aracs.ru

Конспект деловой игры с родителями воспитанников на тему: «все мы родом из детства. Деловая игра с родителями «Путешествие в город Вежливости Пример деловой игры для родителей

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Работа с родителями, Дети среднего дошкольного возраста

Деловая игра с родителями в ДОУ «Роль взрослого в умственном и познавательном развитии дошкольников»

Цель:

  • Обогащать знания родителей об особенностях воспитания конкретного ребенка с опорой на его индивидуальность.
  • Формировать у родителей систему знаний об .

Оборудование:

Аудиозапись с детскими вопросами, таблицы «Типы восприятия»

Ход собрания:

Воспитатель: Уважаемые родители я рада вас приветствовать на нашей сегодняшней встрече, которая пройдет в виде деловой игры.

Я думаю, что каждый родитель мечтает видеть своего малыша счастливым и прилагает для этого немало усилий. Именно родители являются самыми лучшими воспитателями. Воспитание – это непрерывная работа сердца, души родителей.

Воспитатель: С возрастом дети меняются. У них появляются другие интересы. Они раньше, чем мы в свое время, начинают разговаривать, читать, считать, а самое главное – мыслить взрослее, практичнее. Это связано с тем, что они впитали с генами опыт предыдущих поколений.

Как подобрать ключ к обучению ребенка?

работа с таблицами «Типы воспитания».

Воспитатель: Некоторые дети (около 30 %) обладают смешанным стилем, комбинируя 2 или 3 типа воспитания.

Дети с младенческого возраста проявляют свой темперамент. Сделайте для себя еще одно важное открытие: определите тип темперамента своего ребенка.

Взрывного, непоседливого, любознательного холерика – ласково, но настойчиво, концентрируя его внимание, проверяя , учитывая быструю реакцию и такую, же смену интересов.

Сильного, уравновешенного, доброго сангвиника – в соответствии с типом восприятия информации.

Флегматика и меланхолика старайтесь заинтересовать, развеселить, и активизировать. Смело используйте яркие цвета. На нашей сегодняшней встрече мы затронем вопросы касающихся основ воспитания.

Воспитатель включает аудио кассету с записями

детских вопросов и предлагает родителям на них ответить.

Воспитатель: С 5 лет познавательные интересы настолько разносторонни, что мы взрослые все ощутимее начинаем испытывать трудности в их удовлетворении. Поток детских вопросов со всех сторон, и взрослые не справляются с этим потоком, потому что на свете нет ни одного человека, который бы знал все и обо всем. Но чтобы в ребенке не угасло его любознательность, интерес, ответы должны быть:

  • современными, т.к. через некоторое время у детей гаснет интерес к данной проблеме;
  • грамотными;
  • научно достоверными.

Если вы не можете ответить на детский вопрос, то на помощь вам придут познавательные книги. Перед вами лежат разные научно-познавательные детские книги. Вспомните, какие вопросы задавали дети и попробуйте ответить при помощи книг.

Родители ищут ответ на поставленный вопрос.

Очень часто ребенок задает вопросы, когда вы гуляете, идете из детского сада домой, в детский сад. Чем занять это время, с пользой для ребенка? (что скажут родители.)

— Можно сообщить новую информацию через познавательный рассказ. Представьте, что вы идете смотреть краски, музыку, подвижные игры, спортивные упражнения и тому подобное.

Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча. Спасибо вам за активное участие. Сейчас мне хотелось от вас услышать, чем именно вы пополнили свои знания по проблеме семейного воспитания.

Номинация: Детский сад, Методические разработки, Деловая игра в детском саду, Дети среднего дошкольного возраста

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 46»
Месторасположение: город Березники, Пермский край

Цель:

Активизировать внимание родителей на самоценности дошкольного периода развития ребенка, активной реализации ведущей и основной деятельности ребенка в детском саду - игре.

Задачи:

1. Дать родителям знание о видах и значении игр и игрушек в жизни ребенка.

2. Установить эмоциональный контакт и партнерские отношения с родителями.

Предварительная работа:

1. Подготовка к проведению родительского собрания «Все мы родом из детства».

2. Анкетирование родителей на тему «Что значит игра в вашей жизни?».

3. Обработка анкет, сбор информации о мнении и предложениях родителей по подготовке их развлечению, распределение обязанностей.

4. Домашнее задание для родителей «Подготовка игры или игрушки, предпочитаемой их детьми, рассказ о ее пользе для развития ребенка».

5. Проведение консультаций для родителей всех возрастных групп «О ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игре».

6. Подбор игротеки для развлечения «Все мы родом из детства».

7. Выявление и закрепление любимых игр воспитанников.

8. Подготовка и оформление зала к родительскому собранию.

9. Подготовка выставочного материала: консультаций, дидактических игр, разновидностей театра.

10. Совместное мероприятие - родительское собрани

ДО НАЧАЛА МЕРОПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОСМОТР ВЫСТАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВОДИТСЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ


Ход собрания:

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО»

РОДИТЕЛИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛИКАМИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАЛЕ.


СЛАЙД 2-3 (заставка)

Воспитатель:

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять не потому, что «делу время - потехе час», а потому, что играя, ребенок учиться и познает жизнь.

Хочется привести слова А.С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворять. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

СЛАЙД 4

Воспитатель :

Сейчас мы предложим вам необычную игру - задание. Вспомните, пожалуйста, ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выберите фишку красного цвета; если вы поступаете так не всегда, то выберите фишку зеленого цвета; ну а если - никогда, то выберете фишку синего цвета.

Ну что ж, слушайте внимательно вопросы и выставляйте фишки.

1. Каждый день уделяю время на игры с детьми.

2. Рассказываю о своих играх детства.

3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.

4. Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

5. Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.

6. Не наказываю ребенка игрушкой или игрой, т.е. не лишаю его на время игрушки или игры.

7. Часто дарю ребенку игрушку или игры.

СЛАЙД 5

Воспитатель:

Итак, если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребенка.

Если у вас больше зеленых фишек, значит, вам нужно разнообразить игровую деятельность ребенка. Если на вашем столе больше синих фишек - значит, вы недостаточно времени уделяете играм с детьми.

Также мы вам предлагали анкету «Что наша жизнь? - Игра!» (приложение №1), где вы отвечали на вопросы о том, как вы относитесь к игре.

Исходя из анализа анкетирования и предлагаемой сегодня игре, мы сделали вывод, что нам с вами сегодня нужно уделить внимание ведущей деятельности ребенка - игре.

ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ

О ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНЬЯ,

НА ИГРЕ МЫ ОСТАНОВИМ

НАШЕ ВЗРОСЛОЕ ВНИМАНЬЕ…

ВЕДЬ МЫ ВСЕ ИЗ ДЕТСТВА РОДОМ,

И, КАК ЧАПЛИН ГОВОРИЛ:

«НИКОГДА НЕ БУДЕШЬ ВЗРОСЛЫМ,

КОЛЬ РЕБЕНКОМ ТЫ НЕ БЫЛ».

И ПОЭТОМУ, СЕГОДНЯ

ПРЕДЛАГАЕМ ВСПОМНИТЬ ВАМ,

КАКИМ БЫЛИ ВЫ РЕБЕНКОМ,

РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ НАМ.

А ДЛЯ ЭТОГО ВАС ПРОСИМ

ОТКРОВЕННО ОТВЕЧАТЬ

И АКТИВНОЕ УЧАСТЬЕ

В НАШЕЙ ВСТРЕЧЕ ПРОЯВЛЯТЬ.

СЛАЙД 6

Воспитатель:

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся игры детей

СЛАЙД 7

1. Сюжетно-ролевые

Пальчиковые

3. Подвижные и спортивные

4. Строительные

5. Дидактические

6. Театрализованные

СЛАЙД 8


Воспитатель:

Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения ребенка. Тематика их крайне разнообразна и соответствует многообразию окружающей ребенка жизни.

В этих играх ребенок проживает конкретную, полноценную жизнь, раскрывая в ней свой характер, свое понимание событий и фактов. Дети играют в «Детский сад», «Парикмахерскую», «Дочки-матери», «Магазин» и многое другое.

СЛАЙД 9

Воспитатель:

Пальчиковые игры очень важны для развития мелкой моторики. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. «Руки - это вышедший наружу мозг человека» - так говорил
И. Кант.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец - сердце; безымянный палец - печень; средний палец - кишечник; указательный палец - желудок; большой палец - голова.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисть руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

СЛАЙД 10

Воспитатель:

Мы вам предлагаем сейчас поиграть в пальчиковую игру, которая называется «Мы во двор пошли гулять»

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»:

Мы во двор пошли гулять -

Раз, два, три, четыре, пять. Загибать пальчики по одному .

Мы во двор пришли гулять- Разгибать пальчики по одному.

Раз, два, три, четыре, пять.

Бабу снежную лепили, Имитировать лепку комков.

Птичек крошками кормили. Крошить хлебушек всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Вести указательным пальцем правой руки по ладони

левой руки.

А еще в снегу валялись. Показывать ладошки то одной, то другой стороной..

Все в снегу домой пришли, Отряхивать ладошки.

Съели суп и спать легли. Производить движения воображаемой ложкой,

положить руки под щеку.


Воспитатель:

Как альтернативу можно применить и самомассаж, способствующий активизации мелкой моторики рук и биологически активных точек.

Самомассаж биологически активных точек:

На дворе опять мороз. Поглаживают ладонью шею.

Чтобы носик не замерз,

Мы его сейчас потрем Указательными пальцами

легко потирают переносицу.

И погладим, Большими пальцами гладят

нос с боков.

И помнем. Легко пощипывают крылья носа.

Растираем наши щечки. Ладошками растирают щеки.

Пусть алеют, как цветочки!

Проведем по бровкам, Указательными пальцами

«рисуют» брови.

Глазкам, Осторожно ведут пальцами

Вокруг глаз.

Будут глазки, словно в сказке!

А про ушки не забыли?

Ушки утром все помыли?

Проведем мы пальчиками Проводят указательными

Пальцами по ушным бороздкам

По дорожкам - ямочкам.

Вот сейчас потреплем ушки - Легко треплют уши.

Ах! Какие непослушки!

Прыгнем! Руки на поясе, прыжок высоко вверх.

Хлопнем! Хлопают в ладоши.

Прыгнем снова! Прыжок.

Будем мы всегда здоровы! Хлопки

ВОСПИТАТЕЛИ С РОДИТЕЛЯМИ ПРОВОДЯТ

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ И САМОМАССАЖ.

Воспитатель:

Следующий вид игр - подвижные и спортивные . Эти игры - один из способов физического развития ребенка. Они особенно любимы детьми, ведь они - важный источник радостных эмоций. Игры не только влияют на развитие ловкости движений, их мускулатуру, но и укрепляют нервную систему, способствуют уменьшению их раздражительности, нервозности. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей.

Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.

Мы предлагаем вам знакомые игры, в которые вы можете поиграть вместе с детьми: «Кошки - мышки», «Поймай мяч», «Классы», «Прятки» и другие, вплоть до лапты и бадминтона. А какие игры из вашего детства помните вы?

РОДИТЕЛИ ВСПОМИНАЮТ И ПРЕДЛАГАЮТ ЗНАКОМЫЕ ИМ ИГРЫ.

Воспитатель:

А также в дошкольном возрасте очень полезно заниматься спортивными играми вместе со всеми членами семьи: учить детей кататься на лыжах, коньках, санках, играть в футбол, хоккей, учить детей плавать в открытых и закрытых водоемах.

СЛАЙД 11

Воспитатель:

Ну а сейчас мы вам снова предлагаем поиграть.

РОДИТЕЛИ ПРИГЛАШАЮТСЯ НА ИГРУ «ВЕСЕЛЫЙ КОЛПАЧОК»

Правила игры:

Всем участникам предлагается встать за колпачками, расставленными по кругу. Участников должно быть больше, чем колпачков. Под музыку участники бегут по кругу, по окончании музыки должны надеть колпачок на голову. Игроки, оставшиеся без колпачка, выбывают из игры. Ведущий убирает 2-3 колпачка, игра продолжается дальше. И так до тех пор, пока не останется один колпачок и один победитель. Такую игру можно проводить с любыми атрибутами.

Молодцы! Так держать! Никому не унывать! Ну что ж, продолжаем наш разговор.

Воспитатель:

Еще один вид игр - строительные. Это любимые игры и самых маленьких и более старших детей. Строительные игры развивают мелкую моторику рук, внимание и память. Строительные игры - это игры с песком, с кубиками, с конструктором, собирание пазлов, в старшем возрасте можем предложить техническое моделирование.

СЛАЙД 12

Воспитатель:

Переходим к следующему виду игр - дидактические. Эти игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Через дидактические игры развивается память, внимание, мышление, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Это могут быть словесные и настольно - печатные игры, например «Скажи наоборот», «Летает - не летает», «Назови соседей числа», «Четвертый лишний», «Лото», «Мозаика», «Собери картинку» и многие другие.

СЛАЙД 13

ПОКАЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР РОДИТЕЛЯМ НА ВЫСТАВКЕ

Воспитатель:

Родители имеют возможность купить дидактические игры или игрушки в магазинах. Выбор их очень большой, они различны по содержанию и сложности.

Но прежде чем сделать очередную покупку, неплохо бы отчетливо представить себе, чему можно научить ребенка с помощью той или иной игрушки или настольной игры, и уметь объяснить ему, как можно действовать с игрой или игрушкой.

У всех у вас было «домашнее задание» - представить игрушку или игру, которую вы купили бы своему ребенку или которой отдает предпочтение ребенок.

РОДИТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ О ПОЛЬЗЕ ИГРУШКИ ИЛИ ИГРЫ


Воспитатель:

Ну и последний вид игр, который мы сегодня рассмотрим - театрализованные игры. Они пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как - бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других, они становятся более уверенными, учатся преодолевать робость и сопереживать. Желательно чтобы в ваших семьях на праздниках и в повседневной жизни проходили мини-спектакли, где участниками становятся и родители и дети. Театры бывают разные: спектакли-драматизации, пальчиковый театр, бибабо, теневой театр, театр на фланелеграфе, плоскостной театр.


ПОКАЗ РОДИТЕЛЯМ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТЕАТРА НА ВЫСТАВКЕ

СЛАЙД 14

Воспитатель:

Мы знаем, что вы любите игры, песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее сказки.

Поэтому мы вам предлагаем поучаствовать в драматизации всеми знакомой сказки «Колобок».

РОДИТЕЛИ ГОТОВЯТСЯ К ИНСЦЕНИРОВАНИЮ СКАЗКИ «КОЛОБОК».

Воспитатель:

Пока участники команд готовятся к показу сказки, мы с вами проведем «Сказочную разминку».Для этого вам нужно отгадать загадку, а на слайдах мы увидим, правильно ли вы их разгадали.

СЛАЙДЫ 15-23 (загадки)

Воспитатель:

По всему видно, что сказки наши родители знают хорошо. Ну а теперь, давайте посмотрим сказку, которую покажут нам родители…

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ «КОЛОБОК»



Воспитатель:

Вот и вспомнили мы с вами свое детство.

В заключение сегодняшней встречи хочется привести слова

А.С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Тоже значение, какое у взрослого имеет его деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

СЛАЙД 24

Гостям мы шлем свое «спасибо»

За то, что в круговерти дел

Нашли вы время, с нами были,

Ведь смех и радость наш удел.

СЛАЙД 25

Воспитатель:

Завершая нашу встречу, нам бы хотелось от вас услышать отзыв о предложенном вам мероприятии. У нас есть вот такая красивая елочка. Около нее в красивых коробках лежат новогодние шарики трех цветов.

Мы вам предлагаем ответить себе на вопрос: «Понравилось ли вам наше мероприятие и оказалось ли оно для вас полезным?» Если да, то на елочку вы вешаете шарик красного цвета, если вы уже все об этом знаете и не почерпнули ничего нового, но вам было интересно, то украшайте елочку шариком зеленого цвета, если вы зря потратили время, то украшаете елочку шариком синего цвета.

СЛАЙД 26

Воспитатель:

А также мы просим вас оставить письменные отзывы о нашем родительском собрании на листах регистрации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СЛАЙД 27

Выступление родителей, обмен мнениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

АНКЕТА

"Родители продолжают жить в детях."
Ф.Ницше

Уважаемые родители ______________________________________________________________________

В детский сад ходят детишки, есть у них свой коллектив,

Чтоб он очень подружился, веский нужен нам мотив.

Предлагаем Вам ответить на вопросы о себе,

О своем родном ребенке и о принципах в семье,

Чтоб дружили в группе дети, лучше быть поближе нам -

Самым первым и надежным, близким, дорогим друзьям!

Приглашаем к разговору о проблемах воспитанья,

На игре мы остановим наше взрослое вниманье...

Ведь мы все из детства родом, и, как Чаплин говорил:

«Никогда не будешь взрослым, коль ребенком ты не был».

И поэтому, сегодня предлагаем вспомнить Вам,

каким были вы ребенком, рассказать об этом нам нам...

Вместе с Вами поиграем, дружно вечер проведем,

И себя другим покажем!?

Каждый вспомнит, кто о чем?!

А для этого вас просим откровенно отвечать

И активное участье в нашей встрече проявлять.

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? - ИГРА!

1. Как вы относитесь к игре?

2. Есть ли у вас возможность и желание заниматься с собственным ребенком?

3. Много ли времени вы уделяете сыну (дочери)?

4. Играете ли вы с ребенком всей семьей?

5. Кто больше в семье играет с ребенком: папа? Мама? Бабушка?
Дедушка? Другие лица (няня, соседи, дворовая среда)

6. Умеет ли ваш ребенок самостоятельно организовать свой досуг?

7. Какие игры предпочитает ваш ребенок?

8. Проводите ли вы выходные дни с ребенком на природе?

9. В какие игры любите играть во время отдыха?

10. Как вы относитесь к спортивным играм?

Какие из них интересуют именно Вас и Вашего ребенка?

11. Помните ли вы себя в возрасте вашего ребенка?

12. Какая игрушка была вашей самой любимой?

13 . В какие игры вы играли?

14. О чем вы мечтали? Кем хотели стать?

15. В какие игры играли во дворе с ребятами?

16. Сможете ли Вы в какую - либо из игр предложить сыграть другим семьям или

Одногруппникам вашего сына (дочери)?

17. Помните ли вы своего воспитателя?

18. Готовы ли к дальнейшему сотрудничеству с воспитателем?

19. Чем именно вы готовы помочь своему ребенку оставить яркие
впечатления о детском саде?

Благодарим за ответы!

Ждем Вас и членов Вашей семьи на родительском собрании «Все мы родом из детства »


Список используемой литературы

1. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

2. Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др. Воспитателю о работе с семьей, «Просвещение», 1989.

3. Е.А.Пожиленко. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2006.

4. А.И.Сорокина. Дидактические игрыв детском саду.Издательство:Просвещение, 1982.

5. В. А. Степанов. Сказочные загадки. Издательство Фламинго, 2011.

6. Е. И. Удальцова. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников , Минск, 1976 г.

7. О.Н. Арсеневская. Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, Учитель, 2011 - 204С

8. М.А. Панфилова. Игротерапия общения., М.,2001.

9. О.Е.Смирнова. Ребенок - взрослый - сверстник., М.,2004.

10. Интернет - ресурсы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

Деловая игра

с родителями средней группы

Тема : Мы такие разные

Разработчик: Аксютова Светлана Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Славгород-2016

Встреча родителей и воспитателей.

Тема: Мы такие разные…

Цель: способствовать формированию у родителей чувства ответственности

за своих детей и осуществлять тесное сотрудничество с ДОУ.

Рождение ребёнка - это очень важный шаг

в жизни каждого человека.

Воспитывая детей, нынешние родители

воспитывают будущую историю

нашей страны, а значит - и историю мира .

1. Выступление заведующей О.В.Фукс.

2 . Выступл ение воспитателя изо деятельности И.В.Веремей

3. Вступительное слово воспитателя. Слайд 1

Право ребёнка на семью. (Конвенция по правам ребёнка) Слайд 2

Семья – это отдельный мир, существующий по своим правилам и имеющий определенные традиции. Любые нормы, установленные внутри семьи, сказываются на его членах, а в особенности на детях. Так, существует ряд сложностей, которые мешают осуществить семье её воспитательные функции. Если женщина не только заботится о домашнем уюте, но и работает, на неё ложится двойная нагрузка, и это сказывается на членах этого маленького мира. Материальные трудности, жилищные проблемы, разрыв родственных связей и нехватка времени для воспитания детей и общения с самыми близкими людьми - всё это мешает семье нормально развиваться.

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого, умного и доброго ребенка, быть в его глазах и другом, и авторитетом. Семейное воспитание можно назвать фундаментом, на котором строится вся дальнейшая жизнь малыша. И от того, насколько качественным и твердым будет этот фундамент, зависит то, с каким набором ценностей вырастет ваш карапуз.

4. Деловая игра.

«Воспитание есть усвоение хороших привычек», - эту короткую фразу почти каждый начнет трактовать по-своему. Кто-то поймет её узкий смысл и начнет борьбу с плохими привычками ребенка, а кто-то пересмотрит свой образ жизни, свое поведение и этим начнет подавать правильный пример, тем самым воспитывая своих детей. Слайд 3

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми», - этими словами Оскар Уайльд говорит о том, что самое главное в воспитании детей – это любовь к ним. Но любовь разумная, когда ребенок чувствует, что вы уважаете его, поддерживаете, советуете, а не приказываете. В ответ дети будут прислушиваться к вам, а значит, конфликтов станет меньше, и процесс воспитания принесет результаты.

Слайд4 «Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными: поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества».

Родители должны спорить между собой в спокойном, уважительном тоне и на чужом языке. Вы просто поразитесь, сколь благотворно это скажется на образовании ваших детей. Если вы не хотите, чтобы ваши дети вели себя или поступали неправильно в какой-либо ситуации, сами так не делайте.

Чем больше внимания уделяется воспитанию детей, тем культурнее общество. Слайд5

Детям нужны не поучения, а примеры взрослых.

Перед тем, как воспитывать малыша, воспитайте сначала себя. Вы поймете, насколько это трудно и как тщательно нужно стараться, давая новую жизнь этому миру.

УПРАЖНЕНИЕ «ДОБРОЕ СЛОВО»

УПРАЖНЕНИЕ «Доброе слово », помогло получить обратную связь, повысить самооценку. Присутствующие писали на листе-ладошке привлекательные, добрые качества, которыми обладают. Затем все ладошки оформили лучиками, и получилось «СОЛНЦЕ ДОБРА».

Такими вы хотели бы видеть своих детей. с присущими как и вам качествами.

Уважайте и прислушивайтесь к нему, это, несомненно, поможет раскрыть его уникальные или скрытые способности и повысит шансы на достижение большого успеха в жизни. Но стоит учитывать вид темперамента, так как тихоня никогда не станет слишком активным, а застенчивый ребенок не станет большим оратором.

Можно запросто нанести вред ребенку, наказав его, не объяснив истинную причину. В случае физического наказания, ребенок будет думать, что совершенно естественно бить того, кто слабее тебя. Такой поворот событий может повысить возбудимость и спровоцировать агрессию в дальнейшем. Именно поэтому должны быть гармоничными и взрослыми, иначе можно нанести серьезный вред. Слайд 6

Помните, что ребенок – такая же личность, как и вы. Нельзя использовать силовые методы воспитания, например, «потому что я так сказала и все», «иди в угол» или физическую расправу. Вы сформируете только слабую, агрессивную личность, которая не будет способна отвечать за свои поступки, не сможет добиться успеха в жизни и останется на задворках прогрессивного общества. Слайд7

Как родителям воспитывать ребенка?

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо. Эпохой раньше с ребенком обращались достаточно жестко и сурово. Правила игры не менялись столетиями, они были четкими и ясными. Сегодня, в отличие от прошлого, ни молодые родители, ни мудрые бабушки с дедушками, ни высококлассные специалисты понятия не имеют, как справиться с малышом, рожденным в эру высоких технологий. Родителям дают очень много советов, и это сбивает их с толку.

Резкие изменения происходят сегодня во всех сферах жизни. Стал другим образ жизни людей, их восприятие мира уже не такое, каким было раньше. Стремительное развитие информационных технологий повлияло не только на нас, но и на наших детей. Современный ребенок уже родился в новую эпоху, он более интеллектуально развит и все чаще предпочитает компьютер отдыху на природе или спорту.

Как бы там ни было, воспитывать ребенка родители должны с самого рождения. Проблемы в воспитании детей могут возникнуть, если мама и папа не понимают роли своего личного примера. Ведь процесс этот взаимный и не односторонний. И в то время, когда вы воспитываете малыша, он воспитывает вас.

Взаимоотношения между взрослыми и детьми должны носить воспитательный характер, а мы об этом, к сожалению, часто забываем. Проанализировав внутрисемейные отношения, психологи выделили способы эмоционального подхода к детям и контроля за их поведением. Если нарушается взаимодействие двух сторон в одном из измерений или в обоих, это ведет к неправильному развитию личности. Так, если ребенка сильно опекают и мало контролируют, в нём развиваются истерические черты характера. Это же самое происходит и при отвержении подрастающего поколения.

В то же время слишком настойчивый контроль, строгие требования и подавление инициативности ребенка ведут к формированию жестокого характера. В крайнем случае это может привести к самоубийству. Очень часто дети сбегают из дома и совершают антисоциальные поступки, когда в семье отсутствует всякий контроль и теплые отношения с родителями.

Методы воспитания детей

Чаще всего родители сталкиваются с проблемой выбора, по какому пути лучше пойти в воспитании малыша? Кому-то по душе демократия, другим нравится метод кнута и пряника, кто-то считает авторитарную линию общения наилучшей для ребенка... Мама может души не чаять в своем карапузе, баловать его, а вот папа – почти всегда строгий и требовательный. Бывает и наоборот.

В современной семейной педагогике можно найти информацию о множестве методов воспитания детей. Вот несколько наиболее популярных тактик:

Первый опыт поведения ребенок заимствует у своих родителей. Поэтому нужно показывать правильный пример, чтобы малыш смог усвоить его и принять как норму. Чаще же родители требуют от детей то, что не могут выполнить сами. Такое отношение формирует неуважение к взрослым и протест по отношению к ним.

Какие ошибки допускают родители при воспитании детей?

Каждый нормальный родитель мечтает вырастить своего ребенка сильной, уверенной в себе личностью и просто хорошим, добрым человеком. Однако эти желания сбываются далеко не всегда, и причиной всему является отсутствие почвы для взращивания индивидуальности ребенка – должного родительского воспитания. Сегодня мы поговорим про распространенные ошибки родителей в воспитании детей .

Часто мамы и папы, выстраивая взаимоотношения с ребенком, допускают множество ошибок. Обычно это происходит по причине незнания родителями педагогических принципов воспитания.

Результатом допущения промахов в процессе воспитания может стать нежелание ребенка идти на контакт с родителями, проявление негативных черт характера.

Основные ошибки родителей в воспитании детей Слайд 8

1. Постоянная опека. Эта самая распространенная ошибка среди родителей. Если новорожденный ребенок был желанным, взрослые начинают проявлять по отношению к нему чрезмерную заботу. Иногда стремление выполнить любой каприз ребенка переходит все возможные границы. Нужно запомнить, что гиперопека - это не желание любить ребенка, а стремление оградить его от самостоятельности. Такая забота плоха тем, что не дает малышу шансов на самостоятельное изучение мира. Чрезмерное присутствие родителей в жизни ребенка младшего возраста часто приводит к формированию стеснительности, неспособности защитить себя, беспомощности.

2. Воспитание детей исключительно методом «пряника». Это та родительская ошибка в воспитании, которой оправдания нет и быть не может. Винить в этом можно только взрослых, но никак не ребенка. Не воспринимая личности и не считаясь с мнением ребенка, родители проявляют по отношению к нему излишний авторитаризм. А это тоже жестокое поведение. Такое отношение заставляет ребенка действовать так, как выгодно ему. А это значит, что растет ещё один тиран. Здесь нужно помнить, что дети не забывают и часто не прощают такого отношения к себе, поэтому могут мстить самим же родителям. Счастливыми такие семьи, как правило, не бывают.

Такой подход приведет к развитию эгоистичности. Вряд ли удастся привить ребенку чувство благодарности, научить уважать чужие потребности, если постоянно поощрять все его капризы. Это одна из главных ошибок родителей в воспитании ребенка.

3. Недостаточное внимание к детям. Это одна из серьезнейших ошибок родителей в воспитании. Взрослые могут не уделять времени своему ребенку по причине устройства собственной личной жизни. Такое поведение родителей можно объяснить занятостью на работе или возникшим непониманием между старшим и младшим поколением. Часто пренебрежение детьми наблюдается в трудных семьях, где царит алкоголизм, наркомания и т. п. Но это не оправдание, чтобы не обращать на своего малыша никакого внимания. Ребенок, растущий в семье с пренебрежением, очень страдает, ощущая свою ненужность. Ему кажется, что он в этой семье лишний. В одних случаях пренебрежение выражается в отдельных моментах, в других - это полная незаинтересованность в судьбе малыша. Но в любой ситуации такое отношение родителей к ребенку может привести к нарушению его психики. Предоставленные сами себе дети вырастают чаще всего с установкой «я никому не нужен», они не хотят учиться, могут попасть под влияние плохих компаний.

4. Чрезмерная строгость. Ребенок, выслушивающий в свой адрес исключительно недовольство и запреты, вырастает закомплексованным и озлобленным. Не получая ласки и одобрения своих действий, он впоследствии может стать жестоким по отношению к другим людям.

5. Несовпадение модели поведения в семье с требованиями родителей к ребенку. Это означает, что действия родителей должны точно совпадать с теми правилами, которым они пытаются научить чадо. В противном случае добиться своего будет просто невозможно, ведь семья – главный пример выстраивания отношений и соблюдения норм поведения для ребенка.

6. Чрезмерная требовательность к ребенку. Нежелание родителей видеть в своем чаде личность, индивидуальность, учитывать его потребности и желания может привести к двум отрицательным последствиям:

ребенок просто откажется выполнять все предъявляемые требования и сделает все возможное, чтобы разозлить родителей;
ребенок, постоянно угождая окружающим, никогда не сможет научиться прислушиваться к своим желаниям. Ни к чему хорошему это не приведет – человек будет постоянно испытывать чувство неудовлетворенности жизнью.

7. Непоследовательность действий воспитательного процесса. Другими словами, любое установленное правило должно быть незыблемым и выполняться при любых обстоятельствах. В случае несоблюдения этого условия у ребенка возникает чувство безнаказанности, у него формируется убеждение, что у всех правил есть исключения.

8. Непредсказуемость в проявлении эмоций к действиям ребенка. Это вызывает развитие неуверенности и нестабильности в отношениях с другими людьми. Да, существуют и такие родители. У них часто меняется настроение, что приводит к изменению отношения к детям. Ребенок не может предвидеть, что выдаст мама или папа в следующий момент. Чаще всего за один и тот же поступок родители могут как похвалить ребенка, так и наказать его.

Что же происходит с детьми? Они уже неуверены ни в чём. Малыши не знают, надеяться им на родительскую любовь или нет. Частым спутником ребенка является неуверенность в себе. Во взрослой жизни у таких людей отсутствует чувство стабильности. Никогда не совершать ошибок в воспитании детей, наверно, невозможно. Слайд 9 Помните, что главная задача родителей – любить свое дитя, принимать его со всеми недостатками и поощрять достоинства, тогда избежать возможных промахов будет гораздо легче! Теперь вы знаете про распространенные ошибки допускаемые родител ями в воспитании детей.

ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ - ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.

Природа человеческих (родительских) отношений.

Каким будет этот мальчик лет через десять лет? Возможно, ему не захочется проявлять инициативу, он будет испытывать трудности в общении и чувствовать себя неуверенно, ему сложно будет иметь и отстаивать свое мнение…
А может быть, он, наоборот, будет разными неконструктивными способами привлекать к себе внимание, идти напролом, доказывая себе и другим, что он может, имеет право на самовыражение…
В любом случае подобное поведение ребенка – результат попустительского отношения родителей.

Ситуации 1

1. Отец на выставке в музее громко и бесцеремонно указывал сыну дошкольного возраста, к какому изделию подойти, уверенно комментировал их достоинства и недостатки, он постоянно делал ребенку замечания, типа «встань прямо», «убери руки из карманов» и т.п. – стиль общения, какие ошибки?

1 )Авторитарный родитель, принимая все решения и подчиняя ребенка своей воле и авторитету, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием, ограничивает его самостоятельность. Если ребенок силен духом и социально активен, то, возможно, в подростковом возрасте, он будет сопротивляться и проявлять агрессию. Робкие, неуверенные в себе подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, а, напротив, проявляется подозрительность, постоянная настороженность и даже враждебность к окружающим.

2. На детской площадке гуляет мама со своей маленькой дочкой. «Только что это за гуляние?» - удивилась бы малышка, если бы умела говорить. «По лужам не ходи, ты же девочка! Песок не раскидывай – замараешься! Опять упала, а я тебе говорила: ходить надо с мамой за ручку. Мороженку хочешь? Пойдем, я тебе куплю…»

2) . Мама проявляет гиперопеку, т.е. стремится постоянно быть рядом с ребенком, решает за него все проблемы, постоянно тревожится, что с ребенком может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости ребенка, с другой – к формированию у него тревожности, инфантильности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

3 . По радуге не без помощи мамы карабкается малыш. Он крепко держится руками за холодное железо, опираясь уверенно ногами о перекладину. Конечно, чего ему бояться, ведь мама поддерживает его руками. Малыш с каждой перекладиной поднимается выше, а мама уже еле до него дотягивается. И наступает момент, когда невысокого роста мама уже не может помочь сынишке, а карапуз уже не может ни подняться дальше, ни спуститься. И они начинают вместе смеяться! Бесценные мгновения глубочайшего единения взрослого и ребенка, когда объединяет их радость познания жизненного пространства и своих возможностей. Не часто увидишь таких искренне счастливых членов семьи. Я спросила разрешения помочь в их непростой ситуации и получив добро, помогла малышу спуститься на безопасное место. Глаза ребенка блестели от пережитых ощущений.

3) Таким образом, возможно неосознанно, мама учит ребенка доверию всему его окружению, повышает его конструктивную активность в освоении мира. Именно в такие моменты укрепляется эмоциональный контакт, который не купишь ни за какие деньги. Гуманное отношение к другим людям в , способствует теплая тесная связь родителей и детей. Это яркий пример гармоничных семейных отношений, где учитываются желания и потребности друг друга, где к ребенку проявляют безусловную любовь и уважение.

Случай в автобусе. В это время "передний" ребенок радостно теребил в руках только что купленную упаковку фломастеров и спрашивал у мамы: "А когда мы приедем домой, то нарисуем радугу?" Мама с теплой улыбкой отвечала:"Конечно, нарисуем. А ты помнишь, какие цвета у радуги? Ну-ка, давай-ка повторим. Какой первый цвет? Кра..." "Красный!" "А за ним идет о..." "Оранжевый! Маам, а можно я нарисую радугу других цветов?" "Ну конечно можно! Какими цветами ты ее нарисуешь?"

Малыш стал перечислять цвета...

КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ? Ситуация 2

1) Ехала как-то в маршрутке, там была мама с ребенком, который рыдал, причем довольно наигранно, на всю маршрутку. Как я поняла по исходившему на нет терпению кондуктора и пассажиров, это происходило уже довольно таки длительное время. В это же время мама спокойно сидела и разговаривала со своей подругой, иногда покрикивая на ребенка. Всю дорогу, пока я ехала с ними, ребенок истошно надрывался, даже кондуктор и люди вокруг начали делать ей замечания, но она толком не реагировала.

2) Другой случай в маршрутке. Мама с ребенком сидели, а папа стоял рядом. Вдруг ребенок начал плакать, папа взял его на руки и начал его отвлекать. Не сюсюкаться, а просто говорить с ним, спрашивать что случилось, показывать что-то на улице и ребенок успокоился. Девушка хотела уступить им место, но он отказался, а потом начал просить ребенка, чтоб та поблагодарила тетю, в итоге малышка начала говорить спасибо всем, кто был рядом, что улыбнуло всю маршрутку.

3) В автобусе едут мама с ребенком (4-5 лет) . Ребенок что-то спросил у мамы, а она молчит.Тогда он, как и все дети, стал добиваться ее внимания, настойчивым и противным голосом протягивая: "Мааам!" Так он повторил несколько раз, пока мама не психанула, не наорала на него, а потом, обвинив ребенка в том, что из-за него они чуть было не пропустили свою остановку, схватила его за руку и волоком потащила к выходу.

В общем, я прямо-таки вижу, какими станут эти дети, когда вырастут, ибо дети все же большей частью являются зеркалами своих родителей.

М ожно приводить бесконечные примеры проявлений таких разных нас, родителей. Важно понимать, какими будут наши дети после нашего влияния на них.

Самое главное, что нужно малышу для нормального развития - это счастливые родители. И, как говорил известный писатель Оскар Уайльд, лучший способ правильно воспитать детей - это сделать их счастливыми.

ИГРА «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ»

Я предлагаю одному из вас рассказать стихотворение людям, которые ничего не слышат, но хорошо понимают язык жестов, мимики. Помните, что осуществляя перевод важно следить за выразительностью движений и мимикой.

Предлагаемые стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку.»

«Мячик», «Зайка».

Воспитание детей – непростая задача. Необходимо помнить о том, что вы несете ответственность за подготовку детей к «большой жизни». Время и терпение, которые вы тратите на ребёнка сегодня, найдут применение в его взрослой жизни. Слайд 10

Пусть в вашем стремлении стать хорошими родителями всегда будет общая идея - любовь к детям, доверие и уважение, бережное отношение к миру детства.

Презентация: «10 самых ценных советов» (для род ителей) Слайд11

Деловая игра для родителей «Гармония общения»

Пляскина Елена Прокопьевна

педагог-психолог

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 28»,

Психолого-педагогический центр «Лад»

г. Чита

Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми .

Игра-разминка . Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Начать хочу со сказки.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,

а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

Так проходил день за днем, и вот…

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка - созидательную или разрушительную.

Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".

Давайте вспомним функции родительства.

Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка

Обеспечение безопасности

Обеспечение адаптации к жизни

Воспитание ребенка

Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет.

Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.

Метод проекции: Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.

Например:

Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.

Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.

А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.

Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.

Упражнение «Список правил»

1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.

2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.

3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.

Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?

Чего же ребенок ждет от родителей?

Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.

Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :

то, что мы хотели сказать,

что сказали,

что услышал собеседник,

что он понял,

что хотел сказать в ответ,

что сказал,

что мы услышали

и как его поняли .

Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов . Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.

Как мы слушаем детей и разговариваем с ними - целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.

Игра «Передай другому».

Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.

Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить . Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать . И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?

Притча о понимании.

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

А на каком языке вы говорите?

Все молодое поколение говорит на тарабарском.

А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

Мы у них не спрашивали.

Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать

Игра «Пойми меня»

Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача - определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки -все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка), я чувствую… (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу объяснение».

Освоение техники «я-высказывания»

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка.

Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. "Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня".

Давайте поиграем в переводчиков . Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: « Я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я даю небольшую методичку, которая поможет вам.

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.)

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь?

Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко» г. Усть-Илимск 2016 г.

  • Шаяхметова Ольга Александровна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория.
  • Затопляева Любовь Герасимовна, воспитатель, первая квалификационная категория.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

  • Актуализировать понятие «вежливость» .
  • Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
  • Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

Форма проведения: деловая игра.

Участники: учитель-логопед, воспитатели и родители средней группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Брусничка» .

Ход мероприятия

Добрый вечер всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы рады видеть вас в этом уютном зале. И сегодняшнюю встречу мы посвящаем таким прекрасным человеческим качествам как доброта и вежливость. При входе в зал вам давали цветные смайлики. Участники со смайликами желтого цвета – 1-ая команда, со смайликами зеленого цвета – 2-ая команда. Также вы должны придумать название своей команды, которое будет соответствовать теме нашей встречи (родители предлагают названия своих команд) .

Доброта, милосердие, воспитанность создают основу человеческого счастья. А сейчас мы предлагаем каждой команде собрать картинки из частей и прочитать пословицы, написанные на них:

  • «Вежливости открываются все двери» .
  • «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» .
  • «Доброе слово лечит, а злое калечит» .
  • «Ласковым словом и мед растопишь» .

Супер! Молодцы!

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 15 века слово «веже» означало «знаток» , т.е. человек, который знает правила приличия.

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная добрая страна.
Если будем вежливы
Каждый день и час -

Станет мир счастливее
В миллионы раз!

Мы приглашаем вас в город Вежливости. И наше путешествие начинаем с аллеи «Добрых слов» . В речи воспитанного человека всегда есть слова, которые мы называем волшебными, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Давайте их вспомним. Закончите начатую фразу вежливым словом.

Игра «Доскажи словечко»

  • Встретив зайку, ёж–сосед говорит ему: … Привет!
  • А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик … здравствуй!
  • Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, но сказал он … извини.

  • Толстая корова Лула ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова, мы ей скажем: …Будь здорова!

  • Муха Жу, хоть не хотела, в скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти скажут: …Доброго пути!

  • Бык ромашек накосил и барана пригласил.

Тот один съел угощенье, но сказал …Прошу прощенья!

Класс! Я рада за вас!

Обратите внимание на экран. Герои сказок тоже говорили вежливые волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет сказочным персонажем и произнесет нужные слова:

  • Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? (По щучьему веленью, по моему хотенью) .
  • Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот 6азилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс» ) .
  • В сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели» )
  • С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!» )

А это переулок «Хороших манер» .

Вежливость – это искусство вести себя в обществе и без знаний этикета нам не обойтись. А вот и красивый, умный, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, сладкоежка Карлсон, который все знает о культуре поведения.

Предлагается игра «Чудесный горшочек» . Команды достают по очереди из горшочка вопросы о правилах поведения за столом и озвучивают свои ответы:

За стол нужно садиться:

а) в шапке;

б) в пальто, варежках;

в) сняв верхнюю одежду и вымыв руки.

Косточки из компота и фруктов:

а) плюют на стол;

б) аккуратно выплёвывают на ложечку и кладут на блюдце;

в) выплёвывают в руку.

Во время еды:

а) можно разговаривать с набитым ртом;

б) сначала нужно проглотить пищу, а потом что-то сказать;

в) важно откусывать пищу большими кусками.

После еды губы и руки вытирай:

а) салфеткой;

б) о свою одежду;

в) о скатерть.

За столом некрасиво:

а) сидеть, согнувшись;

б) класть локти на стол;

в) сидеть на согнутых ногах.

Когда пьёшь чай:

а) ложку оставляй в стакане;

б) всё время размешивай чай ложкой;

в) размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Молодцы! Класс!

А сейчас мы подходим к улице «Воспитание» , нас встречает очаровательная и несравненная леди Совершенство - Мэрри Попинс.

Родители – это самые главные люди в жизни малыша. Именно от их компетентности в вопросах воспитания во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его успешность. Вам предложены ситуации, которые часто возникают в жизни. Вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение.

Ситуация № 1.

Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!

Но ведь ты маме тоже так говорил!?

Да как ты смеешь отца учить?

Вмешивается мать:

Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.

Дайте оценку поведения всех членов семьи.

Ситуация № 2.

Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась» , «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны» , - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях.

Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?

Ситуация № 3.

Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая, живет по принципу: «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком.

Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?

Ситуация № 4.

Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть.

А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой.

Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость и нужно ли это ему?

Игра-разминка

А сейчас всех приглашаем в круг. Если ведущий называет слово, подходящее к понятию вежливый, то все участники идут по кругу (под музыку) , если называется слово, подходящее к понятию невежливый, то хлопают в ладоши и поворачиваются в другую сторону.

Слова: вежливый, дерзкий, воспитанный, грубый, тактичный, деликатный, циничный, корректный, галантный, некультурный, внимательный, наглый, обходительный, невоспитанный, уважительный, неприветливый, заботливый.

Быстро летит время, растут дети и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. Какие бы советы вы им дали? От каких ошибок вы бы их предостерегли? Давайте продолжим фразу: «Чтобы ребенок рос воспитанным, родителям надо…» (родители передают друг другу игрушку-солнышко и говорят советы) .

Мы в парке Комплиментов.

Известная поэтесса Агния Барто в одном из стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» . Каждой команде предлагается назвать слова-комплименты для команды соперников (музыка») .

Прекрасно!

Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения. Как говорит пословица «дети растут не от хлеба, а от радости» (родителям предлагаются «70 способов похвалы ребенка» ) .

Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города – площади Добра. И в память о нашем путешествии давайте подарим жителям дерево Радости, которое сделаем сами (музыка) .

«Невоспитанный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» .

Воспитан ли мой ребенок, присущи ли ему вежливость, чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения (на память родителям вручаются маленькие солнышки – частички доброты, любви и вежливости) .

Всем большое спасибо! До свидания. Всего Вам доброго.

Интернет-ресурсы:

  • Лебедева Е.Г. Внеклассное мероприятие «Путешествие в город Вежливости» .
  • Шевчук Н.В. Игровой классный час «Школа вежливых слов» .
Загрузка...