aracs.ru

Что написано на митре у папы римского. Папская тиара: история и символика. Папская и смысл

Носили его с до времен реализации реформ Второго Ватиканского Собора, а именно до 1965 года. Павел Шестой передал специально изготовленную для него тиару, в которой его короновали, для благотворительных целей в базилику Однако она до сих пор красуется на гербе Ватикана и Святого Престола. Хотя попытки избавиться от тиары продолжаются. Так, Бенедикт Шестнадцатый удалил ее с папского герба. Она была заменена митрой.

Папская и смысл

Головной убор, символизирующий права и власть «наместников Христовых», отличается тем, что по форме напоминает яйцо. Это тройная корона, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. По латыни ее еще называли «трирегнумом». Эти три венца, или диадемы, увенчаны крестом. Сзади ниспадают две ленты. Папская тиара не является литургическим головным убором. Ее надевали во время церемониальных процессий, благословений, провозглашений догматических решений и на торжественных приемах. На литургических богослужениях папа, как и другие епископы, покрывал голову митрой. Традиционно ее использовали и в геральдических целях.

Папская тиара: история

Католики считают, что первое упоминание о головном уборе, похожем на тиару, находится в Ветхом Завете, а именно в Книге Исход. Там Иегова приказывает соорудить такую царственную шапку для Аарона, брата Моисея. Это нашло свое отражение в европейской живописи. Аарон часто изображается в тиаре, особенно на картинах нидерландских художников. Затем об этом головном уборе говорится в трудах одного из первых пап, Константина. Далее в эволюции тиары выделяются три периода. Первый из них - это когда глава Римско-католической церкви покрывал голову убором, напоминающим шлем. Он назывался «камелаукум». Скорее всего, в его нижней части было украшение в форме круга, но оно не было еще ни короной, ни диадемой. Когда эти символы власти появились на головных уборах пап, неизвестно.

Из описаний девятого века следует, что короны тогда еще не было. В Х столетии церковное облачение меняется. Появляется митра, и в эту эпоху возникает разница между головными уборами пап и епископов.

Конец Средневековья

Многие известные нам примеры первых тиар происходят с конца тринадцатого века. Известно, что до понтификата Бонифация Восьмого (1294-1303) на этом головном уборе была одна корона. А этот папа добавил туда вторую диадему. Причины этого неизвестны. Может быть, этот понтифик любил роскошь, а может, он хотел показать, что в его полномочия входит светская и духовная власть.

А вот надгробие Бенедикта Двенадцатого (1334-1342) в Авиньоне украшает уже скульптура, одетая в головной убор с тремя коронами. Хотя еще до пятнадцатого века в искусстве встречаются изображения понтификов, где папская тиара имеет только две диадемы. Постепенно начала складываться легенда о том, что так покрывал голову святой Петр. Кстати, на портретах пап, которые были отстранены от своего поста или совершали какие-то осуждаемые церковью поступки, этот головной убор обычно лежит на земле.

Символическое значение

Есть несколько версий того, какое значение имеют три короны. Папская тиара, согласно одной из них, символизирует власть понтификов над небом, землей и чистилищем. Есть и другая версия. Она говорит о том, что это символ папской власти над тремя континентами, где живут потомки Сима, Хама и Иафета - Европой, Азией и Африкой. Встречается также объяснение, что короны означают, что понтифик является первосвященником, верховным пастырем и светским правителем. Еще эти диадемы толковались как разные уровни полномочий папского суверенитета. Это духовная власть в церкви, светская в Ватикане и верховная над всеми земными правителями.

Но по прошествии времени римско-католический клир стал толковать тиару несколько иначе. Она стала символом того, что папа является главой церкви, светским государем и наместником Христа. Интересно, что в искусстве тиара представляла собой не только пример того, каково церковное облачение римских понтификов в торжественных случаях. Она также является головным убором Бога-Отца. Но если Его изображают в тиаре, то та, как правило, состоит из пяти колец.

Молодой и модный папа:
из чего состоит и как меняется гардероб папы римского

ТЕКСТ: Анастасия Львова

Что носит папа римский, почему одежда папы Франциска отличается от всего того, что до этого носили римские понтифики, и откуда на голове молодого папы Джуда Лоу белое сатурно? Разбираемся, из чего состоит гардероб римских пап - прошлого, настоящего и вымышленного.

Что носит папа римский и что это означает

В своем первоначальном виде духовная одежда появилась в VI веке. Тогда введение отдельных клерикальных одеяний - одежды для духовенства - было необходимо, просто чтобы священников можно было отличить от других людей. А современная одежда католических священников, как и самого главного католика мира - папы римского - сформировалась к XVII веку. Первая одежда римских пап отличалась от одежды остального духовенства и даже светских лиц. Ведь папа - это не только глава Святого престола и католической церкви, но и суверен города-государства Ватикан.

Коронация Павла VI в Ватикане

Гардероб папы римского можно условно разделить на два вида - праздничный и повседневный. К первому типу костюма относится альба - длинное белое литургическое одеяние из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани, перепоясанное веревкой. Происходит альба от древнеримской длинной рубашки, которую носили под туникой. Казула, или орнат, - накидка поверх альбы, похожая на длинное пончо, цвет которой может быть разным в зависимости от церковных праздников. Поверх альбы и казулы папа надевает паллий - белую ленту, которая ложится на плечи, а два ее конца свисают спереди и сзади. На паллии вышиты шесть темных крестов, в три из которых воткнуты золотые булавки, символизирующие три гвоздя, которыми Иисус был распят на кресте.

Папа Бенедикт XVI

Папа Франциск

Во время богослужения папы надевали тиару, которую с конца Х века использовали вместо епископской митры. Тиара - это трехъярусная корона в форме пчелиного гнезда, увенчанная небольшим крестом. Это корона главы Ватикана и католической церкви. Изначально тиара состояла из двух уровней, которые символизировали светскую и духовную власть папы. Позднее появился третий уровень, означающий верховенство папы над всем миром, а с точки зрения христианской идеологии три уровня стали объяснять отсылкой к трем ипостасям божественного. Тиары отличаются по размеру, цвету, высоте и богатству отделки. Папа может выбрать тиару для своей коронации самостоятельно, а может и заказать. Тиары хранятся в музее Ватикана, папа может брать оттуда любую и надевать по случаю, главное, чтобы тиара подошла по размеру.

Последний раз тиару при коронации надевал папа Павел VI в 1963 году. Она была выполнена в футуристическом и готическом стиле с очень условными «тремя уровнями корон». В 1965 году папа продал ее как реликвию базилике Непорочного Зачатия в Вашингтоне, а полученные деньги пожертвовал на благотворительность. Теперь во время богослужений и различных церемоний папа вновь надевает на голову митру - высокий колпак с двумя свисающими тканевыми полосками сзади.

К повседневному типу папской одежды можно отнести сутану - длинное слегка приталенное платье с длинными рукавами на пуговицах и со стоячим воротником. У папы она, конечно, белого цвета. Существует разновидность сутаны - дзимарра, у которой на плечи пришита накидка. Также есть отдельная короткая накидка на плечи - моццетта. Раньше у нее сзади был капюшон, но он был упразднен Павлом VI. Папская моццетта может быть или атласной - алого цвета, или бархатной - темно-красного, и тогда вдобавок она отделана мехом горностая. В таких накидках можно было часто заметить отрекшегося от престола папу-модника Бенедикта XVI. На улицу поверх сутаны папа надевает традиционный красный плащ из легкой шерсти, а зимой добавляет шапку камауро из бархата, похожую на головной убор Санта-Клауса. Традицию ношения камауро тоже вернул Бенедикт XVI.

Обязательным элементом костюма папы является также «кольцо рыбака» - папский перстень, призванный напоминать о том, что понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На кольце выгравировано имя новоизбранного папы, а после смерти или отречения предыдущего его кольцо уничтожают.

Папа Иоанн-Павел II

Цвета в одежде католического клира и папы имеют определяющее значение. В отличие от ткани или стиля одежды изменить цвет того или иного предмета гардероба гораздо сложнее из-за их символического смысла. Черный цвет ассоциируется со священниками, фиолетовый и малиновый - с епископами, красный - с кардиналами. Главный цвет в одежде папы римского - белый. Поэтому повседневный гардероб папы в основном состоит из белой одежды с вкраплениями красного цвета. При этом в зависимости от элемента одежды значение цвета может еще детализироваться. Например, красный означает кровь Христа, только когда речь идет о красных поясах кардиналов.

Кто шьет одежду для папы

Традиционной мастерской по пошиву одежды для папы римского считается ателье Ditta Annibale Gammarelli, которое работает с 1798 года. До 1962 года производство Гаммарелли имело эксклюзивное право на пошив одежды для папы римского, которое потом было упразднено. Всего в Европе около 40 ателье, специализирующихся на пошиве церковной одежды для католических священнослужителей.

Считается, что мастерская Гаммарелли шила одежду для всех пап без исключения, начиная с Пия IX и до нынешнего папы Франциска. Ходили слухи, что папа Бенедикт XVI изменил марке Гаммарелли и стал заказывать одежду у другой римской фирмы - Euroclero.

Сейчас мастерской Gammarelli управляет потомственный портной Лоренцо Гаммарелли вместе с двумя двоюродными братьями - Массимилиано и Стефано. В мастерской работают всего девять швецов, два секретаря для оформления заказов, курьер и администраторы. Как рассказывал Лоренцо изданию «Вокруг света», папы никогда сами не приходят в мастерскую для заказа одежды и снятия мерок: «Если папе нужна новая сутана, звонит его секретарь и назначает день, когда мы можем приехать в Ватикан и снять мерки. Ни один глава католической церкви не приезжал в ателье и не звонил сюда. Ну кроме, конечно, Иоанна XXIII, который по дружбе сам ездил на примерки к деду».

Перед избранием нового папы, чье имя и уж тем более размер одежды никогда не известны заранее, мастерской приходится отшивать три одинаковых облачения разного размера: small, medium и large. И если обычно на пошив сутаны уходит два с половиной месяца, то для папы в ответственные моменты заказ может быть исполнен за две недели - тогда работает весь коллектив мастерской.

Официальным сапожником римских пап с 2003 года считался итальянский мастер Адриано Стефанелли. Сейчас, скорее всего, этим занимается старый аргентинский друг папы Франциска и его обувной мастер Карлос Самария, работающий в Буэнос-Айресе.

Папа в стиле athleisure

Папу Франциска (в миру Хорхе Марио Бергольо) называют новым революционером. Свой революционный стиль он проявил и в манере одеваться - упрощенной, невзыскательной и очень экономной.

Франциск умудрился упростить даже официальный праздничный костюм. Он всегда надевает ту же самую митру, которую носил, будучи кардиналом в Аргентине, или аналогичные простые варианты этого головного убора - без драгоценных камней и металлов. Кольцо папы Франциска вылито всего лишь из позолоченного серебра, а не из золота, как у его предшественников. Поговаривают, что оно даже не было сделано специально под него, а лишь перелито из кольца личного секретаря папы Павла VI, архиепископа Маччи. Папская ферула Франциска -длинный посох - тоже сделана из серебра.

В своей повседневной одежде Франциск также отличается неприхотливостью. В основном он носит простую белую сутану - с накидкой или без нее. Сразу после инаугурации он отказался надевать официальную выходную накидку - моццетту. Его нагрудный крест вылит из железа, а не из золота, как было принято раньше. Франциск не надевает бархатные шапки или римское сатурно, а обычно носит белую дзуккетто - головной убор, возникший из необходимости держать в тепле тонзуру, выбритое место на макушке католических священников. У нынешнего папы не шелковый и короткий пояс без личной эмблемы, что тоже нарушает ватиканскую традицию. Шерсть Франциск предпочитает шелку.

А как пишет сайт Il mio Papa, Франциск носит одну и ту же одежду в течение всего года. Сутаны, сшитые из более тяжелой шерсти, - зимой, и из более легкой - летом. При этом «он заказывает только натуральный белый цвет, не оптический, который получается при добавлении белого красителя. Натуральный белый - это кремовая слоновая кость», - пишет издание.

Более простые ткани, меньше украшений в одежде и гравировок в аксессуарах, серебро вместо золота - Франциск задал новый тренд для всей католической моды. Тренд назвали «папским athleisure», где акцент сделан на визуальном упрощении, комфорте, быстроте создания одежды.

В этом смысле эмблематичным эпизодом в истории католической церкви стал отказ Франциска от традиционных красных туфель, которые носил его модный предшественник папа Бенедикт XVI. Итальянская пресса окрестила Бенедикта «папой от Prada», а официальной газете Ватикана пришлось оправдываться, что «папа носит не Prada на своих ногах, а кровь Христа». В 2007-м журнал Esquire назвал лоферы Бенедикта лучшим аксессуаром года. Позднее стало известно, что красные туфли делал по заказу папы обувной мастер с севера Италии Адриано Стефанелли.

Молодой и модный папа

Одним из удачных примеров воскрешения и оживления папской одежды сегодня можно считать сериал Паоло Соррентино «Молодой папа» (The Young Pope) производства HBO. Часто сериалы HBO привлекают внимание именно из-за детально проработанных костюмов - как в «Игре престолов» или менее популярном «Риме». Но с «Молодым папой» дело обстоит чуть-чуть иначе. Тут исторические костюмы заигрывают с аутентичностью, не забывая при этом про современность, - в стилистике самого молодого папы, противоречиво и провокационно. Над гардеробом в сериале работали художники по костюмам Карло Поджоли и Лука Канфора, - оба работали с Соррентино и раньше. Известно, что команда фильма обращалась за консультацией по костюмам в мастерскую «Гаммарелли».

Таким образом аутентичность костюма в сериале уходит на второй план. Как отмечает истoрик катoлическoй церкви Иван Ренард, в сериале многое не соответствует действительности. «Настоящий папа носит красное сатурно, а не белое с вышивкой. Вычурная вышивка золотом на сутане «молодого папы» - тоже вещь лишняя», - говорит Иван. «Думаю, что это было сделано с целью подчеркнуть характер вымышленного Пия XIII. Два перстня (на самом деле у папы римского только один перстень. - Прим. ред.) - это или отсылка к средневековым папам, которые могли носить несколько колец, или тоже акцент на характер героя. И еще гипотеза: чтобы был заметен перелом в Белардо (папа Пий XIII в миру) - в последней сцене сериала на нем простая белая сутана без вышивки, серебряный крест на шее, перстень лишь один. Уже никакой вычурности, совсем другой человек».

Характер у Белардо действительно противоречивый. Он самый молодой, но и самый консервативный папа в истории католической церкви. И делает все наперекор дипломатии Ватикана. Его главный принцип в одежде - это стиль. Белоснежное сатурно - потому что лучше сочетается с белой сутаной. Золотая вышивка на белом - потому что это роскошно. Красные лоферы - потому что после Бенедикта это стало популярным мемом и своеобразным знаком папы римского в XXI веке. А молодой папа весь устремлен в современность и будущее католической церкви - по крайней мере в своих рассуждениях. Однако потом это меняется. «К середине сериала вместо простых белых одежд Ленни оказывается облачен в щедро расшитые наряды - это призвано подчеркнуть то, насколько он старомоден и консервативен (избыток вышивки был присущ папским облачениям в XIX веке). Огромное значение имеет тиара, которую молодой папа ждал из Вашингтона. Во время литургии римские папы носят митру, а тиара в богослужении не используется. Принято считать, что тиара символизирует светскую власть римского понтифика. Павел VI был последним папой, которого ей короновали; он в целом стремился упростить ритуалы, окружающие Святой престол. И тот факт, что персонаж Джуда Лоу возвращается к старой обрядности, свидетельствует о его желании порвать с либеральной политикой Павла VI и его последователей», - говорит Светлана Яцык, преподаватель Школы истории НИУ ВШЭ и главный редактор журнала Vox medii aevi. Пий XIII носит очки от Giorgio Armani, чья команда, кстати, одела неклерикальную часть персонажей сериале - в частности, менеджера по маркетингу Ватикана (Сесиль де Франс) и итальянского премьер-министра (Стефано Аккорси). «Нам нужно было c трезвой элегантностью одеть гражданских лиц Ватикана, которые крутятся вокруг Ленни (Белардо)», - рассказывал художник по костюмам Карло Поджоли.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40} false 767 1300 false true {"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}} {"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}

Корона – одна из регалий римских пап. Знак отличия не всегда был именно короной. До 8-го века он выглядел как колпак белого цвета. Назывался такой головной убор камилавкой. В 12-ом столетии к ней присоединилась тиара, которая через век обзавелась еще и зубцами. Таким образом яйцевидный колпак окольцевал один венец. В 14-ом столетии к нему присоединился еще один. Разместить его на камилавке распорядился Бонифаций 8-ой. Таким образом папа отобразил в символе свой власти свои же взгляды на нее. Первосвященник осознавал свой пост, как главенство над двумя сферами жизни общества – светской и духовной. Вскоре, появился и третий венец. Кто и зачем водрузил его к первым двум неизвестно. Однако, первое изображение трехглавой папской короны датировано 1342-ым годом. Современная церковь трактует количество венцов, как символ святой Троицы – отца, сына и духа. Относительно власти первосвященников, венцы рассматриваются как владычество над адом, землей и небесами.

Тройная корона папы римского увенчана крестом. Официальное название головного убора – triregnum. Это латинское слово. Колпак же, ставший когда-то основой диадемы – персидского происхождение, как и имя убора «камилавка». Папа римский обретает власть сразу после его избрания Конклавком. Так называется совет кардиналов, рассматривающий кандидатур на высокий пост. Однако, сами первосвященники веками приступали к своим обязанностям только после коронации. Однако, с 1970-ых годов процедуру отодвинули в сторону. В 1963-ем Павел 6-ой одел тиару, а его приемник Иоанн Павел 1-ый уже нет. Не сделали этого и все последующие первосвященники. В уставе прописали возможность выбора короноваться или нет. Пока, выбор папы делают не в пользу традиционных головных уборов.

Последняя тиара папы римского Павла 6-го хранится в одном из музеев Рима. Атрибут власти папа отдал туда сам. Первосвященники перестали носить короны, но им не перестали их преподносить. Так, в 2010-ом, к примеру, тиару подарили Бенедикту 16-му. Презент этому папе сделала группа католиков из Германии. Головной убор заказали сделать специалистами Софийской мастерской, которая специализируется на облачениях служителей религии. Подарок носил символический характер, выполнял роль сувенира. Выполнена тиара из латуни, серебра и цинка. Украшен образец полудрагоценными минералами. Бенедикт 16-ый отдал презент на хранение в Баварию, в дом, где родился. Сейчас здание выполняет роль музея.

По составу символический презент Бенедикту 16-му нечета настоящим папским коронам. Их традиционно выполняли только из драгоценного сырья. В ход шло чистое золото, а так же сплав этого металла 750-ой пробы. Яйцевидный колпак, лежащий в основе изделий, делали, обычно, из шелка, вышивая самоцветами и жемчугом. Некоторые короны полностью выполняли из металла. Зубцы так же украшали бриллиантами и прочими драгоценными камнями. Ими же инкрустировали и крест на вершине головного убора. Тиары пап не оценивались. Они до сих пор считаются бесценными, священными.

В продаже истинных папских корон не найти. Зато, можно стать обладателем прочих украшений первосвященников. Так, несколько драгоценностей последнего коронованного папы Павла 6-го выставлялись на аукцион «eBay». Начальная цена лотов составила всего 850 долларов. Однако, продали крест и перстень с алмазами за миллионы условных единиц. Оба изделия усыпаны бриллиантами. Общее число кристаллов – 13. Дюжина из них украшает крест. На кольце всего один камень, зато его вес составляет чуть ли ни 13 карат. Помимо художественной ценности и ценности материалов, вещи несут историко-культурный смысл. Переплатить покупатели папских драгоценностей были готовы и за инвестиционные перспективы предметов.

Кстати, все тот же Павел 6-ой отдал львиную долю своих атрибутов ни на аукционы, а в фонды ООН. Папа подчеркнул, что презентует изделия на благотворительные цели. Предметы из золота с бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами общество продало всего за 70 000 долларов. Низкую цену установили специально, чтобы быстрее выручить средства и направить их на помощь нуждающимся.

Тиары остались единственными атрибутами первосвященников, не подлежащими торгам. Короны хранятся либо у самих пап, либо в музеях. Отличительной чертой религиозных корон являются шелковые ленты, вышитые драгоценными нитями и католическими символами. На концах полос всегда находится золотая бахрома. Ленты закреплены на тыльной стороне головного убора. С затылка материя ниспадает на мантию глав церкви. Кстати, мантия, в обиходе пап осталась. В нее первосвященники облачаются по сей день. Тиару же убрали даже их герба римских пап, где она красовалась долгие века. Теперь изображение включает иные символы католической церкви – паллиум и митру. Паллиум – белая лента с 6-ю вышитыми крестами. Митра – трапецивидная шапка, надеваемая священниками во время богослужений.

В начале митра была простой конусообразной шапкой, прибывшей, как и многое другое, с Востока. Говорят, что первую драгоценную митру римскому папе подарил Хлодвиг, франкский вождь, перешедший в христианскую веру. И венец, который её украшал, символизировал духовную власть викария Христа. Пробегаем, срезая всевозможные углы взаимоотношений королей и пап, прямо к началу XIV столетия.

Король Франции Филипп Красивый, почитаемый всеми, кто читал эпопею Мориса Дрюона, страшно тяготился влиянием Рима. Тем более что на троне Святого Петра сидел в это время несгибаемый борец с ересями Бонифаций VIII. Считается, что именно этот понтифик и водрузил на митру второй венец, символизирующий земную власть римских пап. Некоторые исследователи считают это странным, поскольку Бонифаций преследовал всякую двойственность, считая её проявлением манихейства. Как бы то ни было, вторая корона появилась именно в это время. Битву с Филиппом папство проиграло и в 1309 году было переселено в Авиньон, под бок французской короне.

Хотя авиньонское пленение продлилось почти семьдесят лет, зависимость от Франции оказалась непрочной. На смену «железному» королю пришли монархи, можно сказать, «стеклянные», «оловянные» и «деревянные». Началась война с Англией, ставшая Столетней, королевство зашаталось, и сама его независимость оказалась под большим вопросом. Авиньонские папы тем временем наращивали власть. Каковы бы ни были происхождение и смысл второй короны на тиаре, появление третьей напрашивалось само собой.

Павел VI и кардинал Альфредо Оттавиани (справа) во время церемонии коронации. 1963 год

Если два венца посвящены Отцу и Сыну, где же Святой Дух? Если они символизируют власть духовную и земную, то где власть моральная? Третья корона появляется в середине столетия. Есть сомнения, который из авиньонских пап первым водрузил её на тиару, но промежуток времени вполне ясен. Итак, торжественный головной убор приобретает завершённый вид. Дальнейшее — дань моде, богатству, вкусу. Если в первое время её существования тиара изготовлялась из шитой серебром материи, натянутой на каркас, впоследствии её делали из металла. Дарение драгоценных тиар продолжалось. Монархи, меценаты, богобоязненные полководцы преподносили папам церемониальные головные уборы, которые оседали в сокровищнице. Наполеон, заключивший с Римом конкордат, подарил Пию VII роскошную тиару, так и названную «наполеоновской».

Павел VI решил выставить свою тиару на торги

В 1963 году умер папа Иоанн XXIII, и на трон Святого Петра взошёл Павел VI. В это время проходил Второй Ватиканский собор, который положил начало современной истории католической церкви. Реформы, упрощение обрядов, приближение иерархии к верующим. И когда на церемонии коронации новый папа появился в тиаре, специально изготовленной и подаренной ему к этому случаю, стало понятно — символ невероятного владычества и беспредельной власти безнадёжно устарел. Павел VI положил конец традиции ношения тиары. Свою он решил выставить на торги, а вырученные деньги — потратить на помощь бедным. Драгоценный головной убор был куплен Нью-Йоркской архиепархией, где и хранится до сих пор.

Последующие понтифики могли принять тиару в подарок, ни разу её не надев. В гербе святого Иоанна Павла II сохранялась геральдическая тиара, но последние два папы убрали и её, заменив белой митрой Римского епископа. На ней три поперечные полосы — это последнее воспоминание о символе триединой власти.

Загрузка...