aracs.ru

Выставка тони крэга в эрмитаже. Тони Крэгг в Эрмитаже: От мусора до муранского стекла. Тони Крэгг. Ранние работы из мусора: молодо-зелено

В Главном штабе в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", ставящего своей целью изучение и представление петербуржцам и гостям города современного искусства, проходит выставка "Скульптуры и рисунки" известного английского культурного деятеля Тони Крэгга. Экспозиция была подготовлена автором непосредственно для Эрмитажа; в неё вошли как уже классические работы, так и относительно недавно созданные графические рисунки и композиции из стекла.

Искусство не сразу вошло в жизнь Тони Крэгга. Он родился в 1949м году в Ливерпуле в семье инженера, специализирующегося на авиационном производстве. Как часто бывает, ребёнок выбирает проторенный отцом путь или смежную с ним область деятельности и профессию. Так и Тони работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства прежде чем начал изучать искусство и дизайн в городе Челтенхем, а позднее и в школе искусств города Уимблдон. Впоследствии Крэгг закончил Королевский колледж и сразу же после завершения учёбы в 1977м году переехал в Германию, в Вупперталь, где и проживает и творит по сей день. А в 2008м году под Вупперталем открыл свои двери для посетителей парк скульптур Тони Крэгга.

"Красная фигура", 2009

"Первоначальным интересом, побудившим меня к созданию образов и объектов, было, и по сей день остаётся, создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования" , - говорил Тони Крэгг в 1985м году.

"Культурный миф Африки", 1984

"Пара", 2014

"Эллиптическая колонна", 2012

Крэгг экспериментирует с формами поверхности и материалами, используя для создания неестественных, причудливых скульптур как дерево, пластик и различные виды камня, так и нержавеющую сталь, бронзу, резину и стекло. Посетители выставки то и дело прикасались к экспонатам, пытаясь подтвердить свои предположения относительно материала скульптур тактильным методом.

"Сосредоточение", 1999

Утыканная крючками лодка, плывущая словно в дымке куда-то вдаль, явно выбивается на фоне всех остальных экспонатов и выглядит несколько несуразно. Впрочем, скульптуры Крэгга, лишившего свои работы какой-либо функциональности и отказывающегося объяснять идеи, руководившие им при создании той или иной скульптуры, равно как и выборе для них названия, и не должны быть универсальными объектами, которые впишутся в любую обстановку и будут поняты любым человеком.

Отправной точкой для данной выставки стало лето 2012 года, когда в рамках программы «Скульптура во дворе» в Эрмитажа была показана работа "Люк". И после проведения более 250 персональных выставок по всему миру и получения многих престижных в мире искусства наград, включая премию Тернера и орден Британской империи II степени, Тони Крэгг подготовил и привёз коллекцию своих работ в Санкт-Петербург.

"Застуканный спящим", 2006

"Абсолютно всеядный", 1995

Инсталляция с огромной челюстью, исходя из названия, имеет археологическо-палеонтологический подтекст. Однако, замысел Крэгга и что он хотел передать данной работой, равно как и остальными, остаются загадкой.

"Ложные кумиры", 2011

Абстрактные рисунки, представленные на выставке, запомнились мне гораздо меньше, поэтому в репортаж включать не стал, сфокусировавшись на созданных креативным умом Крэгга инсталляциях и скульптурах.

"Первая персона", 2014

Несколько выставленных работ из стекла были созданы Крэггом в 2015м году.

В рамках Венецианской биеннале организаторы приглашали всемирно известных скульптуров поработать в стеклодувных мастерских Мурано.

В одной из самых возрастных работ, представленных на выставке - "Монастырь", датирующейся 1988м годом, ещё прослеживается тяготение Крэгга к использованию в своём творчестве подручных материалов и любого бытового и промышленного мусора. Можно узреть в скульптурной группе, делая отсылку к названию, шпили азиатских буддистских пагод; фотографы увидят дорогущие телеобъективы для съёмки спорта или птиц; а может, это космические ракеты готовятся унести на орбиту Земли и далее исследователей Вселенной.

Вход на выставку входит в стоимость основного билета на посещения Главного штаба Эрмитажа и обойдётся Вам при возникшем желании прикоснуться к современному искусству, каким его видит и ощущает Тони Крэгг, в 300 рублей. Keep it locked!

Другие выставки :

В музее уличного искусства

Британца Тони Крэгга, одного из самых известных современных скульпторов. В Эрмитаж привезли 55 работ, включая несколько знаковых произведений и рисунки, которые выставляют крайне редко. Всё вместе, в случае Крэгга с его многокилограммовыми скульптурами, - уже показательная ретроспектива, которую нельзя пропустить. The Village изучил несколько ключевых экспонатов и на их основе проследил путь превращения художника из новатора и борца с традициями в любимца культурного истеблишмента.

«Культурный миф Африки», 1984

В 1977 году, едва окончив королевский колледж искусств в Лондоне, Крэгг бежит из Великобритании и переселяется в Вупперталь - провинциальный промышленный город на западе Германии, где живёт до сих пор. Здесь он создаёт свои первые успешные произведения - экспериментальную скульптуру и настенные ассамбляжи. В начале карьеры в работу идёт, кажется, всё, что попадает под руку: найденное в мусоре старьё, сломанные игрушки, зажигалки, крышки от бутылок. Из этого разномастного хлама Крэгг выкладывает свои мозаики, часто имеющие вполне прозрачный политический подтекст.

Важно, что, несмотря на переезд в Германию, Крэгг сохранил очевидную связь именно с британской новой волной в искусстве. Его демонстративный отказ от традиционных и дорогих камня и металла в пользу грошовых резины и пластика, сопротивление традиционным формам, работа с мусором хорошо укладываются в контекст протестной британской панк-революции конца 70-х.

«Монастырь», 1988

Одна из самых известных работ, хоть и сохраняет следы реди-мейда, символизирует постепенный отход Крэгга от конкретики «мусорного» протеста в сторону абстрактной работы с цветом и формой. Гигантские устремлённые вверх конусы, собранные из каких-то отработавших своё промышленных механизмов, - по сути художник повторяет в них тот же фокус, что и раньше, но только теперь он делает это в разы чище и тоньше. Избегая прямых отсылок, свою идею он передаёт лишь с помощью мягкого, словно патина на бронзе, цвета, ловко преломляя восприятие зрителя - заставляя видеть то, чего нет.

«Абсолютно всеядный», 1995

Скульптуры Тони Крэгга часто сравнивают с произведениями первобытного искусства за их примитивную форму и очевидное подражание природе. Крэгг вообще интересуется историей и питает слабость к естественнонаучным музеям, впрочем, ровно в той мере, в которой они могут удовлетворить его интерес скульптора. Его «археологические» работы, подобные этой громадной челюсти, подкупают как раз тем, что, с одной стороны, кажутся хорошо знакомыми, а с другой - взятыми словно бы из какой-то параллельной реальности - той, что существует в музеях палеонтологии или учебниках. Так, расставленные на столе и под столом гигантские зубы, скреплённые толстой проволокой, всё ещё остаются метафорой древнего страха, но как бы искусно реконструированного и выставленного напоказ, а значит укрощённого.


«Сосредоточение», 1999

Подобно «Абсолютно всеядному», эта работа тяготеет скорее к жанру инсталляции, чем скульптуры. Тем не менее набитая хламом и покрытая металлическими крючками лодка хорошо иллюстрирует один из основных принципов работы Крэгга - свою скульптуру он старается лишить любой функциональности. Он отказывается объяснять свои работы, а названия, которые он им даёт, хоть и направляют мысль зрителя в некое русло, в действительности только всё больше запутывают. Они лишь приманка, на которую Крэгг к обоюдному удовольствию ловит доверчивых, притом вовсе не стараясь скрыть обман - нет, он нарочно заостряет на нём внимание. Он не жалея вбивает свои крючки, ещё и ещё - так, чтобы рябило в глазах и старая, очевидно, забытая где-то в сарае, лодка словно бы плыла в этой созданной им дымке, как и задумано, без цели и смысла.


«Застуканный спящим», 2006

Огромная окаменелость, раковина или до блеска вылизанная морем каменная порода, в действительности эта скульптура сделана из джемсонита - дешёвого композитного материала, который используют, чтобы строить фальшивые колонны в домах нуворишей. Крэгг, который уже давно перестал презирать благородные материи вроде мрамора или бронзы, по-прежнему радуется возможности превратить грязь в золото. Собственно, это касается и сюжетов, которые он выбирает. Мимолётные человеческие эмоции - частый его мотив. Из какой-то нелепицы, секундного смущения, невнятного спросонок бормотания Крэгг городит монументальное изваяние, наполненное совершенно неожиданной значительностью, словно муха, случайно попавшая под увеличительное стекло.

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка , созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность . Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

Впервые в России масштабная выставка Тони Крэгга прошла десять лет назад, дело было в московском ЦДХ. "Тяжесть и нежность" - так называлась ретроспектива, и эта строчка, взятая из стихотворения Осипа Мандельштама, как нельзя лучше описывает то, что ждет гостей теперь и в Главном штабе Эрмитажа. Экспозиция насчитывает более 50 произведений некогда представителя знаменитой британской "новой волны" 1980-х, а сейчас одного из признанных классиков современного мирового искусства.

Изваяния (это слово, пожалуй, лучшее всего подходит для монументальных работ мастера, каждая из которых весит никак не меньше сотни килограмм, а то и целую тонну) созданы из самых разных материалов. Часть из них традиционна - дерево, металл, камень. Но часто ли встречались вам скульптуры из резины, пластика или, к примеру, келавра - пуленепробиваемого материала, который используют при строительстве аэробусов?

Вообще я не сижу и не думаю, что именно создам. Находясь в своей мастерской, я сначала ловлю ощущение определенной работы, и уже от этого ощущения зависит выбор материала. Хотя, конечно, мне нравится использовать тот материал, который поддается контролю, - рассказывает скульптор.

На выставке можно увидеть, ставшие уже легендарными, композиции "Монастырь" и "Абсолютно всеядный". Первая была создана в 1988 году и представляет собой удивительное сочетание материального и духовного миров: шпили монастырского здания сделаны словно из огромных деталей разобранного самолета. Вторая работа - челюсть ископаемого. Идея пришла в голову Крэгга, когда он работал в Лондоне, рядом с Палеонтологическим музеем - скульптор часто захаживал туда и подолгу изучал скелеты древних людей и животных. Особенно его поразило то, что всего одного маленького зуба достаточно, чтобы ученые могли получить в процессе исследований массу информации о его "владельце". На абсолютную точность челюсть, созданная Крэггом, не претендует, но выглядит не менее впечатляюще, чем настоящие музейные экспонаты.

Есть на выставке и произведения последнего времени. Например, скульптуры "Измерение пары" или "Ложные кумиры". Сказать, на что это похоже, довольно сложно. Если очень приблизительно: не то струящаяся карамель из рекламы шоколадных батончиков, не то пещерные сталагмиты. Хотя сравнения здесь бессмысленны - еще на первых этапах своего творчества Крэгг заявлял, что ему интересно создание объектов, не существующих в мире. Хотя от сходства с природными явлениями мастер не отказывается, скорее, наоборот.

Я стараюсь делать так, чтобы скульптура содержала в себе энергетическую сложность, подобно той, что свойственна природе. Ведь то, что создает человек, очень и очень просто: мы делаем нечто гладкое или объемное, круглое или квадратное… Но самый лучший создатель - природа, и когда скульптура начинает отражать всю сложность мира, это удивительно! - говорит Крэгг.

На выставке в Эрмитаже представлены и его рисунки. В большинстве это графические наброски будущих произведений, их примерное видение. Сам скульптор слишком серьезно к ним не относится: "я делаю их постоянно, это уже автоматическая вещь". Тем не менее, проследить, как развивалась идея и менялся вид той или иной скульптуры, весьма занимательно. В рамках выставки, которая продлится до 7 мая, подготовлена образовательная программа с лекциями Тони Крэгга, мастер-классами и круглыми столами.

И деи подсознательного всегда были неотъемлемой частью изобразительного искусства. Но полное развитие и реализацию в этой области они получили только в современном мире, когда философские теории самопознания заняли достойное место в одном ряду с функциональными научными исследованиями. Тони Крэгг, признанный классик в области современного искусства, - один из немногих, кто в своем творчестве заключает ощущения и эмоции в формы. В огромных тяжеловесных фигурах каждый посетитель видит что-то свое, будь то навязанные штампами социума представления о предметах или воспаленная фантазия маргинала. Произведения Крэгга всегда вызывают споры о том, чего больше в его творчестве - художественного воплощения или концепции.

На счету Тони Крэгга премия Тернера - одна из самых престижных в области современного искусства - и Императорская премия, дающаяся за достижения, а также международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества. Крэггу часто ставится в заслугу, что он использует для скульптур нестандартные материалы, а в молодости даже увлекался образованием форм из частей мусора. Честно говоря, это не особо оригинальная идея и не самый новый концептуальный подход. Гораздо более важно чувство формы и классическое ощущение композиции в каждом экспонате, именно поэтому его работы гармонично смотрятся и в выставочных залах, и на улицах города. Хотя, как признавался сам Крэгг, одной из основных идей создания таких произведений искусства является именно их абсолютная бесполезность. Мысль или эмоция в чистом виде, попытка зафиксировать нечто нематериальное, быстро ускользающее и постоянно меняющееся.

Его фигуры могут напоминать что-то из природы: наслоения многолетних пластов скальной породы, обточенные ветром столбы каньонов или застывший в металле вулканический выброс. Некоторые из них призваны просто подчеркнуть гармонию плавных линий - надо отметить, что скульптор вообще отдает предпочтение всему гладкому, вплоть до блестящих полированных поверхностей. Но в его творчестве встречаются резко противоположные настроения: перегружено колючие или навязчиво деструктивные в своей сборке фигуры . В любом случае, Тони Крэгг не так «безумен», каким его пытаются представить некоторые критики.

На открывшейся в Петербурге выставке можно увидеть более 50 работ, среди которых отдельное место отводится эскизам скульптора. Но не стоит ожидать классического подхода в этих графических работах. Скорее, это те же попытки найти форму будущей скульптуры через произвольное движение карандаша, которое отражает в первую очередь не мысль, не сюжет, но настроение, внутреннюю гармонию, выливающуюся то в хаотичный ряд «каракуль», заполняющих весь лист, то в линии, в которых можно угадать человеческий профиль, то в кегли или одновременно зигзагообразный край все тех же наползающих друг на друга элементов будущей скульптуры. Среди известных работ выставлены «Монастырь» и «Абсолютно всеядный». Необычно среди ряда абстрактных форм смотрятся вполне конкретные и легко узнаваемые огромные челюсти, точнее зубы с корнями. Для поклонников творчества мастера, знающих досконально все его работы, Крэгг приготовил ряд совершенно новых скульптур из стекла. Экспозиция по своему настроению медитативна и, бесспорно, раздвигает границы сознания.

Экспозицию «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» можно увидеть в Главном штабе Эрмитажа до 7 мая. В рамках выставки состоятся мастер-классы и круглые столы, а также пройдет целый ряд лекций Тони Крэгга.

Загрузка...