Лутфуллин прощание описание. Члены ро втоо "союз художников россии" республики башкортостан. Живопись и сценография
Я - сын земли своей. Эта строка, вынесенная в название этой статьи, отражает истинную суть творчества мастера, отдавшего свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпиграфом к любой работе художника, будь то картина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской земле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслителя, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многообразном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из уральских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому герою его произведений, их судьбе.
Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) находится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям страны и частным коллекциям. Но и экспозиция Государственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и мастерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо музеем собрано многое из того лучшего, что он написал.
Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, родной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.
Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - начале 60-х годов. Это его соотечественники - «Сафа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудренные опытом лет и непростой жизни; башкирские девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность своих творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, особенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, исполненных душевной чистоты и благородства.
Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.
В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последователем традиций первого национального художника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писавший о художнике: «Лутфуллин не просто наследует - он сам создает традицию».
Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколько их создано в живописи и графике! В активные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его портретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им довелось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним сопереживанием автора с жизнью своего героя!
Глубиной философских размышлений художника о ценности, духовности человека наполнены портреты людей творческого труда, созданные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности психологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, избегая идеализации, передать в их образах то общее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способность к сопереживанию, глубокому чувству.
Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанности», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, например, в портрете Мустая Карима, тщательно моделируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчеркивающими внутреннее напряжение героя, его душевную неуспокоенность.
Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентированного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах портретируемых. Поэтика эта заложена и в структуре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.
С наибольшей силой поэтика мастера воплощена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Сабантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличительные качества состоят в том, что сюжет чаще используется художником для создания особой атмосферы, состояния, в которых четче выступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные основы, глубину народных характеров и судеб.
Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладывает художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразительность каждого образа выводят его за рамки конкретного сюжета.
Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суровом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, которые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в таких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего людские трагедии.
Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космическим мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обрядами. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек поднимается над ними силой своего духа, традиции, веры. Это - главное, о чем мощно и красиво говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.
Необходимо отметить и высокую живописную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувство цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Будучи всегда очень критическим и требовательным к себе, Лутфуллин смог развить заложенный в нем природный дар, опираясь на традиции русской, башкирской школы, опыт мирового искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.
В. Сорокина
- Беседа Беседа
- Бабушка из деревни Бурангулово
- Портрет молодой девушки в башкирском наряде
- Портрет отца Портрет отца
- Портрет отца Портрет отца
- Старая печь Старая печь
- Портрет старухи Портрет старухи
- Исполины Исполины
- Портрет мужчины Портрет мужчины
- Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
- Жена лесника Жена лесника
- Индианка Индианка
- Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
- Мустафа-агай Мустафа-агай
- Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
- Старуха в голубом Старуха в голубом
- Салават Юлаев Салават Юлаев
- Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
- Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
- Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
- Портрет Луизы Портрет Луизы
- Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
- Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
- Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
- Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
- Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
- Портрет Мансуры Портрет Мансуры
- Портрет Луизы Портрет Луизы
- Портрет башкирки Портрет башкирки
- Женский портрет Женский портрет
- Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (башк. хмт Фтулла улы Лотфуллин, 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (1989). Действительный член РАХ (1997).
Биография
Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.
После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949-1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951-1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).
Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.
На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.
В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата». Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была - что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду». По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.
Творческое наследие
Ахмат Лутфуллин - автор знаменитой картины «Три женщины», 1969 г. Вместе с тем он является автором портретов и полотен об истории и современной жизни башкирского народа: «Прощание с Родиной. Салават» (1990), «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969), «Проводы на фронт» (1978), «Прощание» (1970), «Ожидание. Год 1941-й» (1970).
Его основные работы: «Портрет матери», х. м., 1956. «Автопортрет», х. м., 1957. «Бабай», х. м., 1959. «Портрет дирижера Г. Муталова», х. м., 1959. «Мать-героиня Ишмурзина», х. м., 1959. «Мустафа-агай», х. м., 1960. «Мать погибшего героя», х. м. 1960. «Девушка в чёрном», х. м., 1961. «Семья», триптих, х. м., 1962. «На сабантуй», х. м., 1963. «Портрет башкирской писательницы Хадии Давлетшиной», х. м., 1963. «Молодой рабочий», х. м., 1963. «Портрет колхозницы», х. м., 1967. «Золотая осень», х. м., 1967. «Портрет башкирской женщины», х. м., 1967. «Три женщины», х. м., 1968-1969. «Ожидание. Год 1941», х. м., 1969-1971. «Праздник в ауле», 1930, х. м., 1973-1974. «Колхозник Раджап», х. м., 1974. «Портрет старой колхозницы», х. м., 1974. «У окна», х. м., 1974. «Портрет молодой женщины», х. м., 1974. «Портрет врача И. X. Хидиятова», х. м., 1974. Серия портретов передовиков колхоза им. М. И. Калинина Абзелиловского района БАССР (12 работ), х. м., 1974. «Сабантуй», х. м., 1974-1977. «Магинур Хасанова», х. м., 1977. «Колхозник Хайруллин», х. м., 1977. «Портрет на фоне колхозного тока», х. м., 1977. «Портрет народного поэта БАССР М. Карима», х. м., 1978.
Картины художника находятся в Государственной русском музее, Художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.
Выставки
Участник международных (с 1975), всесоюзных, всероссийских и республиканских выставок с 1957 года, зональных - «Урал социалистический». Персональные выставки проходили в Москве (1963, 1976), Уфе (1978, 1994).
- Республиканские, Уфа, с 1957 г. на всех, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
- Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
- Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
- Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
- Декадная выставка работ художников БАССР в Кара-Калпакии, г. Нукус, 1976.
- Выставка произведений художников 3-х зон, Москва, 1971.
- Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
- Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, с 1957 г. на всех.
- Всероссийская художественная выставка, Москва, 1969.
- Выставка «Художники России к 30-летию Победы над фашистской Германией», Волгоград, 1975.
- Всероссийская художественная выставка «Советская Россия-5», Москва, 1975.
- Всероссийская художественная выставка «Слава труду», Москва, 1976.
- Всероссийская художественная выставка, посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
- Всесоюзная художественная выставка, посвященная VII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, Москва, 1957.
- Всесоюзная выставка работ художников, Москва, 1962.
- Всесоюзная художественная выставка «На страже мира», Москва, 1975.
- Всесоюзная художественная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
- Выставка работ трех художников БАССР (А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, Б. Д. Фузеева), Москва, 1963.
- Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
- Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1963.
- Международная выставка «Советское искусство», МНР, Улан-Батор", 1964.
- Международная выставка «Советское искусство», ГДР, Берлин, 1974.
- Персональная выставка работ, Москва, 1976.
- Международная выставка «Советское искусство», Париж, 1977.
- Международная «Биеннале», ЧССР, Конпоца, 1977.
- Персональная выставка работ, Уфа, 1978.
Ахма́т Фатку́ллович Лутфу́ллин (башк . Әхмәт Фәтҡулла улы Лотфуллин , 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (). Действительный член РАХ (1997).
Биография
Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР , являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.
На протяжении второй половины XX века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи .
В доме, где жил художник до последних дней (Уфа, улица Аксакова) установлена мемориальная доска
Литература
- Попова Л. Н. Ахмат Лутфуллин. Л., 1978
- А. Лутфуллин: Альбом. Авт. вступ. ст. А. Г. Янбухтина. М., 1978
- Ахмат Лутфуллин: Каталог. Авт. вступ. ст. Л. Н. Попова. М., 1990.
- История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
- Альбом «Художники Башкирии». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
- Искусство народов СССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1977.
- Б. Ванслов. О станковом искусстве и его судьбах. Изд. «Искусство», Москва, 1972.
- Г. С. Кушнеровская, «Изобразительное искусство Башкирской АССР». Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
- Э. П. Фенина. Башкирский Государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Путеводитель. Башкирское книжное изд., Уфа, 1974.
- Г. Р. Пикунова: Буклет «А. Лутфуллин». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
- А. Янбухтнна. «Ахмат Лутфуллин». Изд. «Советский художник», Москва, 1978.
- Журнал «Коммунист»; 1970, № 13. Н. Томский; Редакционная статья.
- Журнал «Художник», 1969, № 12. Т. Нордштейн. Рождённое традициями жизни.
- Журнал «Творчество», 1960, № 8. Л. Мочалов: От портрета-очерка к портрету-образу.
- Журнал «Творчество», 1969, № 12. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
- Журнал «Творчество», 1976, № 6. Ред. статья «К успехам искусства».
- Журнал «Искусство», 1976, № 3, Л. Акимова: Образы жизни народной.
- Журнал «Искусство», 1976, № 5. Л. Акимова, И. Купцов: Всесоюзная художественная выставка «Слава труду».
- Журнал «Художник», 1976, № 3. В. Ванслов: Широкий поток жизни.
- Журнал «Художник», 1976, № 11, Навстречу IV съезду художников РСФСР.
- Журнал «Творчество», 1978, № 1. Ю. Осмоловский: Юбилейная всесоюзная.
- Журнал «Дружба народов», 1970, № 1, Г. Кушнеровская: Сказ о курае.
- Р. Хакимов: На семи дорогах. Изд. «Советская Россия», Москва, 1974.
- Д. Мочальский: Созвучие времени. Газ. «Правда», 1977 от 26 сентября.
- О. Воронова: Зрелость художника. Газ. «Правда», 1976 от 20 сентября.
- Т. Нордштейн: Молодость мужает. Газ. «Советская культура», 1975 от 5 декабря.
- Л. Н. Попова. Ахмат Лутфуллин. Изд. «Художник РСФСР», Ленинград.
ЖИВОПИСЬ И СЦЕНОГРАФИЯ
Лутфуллин Ахмат Фаткуллович (1928 - 2007)
Живописец.
Народный художник СССР (1989). Народный художник РСФСР (1982). Заслуженный
художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Лауреат Государственной
премии БАССР им. Салавата Юлаева (1982). Действительный член РАХ (1997).
Почетный член АН РБ (1992). Родился 04.02.1928 года в с. Абзелилово Тамьян-Катайского
кантона БАССР (ныне - с. Аскарово Абзелиловского р-на РБ). Жил и работал
в г. Уфе. Умер 10.07.2007 года в г. Уфе, похоронен в с. Абзаково Белорецкого
р-на РБ. Специальное образование: факультет живописи Вильнюсского государственного
художественного института (Литовская ССР; 1951-1955). Член СХ СССР (РФ)
с 1960 года. Член ТО «Артыш» с 1995 года. С 1957 года - участник республиканских,
декадных, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных
и зарубежных выставок. Местонахождение произведений в собраниях музеев и
картинных галерей: ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), БГХМ им. М.В. Нестерова
(Уфа), Екатеринбургский МИИ, ГМИИ РТ (Казань), Магнитогорская КГ (Челябинская
обл. РФ).
) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.
Использую материал агентства БАШИНФОРМ
Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы. В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — "Девушка-башкирка в интерьере", "Портрет башкира", "Портрет матери", "Портрет старика" и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки. Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин. К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.
Картины "Прощание" и "Ожидание" были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны. Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна "Праздник в Зауралье. Сабантуй", "Праздник в ауле", "Мелодии кубыза", "Белая юрта", "Моление о дожде" дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.
Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина "Три женщины". Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена. Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия. У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.
— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.
С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.
Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны. Один из альбомов своей живописи художник озаглавил "Я — сын земли своей". Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края. В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.
Автопортрет 1959
Девушка с мандолиной 1978
Проводы на фронт 1979
Белая лошадь 1986
Девушка - башкирка 1957
Портрет матери 1989
Старуха у окна 1974
Портрет отца 1991
На Сабантуй 1964
Ожидание 1941 (1970)
Прощание 1973
С покоса 1996
Митинг у мечети 1980
Три женщины 1969
Портрет башкирки 1958
Семья. Люди моего колхоза 1974
Судьба 1998
Сабантуй 1977
Башкирка из Бурангулово 1980
Белая юрта 1989