aracs.ru

Технология приготовления солёного теста для тестопластики или мукасольки. Мастер-класс по тестопластике. Основные приемы лепки из соленого теста Соленое тесто технология

Мастер-класс "Солёнушка"

Автор: Барышева Ольга Александровна, руководитель изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Место работы: МАДОУ - детский сад №2, г. Златоуст Челябинской области.

Рецепт соленого теста "Солёнушка"

Цель: Ознакомить педагогов, родителей и детей с приготовлением и окраской солёного теста, для дальнейшего изготовления совместных творческих работ.
Задачи:
Знакомить с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;
Познакомить с рецептом и процессом приготовления соленого теста, его окрашиванием;
Закрепить умение замешивать тесто нужной консистенции, сминать и разминать его;
Развивать мелкую моторику рук;
Создание благоприятной атмосферы для взаимодействия педагогов, ребенка и родителя.

Для приготовления соленого теста нам понадобится:
- мука - 2 стакана, желательно с хорошей клейковиной;
- соль "Экстра" - 1 стакан;
- вода - 1 стакан;
- гуашь;
- стека, нож;
- резиновые перчатки.

Этапы работы:

Жили себе дед да баба,
Была у них кошечка Мурка.
Ходила Мурка на охоту в амбар.
Побежала за мышкой серой,
Смахнула хвостиком
Плошку соли в муку
Да накапала туда водица дождевая,
Так и появился Солёнушка.
Увидели дед да баба Солёнушку,
Да и обрадовались помощнику.
Стал Солёнушка с дедом и бабой жить,
Да разные премудрости им показывать...
То, шкатулку необыкновенной красоты изготовит,
А то, фигурки незатейливые смастерит.

Давайте и мы приготовим Солёнушку!
Берем 1 стакан соли "Экстра", добавляем в муку и перемешиваем.


Добавляем стакан воды (если у муки плохая клейковина, то нужно немного оставить)


Замешиваем тугое тесто как на пельмени. Смотрим, если тесто суховатое и распадается, то нужно добавить в него немного воды. Смотрите чтобы наш Солёнушка получился тугой, и не раскис от переизбытка воды. У меня в основном получается тягучее и эластичное тесто, если придерживаться выше предложенного рецепта.
Вот и наш "Солёнушка". Ну здравствуй!


Пока Солёнушка совсем белый, но как же его сделать цветным?!
Вот здесь нам и пригодятся грушевые краски.


Выбираем цвета гуаши, которые нужны для дальнейшей работы. Делим тесто на нужные вам куски.


Делаем углубления в тесте. Стекой набираем краску и кладём на тесто.


Ели мне нужны цвета более бледные, чем исходный цвет гуаши, то добавляем белила (можно цвета смешать в отдельной ёмкости, или на тесте). Я люблю более бледные цвета, так сказать пастель. Соответственно, если нужны другие цвета палитры, то экспериментируем...


Хорошо перемешиваем тесто, при необходимости добавляем краску для получения более интенсивного цвета.
При смешивании получается очень интересные разводы, похожие на мрамор. Так что можно использовать в работе и такой приём смешивания.
А вот и братья нашего Солёнушки, решили с нами поиграть, выложили для нас цветик-семицветик.


Спасибо вам Солёнушки за цветочек, он так прост и в тоже время красив.
Мы с Солёнушкой, надеемся что вам пригодится наш мастер-класс по замешиванию и окрашиванию соленого теста. И вы продолжите своё путешествие в чудесную страну Тестопластика. А Солёнушка вам поможет изготавливать чудесные и необыкновенные поделки, статуэтки, панно и многое другое.
Рады были вас видеть.

P.S . Соленое тесто после замешивания кладем в целлофановый пакет, и даём ему отдохнуть. Тесто хранится в холодильнике несколько дней, около недели. Если оно стало липкое, его следует подмесить в муке с солью, желательно соблюдать пропорции по рецепту.

Примечание: с помощью пульпы можно отреставрировать потрескавшееся изделие.

Приготовление пульпы: сухая смесь из муки и соли (или муки, соли и крахмала) разводится до состояния теста для оладьев.

Необходимые инструменты


Прежде всего вам понадобится подготовить рабочую поверхность. Она должна быть гладкой и легко чиститься. Необходимы ёмкости для замешивания теста. Затем нужна скалка: для многих изделий тесто нужно раскатывать.

Для того чтобы вырезать фигуры из раскатанного теста, подойдёт нож, еще нужна круглые формы - рюмки, стаканы, чашки и так далее - разных размеров. Для вырезания фигур хорошо подходят формочки для печенья.

Для нанесения рельефа используют стеки различных видов, иглу, стержень от ручки, заостренные палочки, рельефные пуговицы, фигурные штампы.

Для придания фактуры поверхности изделия можно использовать иглы, нож, маникюрные ножницы, расчёску, ткани с ярко выраженной фактурой (марлю, кружево и т. д.). С помощью чайного ситечка или давилки для чеснока можно имитировать траву, шерсть или волосы.

Кисть понадобится для соединения поверхностей с помощью воды или пульпы.

Объемные изделия, как правило, делаются на основе каркасов. Каркасы можно изготовить из проволоки или фольги. Также в качестве основы для изготовления таких изделий можно использовать бокалы, банки, бутылки и т. д.

Сушка

Изделия можно сушить в духовке электрической или газовой плиты либо при комнатной температуре.

Сушка при комнатной температуре занимает много времени: за сутки изделие высыхает на 1 мм.

Летом можно ставить поделки на солнце, чтобы они быстрее высохли.

Никогда не используйте для сушки батарею или микроволновую лечь, так как изделия могут деформироваться и потрескаться.

Сушка в электрическом духовом шкафу для изделия толщиной 5 мм проводится в следующем температурном режиме:

Т 75 °С -1ч;

Т 100 °С -1ч;

Т 120 °С - 30 мин;

Т 150 °С -30 мин.

Для более крупных изделий время сушки соответственно увеличивается.

Изделия, украшенные бисером, стразами, бусами и иным, сушатся при температуре не выше 120 °С.

Сушка в газовой духовке занимает в 2 раза больше времени. При этом температуру в духовке необходимо контролировать и в случае, если она слишком велика, снижать её, приоткрывая дверцу духовки.

Примечание: время от времени необходимо переворачивать изделие, чтобы оно могло просушиться со всех сторон.

Для того чтобы изделие не приставало к противню, используйте пищевую фольгу.

Цветное тесто

Можно сделать тесто цветным. Для этого при замешивании в муку добавляется краска. Это может быть гуашь или пищевой краситель.

Примечание: пищевой краситель при высыхании сохраняет свой цвет, гуашь сильно бледнеет, и ее цвета становятся пастельными.

Можно смешивать кусочки теста разных цветов для получения более сложных оттенков.

Глазуровка

Глазуровка не окрашивает изделие, а придаёт ему общий золотистый тон. Затекая в углубления, неравномерно распространяясь по поверхности, глазуровочная смесь создает красивые тональные переходы.

Мы тонируем свои изделия смесью молока и воды. Также можно использовать яичный желток.

Изделие покрывается тонировочной смесью с помощью кисти в тот момент сушки, когда температура доходит до 150 °С При этой температуре его выдерживают от 30 до 60 мин в зависимости от того, какой оттенок нужно получить. Чем дольше время и выше температура выдержки, тем темнее будет полученный тон.

Окрашивание

Готовое изделие из белого теста можно покрасить. Для этого лучше всего использовать гуашь или акрил. Помимо этого, можно применить золотую и серебряную краску, различные блёстки, объемные контуры и т. д. Окрашенное таким образом изделие нужно обязательно покрыть прозрачным лаком.


Для украшения поделок из солёного теста также используются бисер, бусины, стразы, пайетки, кружево и т. д.

Тестопластика, мукосолька или просто солёное тесто!

Когда люди начали лепить из теста фигурки? Да, наверно, с тех давних времен, когда научились добывать муку для этого теста! В истории каждой древней цивилизации существуют упоминания о тестопластике, как о важной части религиозных обрядов, народного творчества и, даже, жертвоприношений. Ведь мука и вода, как и хлеб, который из них делают, являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Традиция эта действительно очень древняя, и распространена она на всех континентах.

Вернемся ко дню сегодняшнему. За многие века существования, техника работы с соленым тестом практически не изменилась. Все те же мука и вода. Для того чтобы уберечь поделку от всевозможных вредителей, добавим соль. Вот, собственно и все, что нужно! Ах, да! Мы забыли упомянуть про огромное желание, сделать своими руками красивую вещь!

Способы и приемы лепки

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому занятию даже дали свое название – тестопластика или мукосолька.

Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, можно решить ряд очень важных задач:

Развивать изобразительные навыки и умения;

Развивать восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), выделение характерных признаков;

Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности и эмоционально – положительное отношение к ней;

Используя солёное тесто для лепки с дошкольниками надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передавать то главное, что отличает один предмет от другого, или нечто характерное для человека, животного, птицы.

Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определённым способам и приёмам лепки.

Конструктивный способ: наиболее простой; изображаемый предмет лепится по частям.

Пластический способ: всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части.

Комбинированный способ: при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.

Приёмы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других – пальцы.

При лепки из солёного теста используются следующие приёмы: скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть.

При соединении частей используются приёмы: прижать, вдавить.

Выполненные и высушенные детали могут наклеиваться на ткань или на плотный картон с помощью клея ПВА или «Момент», на заготовки из тонко раскатанного и высушенного теста различной формы (круглой, прямоугольной, квадратной) детали приклеиваются водой.

Солёное тесто. Рецепт.

Существует несколько способов приготовления солёного теста. Я использую в своей работе следующий рецепт: 1 стакан соли мелкого помола «Экстра»; 1,5 стакана муки); 1 столовую ложку картофельного крахмала и 1 столовую ложку растительного масла. Крахмал и растительное масло придает тесту эластичность, что очень удобно при лепке мелких деталей. Так же они предотвращают работы от больших трещин в процессе сушки.

Сначало смешиваю в кастрюльке все сыпучие ингредиенты - мука (изначально беру 1 ст.муки, остальное досыпаю в процессе замесса), соль и крахмал.
Все это хорошо перемешиваю, затем добавляю растительное масло и доливаю воду.
Воду всю сразу не лью, смотрю по консистенции, что б не было жидким, но и что б не было слишком тугим. Все вымешиваю на столе, затем тесто отправляю в полиэтиленовый пакет и на ночь в холодильник. Работаю с тестом я, как правило, на следующий день.

Тесто получается очень пластичным. Если надо делать массивные работы и что б они были крепкими тогда даю больше муки и меньше соли.

Во время работы, временно не используемое тесто, лучше держать в пакете, так как на открытом воздухе оно быстро затвердевает и покрывается коркой. Излишки теста следует хранить в полиэтиленовом пакет в прохладном месте, например, в холодильнике.

Также вам понадобятся: стеки, дощечки, коробочки для муки, стаканчики с водой, кисточки, для украшения изделий, различные специи (гвоздика, чёрный перец горошек), плодоножки от ранеток и др. природный материал, набор оформительского геля, гуашь, лак для покрытия готовых изделий, рамки для создания настенных панно.

Сушка готовых поделок

Сушить готовое изделие можно различными способами.
Первый способ надежен, экономичен, но требует много времени – держать поделку на открытом воздухе. Влага при такой воздушной сушке испаряется очень медленно. За один день при теплой погоде изделие просушивается всего на пару миллиметров.

Нужно предупредить, что класть поделку из теста на батарею для скорейшего ее высыхания ни в коем случае нельзя: большая вероятность, что изделие потрескается.

Время от времени, детали нужно переворачивать на другую сторону. Но будьте аккуратны: не помните пока еще нежное изделие.
Второй способ – комбинированный. Изделие сначала сушится на солнце, а затем запекается в духовке до полного приготовления. Дверцу духовки держат полуоткрытой. Температура при этом на первом часу не должна превышать 75С. Затем, когда тесто подрумянится, температуру можно поднять до 100. Следите за готовностью продукта, помните, что мелкие детали высушатся намного быстрее.

Пузыри и трещины – явный признак перегрева поделки. Нужно уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку. Не волнуйтесь, если на вашей работе появились трещины, после просушки изделия, их можно будет убрать с помощью смеси из муки, клей ПВА и воды.

Готовые изделия раскрашивают либо масляными, либо водорастворимыми красками (гуашь, темпера). Я так же в своей работе использую акварель.

Глазировка и лакировка изделия

Когда до окончания сушки останется около часа, для придания изделию теплого оттенка его можно покрыть глазурью. Для этого каждые 5-10 минут кисточкой наносят солевой (1 часть соли на 2 части воды) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды) раствор.
Поделка из теста, покрытая смесью на основе яйца, в процессе сушки приобретает интенсивный коричнево-оранжевый глянцевый цвет. Соляная смесь дает желто-коричневый оттенок.
Хорошим завершением работы может стать лакировка изделия. Это мой любимый способ «защитить» свои работы от влаги и солнечных лучей и придать поделке блеск и подчеркнуть её цвет.

В завершении хотелось бы сказать, что процесс лепки, если вы изначально подойдете к нему с улыбкой, не оставит равнодушным Вас и Ваших детей. И даже самый незатейливый результат принесет Вам море удовольствия. Поверьте – стоит один раз попробовать, что бы понять насколько несложно и интересно это искусство!

Готовим тесто

Мука
Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.

Соль
Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того, чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую «Экстра». Старайтесь не пользоваться для измельчения соли кофемолкой.

Вода
Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой (лучше отфильтрованной). Замешивайте тесто на ледяной воде и оно будет более эластичным.

Классический рецепт теста:
Мука 300 грамм (2 чашки);
соль 300 грамм (1 чашка)
и 200 грамм воды (200 мл)

Полезный совет: Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку. При замешивании теста с добавками – нужно в миске смешать соль с крахмалом или клеем (либо с обоими компонентами вместе), залить смесь водой, перемешать и небольшими порциями добавить муку.

Добавки
Качество материала можно улучшить:-добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, этим мы увеличим пластичность материала;-добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Вымешивание теста
Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться- в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым.
Готовое тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Хранение теста
Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Для цветного теста лучше всего использовать отдельные баночки с крышкой. Но лучше всего замешивать такое количество теста, которое вы сможете переработать в течение 2-3 дней. При длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок и серые пятна. Если такое все-таки произошло, не расстраивайтесь и попробуйте это изделие раскрасить красками. Обратите внимание, что свежее тесто и тесто, пролежавшее в холодильнике 2-3 дня, при запекании дадут два разных тона.
Если у вас осталось небольшое количество теста, то сделайте из него те элементы, которые наиболее часто повторяются в различных композициях. Например, серединки розочек, листочки и мелкие цветочки.
Набор инструментов.

Практически все приспособления для лепки вы можете найти на собственной кухне: маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков. В качестве таких приспособлений используют, как правило, все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался достаточно рельефным. Постепенно у вас накопится множество самых разнообразных предметов, оставляющих на тесте всевозможные отпечатки: зубочистки и расчесок, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца и т.п.

Цветное тесто
Для задуманной вами композиции иногда бывает недостаточно теста одного цвета.В этом случае тесто придется окрасить. Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.

Введение дополнительного цвета
На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов. Первый цвет – белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй – коричневый. Для его получения при замешивании добавляется какао-порошок (не забудьте просеять его через сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка) . Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить.

Полезные советы. Чем больше оттенков у вашего изделия, тем интереснее оно будет выглядеть. Учтите также, что дополнительные оттенки коричневого появятся и в процессе запекания. Поскольку коричневый цвет не является в композиции основным, не стоит его замешивать в большом количестве.
Обратите внимание на то, что какао и кофе дают различные оттенки коричневого цвета. Выберите тот, который вам больше нравится, или используйте оба.
Красный или оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому для получения теста этих цветов можно использовать не целый, а только половину пакетика на один заготовленный колобок весом 100-150 грамм.
Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все.
Работая с цветным тестом, учитывайте, что при высыхании оно немного светлеет.

Окрашивание теста
Цветное тесто готовится на стадии вымешивания. Для того, чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного и синего. Для этого вам понадобятся пищевые красители, которые продаются в виде порошка.
1. Приготовьте тесто по классическому рецепту. Лучше сделать сразу две порции. Одну порцию используйте для изготовления теста основных цветов.
2. Вторую после вымешивания уберите в холодильник: она пригодится позже, когда потребуется приготовить оттеночные тона.
3. Для основных цветов разведите порошок каждого цвета отдельно в 1 чайной ложке воды, хорошо размешивая.
4. Приготовьте чашку с мукой, чашку с солью, чашку с водой и чайную ложку.
5. Разделите первую порцию теста на колобки весом 100-150 грамм. Возьмите один колобок, сделайте в нем углубление, налейте разведенный краситель и тщательно вымесите тесто. Чтобы оно не становилось жидким, добавляйте понемногу соли и муки, сохраняя основные пропорции.
6. Сделайте поочередно все основные цвета. Старайтесь в результате добиться ярких, насыщенных и не очень светлых тонов.

Дополнительные цвета.
Дополнительные цвета можно получить, смешивая основные. Теплый красный дает очень приятные чистые цвета при смешивании с желтым, а добавляя розовый в синий, получают различные оттенки фиолетового. Чтобы получить темно-коричневый цвет, можно в темно-фиолетовое тесто добавить какао-порошок и некоторое количество оранжевого теста. Красивые сочетания дает смешивание зеленого теста с синим либо желтым.
Полезный совет. Если, начиная работу, вы заранее знаете, какие цвета вам потребуются, заготовьте их сразу в нужном количестве; но чаще всего дополнительные оттенки создаются в процессе работы – небольшими порциями. Смешивая различные цветные кусочки теста, можно получить очень богатую палитру цветов.

Порядок работы.
Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное – не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получать хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.
1. Перед началом лепки застелить противень фольгой. Чтобы фольга хорошо держалась и не скользила по противню, его нужно предварительно смочить водой при помощи мокрой тряпочки, а наложив фольгу, убрать лишнюю жидкость. Для этого подойдут линейка, расческа или специальная лопаточка.
2. Аккуратно двигайте по фольге ребром линейки, выгоняя из-под нее воду и воздух так, чтобы поверхность стала абсолютно ровной.
3. Если вы заранее приготовили рамочку для вашего будущего изделия, то сделайте на фольге разметку, очертив внутренний периметр рамки шариковой ручкой и набросав предполагаемую картинку. Только после этого начинайте работу, время от времени прикладывая вашу рамочку, чтобы была возможность подкорректировать размеры изготавливаемой композиции.
Полезные советы:
Для лепки удобнее всего использовать перевернутый противень с невысокими бортиками.
Обычно фольга имеет две стороны: блестящую и матовую. При работе на блестящей поверхности глаза очень быстро устают, поэтому рабочей должна быть матовая сторона.

Скрепление деталей между собой.
Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, вам нужно иметь зубочистки и кисточку с водой. Зубочистку можно использовать целиком или отломив кусочек нужной длины.
1. При работе с небольшими элементами смочите влажной кисточкой или зубочисткой места соприкосновения деталей. Делайте это очень аккуратно. Кисточка не должна быть чересчур мокрой.
2. Скрепляя крупные детали, аккуратно воткните зубочистку в одну из них, а вторую осторожно наденьте на другой конец зубочистки до соприкосновения влажных поверхностей.
3. Для склеивания мелких деталей иногда кисточка бывает слишком великовата. В этом случае вместо кисточки можно использовать зубочистку.
4. Избегайте попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка, запекание, подрумянивание.
Прежде, чем поставить изделия в электропечь для запекания и подрумянивания, подсушите их несколько дней в комнате в теплом месте. Зимой для сушки очень удобно использовать батарею, а летом – солнечные лучи. Если свежевылепленные изделия сразу поставить запекаться, то они деформируются снизу, слегка надуваясь, и у вас не получится ровного донышка, что создаст неудобства при оформлении готовой работы.

Способы сушки и запекания.
1. Начинать сушку готовых изделий всегда нужно при очень низких температурах в электрической духовке и жар добавлять постепенно.
2. Работа не должна остаться недосушенной, иначе со временем она может начать разрушаться изнутри и потеряет свой внешний вид (изменится цвет и потрескается лак).
3. Если ваши работы получились слишком объемными и для их сушки потребуется много времени, то можно после 2-3-х дней воздушной сушки поставить противень с изделиями в печь при температуре 50 0 С на 1-2 часа, затем поднять температуру до 75 0 С и подержать еще 2-3 часа. 50 0 С
4. После этого отключите печь и оставьте в ней изделие на ночь. Утром хорошо подсохшие снаружи фигурки легко отделяются от фольги и не обжигают рук. Переверние их на обратную сторону и продолжите запекание в нужном режиме.
5. Переворачивая фигурки, можно с помощью ножичка аккуратно вынуть лишнее тесто. Это значительно уменьшит вес изделий и сократит время выпечки. Но не старайтесь извлечь слишком много теста, так как изделие может потерять прочность и дать трещины при дальнейшем запекании.
6. При сушке и запекании изделий, выполненных из цветного теста, температура в духовке не должна превышать 125 0 С. Это не относится к тесту, в которое был добавлен какао-порошок или растворимый кофе.
Полезные советы.
При запекании изделий очень большую роль играет цвет противня: светлый противень отражает тепло, что замедляет сушку; на темном противне, наоборот, процесс проходит немного быстрее. Поэтому, пользуясь температурной таблицей, не забывайте, что она дана для светлого противня. И в случае необходимости делайте поправку, снижая температуру на 20 0 С - 25 0 С.
Если изделие уже достаточно подрумянилось, но немного не просохло внутри, переверните его обратной стороной и при низких температурах досушите в печи или в комнате в теплом месте.
Процессы запекания и подрумянивания точно по времени расписать нельзя: все изделия различаются по объему и каждая печь имеет свои особенности. Чаще всего приходится одни изделия вынимать, а другие оставлять еще немного подрумяниться.
Бывает и так, что крупное изделие запеклось неравномерно и вам хотелось бы подрумянить отдельные его части. Накройте фольгой наиболее темные места и снова поставьте изделие в печь.

Режимы сушки и запекания.
Невысокие изделия
(толщиной до 2 см) Объемные работы
(толщиной более 2 см)
1 час при 50 0 С 1 - 2 часа при 50 0 С
1-2 часа при 75 0 С 2 - 3 часа при 75 0 С
1 час при 100 0 С 1 -2 часа при 100 0 С
1 час при 125 0 С 2 часа при 125 0 С
0,5-1 час при 150 0 С 1 час при 150 0 С

Подрумянивание.
Подрумянивание производится при температуре 180 0 С -200 0 С, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. При подрумянивании изделий нужно учитывать, что чем выше стоит противень в печке, тем темнее будут самые высокие поверхности, и наоборот, если противень находится в самом низу духовки, то в первую очередь подрумянятся тонкие части работ.
Иногда различную степень подрумянивания имеет смысл использовать для достижения большей живописности работы. Например, вы можете сделать так, что трава будет темнее, чем пасущаяся на ней овечка. Точно так же, по-разному подрумянивая отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.
Доставая противень из горячей печки, не забывайте пользоваться защитными рукавицами, а снимать мелкие детали удобно при помощи специальных щипцов.

Сушка на воздухе.
Чтобы высушить изделие, можно обойтись и без печки, воспользовавшись батареей или летним солнышком. Но на это уйдет гораздо больше времени, и у готовых работ не будет красивого золотистого цвета. Если в вашей мастерской прохладно и сыро, то лучше отказаться от этого способа сушки. Способ сушки на воздухе хорош для изделий из цветного теста, так как пищевые красители могут изменить свой цвет при очень сильном нагревании.
Не стоит сушить изделия из соленого теста в микроволновой печи.
Перед тем, как покрывать изделия лаком, убедитесь, что они хорошо просушены.
Если в качестве защитного состава вы применяете лак, изделия становятся более крепкими. Пропитанные универсальной грунтовкой изделия лучше переносят влажность воздуха.

Загрузка...