимо собрать пакет документов, который подтверждает ваше законное нахождение на территории Российской Федерации, и пройти довольно длительную и тяжелую процедуру.

Процесс проверки паспорта

Если однажды произошла депортация с территории Российской Федерации, то на протяжении некоторого времени пересекать границу данного государства нельзя. Обычно сроки варьируются от трех до пяти лет. Что же будет, если пересечь границу ранее срока ограничения? Придется повторить всю эту позорную процедуру. Вся беда заключается в том, что депортируемых лиц не уведомляют о сроках Как проверить? Депортация из России - это довольно неприятная процедура. Ранее выдворенных лиц, которые пересекли границу, могут депортировать прямо при прохождении паспортного контроля. Чтобы избежать неприятных недоразумений, стоит убедиться на официальном сайте УФМС в том, что ваши паспортные данные не занесены в черный список пограничной службы Российской Федерации.

Как получить информацию, не выходя из дома

И все же, как проверить? Депортация из России будет невозможна, если вы посетите официальный сайт УФМС России и убедитесь в том, что въезд на территорию государства вам разрешен. Вам не обязательно вести длинные разговоры по телефону, можно заполнить небольшую анкету на сайте. Уже в течение нескольких дней вы получите ответ на интересующий вас вопрос.

Запрос

Можно ли пересечь границу российского государства? Как узнать? Депортация из России будет производиться повторно, если срок не вышел. Ответ, полученный на сайте, несет справочную информацию. Есть вероятность ошибки. Для более точного ответа обратитесь в отдел УФМС.

Если иностранный гражданин пересекает границу другого государства, то его ждет паспортная проверка. Депортация из России неизбежна, если паспортные данные занесены в черный список. Чтобы избежать процедуры депортации, нужно строго следовать закону Российской Федерации.

1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

2. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16

6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

10. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

О каких масштабах речь? Все данные оценочны.

2 декабря президент провел в Санкт-Петербурге заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. Владимир Путин между прочим заметил: «В нашей стране, так же как и в Соединенных Штатах, — примерно равное количество людей, находящихся на нелегальном или полулегальном положении, это свыше 10 миллионов человек. И, безусловно, мы с вами должны это иметь в виду, поскольку это вызывает законные озабоченности и раздражение у местного населения, особенно в крупных российских городах».

Первое января могло стать черным днем, конечно, не для всех 10 миллионов.

1 января 2017 года заканчивается действие главы VIII.1 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Она упрощала легализацию:

а) имевшим гражданство СССР и прибывшим в РФ до 1 ноября 2002 года, если они не имеют другого гражданства, вида на жительство или прописки в иностранном государстве;

б) их детям;

в) тем, кто получил паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года, но у кого впоследствии органы не определили «наличие гражданства РФ», имеющим гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

По данным МВД, эта глава облегчала оформление гражданства (не требовалось добиваться разрешения на временное проживание или вида на жительство, предъявлять данные об источнике средств к существованию, сдавать экзамен по русскому языку) более 70 тыс. соотечественникам, однако воспользовались ее нормами 45 тысяч. Остальные — не менее 25 тыс. человек — обязаны были выехать из России. Законом от 12 ноября 2012 года устанавливался срок: до 31 марта 2017 года (не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1), иначе — депортация.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Законопроект, продлевающий действие этой главы еще на три года, внес в ноябре первый зампред Комитета по делам СНГ Константин Затулин. 8 декабря, накануне рассмотрения, к числу инициаторов проекта добавили Ирину Яровую. И Дума его поддержала. Примечательно, что законодательное требование депортации бывших соотечественников, то есть результаты работы прежнего состава Думы, состав нынешний (не сказать, что сильно отличающийся) назвал «дискредитацией РФ».

«Не терпится опробовать Нацгвардию»

СПЧ меж тем рекомендует провести иммиграционную амнистию для соотечественников, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства. Соответствующие письма из администрации президента разослали первым лицам всех ведомств, причастных к миграции. Как пишет председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова, «к сожалению, ответы получены пока неутешительные».

Куда хотели депортировать всех этих людей? Или собираются депортировать через три года? Они не менее 14 лет (кто-то всю жизнь) живут в России, многие из них — русские и коренные россияне. Куда их?

Президент Уральской ассоциации беженцев, консультант-эксперт Общественной палаты Свердловской области Людмила Лукашёва говорит о необходимости срочных мер: «Если бы хотя бы одно ведомство откликнулось на наши прежние обращения, нам не пришлось бы в авральном режиме предупреждать ту гуманитарную катастрофу, к которой подталкивают общество те, кому не терпится опробовать Нацгвардию». Это цитата из письма Лукашёвой от 9 декабря, когда еще было неизвестно, как отреагирует Дума на проект Затулина. А отправлено это письмо Сергею Меняйло, сибирскому полпреду президента. Почему ему? Потому что в Красноярске живет Наталья Коверник, героиня серии публикаций «Новой газеты» ( за 2011 год, и с.г.). Конституционное право Коверник на изменение гражданства присвоили чиновники. Они отказывают ей в том, что она — гражданка России.

Между тем: Н. Коверник родилась 28.10.1961 в Красноярске. Ее мать, Игнатова Александра Васильевна, уроженка д. Ново-Михайловка Партизанского района Красноярского края, являлась гражданкой России по рождению, российского гражданства не прекращала, иного не приобретала. Ее отец, Игнатов Виктор Павлович, уроженец д. Осиповки Туруханского района Красноярского края, являлся гражданином России по рождению, российского гражданства не прекращал, иного не приобретал. «Коверник приобрела гражданство РФ на момент своего рождения и продолжает в нем состоять, поскольку не ходатайствовала о его прекращении», — цитирую экспертное заключение от Лукашёвой. Да, на момент распада СССР Коверник постоянно проживала на территории, отошедшей к Республике Украина. Но поскольку у РФ нет договора о двойном гражданстве с Украиной, полномочные органы РФ не имеют права признавать Коверник гражданкой Украины. «Иное толкование закона и следующие за ними действия фактически произвольно без свободного волеизъявления гражданина лишают Коверник законно приобретенного российского гражданства, нарушают статью 6 Конституции, умаляют достоинство ее личности».

В истории Коверник со всей наглядностью отражаются некоторые сущностные черты российской государственности. С ее желанием осчастливить всех вовне, с раздачей российских паспортов иностранным деятелям искусств, жителям Южной Осетии и Абхазии, с борьбой против «произвольного лишения гражданства» как инструментария Риги и Таллина. С наделением двух миллионов крымчан российскими паспортами, чему не помешали их украинские паспорта, и отказе Коверник признать ее российское гражданство из-за того же украинского паспорта.

«Судя по поведению и ответам, направляемым руководством местного миграционного ведомства, в его структуре отсутствуют специалисты, компетентные в вопросах определения гражданства РФ, — пишет Лукашёва. — К сожалению, это типично не только для Сибири. Нам известен единичный случай, когда руководство местного миграционного ведомства положительно отреагировало на гражданскую инициативу по самоопределению статуса гражданства. Это было в Челябинской области. В нашем регионе, несмотря на положительную судебную практику, уже бывшее УФМС во главе с уже бывшим начальником вступило в открытую конфронтацию с гражданами и годами устраивало бюрократическую волокиту вокруг нежелания соотечественников, не утративших гражданства России по рождению, получить паспорт без повторного приобретения гражданства».

Коррупция в режиме ожидания

На антикоррупционном форуме в Екатеринбурге 5 и 7 декабря, организованном областной Общественной палатой, констатировали: реформирование ФМС проходит в закрытом режиме. Октябрьские обращения Лукашёвой к первому замглавы МВД Александру Горовому, в четыре думские фракции с предложениями о реформировании ФМС остались без ответа. И нет причин ждать изменений к лучшему.

«В настоящее время коррупция в сфере миграции перешла в режим ожидания (на период реформ), но и деятельность миграционного ведомства по осуществлению основных функций (паспортизация, определение наличия гражданства, исполнение решение суда по миграционным спорам) сведена на нет. До настоящего времени не исполнено ни одно решение суда, вступившее в силу по спорам, прошедшим под контролем нашей организации и ее партнеров», — констатирует Лукашёва.

Она просит Меняйло поручить главному фединспектору в СибФО взять под личный контроль соблюдение прав Коверник.

После выхода последней нашей заметки о деле Коверник мне позвонила полковник Ирина Мужецкая, начальник отдела информации и общественных связей краевого УМВД, и пригласила для конструктивного диалога к начальнику бывшего территориального управления ФМС, теперь Управления по вопросам миграции краевого УМВД. Я в эту контору не ходок, потому что слушать в 129-й раз одни и те же аргументы, почему Коверник никогда не была гражданкой РФ и почему ее «по-хорошему» надо выдворять, — бессмысленно. Коверник же — куда деваться — пошла. Вышла и подтвердила: аргументация не меняется.

Слушайте. Все независимые юристы, к которым обращались и я, и Коверник, говорят: гражданства РФ и РСФСР — одно и то же, состоялось лишь переименование. См., например, закон РСФСР от 25.12.1991 № 2094-I: «Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия)». И — ничего о прекращении чьего-либо гражданства. Гражданин России по рождению (не важно, как называлось государство — Российская империя, РСФСР или РФ) остается ее гражданином навсегда, если только сам не откажется от гражданства.

Есть определения Конституционного и Верховного судов, где разъясняется, что лица, имевшие российское гражданство по рождению, не утрачивают его в силу автоматического принятия гражданства стран СНГ и в силу проживания за пределами России. Но кому и как тыкать этими определениями?

Только сейчас власти озаботились многолетним игнорированием решений КС — внесенный президентом законопроект, который должен прекратить эту практику, Госдума 9 декабря приняла в первом чтении. Толкование законов от КС станет безоговорочным для госорганов и приоритетным для судов при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их законных прав и свобод. Законопроект оговаривает необходимость пересмотра ранее принятых решений по таким делам.

Президент говорит

Возвращаясь к заседанию в Санкт-Петербурге 2 декабря. Президент, в частности, заметил: «Я неоднократно обращал внимание правительства на то, что вопросы, связанные с приобретением российского гражданства, особенно определенными категориями граждан бывших республик Советского Союза, должны быть максимально разбюрокрачены».

То есть президент уже устал говорить чиновником одно и то же.

Ну если Путина не слышат, не знаю, есть ли смысл газете повторять прописные истины. И все же.

Еще раз: никакие чиновники, пусть самые великие, не вправе отнимать у человека гражданство. Народ, его персональный состав, пусть он им совсем не нравится, — не в их компетенции. Кровь и почва — предки и место рождения — им не подконтрольны.

Вторичное государство может фиксировать движение первичных крови и почвы, но уж никак не пытаться ими командовать.

Законодательство России это, собственно, и утверждает.

Все, что требуется от миграционных чиновников по делу Коверник, — это выполнить свои функциональные обязанности. Первым пунктом в их полномочиях указано «определение наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ». И определяться оно должно на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР. Другими словами, чиновники должны провести регламентированную законом проверку наличия у Коверник гражданства РФ (оно тут же обнаружится) и выдать ей паспорт гражданина России, а не интересоваться тем, получала ли она гражданство Украины и каково законодательство Украины? Какое им дело до Украины?

А вот полномочий не признавать коренных россиян гражданами РФ у территориальных органов исполнительной власти нет. И нет таких законов, на основании которых они могли бы это делать.

Лукашёва предлагает объявить конкурс на разработку программы повышения квалификации работников МВД «Компетенция «Гражданство РФ», обучить этой компетенции весь руководящий состав управления МВД по вопросам миграции и его территориальных структур. Госдума могла бы этим озаботиться хотя бы для того, чтобы спустя три года не пришлось искать тех, кто дискредитирует Россию.

А еще Лукашёва предлагает объявить конкурс на разработку электронной госуслуги «Определение наличия/отсутствия гражданства РФ» на основе технологии определения гражданства Уральской ассоциации беженцев (к слову, лауреата нацпремии «Гражданская инициатива»).

Коверник:

— Я об этой компьютерной программе говорю с 2005 года, после своего судебного решения. Вводишь место рождения, наличие/отсутствие решения о прекращении российского гражданства; наличие заявления о приобретении иностранного гражданства в порядке оптации (т.е. добровольного выбора) по двусторонним международным договорам об упрощенном порядке приобретения гражданства иного государства (Казахстан, Киргизия) и т.д. И железяка не будет мне врать в глаза и сочинять небылицы про оптацию при отсутствии двустороннего международного договора по вопросам гражданства, прекращения существования РСФСР и не будет нести другую околесицу, которую слушать стыдно. Всего-то: провести тестирование. Но тогда придется ох как сократить штатную численность МВД… Жалко, сын мой не сможет участвовать в таком конкурсе — не россиянин же… А ведь программист, хотя власти сделали все возможное, чтобы я не смогла дать ему образование.

* * *

Это очевидная несправедливость, по каким угодно меркам — не признавать гражданство России за русскими по крови, по рождению, никогда не отказывавшимися от этой земли. Никому не дано отнимать у человека его право на гражданство, на родину. Оно естественное или, если угодно, данное Богом.

Загрузка...