aracs.ru

Отношение к образованию ильи ильича. Цитаты. Начальное образование Обломова

В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет - уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образование Обломова, отношение к хозяйственным вопросам, отношение к учебе, науке

2 слайд

Описание слайда:

Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, и полного безупречного спокойствия.

3 слайд

Описание слайда:

Родители Обломова давали ему образование не ради знаний. Это делалось для вида. Родители хотели, чтобы Илюша как-нибудь получил аттестат, но не серьезные знания: всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, а так, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

4 слайд

Описание слайда:

Учеба в пансионе Обломов поступил на учебу в пансион. Директором пансиона был отец Штольца - немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Илюша Обломов проучился до 15 лет: "...мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян..." "...он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе..."

5 слайд

Описание слайда:

Отношение Обломова к учебе было безразличным и даже негативным. Илюша не хотел учиться. Родители с трудом и слезами заставили его учиться в пансионе: ...Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. В пансионе Обломов учился кое-как. Его друг, Андрей Штольц, помогал Обломову с уроками: ...Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы..."

6 слайд

Описание слайда:

Родители Обломова находили предлоги не отпускать Илюшу на учебу к Штольцу. Поэтому образование Обломова в пансионе было поверхностным и несерьезным: "...нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает..."

7 слайд

Описание слайда:

Учеба в университете После пансиона Обломов поступил на учебу в Москву. Обломов учился в университете. В тексте романа не говорится точно, университет это был или училище. Но, судя по изучаемым предметам, Обломов закончил Московский Университет. В университете Обломов так же не любил учиться. Обломов учил лишь то, что было положено. Он никогда не учил больше, чем от него требовали. Обломов не проявлял любопытства и особого интереса к наукам.

8 слайд

Описание слайда:

Образование Обломова и его знания. Образование Обломова дало ему массу знаний. Но все его знания - теоретические. На практике Обломов не знает ничего. Он не может применить знания в жизни: "...Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе..." С виду кажется, что Обломов много учился и получил приличное образование. Но при этом он плохо владеет французским и английским языком: "...Обломов не совсем свободно владеет французским языком..."


1) Где родился Илья Обломов? Ответ: в Обломовке (общее, объединённое название деревень Сосновка и Вавиловка - владения семьи Обломовых). Если быть точнее, то Илья Обломов родился именно в Сосновке. 2) Какое он получил образование, какой имеет чин? Ответ: чин - коллежский секретарь (позже Обломов подал в отставку и больше не возвращался к государственной деятельности); образование: учился до 15 лет в пансионе. Затем он продолжил свою учёбу в Москве, по решению его родителей.

(Обломов прошёл курс практического судопроизводства). Учился с неохотой, старался не выполнять больше нормы. 3) На какие доходы живёт Обломов? Что мы знаем о его материальном положении? Ответ: Илья Обломов - дворянин. Живёт на доходы с Обломовки (мужики, работая в Обломовке, продают хлеб) (+возможно какие-то небольшие доходы он получал за тот маленький период, когда был на государственной службе). Материальное положение: при жизни родителей помещался в двух комнатах. Слуга - один Захар. Со смертью родителей его материальное положение улучшилось: увеличились доходы, к нему в собственность перешли 350 душ; потом, судя по письму от старосты, можно сказать, что материальное положение немного улучшается. Во второй половине романа у Обломова появляется значительный долг за квартиру на Выборгской и "долг", который необходимо отдать Агафье Матвеевне (афера Тарантьева и брата Агафья Матвеевны). Но, благодаря Штольцу, всё благополучно разрешается. Также Штольц отправляет надёжного старосту в Обломовку, благодаря чему доход с неё увеличивается и платится исправно. 4) Как называется книга, которую много лет "читает" Обломов? Ответ: "Путешествие в Африку". 5) О чём сон Ильи Обломова? Ответ: ему снится родной край, снится его детство. Во сне он видит, как, будучи семилетним мальчишкой, шалит на улице, ослушавшись взрослых. Снится, как он дремлет на руках у матери, снится быт в доме Обломовых во времена своего детства (приготовления к обедам, всеобщий послеобеденный сон и так далее). Снится Илье Обломову и то, как няня рассказывает ему разнообразные сказки. Он их внимательно слушает. Также во сне Обломов видит фрагмент из своего детства: семье Обломовых привозят письмо, но те решаются открыть его лишь на четвёртый день, боясь, что там плохая новость. Но их переживания оказываются напрасны: в письме содержится просьба Обломову: выслать рецепт пива. (В своём сне Илья Ильич также видит фрагменты из своего детства, когда он ездит на учёбу к Штольцу). Обобщая все фрагменты, можно сказать, что Обломову снятся различные отрывки из детства, насыщенные разнообразными, в основном, приятными событиями. 6) Что известно о родителях Андрея Штольца? Ответ: мать - русская, отец - немец. Отец был управляющим в селе Верхлёве (а также учителем, агрономом, технологом). Отец и мать дали надлежащее образование и воспитание своему сыну. Особенно об этом заботился отец Андрея. Он прививал ребёнку знания, самостоятельность, приучал к труду (матери не нравилось трудовое воспитание сына, она видела в нём барина, а не рабочего). Когда Андрей Штольц отправился в Петербург после окончания учёбы, матери уже не было в живых. 7) Чем занимается в жизни Штольц? Ответ: Штольц служил, потом вышел в отставку, занялся своими делами, нажил немаленький капитал, дом. Он участвует в кампании, отправляющей товары заграницу. В течение своей жизни Штольц много путешествует, за счёт чего ему редко удаётся видеться с Обломовым. Штольц трудолюбивый, целеустремлённый человек. (Я думаю, что важным занятием в его жизни является и частая помощь своему другу, Илье Обломову). 8) Как происходит знакомство Обломова с Ольгой Ильинской? Ответ: первое упоминание об Ольге Ильинской происходит, когда Обломов описывает Штольцу идеальную жизнь (по своему мнению). Илья Ильич упоминает об арии Casta diva, а Штольц говорит, что прекрасно её исполнила бы Ольга Ильинская, что он обязательно их познакомит. Само знакомство происходит благодаря Штольцу. Он привёл Обломова в дом к Ольге и её тётке. Затем он завёл беседу с Ольгой, в которой упоминал об Илье Обломове. Это стало понятно благодаря тому, что во время беседы Ольга Ильинская часто переводила взгляд на Обломова. После беседы она также смотрела на него. Но завести разговор он с ней не решился. Лишь после нескольких обедов у тётки Ольги он был готов заговорить с дамой. Первая беседа Ольги Ильинской и Обломова состоялась на балконе. Завела разговор Ольга. И с этих пор их отношения стали постепенно развиваться. 9) Когда читатель впервые встречается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной? Что мы знаем о её семействе? Ответ: читатель впервые встречается с этой героиней, когда Обломов отправляется на Выборгскую сторону, на свою новую квартиру. Агафья Матвеевна - хозяйка в этой квартире; Агафья Матвеевна - вдова коллежского секретаря Пшеницына. Есть двое детей: Ваня (8 лет), Маша (6 лет). С ними на квартире живёт брат Агафьи. Есть слуга - Акулина. Агафья Пшеницына с детьми, в отличие от брата, редко бывают в свете. 10) Как расстались Ольга и Обломов? Ответ: прошло 4 месяца со знакомства Ольги и Ильи. Илья Ильич шёл к Ольге в гости. В доме у Ильинских между ними состоялся разговор о письме из деревни. После него Ольге становится плохо, она уходит к себе в комнату. Когда же она возвращается к Обломову, между ними (по инициативе Ольги) происходит разговор, в результате которого они решают порвать свои отношения. Этот разговор и такое решение произошли в следствии того, что Ольга поняла: она ошиблась в Обломове. Она думала, что Илья Ильич изменится под её влиянием, станет более решительным в делах, менее ленивым, менее медлительным, но она ошиблась. Поэтому, чтобы не продолжать свою жизнь с таким Обломовым, чтобы не жить в будущем в Обломовщине, Ольга решает разорвать отношения между ней и Ильёй. 11) Как зовут сына Обломова? Ответ: сына Обломова зовут Андрей. После смерти Обломова Андрей и Ольга Штольц, по согласию Агафьи Матвеевны, забирают Андрюшу Обломова к себе на воспитание.

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.


В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.


Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Загрузка...