aracs.ru

Конспект урока по окружающему миру "образы животных в народном творчестве". Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе Урок «Сказочный образ животного»

Урок изобразительного искусства 3 класс.

Учитель Осмоловская Юлия Петровна

МБОУ«СОШ им П.Н.Бережнова»с.Нижняя. Покровка Перелюбского р-на Саратовский области

Тема:Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, декоративно-прикладного искусства

Цель : Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства, создать портрет животного

Задачи

    Познакомить учащихся с анималисти­ческим жанром;

    Развивать наблюдательность, умение подмечать характерные черты портретуемого животного;

    Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу

Материал: любые графические или живописные средства.

Зрительный ряд : мультимедийная презентация с произведениями Е.И. Чарушина, А. Дюрера, В. Серова, В. Ватагина

Ход урока.

Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой.

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

Актуализация необходимых знаний.

Деятельность учителя.

На уроках рисования мы много говорили о роли изобразительного искусства в жизни человека. Изобразительное искусство говорит на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Деятельность учащихся.

(Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ)

Деятельность учителя.

Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это проявляется в живописи и графике.

    Первые наскальные рисунки первобытных людей. Что они изображали?

    Почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?

Животное - это источник жизни для человека в древнем мире. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него. В прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Изображения каких животных нам оставил древний мир?

В древнем мире изображения животных были символичны.

    Сфинкс - олицетворение единства животного и человека.

    В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека, в греческой - кентавра.

    Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость.

Итак, какой вывод по беседе мы можем сделать? (Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве)

Появился отдельный жанр, который получил название анималистический. Художники-анималисты воспевает удивительный мир живой природы.

Посмотрите на слайды и назовите имена художников – анималистов. (Леонардо да Винчи, Е.И. Чарушин, А. Дюрер, В. Серов, В. Ватагин)

Отгадайте загадки.

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса,

Кто это?(Лиса)

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …(Ежик)

Шубу теплую в колечках

Носит тихая …

Кто так заливисто поет?

О том, что солнышко встает.(Петух)

А ком все наши загадки?

Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

А как же называется в изобразительном искусстве жанр, в котором изображают животных? (Анималистический жанр)

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними, как например Е. Чарушин, который приходил в зоопарк рано утром и наблюдал за повадками и поведением животных.

Практическая часть.

Задание: выполнить наброски домашних животных по памяти в различном эмоциональном состоянии. Рисунок в графике

Задание дифференцированное.

1. рисуем самостоятельно

2. рисуем с опорой на схему (поэтапное рисование)

3. помощь одноклассника, учителя

Индивидуальная работа с учащимися.

П осмотрите, ребята, какие разные и интересные получились у вас животные. Сколько вас в классе – столько и видений различных животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям.

По вашим работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких – либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь сходства.

Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности при изображении животных.

Урок изобразительного искусства

во 2 классе

Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»

Тема урока: Изображение и фантазия. Фантастическое животное.

Цель урока:

познакомить с понятием «фантазия», изображениями сказочных птиц и фантастических животных.

Задачи урока:

Дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью;

Развивать умение сравнивать, комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;

Совершенствовать технику работы графическими материалами;

Воспитывать любовь к животным, интерес к предмету.

Форма урока : урок- знакомство с искусством.

Интеграция: изобразительное искусство, история, окружающий мир.

Тип урока : введение и сообщение новых знаний, с использованием ИКТ.

Формы и методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Фронтальная и индивидуальная.

Личностные:

осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основе творчества;

развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся.

Познавательные:

осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Регулятивные:

формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать результаты работы.

Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинирования форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.

Оборудование:

изделия художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, карточки для работы в группе, детские работы, презентация по теме урока.

Художественные материалы:

акварельные краски, кисти, бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Спасибо, садитесь.

Девизом нашего урока станут слова режиссёра, актёра и педагога Константина Станиславского: «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (материал презентации)

2. Разминка для художников

1) Рисование в воздухе.

Ваша рука – кисточка. Рисуем в воздухе цветок, бабочку, дом.

2) Блиц-турнир.(сопровождается материалом презентации: фото, иллюстрации)

Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень)

Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек)

Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину)

Ткань на языке живописца - это что?

(Холст, полотно)

3. Актуализация знаний

На доске фото животных, репродукции картин (материал презентации),

выставка детских рисунков.

Учитель: - Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?

Обучающиеся: - Мы рисовали птиц родного края.

Учитель: - Как называют художников, изображающих животных?

Обучающиеся: - Их называют анималистами.

Учитель: - Правильно, а как произошло это слово?

Обучающиеся: - От латинского слова «анимал» - животное.

Учитель: - Каких художников-анималистов вы знаете?

Обучающиеся: - Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.

4. Беседа по теме урока

Учитель: - На прошлом уроке мы рисовали птиц, реально существующих в окружающем мире. Что такое реальность? Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле. Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин.

Наша школа – это реальность?

Обед в школьной столовой – это фантазия?

Змей-Горыныч, обучающийся с нами в классе, – это реальность? Это, конечно, фантазия.

Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.Фантазия - мечта, продукт воображения, помогает создавать новое, обогащает человека.

Мастер Изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия.В основе любой фантазии - правда жизни. Ведь художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.

5. Работа в группах

Повторение правил работы в группе.

Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастическим животным, чтобы рассказать о нем классу.

Кого увидел Мастер Изображения?

Каждая группа знакомит класс со своей информацией. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)

6. Физминутка

Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.

Чтоб красиво рисовать,

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

Рисовать теперь пора.

7. Работа с учебником

Учитель: - Откроете учебник на странице 62. Сегодня мы познакомимся с реальной или сказочной птицей?

Обучающиеся: - Со сказочной птицей.

Учитель: - Видели такую птицу в природе?

Обучающиеся: - Не видели.

Учитель: - Это сказочная птица Сирин, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые времена легенды о сладкоголосой птице Сирин привезли на Русь купцы и путешественники. Она была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. Прилетает птица Сирин один раз в сто лет из Рая. Люди слушали сладкие и заманчивые песни птицы, шли за ней следом, отчего обязательно погибали.

Вы сказали, что не видели в природе такую птицу, а отдельные элементы, части?

Обучающиеся: - Это части птицы и человека.

Учитель: - Художник соединил в одно целое разные части разных образов. В этом ему помогла фантазия.

Задание: придумать и изобразить свое фантастическое животное, похожее на зверя, птицу или рыбу.

8. Работа в парах

Обсуди с партнером, какое животное придумал и решил изобразить.

9. Творческая практическая деятельность обучающихся

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с краской, кистью и водой.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного...

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Творите! Желаю успехов в работе.

10. Электронная физминутка для глаз «Пчелка» (http://pedsovet.su)

Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.

11. Итог урока

Что такое фантазия?

Что вдохновляет Мастера Изображения придумывать фантастические образы?

Каких животных вы придумали и изобразили?

12. Выставка и анализ рисунков

13. Домашнее задание (дифференцированное)

Красная группа: найти в литературных произведениях примеры фантастических животных, принести книги в класс.

Синяя группа: вылепить из пластилина фантастическое животное и дать ему устную зарисовку-характеристику.

Зеленая группа: найти фото или рисунок фантастического животного и войти в его образ.

14. Эмоционально – художественная рефлексия

Обучающимся предлагается два изображения - пейзажи. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают тот пейзаж, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.



15. Уборка рабочего места

Список использованной литературы

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

4. Светлова И. Е. Развиваем воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2005.

Интернет-ресурсы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

Конспект урока

изобразительного искусства во 2 классе

Тема: « Изображение по памяти и воображению (животные).

Выражение характера изображаемых животных»

Подготовила и провела

учитель

начальных классов

Пантелеева Наталья Ивановна

2016 г.

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Цели: продолжить знакомство с анималистическим жанром рисования;

дать представление о выражении художником - анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности;

познакомить детей с понятием «статика » и «динамика»;

развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, графические навыки, мелкую моторику рук;

прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому; воспитывать художественную культуру, вкус детей;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру, художественно-творческую активность через освоение художественных знаний, умений, навыков в области искусства;

развивать интерес к чтению произведений о животных;

укреплять межпредметные связи.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают о сути понятий «динамика» и «статика»; познакомятся с произведениями художников-анималистов; научатся рисовать животных с передачей их состояния (покоя или движения), характера, настроения.

Метапредметные:

Познавательные - научатся извлекать необходимую информацию, расширяющую представление о технике рисования; находить решение творческой проблемы;

Регулятивные - научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу на уроке,

коммуникативные - овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на чуткое и бережное отношение к животным.

Информационно-технические ресурсы: компьютер, диапроектор, интерактивная доска, презентация.

Оборудование: Для учителя: ИКТ, методическая таблица (пропорции животного и последовательность выполнения рисунка); фотографии , игрушки, сувениры, изображающие животных, книги для выставки, альбом, краски, карандаш, ластик. ;

для учащихся - художественные принадлежности для рисования красками.

Зрительный ряд: иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников: Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова, А. Дюрера, Е. Лансере, П. Клодта, В. Серова, В. А. Ватагина, И.С. Ефимова, А.М. Лаптева, рисунки детей.

Ход урока.

Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой .

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

Актуализация необходимых знаний.

Деятельность учителя.

На уроках рисования мы много говорили о роли изобразительного искусства в жизни человека. Изобразительное искусство говорит на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Деятельность учащихся.

(Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ)

Деятельность учителя.

Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это проявляется в живописи и графике.

II . Актуализация знаний.

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других - людей, третьи рассказывают нам о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно - тематическая картина.

(Звучит запись песни поэта М. Яснова «О картинах», дети смотрят на демонстрируемые репродукции и стараются определить жанр искусства).

Если видишь на картине-

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад иль облака,

Или снежная равнина,

Или поле иль шалаш,

Обязательно картина

Называется …(пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - … (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется …(портрет).

Художник может изобразить все: леса и поля, деревья и травы, города и села, горы и равнины, океаны и космос… Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слезы человека. Это может быть горе и радость, смелость и трусость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей и многое другое.

III . Мотивация познавательной деятельности. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадки.

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

(Зебра)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса,

Кто это?(Лиса)

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(Кошка)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …(Ежик)

Шубу теплую в колечках

Носит тихая …

(Овечка.)

Кто так заливисто поет?

О том, что солнышко встает.(Петух)

А ком все наши загадки?

Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

А как же называется в изобразительном искусстве жанр, в котором изображают животных? (Анималистический жанр)

Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре.

А как называются художники, которые изображают животных?

Художники, которые специализируются в этом жанре, называются - анималисты. Изображение животных - тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве.

Анималист - художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе.

Художник - анималист (от слова an imal , в переводе с латинского - «животное»).

Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно - прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одевают в костюмы.

Например, рисунки Е. Рачева и Ю. Васнецова. Величайший мастер рисунка А. Дюрер любил изображать лошадей, зайцев и других животных. Его работы отличает реалистическая точность и пластическая выразительность. В русском искусстве яркие образцы животных создали такие прославленные художники. Как Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов. Выразительным и точным изображением львов, медведей, собак, котов, лошадей, коров прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П. К. Клодт (Демонстрация слайдов).

Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, рыб, иллюстрируют книги о природе. Анималист должен быть особо наблюдательным, отличаться терпением и хорошей зрительной памятью. Еще он должен отлично знать повадки, характер, образ жизни, внешний вид животных и среду обитания своих «моделей», которых изображают. А самое главное - любить их. А помогает нам при этом - Мастер Изображения. Знакомство с художниками анималистами.

Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин. Анализ зрительного ряда и обобщение учителя. Творчество известных русских художников - анималистов В. А. Ватагина, И.С. Ефимова, Е.И. Чарушина, А.М. Лаптева и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой. Например, в иллюстрациях Е.И. Чарушина мир животных раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и любовью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры.

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.
Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого животного, передать радость общения с живым. Кого любит рисовать Е. Чарушин? Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло.
Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

Почему любит крупный план? В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Что делают герои - животные?

Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению…С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.
Чарушин - писатель.

Чарушин настолько хорошо изучил животных, что. Создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ - определенный характер в определенном состоянии. Герои Е.И. Чарушина Добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать детенышей животных - пушистых. Мягких и еще совсем беспомощных.

Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует необычайно искусно, неконтурно, а можно сказать, антиконтурно, пятнами, штрихами. Животное может быть изображено просто «лохматым» пятном, но в нем ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.Главным художник считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы - вроде рукоделия; это путь, идущий от механических навыков».

IV . Организация познавательной деятельности.

Дидактическая игра «Настроение».

У каждого человека бывают разное настроение. Учитель называет ситуацию и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях…

Чтение стихотворения учителем. По ходу чтения дети показывают те чувства, о которых сказано в нем:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Вы знаете. Что у каждого животного есть свой характер?

Животные, как люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Мастер Изображения старается передать их характер и настроение.

Что Мастеру Изображения в этом помогает?

Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции тела: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина. Большие или маленькие глаза; через выразительные детали: Лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник непросто копирует, он эмоционально усиливает то, что выражает характер. Делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Рассмотрим работы художников. Мир животных величественный и гордый. В одном рисунке художник В. Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом - печальный. На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным. У веселых непоседливых обезьян бывает разное настроение. Эта (на фотографии) чем - то удивлена, обезьяне очень грустно. Она задумчива и спокойна. А эта (на рисунке) обезьяна, наоборот, весела, подвижна. Все, что с нами происходит, вызывает у нас различные эмоции. Наши чувства бывают, понятны без слов благодаря нашим жестам и выражению лица. У персонажей с разными характерами и реакции будут разными.

Радость. Если ваш герой искренне смеется или радуется, он выпрямляется и расправляет плечи. На лице появляется улыбка, а глаза, наоборот, могут превратиться в щелочки, особенно если у твоего героя пухлые щеки.

Плач, грусть. Грустно, когда приходится придавать своему герою такое выражение лица.Но и это надо сделать правильно. Брызжут слезы, и руки (лапы) сами тянуться к лицу(мордочке), чтобы смахнуть капли с мокрых щек.

Ярость, зло. Если твой герой пришел в ярость, он злится, то рисовать его надо нахмуренным и смотрящим исподлобья. Он угрожающе накло6нился вперед, сжал кулаки, и весь его вид говорит о готовности к решительным действиям.

Удивление. Мимику удивленного персонажа не спутаешь ни с какой другой. Глаза твоего героя должны быть широко раскрыты, зрачки сведены к носу, брови высоко подняты. Рот приоткрыт. Даже уши и те выражают удивление.

В нашей беседе, нельзя не упомянуть о способах изображения животных. Какие способы работы вам известны?

Изображать можно с помощью линии и пятна. Несмотря на то, что линия и пятно такие разные понятия, они тесно связаны между собой.

Вспомните, на что указывает нам толщина линии. Толстые линии указывают на то, что предмет тяжелый, плотный. Тонкие, наоборот, указывают на его хрупкость. Линия, изменяющая толщину, указывает на сложность характера предмета, его необычную пластику. Скользя линией по силуэту животного, прерывая ее или напрягая, наращивая толщину или увеличивая остроту, можно нарисовать животное в любом состоянии. Различают два состояния: статика и динамика.

Статика - это состояние покоя, когда мышцы животного расслаблены - оно или спит, или отдыхает. Животное в этом состоянии рисуют мягкими, вялыми линиями одной толщины, линиями, полностью лишенными остроты.

Змея, свернувшаяся кольцом, дремлющая, опустив уши и хвост, собака - все это статика. Другое дело - динамика. Это состояние настороженного прислушивания, момент прыжка или просто ровного бега. В этом случае, меняя твердость карандаша, нажим на линию, меняя ее характер, изгиб, остроту, вы можете нарисовать животное в движении, попытаться передать беспокойство, возбуждение, стремительность, силу.

Линия, ее богатые возможности помогут вам передать движение. Главное, не забывайте про нажим и характер линии. И, если не получится с первого раза, не расстраивайтесь.

Рисуйте снова и снова, и у вас обязательно все получится.

Помните, линия отвечает за пластику, движение, характер. Пятно - за тон, фактуру, силуэт, объем. И когда мы с вами сочетаем линию и пятно, тем самым вы делаем свой рисунок более богатым, более выразительным, расширяем свои возможности.

Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин.

Домашние животные привязываются к хозяину, любят его.

У кого есть домашние животные?

У кого есть дома кошка?

А как живут бездомные животные? Чем они питаются?

Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому, что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.

Кошка - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.

Чтение стихотворения учителем.

Котенок.

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко- тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?..

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост - трубой…

До чего ж хорош собой!

Е. Благинина

Какие книги, фильмы, мультфильмы о животных вы смотрели, книги каких авторов вы читали?

А знаете ли вы, что многие животные, которых художники-анималисты, фотографы изображали, исчезли с лица Земли? А некоторые виды животных на грани исчезновения. Так появилась Красная книга.

V. Творческая практическая деятельность.

Изобразить животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое (можно использовать образы сказочных животных).

Основные этапы работы художника - анималиста над изображением животного:

1. Анализ основных форм, частей тела.

2.Уточнение пластики, характерных движений.

3. Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4.Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья, чешуя и т.д.).

5.Изучение среды.

Этапы работы:

Определяем композицию.

Композиция рисунка - это расположение на листе бумаги персонажей и предметов.

Если вы попытаетесь изобразить сразу много событий на одном листе, то может возникнуть путаница. Выберите какое - нибудь одно животное. Это будет сюжет вашего рисунка.

Сюжет подскажет вам, как надо расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. Теперь определите главное в своем рисунке и поместите это главное в середину листа, легко наметив контуры карандашом. Для этого предварительно нужно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину. Когда вы проверите все пропорции и поправите детали, можно будет начать окончательную прорисовку.

Сначала продумай пропорции персонажа и, представ, как он будет двигаться. Наметьте скелет и объем. Помните! В движении формы тела и его частей могут меняться: сжиматься, вытягиваться. Тело может менять форму, но всегда сохранять свой объем.

Показ учителем опыта. Если взять в руки пластилиновый шарик, а потом расплющить его в лепешку, то объем пластилина не изменится, а изменится только его форма. Когда предмет расположен и намечены его очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие его форму. В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка , устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей. - Требования к работам:

1) анатомические верные;

2)соблюдение пропорций;

3)передача движений;

4)прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.);

5)общая завершенность, выразительность;

6)аккуратность исполнения.

Под вашими карандашами может ожить любой предмет. И не просто жить. Персонажи в ваших рисунках должны чувствовать и действовать. Сказочные персонажи, предметы и животные могут походить на людей, носить одежду и даже двигаться, как люди. Но достоверность важна не меньше, чем творческая фантазия. Например, лося надо рисовать так, чтобы он не был похож на собаку с рогами. Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе просматривалась личность, отражались лучшие стороны вашей души.

VI . Физкультминутка.

Я рисую.

Я полоску проведу, Раз! Ступенька! А потом опять

А потом другую. Два! Ступенька! Стану рисовать!

Ровно кисточку веду - Отдохну - как я Л. Герасимова

Лесенку рисую. Немного,

VII . Индивидуальная работа с учащимися.

VIII . Рефлексия учебной деятельности .

1) Терпение дает умение.

2) Это успех.

3) Не будь тороплив, а будь терпелив.

4) Нерадивый дважды дело делает.

5) Перо пишет, а ум водит.

6) Захотел - сделал.

Что самое интересное было на уроке?

Самое трудное?

Самое важное?

Нужен вам был наш урок? Почему?

IX . Подведение итогов урока. Экспресс - выставка

Анализ общих ошибок.

Оценка выполненных работ.

Что нового вы узнали на уроке?

Заключительное слово учителя.

Посмотрите, ребята, какие разные и интересные получились у вас животные. Сколько вас в классе - столько и видений различных животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям.

По вашим работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких - либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь сходства.

Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности при изображении животных.

X. Домашнее задание:

Понаблюдать за поведением домашних животных, полюбоваться пластикой их тела и движений.

Составить небольшой рассказ о данном животном.

Найти в книгах изображения животных и подумать, какой характер зверя и какое его настроение изобразил художник.

Список использованной литературы:

1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса. - М.: «Просве щение».2015 - 144с.

2.Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы: Поурочные разработки.- 2- е изд. - М.: - 2015 - 240с.

3. Маршак С. Детки в клетке. Рисунки Е. Чарушина. Второе издание. Л., Детгиз, 1936. 20 с.

4. Е. Благинина. Стихи.- Издательство «Стрекоза-Пресс». 2012- 20 с.5. Н.Сладкова. 5. Рассказы о животных.- Издательство «Самовар». 2013- 118 с.

Использованные материалы и Интернет - ресурсы:

Музыкальный ряд:

1. Фрагмент из фантазии для инструментального ансамбля «Карнавал животных» К. Сен - Санса, фрагмент музыки для инструментального ансамбля к передаче «В мире животных».

2.Песня Г.Гладков, М. Яснов «О картинах»

3. http://muzikabesplatno.ru/muzikabesplatno/%D0%B3%D1%80.%20%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20(%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%9C.%20%D0%AF%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0)

Тема: «Изображение животных семейства кошачьих». Комбинированный урок для 5 класса.

Вид занятия: Восприятие искусства. Форма, пропорции, конструкция (рисунок животного с натуры и по представлению).

Цель : Познакомить школьников с анималистическим жанром в искусстве, художники анималисты; воспитывать любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Задачи:

  • Совершенствование умения учащихся рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении;
  • Развитие умения согласовывать детали в большой форме и обобщать силуэты животных;
  • Обучать характерным особенностям и пропорциям объектов: общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных);
  • Расширение представлений: герои-животные в литературе, устном народном творчестве (приметы, загадки, мифология);
  • Развивать владения графическими материалами и средствами художественной выразительности;
  • Воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения учащихся к процессу рисования, стремление довести работу до конца.

Оборудование для учителя: книги с иллюстрациями, фотографии, открытки, методическое пособие «Последовательность выполнения рисунка животного семейства кошачьих».

Литературный ряд : загадки для детей.

Оборудование для учащихся: карандаши простые, цветные, акварель, гелевые ручки, гуашь, маркеры, бумага для рисования.

Ход урока

1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Сообщение целей урока.

2) Изучение нового материала. Вводная беседа.

А) Урок начинается с чтения загадок о кошках и их «родственниках» из мира животных.

Мордочка усатая.
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)

Когда он в клетке, то приятен,
На шкурке много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка)

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стрижено.
За что она обижена?
Недаром часто злиться
На всех мамаша… (Львица)

Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетки,
Дугою спина.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)

Мягкие лапки,
А в лапках – ЦАП-царапки. (Кошка)

Б) Анализ зрительного ряда. Беседа об анималистическом жанре.

Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин (обсуждение просмотренных репродукций).

Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к человеку - хозяину, другу, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на земле, об ответственности человека за экологическое благополучие планеты.

Вопросы учащимся:

  • Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?
  • У кого из вас есть домашняя кошка или кот?
  • Где можно увидеть диких животных, если живешь в городе? (В цирке, зоопарке)
  • Кто из вас видел живых диких родственников кошки? Каких?
  • Что общего у животных и птиц? (Есть голова, туловище, конечности, шея, тело покрыто шерстью или перьями «одето»)
  • Как передвигаются кошки? Где живут, чем питаются?
  • А знаете ли вы, что такое «Красная книга природы»?
  • Какое животное семейства кошачьих занесено в «Красную книгу»? (Рысь)

В) Рассказ учителя о кошках.

Сегодня мы будем рисовать животных семейства кошачьих. Что же мы знаем о кошке?

Человек приручил кошку значительно позднее других домашних животных: собаки, лошади, овцы. Она навсегда стала его спутницей, сохранив, однако, характерные особенности поведения своих диких предков. Быстро и крепко привязывается она к владельцу, не теряя при этом независимого характера.

Увлекательна и поучительна история взаимоотношений человека и кошки. На языке санскрит слово «кошка» известно задолго до начала нашего летоисчисления. Изображение этого зверька можно найти на фресках и барельефах Древнего Египта. Там уже в III тысячелетии до н.э. прирученные кошки жили в домах, охраняя от грызунов амбары с зерном.

Их почитали, считая «священными» животными, за их убийство нередко наказывали смертью. Богиня Баст в древнеегипетской мифологии - олицетворяла радость и веселье, ее изображали в виде кошки или женщины с кошачьей головой. При пожаре египтяне в первую очередь выносили из огня кошку, а в случае ее гибели все члены семьи в знак траура сбривали себе брови.

Шли века, и маленькие пушистые спутники человека распространились по Африке и Азии, попали в Европу.

В средневековой Европе кошек нередко преследовали как «ведьмино отродье», главным образом из-за их таинственного ночного образа жизни. Этих полезных для человека животных безжалостно сжигали на кострах инквизиции (иногда вместе с владельцами). За уничтожение кошек европейцы поплатились вспышками чумы и других болезней, вызванных беспрепятственно размножившимися крысами.

На Руси домашних кошек стали разводить в VII в. Они жили при церквях и монастырях, в царских палатах и деревенских избах. Их считали очень полезными животными и высоко ценили. Штраф за кражу кошки был таким же высоким, как за угон вола. О популярности кошки свидетельствуют русские народные сказки, песни, приметы и произведения прикладного искусства.

Вопрос учащимся:

Ребята как вы думаете, почему у наших предков существовала примета, которая и к нам по «наследству» перешла - запускать первой в дом кошку?

Кошкам отводилось почётное место хранительницы домашнего очага. Согласно народным поверьям, кошка чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому. Говорят, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказать погоду, приход гостей, надвигающуюся болезнь или несчастье. Наверно недаром кошек всегда связывали со сверхъестественным, а кошачьи глаза называли «окнами в иной мир». У славян с этим любимым зверем связано очень много разных примет, которые во многом переплетаются с приметами других народов.

В славянских странах и регионах нашей страны существуют разные трактовки этой народной приметы:

  • Её «на счастье» первой запускали в новый дом.
  • Кошка или петух считались в народе “двойником” хозяина. Так издревле при поселении в новый дом сначала впускали двойников хозяев. Если двойник благополучно ночевал, то можно было вселяться. Если умирал, то требовались особые обряды освящения дома. Петух персонифицировал стихию огня и был оберегом от нечистой силы.
  • Египтяне верили, что у нее 9 жизней, так что одной не жалко… Хотя это славянское поверье, что, кто первым перешагнет порог нового дома, тот первым и умрет. А у кошки и так жизнь короткая считали наши предки.
  • Народная примета говорит, что в доме или квартире уже находятся духи, отличные от человека, и договориться с ними может только кошка. Природный дух, который впоследствии станет хранителем дома, домовым, больше других привязывается к первому вошедшему и любит (или ненавидит) его сильнее прочих. Поэтому наши предки и пускали первой кошку. Кроме того, приносили краюху хлеба с солью и оставляли в доме, говоря при этом: “Батюшка домовой, прими нас домой, защити и сохрани… (перечислялись имена домочадцев)”.

Существует еще одна славянская примета.

Недалека беда, если черная кошка перебежит дорогу. Особенно плохо, если кошка бежит “за пазуху”, т.е. по направлению к застежке на одежде. Несчастье можно предотвратить, если трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу, но лучше остановиться и подождать, пока пройдет кто-нибудь другой.

Г) Учитель поясняет пособие «Последовательность выполнения рисунка животного семейства кошачьих». Анализ форм частей тела животного.

Во время рассказа учитель указывает на соответствующие части тела животных, а также рисует очертания кошки на доске.

  • Сейчас на нашей планете живет более 400 миллионов домашних кошек.
    За несколько тысячелетий одомашнивания внешний облик нашей мурки почти не изменился. Пушистая мягкая шерстка, быстрые энергичные движения, выразительные глаза, сила и темперамент, сочетающиеся с пластичностью… Строение ее тела идеально приспособлено к тому образу жизни, который она ведет. Максимальную подвижность маленькому хищнику, элегантность кошачьих движений обеспечивает позвоночник, который легко сгибается и растягивается. Этим объясняется виртуозная способность кошки переворачиваться в воздухе вокруг собственной оси. Самые сильные из пятисот кошачьих мышц расположены на задних ногах, плечах и в области шеи. Это позволяет мурке прыгать в высоту до 3 метров, а в длину на расстояние, в 15 раз превышающее длину ее тела.
  • Туловище всех кошачьих имеет вытянутую овальную форму, округлая голова, длинный пушистый хвост. Даже издали мы узнаем сидящую кошку по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам. Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
  • Звери семейства кошачьих скачут, отталкиваясь задними лапами. При этом линия спины, как волна, изгибается от головы к лопаткам, к крестцу и далее к кончику хвоста. В момент взлета тело кошки растягивается, а приземляясь сжимается настолько, что задние лапы оказываются перед передними.
  • На схематических рисунках вы видите, какие простейшие геометрические формы помогут вам справиться с рисунком животного семейства кошачьих.

3) Практическая работа.

Работу будем проводить по группам. Представитель от каждой группы тянет жребий с темой рисунка.

Темы:

  1. «Кошка - домашнее животное»
  2. «Представитель семейства кошачьих.»
  3. «Иллюстрация к книге Р.Киплинга «Маугли».
  4. «Невиданный зверь».

Первая группа. Рисует домашнюю кошку. Рисунок должен быть сюжетным, т.е. придумать композицию, в которой кошка - главное действующее лицо. Работать можно в любой технике.

Вторая группа. Рисует дикого представителя семейства кошачьих. Рисунок сюжетный, выбор техники исполнения любой.

Третья группа. Художники - иллюстраторы. Рисуют иллюстрации к произведению Р. Киплинга «Маугли».

Четвертая группа. Представьте, что мы отправились в космическое путешествие с заданием привезти на землю фотографии животных различных планет. На нашем пути встречалось много интересных планет, которые населяли удивительные жители. Однако не успели мы сделать снимки, как фотокамера вышла из строя. Пришлось взять в руки фломастеры, маркеры, карандаши и рисовать их.

Работа учителя:

  • следить за последовательностью ведения работы;
  • воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
  • индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

4) Подведение итогов урока, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.

Экспресс - просмотр рисунков, анализ удачных работ. Анализ проводится в соответствии с требованиями к работе:

  • анатомически верный рисунок;
  • соблюдаются пропорции, достаточно крупный размер в листе;
  • удачная передача движения;
  • проработаны мелкие детали;
  • общая выразительность, завершенность, аккуратность;
  • удачный выбор техники.

Ребята, кому понравился урок - мяукните, кому нет - можете зафыркать.

Литература используемая при подготовки к уроку

  1. Браун Дэвид. Учитесь рисовать кошек М.: Попурри, 2005. – 46 с.
  2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: АВАНТА, 1997.
  3. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. – Мн.: ООО «Харвест», 2004.
  4. Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования Рисунок: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изо и дпи с древних времен до эпохи Возрождения. – 2-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Д. Володохин и др. – М.: АВАНТА, 2005. – 688 с.
Загрузка...