aracs.ru

Духовная жизнь населения кубани в конце хviii – хх в.в.: динамика и традиции народной культуры. " Православие на Кубани в современных условиях" план-конспект урока по краеведению (10 класс) на тему сфере приобретает особое звучание

Цель урока :

Ход урока

Слайд

Ученики:-

Слайд с темой

Какие храмы знаете вы?

Учитель:

Ну, а веру превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять,

Дикий край обживать

Целину поднимать суждено.

Учитель:

Учитель:

Слайд по статистике района

Учитель:-

Слайд «Благочиние»

Слайды с монастырями

Учитель:-

О родине - негромко говорю:

Она моя отрада и ограда,

Дай сил нам жить,

Не мудрствуя лукаво,

Кубань – моя родная сторона,

Кубань - моя родная сторона.

Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Тема урока «Православие в современных условиях».

Цель урока :

  1. Развитие мышления, памяти, внимания. Выявление знаний учащихся, формирование духовно-нравственных ценностей.
  2. Воспитание положительного отношения к историческому прошлому и настоящему своей станицы. Знакомство с информацией по православию на современном этапе в Краснодарском крае.
  3. Активизировать познавательную деятельность в изучении искусства Кубани.

Оборудование к уроку: Музыкальная запись Гимна Кубани, запись колокольного звона, презентация по содержанию урока, таблички для словарной работы.

Предварительная работа: Подготовка учащимися сообщений по истории Свято-Георгиевского храма ст.Варениковской и храмов Краснодарского края.

Ход урока

  1. Урок начинается под музыку Гимна Кубани.

Учитель:- Наш урок начался с прослушивания Гимна Кубани.

Для многих –это место является малой родиной.

Слайд

Чтение слайда со словами В.Распутина.

Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племён и народов. С переселением сюда казаков, началось формирование современного населения края.

А что же принесли с собой казаки?

Ученики:-

Слайд с темой

Тема сегодняшнего урока «Православие на Кубани в современных условиях»

Учитель:- На рубеже 90-х годов прошлого века, возвращалось имущество церкви, восстанавливались старые и строились новые храмы. На Кубани весомо заявило о себе казачество, воскресли забытые национальные традиции.

Наверное, в России мало мест где нет православного храма. С храмами связана история, с их возвращением связываем наше будущее.

Какие храмы знаете вы?

Сообщение учащихся о храмах Краснодара, о первом православном храме на Тамани

Учитель:

- Чтил казак и царя и Отечество,

Ну, а веру превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять,

Дикий край обживать

Целину поднимать суждено.

Учитель: - А храм ст. Варениковской, что вы знаете о нём?

Сообщение учащихся о варениковском храме.

Учитель: Перефразируем слова известного поэта «Если храмы восстанавливаются, значит это кому-нибудь нужно, причём ни кому-нибудь далёкому, а нам с вами.

Слайд с патриархом и митрополитом

7.09 1990 года новым патриархом был избран Алексий II именно при нём и началось восстановление русского православия в нашей стране. Кубанская православная церковь не осталась в стороне от процессов возрождения. Главой Кубанской и Екатеринодарской Епархии с 1987 г. Является митрополит Иссидор (Кириченко).

В городах и районах края прежние храмы, занятые под различные нужды стали ремонтироваться и освящаться.

Слайд с храмом Варениковской.

Заметно похорошел и преобразился наш станичный храм. Проведена реконструкция купола, крыши, построена новая колокольня, церковная лавка и многое другое. И всё это проделано во славу Господа.В последние годы было восстановлено и построено много новых храмов, только в нашем районе за последние 10 лет из 10 действующих храмов из них-2 старых и 8- новых.

Слайд по статистике района

Учитель:- Екатеринодарская и Кубанская Епархия делится на 22 благочиния

Слайд «Благочиние»

А кто в нашем Крымском районе руководит благочинием? А кто настоятель нашего храма?

Но если говорить о православии то это не только храмы и часовни, но ещё и монастыри. Из всех действующих на Кубани монастырей первым открылся в 1992 г Свято-Духов мужской монастырь в Тимашевске. Из женских Свято-Успенский в Кореновске в конце 1992г. Вместе с местным священником руками первых послушниц был восстановлен дореволюционный особняк. Открыты также монастыри в г.Сочи, Апшеронске, Роговской.

Слайды с монастырями

Учитель:- Сегодня мы говорили о православии на Кубани в прошлом и настоящем времени. И закончить сегодняшний урок, хотелось бы словами поэта.

Чтение стихотворения под колокольный звон.

О родине - негромко говорю:

Ведь о большой любви кричать не надо.

Она моя отрада и ограда,

Скажу о ней – молитву сотворю:

Будь вечно в благоденствии и славе,

Дай сил тебе Всевышний мир хранить,

Дай сил нам жить,

Не мудрствуя лукаво,

И пред тобой себя не уронить!

Кубань – моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно.

В трудах своих ты будь благословенна,

Кубань - моя родная сторона.

Домашнее задание

Заполнить таблицу « Храмы и монастыри Кубани»

  1. Указать пять любых храмов Краснодара
  2. Указать 2 храма Крымского района
  3. Указать 3 монастыря Краснодарского края

Лекция 6. Особенности религиозности казачества Религиозность составляла основу духовных воззрений кубанских казаков. Девиз "За веру!" они унаследовали с Запорожья и Дона, сохранили его, отправляясь на Кубань оберегать русские границы от людей иной, нехристианской веры.


Особой религиозностью отличались черноморцы Удовлетворение религиозных потребностей в их жизни играло очень важную роль. Корни этого явления идут из традиций Запорожской Сечи. В Запорожье, когда принимали новичка в казачье братство, одним из главных условий было, чтобы он исповедовал православную веру.


Защита веры предков и православной церкви составляла основу всей жизни запорожцев. - Под влиянием истинно религиозного чувства некоторые из запорожских казаков, чуждаясь веселой, шумной и вольной жизни в Сечи, уходили в дремучие леса, береговые пещеры, речные плавни и там "спасались о Христе". - Некоторые строили в своих зимовниках часовни, скиты, в собственных жилищах отделяли особые "божницы" и т.д. - Представители войсковой старшины держали при себе греческих и славянских монахов, пользовались их советами и старались жить согласно их указаниям.


Дары казаков храму Свидетельством большого усердия казаков к храму божьему являлись их частые завещания своего имущества, на случай смерти, в пользу церкви и духовенства, пожертвования и вклады в монастыри и приходские церкви деньгами, книгами, сосудами, иконами, крестами, колоколами и др.


Походные храмы Сразу по прибытии на Кубань черноморцами была устроена походная церковь из материи. Синод по приказанию императрицы Екатерины II указом 4 марта 1794 г. постановил причислить Черноморию к Феодосийской епархии и дал общие указания об устройстве церквей и организации духовенства.


Религиозность запорожцев и их преемников – черноморцев – подчеркивалась тем, что все важные дела казаки начинали с молитвы, носили при себе нательный крест и верили в его спасительную силу. Во время богослужения казаки держали себя благопристойно. При чтении Евангелия запорожцы выпрямлялись во весь рост, брались за эфесы сабель и вынимали лезвия до половины из ножен – в знак готовности защищать оружием слово Божие от врагов христианской веры. На Кубани этот обычай несколько трансформировался: холодное оружие наполовину вынималось из ножен перед входом в храм.


Строительство храмов В выборе мест для построения своего храма казаки руководствовались не только стратегическими соображениями, но и художественными, в особенности религиозным чувством. На самом красивом и открытом месте они возводили церковь, а уже потом сооружали другие, необходимые для жилья постройки: "Пусть красуется храм Божий в небесной высоте и пусть святые молитвы несутся об нас прямо от земли до престола господа Бога".


Строительство войскового храма на Кубани Поселившись на Кубани, бывшие запорожцы – черноморцы, прежде всего, начали строить войсковой собор в Екатеринодаре. Чтобы сохранить память о родном Запорожье, о старине, предполагалось построить собор по образцу существовавшего в Сечи храма, но в более крупных размерах. Закладка церкви Воскресения Христова прошла летом 1800 г. В 1802 г. храм был освящен



Своеобразие религиозности казаков На Кубани во второй половине XIX в. относительно религиозности казаков говорили: "Если казак поставил Богу свечку, отправил молебен всем святым, то он уже и себя считает святым«. Митрополит Евлогий, отмечал: "Казак верит просто, не углубляясь в тайны веры, верит консервативно, но крепко, любит свою Церковь всей душой и ни за что ей не изменит


Заключение Любое обновление богословского учения или внутрицерковной жизни казаки воспринимали как посягательство на веками сложившиеся православные традиции. В годы становления Советской власти казачество встретило "в штыки" жестокую борьбу с церковью и религией. В некоторых станицах казаки забирали своих детей из школ на том основании, что было отменено преподавание Закона Божьего. Казаки протестовали против закрытия церквей и превращения их в клубы. В нынешних условиях религия как часть духовной жизни возрождается на постсоветском пространстве, как возрождается и казачество.

В 2016-2017гг. в конце учебного года в классах школ Краснодарского края с 1 по 11 вводится новый раздел предмета «Кубановедение» - «Духовные истоки Кубани». На них выделят четыре часа в мае, говорится в Методических рекомендациях для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016-2017 учебном году.

«Реализация раздела предполагает вовлечение родителей, активное взаимодействие с представителями РПЦ и других социальных институтов», - поясняется в документе.

Программа «Духовных истоков Кубани» создавалась в тесном взаимодействии с Русской православной церковью, рассказала РБК Юг министр образования и науки Кубани Татьяна Синюгина.

«Мы разрабатывали эти уроки вместе с нашей епархией, институтами, учителями истории и кубановедения. Выбор тем серьезно обсуждался с протоиереем, руководителем религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии Александром Игнатовым. В итоге мы отобрали темы, которые с одной стороны, достаточно интересны и насыщены с исторической точки зрения, с другой - передают духовно-нравственные традиции. Например, детям расскажут о первых храмах на Кубани или православных традициях кубанской семьи», - пояснила она.

В рамках одного учебного года каждый из четырех часов будет выделен для отдельной темы. Например, в первом классе предлагается рассказывать о послушании родителям, традициях казачьей семьи, воскресной школе и духовных святынях малой Родины. Второклассники узнают про поклонные кресты, «духовные родники жизни», красные углы в избах и священный долг по защите Родины. Ученикам третьего класса расскажут о святых источниках Кубани, особенностях архитектуры православных храмов, святых покровителях и о материнском подвиге Пресвятой Богородицы. Затем темы будут усложняться и углубляться - так, со старшеклассниками обсудят «смысл жизни в понимании христианина» и основы социальной концепции РПЦ.

Декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики КубГУ Вероника Гребенникова считает введение курса духовных истоков полезным. «Такие разделы и предметы нужны. Другой вопрос, как они будут реализовываться на практике. При составлении программы, в частности, требуется учитывать возраст детей», - поделилась она.

Появление курса «Духовных истоков Кубани» в школе является положительной тенденцией, уверен православный активист Роман Плюта.

«Это нововведение я оцениваю только положительно. Что может быть плохого в том, что наши дети станут чище и духовно богаче? Последние исследования показали, что школьники сейчас плохо знают русскую классическую литературу. В советские времена был целый блок, в рамках которого не только читали, а изучали моральные проблемы, которые закладывали авторы. А сейчас проходят в сокращенной программе, просто пробегают произведения. Может быть, хотя бы таким путем школьники получат дополнительные знания», - говорит он.

По мнению же историка и краеведа Виталия Бондаря, необходимости в дополнительном разделе нет.

«Я вижу в этом проекте идеологическую подоплеку. У нас уже есть история, география и литература, в рамках которых можно изучать Кубань во всех ракурсах. Есть тут некие двойные стандарты. Сейчас Россия - это светское государство, и религиозное образование возможно вне школы. А этот предмет входит в основную программу и не является факультативом. С другой стороны, Краснодарский край позиционируется как многонациональный и мультиконфессиональный регион. И подобные предметы не учитывают взгляды представителей других религий или атеистов», - прокомментировал он.

«Мне кажется некорректным и название. Что значит «Духовные истоки Кубани»? Черноморское побережье уже давно дистанцируется от Кубани и отделено даже географически. Там другой менталитет, другой экономический уклад, несмотря на то, что мы относимся к одному региону. Если же говорить о духовной истории региона, то у нас есть богатейший пласт, существовавший до христианства. В частности, коренное население - это черкесы, изначально язычники, которые впоследствии приняли мусульманство. С исторической точки зрения некорректно игнорировать это», - отмечает Виталий Бондарь.

Напомним, в начале августа 2016г. губернатор Кубани Вениамин Кондратьев сообщил о том, что во всех общеобразовательных учреждения региона создадут казачьи классы. На тот момент в Краснодарском крае уже создано более 1700 казачьих классов, в которых учится порядка 40 тысяч детей.

Актуальность проблемы исследования определяется глобальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и духовной. В условиях обновления и демократизации общества большое научно-теоретическое и практическое значение приобретает исследование основных закономерностей и особенностей формирования искусства в социокультурном пространстве конкретного региона.

В современных условиях значительно вырос интерес к феномену культуры, что обусловлено поиском ценностного гуманитарного содержания и смысла жизни. Современной наукой установлено, что человек конца XX века подчиняется законам культурной коммуникации. Осмысление и реконструкция прошлого помогает человеку найти опору в тех культурных ценностях, которые лежат в основе будущего развития и совершенствования культуры.

Культура понимается нами как совокупный способ и продукт человеческой деятельности, реализующейся в процессах опредмечивания и распредмечивания, и предстающей в связывающей эти предметы форме, а изобразительное искусство как особый тип освоения человеком мира, образная модель мироздания и самосознание культуры.

Изучение искусства в контексте культуры проводится нами с позиций влияния типа культуры на общее развитие искусства. Общетеоретическая концепция типологического развития культуры по отношению к кубанской культуре и искусству позволяет выделить характерное преобладание канонической культуры в конце XVIII середине XIX в., а динамической во второй половине XIX начале XX в. Отсюда, в каждый из указанных периодов, господствовал определенный тип художественной деятельности: в начале народное искусство, а затем профессиональное.

XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Разнообразием и богатством отличалась традиционная народная культура Кубани второй половины XIX – начала XX в. Ее своеобразие проявлялось в устройстве поселений и жилищ, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах и во многом другом.

Духовное наследие кубанского казачества
было самобытным и оригинальным. Оно совмещало южнорусскую и украинскую традиции. Характеризуя кубанских казаков, дореволюционные источники сообщали: «Отличаются трудолюбием, честностью, общительностью, но лучшая черта у них — радушие в принятии странных»; «характера преимущественно тихого и доброго, склонны более к храбрости в военных действиях и джигитовке».

Все заметные события духовной жизни кубанских казаков были так или иначе связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу и благодарственным встречали. Возвращаясь со службы, казаки складывались и обязательно покупали подарок для церкви. Екатеринодарские храмы были полны таких даров. Православие делило календарное время на трудовое и празднично-ритуальное, определяя тем самым ритм жизни. «Знают [казаки] о происхождении религии от Иисуса Христа, – говорилось в одном из старых документов. – Некоторые знают о Вселенских соборах. Многие понимают и знают значение Вечерни, Утрени и Литургии. Прекрасно и со вниманием читают молитвы не только пожилые, но и малолетки, как, например: Царю небесный, Отче наш, Верую и Помилуй мя, Боже, и прочие».

Хранителями обычаев выступали старики. Не занимая никаких официальных должностей, они всегда играли огромную роль в формировании общественного мнения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, при них казаки строевых возрастов стояли по стойке «смирно», нестроевых возрастов и без формы -сняв шапки. К старшим обращались только «на вы». Благодаря устной традиции передачи информации от деда к отцу, от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру. Так же поступали казаки, когда хотели сохранить память о каком-нибудь знаменательном событии своей истории. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, по два-три человека от каждого, с тем чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Со временем эти мальчики становились отцами и передавали все увиденное своим детям. Те впоследствии доносили услышанное до своих детей. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей истории и культуры.

Велико было значение и любительских драматических театров. В феврале 1876 г. «Кубанские областные ведомости» сообщали о спектаклях, прошедших в расположении штаба Екатеринодарского полка в ст. Хадыженской: «Вместо «Тактики» Левицкого и «Военной игры» Скуроревского, до сих пор сосредотачивавших на себе внимание и интерес общества офицеров полка, появилась не менее интересная игра, но только уже не на тактических планах, а на сцене — гг. Котлярова, Лагунова, г-жи Копалевой и др. любителей; словом, у нас устроились любительские спектакли … Особенно удачно прошли малороссийские спектакли. Нижним чинам-черноморцам, из которых главным образом состоит полк, эти пьесы, как более понятные, доставили большое удовольствие. «Оттак нашего брата вси жинки надувают…» -слышалось из задних рядов во время представления … Дальше, говорят, спектакли будут идти на пользу Босняков и Герцеговинцев; благо, за которое вообще нельзя не выразить признательности лицам, принимавшим участие в спектаклях наших».

С 1894 г. в Екатеринодаре, Ейске, Армавире открываются «синематографы».

Музыкальная культура Кубани представляла собой целостное художественное явление. Во второй половине XIX — начале XX в. шел процесс снижения роли и значения народной музыки в жизни кубанцев (особенно городских жителей) и расширения влияния профессиональной музыки. Но в печати все чаще появлялись статьи, призывавшие беречь песни, воплощающие народный дух, самобытность и историческую память казачества. В 1870-х годах собиранием народных песен занималась Л.И. Кармалина, супруга начальника Кубанской области, известная камерная певица, ученица М.И. Глинки и А.С Даргомыжского. В декабре 1873 г. она по просьбе М.П. Мусоргского послала ему из Екатеринодара несколько песен, записанных от казаков-старообрядцев. Издание народных песен осуществил Аким Дмитриевич Бигдай, мировой судья и музыкант-любитель. Труд, за который взялся Бигдай, выходил за чисто культурные рамки и приобретал общественное значение: в условиях быстрого увеличения численности иногороднего населения в Кубанской области проявилось обостренное желание казачества защитить и сохранить свое самосознание, в том числе и с помощью самобытной песенной культуры. Четырнадцать выпусков «Песен кубанских казаков» А.Д. Бигдая вызвали живой отклик общественности и прессы.

Более столетия центром распространения церковного певческого искусства являлся Войсковой певческий хор. Наибольший вклад в развитие хора внесли регенты М.И. Лебедев, Ф.М. Дунин, М.С. Городецкий, Г.М. Концевич, Я.М. Тара-ненко. По численности, составу, образцовой организации, редкостному подбору голосов и высоко развитой технике пения хор считался первым на Кавказе, с ним не могли состязаться ни архиерейский хор, ни городские певческие объединения. Впервые попав в Войсковой собор в 1860 г. десятилетним мальчиком, Ф.А. Щербина позднее описывал свои впечатления от услышанного: «Особенно сильно меня поразили три песни — херувимское тройное «Господи, помилуй» и концерт… когда хор стройно и плавно запевал «Иже херувимы» и начались переходы и чередования голосов, когда попеременно слышались чистые голоса дискантов и альтов … неслись голоса теноров или внезапно раздавалось мощное пение басов «Яко до Царя всех подымем». Я бессознательно улыбался, как улыбаются иногда от неожиданных, но приятных впечатлений … аккорды звуков в течение, по крайней мере, получаса наполняли, казалось, весь собор, то гремя и сверкая, как гром, то падая очищающим душу ливнем». Певчими в войсковом хоре были казаки из разных станиц Кубанской области. Знания и опыт, полученные за годы службы в хоре, давали им возможность по возвращении домой зарабатывать на жизнь трудом регента местной церкви или учителя пения в школе.

На рубеже XIX – XX вв. популярными становятся «духовные концерты» из произведений современных русских композиторов на церковные тексты. Войсковой хор знакомил кубанцев с сочинениями П.И. Чайковского, А.Д. Кастальского, А.А. Архангельского, А.Т. Гречанинова и других авторов. Подобные концерты формировали у слушателей интерес к новому стилевому направлению русской духовной музыки, вдохновляли на создание хоров в станицах и городах края. Соборный хор удовлетворял эстетические потребности населения, способствовал пониманию музыки, а также являлся музыкально-образовательным центром, подготовившим сотни регентов и учителей пения.

После образования в 1860 г. Кубанского казачьего войска в Екатеринодар из Ставрополя был переведен «музыкантский кавалерийский хор» — бывший оркестр Кавказского Линейного казачьего войска. Он состоял исключительно из исполнителей на медных духовых инструментах и выполнял функции сугубо военного оркестра с соответствующим репертуаром. Войсковой музыкантский хор бывшего Черноморского войска превратился практически в бальный оркестр, исполнявший преимущественно светскую музыку русских и западных композиторов. Наличие в войске двух оркестров существенно расширило формы их участия в музыкальной и вообще культурной жизни станиц и городов. В 1888 г., по примеру других казачьих войск, на Кубани остался один оркестр — музыкантский хор из 36 музыкантов и 18 учеников. К этому времени военные и духовые оркестры стали создаваться в полках и батальонах Кубанского казачьего войска, поэтому войсковой музыкантский хор сохранял концертно-бальный характер. К концу XIX в. с увеличением струнной группы оркестра он трансформировался в симфонический.

Во второй половине XIX столетия основы музыкального профессионализма на Кубани закладывались домашними частными уроками, занятиями музыкой в учебных заведениях и музыкальных кружках. В это время любительство и профессионализм существовали во взаимосвязи, и различия между ними часто носили условный характер. С 1 ноября 1906 г. начались занятия в музыкальных классах Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества, где преподавали выпускники Петербургской и Московской консерваторий. Спустя три года музыкальные классы были преобразованы в училище.

Мастера изобразительного искусства вносили важный вклад в развитие художественной культуры Кубани. Самобытным художником-реалистом был Петр Сысоевич Косолап (1834 — 1910). Он окончил Павловский кадетский корпус, во время Крымской войны командовал пластунами, а в 1861 г. поступил в Императорскую Академию художеств, в класс гипсовых фигур. В 1863 г. на академической выставке экспонировалась картина Косолапа «Сумасшествие», которая была удостоена малой серебряной медали. Изображение бедного сумасшедшего музыканта, играющего на прогнившем чердаке у тела старушки-матери, среди ужасов бедности и лишений, буквально потрясло зрителей. На следующий год П.С. Косолап выставил картину «Возвращение из ссылки». Только через двадцать лет эта тема была гениально развита И.Е. Репиным в картине «Не ждали». За незаконченное полотно «Последние минуты Шамиля в Гунибе» на академической выставке 1867 г. жюри присуждает П.С. Косолапу золотую медаль. Успехи кубанского художника давали ему право участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, но Косолап «за прекращением от войска стипендии» был вынужден уехать в Екатеринодар, где продолжал военную службу и творческую деятельность.

Регулярно бывал на Черноморском побережье Кавказа живописец-пейзажист реалистического направления и активный деятель Товарищества передвижных художественных выставок А.А. Киселев. Несколько его полотен — «Горная дорога» (1909), «Тихая вода» (1900), «Ночь на море» (1909), «Кадошские скалы» (1902) -посвящены Туапсе.

По совету историка запорожского казачества Д.И. Яворницкого на Кубань для встречи с потомками запорожцев приехал в 1888 г. Илья Ефимович Репин. В станице Пашковской он выполнил несколько десятков портретных набросков с казаков — участников Крымской войны. После возвращения с Кубани Репин завершил свое эпическое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Центрами изобразительного искусства в Кубанской области в начале XX в. стали школа рисования Е.И. Посполитаки и Екатеринодарская картинная галерея. Школа Посполитаки была первым частным учебным заведением на Кубани, где учились не только рисованию, но и ремеслу. Причем часть воспитанников обучалась за счет основателя школы. Основу Екатеринодарской картинной галереи составила коллекция местного любителя живописи Федора Акимовича Коваленко (1866 — 1919). Его называли «кубанским Третьяковым», он был известным человеком в России, состоял в переписке с Л.Н. Толстым, И.Е. Репиным, Н.И. Рерихом.

В 1889 г. Главное управление казачьих войск сообщило известному скульптору Михаилу Осиповичу Микешину «заветное сердечное желание всех кубанцев видеть памятник Императрице Екатерине II в своем родном городе Екатеринодаре, носящем имя своей августейшей основательницы». Напряженная работа над памятником продолжалась до самой смерти Микешина, и лишь в 1907 г. была установлена колоссальная статуя императрицы (вместе со статуями меньшего размера: генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина-Таврического, кошевых атаманов Си-дора Белого, Захария Чепеги, Антона Головатого, а также кобзаря с поводырем). Шедевр Микешина простоял до 1920 г. и был демонтирован в связи с приближавшейся годовщиной Октябрьской революции.

Архитектурный облик кубанских городов менялся в пореформенный период. Если в 1870 — 1890 годах основным стилевым направлением являлся эклектизм, то к началу XX столетия он уступил место модерну. Заметный вклад в архитектуру Екатеринодаравнес Иван Клементьевич Мальгерб. В качестве городского архитектора он руководил постройкой зданий мужской гимназии (ныне краевой центр эстетического воспитания и гуманитарного образования), епархиального женского училища (медицинская академия), коммерческого училища (академия физической культуры). Бесценными творениями Мальгерба стали Свято-Екатерининский кафедральный собор и проект Свято-Троицкой церкви.

Выдающимся кубанским архитектором был Александр Петрович Косякин (1875 – 1919). Сын помощника атамана Кубанского казачьего войска, он пренебрег блестящей военной карьерой, которая открывалась перед ним, и поступил в Петербургский институт гражданских инженеров. Окончив его и вернувшись на Кубань, Косякин вскоре был назначен на ответственную должность войскового архитектора. Одной из первых его значительных работ стал проект трехэтажного здания Кубанского Мариинского института. Оно и по сей день украшает город (ныне Краснодарский военный институт). В сентябре 1906 г. в станице Пашковской по его проекту была заложена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По своей ажурной, изящной архитектуре этот Божий храм не имел себе равных на Кубани. По проектам А.П. Косякина были возведены церкви в станицах Казанской и Славянской. Замечательной работой архитектора стало и здание почтамта. Творения А.П. Косякина создавали городской «каменный пейзаж» и не затерялись среди других зданий Екатеринодара.

Мощный духовный потенциал, накапливавшийся на Кубани, не всегда, к сожалению, реализовывался вследствие отдаленности региона, неразвитости образовательной сферы, засасывающей будничности провинциальной жизни.

Екатеринодар являлся культурным центром Кубани, но не стоит забывать, что больше половины его населения были выходцами из сельской местности и сохраняли следы традиционного крестьянского менталитета. Массовое сознание и духовная культура населения кубанской столицы представляли собой неразрывное целое.

В городе было несколько театров, одним из старейших являлся Летний театр, находившийся на территории городского сада. В своих стенах он принимал множество столичных знаменитостей. Труппа Малого театра показала на его сцене пьесы «Гамлет» В. Шекспира, «Гроза», «Бешеные деньги», «Последняя жертва» А. Островского и др. В 1905 г. со своей труппой выступал известный драматический артист Мамонт Дальский (с трагедией Шиллера «Дон Карлос»). Через пять лет на сцене театра пел знаменитый бас Ф. Шаляпин. Имя уроженца Кубани В. Дамаева было известно не только в России, но и за рубежом. «За такого тенора в наше бестенорное время надо ухватиться обеими руками, — отзывался о Дамаеве Ф. Шаляпин. – Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией и несомненным дарованием».

В 1913 г. в Летнем театре выступала балерина императорских театров Е. Гельцер.

На подмостках Летнего театра довольно часто можно было увидеть войсковой музыкальный симфонический оркестр, а также хор под управлением Е.Д. Эспозито. Произведения П. Чайковского, Д. Верди, М. Глинки, исполнявшиеся ими, собирали многочисленных слушателей. Но посещение спектаклей было доступно в основном состоятельной публике

В 1909 г. в Екатеринодаре появилось два новых театра. В Зимнем театре был открыт первый театральный сезон: оперная труппа госпожи Шперлинг ставила оперу Д. Верди «Аида». Затем последовали постановки опер «Фауст», «Пиковая дама», «Дубровский», «Жизнь за царя» идр. В 1912г. в помещении Зимнего театра состоялись концерты знаменитого тенора Л. Собинова, известного скрипача Б. Губермана и др. Вслед за Зимним театром был открыт Северный театр, на его сцене выступали скрипач К. Думчев, трагик М. Дальский, малороссийская труппа С. Глазуненко и др.

Довольно часто в стенах Второго общественного собрания выступали знаменитые гастролеры: эстрадные певицы А. Вяльцева, Н. Плевицкая, композиторы-пианисты А. Скрябин, С. Рахманинов и др.

В Екатеринодаре не было профессиональных театральных трупп, поэтому большое развитие получили любительские объединения, возникавшие при благотворительных обществах и учебных заведениях города. Представления чаще всего приурочивали к какому-то празднику или важному мероприятию. Если спектакли не носили благотворительного характера, то просмотр их для всех желающих был бесплатным. В репертуаре любительских кружков были такие произведения, как «Недоросль» Д. Фонвизина, «Женитьба» и «Ревизор» Н. Гоголя, «Бедность не порок» и «Доходное место» А. Островского. Иногда актеры-любители ставили легкие, бессодержательные водевили.

Подводя итоги, можно констатировать, что развитие кубанской культуры в конце XIX — начале XX в. проходило в специфических условиях, характерных для многонациональной «молодой» окраины Российской империи. Богатая традиционная культура народов Кубани получает развитие в набирающей силу профессиональной культуре, произведения кубанских художников, писателей, музыкантов пополняют фонд отечественной культуры.

2. ИССКУССТВО КУБАНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Существенные позитивные сдвиги произошли в 1970-х годах в культурной жизни края. В эти годы на Кубани работали 5 театров, 3 филармонии, 180 музыкальных и художественных школ, 6 средних специальных учебных заведений культуры, 1745 массовых библиотек, 1879 клубных учреждений. Хозяйства и предприятия за счет бюджетных средств и собственных прибылей в эти годы построили 177 учреждений культуры, в том числе клубы и дома культуры, кинотеатры, библиотеки. На предприятиях, в хозяйствах, учреждениях и организациях создавались десятки музыкальных школ, самодеятельных коллективов, цирковых студий, ансамблей, хоров.

Активно развивалась музыкальная культура Кубани. Сочинения композиторов, особенно Г. Пономаренко, Н. Хлопкова, Г. Плотниченко, получили широкую известность и за пределами нашего региона. Неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры и изучение народного творчества внес Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко, которым были собраны и обработаны тысячи народных песен, издана уникальная музыкальная литература, созданы талантливые оригинальные произведения.

Семидесятые стали временем творческого взлета ряда театральных коллективов Кубани.

Краснодарский драматический театр им. М. Горького ставил отечественную и зарубежную классику, не оставляя без внимания и произведения современных драматургов. Неординарные сценические решения, оригинальная интерпретация пьес создали краснодарской «драме» репутацию новаторского театра. За постановку спектаклей «Фауст», «Кочубей» и «Старик» главный режиссер театра М А. Куликовский был удостоен Государственной премии им. Станиславского, а позднее звания народного артиста СССР.

Художественный руководитель Краснодарского театра оперетты Ю. Хмельницкий существенно обновил репертуар. Показателем успеха творческих коллективов театров драмы и оперетты стали возросшая популярность их спектаклей и столичные гастроли, вызвавшие заинтересованный отклик в театральной прессе.

Известность в эти годы приобрели Краснодарский народный театр юного зрителя, возглавлявшийся С. Тройским, и Краснодарский театр кукол под руководством А. Тучкова.

Стремились к плодотворной работе и творческие союзы. Произведения писателей Кубани и Адыгеи получили широкую известность и высокую оценку. Были удостоены Государственной премии России В. Лихоносов (за роман «Ненаписанные воспоминания»), А. Знаменский (за роман-хронику «Красные дни»). И. Маш-башу (за роман «Раскаты далекого грома») была присуждена Государственная премия СССР.

Краснодарская писательская организация объединяла около тридцати членов Союза писателей СССР. Среди них — талантливые поэты В. Бакалдин, И. Варав-ва, Ю. Гречко, В. Неподоба, С. Хохлов, известные прозаики И. Бойко, И. Зубенко, В. Логинов, Л. Пасенюк и другие.

Краевая организация Союза художников включала более ста двадцати человек. На зональных и всесоюзных художественных выставках с особым успехом демонстрировались работы В. Мордовина, Г. Булгакова, А. Калугина, И. Коновалова, В. Мсхеда и других.

Однако развитие искусства, как и всей социокультурной сферы, сдерживалось жестким прессингом партийно-государственного контроля, идеологической предвзятостью со стороны соответствующих служб края и страны в целом.

3. ИССКУСТВО СОВРЕМЕННОЙ КУБАНИ

С 1992 г. (февраль — март) на Кубани по инициативе созданного в декабре 1991 г. Центра песни композитора Г. Пономаренко стал проходить фестиваль «Звезды России». В Армавире с декабря 1992 г. начал свой путь международный фестиваль «Культура сближает народы». С июня 1993 г. на Кубани проводится фестиваль симфонической и камерной музыки «Эоловы струны», в котором принимают участие ведущие коллективы страны.

В сентябре 1991 г. в Краснодарском театре оперетты состоялся восьмой Всероссийский конкурс эстрадной песни. В ноябре 1992 г. здесь же прошел очередной конкурс. Позже театр оперетты неоднократно был местом проведения Всероссийского конкурса артистов оперетты, многие лауреаты которого влились в труппу театра.

Октябрь 1993 г. стал временем рождения рок-фестиваля «Южная волна», в котором принимали участие кроме местных групп исполнители и коллективы, пользующиеся любовью и уважением в России. С 1993 г. (сентябрь — октябрь) в муниципальном концертном зале камерной и органной музыки стал проводиться Международный фестиваль органной музыки с участием исполнителей из России, Молдавии, Латвии, Германии. В октябре 1996 г. состоялся Первый кубанский фестиваль балета.

Кубанские исполнители и коллективы участвовали во многих конкурсах и фестивалях в России и за рубежом, были отмечены различными премиями. Так, Кубанский казачий хор получил Государственную премию Украины имени Т. Шевченко. В феврале 1993 г. прошли Дни Кубани в московском «Совинцент-ре». В 1994 г. Краснодарский театр кукол (художественный руководитель А. Тучков) занял первое место на Казанском театральном фестивале. Актрисы Краснодарского драматического театра И. Макаревич и А. Кузнецова стали лауреатами фестиваля «Актерские звезды России» в Белгороде. Геленджикский театр «Тор-рикос» получил премию в Испании за спектакль «Любовь дона Перлемплина». Уроженец Кубани С. Женовач был отмечен театральной премией «Золотая маска» за режиссуру.

Немало для популяризации театрального искусства сделали организаторы театрального фестиваля, проходившего в Краснодаре. Иногда в нем участвовали не только кубанские театры (драмтеатр, театр оперетты, «Торрикос», театры Армавира и Майкопа и др.), но и театральные коллективы из Москвы и Санкт-Петербурга.

С 1991 г. в Сочи стал проходить кинофестиваль «Кинотавр». Сначала он имел статус российского открытого. С 1994 г. «Кинотавр» стал международным фестивалем. Здесь состоялись премьеры многих картин, впоследствии получивших многочисленные международные премии.

В сентябре 1992 г. в Анапе впервые состоялся российский кинофестиваль «Ки-ношок». С 1994 г. он стал фестивалем стран СНГ и Балтии. Все бывшие республики СССР получили возможность не только демонстрировать свои достижения, но и проводить в рамках фестиваля семинары и научно-практические совещания по вопросам киноискусства и кинопроката. Если вначале здесь присутствовали фильмы, «шокирующие» публику и специалистов, то со временем Анапа стала местом смотра подлинных произведений киноискусства стран бывшего СССР. Кинофестиваль открыл возможность обмена опытом выживания в условиях коммерциализации киноискусства и поиска путей к зрителю в ситуации глубокого кризиса кинопроката.

Из полутора десятков фестивалей, регулярно проводившихся на территории СНГ и Балтии, лишь «Кинотавр» и «Киношок» сумели сохранить высокий уровень отбора кинопроизведений и организации работы с кинематографической общественностью и любителями кино. Это связано еще и с тем, что оба фестиваля пользуются заметной поддержкой администрации Краснодарского края.

Кроме этого, проходили фестивали в Адлере (развлекательного кино) и в Геленджике (детективного фильма). Краевой центр также не остался в стороне от фестивальной кинематографической жизни. В октябре 1993 г. состоялся Первый Краснодарский международный кинофестиваль-кинорынок фильмов комедийного и музыкального жанров. Второй фестиваль прошел в 1996 г.

Кинофестивали не ограничивались только конкурсными и внеконкурсными программами. Участники фестивалей, среди которых были известные актеры, в том числе кубанцы по происхождению (Н. Мордюкова, Л. Малеванная), молодые «звезды», встречались со зрителями, знакомили их с новинками отечественного кино. Таким образом отечественный кинематограф поддерживал связь с публикой в условиях кризиса.

В 1990-е годы приобрел популярность фестиваль фольклора Кубани «Золотое яблоко». С февраля 1993 г. в зале Краснодарского высшего музыкального училища-колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова стал проводиться фестиваль «Екатеринодарские музыкальные встречи», а с мая того же года — «Кубанская музыкальная весна». В мае 1994 г. муниципальный концертный зал Краснодара вошел в ассоциацию лучших концертных залов России.

Все это способствовало росту интереса кубанцев к искусству, увеличивало количество посетителей концертных и театральных залов.

В 90-х годах известные за пределами Кубани писатели В. Лихоносов и А. Знаменский за произведения, написанные в этот период, были отмечены литературной премией им. М. Шолохова.

В 1993 г. Всекубанским казачьим войском была учреждена премия имени Я. Кухаренко в области литературы и искусства.

В конце 1980-х годов в Краснодаре был торжественно открыт Литературный музей Кубани (в доме Я. Кухаренко, известного общественного деятеля XIX в.). Работники музея стали не только хранителями традиций прошлого, но и популяризаторами современного литературного потенциала Кубани. Здесь происходят встречи, во время которых обсуждаются творческие планы и новые произведения.

Напряженно работали кубанские театры. Все это время в Геленджике существовал театр «Торрикос», демонстрировавший свои спектакли на различных фестивалях в стране и за рубежом, где его выступления сопровождал неизменный успех. Главный драматический театр Кубани в 1996 г. получил звание академического. Его коллектив строил свой репертуар на основе произведений Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Горького, М. Булгакова, Л. Леонова, кубанского поэта И. Вараввы. Музыкальный театр ставил зажигательные оперетты Ф. Легара, И. Кальмана, И. Штрауса, а также оперы. Специально для кубанских театров создавались пьесы, сюда приезжали ведущие режиссеры страны.

Уже в конце 1980-х при Краснодарском краевом отделении Союза композиторов России был организован камерный хор под руководством В. Яковлева. Хор, основу репертуара которого составляла русская классическая и духовная музыка, сочинения современных композиторов и обработки народных песен, быстро достиг высокого профессионального уровня и стал филармоническим коллективом. С 1992 г. это Краснодарский государственный камерный хор.

Приобрел широкую известность в стране и за рубежом Государственный Кубанский казачий хор под руководством народного артиста России и Украины В. Захарченко. На его базе был создан Центр народной культуры Кубани, при котором организована детская экспериментальная школа народного искусства.

В 90-х годах были введены звания «Заслуженный деятель искусств Кубани», «Заслуженный работник культуры Кубани», «Заслуженный артист Кубани», «Заслуженный работник кино Кубани».

С июня 1992 г. активно работал Краснодарский центр национальных культур. Он был призван «содействовать формированию национального самосознания, более полному и глубокому освоению и взаимообогащению традиционных культур разных народов, объединению их усилий для защиты общечеловеческих ценностей, решению гуманитарных и культурных проблем».

В начале 1990-х годов стали появляться новые телевизионные компании. Наряду с ГТРК «Кубань» в эфир выходили «Пионер», «Фотон», «АВС», «Контакт» и другие. Они создавали оригинальные программы, посвященные культурной жизни региона. С 1996 г. проводится фестиваль телевизионных программ Юга России. В 1997 г. в Краснодаре прошел фестиваль рекламы Юга России.

В 1990 г. было создано Краснодарское творческое объединение «Премьера», поначалу существовавшее как гастролыю-музыкальный театр. Постепенно состав объединения, руководителем которого стал народный артист России Л. Гатов, значительно расширился. В него вошли Кубанский симфонический оркестр, органный зал, Молодежный театр, Новый театр кукол и другие коллективы.

С начала 1990-х годов наблюдается расцвет изобразительного искусства. Преобладание цвета над формой, яркая декоративность и монументальность, поэтичность и праздничность — те особенности, которые отличают произведения кубанских живописцев. Общность территории, изобилующей солнечным светом, наличие в Краснодаре художественного училища и художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета (большая часть кубанских живописцев и графиков — их выпускники) определили близость эстетических принципов, являющихся основой оригинальной кубанской школы изобразительного искусства.

Художественный музей, выставочный зал, коммерческие галереи позволили кубанским художникам познакомить со своим творчеством земляков и гостей Кубани. Практически все мастера принимали участие в выставках местного отделения Союза художников России. Большой интерес у специалистов и публики вызывали работы художников: О. и Л. Блохиных, А. Паршкова, Е. Казицына, произведения скульпторов А. Аполлонова, А. Карнаева и др.

Переломные моменты истории часто расцениваются как не лучшее время для развития культуры. Но это имеет место в том случае, если «развитие» понимается как восхождение по ступеням прогресса. Однако в искусствоведении утвердилось иное понимание термина «развитие», возвращающее к исконному значению слова: развитие как изменение. При таком подходе любая переломная эпоха может рассматриваться как период всплеска интереса к культуре во всех ее проявлениях. С одной стороны — отсутствие крупных материальных средств, способных поддержать, как правило, всегда нерентабельное культурное пространство, с другой -несокрушимое желание творить и создавать для людей нетленные ценности, не отрицающие прошлое, а дополняющие его.

В начале 90-х годов постепенно отходила в прошлое ориентация на единое идеологическое обоснование культурных процессов. Однако отсутствие общих идеологических посылов вызвало растерянность сначала у самих субъектов культурного пространства, а затем и у тех, кто формирует культурную политику. Это выразилось в поисках новых основ коллективной самоидентификации. Их опорой стало возвращение к традициям, связанным с патриотизмом, любовью к Родине, с историческими ценностями.

Плюрализм в подходах к культурному развитию нашел свое отражение в многообразии форм культурной жизни, связанных с национальным, конфессиональным, демографическим и в целом с социокультурным своеобразием региона. Все это вызвало острые дискуссии о судьбах культуры. Сетованиям по поводу глубокого духовного кризиса противостоит оптимизм, связанный с появлением новых возможностей приобщения людей к культурным ценностям. Далеко не всегда адекватную реакцию вызывает как в официальных кругах, так и среди представителей других групп населения феномен массовой культуры, весьма острой остается проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого.

Однако в целом можно отметить, что благодаря происшедшим переменам культурная жизнь Кубани стала богаче и разнообразнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краснодарский край выделяется особой казачьей культурой, в Краснодаре существуют Государственный казачий хор (кстати, известный во всем мире) и Центр народной культуры Кубани. Работают театры драмы, оперетты, кукол, филармония, цирк, музеи, университет. В Новороссийске есть планетарий. Обладая богатой историей и красивой природой, край располагает на своей территории огромным количеством самых разнообразных историческо-культурных, археологических и природных достопримечательностей, особенно на причерноморском побережье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бранский. Искусство и философия. Калининград, 1999.

  1. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998.
    Система учреждений социально-культурной сферы ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ РАЗВИТИЕ

    2014-12-06

-- [ Страница 1 ] --

Для заказа доставки диссертации введите ее название в форму поиска на сайте

http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat= .

На правах рукописи

ЧУРСИНА

Валентина Ивановна

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ В КОНЦЕ ХVIII

ХХ в.в.: ДИНАМИКА И ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 07.00.02 Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени

доктора исторических наук

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 3-26

ГЛАВА I. ПРАВОСЛАВИЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК

БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ. ТЕОРИЯ И

ГЕНЕЗИС

1.1. Православие как первооснова духовной культуры …….27-51

1.2. Генезис духовной жизни и народная культура ……… 51-

1.3. Диалектика традиционного и современного

в фольклоре..........................................................................….. 57-66

1.4.Эволюция этнокультурных традиций …………………...66-74

1.5. Сценические формы народного искусства............……...74-94

ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ И ДИНАМИКА КАЛЕНДАРНОЙ

ОБРЯДНОСТИ И ЗАГОВОРНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Календарная традиция...........................………….. ……...94-116

2.2. Календарный обрядовый фольклор в эпоху

социализма и постсоветской истории................……………..116-124

2.3. Заговорно-обрядовая культура...............................……...124-142

ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (СЕМЕЙНЫЕ

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ)

3.1. Система традиционного семейно-бытового фольклора…142-162

3.2. Современные семейные обряды и праздники......……… 162-172

3.3. Историческая и генетическая связь календарного,

семейно-бытового и внеобрядового фольклора …………….... 172-182

ГЛАВА IV. ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ВО

ВНЕОБРЯДОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМАХ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ

4.1. Народная культура в контексте изменения

исполнительских жанров …………..……………………182-234

4.2.Устное народное творчество как катализатор

трансформации духовной жизни …………………………235-258

4.3.Традиции и инновации в игровой народной культуре.….258-269

4.4. Культурная эволюция изобразительного и

декоративно-прикладного творчества….…………………… 269-287

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................... 292-301

ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………302-332

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..333-344

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В эпоху глобализации культурные

символы, формы поведения стремительно перемещаются от одного

общества к другому. Электронификация коммуникационных средств



позволяет передавать визуальную информацию на большие расстояния,

способствуя формированию культурных стереотипов общемирового

масштаба. Расширение сферы трансграничных взаимодействий людей,

предприятий, рынков ведет к нивелированию этических культур. Ощущая

угрозу своей культурной идентичности, человечество все сильнее

испытывает потребность в сохранении национальной и региональной

специфики. В связи с этим особенно актуализируются проблемы локальной

истории культуры, ее эволюции и традиций.

В современных условиях все более заметным становится

противоречие, выражающееся, с одной стороны, утверждением в

общественном сознании неких общих культурных норм и ценностей, а с

другой, - в осознании людьми своей этнокультурной принадлежности. Эту

тенденцию выявила Всероссийская перепись населения 2002 года: идея

создания единой нации «советский народ» оказалась несостоятельной.

Опрос показал, что в обществе сильна тяга к национальному самосознанию

и самобытности. Появились такие варианты самоопределения, как «казак»,

«помор», «печенег», «половец». Сплочение и духовное обогащение россиян

видится в достижении культурного многообразия. В этих условиях

изучение и распространение историко-культурного опыта в его духовной

сфере приобретает особое звучание.

Вместе с тем следует признать, что в обществе сильны негативные

настроения. Утрата социально-культурных ориентиров, несовпадение

систем ценностей и уровней жизни создают ощущение катастрофичности

бытия, вызывают чувство неполноценности и агрессию. Все это неизбежно

ведет к социальной, религиозной и этнической напряженности. Решению

проблемы мешает отсутствие научно обоснованной культурной политики.

Совершенно очевидно, что выработка такой политики должна строится с

учетом уроков прошлого.

Возможности формирования новой мировоззренческой парадигмы в

российском обществе напрямую зависят от того, как сохраняются

национальные корни. В этой связи, необходимо создание условий для

саморазвития традиционных этнических культур, способных служить

нравственным ориентиром для новых поколений. Расширение сферы

культурной жизни может и должно происходить за счет включения в

социокультурное творчество различных слоев населения, обогащение

интересов и развитие инициатив. Именно поэтому, особую актуальность

приобретают исследования исконных традиций народной культуры и ее

эволюции.

Динамика этнокультурных процессов в регионах во многом зависит от

того, как функционируют те или иные каналы, передающие культурную

информацию. В качестве механизма трансляции социокультурного опыта

выступают традиции, позволяющие сохранять духовное наследие

достаточно длительное время. Большую роль в решении этой проблемы

исследовании народной культуры, направленные на обоснование путей

оптимизации этнокультурных процессов в российских регионах. Отсутствие

масштабных исторических работ в этой области предопределило выбор

темы - истории становления и развития духовной жизни

восточнославянского населения Кубани на примере фольклора региона в

единстве его содержательной и динамической сторон.

Духовная жизнь, народная культура и ее проявления изучаются

разными научными дисциплинами гуманитарного профиля исторической

наукой, философией, культурологией, искусствоведением,

фольклористикой, этнографией, эстетикой и др. Каждая из них стремится

сформировать свой предмет исследования. Специфической особенностью

изучения данного объекта является то, что фольклор служит основным

источником для выявления трансформации духовной жизни в его базовой

составляющей. Именно поэтому, в качестве объекта исследования мы

избрали духовную жизнь восточнославянского населения Кубани в

процессе ее исторического развития, начиная с конца ХVIII до начала ХХI

века в ее основании народной культуре.

Предмет исследования: взаимосвязь традиций и динамики народной

культуры как составной части духовной жизни и эволюции

восточнославянского фольклора Кубани.

Хронологические рамки диссертации охватывают более чем

двухсотлетний период: с конца ХVIII века до начала III тысячелетия. Выбор

данных временных параметров обусловлен тем, что с начала колонизации

края, в духовной жизни славян Кубани, как и в целом в России, произошли

качественные изменения. Некогда самобытная национальная культура,

основанная на Православной вере, составляла фундамент российского

государства. Идеалами русского народа были церковь, семья, традиционные

ценности. Отказ от исконных духовных традиций в пользу

наднациональных, универсальных, насильственная атеизация образования и

воспитания в ХХ веке привели общество к опустошению и упадку.

Отрицание религиозных основ культуры и фольклорных традиций

прошлого в годы советской власти, навязывание народу либеральных идей

запада в постсоветский период пример того, как обезличивается и

искусственно уничтожается духовный базис общества. Будущее страны,

ее безопасность, социально-экономическое развитие и положение в мире

следует рассматривать в неразрывной связи с восстановлением

исторической памяти русской цивилизации, возрождением и укреплением

национально-консервативного мировоззрения.

В исследовании дореволюционного состояния проблемы мы

ограничивались географическими границами Кубанской области,

включавшей Черноморскую губернию (Черноморию) в период с конца

ХVIII - до 1917 года. В советское время административно-территориальное

деление характеризовалось чрезвычайной неустойчивостью. В первые

послереволюционные годы область носила название Кубано-Черноморской.

По решению Президума ВЦИК РСФСР в 1922 году за счет части

Краснодарского края и Майкопского отдела была создана Черкесская

(Адыгейская) автономная область, вошедшая в состав Кубано-

Черноморской области. Большая часть Баталпашинского отдела была

передана Терской области и Карачаево-Черкесской автономной области.

В 1924 году Дон, Кубань, Терская и Ставропольская губернии, город

Грозный, входивший на правах округа, Кабардино-Балкарская, Карачаево-

Черкесская, Адыгейская и Чеченская автономные области объединились в

Юго-Восточный край с центром в Ростове-на-Дону. В том же году край

переименовали в Северо-Кавказский. В 1934 году край разукрупнили. В

состав Азово-Черноморского с центром в Ростове-на-Дону вошли

некоторые районы Кубани и Адыгейской автономной области. Центром

Северо-Кавказского края стал город Пятигорск. В сентябре 1937 года Азово-

Черноморский край был разделен на Краснодарский край и Ростовскую

область.(1) В 1991 году Адыгейская автономная республика стала

самостоятельным субъектом Российской Федерации. Кубанью принято

называть территорию бывшей Кубанской области и нынешний

Краснодарский край за исключением части восточных районов, отошедших

в советское время Ставропольскому краю и части южных районов,

находяшихся в составе Карачаево-Черкессии.

Историография проблемы. Проблемы становления и развития

духовной культуры русского народа нашли отражение в

культурологических концепциях славянофилов К.С. Аксакова,(2) А.С.

Хомякова,(3) Н.Я. Данилевского, (4) ориентированных на учение

Православной церкви о взаимодействии божественного и человеческого в

личности. Фундаментальное значение имели для нас идеи о слиянии

общинности и соборности как важнейших предпосылок формирования

национального самосознания русского народа.

Теоретические подходы к пониманию культуры как специфического и

целостного организма активно исследовались представителями религиозной

метафизики, в частности, П.А.Флоренским,(5) П.Б.Струве,(6) В.С.

Соловьевым. (7) Выработанные ими идеи надисторичности и

надсоциальности духовных начал позволили нам глубже проникнуть в суть

произведений народной прозы и песенного фольклора христианского

В изучении и описании символов, культов, универсальной категории

творчества большую роль сыграл опыт феноменологического анализа А.Ф.

Лосева, (8) М.М. Бахтина, (9) и П.А. Флоренского.(5) Философия культуры

представлялась ими как основа, на которой гуманистические ценности и

принципы историзма способны органично вписываться в новую

мировоззренческую парадигму.

Большой вклад в изучение истории религии методами герменевтики

внес французский культуролог М. Элиаде. (10) Разработкой теории

культурогенеза этносов и субэтносов занимались и другие западные ученые.

Опыт К. Леви-Строса в изучении культурных структур позволил

представить ритуалы, тотемы, мифы, как особого рода знаковые системы и

выявить множественность культурных форм.(11) К. Малиновский считал,

что различия между культурами проявляются в закрепляемых способах

удовлетворения и характере передаваемых потребностей. Культура в таком

виде выступает как совокупность артефактов. В диссертации

использовались разработанные им теоретические подходы к

функциональному анализу культуры.(12) В изучении этапов в развитии

культуры мы опирались на философские труды Г. Спенсера, (13) О.

Шпенглера, (14) Э. Тайлора, (15) П.Сорокина.(16)

Неоспорима ценность взглядов на жанровую природу произведений

устного народного творчества В.Г. Белинского (17) и его

единомышленников Чернышевского (18) и Н.А. Добролюбова.(19)

Разработанные ими принципы научного сбора фольклора стали

основополагающими в дореволюционной отечественной фольклористике и

не потеряли своего значения до сих пор.

Осмысливая материал по истории русского фольклора, нельзя пройти

мимо трудов родоначальника мифологической школы в России Ф.И.

Буслаева, создавшего собственную концепцию мифа. (20) Одним из первых

в отечественной науке ученый убедительно доказал, что прошлое для

традиционного сознания является областью универсальных идей и

нравственных ценностей. Мифология рассматривалась им как часть

исторической памяти народа.

Обширному исследованию мифотворчества посвящен

фундаментальный труд А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на

природу». (21) Ученый первым поставил вопрос о происхождении мифа в

тесной связи с мышлением. Безусловно, ценным следует признать вклад

исследователя в систематизацию и издание русских народных сказок. Его

современник филолог-славист А.А. Потебня по-своему сформулировал и

выдвинул ряд убедительных аргументов в пользу мифа, как способа

мыслительной деятельности человека.(22) В диссертации использовалиcь и

труды главы сравнительной школы, литературоведа А.Н. Веселовского, (23)

обнаружившего внутренние эволюционные закономерности в отдельных

жанрах и областях фольклора. Не утратили научного значения выводы,

сделанные им при сопоставлении духовных стихов с календарными

обычаями и обрядовым фольклором. Большое значение для нас имели

труды Д.К. Зеленина, иссследовавшего цикл календарных троицких обрядов

с помощью ретроспективного анализа. (24)

Философские аспекты теории и истории культуры изучались во второй

половине ХХ в. и особенно активно в 70 - е и последующие годы

советскими учеными Ю.М. Лотманом,(25) С.Н. Артановским, (26) С.Н.

Иконниковой,(27) М.С. Каганом,(28) Л.Н. Коганом,(29) Э.В.

Соколовым.(30)

При всем многообразии концепций ученые едины в том, что культура

есть сложная система, являющаяся подсистемой бытия. Сформулированные

приоритетные направления в исследовании проблем исторической

культурологии служат ориентиром в современных научных поисках.(31)

Общетеоретические проблемы фольклора исследовались Ю.М.

Соколовым, (32) В.Я. Проппом,(33) Д.С.Лихачевым,(34) К.С.

Давлетовым,(35) В.Е. Гусевым. (36) Особую значимость для нас имели

труды, посвященные вопросам частного характера. К числу наиболее

отнести П.Г. Богатырева,(37) И.И. Земцовского,(38) Ю.Г. Круглова,(39)

И.А. Морозова,(40) А. Ф. Некрылову, Н. И. Савушкину,(41) К.В. Чистова.

(42) Их опыт позволил понять логику исторической и структурной

трансформации фольклора.

Важную роль в исследовании народной культуры казачества сыграло

созданное в 1896 году общество любителей изучения Кубанской области

(ОЛИКО), объединившее историков, писателей, деятелей искусства.

Активное участие в его деятельности принимали архивариус

Кубанского областного правления М.А. Дикарев, регент Войскового

казачьего войска» Ф.А. Щербина. Вышедший в Екатеринодаре в 1910 г.,

1913 г. труд историка, содержит обширные сведения о нравах и

межэтническом взаимодействии кубанцев.(43) Работа оказалась

незавершенной, ученый вынужден был покинуть родину и жить в

эмиграции. Главным наследием общества, просуществовавшего до 1932

года, явились печатные издания местных авторов.

проблеме составляют историко-этнографические материалы, относящиеся

ко второй половины Х1Х началу ХХ веков, в которых представлены едва

ли не все жанры и виды народного творчества Кубани. Многообразие тем,

художественных образов, поэтических приемов, яркий колоритный язык

характеризуют этот пласт народной художественной культуры. Благодаря

усилиям собирателей и исследователей спасены от забвения тысячи

памятников - подлинных шедевров народного искусства. Работой по

Загрузка...