aracs.ru

Вопросы по трагедии «Фауст. Фауст трагедия Трагедия Гретхен и разоблачение ханжеской морали

Гете. Трагедия Фауст. Вопросы по произведению!! ! Помогите кто читал!!! и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Ночь. Кабинет средневекового ученого.
В мрачной задумчивости сидит доктор Фауст. Отчаявшись разгадать тайны природы, найти смысл бытия, он решает умереть. Точно призыв любви, молодости и счастья, снаружи доносится веселая песнь девушек. Фауст смущен; чаша с ядом дрожит в его руке. Идёт ночь Святой Пасхи, Благовест спасает Фауста от самоубийства. "Я возвращён земле, благодаренье за это вам, святые песнопенья! "
Но вне себя проклинает он все земное, науку, бога, неспособных вернуть ему огонь и веру юности. В отчаянии Фауст взывает к злому духу. Перед ним мгновенно возникает Мефистофель. Он предлагает Фаусту золото, славу, власть. Но Фауст жаждет одной лишь прекрасной юности, способной возвратить любовь.
Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать прах от башмака".
Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
Мефистофель, готовый выполнить любое его желание, вызывает видение Маргариты. Взамен он требует, чтобы после смерти Фауст всецело принадлежал ему. Условие подписано; Фауст принимает из рук Мефистофеля чашу с волшебным напитком.
Простые горожане и крестьяне пируют на площади. Появляется блистающий юностью и красотой Фауст и они теперь
кланяются ему и уступают дорогу.
Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственных заслуг.
Его даже не привлекают кружащиеся в вихре вальса юные красавицы.
5-6.Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: "Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам! "
Он испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь опять подходит к концу. Но его ждёт ещё один удар- Фауст слепнет. Однако он различает стук лопат, движение, голоса. Им овладевает неистовая радость и энергия - он понимает, что заветная цель уже брезжит.
Незрячему Фаусту невдомёк, что Мефистофель сыграл с ним коварную штуку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу.
Герой между тем исполнен счастья. В душевном порыве он произносит последний свой монолог, где концентрирует обретённый на трагическом пути познания опыт. Теперь он понимает, что не власть, не богатство, не слава, даже не обладание самой прекрасной на земле женщиной дарует подлинно высший миг существования. Только общее деяние, одинаково нужное всем и осознанное каждым, может придать жизни высшую полноту.
Так протягивается смысловой мост к открытию, сделанному Фаустом ещё до встречи с Мефистофелем: "В начале было дело". Он понимает, что "лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил".

Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

История создания

Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

Описание произведения

Открывают произведение три вступления:

  • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
  • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
  • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

Часть первая

Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

Часть вторая

Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

Главные герои

Фауст

Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

Маргарита

Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

Анализ произведения

Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

(Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

Итоговый вывод

«Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.

Если бы была поставлена задача: назвать 10 или даже 5 самых великих книг всех времен и народов, - то в их числе обязательно оказался бы гетевский «Фауст», объединивший в себе высокую поэзию, классическое совершенство и глубочайшую философскую мысль. Фауст - реальное историческое лицо: бунтарь, врач, алхимик и чернокнижник, живший в XVI веке в Германии. Уже при жизни его сопровождала молва: запродал, дескать, душу дьяволу. Именно по этой причине он и стал персонажем фольклорных народных книг и кукольных фарсов. Но не только их. Фауст - герой драмы англичанина и современника Шекспира Кристофера Марло, одноименного романа немца Клингера - основоположника предромантического течения «Буря и натиск» (ему принадлежит пьеса с таким названием), а также ряда других литературных произведений.

Но только шедевр Гете обрел величие навсегда. «Фауст» - вершина гуманистической мысли, великая драматическая эпопея о Человеке, возвышенности и низменности его страстей, беспрестанных блужданиях в поисках истины и смысла жизни, взлетах и падениях, обретении Свободы и Любви.

При жизни Гете самой знаменитой его книгой считались «Страдания юного Вертера». Вся Европа на протяжении нескольких десятилетий рыдала над этим романом. Странная мода на самоубийства из-за неразделенной любви превратилась чуть ли не в эпидемию: сотни молодых людей последовали дурному примеру Вертера и малодушно покончили с собой. Наполеон Бонапарт в юности бредил «Вертером», читал его много раз и даже брал его с собой в бесславный египетский поход. Став императором, в зените своей славы, он, у ног которого лежала вся Европа, встретился в Эрфурте с тогда уже шестидесятилетним властителем своих юношеских дум и выразил ему искреннее и неподдельное восхищение. Современного читателя столь знаменитый и популярный в прошлом роман за живое больше не задевает, оставляя, как правило, совершенно равнодушным: «страдания» выглядят малоубедительными, слезливо-сентиментальными и уж никак не оправдывающими самоубийство. Иное дело «Фауст» - котел страстей невероятного накала и величайшего напряжения ума, кладезь неисчерпаемой мудрости, книга на века и тысячелетия.

Над своей Главной книгой Гете трудился, по существу, всю жизнь, в общей сложности около шести десятилетий: первые наброски были сделаны еще в студенческие годы, последние исправления - за месяц до смерти, последовавшей в 1832 году. Первоначально существовал так называемый «Пра-Фауст», уничтоженный самим автором. Затем публиковались разные фрагменты. В 1808 году увидела свет 1-я часть великой книги. Затем последовала творческая пауза, и лишь с 1825 года Гете активно приступает к работе над 2-й частью, которая была опубликована уже после смерти (в тот же год) гениального поэта.

Современники ждали окончательной версии «Фауста» почти четверть века. Ныне он воспринимается как цельное произведение, в органичном единстве обеих частей, пронизанных общей идеей. Несмотря на кажущуюся хаотичность и несвязность отдельных сцен и вставных эпизодов, здесь нет ни одного лишнего камня - от начального Посвящения, которое приводило в восторг Шиллера, до последнего аккорда - заключительного двустишия о Вечной женственности, которое породило непрерывную череду философских интерпретаций и поэтических подражаний - от европейских романтиков до русских символистов.

В процессе работы над, как он сам выразился, «главным делом» жизни и творчества Гете сформулировал идейный стержень великой драматической эпопеи:

Идеальное стремление проникнуть в природу и прочувствовать ее целостно.

Появление духа как гения мира и действия.

Спор между формой и бесформенным.

Предпочтение бесформенного содержания пустой форме.«…»

Наслаждение жизнью личности, рассматриваемое извне.

В смутной страсти - первая часть.

Наслаждение деятельностью вовне. Радость созидательного созерцания красоты - вторая часть.

Внутреннее наслаждение творчеством…

Главными носителями и выразителями данных идей выступают две центральные и вроде бы полярные фигуры - Фауст и Мефистофель. Казалось бы, два живых воплощения Добра и Зла. Но нет! Фауст - вовсе не ходячая добродетель, в 1-й части в конечном счете именно он - первопричина множества смертей - и Маргариты - своей возлюбленной, и ребенка - плода их тайной любовной связи, и усыпленной навсегда матери Маргариты, и ее брата, убитого в поединке. Столько смертей - и все ради удовлетворения минутной похоти.

И все же Фауст - носитель духа величайшего борца - за Жизнь, за Истину, за Любовь, за Бессмертие! Его творческие искания направлены прежде всего на преодоленивание существующего нетерпимого положения. Он стремится вырваться за пределы порочного круга Лжи. Спасением от утраты веры в жизнь, людей, знание может быть только любовь:

Не расстравляй мне язвы тайной.

В глубоком знанье жизни нет -

Я проклял знаний ложный свет,

А слава… луч ее случайный

Неуловим. Мирская честь

Бессмыслена как сон… Но есть

Прямое благо: сочетанье Двух душ…

(Перевод Александра Пушкина)

Не менее противоречив и величественней в этом своем противоречии Мефистофель. Да, он - дьявол, исчадье ада, его цель - завладеть душой Фауста. Но он же - носитель здорового скептицизма, живой диалектики:

Я отрицаю все - и в этом суть моя,

Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,

Годна вся эта дрянь, что на земле живет…

Таким образом, Мефистофель - носитель разрушающего начала - одновременно и созидательная сила, ибо разрушает он старое, отжившее, на месте которого тотчас же возникает новое более прогрессивное. Отсюда и творческо-диалектический лозунг Мефистофеля: «Я вечно хочу зла и вечно творю благо». Он не столько стремится напакостить, сколько следует самим объективным и далеко не идеальным законам человеческого бытия, подстраиваясь под темные страсти и страстишки окружающего люда и, в первую очередь, конечно, своего якобы антипода - Фауста. На самом же деле, по большому счету, по заложенной в них диалектической сущности они - если не близнецы-братья, то уж наверняка две стороны одного и того же неискоренимого противоречия стержня всей жизненной коллизии.

А кто ближе самому автору? Похоже, оба. С одинаковой самоотверженностью он вложил душу в обоих. Ибо истина - не в разрыве полярных противоположностей, а в их соединении, что и выражает реальное борение как источник всякого развития.

Сюжет «Фауста» хрестоматийно прост. Познавший все, во всем разочаровавшийся и переполненный тоской старик-ученый (Фауст) решает раз и навсегда покончить с жизнью, приняв яд, - но тут появляется дьявол-искуситель (Мефистофель) и предлагает сделку: он вернет старику молодость, вкус к жизни, исполнит любое его желание, но взамен, разумеется, придется отдать душу. Причем дьявол не торопит - Фауст сам решит - но лишь достигнув высшего блаженства, - что пришла пора отдавать долг:

Едва я миг отдельный возвеличу,

Вскричав: «Мгновение, повремени!» -

Все кончено, и я твоя добыча,

И мне спасенья нет из западни.

Тогда вступает в силу наша сделка

Тогда ты волен, - я закабален.

Тогда пусть станет часовая стрелка,

По мне раздастся похоронный звон.

(Перевод здесь и далее Бориса Пастернака)

Соглашаясь на коварное предложение, Фауст вовсе не так уж прост и наивен, как может показаться поначалу. Носитель высшей философской мудрости, он прекрасно понимает: остановки не будет, ибо движение вечно. Знает это и Гете. Потому-то в финале душа достигшего наконец высшего счастья и умершего Фауста не переходит в безраздельное владение Мефистофеля. За нее идет борьба между силами света и тьмы, добро побеждает зло, а дьявол остается ни с чем. Общий итог великого творения Гете лучшее подтверждение сказанному:

Но между появлением Мефистофеля, заключением сделки, обретением молодости в 1-й части и смертью (а по существу - шагом в бессмертие, в вечную загробную жизнь) во 2-й части - еще долгая, богатая незаурядными событиями жизнь героя. На его пути, воссозданном поэтическим гением Гете, два Светоча любви - Маргарита и Елена Прекрасная. Первая - невинная и хрупкая девушка (при знакомстве с Фаустом ей 14 лет), живая и трепетная, как полевой цветок. Вторая - символ женской притягательности и неисчерпаемой чувственности, однако далеко не образец супружеской верности: напомним, что за свою полную приключений жизнь Елена сменила не одно брачное ложе, окончательно перессорила Олимпийских Богов и стала причиной долгой и кровопролитной Троянской войны. И все же в памяти людской она осталась идеалом красоты и наслаждения, которого и пожелал достичь Фауст, естественно, не в абстрактном, а в чувственно-материализованном виде.

С помощью всемогущего Мефистофеля Фауст стал последним по счету любовником Елены. И все же подлинную славу Гете и всей немецкой литературе принес образ Маргариты (Гретхен). История обольщенной и погубленной девушки традиционна для мировой культуры, включая фольклор. В «Фаусте» найдено нетрафаретное решение этой трагически-неувядающей темы. Ужаснувшись в содеянном, Фауст пытается спасти осужденную к отсечению головы возлюбленную, вызволить ее из камеры смертников. Сцена в тюрьме - одна из вершин поэтического гения Гете.

Однако спасение Гретхен произошло не с помощью нечистой силы, а при участии Божественного провидения. Спасенная на небесах, Маргарита в финале трагедии возвращается к своему неверному возлюбленному в виде бестелесной души из свиты Богоматери. Более того, она становится провожатой в эмпирей души Фауста, вырванной из лап дьявола, подобно тому, как это ранее произошло с Беатриче в Дантовом «Рае».

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело б веков теченье

Следа оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой.

(Перевод Николая Холодковского)

Как и все великие произведения, «Фауст» философски афористичен. Одна-две строки выражают в нем глубочайшую мысль, которую порой не способен кратко сформулировать толстый схоластический фолиант. Это относится и к знаменитому афоризму о несовместимости пустого теоретизирования и живой многоцветной жизни: «Теория, мой друг, сера, но вечно зелено древо жизни». Это относится и к великому лозунгу самого Гете, вложенному им в уста Фауста, который и поныне повторяют все преобразователи мира: Im Anfang war die Tat! - Вначале было дело!

Эссе на тему « Вопросы Фауста» по произведению «Фауст» Гёте. Какой я бог! Я знаю облик свой. Я червь слепой, Я пасынок природы…(Гёте. «Фауст».) Почти каждый человек рано или поздно неотвратимо задаёт себе вопросы: «Могу ли я тягаться с судьбой? Подвластны ли мне её улыбка и гнев? Что есть счастье и свобода? Обязательно ли утешать себя будущим райским счастьем, отказывая себе в бурях страстей здесь, на Земле? Так ли страшен Божий гнев? Есть ли вообще сила, следящая за каждым нашим шагом?». Задумываясь об этом, мы пытаемся ответить на поставленные вопросы по- разному. Если обратиться к художественной литературе, героев, мучимых подобными вопросами, найти будет нетрудно. Это Гамлет, и Мцыри. Давным - давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»). Герой поэмы бросает вызов самому Богу. Быть иль не быть, Вот в чём вопрос. Смириться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым миром бед Покончить сними? (У.Шекспир «Гамлет»). Какие же вопросы бытия терзают Фауста? О чём задумался он. сидя в готической комнате со сводчатыми потолками? Он, учёный, стремящийся познать законы мироздания, «вселенной внутреннюю связь». Какое благородное занятие! Отчего же Фауст невесел? Назло своей хандре Ещё я в этой конуре… Героя волнует свой вопрос: постигаемы ли законы бытия простыми смертными? Он, многие науки изучивший, способен ли тягаться с богами?
Неслучайно Дух, пришедший на разговор с Фаустом, иронично называет того сверхчеловеком, потому что получает дерзкий ответ: Кто б ни был ты, я, Фауст, Не меньше значу! Фауст – очень смелый человек, его не страшат костры и распятия, грозящие людям пытливого ума. Однако насмешливые слова Духа ранят его глубоко. Решил я, что светлей, чем серафим, Сильней и полновластнее, чем гений, И уничтожен словом громовым. Необходимо доказать себе, что стремление к познанию сильнее страха! Фауст решается заглянуть за смертную черту. Мефистофель готов стать учителем и поводырём смельчака. Рухните своды Каменной кельи! С полной свободой Хлынь через щели Голубизна! Хоть герой колеблется, любопытство, стремление к невероятным эмоциям толкают его на сделку. Фаусту надоели проповеди о смирении души, однообразие жизни, мелкие страстишки людей. Его наполняют зовы плотских наслаждений. которые осуждаются. Он хочет познать в жизни всё. Я проклинаю мир явлений, Обманчивых, как слой румян. И обольщенье семьянина, Детей. Хозяйство и жену, И наши сны, наполовину Неисполнимые, кляну! Кляну терпение глупца. И Фауст продаёт душу лукавому, хотя в нём изначально живёт сомнение в том. что Мефистофель способен раскрыть перед ним все двери познания, страстей и наслаждений.
Словами Фауста Гёте говорит нам обо всех людских пороках, о власти денег, азарте карточных развлечений, о прелестях почёта и признания, о славе, о сладостях порочных любовных утех. КОТОРЫЕ БЫСТРО НАДОЕДАЮТ. В самом Фаусте живёт дух отрицания, достойный Мефистофеля. Тем не менее именно пороки - тот заветный плод, что так манит людей, и никогда их не насыщает… Он у меня пройдёт всю жизнь, все пытки, Всю грязь ничтожества, всю пустоту! Он будет пить - и вдоволь не напьётся, Он будет есть - и он не станет сыт…(Мефистофель о Фаусте). Мы смотрим вослед улетающему за лукавым Фаусту. Он выбрал свой путь познания, выбрал того, кто ответит на вопрос: « Я бог иль пасынок природы?» Но нет в душе успокоения. ибо путь, предстоящий герою, будет тяжёл.

Такое многоплановое произведение, как «Фауст» Гете, способно развернуть перед своим читателем круг вопросов, так или иначе связанных с глубинным смыслом человеческого бытия. Не нужно даже погружаться в богатейшую символику трагедии, чтобы увидеть значимые для современного человека темы и образы.

Возможна ли гармония между разумом и чувством

Спор о душе Фауста между Господом и злым духом, возможно, кажется жестокой причудой. Поступок Бога, позволившего Мефистофелю искушать Фауста, выглядит бесчеловечно в свете дальнейших событий, произошедших со средневековым врачевателем. И, тем не менее, спор, который происходит в душе каждого человека неоднократно в течение его жизни, разворачивается с не меньшей жестокостью и драматизмом. И оставляет не меньше ран, чем Фауст, Гете вымышленный, получил в ходе трагедии. Этот спор - проявление борьбы между разумом и чувством, попытка сформировать свое личное неповторимое отношение к собственным страстям, увидеть страсть и так называемый чувственный диалог в новом свете. Вневременную суть этой проблемы, непонимание самого себя, от которого способен страдать человек любой эпохи, превосходно иллюстрирует «Фауст» Гете. Цитаты об остановившемся мгновении и ключах мудрости в роднике собственной души давно стали крылатыми, и бессчетное количество раз упоминались в текстах, посвященных философскому осмыслению конечности бытия и его наполненности страданиями.

Смысл преступления и раскаяния

Гете переплел в сюжете множество линий. Но центральное место во всей драме писатель отвел мотиву преступления. К незаконным действиям Фауст, Гете созданный, прибегает неоднократно, после того как увлекается юной Маргаритой. И девушка тоже, потворствуя страсти, становится преступницей. Сперва по недоразумению, случайно убивая сонным зельем свою мать. А затем и осознанно, уже намеренно лишая жизни собственного ребенка. Но только после того как оба любовника, преступившие закон, в последний раз встретятся, повествование достигнет кульминации, и станет ясно, торжество каких истин хотел показать Гете. «Фауст», анализ которого как целостного произведения всегда непрост, не содержит моральных приговоров, лежащих на поверхности, но приглашает читателя к диалогу и размышлению.

Сперва было дело

Пылкий любовник, великий врач, философ, пытающийся проникнуть в тайны бытия - это далеко не все эпитеты, которыми возможно наградить Фауста как героя и реальную личность. Центральной чертой его характера является готовность к действию. В начале произведения читатель застает Фауста за переводом древнего трактата и видит, как философ и врачеватель колеблется, переводя слово «логос».

Герой склоняется к нетрадиционной формулировке «сперва было дело», поскольку она близка его душе. Он всегда готов действовать решительно. Идет ли речь о спасении жизни, соблазнении юной красавицы или сговоре с Дьяволом - Фауст (Гете) всегда находит в себе силы преодолеть сомнения и сделать шаг. Хотя он ни в коей мере не является простаком, свободным от внутренних метаний. Писатель наделил своего героя своеобразным золотым сечением характера: Фауст одновременно способен искренне чувствовать и глубоко задумываться над волнующими его вопросами, не теряя при этом способности к действию и принятию решений.

Загрузка...