aracs.ru

Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно. Профессия — Капитан каботажного и дальнего плавания главный навигатор судна Что нужно чтобы стать капитаном корабля

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

А. ПОЛИТОВ, президент Федерации судомодельного спорта РФ. Записал Б. РУДЕНКО

Сборочно-командное судно "Коммандер" вышло из базового порта и спустя непродолжительное время ошвартовалось у стартовой платформы "Одиссей". Из трюма "Коммандера" ракета была переправлена на платформу и установлена на пусковом столе. Затем "Коммандер" отошел на безопасное расстояние. Балластные цистерны "Одиссея" заполнились водой, и платформа погрузилась почти вровень с поверхностью океана, обеспечивая максимальную устойчивость при пуске. Старт! Ракета взлетела в воздух. После того как топливо было выработано полностью, в небе распустился белый цветок парашюта и ракета плавно опустилась на воду. Запуск, как обычно, прошел успешно. "Коммандер" отправился на базу и вскоре ошвартовался в порту. Все описанное происходило не в экваториальной зоне Тихого океана возле острова Рождества Республики Кирибати, где, собственно, и располагается международный космический комплекс "Морской старт", а в московском пруду. Многокомандная модель комплекса, внешне абсолютно точная копия оригинала в масштабе 1: 100, была построена российскими спортсменами-судомоделистами. Считается, что официально судомодельный спорт начал свое существование в нашей стране в 1940 году, когда были проведены первые Всесоюзные соревнования настольных моделей - так они тогда назывались. С 1949 года соревнования спортсменов-судомоделистов начали проводиться в СССР регулярно, а в 1955 году мы впервые приняли участие в международных соревнованиях. В 1966 году Федерация судомодельного спорта СССР вошла в международную организацию НАВИГА, объединяющую судомоделизм и судомодельный спорт. О том, что происходит сегодня в судомодельном спорте России, рассказывает президент ФСС, заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы Александр Владимирович ПОЛИТОВ.

Легкий крейсер в "походе" по трассе состязаний.

Юные спортсмены из Санкт-Петербурга с моделью минного заградителя.

Так выглядит дистанция состязаний для моделей классов F2 и F4. Черные точки отмечают положение буйков на воде.

А это схема прохождения маршрута. Покинув док, модель должна совершить маневры, не задев ни одного буя, и вернуться в док, причем зайти туда задним ходом.

Бензиновый двигатель этого эсминца сконструирован и построен руками спортсмена.

Первый этап состязаний. Оцениваются точность и качество выполнения копии.

Судомоделизм, как и другие технические виды спорта, в нашей стране был распространен чрезвычайно широко. В больших городах было сразу несколько крупных клубов. В Новокузнецке, например, до начала 90-х существовало пять клубов, представители которых регулярно и весьма успешно участвовали в соревнованиях высокого ранга. В каждой области насчитывалось два десятка подобных клубов. А приходили в судомодельный спорт достаточно рано. Он культивировался во многих школах, во всех Дворцах пионеров, на всех Станциях юных техников.

На чемпионате России 1991 года, который проводился в подмосковном Реутове, собрались более тысячи спортсменов-судомоделистов со всех концов страны, из-за чего соревнования пришлось проводить в два этапа. Возраст участников - от 16 до 60 и выше.

Иногда приходится слышать: мол, вы занимаетесь детскими корабликами, игрушками. Но так может сказать только человек несведущий. Когда он впервые попадает на соревнования и видит, насколько сложны модели технически, насколько они эстетичны, мнение его меняется очень быстро. Он поражается, как вообще возможно такое сделать! Модели судов могут вызвать ассоциации с игрушками разве что только из-за своих размеров. И вот почему.

Во-первых, модели - абсолютные, до мельчайших деталей, копии оригинала, вплоть до толщины (естественно, в соответствующем масштабе) леерного ограждения бортов. Они могут насчитывать от 5 до 18 тысяч деталей, каждая из которых изготавливается вручную.

Во-вторых, каждая модель, принимающая участие в соревнованиях, уникальное, а порой и выдающееся творение технического интеллекта и высочайшего мастерства своего создателя. Модели ходят не только на аккумуляторах и электромоторах. Копию парохода приводит в движение самая настоящая, хотя и миниатюрная паровая машина, а скоростные модели классов ФСР - такой же маленький двигатель внутреннего сгорания. Эти силовые агрегаты в магазинах не продаются, российские промышленные предприятия их не выпускают. Судомоделисты создают их своими собственными руками, решая массу оригинальных инженерно-технических задач.

Справедливости ради надо сказать, что в европейских странах, где судомоделизм сегодня популярен чрезвычайно, двигатели-крошки для моделей производят. Но и там, однако, пользуются ими лишь любители и начинающие. Спортсмены-профессионалы если и используют их, то только после радикальной доработки: на серийных движках состязаний не выиграть и рекордов не установить.

И это еще не все. Полное соответствие оригиналу означает не только внешнюю похожесть. Модель выполняет почти все действия, что и настоящий корабль: вращаются орудийные башни, по команде стреляют орудия, взлетают ракеты. Многокомандные модели, подобные копии "Морского старта", о котором шла речь в начале статьи, способны выполнять более ста различных команд. Маленькие лебедки радиоуправляемых парусников по команде поднимают и опускают паруса, подтягивают шкоты, заставляя яхту маневрировать по ветру совершенно точно так же, как большое парусное судно. Ясно, кстати, что управляющий такой моделью спортсмен должен хорошо знать теорию вождения кораблей под парусами.

С чего начинается конструирование? Первая задача создателя модели - выбрать проект. Раздобыть чертежи оригинала или, по меньшей мере, подробнейшие фотографии. Не всегда это бывает просто. Одно дело, если речь идет о гражданском судне, совсем другое - о современном военном корабле. Хотя должен заметить, что сегодня, когда из космоса любой объект фотографируется с сантиметровым разрешением, а фотоснимки затем публикуются в популярных журналах, большой проблемы тут нет. В конце концов, конструктору модели нужен прежде всего внешний вид. При уменьшенных размерах судно должно правильно вести себя на воде. Модель должна быть плавающей. Если сделаете, условно говоря, иголку - ее первой волной накроет, она и утонет. Длина, ширина, осадка, динамические характеристики, устойчивость при волнении и ветровом напоре - все это нужно учесть предварительными расчетами.

Далее. Сколько понадобится оборудования и как его в модели разместить, чтобы она работала и не потеряла плавучести? Например, если модель работает на электроприводе, выбираются двигатели, а к ним по емкости, размеру и весу подбираются аккумуляторы. Модель должна ходить как минимум 15 минут - такое время требуется для преодоления дистанции и выполнения заявленных функций. В последнее время, кстати, судомоделисты в основном используют компактные и высокоемкостные литиевые аккумуляторы.

А потом начинается работа, которая требует одновременной квалификации механика, опытного слесаря и конечно же конструкторского таланта. Нужно обеспечить действие всех узлов и механизмов корабля: вращение антенн локаторов, орудийных башен и ракетных установок, стрельбу по команде. Все, вплоть до опускания и подъема якоря. Это, пожалуй, основное, и по этой причине ясно, что построить модель - всего лишь полдела. Чтобы выйти с ней на дистанцию состязаний, нужно научить ее ходить и правильно выполнять команды. Если сравнивать спортивный судомоделизм, к примеру, со стрельбой из пистолета, для победы в соревновании участнику мало быть отличным снайпером. Предварительно нужно еще сделать пистолет и боеприпасы к нему, выточив своими руками каждую деталь, а потом научить его - пистолет - стрелять.

В судомодельном спорте существуют 68 классов моделей, которые делятся на 5 секций. В каждой секции проводят отдельные соревнования. Перечислять их все в рамках нашего рассказа, пожалуй, не стоит, скажу лишь, что модели NSS, например, объединяют 14 классов копий различного размера. В отдельные классы выделены модели паровые, с электродвигателем, парусные. Существует специальный класс, в котором проводятся соревнования на скорость. Модель движется на кордовом тросе определенной длины. Разгоняется, засекаются 10 базовых кругов, и вот скорость 230 км/ч - мировой рекорд наш. Соревнования на скоростное прохождение дистанции проводятся и среди радиоуправляемых моделей классов ФСР. Повинуясь командам капитана, модель движется по М-образному маршруту. Примерно за полчаса нужно пройти около 100 кругов. При этом модели развивают скорость до 80 км/ч и более!

Существуют и действующие модели подводных лодок. Этот вид пока еще только развивается и в международную классификацию не входит. Но у нас уже есть свой национальный класс таких моделей. Подводная лодка находится в автономном плавании, действуя по заложенной программе команд. Вначале она проходит определенную дистанцию в надводном положении, потом погружается и идет под водой, а в конце всплывает в заданном квадрате, финишируя с точностью до нескольких сантиметров. Сейчас мы начинаем развивать класс подводных судов, управляемых по радио. Судомоделисты Германии уже работают в этом направлении, и мы не хотим от них отставать.

Стендовые модели группы С не ходят. Судьи оценивают точность копирования и дизайн. Собственно, тут проходит разделительная линия между судомоделизмом и судомодельным спортом. Однако это не означает, что в остальных классах внешний вид модели не влияет на конечную оценку. Влияет, и еще как! Судейство в соревнованиях копийных моделей проходит в два этапа. Вначале стендовая комиссия самым тщательным образом изучает модель, сравнивая ее с чертежами и фотографиями оригинала, предоставленными спортсменом. Оценивается все, вплоть до качества покраски. Изучив параметры, судейская комиссия, в которую входят пять судей из разных стран, выставляет оценку. Максимально она может составить 100 баллов, и, надо сказать, заслужить ее непросто. В истории соревнований максимальную оценку получали единицы. Пушка не соответствует оригиналу, стойки леерного ограждения толще, чем нужно, или модель просто небрежно покрашена - все это может повлечь потерю баллов, которые отыграть на воде будет чрезвычайно сложно.

Второй этап состязаний проводится на воде. Управляемая по радио модель должна пройти дистанцию по треугольнику, лавируя между буйками, и зайти в док. Разумеется, задевать их нельзя, это немедленно влечет потерю баллов. Спортсмену даются три попытки, каждая из них оценивается максимум в 100 баллов.

Нужно сказать, что участие в соревнованиях требует от спортсмена немалого психологического и физического напряжения. В копийных классах радиоуправляемых яхт три попытки, каждая длится по часу. В течение трех часов спортсмен бегает по берегу водоема с передатчиком в руках. Раньше я занимался штангой, имею звание мастера спорта, но заверяю, что на соревнованиях судовых моделей потов сходит ничуть не меньше, чем при работе с "железом". В состязаниях судомоделистов не принято подсчитывать командный результат. Спортсмены соревнуются не командами, а индивидуально. Не считают также и число участников, поскольку один спортсмен может выступить в двух и более классах. На сегодняшний день в организацию НАВИГА входят 42 национальные федерации судомодельного спорта. Популярность этих увлекательнейших занятий в Европе чрезвычайно высока. Клубы судомоделистов существуют во множестве городов. Приведу лишь один пример. Небольшой городок Реда Виденбрюк (ФРГ) с населением всего 15 тысяч человек найдешь не на всякой карте. Однако там есть отличный клуб спортивного судомоделизма, который имеет свой сайт в Интернете. И таких клубов множество и в Германии, и во Франции, и в других странах. А какой подход к спорту вообще в Китае!

Понимая важность развития научно-технического творчества молодежи, правительства европейских стран выделяют немалые средства. Например, на поддержку судомодельного спорта Франция ежегодно выделяет 10 млн евро. Нужно ли объяснять, для чего это делается? Если подросток в 15-16 лет становится чемпионом со своей собственной, сделанной своими руками моделью, это же практически готовый конструктор. Он прекрасно умеет читать сложные чертежи, работать на различных станках, знает принципы конструирования, разбирается в радиомеханике, роботостроении. Неслучайно руководство МВТУ им. Баумана намерено ввести особые правила приема для абитуриентов, ставших победителями международных соревнований по судомодельному спорту. А сколько юных судомоделистов впоследствии стали великими конструкторами! Кстати, и создатель российского флота Петр I тоже начинал с моделей. Но даже если подросток и не станет чемпионом, он совершенно точно не попадет на улицу, он научится обращаться с инструментом, получит навыки столярного, слесарного ремесла, которые обязательно пригодятся ему в жизни.

Не единожды судомоделисты находили оригинальные технические решения, которые затем использовались при строительстве настоящих судов. Вот пример. На заре существования судомоделизма модели выклеивались из газет; потом начали создавать модели с деревянными и металлическими корпусами. А затем именно моделисты первыми стали делать корпуса из композитных материалов, используя принцип "сэндвича", который теперь широко применяется в судостроении. Корпус судна строится из последователь но соединяемых слоев стеклоткани, углеткани и кевлара. Судно получается легким и исключительно прочным.

В Центральном судомодельном клубе России создали уникальный двигатель внутреннего сгорания, которому практически не требуется смазка, потому что трущиеся поверхности поршня и цилиндра покрыты керамикой по оригинальной, не имеющей аналогов технологии. Мировая автомобильная промышленность только сейчас пытается создать подобные двигатели. Замечу, что как раз этот двигатель позволил российским авиамоделистам установить мировой рекорд непрерывного полета модели вертолета. Вертолет поднялся в воздух и висел над землей на одной заправке топливом в течение семи часов!

Сегодня судомодельный спорт в России переживает далеко не лучшие времена. Из прежнего обилия клубов и секций активно действуют не более 50-ти. В остальных жизнь едва теплится, в основном благодаря энтузиазму их руководителей, не желающих бросать своих воспитанников. По всей видимости, прекращает свое существование Центральный судомодельный клуб России, муниципальные власти выселяют его из занимаемого помещения. Куда везти станки, стенды и другое оборудование, на сегодняшний день неизвестно. ЦС РОСТО (бывший ДОСААФ) практически полностью отказался от финансирования технических видов спорта. Даже на проведение чемпионата России в июле 2004 года не было выделено ни копейки, а на проведение прошедшего вслед затем европейского первенства Госкомспорт перечислил 240 тыс. рублей.

К сожалению, международные соревнования в нашей стране стало проводить все сложнее не только из-за нехватки средств. Как правило, к месту стартов спортсмены добираются самостоятельно, перевозя модели в личных автомобилях и автобусах. Не желая иметь дело с проблемами паспортно-визового, таможенного контроля при пересечении нескольких границ, спортсмены-моделисты попросту отказываются к нам ехать. Проводившийся у нас чемпионат Европы собрал представителей всего лишь девяти стран, и это еще неплохо, если учесть, что спортсменов из Чехии, например, на белорусской границе продержали целых 10 часов…

Тем не менее наши спортсмены пока еще выступают весьма неплохо. На последнем первенстве россияне завоевали 15 золотых, 12 серебряных и 10 бронзовых медалей.

В судомодельный спорт приходят очень рано, чтобы остаться в нем практически на всю жизнь. Свою первую модель я начал строить в 10 лет, в таком же возрасте в кружки и секции приходили большинство спортсменов. А заканчивают выступать лишь в глубокой старости. На последние соревнования во Францию в 2003 году приезжал старейший на сегодня в мире спортсмен из Германии Гарри Кресс. Ему исполнилось 74 года, однако энтузиазму его вполне могут завидовать молодые.

Состязание технических интеллектов - занятие необычайно увлекательное!

В настоящее время университет проводит подготовку студентов на базе высшего образования на следующих факультетах: факультет эксплуатации водного транспорта и судовождения, судомеханический факультет, факультет морского права и таможенного дела, также есть программа заочного обучения. Академия также является членом Международной ассоциации морских университетов (IAMU), Черноморской ассоциации морских институтов (BSAMI), Международной ассоциации университетов (IAU). Вуз сотрудничает с ведущими судоходными компаниями по всему миру: Epsilon Hellas (Overseas) Ltd. (Греция), Enterprises Shipping and Trading S.A. (Греция), Columbia Shipmanagement Ltd. (Кипр), Ahrenkiel Shipmanagement GmbH & Co. (Германия), Baltic Group International (Великобритания), A.P. Moller-Maersk A/S (Дания), Alpha Navigation (США), Omega (Греция).

Стоимость обучения на договорной основе варьируется от 54 до 115 тысяч рублей, в зависимости от специальности и формы обучения.

Это частное учебное заведение для мальчиков. Академия принимает кадетов как в среднюю (с 7-го по 9-й классы), так и в старшую (с 10-го по 12-й классы) школу. Прием осуществляется по возрастному ограничению с 12–13 лет. Здесь студентов готовят к поступлению в высшие учебные заведения - в академии акцент делают на отличную физическую подготовку и воспитание лидерских качеств. На летние каникулы кадеты в возрасте от 7 до 17 лет могут остаться при учебном заведении в летнем лагере. Здесь также предусматривается спортивный отдых и даже курсы по серфингу.

Cтоимость обучения: Стоимость проживания и питания - примерно 33 600 долларов в год. Для поступления нужно сдать тест на знание английского языка, пройти вступительный тест и собеседование.

Это учебное заведение готовит офицеров для военно-морских сил США. Поступать в академию могут абитуриенты в возрасте от 17 до 22–23 лет. При поступлении студент не должен состоять в браке и иметь детей. Выделяются определенные квоты для рядовых, детей офицеров, детей военных, которые погибли в боях. Есть такая категория студентов, как гардемарины: они учатся за счет Военно-морского флота в обмен на несение ими в дальнейшем службы после вручения диплома. Выпускники по окончании получают звание вторых лейтенантов (соответствует званию лейтенанта в России). Лучшие выпускники получают высокооплачиваемую работу. Можно выбрать специализацию по желанию: помимо базовых программ есть и океанография, океанотехника, судостроение и многие другие. Срок обучения - четыре года. Каждый год академия принимает около 60 иностранных студентов. Стоимость обучения и возможности поступления для иностранцев можно уточнить в посольстве США.

Это высшее учебное заведение предлагает подготовку студентов на таких факультетах, как судостроительный, судомеханический, инженерно-экономический и факультет транспорта. Обладатели карты поляка могут пользоваться особыми привилегиями, а именно учиться бесплатно и даже получать стипендию в зависимости от дохода семьи или каких-либо других факторов. Обучение проходит на английском и польском языках.

Завершив обучение, студент может пойти на факультет повышения квалификации или на курсы морских спасателей, по окончании которых выдается международный сертификат. Академия предлагает бюджетный курс для иностранных студентов, включающий приезд студента до начала обучения, заселение, курсы польского языка, ознакомление с культурой и историей города. Также для студентов вторых и третьих курсов проводятся летние стажировки за счет университета. Еще не закончив обучение, большинство студентов заключают трудовой договор с будущими специалистами. Этот договор предусматривает ряд привилегий - например, стипендию от работодателя. Также стипендии выдаются за хорошую учебу.

Стоимость обучения: около 2 200 евро, но, несмотря на такую цену, чаще всего вуз освобождает иностранцев от оплаты, и получение образования осуществляется на бюджетной основе.

Это высшее учебное заведение предлагает подготовку студентов по разным образовательным программам, которые так или иначе связаны с морским делом: например, здесь можно научиться кораблестроению, судовождению и созданию гидрографических систем безопасности. Также в рамках международного сотрудничества студенты могут пройти обучение по обмену в вузах КНР, которые предоставляют и стипендиальные программы. Прием абитуриентов производится по образовательным программам среднего профессионального образования сроком на 2 года 10 месяцев (11 классов) и 3 года 10 месяцев (9 классов).

Стоимость: Плата за обучение на договорной основе варьируется от 65 до 120 тысяч рублей, в зависимости от специальности и формы обучения.

Морская академия в Гдыне готовит офицеров торгового флота, инженеров, управленцев, навигаторов, механиков, электриков, специалистов сухопутных служб уже более 90 лет. Это самый крупный государственный вуз такого направления в Польше и один из крупнейших и престижнейших в Европе. Здесь есть программы бакалавриата, магистратуры и PhD. Студенты академии проходят практику лоции и навигации на учебных судах «Горизонт ІІ» и «Дар молодежи». По окончании академии выпускники будут востребованы на самых престижных торговых судах мира.

Стоимость обучения: составляет около 2 200 евро в год, но, несмотря на такую цену, чаще всего вуз освобождает иностранцев от оплаты, и получение образования осуществляется на бюджетной основе.

Это учебное заведение предлагает подготовку студентов по программам среднего специального и высшего образования и возглавляет рейтинг самых лучших колледжей в Англии. На территории есть специализированные морские кампусы, в которых студентов обучают на курсе для моряков торгового флота и морских работников. Морские курсы преподаются совместно с Ливерпульским университетом имени Джона Мурса.

Стоимость обучения в колледже составляет около 9 тысячи фунтов в год в зависимости от программы. Тест на знание английского языка надо сдать не ниже 6,5 по шкале IELTS.

Олеся Меньщикова

выпускница логистического направления NZ Maritime School

Я проходила обучение в NZ Maritime School, которая является частью Института технологии в Манукау, Новая Зеландия. Моя специальность называлась «управление цепочкой поставок и грузоперевозками» - это была новая программа на тот момент, когда я поступила, и нас на этом курсе было всего несколько человек. В Maritime School всегда было два направления подготовки, насколько мне известно: логистическое и морское. На логистическом существует целый ряд программ - от начальных уровней (Level 4, как он здесь называется) до эквивалента бакалавра (Level 7). Можно изучать экспорт/импорт, таможню, грузоперевозки, морские перевозки / воздушные перевозки и так далее.

На морском направлении готовят будущих судоводителей и механиков. В нашей школе было очень много симуляторов для ребят, что давало им возможность понять, как все устроено на реальном судне. Наша школа располагается прямо напротив порта Окленд, и для студентов организовывают специальные экскурсии. Что касается студенческой жизни, в нашем распоряжении была библиотека, кафе и компьютерные классы.

Учиться нужно усердно. Проходит очень много практических занятий. Экзамены оцениваются в процентах. В конце полугодия рассчитывается средняя оценка, которая и идет в диплом. По своей программе я училась год (на практике - девять месяцев) и выпускалась с дипломом Level 7.

Как стать яхтенным капитаном на «Тонкостях туризма»

Быть капитаном - это нечто большее, чем просто управлять транспортным средством на воде. Для многих - это воплощение свободы. Романтика паруса, соленых брызг и свежего ветра никогда не перестанет тревожить души.

Прежде чем встать за штурвал парусного судна, конечно, лучше вкусить прелести жизни простого матроса. Благо таких возможностей сейчас предостаточно. В России существует и активно развивается множество коммерческих компаний и просто дружеских сообществ, организующих любительские яхтенные мероприятия самых разных форматов, к которым можно легко присоединиться. Среди таких компаний, например, SILAVETRA или Sailing School .

Большие развлекательные регаты

Одним из самых приятных способов первого знакомства с яхтингом могут стать большие развлекательные регаты, в рамках которых устраиваются вечеринки, квесты, игры, фотосессии, любительские гонки, посещение интересных мест и достопримечательностей. В таких регатах могут принимать участие 10-20 яхт по 8-12 человек на каждой! Подобные мероприятия обычно проводятся в средиземноморских странах, в удобных акваториях без сильных приливов и отливов, штормов и опасной фауны, с возможностью остановливаться на ночь в маринах со всеми удобствами. Флотилия день за днём перемещается по определённому маршруту, при этом у каждого члена экипажа есть возможность поучиться азам яхтенного дела: вязать основные узлы, ставить паруса, помогать швартовать лодку. По вечерам - безудержное веселье, вечеринки, посещение клубов и ресторанов.

А вот это лишнее

    И совершите незабываемое Наш офис расположен в Танзании и работает без посредников, все брифинги проводятся на русском языке, имеется собственный парк сафари-машин, а также склад современного горного снаряжения от таких брендов как RedFox, The North Face и Mountain Hardwear.

Яхтенные походы

Ещё один формат яхтинга, также не требующий опыта, - яхтенные походы. Это отдых в более уютной компании на 1-3 лодках, здесь нет такой организованной развлекательной программы, как на больших регатах. При этом концепция походов может быть самой разной: жаркая фиеста на Сицилии , виски-тур по Шотландии , экспедиция на суровые Фарерские острова , яхтинг по городским каналам Голландии . В таких походах можно получить серьёзный яхтенный опыт, а также увидеть просто невероятные пейзажи, ведь яхта способна доставить в такие места, куда невозможно добраться по суше.

Обучающие регаты

Некоторые яхтенные школы организуют специальные обучающие регаты, на которых, помимо практических навыков, можно получить теоретические знания и всерьёз подготовиться к самостоятельному управлению яхтой. Шкипером в этом случае обычно выступает опытный яхтенный инструктор. Такие регаты уже с трудом можно отнести к отдыху: придётся много работать, стоять ночные вахты, слушать лекции, решать задачки. Но полученный опыт будет бесценным.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Однажды попробовав яхтинг, остановиться практически невозможно. Неудивительно, что многие рано или поздно приходят к решению взять всё в свои руки и стать настоящими капитанами.

Озадачившись вопросом получения шкиперского сертификата и начав изучение законодательной базы, в первую очередь сталкиваешься с отсутствием чёткого международного правила о документах, необходимых для управления яхтой. Существует масса различных школ и организаций, выдающих сертификаты собственного образца, которые могут приниматься или отклоняться чартерными компаниями разных стран, и законы здесь весьма и весьма размыты.

Разбираться в этой теме можно очень долго, но в сухом остатке имеет смысл обратить внимание на 2 основные системы обучения: IYT (International Yacht Training) и RYA (Royal Yachting Association). Между обладателями сертификатов этих школ издавна ведётся «священная война» за первенство в отношении профессионализма и достоинства, однако ввязываться в эту перепалку не стоит: обе системы предоставляют качественное обучение, и их сертификаты принимают чартерные компании большинства стран. Основные уровни квалификации, на которые проводится обучение в этих школах, практически не различаются.

Первый уровень

Первый уровень - Competent Crew (матрос). Владелец такого сертификата не может самостоятельно управлять яхтой, но имеет опыт жизни на лодке, может выполнять основные виды работ на борту, знает все основные правила безопасности. В целом, подобные навыки можно получить и на обычных регатах, о которых мы говорили ранее, но в результате последовательного обучения такие знания будут более структурированными.

Второй уровень

Второй уровень - Skipper (яхтенный капитан). Это та самая первая заветная «корочка», которая позволит самостоятельно встать за штурвал яхты и красиво уйти в закат. В системе RYA эта квалификация называется Day Skipper, а в IYT - Bareboat Skipper. Обладатели таких сертификатов могут управлять яхтой в прибрежных водах в светлое время суток.

Обучение включает в себя теоретический и практический курсы. Теория в общей сложности изучается около 40 часов и включает в себя промежуточные тесты и финальный экзамен. Практический курс проходит на яхте в течение 1-2 недель в спокойной акватории (обычно это Греция или Хорватия) в группе 5-7 человек с сертифицированным инструктором. Студенты учатся швартовать лодку, бросать якорь, управлять парусами, определять своё местоположение по маякам и прокладывать курс.

Третий уровень

Третий уровень - Yachtmaster (яхтмастер). На самом деле это общее название для целой серии квалификаций, которые могут ограничивать (или не ограничивать) право управления яхтой по признаку удаления от береговой линии, времени суток и погодных условий. Разбираться в этих нюансах имеет смысл уже после получения сертификата шкипера, когда захочется усовершенствовать свои навыки.

Если говорить о различиях в обучении RYA и IYT, основным будет то, что преподавание в RYA проводится только на английском языке. Причина в том, что RYA - это британская организация, и, как и всё истинно британское, эта система предельно консервативна и преисполнена чувством собственного достоинства. Открыть школу RYA в другой стране имеет право только гражданин Великобритании, а за всеми инструкторами ведётся неустанный контроль. Поэтому в России обучение по системе RYA не так распространено.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография




Система IYT в этом смысле гораздо более демократична, учредителем такой школы может стать гражданин любой страны, а обучение можно вести на любом языке. Однако здесь нужно отметить, что без языка в любом случае не обойтись, так как бронирование лодок, запросы стоянок и всё прочее общение с чартерными компаниями и маринами подразумевают уверенное владение шкипера английским языком.

В России на обучение по системе RYA сертифицирована компания Кабестан , а по системе IYT - AMC Yacht Training Center , SILAVETRA и другие.

Стремление стать капитаном само по себе достойно большого уважения. Главное - помнить, что капитан несёт ответственность не только за сохранность лодки, но и за жизнь и здоровье экипажа. Поэтому к обучению и последующей практике нужно относиться серьёзно и думать прежде всего о безопасности, а не о том, как красиво нос вашей яхты рассекает волны.

Многих молодых людей привлекает романтичность морских профессий. Схватка с природной стихией, возможность проверки себя «на прочность», управление многими тысячами лошадиных сил, шанс увидеть заграничные страны и другие причины сделали профессию моряка престижной и привлекательной. Но мало кто желает быть простым мотористом, радистом или штурманом. Большинство молодых людей интересует, как стать капитаном и что для этого необходимо.

Что нужно, чтобы стать капитаном

Есть два пути стать капитаном. Один из них: «дорасти» до капитана, начав с рядовой профессии на корабле. Второй – начать свою профессиональную деятельность с заветной должности.

Начиная свой путь с «обычной» профессии, вы получаете возможность еще до вступления в роль командира судна изучить различные тонкости, которые связаны с его жизнеобеспечением.

  • С одной стороны, такой путь получается более длительным.
  • С другой стороны – к моменту вашего назначения, вы уже будете иметь необходимый запас практических умений, которые позволяют более грамотно управлять доверенным вам судном и командой.
  • Кроме того, если вы будете работать в одной компании, то ваши шансы на то, что вам доверят управление судном, будут зависеть от того, как вы себя зарекомендуете, пока работаете мотористом, радистом, штурманом или обладаете другой профессией.

Если вы решили начать свою профессиональную карьеру с должности капитана, то вас ожидают две основных трудности.

  • Во-первых, вам будет достаточно сложно найти свою «первую» компанию и убедить ее руководство в том, что вы достойны управления судном.
  • Во-вторых, каждый выпускник любого ВУЗа на своем горьком опыте отлично понимает, что преподаваемая ему теория отличается от практики. Из-за этого, многие молодые специалисты вынуждены «забывать» полученные теоретические знания и учиться заново.

Но в целом, путь к капитанской должности мало отличается, что для человека начинающего «с низов», что для человека, который решил начинать с капитанского звания.

Как стать капитаном корабля

Путь к званию капитана чрезвычайно сложен и тернист. Это связано не только с необходимостью прохождения курса специальной подготовки, но и овладевания многими навыками. Вам необходимо:

  1. Сделать выбор, в каком именно флоте вы хотели служить. Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова . Если вам уже исполнилось 14 – 15 лет, вы являетесь гражданином Российской Федерации, годны по состоянию здоровья и успешно прошли программу восьмилетнего обучения в средней школе с углубленным изучением английского языка, то вы можете стать курсантом этого знаменитого училища. Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.
  2. После окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома, вы приступаете к поиску места работы. Очень не многие выпускники сразу получают заветное звание. Это касается как военно-морского, так и гражданского флота. Скорее всего, вы найдете должность третьего или второго помощника капитана.
  3. Если вас не устраивает должность помощника капитана, и вы стремитесь к продвижению по службе, вам необходимо будет сдавать разнообразные тесты и экзамены. Их успешная сдача, равно как и получение звания бакалавра или магистра наук, позволят вам претендовать на продвижение в служебной иерархии и получение лицензии более высокого уровня. Также, сдача экзаменов позволяет заработать учетные баллы для Merchant Mariner (MMC ) и Международной идентификации учетных данных транспортных служащих (TVICK ). Данная процедура касается гражданского флота. В военно-морском флоте, ваш путь будет отличаться только знаниями, которыми вам необходимо овладеть.

По мере прохождения этого пути, который в среднем занимает около 10 лет, вы можете претендовать на золотые капитанские погоны и управление «собственным» торговым или круизным судном или военным кораблем.

Загрузка...