aracs.ru

Регистрация нко под ключ. Передача бумаг в Минюст. Виды некоммерческой организации

1. Регистрация некоммерческих организаций в России: какие организационно-правовые формы можно зарегистрировать?

Регистрация некоммерческих организаций в России: какие организационно-правовые формы можно зарегистрировать?

На территории РФ создаются такие некоммерческие организации, как:

  • ассоциации (союзы);
  • религиозные и общественные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • товарищества;
  • кооперативы.

Организационно-правовые формы юридических лиц закреплены Гражданским кодексом РФ.

2. Каков порядок государственной регистрации некоммерческих организаций?

Процедура создания такой организации включает в себя:

  • выбор наименования, видов деятельности, местонахождения, формирование управляющих органов юрлица;
  • подготовку комплекта документов для государственной регистрации НКО. Их перечень уточняется в зависимости от организационно-правовой формы и включает в себя устав, протокол или решение учредителей, заявление и прочее;
  • обращение в Минюст;
  • >
  • проведение документальной проверки. По результатам экспертизы выносится решение зарегистрировать НКО или, при обнаружении ошибок, отказать в этом;
  • внесение сведений о регистрации НКО в ЕГРЮЛ;
  • постановку нового юридического лица на учет во внебюджетных фондах и органах статистики;
  • выдачу заявителю готовых документов.

АНО и НКО - аббревиатуры для обозначения «автономной некоммерческой организации» и «некоммерческой организации». Учреждения создаются на основе добровольных пожертвований участников и без желания извлечения прибыли из рабочей деятельности .

Однако, по законодательству Российской Федерации, НКО вправе заниматься предпринимательством для достижения поставленных организацией задач.

Основные цели

Для АНО и НКО важен фактор независимости, обеспечивающий организации возможность открытости и непредвзятости. Особенно это актуально для независимых СМИ и благотворительных учреждений.

Некоммерческие объедения могу преследовать следующие цели :

  • благотворительные;
  • культурные;
  • политические;
  • научные;
  • экологические;
  • образовательные;
  • цель защиты прав и интересов граждан;
  • и другие.

Существуют специальные практики и меры предосторожности , направленные на то, чтобы оградить организацию от давления заинтересованных лиц и спонсоров. Устав НКО может прописывать положения, гарантирующие соблюдение порядка внутри предприятия и прозрачность течения финансовых средств.

Возможности и особенности деятельности

Объедения могут совершать один или несколько типов деятельности, не запрещённых законодательством страны. Тип занятия должен соответствовать целям создания НКО, прописанными в учредительных документах.

Окончательный перечень всех видов инициатив от объедения определяется учредительными документами.

В России любая деятельность некоммерческих организаций сдерживается «Законом об иностранных агентах» №121-ФЗ , вступившим в силу с 2012 года, и «Законом о реестре нежелательных организаций» , подписанном в 2015. Таковой может быть признана любая международная или иностранная некоммерческая негосударственная организация, принятая государственным аппаратом за угрозу конституционному строю Российской Федерации.

Срок, по которым возможно административное наказание по делам об «иностранных агентах» составляет 4 года. Законодательство РФ может ставить ограничения на род занятий некоммерческого объединения. Для некоторых из видов деятельности требуется специальная лицензия.

Виды НКО

Один из видов некоммерческой организации - автономная некоммерческая организация . Все блага, переданные в АНО, становятся её собственностью. Создатели и учредители не сохраняют за собой право на имущество некоммерческой организации и не несут ответственности по её обязательствам.

Других видов НКО огромное множество. Выделить можно некоторые из них:

  • учреждения;
  • общественные объедения;
  • религиозные объединения;
  • потребительские кооперативы;
  • фонды;
  • ассоциации и союзы компаний и организаций.

Учреждения - тип НКО, необходимый для осуществления социальных, культурных или управленческих функций. Собственник НКО данного вида имеет возможность финансировать организацию полностью или частично, одновременно с этим управляя ее имуществом.

В виде собственника может выступать физическое или юридическое лицо, субъект или образование Российской Федерации или сама федерация.

Общественным объединением именуется организация, состоящая из добровольно объединившихся на основании общих интересов граждан, желающих удовлетворить потребности своей группы. Объединение может осуществлять деятельность исключительно в рамках достижения цели своего создания, а выглядеть как общественное движение, организация, общественный фонд или учреждение. Создаются по инициативе не менее трёх физических или юридических лиц.

Религиозные объединения устроены также, как и общественные. Создаются для совместного проведения религиозных обрядов, религиозного воспитания или проповедования своего учения. Конституционно любые религиозные объединения отделены от органов государственного управления и равны перед законом.

Локальной религиозной организацией имеет право быть признано объединение, состоящее не менее чем из десятка совершеннолетних участников, проживающих в одной местности. Религиозные объединения обладают налоговыми льготами.

Потребительный кооператив - это объединение, состоящее из физических и юридических лиц, вступающих в организацию для удовлетворения своих потребностей в необходимых услугах и товарах. Удовлетворение потребностей достигается за счёт суммирования общих добровольных паевых взносов.

Фонд - вид НКО, основанный на добровольных взносах участников, имеющих перед собой культурные, благотворительные, образовательные, социальные и другие цели, полезные для общества.

Имущество, переданное во владение фонда, закрепляется за ним. Членами НКО могут являться как граждане, так и компании.

Информация о том, нужно ли создавать НКО, есть на данном видео.

Наименования некоммерческих организаций

Любой организации необходимо собственное . Некорректное название некоммерческой организации может привести к отказу в регистрации.

Название НКО обязано состоять из двух частей: именования и указания на вид объединения . К примеру, наименование кооператива должно содержать указание на его основной род занятий и слова вроде «потребительский союз», «кооператив», «потребительское общество».

Образцом подобных названий являются «Кредитный потребительский кооператив» или «Жилищный накопительный кооператив».

Изменение наименования НКО предусмотрено законодательством и требует регистрации в государственном органе. Все нововведения должны быть отражены в учредительных документах и бумагах, содержащихся в Федеральной налоговой службе.

Изменения предполагают уничтожения старой круглой печати НКО и создание новой. При смене имени организация должна уведомить Росстат, Фонды, банк с НКО, партнёров и клиентскую базу.

Список документов для регистрации с образцами в 2018 году

Для фонда, общественной организации, партнёрства, автономной некоммерческой организации и частного учреждения следует подготовить устав, подтверждённый учредителями и членами организации.

Для создания союза помимо устава требуется учредительный договор между участниками организации. Учреждение нуждается в уставе и решения об открытии учреждения от собственника организации.

В учредительных документах должна в обязательном порядке содержаться следующая информация:

  • название НКО с указанием на вид занятости;
  • цель открытия и дальнейшей деятельности;
  • порядок управления;
  • данные о представительствах и филиалах НКО;
  • обязанности и права участников организации;
  • данные об условиях приёма и выхода из НКО;
  • источники имущества и данные о необходимом использовании;
  • вся информация об изменениях в учредительных документах;
  • дополнительные законодательные положения.

С образцом устава конкретного вида некоммерческой организации можно ознакомиться на официальном портале НКО www.portal-nko.ru .

Перечень требуемых бумаг для регистрации в Уполномоченном органе:

  • заявление формы №РН0001;
  • устав и, если имеется, учредительный договор;
  • протокол о создании НКО;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение юридического адреса;
  • в случае иностранного учредителя - документ, подтверждающий его юридический статус;
  • если в названии или символике НКО используется интеллектуальная собственность - документе о праве на её использование.

Точную информацию о необходимых документах следует уточнить в регистрирующем органе.

Процесс создания и сроки

В первую очередь создатели должны утвердить и зарегистрировать НКО, передав пакет бумаг в Уполномоченный орган. Необходимые документы подаются в течении трёх месяцев с даты решения об утверждении организации .

Спустя 14 или 30 рабочих дней Уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации организации или отказа. При подтверждении регистрации учреждение пересылает бумаги в регорган для внесения сведений из Федеральной налоговой службы.

Спустя рабочую неделю регорган вносит данные о НКО в и сообщает об этом в Уполномоченный орган. Тот принимает информацию и течение трёх дней выдаёт учредителям организации документ о государственной регистрации НКО.

Регистрацию можно пройти самостоятельно или с помощью юридической конторы. Некоторые компании предлагают услуги регистрации «под ключ» за определённую плату, обычно включающую в себя сумму государственных пошлин.

Изменения в учредительной документации

Следует провести регистрацию любых изменений в учредительных документах в том же порядке, что и при государственной регистрации открытия НКО. За регистрацию изменений в учредительных документах предусматривается пошлина в размере около 800 рублей .

Пакет бумаг должен содержать подпись учредителя организации или нотариуса. Для фиксирования изменений в документации следует предоставить в прошитом и пронумерованном виде:

  • данные о государственной регистрации;
  • решение о внесении изменений в документацию и сами изменения;
  • данные об уплате госпошлины.

Частые вопросы

Как проводят ликвидацию? После решения о ликвидации НКО, учредители должны оповестить об этом государственный орган и передать в Управление Федеральной Регистрационной Службы пакет документов.

Спустя несколько месяцев учреждение рассмотрит заявление и выдаст подтверждение о фиксировании ликвидации. Далее необходимо разместить в СМИ данные о ликвидации НКО и уведомить кредиторов.

Ликвидация может проводиться по нескольким причинам:

  1. По решению учредителей или руководства организации.
  2. После истечения срока, на который создавалась НКО.
  3. После достижения целей создания организации.
  4. По решению суда.

Фонд может быть ликвидирован только после соответствующего постановления суда.

Можно ли использовать название НКО коммерческой организацией? При именовании организации необходимо использовать следующую схему: индивидуальное обозначение + указание на вид организации. Следовательно, одинаковые названия некоммерческих и коммерческих организациях исключены.

Кроме того, полное дублирование , находящихся в границах города Москвы, недопустимо.

Может ли некоммерческая организация быть учредителем ООО? Может, это предусмотрено законодательно. Однако НКО может осуществлять только ту деятельность, которая направлена на достижение целей её создания. В этом случае два предприятия ведут учёт и платят налоговые взносы автономно друг от друга.

Вебинар о том, как открыть НКО, представлен ниже.

В условиях постоянного изменения законодательства, в том числе порядка государственной регистрации и положений НК РФ, не всем под силу справиться даже с созданием НКО. Чтобы не пришлось еще раз оплачивать госпошлину и тратить дополнительное время на повторное обращение, лучше сразу заручиться поддержкой квалифицированных специалистов. Подробнее о том, что может ожидать при самостоятельном проведении процедуры, смотрите в нашей статье о .

Компания «ПРИОРИТЕТ» готова помочь с регистрацией НКО и ускорить начало ее деятельности. Для тех, кто все же желает сделать все без сторонней помощи, прилагаем подробную инструкцию.

Этап 1. Изучение основных условий регистрации НКО

  1. Наименование . Должно указывать на организационно-правовую форму и направление деятельности. Пример: «Фонд содействия реализации молодежных инициатив».
  2. Юридический адрес. В число обязательных реквизитов любой некоммерческой организации входит ее официальное местонахождение, то есть адрес, по которому НКО зарегистрирована и где находится ее исполнительный орган.

    Так сложилось, что в ходе применения соответствующих положений закона под местонахождением стали понимать два разных понятия: фактический адрес и юридический. Оба они не прописаны в законе, но активно используются в деловой практике.

    Под фактическим понимают офис, где реально размещен исполнительный орган. Юридический адрес отражается в ЕГРЮЛ в качестве места исполнения прав и обязанностей, указывается в качестве официальных контактов при оформлении договоров .

    Одним из условий регистрации некоммерческой организации на конкретный юридический адрес является подтверждение права собственности на него со стороны самой НКО или законности владения соответствующим помещением другим лицом плюс свидетельство передачи его в пользование (гарантийное письмо либо договор аренды).

    Возможный вариант юридического адреса: место жительства и прописки исполнительного органа (президент, генеральный директор и т. п.).

  3. Учредители . Ими могут быть как полностью дееспособные граждане, так и юридические лица.

    Регистрировать благотворительное учреждение вправе только благотворительная организация аналогичного характера. Профессиональное духовное образовательное учреждение создается исключительно религиозными организациями. Юридические и физические лица, которые являются общественными объединениями, имеют возможность начать и деятельность другого соответствующего учреждения.

    Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного самоуправления, зарубежными и российскими структурами, а также частными лицами. В отношении вузов, ведущих обучение по военным профессиональным программам, учредителем может быть только Правительство РФ.

  4. Уставный капитал. При регистрации некоммерческой организации формирование такого фонда не предусмотрено. Ее создание и деятельность финансируются из других источников:
    • добровольных пожертвований;
    • членских и вступительных взносов, которые предусматриваются Уставом;
    • поступлений от мероприятий, проводимых в рамках основной деятельности;
    • для осуществления приносящей доход деятельности НКО должна иметь имущество, достаточное для осуществления указанной деятельности, рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью;
    • доходов от предпринимательства, не противоречащего целям создания.
  5. Имущественные права учредителей . Лица, создавшие НКО (кроме учреждений) и передавшие средства в ее собственность, после регистрации некоммерческой организации теряют возможность возврата активов и распоряжения ими (касается и членских взносов). Также они не участвуют и в распределении прибыли.
  6. Органы управления .

    В политической партии, общественной организации или движении высшее руководство передается съезду (конференции) либо общему собранию. В свою очередь, функции постоянно действующего управленческого органа указанных некоммерческих организаций выполняет выборная коллегия, подотчетная собранию или съезду.

    В политических партиях путем голосования формируются не только руководящие органы, но и контрольно-ревизионные комиссии. Органы общественной самодеятельности работают на принципах самоуправления, утвержденных собранием учредителей и отраженных в их Уставе. Обязательным органом для фондов являются попечительские советы.

    Чтобы зарегистрировать иные виды НКО, необходимо избрать высший коллегиальный руководящий орган или общее собрание ее участников.

    Исполнительный орган подобных структур управляет текущей деятельностью единолично или коллегиально, при этом результаты его работы контролируются руководящим органом.

    Высшие органы управления устанавливаются учредительными документами и могут быть представлены для автономной некоммерческой организации - в виде высшей коллегии управления; общим собранием членов при регистрации ассоциации (союза) и партнерства; в фондах и прочих НКО - в соответствии с Уставом и федеральным законодательством. Основная функция управления едина - достижение целей, поставленных при создании.

    К надзирающим и контролирующим органам относят ревизионную комиссию или попечительский совет. Контрольно-ревизионные органы обязательны для всех общественных объединений, а попечительский совет - для фондов. Формирование таких органов при регистрации остальных типов некоммерческих организаций не требуется.

  7. Цели и направления деятельности . Подобные виды юридических лиц вправе заниматься только теми вопросами, которые оговорены законом и их учредительной документацией. Так, они могут преследовать благотворительные, образовательные, культурные, научные, социальные и управленческие цели, содействовать развитию спорта и физической культуры, защите законных прав и интересов организаций и граждан, урегулированию конфликтов и споров, заботиться об охране здоровья, удовлетворении духовных и прочих аналогичных нужд людей, оказывать юридическую помощь и предпринимать иные усилия для создания общественных благ.

    Указанным условиям не соответствуют только потребительские кооперативы, так как их регистрируют для ведения заготовительной, производственной и иной деятельности, способствующей материальному и иному обеспечению своих членов.

    Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми, то есть требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений.

  8. Налогообложение .

    1. Льготы по НДС предоставляются:
      • общественным организациям инвалидов (чтобы зарегистрировать такую НКО, 80 % и более всех ее членов должны составлять лица с ограниченными возможностями либо их законные представители) или учреждениям, в которых они являются единственным собственником;
      • религиозным структурам, реализующим литературу соответствующего содержания и предметы культа.
    2. От налога на прибыль освобождаются:
      • целевые, членские и вступительные взносы (предусмотрены в ассоциациях, партнерствах и общественных некоммерческих организациях);
      • паевые вклады (обязательны для участников потребительских кооперативов);
      • федеральные субсидии, выделяемые на благотворительную деятельность;
      • пожертвования;
      • имущество, полученное некоммерческой организацией в порядке наследования на основании завещания;
      • иные материальные активы и денежные средства, поступившие в целях финансирования благотворительной деятельности.
    3. Налог на имущество вправе не оплачивать:
      • российские общественные организации, членами которых преимущественно являются инвалиды или законные представители лиц с этим статусом (больше 80 % от общего числа членов). Освобождение распространяется только на ту часть имущества, которая используется при ведении деятельности, определенной уставом;
      • религиозные НКО (также как и в предыдущем случае, льгота по налогу на имущество касается лишь активов, позволяющих выполнять мероприятия религиозного толка);
      • структуры, которые учреждены общероссийскими общественными организациями инвалидов (инвалиды либо лица, представляющие их интересы в соответствии с законом, составляют минимум 80 % всех членов) при условии, что они - единственный собственник.

    Исходя из законодательства, к НКО может быть применена упрощенная система налогообложения, если они зарегистрированы при небольшом участии в них других организаций (их доля не должна превышать 25 %). Но в то же время Президиум ВАС России и Конституционный суд РФ постановили, что применимо к подобным структурам говорить о доле непосредственного участия нельзя.

    В этой связи наибольшие проблемы в толковании вызывают следующие требования:

    1. Как было сказано выше, когда непосредственное участие в некоммерческой организации сторонних структур превышает установленный лимит (25 %), то она не вправе использовать УСН. Однако если прочитать главу 26.2 Налогового Кодекса России, то можно увидеть, что под понятием «доля участия» имеется в виду процент, который занимает вклад учредителя в общей величине уставного капитала. Но для некоммерческих организаций формирование такого фонда вообще не предусмотрено, а, значит, для них показатель «доля непосредственного участия» теряет свой изначальный смысл. Это верно и в том случае, если одним из учредителей НКО (либо единственным) выступает другое юридическое лицо.

      Данное условие применения УСН не действует и в отношении коммерческих структур. Для этого их уставный фонд должен быть в полном объеме составлен из взносов общественных организаций инвалидов, отвечающих двум критериям: не меньше половины среднесписочной численности их персонала - инвалиды, при этом их заработок составляет хотя бы четверть от всего фонда оплаты труда.

    2. Среди тех, кто лишен права выбирать УСН, упоминаются инвестиционные фонды. Относится ли это к некоммерческим фондам, занимающимся инвестициями социального характера, к примеру, фондам местного сообщества? Ответ отрицательный и вытекает он из статьи 2 Федерального закона 156 «Об инвестиционных фондах», принятого 29.11.2001 г. Там, в частности, указано: словосочетание «инвестиционный фонд» является частью фирменного названия акционерного инвестиционного фонда, то есть открытого акционерного общества, деятельность которого связана исключительно с инвестированием в ценные бумаги либо прочие активы, определенные данным нормативно-правовым актом. Юридические лица иного типа не могут использовать слова «инвестиционный фонд» и их любые вариации в своих названиях. В указанном Федеральном законе предусмотрены исключения из этого правила, но некоммерческие фонды в них не включены.

Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации НКО

В обязательный перечень входят:

Этап 3. Обращение за регистрацией некоммерческой организации в Минюст

Предварительным рассмотрением вопроса о создании НКО занимаются территориальные органы Министерства юстиции России (если структура открывается в Москве, нужно прийти на улицу Кржижановского, д. 13). Чтобы сдать документы уполномоченному лицу, следует предъявить доверенность от заявителя.

Если все заполнено правильно, то на расписке ставится отметка о принятии с датой приема и присваивается входящий номер.

Впоследствии эта расписка будет основанием для выдачи готовых свидетельств.

Этап 4. Получение подтверждений успешной регистрации некоммерческой организации

Спустя примерно 1–1,5 месяца можно прийти в Минюст за готовыми документами. После предъявления ранее выданной расписки и доверенности, здесь забираются:

  • свидетельство о постановке на учет налогоплательщика (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации НКО с указанием учетного номера в Минюсте;
  • Устав с отметкой;
  • лист записи ЕГРЮЛ о регистрации с присвоением ОГРН.

Этап 5. Запрос сведений о регистрации НКО в Росстате

Основные данные о новой некоммерческой организации подлежат обязательному статистическому учету. После их внесения в базы Росстата ведомство формирует информационное письмо о присвоенных кодах ОКВЭД.

Соответствующее уведомление используется во внешнеэкономической деятельности и при расчетно-кассовом обслуживании.

Этап 6. Открытие банковского счета для некоммерческой организации

При обращении в кредитное учреждение понадобится целый ряд документов, но требования в каждом из них отличаются. В примерный перечень входят:

  • Устав;
  • подтверждения регистрации и постановки некоммерческой организации на учет в налоговой инспекции (свидетельства о государственной регистрации НКО и ИНН);
  • статистические коды (письмо из Росстата);
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • решение руководящего органа о создании некоммерческой организации;
  • документы о праве на юридический адрес;
  • приказы о назначении высших должностных лиц НКО (директора и главного бухгалтера), удостоверенные руководителем (в виде оригинала и копии);
  • анкета;
  • карточка образцов подписей (заверяется в банке или у нотариуса).

Этап 7. Регистрация некоммерческой организации в социальных фондах

Постановка НКО на учет в ПФР и ФСС РФ производится автоматически сразу после ее официального создания. Подтверждением этого факта становятся извещения от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Если эти документы своевременно не поступили в некоммерческую организацию, то ей следует получить их самостоятельно.

Такие уведомления требуются при составлении отчетности , так как в них указываются индивидуальные номера, присвоенные фондами каждой НКО и необходимые для внесения в отчет или бухгалтерскую программу.

Организации некоммерческого типа имеют несколько иную цель создания, нежели предпринимательские объекты, и заключается она не в максимальном получении прибыли, а в достижении социальных и общественных целей. При этом стоит понимать, что законодательство не запрещает такой организации иметь предпринимательские проявления, а вот прибыль от них она должна тратить на улучшение общественного и социального положения. Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2019 году отличается от регистрации других типов предприятий.

Осуществлением государственной регистрации НКО ранее была уполномочена заниматься Регистрационная служба РФ. Позже полномочия проведения этой процедуры передали Министерству юстиции, в котором регистрация проходит и сейчас. Это означает, что при регистрации НКО отечественного происхождения или иностранного взаимодействовать придется именно с этой государственной структурой. При этом стоит понимать, что в иностранном варианте пройдет регистрацию только организация, не имеющая отношения к правительству.

Именно Минюст проводит рассмотрение документов, которые подают на регистрацию, анализирует их состав и назначение создаваемой структуры, после чего принимает решение о регистрации, передавая ее документы в уполномоченные органы по региональной принадлежности. При этом организаторам придется появиться в этой структуре лично или отправить документы с использованием почтовых услуг. Растет и количество предложений по проведению регистрационного процесса без участия организаторов специальными фирмами за определенное вознаграждение.

Подготовительные моменты

Пошаговая инструкция регистрации некоммерческой организации 2019 начинается именно с подготовительного процесса, который включает следующие процедуры:

  • НКО должна получить наименование, которое будет создано без использования названий государственных органов, а также в некоторой мере будет отражать специфику деятельности создаваемого учреждения.
  • Определение юридического адреса для организации. Им может быть приобретенное или арендованное помещение, наличие которого подтверждается правом собственности, договором аренды и гарантийным письмом от арендодателя.
  • Подбор специфики деятельности, кодов ОКВЭД и т.д.
  • Подготовка и юридическое оформление решения о создании организации, которое единогласно принимается на собрании учредителей, на нем же утверждается устав, название и основные моменты по регистрации.

Далее регистрация некоммерческой организации переходит на иной этап, который посвящается подготовке регистрационной документации. Юридическую силу документы будут иметь при правильном оформлении, а также полном соответствии документального регистрационного пакета требованиям, предъявляемым законодательством.

Как подают документы

Подача регистрационного пакета должна произойти не позже чем через три месяца с даты официального решения создать НКО. Этот документальный пакет состоит из:

  • Заявления формы Р0001.
  • Документов учредительного назначения.
  • Двух экземпляров принятого и юридически оформленного решения относительно создания.
  • Квитанции, свидетельствующей оплату госпошлины.
  • Подтверждений действительного юридического места деятельности организации.

Теперь поговорим о непосредственной процедуре регистрации. Перед тем как зарегистрировать НКО, документальный пакет внимательно рассматривается Министерством юстиции, и если принимается положительное для регистрации решение, то вносятся некоторые данные в реестры, а документы передают в орган налогового контроля по месту расположения создаваемой структуры, где происходит внесение данных в ЕГРЮЛ с последующей выдачей документов, свидетельствующих об акте регистрации. После этого организация должна пройти постановку на учет в ПФР, а также в Центре занятости и получить разрешение на создание собственной печати. Весь акт регистрации занимает максимально 33 дня. Проведение регистрации через специализированную юридическую фирму помогает сэкономить время как на подготовке, так и непосредственно на регистрации объекта.

Результаты проведения регистрационного процесса

Соблюдение пошаговой инструкции предусматривает в итоге получение свидетельства о государственной регистрации. Документы этого типа не выдаются Министерством юстиции, а получаются в территориальном органе налогового контроля, куда Минюст передает документальный пакет. В 2019 году регистрационные документы – это лист из ЕГРЮЛ, код ИНН, свидетельство о регистрации в налоговом органе. Данные документы потребуются для проведения дальнейшего процесса регистрации.

Необходимо будет написать заявление и вместе с копиями регистрационных документов передать в Росстат, после чего получить письмо оттуда, которое станет основанием для открытия банковского счета. Также, потребуется регистрация в Пенсионном фонде и в Центре занятости, куда также будут подаваться документы, полученные от государственных органов при проведении регистрации.

Итак, регистрацию некоммерческих организация Минюст проводит на основании подаваемых ими документальных пакетов для проведения регистрационного процесса.


Все юридические лица, создаваемые на территории России, делятся на 2 (две) большие группы:

1) Коммерческие компании;

2) Некоммерческие компании;

Основные различия между данными видами организаций:

  • цель деятельности. Для коммерческих организаций (КО) основной целью признается извлечение прибыли в отличие от некоммерческих (НКО).
  • распределение прибыли. Некоммерческие организации не вправе распределять прибыль (если таковая имеет место в ходе осуществления их деятельности) между своими участниками (членами) в отличие от коммерческих компаний.

В настоящее время в Российской Федерации создано огромное количество разнообразных некоммерческих организаций. При этом регистрация НКО может производиться в различных формах, основными из которых все-таки являются следующие:

  • некоммерческие партнерства;
  • общественные организации (объединения);
  • религиозные организации;
  • учреждения;
  • фонды;
  • потребительские кооперативы;
  • казачьи общества;
  • ассоциации и союзы;
  • иные.

Регистрация некоммерческих компаний - очень сложный по своему содержанию процесс, связанный с оформление, заполнением и представлением в регистрирующий орган соответствующих документов.

Создание некоммерческой организации регулируется положениями действующего законодательства, в частности ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Названный закон устанавливает общий порядок регистрации НКО. Однако для отдельных видов некоммерческих компаний законодательством определены некоторые особенности (к примеру, для ТСЖ, профсоюзов, религиозных организаций, партий и т.д.).

Вместе с тем можно обозначить общую процедуру регистрации некоммерческих организаций, используемую при создании НКО любой формы.

Процесс создания некоммерческой организации

Регистрация НКО как и открытие других видов юридических лиц (например, АО, ООО) включает в себя следующие ключевые этапы.

Принятие решения о создании некоммерческой организации

Решение о регистрации НКО принимается всеми ее учредителями единогласно, если соответствующая НКО создается несколькими лицами. Если некоммерческая организация создается только одним лицом (учредителем), то указанное решение принимается самостоятельно данным учредителем.

Помимо этого соответствующим решением утверждается учредительный документ (как правило, устав) НКО, а также утверждают избрание/назначение тех или иных органов некоммерческой организации.

Регистрация некоммерческой организации

Регистрация НКО в отличие от коммерческих организаций имеет определенные особенности в плане органов, которые производят данную процедуру.

Коммерческие организации - регистрация производится исключительно налоговой инспекцией.

Некоммерческие организации - регистрация производится Министерством Юстиции (Минюстом РФ). Вместе с тем указанный орган после принятия положительного решения по вопросу создания некоммерческой организации передает соответствующие сведения в ИФНС для внесения информации об НКО в реестр юр. лиц.

Документы, представляемые в МинЮст РФ для регистрации НКО:

1) Заявление о создании некоммерческой организации (форма РН001).

Данное заявление как и в случаях с регистрацией КО подписывается руководителем/директором НКО, а его подпись удостоверяется нотариусом. Учредитель НКО представляет нотариусу для свидетельствования его подписи следующий комплект документов:

  • решение регистрации некоммерческой организации (либо протокол, либо единоличное решение 1-го учредителя);
  • паспорт (копия) лица, которое подписывает указанное заявление;
  • другие документы, перечень которых более целесообразно уточнять непосредственно у того нотариусу, к которому обращается соответствующий заявитель.

Законодательство РФ устанавливает очень важное правило - за достоверность сведений, которые указаны в заявлении, а также за соблюдение порядка создания некоммерческой организации и требований к учредит. документам ответственность несет непосредственно сам заявитель, а не тот орган, который производит регистрацию НКО.

2) Учредительные документы.

Учредит. документы должны быть представлены на регистрацию в 3-х экземплярах, при этом 1-ый экземпляр направляется в налоговую инспекцию, 2-ой - остается в МинЮсте РФ, а 3-ий экземпляр выдается заявителю на руки.

Обязательно необходимо указать, что вид учредительных документов напрямую зависит от той формы, в которой производится регистрация НКО. Исходя из этого, учредит. документами НКО могут выступать:

1. Устав НКО;

2. Устав или положение НКО;

3. Учредительный договор и устав НКО (для ассоциаций и союзов).

3) Решение о создании некоммерческой организации.

В качестве данного решения, как уже указывалось выше, выступает протокол собрания учредителей НКО или решение ее единственного учредителя. При этом указанное решение представляется в регистрирующий орган в двух экземплярах.

4) Данные об учредителях (членах) НКО.

Информация о членах (учредителях) НКО представляются в свободной (произвольной) форме с обязательным представлением в МинЮст двух экземпляров данной информации.

5) Документ об оплате государ. пошлины за регистрацию некоммерческой организации.

ВАЖНО! Реквизиты, необходимые для оплаты пошлины за регистрацию НКО отличаются от тех реквизитов, которые применяются при оплате пошлины за регистрацию коммерч. организаций. Ввиду этого заявителям необходимо четко проверить указываемые ими данные при заполнении квитанции на оплату гос. пошлины.

Размер государств. пошлины за создание некоммерческой организации равняется четыре тысячи рублей.

6) Сведения о месте нахождения главного органа управления некоммерческого предприятия.

Соответствующая информация представляется в МинЮст при регистрации некоммерческой организации исключительно в целях осуществления возможной связи (взаимодействия) с ней государств. и муниципал. органами. В обязательном порядке вышеуказанный орган некоммерческого предприятия должен быть постоянно действующим.

7) Документы (доказательства), предоставляющие возможность использования некоммерческой компанией имени гражданина, наименования другой компании, символики в тех случаях, если в названии НКО применяются соответствующие данные.

8) Выписка из реестра иностр. юридических лиц в случае, если в качестве учредителя некоммерческой организации (НКО) выступает иностранное лицо (гражданин).

В соответствие с положениями закона представление в МинЮст РФ каких-либо иных документов не предусмотрено. Таким образом, требования сотрудников МинЮста РФ о представлении иных документов являются незаконными (неправомерными).

Решение о государ.регистрации некоммерческой организации подлежит принятию МинЮстом РФ не позднее четырнадцати дней, начиная с даты получения данным органом от заявителя всего комплекта необходимых документов. На основании такого решения и информации, поступившей из МинЮста, налоговый орган вносит в реестр юридич. лиц сведения о вновь создаваемой НКО.

По факту внесения сведений в ЕГРЮЛ (реестр юрид. лиц) заявителю выдается свидетельство о государств.регистрации некоммерческой организации. Считается, что именно с этого момента НКО является полноправным юридически созданным субъектом гражданского оборота. Более того, в процессе регистрации НКО данная организация должна быть поставлена на налоговый учет и ей должно быть выдано соответствующее свидетельство (ИНН).

Получение кодов из службы статистики (Росстата)

Присвоение кодов статистики (ОКАТО, ОКОПФ, ОКСФ, ОКОГУ, ОКПО) производится Росстатом на основании следующих документов:

  • свидетельство о регистрации НКО;
  • свежая выписка из ЕГРЮЛ (реестра юрид. лиц);
  • доверенность на лицо (если с заявлением в службу статистики обращается неуполномоченный законом или учредит. документами гражданин).

Учет в государст. внебюджетных фондах

Создание некоммерческой организации (НКО) является основанием для ее постановки на учет в следующих фондах - ПФ, ФСС, ФОМС РФ, т.к. деятельность НКО в подавляющем большинстве напрямую связана с наймом рабочей силы не только по гражданско-правовым, но и трудовым договорам.

Данные о некоммерческой организации в указанные внебюджетные фонды передаются непосредственно государств. органами в рамках осуществляемого между ними сотрудничества (МинЮстом, налоговой инспекцией).

Загрузка...