aracs.ru

Византийская мозаика краткое сообщение. Византийская мозаика. Византийская настенная «живопись»: история происхождения

Одним из древнейших видов искусства, дошедшего до наших дней, является византийская мозаика. Считается, что именно византийцы создали смальту – материал, который приобретает свои свойства при добавлении различных металлов в расплавленное стекло. Именно смальта используется при выкладывании византийской мозаики.

Примеси золота, меди и ртути в разных пропорциях придают отдельным элементам и мозаичным блокам определенные оттенки. С помощью этих блоков, предварительно придав им требуемые геометрические формы, необходимые для укладки, создаются изумительные рукотворные полотна и панно, любоваться которыми можно бесконечно.

Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Стоит сказать, что панно, выполненные в этом стиле, лучше всего рассматривать с большого расстояния, в таком случае все объекты становятся более заметными на золотистом фоне и приобретают некоторую объемность. При этом поверхность панно, если ее рассматривать издалека, кажется слегка бархатистой. Еще одна особенность, которая прослеживается в этом стиле – это правильные пропорции. Если говорить о технике византийской мозаики, то в основном применяется прямой набор, то есть мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры. С одной стороны, такая техника придает панно некоторую сухость, однако это только на первый взгляд. На самом же деле, лучше воспринимается целостность картины и ее живость.

Современная византийская мозаика в интерьере

Византийская мозаика ценится очень высоко, она не утратила своей популярности до настоящего времени. Очаровательные мозаичные композиции все чаще применяются в дизайне интерьера современных домов и квартир. Конечно, сегодня трудно найти настоящую византийскую смальту, мозаика давно производится промышленным способом, благодаря новым технологиям производятся целые мозаичные композиции. Это позволило удешевить стоимость материала, поскольку сегодня чистую смальту практически не используют, вместо нее часто применяют стеклянную мозаику.

В технике византийской мозаике нет ничего сложного, основное требование – это идеально ровная поверхность для будущего шедевра, причем на ней не должно быть трещин. Немного терпения, наличие определенной фантазии, и практически каждому по силам самостоятельно украсить свой дом великолепным произведением искусства. Это может быть картина на стене, или шикарный восточный ковер на полу. Византийская мозаика – это всегда модно, ее история, насчитывающая почти два тысячелетия, веское тому подтверждение.

Заменой византийской мозаике может выступить более современный, высококачественный и, конечно, более доступный в ценовом плане материал – керамическая плитка «под мозаику» из коллекции «Темари » от Керама Марацци. Широкий выбор цветов, насыщенные оттенки, превосходно сочетающиеся между собой, позволят воплотить любой дизайнерский замысел. Коллекция мозаики «Темари» украсит Ваш интерьер, сделает его индивидуальным и оригинальным.



Другие особенности византийской мозаики

В более поздние времена исследователи обращают внимание на то, что кубики укладываются плотно друг к другу, а четкость контуров при этом продолжает прослеживаться. Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел. Часто они изображаются мастерами в движении или в повороте. Часто изображение передано, так, чтобы была видна объемность изображения. Это в какой-то степени оживляет изображения, но наличие четких контуров все же делает их довольно сухими.


Что представляет собой византийская мозаика? Это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как правило, так выполнены большие картины, которые предназначены на то, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как-будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.

Материалы для византийской мозаики

Еще с древних времен в Византии был изобретен превосходный материал для выполнения картин византийской мозаики – смальта. По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин. Еще в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


Происхождение византийской мозаики

История византийской мозаики восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.


Особенности византийского стиля

Как уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Основным видом изобразительного искусства в Восточно-Римской или ромейской империи, впоследствии Византии стала живопись (при почти полном отказе от ваяния/скульптуры).
Главные формы ромейско-византийской православной живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись (в том числе выполненная из эмали и золотого шитья) и книжные миниатюры. Самыми замечательными художественными произведениями этой эпохи являются, по признанию большинства искусствоведов, являются мозаики.

Мелкие разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками), из которых выкладывается изображение, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Мастера-мозаичисты умели создавать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Иногда поверхность кубиков смальты делалась граненной, как например, на мозаиках в католиконе (главная церковь) монастыря Хосиос Лукас в Греции, созданных в начале XI в.

Сретение, мозаика, кафоликон монастыря Осиос/Хосиос Лукас, в Фокиде, Греция


Сила воздействия в зрителя и сохранность мозаики значительно выше, чем у фрески, хотя время создания примерно одинаково.

Вход Господень в Иерусалим, фреска, монастырь Осиос/Хосиос Лукас, Греция, XI v.


Мозаичисты учитывали оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Даже в наше время, расчищенная от вековой пыли и копоти, она остается такой же сияющей и звучной по цвету.

Мозаика и фрески как изысканное декоративное средство было известно с глубокой древности. Например, в Британском музее, Лондон, Великобритания хранится знаменитый «штандарт из Ура», Ассирия, около 2600 г. до н.э.


Мозаики «штандарта» рассказывают о результатах УР (а) - военного похода, победах над врагом, трофеях и особенностях придворной жизни царя и его приближенных - таковы основные темы мозаик Древней Месопотами, включая сцены из жизни древних шумер.

В Археологическом музее, Ираклион, Крит, Греция хранятся фрески из Кносского дворца, например, культовая мистерия «Игра с быком, Минотавром. Тавромахия», возраст ее
около 1500 г. до н.э. - слева;
Священные рога у южных границ территории дворца, по преданиям - трон царя Миноса - справа.

Игры - состязания с животными.

Игры с дельфинами, мозаика Тавромахия - игры с быком, мозаика


Живописное искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) также представлено великолепными фресками и мозаиками.

На вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На красном фоне стен в естественный рост человека представлены участники праздника, посвященного богу Вакху/Дионису.

Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.


На фреске «Весна» из города Стабий, близ Помпей, Италия девушка, символизирующая весну (богиня Флора?), удаляется от зрителя в глубину пространства цветущего луга. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее каштановые волосы, золотисто-желтая накидка и розовый тон обнаженных плеч гармонируют с ярким зеленым фоном, а легкость движений девушки, как будто плывущей по воздуху, создают основу живописной композиции фрески.

Весна, Стабий, Помпеи, фреска


На фресковых росписях часто встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, гавани, извилистые берега рек. Хороших фресок набралось на небольшой альбом, поэтому прошу вас, друзья, я его обязательно выложу, но немного позже.

Мозаикой греки называли изображения посвященные музам. Музы вечны - вечны должны быть и эти картины, поэтому их набирали сначала из кусочков цветного камня, а затем в эллинистический и римский периоды из кусочков специально сваренного стекла - смальты.

Именно мозаики были основой декоративного убранства дворцов и вилл знати Древнего Рима. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. Кстати, существует легенда, что знаменитая золотая смальта была создана греческими мозаичистами в языческом Риме и использована для украшения знаменитого Золотого дворца Нерона, затем на долгие столетия способ ее изготовления был забыт или утерян и возобновлен только в христианскую эпоху.
Так или иначе, но живописное античное искусство и сегодня поражает великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, знанием и использованием прямой воздушной перспективы, т. е. многим из того, что было «изобретено» художниками ренессанса.

В Национальном археологическом музее Неаполя сохранилась копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III».

битва против персов при Иссе

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей.

Мозаика II века до н.э.


Мозаики и фрески стали принадлежностью христианского храма в первые века н.э., когда верующие, вынужденные скрываться, стали использовать живописные античные сюжеты и образы подземных лабиринтов - катакомб, которые служили для погребения умерших. Христиане наделяли эти образы новым символическим содержанием: пальмовая ветвь - непременный атрибут императорских триумфов - символ райского блаженства, виноградная лоза - таинство евхаристии, хлеба и вино - пресуществление в плоть и кровь Христа, Орфей - Христос, а Психея - символ христианской души.

Для новых варварских государств, возникших на обломках Западно-Римской империи, и преклонявшихся перед культурой великого Рима, было очень важно, что мозаика оставалась господствующим способом изображения в храмах, это свидетельствовало о преемственности традиций и сохранении статуса наследников за Восточно-Римской империей. Кроме того, ромеи в тот период времени могли себе это позволить (мозаика очень дорогое удовольствие) - покрыть большую часть стен, внутренних поверхностей куполов и сводов, столбов и колонн великолепной мозаикой и это производило огромное впечатление на другие народы.

Крупным культурным центром Империи ромеев, где в храмах и усыпальницах сохранилось большое количество христианских мозаик, является Равенна - обитель великих теней.

Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Из цикла итальянских стихов А. Блока.

Равенна - древняя и прекрасная.


В Равенне находится уникальный комплекс памятников V-VII вв., переломного времени, когда встретились Рим и Византия, античность и средневековье.
Знамение их встречи и кратковременного союза - мавзолей Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, Равенна, Италия, первая половина V в.

мавзолей Галы Плацидии: общий вид снаружи, общий вид интерьера


Тесный, слабо освещенный, он украшен внутри удивительными мозаиками, о которых трудно сказать относятся они к римско-эллинистическому прошлому или византийско-средневековому будущему.

Согласно христианскому учению, оформление храма и мавзолея должно соединять два мира: реальный и потусторонний, горний и дольний. Изобразительное искусство играло тут первую роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из реального мира в сверхчувственный. Этим определено, продиктовано художественное оформление интерьера мавзолея Галлы Плацидии.

И мастера-мозаичисты выполнили задачу на «пять с плюсом» - интерьер в мавзолее воспринимается как преображенный мир, противостоящий реальности. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а своды, паруса и купол выложены мозаикой глубокого синего тона.
У мозаик мавзолея не золотой, а синий фон: из густо мерцающей синевы выступают по-античному задрапированные в белое фигуры христианских мучеников и святых, вспыхивают золотые звезды, расстилаются сказочные ландшафты рая с алыми маками, золотыми оленями и птицами, где арки увиты золотыми виноградными лозами, а в куполе крест и звездное небо. Эта мозаика символизирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.

рай в мавзолее Галы Плацидии, мозаика, Крест и звёздное небо — мозаика в куполе.


Призрачность и таинственность усиливает естественный свет из окон, расположенных в люнетах и своде.
Люнет - часть стены в форме полумесяца, ограниченная сверху архивольтом, а снизу - горизонтальным карнизом. Близкие по смыслу понятия: десюдепорт, закомара, кокошник, фронтон.

световое окно в люнете мавзолея Галы Плацидии


И только в люнете над входом, изнутри, место отсутствующего окна занято мозаикой Доброго Пастыря, сверкающей подобно освещенному окну.
Изображение Христа - рафинированный эллинистический вариант «Добрый пастырь в райском саду». На фоне вполне земного пейзажа, под сверкающим голубым небом Христос, юный, безбородый пастух, напоминающий кроткого Орфея античных мифов, но в золотых одеждах, реально сидит на пригорке, его скрещенные ноги касаются земли и хорошо видна тень от его ступней, обутых в сандалии.
Вокруг него по зеленой траве гуляют овцы (белые овцы - символы душ праведников), к одной из них он простирает руку. Над головой Христа нимб, но античная прическа, явно парик, обобщенные, довольно мелкие черты лица - все элементы явно унаследованы из античности.
Важна живость сложной позы - Христос изображен не анфас, а вполоборота, часть его внимания обращена не к зрителям, а к «овцам» - духовной пастве. Опирается Христос не на пастушеский посох, а на крест - знак триумфального распространения христианства в мире (кстати, тень от креста тоже хорошо видна на земле).

Добрый пастырь, мозаика


И еще одно, четко видна (обозначена пунктиром) граница мира дольнего/земного - светло-голубое небо и горнего, темно-синего в верхней части мозаики. «Язык» горнего неба, опустившись, «укутывает» только голову и плечи Христа - только он принадлежит обоим мирам.

Тип молодого Христа («Христос Еммануил») - редкий в иконографии: так изображали его в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества».

Другой замечательный комплекс мозаик в церкви Сан-Аполлинаре Нуово, построенной королем Теодорихом, в VI в. в Равенне.

Сан-Аполлинаре Нуово, вид снаружи и интерьер.


Иной образ Доброго Пастыря в церкви Сан-Аполлинаре Нуово: Христа окружают белые овцы, но его руки подняты в благословляющем жесте, а взгляд устремлен вдаль.

Добрый пастырь, мозаика


Другая мозаика «Чудо с хлебами и рыбами» из той же церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне, созданная в 504 г., не менее интересна. На ней тоже изображен молодой Иисус Христос, безбородый, еще человек (до распятия), что подтверждает цвет нимба вокруг его головы - нимб зеленого с золотым цвета.
Зеленый цвет - символ незавершенности развития и преобразования, золотой - передает носителю образы и информацию иного духовного мира. Но Христос в фиолетовых с золотыми полосами одеждах. Фиолетовый цвет - символ трансцендентного мира, глубокого погружения в потустороннее пространство.

В полном соответствии с каноном, симметрично по обе стороны от Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере: Иаков с Иоанном и Петр с Андреем (поэтому иногда эту мозаику называют «Чудесный улов»). Призванные в белых с голубым одеждах - цвета символизирующие духовную чистоту, святость, отрешенность от мирского; хлеба и рыбы они принимают покровенными руками, как Святые дары, которыми Христос причащает и благословляет апостолов.

Чудо с хлебами и рыбами или Чудесный улов


Христос изображен анфас, его руки раскинуты, в одной хлебы, в другой - рыбы, дары он передает своим последователям; их фигуры изображены в четверть и пол-оборота, но лица обращены к зрителям. Глаза всех изображенных увеличены и устремлены прямо на зрителей. Все образы представлены в рамках схематизированного, но земного пейзажа - они реально стоят на цветущей зеленой поверхности земли, правее и левее этой группы холмы и зеленые деревья и кустарники. Фон мозаики мягкий, смешанный, неяркий зеленовато-коричневатый с золотыми вкраплениями.

И еще одна мозаика, точнее ее часть, но не включить ее я не могла, надеюсь, она понравится и вам, друзья, особенно тем, кто любит и ценит эксцентрику.

Поклонение волхвов - это волхвы, друзья, хотя мне тоже не верится


Самое большое количество мозаик сохранилось в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия, построенной императором Юстинианом в VI в. Это была придворная императорская церковь, этим объясняется многообразие тем сюжетов и фонов, на которых они изображены. Причем, есть некоторая интересная особенность: сюжеты на зеленых, сине-голубых и редких белых фонах - чисто христианские, а цвета фонов - относятся к поздней античности. В целом зеленый фон преобладает, а золотой фон связан в основном с мозаиками алтаря.

базилика Сан-Витале, общий вид, фасад, интерьер центрального нефа и апсиды


базилика Сан-Витале, интерьер трансепта и свода, ленточная мозаика на столбах и арках


Две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии. Одну возглавляет император Юстиниан, другую - императрица Феодора. Все фигуры одинаковы по росту, императоров выделяют пурпурные одежды, короны и нимбы. В изображении лиц императорской четы и епископа Максимилиана угадывается стремление художника передать портретное сходство, но застывшие позы, отрешенное выражение лиц, очертания фигур скрытые складками мантий лишают образы индивидуальности - это идеальные образы идеальных правителей, а не реальные люди. Но мозаика точно передает дух ромейского церемониала, официальную парадность, возведенную в ранг сверхземного.

император Юстиниан со свитой, мозаика, императрица Феодора, со свитой, мозаика


У всех изображенных слишком большие, неподвижные глаза, а нимбы вокруг голов Юстиниана и Феодоры возводят этих живых людей, хотя и наделенных сакральной властью, в ранг святых. Именно эта традиция стала одной из причин возникновения иконоборчества. По мнению их современников, далеко не все императоры, императрицы и патриархи церкви были достойны столь высокого ранга, особенно при жизни.

В нижнем ярусе Юстиниан и Феодора в сопровождении свиты, преподносящие дары храму. Эта мозаика интересна тем, что указывает на явные различия в отношении православной ромейской церкви императору и императрице. Хотя их головы покрыты нимбами, но над головами Феодоры и стоящего между ней и Юстинианом патриарха - зеленая сень, а зеленый цвет - символ незавершенности духовного развития, большей «человечности».

Юстиниан и Феодора


На уровне второго яруса, в люнете, расположенном на трех арках находится очень интересная мозаика - комбинаторная или комбинированная. Ее содержание включает два основных сюжета, которые тесно связанны между собой. Между собой их связывает Троица. Последовательное их «прочтение» напоминает верующим о важных библейских событиях Ветхого Завета.

Гостеприимство и Жертвоприношение Авраама, мозаика


В VII веке византийская живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. От церкви Успения в Никее, Турция, построенной в этом же веке и разрушенной во время греко-турецкой войны 1917-22 гг., сохранились только фотографии и фрагменты мозаик. Один из сохранившихся фрагментов - крылатые фигуры со знаменами и державами в руках, в роскошных одеждах придворных телохранителей.

Удивительны лица этих воинственных ангелов - они напоминают об античном идеале красоты - нежные овалы, классические пропорции и черты, чувственный рот мал, нос тонкий, а взгляд пристальный гипнотизирующий. Они исполнены в мягко-живописной манере, напоминающей импрессионистическую. Оливковые, розовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены «в беспорядке», который на деле является идеально точным расчетом выдающихся мастеров-мозаичистов: на расстоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика.

ангел Дюнамис., фрагмент мозаики с алтарного свода церкви Успения в Нике, Турция


Это совершенный пример «одухотворенной чувственности», но они не выражают ничего определенного, связанного с реальным человеческим чувством или переживанием. Их одухотворенность бесстрастна, а чувственность бесплотна.

Покрывая мозаикой сферические криволинейные поверхности, мастера-мозаичисты обнаружили, что светлые орнаменты и фигуры оказывались зрительно выдвинутыми вперед, в реальное пространство интерьера. Эффект усиливался золотым фоном, который не имел глубины и не допускал ее. В сочетании с вогнутой поверхностью золото фона как бы «выносило» изображение святого в одну пространственную среду с молящимися.
В тоже время образы святых, неподвижно стоящие перед молящимися, и пристально на них смотрящие огромными глазами, представлялись людям значительными и неземными.

У пришедших в храм возникало ощущение пребывания внутри самой святости, что составляло основную идею всякого христианского центрического храма.
Достижению этих целей способствовали такие приемы как принцип симметрии (расположение фигур должно быть симметрично относительно Христа), плоскостность композиции, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимствованные у древнеегипетских образцов.

Мозаика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты очень подходила для создания отвлеченных образов, возвышенных и ирреальных.

Следущий раздел будет посвящен ромейской/византийской иконе, без нее не было бы и русской иконы, а значит душа нашего народа была бы иной.

04-04-2015

Византийская мозаика состоит, как правило, из смальты. Несколько веков назад именно мастера из Византии открыли способ производства мозаики из смальты. Это открытие позволило применять достаточно недорогое и простое в обработке стекло в изготовлении высокохудожественных мозаичных полотен.

Принципы изготовления византийской мозаики

Технология изготовления представляет собой следующее: в сырьевую массу стекла добавляют различные материалы (золото, медь или ртуть) в необходимой пропорции. Таким образом, в результате византийские умельцы получали более сотни разнообразных цветов смальты. Несложными инструментами элементам мозаики придавали требуемую геометрическую форму, чтобы укладывать их в полотно и создавать требуемое изображение. Чаще всего мастера использовали элементы квадратной формы. Самую большую славу этому виду изобразительного искусства принесли полотна, выложенные из примерно похожих по размеру маленьких кубиков.

Основные отличия от римского направления мозаики

Римская мозаика решала как практически-функциональные вопросы, так и эстетические. В отличие от такого подхода, в Византии мозаики были скорее сугубо художественным решением и или украшали соборы, базилики и усыпальницы. Византийские мозаики в первую очередь решали визуальные вопросы оформления.

Сюжеты в римских мозаиках были очень разнообразны – от бытовых сцен до мифологических образов. Такую отделку использовали как в частных атриумах и общественных термах, так в административных и религиозных сооружениях. В Византии полотна были монументальны и грандиозны по масштабам и в основном имели исключительно религиозные сюжеты. Христианские сюжеты стали центральными для мозаичного изобразительного направления. Стремление произвести максимально сильное и благоговейное впечатление полотном на зрителя стало одной из движущих сил для поиска новых технологий, составов и цветовых решений.

Отличительные особенности византийских полотен

Главной особенностью религиозных мозаик византийского стиля стало использование экспрессивного фона золотого цвета. При укладке отдельных элементов применялась техника прямого набора. Надо отметить, что каждый элемент имел отличия в цвете и рельефе поверхности и своем положении на полотне по отношению к другим элементам и основе. Также существует особенность работы византийских ювелиров в техническом выполнении форм предметов – очертания предметов давали четкое изображение на мерцающем золотом фоне. В византийской культуре мозаика играла более значимую роль, чем в Западной Европе. Обычно церковная отделка в Византии состояла из золотых мозаик.

Образцы искусства мозаики

Мозаичное искусство процветало в Византийской империи с шестого по пятнадцатый века. Большая часть полотен утрачена в процессе многочисленных завоеваний и войн. Но дошедшие до наших дней дают представление о величии этого направления в декоративном искусстве.

Из известных, но не дошедших до сегодняшнего дня образчиков византийской мозаики можно отметить здание императора Юстиниана в Константинополе, располагавшееся в Святой Софии, и церковь Рождества Христова в Вифлееме.

До нас дошли фрагменты пола в Большом дворце Константинополя из мозаики, который был создан еще во времена Юстиниана. На довольно обычном неброском фоне изображены в классическом стиле растения, животные и числа. Примерно к тому же периоду относится портрет человека с усами, который вероятнее всего был готическим вождем. Также стоит отметить маленький так называемый «секретон» дворца, который был возведен в шестом веке Джастином II. Здесь использованы классические виноградные мотивы, напоминающие работы из Санта-Констанци. Также сохранились элементы декора с цветами в Церкви Ахейропойтос в Салониках, которые датированы пятым-шестым веками. Впечатляет сохранившееся изображение Св. Дмитрия в базилики Салоников.

В шестом веке центром развития мозаичного искусства становится Равенна. Также значительным центром для этого направления искусства была Истрия. В базилике в Парентиуме, построенной в середине шестого века, имеется мозаика с ликом Богородицы, которую окружают франкированные святые и ангелы. Также дошли до нас элементы мозаик в церкви в Пола Санта Марии Формозе, которые тоже датированы шестым веком. Эти полотна выполнены в классическом стиле константинопольскими мастерами.

Много полотен пострадало в восьмом веке в связи с иконоборческим движением.

Похожие материалы:


Загрузка...