aracs.ru

Детские поэты в алфавитном порядке. Известные детские писатели и их произведения

Современные детские писатели России 21 века и их произведения, сменили давно знакомого Чуковского, с его Айболитом, и Носова, с любимым Незнайкой. Некоторые современные произведения весьма спорны. Ведь мы привыкли, что детские сказки, рассказы и стихи должны быть добрыми, в чём то поучительными и непременно добро должно побеждать.

Кроме того, существуют откровенные графоманы, с нестабильной психикой, но у них достаточно средств, чтобы выпускать свои сборники.

Поэтому, очень важно тщательно отсеивать ту литературу, которая попадёт к детям в руки. Ведь она формирует их психику, и подсказывает линию их поведения в различных ситуациях.

Современные детские писатели России отошли от классической советской детской литературы и не всегда ставят мораль на первое место. И, тем не менее, они умудряются в весёлой и доступной детям форме донести, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Современные детские писатели России, список:

  • Татьяна Бокова (Я влюбилась в четверг. Чудеса под Новый год. Мама, папа и я.)
  • Сергей Георгиев (Елки-палки: фельдмаршал Пулькин. Шарик из Австралии. Маленький зеленый лягушонок)
  • Артур Гиваргизов (Записки выдающегося двоечника. Про драконов и милиционеров.)
  • Тамара Крюкова (Блестящая калоша с правой ноги. Женька Москвичёв и его друзья)
  • Олег Кургузов (День рождения вверх ногами. По следам Почемучки)
  • Сергей Седов (Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца.)
  • Мария Бершадская (Большая маленькая девочка.)
  • Станислав Востоков (Не кормить, не дразнить...)
  • Артур Гиваргизов (С дедского на детский.)
  • Мария Аромштам (Когда отдыхают Ангелы.)
На самом деле, сейчас очень много детских писателей, и тут указаны лишь самые известные. Как люди становятся писателями? Большинство из них фантазёры и выдумщики, которые сами став родителями обнаружили, что их детям нечего почитать. Старые сказки давно прочитаны, а от некоторых их лучше оградить. Сложно приучить детей к чтению, когда вокруг вакуум, и это в лучшем случае. Хуже, если ребёнок застревает в компьютерных играх, где у него формируется не самый простой характер.

Современные детские писатели – это психологи, педагоги и просто родители, которые бесконечно любят детей, своих и чужих, и они растут вместе с детьми, рассказывая всё новые и новые сказки. Они знают детей, и порой, именно дети подсказывают сказочные сюжеты. Только тот человек, который ежедневно общается с детьми, может написать захватывающую историю и оторвать малыша от телевизора с мультиками.

И нельзя недооценивать влияние детской художественной литературы на детскую психику. Книги заставляют ребёнка думать и самостоятельно домысливать образы, чего не происходит при просмотре мультфильмов.

Родителям стоит отнестись внимательней к своему чаду, и выбрать сказки/рассказы, которые будут понятны ребёнку и понравятся именно ему. Он ведь просто не знает, что существует такой сказочный мир литературы и не умеет отделять хорошие книги от плохих.

Мальчик, который умел превращаться в пылесос, рассказы из жизни Московского Зоопарка, смешные и дурацкие стихи про школу и прочие прекрасные сюжеты от современных детских писателей

Если не быть завсегдатаем книжных сайтов и фестивалей, то может показаться, что лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги, конкурсы и авторы. Журналист Лиза Биргер выбрала 10 современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку в детской.

СЕРГЕЙ СЕДОВ

Сергей Седов из тех писателей, что завораживают при личной встрече не меньше, чем при встрече с его текстами - такой настоящий современный сказочник, человек, не привязанный к пространству и времени, бывший учитель и московский дворник, сказками которого мы начали зачитываться еще в 80-х. Не сосчитать, сколько раз эти сказки - про мальчика Лёшу, про лягушку Пипу, про королей, про дураков - забывались и издавались за последние лет тридцать, и все равно они звучат ошеломительно ново. У Седова замечательная манера легкого письма, кажется, что все, к чему он прикасается, превращается в увлекательную игру, не присоединиться к которой невозможно. Но главное в Седове - бесконечная свобода его воображения, по духу своему совершенно детская, его фирменная странность, благодаря которой он может позволить своим героям удивительные превращения в пылесос и воздушный шарик, а в своих сказках про мам разрешает себе показать маму-пьяницу и равнодушную маму. Все это - проявления одной трогательной заботы, но на разный лад. Было время, когда Седова издавали чуть больше и лучше, но сейчас, к сожалению, непросто найти ни его страшилки, ни замечательно смешной пересказ древнегреческих мифов «Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца», ни даже его новогоднюю сказку «Как Дед Мороз на свет появился», написанную в сотрудничестве с Мариной Москвиной. Тем не менее, всегда в продаже «Сказки про Лёшу» - Седов классический во всех отношениях, вызывающий одинаковый восторг родителей и детей.

МАРИЯ БЕРШАДСКАЯ

Выпускница ВГИКа и сценарист Мария Бершадская, работавшая, в числе прочего, над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе, серию книг «Большая маленькая девочка». Ее героиня Женя, - не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни - это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение - увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

СТАНИСЛАВ ВОСТОКОВ

Большой любитель животных, Станислав Востоков с детства мечтал пойти по стопам Джеральда Даррелла - мечтал и сделал. Уже в пятнадцать лет он публиковал свои переводы из Даррелла в ташкентской газете «Пионер Востока» и, учась в художественном училище, рисовал слонов и журавлей. Из Ташкента он отправился защищать природу в Камбодже, оттуда - проходить практику в основанном Дарреллом Международном обучающем центре сохранения природы на остров Джерси. После поработал в Московском зоопарке и в Научно-исследовательском центре охраны природы, и обо всем этом рассказал в своих книгах. Хотя полюбили Востокова мы именно за жанр рассказа о животных (см. «Не кормить и не дразнить» о Московском зоопарке и книгу «Остров, одетый в Джерси»), о которых он умеет говорить просто, с пониманием и сочувствием, он отлично освоил и прочие жанры, и на сегодняшний день получил все мыслимые детские премии. Например за книгу рассказов про Фросю Коровину, «настоящую деревенскую бабу семи лет от роду» из деревни Папаново Вологодской области, или серию воздушных, вдохновленных, скорее, Юрием Ковалем, чем мастерами деревенской прозы, рассказов о деревенском укладе «Кум королю», и о птицах и зверях, которых можно увидеть почти из окошка.

АРТУР ГИВАРГИЗОВ

Эстетическая родина Артура Гиваргизова - советская школьная проза, все вот это родное и любимое, от Носова до Драгунского. Только чувствует он себя и в сюжетах и в языке гораздо вольнее, так что некоторые нервные родители ругают его за непедагогичность (родители, которые не понимают шуток или же требуют, чтобы мораль была в детской книге на первом месте - главные враги детской прозы). На самом деле, в свете достижений мировой детской психологии, согласно которой важным для детей должна быть игра, а не учебник, свобода воображения, а не зубрежка, Гиваргизов - именно тот писатель, который нужен для создания атмосферы тотального смеха и веселья. Он никогда не подводит, и, хотя многие его стихи и рассказы кажутся шутками, играми, их важной темой неизменно становятся поиски свободы в любой отдельно взятой ситуации, будь то разговоры с взрослыми, школьные уроки или дальние путешествия. Если не знать, что Земля обладает притяжением, можно взять и полететь, а если не хотеть писать диктант, то можно сбежать в лес а вместо себя подсунуть учительнице медведя и волка, чтобы они, переругиваясь и списывая друг у друга как заправские хулиганы, старательно выводили «Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик».

Гиваргизова, к счастью, издают бесперебойно, и все его книги очень хорошие - из него одного можно составить отличную домашнюю библиотеку. Но родителям имеет смысл не упустить, пока есть, книгу «С дедского на детский», где рассказы и стихи Артура Гиваргизова обсуждает, читая со своими внуками, лингвист Максим Кронгауз.

ТАМАРА МИХЕЕВА

Тамара Михеева - профессиональный детский писатель. Это значит, что ей одинаково хорошо удаются и книжки-картинки о животных, и подростковые истории, вроде «Дети дельфинов». Это неизменно добрые, неизменно светлые книги, населенные чудесными волшебными созданиями. В современной детской прозе Тамара Михеева играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе - никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.

МАРИНА АРОМШТАМ

Педагог, психолог и специалист по детскому чтению Мария Аромштам до середины нулевых занималась написанием познавательных книг о педагогике для взрослых и обучающих пособий для начинающих читать детей. Но с тех пор, как в 2008 году ее повесть «Когда отдыхают ангелы» получила премию «Заветная мечта», Аромштам превратилась не только в одного из наших любимых писателей, но и в главного пропагандиста детской книги. Придуманный ею сайт «Папмамбук» существует ровно для того, чтобы помочь родителям читать книги вместе со своими детьми. За прошедшие десять лет Марина Аромштам нарастила солидную библиографию и сама уже превратилась в классика современной литературы. Причем, слово «классик» хочется тут применить за ту ненавязчивую поучительность ее текстов, за которую мы привыкли ценить книги нашего детства, а лучше сказать - за ту свободу мысли и чувства, которую эти книги неизменно обещают. Она одинаково уверенно чувствует себя в разных темах и жанрах, будь то реалистическая повесть о школьной жизни («Когда отдыхают ангелы»), историческая повесть из Англии XIV века («Кот Ланселот и золотой город. Старая английская история»), сказки-мифы о рождении мира («Однажды в новом мире») или книжки-картинки для детей («Желуденок»). Что бы она ни писала, это всегда о терапевтическом эффекте чтения и рассказывания историй - ровно то, что многие и заказывали.

МАРИЯ БОТЕВА

Первая книга сказок Марии Ботевой «Световая азбука. Две сестры, два ветра» вышла в издательстве НЛО в 2005 году - тогда же она получила премию «Триумф» и вошла в шорт-листы «Дебюта» и «Заветной мечты». Мы довольно долго после этого о ней не слышали, пока ее не открыло заново издательство «КомпасГид», и тут стало ясно, что Ботева - это прежде всего точный, верный и внимательный писатель подростковой жизни. Две книги ее повестей, «Мороженое в вафельных стаканчиках» (2013) и «Ты идешь по ковру» (2016) - это прямо какое-то радостное приобретения для любой детской библиотеки. Потому что главной темой становятся здесь не какие-то исключительные горести подростковой жизни, а, наоборот, самое узнаваемое в ней, разговоры, чувства, ежедневные переживания. Так, в новой книге «Ты идешь по ковру» главные героини пьют чай, болтают скороговорки, болтаются без дела, но именно это «Лето скучное снова, просто тоски кусок» становится для нее неимоверно богатым сюжетом. Это такое ошеломительное, искреннее понимание подростковой жизни, что даже взрослому может помочь вспомнить, как оно все было. Чтобы представить, почему это так хорошо, достаточно почитать .

АСЯ ПЕТРОВА

Выпускница Сорбонны, замечательный переводчик с французского, жена одного из лучших современных детских поэтов Михаила Яснова и, прежде всего, замечательный детский автор. Доказано, если хотите, даже литературными премиями - их у Петровой целый букет, от первой премии «Книгуру» за сборник рассказов «Волки на парашютах» и премии Маршака до шорт-листов «Дебюта» и «Baby-НОСа». Главное в Асе Петровой, впрочем - это умение говорить с подростком на его языке, погрузиться в мир его переживаний, где буквально все становится вопросом экзистенциальным - от нежелания надевать рейтузы до страха, что бабушка умрет. Сборник рассказов «Волки на парашютах. Взрослые молчат», объединяющий истории для средних школьников и вдумчивую и сочувственную прозу о подростках, являет собой все то прекрасное, страшное, грустное, нелепое, из чего сделана обычная подростковая жизнь.

НИНА ДАШЕВСКАЯ

Писательница Нина Дашевская уже трижды получала литературную премию «Книгуру”, при том, что свою первую повесть опубликовала в 2011 году. Музыкант по образованию, она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и сейчас играет в оркестре театра им. Натальи Сац. И первые ее книги, в том числе «Около музыки», были посвящены той огромной перемене, которую звучание музыки способно совершить в жизни маленького человека. Это вообще главная тема подростковой прозы Дашевской - выход из темноты к свету, волшебная перемена, которая гарантированно поможет избавиться от одиночества и несчастья. Грустный мальчик станет веселым, у одинокого подростка появятся друзья, ребенок с СДВГ найдет понимание, всех ждет хороший конец. Учитывая, как просто и радостно эти книги написаны, ничего удивительного, что они так нравятся детям - да и взрослым тоже.

НАТАЛЬЯ ЕВДОКИМОВА

В каком-нибудь другом мире, где фантастика, например, не считалась бы жанром в литературе второстепенным, Наталья Евдокимова стала бы большой литературной звездой - трудно найти автора, который чувствовал бы себя в этой теме настолько свободно. Ее антиутопия «Конец света» рассказывает о мире, который время от времени меняется целиком. Его законы странны, причудливы и иногда даже репрессивны, но остается вера, что однажды какой-то из миров окажется тем, что изобрел ты. Совсем новая книжка «Кимка&Компания» рассказывает о мальчике, который улетел от уставившихся в телевизор родителей в воображаемые миры, и путешествует по ним, прихватив с собой новорожденного брата. А есть еще совсем простая, пронзительная по интонации «Лето пахнет солью», подростковые герои которой вырываются на свободу к лету и морю от затянувшейся зимы и плена многоэтажек. В целом, это необходимая прививка фантазии от скучной и иногда тяжелой повседневности - и просто очень хорошая литература.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Детская литература крайне важна в воспитании ребенка. Стоит уделить много внимания чтению, так как оно очень влияет на характер малыша. Книги позволяют ребенку обогатить свой словарный запас, познать мир и научиться решать возможные жизненные вопросы. предлагает вам список лучших детских авторов.

Источник: miravi.biz

Астрид Линдгрен

Сложно представить свое детство без Малыша с Карлсоном и Пеппи Длинный Чулок . Помимо уже известных вам сказок, есть и такие, как «Эмиль из Леннеберги» – о маленьком сорванце, который накормил пьяными вишнями поросенка и поджег все хлопушки в саду у бургомистра. Линдгрен отлично умела сочинять увлекательные истории. Когда ее спрашивали, как же ей удается настолько точно угадывать детские желания, она отвечала, что пишет так, чтобы было интересно читать ей самой.

Источник: fastcult.ru

Януш Корчак

Успешный врач, педагог и писатель, основал приют для еврейских детей-сирот в Польше, выработал основные принципы воспитания детей. Его книга «Король Матиуш Первый» в свое время поразила многих детей и родителей – в ней рассказывается о маленьком мальчике, который внезапно стал руководить целым государством. Из педагогических трудов наиболее известная книга – «Как любить ребенка».

Шарль Перро

Невозможно ознакомить ребенка с литературой и при этом не прочесть «Золушку», «Кота в сапогах», «Красавицу и чудовище» и «Красную шапочку» . Эти сказки будто вписаны в наш ДНК, мы помним их наизусть и пересказываем детям. Перро считают основателем жанра сказок для детей, хотя сам он стеснялся и вначале издал сборник «Сказки матушки гусыни» под псевдонимом, взяв имя сына.

Источник: hdclub.info

Льюис Кэрролл

Английский писатель Льюис Кэрролл очень любил детей. Его перу принадлежат знаменитые произведения для детей, в которых взрослые находят множество аллюзий и завуалированных смыслов. Это сказки « », «Алиса в Зазеркалье» , юмористическая поэма «Охота на Снарка».

Ганс Христиан Андерсен

Знаменитый сказочник писал детские рассказы, умело встраивая в них элементы комедии и сатиры, социальной критики и философии, адресованные, прежде всего, взрослым. Андерсен – автор многочисленных сказок, которые и по сей день продолжают экранизировать. В его сказках добро всегда побеждает зло, главные герои наделены умом, добротой, мужеством. Но есть и грустные сказки вроде «Девочки со спичками» и «Русалочки» , которые покажут ребенку, что окружающий мир не идеален.

Источник: blokbasteronline.ru

Алан Александр Милн

Алан Милн прославился своими книгами о плюшевом мишке Винни-Пухе и различными стихами для детей. Читателям во всем мире уже более 70 лет известен персонаж с опилками в голове, который обладает, тем не менее, житейской мудростью и искренней добротой. Для многих детей Винни-Пух, Пятачок, Сова, ослик Иа и остальные герои сказки Милна стали добрыми знакомыми. Как и персонажи Линдгрен, которая начинала сочинять истории для дочери, и Андерсена, забавляющего знакомых детей, Винни был создан для одного ребенка – сына писателя по имени Кристофер Робин.

Корней Чуковский

«Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Тараканище» – стихотворения, которые не теряют смысла по сей день и учат добрым поступкам. Эмоциональные, ритмичные, они так легко запоминаются, что многие взрослые помнят их и по сей день. Кроме того, Чуковский переводил сказки других стран и записывал свои наблюдения за детьми, которые получили отражение в книге «От двух до п’яти».

Олег Григорьев.

Я нёс домой
Кулёк конфет.
А тут навстречу мне
Сосед.
Снял берет:
- О! Привет!
Что несёшь?
- Кулёк конфет.
- Как - конфет?
- Так - конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота
И не надо…
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо,
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту…
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та…
Больше нет?
- Больше нет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.

Л. Миронова
- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу!
- Молодец ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах... очистки... тоже съел.

С.В. Михалков Котята.
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Hаконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать

Петь, здорово! Б.Заходер
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» - «Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика дыра?
-Один ворот остался.

Я медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Hе идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!

Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
-Еду сено косить,
-а на что тебе сено?
-Коровок кормить.
-а что тебе коровы?
-Молоко доить.
-А зачем молоко?
-Ребяток кормить.

Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!

В.Орлов
Кража.
- Кра! - кричит ворона.
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
-Как?- подпрыгнула ворона
и моргнула удивленно-
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!

Кто первый.

Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас.
- Ох, и долог Федин час.
- Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
- Встретил Мишку и Сережку.
- А потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но позволь, а где же соль?
- Какая соль?

С.Я. Маршак

Волк и лиса.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?

Ничего идут дела.
Голова еще цела.

Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.

Сколько взяли?
- Шерсти клок,

Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!

Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

Всегда была и остается востребованной, оказывая на малышей безмерное влияние. Несколько поколений выросло на книгах любимых авторов, первыми показавших малышам четкую грань между добром и злом, научивших их познавать законы природы, правила общения друг с другом, познакомивших с историей и прочими науками в изложении, доступном пониманию ребенка. Многие идеалы, взятые из детских книг, которые написали советские писатели, стали основой для формирования характера личности. Они остаются в сознании человека до конца жизни.

Советские детские писатели - авторы книг для юного поколения - являются своего рода педагогами, возложившими на себя моральную и нравственную ответственность за формирование достойной личности. У взрослго поколения россиян эти имена вызывают самые приятные ассоциации.

Со стихами советской поэтессы Агнии Барто знаком практически каждый. Семья, пионеры, жизнь советских школьников - основная тема ее добрых, зачастую смешных произведений, популярных как у детского, так и у взрослого населения. В них Агния Барто говорила языком настоящего ребенка, а в жизни совершала поистине взрослые поступки: находила и возвращала сотни разбросанных по всей стране войной детей в их семьи. Дело, казалось бы, безнадежное, ведь в детские годы мало кто знает о себе полную информацию (адрес, физические приметы, нужные имена). Зато многие детки могли вспомнить яркие моменты жизни (как катались с Егоркой на санках, как петух клюнул больно между глаз, как играли с любимым псом Джульбарсом). Именно эти воспоминания Агния Барто, умевшая говорить на языке ребят, использовала в своих поисках.

В течение 9 лет она была ведущей радиопередачи «Найти человека», в эфире которой ежедневно зачитывала из летящих со всей страны писем уникальные приметы. Только первый выпуск помог обрести свои семьи семерым людям, а за все время под чутким руководством Агнии Барто, работавшей переводчицей с «детского языка», сумели воссоединиться 927 семей.

Ярким представителем детских писателей советского времени является Чебурашка, кот Матроскин, дядя Федор - и сегодня эти мультяшные герои остаются любимыми и вхожими в каждый дом.

Полученное инженерное образование нисколько не помешало Эдуарду Успенскому стать любимым детским автором. Его книжные герои успешно перекочевали на телеэкраны и радуют зрителя своими приключениями вот уже несколько десятков лет. Многие из них имели реальные прототипы. Так, в писатель изобразил свою первую супругу- вредную во всех отношениях даму. Приятель Николай Тараскин надел на себя образ кота Матроскина: умного, трудолюбивого и хозяйственного. Поначалу Успенский хотел и фамилию коту такую же дать, но приятель «стал в позу» и не разрешил, хотя позже (после выхода мультфильма на экраны) не раз об этом пожалел. Девочка в огромной шубе, однажды увиденная писателем в магазине, стала прототипом всеми любимого Чебурашки. Родители выбирали малышке летом шубу на вырост, и девочка в ней просто не могла ходить. Стоило ей сделать шаг, как она падала. Папа, подняв ее с пола в очередной раз, сказал: «Ну какая же ты чебурашка» (от слова «чебурахнуться»- упасть, грохнуться).

Корней Чуковский - любимец детей

Ну а кто не знает стихов Корнея Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Бармалей»? Многие советские писатели творили под своим настоящим именем. Чуковский - это был псевдоним Корнейчукова Николая Васильевича. Свои самые читаемые произведения он написал для своей и о своей дочке Мурочке, которая умерла от туберкулеза в 11-летнем возрасте. Стихотворение «Айболит» - было криком души о волшебном докторе, который прилетит и всех спасет. Кроме Мурочки, у Чуковского было еще трое детей.

Всю свою жизнь Корней Иванович помогал тем, кто обращался к нему за помощью, используя для этого свою известность, обаяние и артистизм. Не все советские писатели были способны на столь открытые поступки, а он посылал деньги, выбивал пенсии, места в больницах, квартиры, помогал пробиться одаренным молодым литераторам, боролся за тех, кто был арестован, проявлял заботу об осиротевших семьях. К слову, в честь Мухи-Цокотухи энтомолог А. П. Озеров в 1992 году назвал новый вид мух-муравьедок из отряда Diptera - mucha tzokotucha.

Советские писатели внесли весомый вклад в детскую литературу, вырастив на своих произведениях несколько поколений замечательных людей. Насколько по-доброму, красочно и познавательно повествуют Виталий Бианки, Михаил Пришвин, детям о красоте природы, с юных лет прививая любовь к ней и братьям нашим меньшим. Такие известные советские писатели как Аркадий Гайдар, Валентин Катаев, Борис Заходер, и многие другие по сегодняшний день популярны среди читателей, ведь сквозь все их произведения красной нитью проходит идея добра и сострадания к ближнему.

Загрузка...