aracs.ru

Десять лучших военных музеев россии. Технические музеи россии

Выбрав в выходной день Поклонную гору в качестве места для прогулки, мы семьей решили для начала прогуляться по Парку Победы. Весенняя зелень щедро создавала тень в неожиданно жаркий день, широкие дорожки позволяют не только гулять, но и кататься на велосипеде/роликах/самокате, яркие пятна тюльпанов на клумбах радовали глаз. Мы решили зайти на Выставку Военной техники, располагаемой в Парке Победы. И сыну, и мужу это было интересно - мальчишки они такие, мальчишки!

Выставка занимает значительную часть Парка, имеет две кассы - в начале выставки и в конце. Около касс можно оценить план, узнать детали, купить билет. Взрослый стоит 250 рублей (возможно, только в выходной день), дошкольники проходят бесплатно - и на том спасибо. Остальные условия посещения различными социальными группами я не знаю, билет покупала не я. Некоторые детали можно прочитать на билете:

Территория выставки огорожена широким металлическим забором, через который можно посмотреть часть выставки, скорее, заинтересоваться ею, потому что экспонаты действительно заслуживают внимания. На самой выставке действую правила:

При входе в открытый музей посетителей встречают танки и пушки. У каждого экспоната имеется описание, из которого можно узнать "живой" ли это экспонат - принимал ли участие в Великой Отечественной, или это только макет, размеры, вес, участие в боях, сборка и реставрация. Как правило, большинство представленных экспонатов - "живые", что вселяет еще бОльшее уважение и восторг, поскольку не каждый день можно прикоснуться к истории так близко. Кстати, трогать экспонаты руками нельзя.

Военная техника представлена не только Великой страны-победителя, но и военного противника - немецкие танки. А них соответствующие опознавательные знаки.


После нескольких экспонатов начинается что-то интерактивное. Импровизированная граница, партизанские особенности ведения боев, окопы и варианты для отстрела врагов. Причем здесь можно ходить - в лабиринтах окопов бегают не только дети, но и радуются взрослые.

Выглядит все очень внушительно. Заблудиться, конечно, нельзя, но наиграться и получить дозу радости очень даже можно. Тем, кто не хочет преодолевать траншеи, можно обойти вокруг и посмотреть на все происходящее сверху. Чем-то эти окопы напомнили мне муравейник, по крайней мере, в современной интерпретации.

И я не устояла, заглянула внутрь, почувствовать себя партизаном: да уж, и стрелять, и прятаться тут довольно удобно.

Заглянем в жилищный блок партизан. Землянка не заметна не только с воздуха, но и прекрасно спрятана от глаз на уровне земли. При этом здесь даже можно жить, в чем лично можно убедиться, заглянув в окошки:

Идем дальше. Оглянемся назад, чтобы оценить масштабы выставки и представленные окопы и траншеи. Еле забрали сына отсюда - так детям понравилось бегать по лабиринту и играть в войнушку! Вдали мы видим дозорную вышку в миниатюре, настоящие пушки.

Больше всего захватывает дух от экспонатов, которые реально участвовали в войне. Например, вот останки немецкого бомбардировщика, найденного в Мурманской области:

Военный транспорт. В миниатюре они были очень популярны у детей нашего времени.

Отдельное внимание заслуживают паровозы. Это нечто грандиозное - огромное и серьезное. Я и представить себе не могла, что они такие большие!

В музее под открытым небом представлено огромное количество техники. Здесь и пушки разного формата и назначения, дальности полета, танки, другая артиллерийская техника. Очень познавательно и наглядно не только для детей, но и для взрослых. экспонаты расставлены в легко воспринимаемом внешнем виде, так, чтобы одно не накладывалось на другое, и не мелькало в глазах.

Далее в крытом павильоне представлена авитехника - самолеты, бомбардировщики, истребители, и другие военные воздушные судна. Какое счастье, что сейчас мирное время, и вся техника мирно спит. Еще раз Спасибо деду за победу!...

В следующем крытом павильоне представлены артиллерийские установки. Рано или поздно, как и предполагалось, здесь развернулся фотопрокат военной одежды и автоматов, для детей и взрослых, для памятного фото на фоне военной техники. Правда, платно или не очень, не знаю, не уточняла, но думаю, что не на добрых началах.

Завершает первую часть выставки военной техники большой самолет. Его описания у меня нет, но размеры впечатляют, все-таки, это не гражданская авиация.

После нахождения под жарким утомительным солнцем и парниковым эффектом навесов с техникой, переходим в импровизированную лесную полосу, где жили и вершили добро партизаны. Здесь можно найти их землянки - вровень с поверхностью земли, боевые посты, и даже где-то делался вполне настоящий обед. Детям было дозволено побегать по массивным бревнам построек.

Перевели дух в тени среди партизан, и далее отправляемся рассматривать военно-морской флот: подводные лодки, торпеды, мины. Экспонаты стоят в самой настоящей воде - от этого еще большее впечатление от масштабов и истинных размеров техники. Раньше такое только в кино видела, в реале все выглядит более "живо". Где это позволительно и допустимо, дети не упускают возможности залезть на установку и почувствовать себя настоящим воином. И даже взрослые - замечено - пытались тайком прицелиться из установки, или запрыгнуть на подножку.

Огромная артиллерийская установка на рельсах производит впечатление на всех (представителей мужского пола). Выглядит действительно очень внушительно! Рядом с ней лежали парочка якорей, весом каждый по 3 тонны. Всего-то, мелочь какая!))

Хочу еще отметить, что выставка расположена не просто на открытой площадке, а напоминает скорее парк (в современном восприятии), или даже больше природные условия, где проводились бои или жили наши бойцы. Природный ландшафт очень наглядно помогает почувствовать себя частью тех времен, сравнить размеры различных экспонатов, ведь они представлены по образцу и подобию, или же настоящие, бывшие в боях.

В завершении выставки посмотрим на японскую технику. Не трудно заметить, чем именно она отличается он советской: яркие камуфляжные расцветки и характерный для Японии красный круг.

Выставка довольно большая, и интересная. Большое количество военной разнообразной техники, реальные размеры, большинство из которых участвовали в настоящих в боях, боевые машины, артиллерийские орудия, локомотивы и морская техника - не могут оставить равнодушными.

Уверена, что выставка понравится не только детям, но и взрослым. Другой такой, в таком масштабе, я не видела.

В московском представлена большая экспозиция боевой техники времён Великой Отечественной Войны.

Легковые автомобили Германии — «Mercedes» и «Opel».

Плавающий автомобиль-амфибия «Ford GPA». Автомобиль союзников был предоставлен Советскому Союзу по программе ленд-лиз (программа ленд-лиз предполагала передачу Штатами военной техники и боеприпасов союзникам для борьбы с теми, кто мог представлять опасность для самих Соединённых Штатов). В автомобиле используются всего две передачи — одна для передвижения техники по суше, вторая — по воде. Вместимость амфибии шесть человек.

ДЗОТ. Не путать с ДОТ-ом. ДЗОТ — деревоземляная огневая точка. Это полевое оборонительное сооружение. Как правило, представлял собой деревянный сруб несколько прикопанный в землю. Сверху присыпался грунтом и маскировался под окружающую местность. На снимке — амбразура ДЗОТа, располагалась непосредственно в сторону противника и из неё и вёлся огонь.

А это как раз ДОТ — долговременная огневая точка. Чаще всего ДОТы строились как укрепления из железобетона, металлических балок и брони. Но иногда использовали просто прикопанную бронетехнику не способную к передвижению. Также, был и танкобашенный ДОТ — когда на железобетонную конструкцию водружали башню танка.

Польская 40-миллиметровая зенитная пушка Bofors L60.

Боевая машина БМ-13Н, она же «Катюша». На этой модели использовались шасси от американского Студебеккера. В каждой из машин присутствовал заряд для самоуничтожения, чтобы противник не смог захватить её и получить образец.

Бронетехника

Marder III Vis-mod Pz.38(t). Германское самоходное противотанковое орудие Мардер III. Непосредственно эта самоходка основана на шасси чешского лёгкого танка Pz.38(t). Экипаж машины 4 человека, боекомплект 38 снарядов.

Советский танк Т-34. Средний танк, который являлся основным танком советских войск в ВОВ. Серийно выпускался по 58-й год, а некоторые из стран до сих пор держат его на вооружении. Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Заслужил он это звание благодаря основным своим характеристикам — баллистика, эксплуатационные и ходовые качества. Это не смотря на то, что изначально установленная пушка ЗИС-4 прошла испытания неудачно. Экипаж танка составлял четыре человека, а боезапаса хватало на 77 выстрелов. На базе этого танка выпускались и штурмовые орудия и самоходные гаубицы.

Похоже на останки германского Panzerkampfwagen III (PzKpfw III). Средний танк был разработан компанией «Даймлер-Бенц». На вооружение поступил в 1937 году, став заменой танка Pz-1. Экипаж танка состоял из пяти человек. Запас хода танка составлял 165 километров по ровному покрытию и 95 по пересечённой местности.

Германское штурмовое орудие StuG III. Самоходная артиллерийская установка выполнялась на базе танка PzKpfw III и являлась самой массовой единицей бронетехники выпущенной с 1940 по 1945 годы.

Японский лёгкий танк Тип 95. Второе название танка «Ха-Го». Был разработан компанией «Мицубиси» в 1934 году и использовался для сопровождения кавалерии.

Железнодорожные войска

Разрушенный железнодорожный мост и останки германского стратегического истребителя Мессершмитта Bf.110. Чуть дальше советская 37-миллиметровая зенитная пушка 61-К.

Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник». Бронепаровоз бронепоезда был построен ещё в 1896 году рабочими мастерских Среднеазиатской железной дороги.

305-миллиметровая морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Проект установки был утверждён в 1936 году, а орудия на опытном образце установили с потонувшего несколькими годами ранее линкора «Императрица Мария».

Авиация

Полноразмерная копия советского истребителя И-16. Создан в конструкторском бюро Поликарпова. Это был первый в мире серийный самолёт с убирающимися шасси. Имел прозвище «Ишачок».

Советский двухместный истребитель Ди-6. Также как и И-16 был первым в своём классе самолётом с убирающимися шасси. Только И-16 был монопланом, а Ди-6 бипланом.

Бомбардировщик Су-2 от конструкторского бюро Сухого. Отлично спроектированный фонарь кабины обеспечивал отличный обзор. Эта черта позволяла использовать машину и в качестве ближнего разведчика.

Дальний бомбардировщик Ил-4. Машина оказалась очень сложной в эксплуатации, были и трещины, и отказы шасси, и не самые надёжные двигатели. Лётчики отзывались о самолёте как об очень своенравным, со сложным управлением. Тем не менее, экипажи достаточно успешно справлялись с задачами.

Минздрав последний раз предупреждает на фоне учебного самолёта Миг 15. Этот самолёт был разработан в конце 1940-х годов и использовался для подготовки пилотов.

Вооружение советского бронированного штурмовика Су-25. Установлены блоки НАР — неуправляемые авиационные ракеты. Впервые такое оружие было применено в 1939 году в конфликте на реке Халхин-Гол.

Вертолёт Ми-24. Советский транспортно-боевой вертолёт. Выпускаться начал в 1971 году. Очень активно использовался во время Афганской войны и во время боевых действий на территории Чечни. Имеет прозвище «Крокодил».

Вооружение Ми-24 мало отличается от вооружения штурмовиков.

Ка-26. Многоцелевой вертолёт, был разработан в конструкторском бюро Камова.

Партизаны

У партизан всё хорошо. Быт, чистота, уют.

Военно-морской флот

Торпедный катер «Речник Ангары» водоизмещением 23 тонны. Спущен на воду в 1944 году. В этом катере использовались авиационные двигатели «Паккард». Экипаж катера семь человек.

Боевая рубка подводной лодки Щ-307. Эта подводная лодка была в составе Балтийского флота. Литера «Щ» в индексе означает серию проекта — «Щука».

Морская мина. Впервые морские мины были использованы в Китае в 14-м веке для борьбы с японскими пиратами. Похоже, применение было успешно, раз они дотянули до наших дней.

Интерес россиян к событиям и героям Великой Отечественной войны никогда не ослабнет. С годами он даже становится больше. Для того чтобы лучше узнать, с помощью чего удалось победить немецких захватчиков, непременно стоит посетить Открытый музей военной техники в Москве. Местонахождение

Даже у тех туристов, которые плохо знают город, не будет проблем, как найти эту площадку. Поклонная гора, или парк Победы – одно из главных мест в столице, где обычно проходят торжественные мероприятия и где любят отдыхать москвичи. «Минская» – ближайшая к Открытому музею станция метро. От нее до входа на площадку с боевой техникой придется преодолеть около 500 метров. Другой путь – от метро «Парк Победы». В этом случае предстоит пройти через всю территорию Поклонной горы до Музея Великой Отечественной войны, позади которого расположился Военный музей под открытым небом в Москве.

Стоимость билетов

Для того чтобы зайти на площадку, каждому желающему потребуется 300 р. для приобретения входного билета. Льготная цена – 200 р. К этой группе посетителей относятся военнослужащие, пенсионеры, студенты университетов и институтов, инвалиды и старшеклассники. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение площадки, размещен на сайте Музея Великой Отечественной войны. Там же можно узнать подробности об условиях предоставления этой услуги. Открытый музей не работает по понедельникам.

Экспозиции

Ни один российский город, кроме Санкт-Петербурга, не может похвастать таким большим числом мемориальных комплексов, как Москва. Музей военной техники под открытым небом, привлекающий самых разных посетителей, занимает особое место среди подобных заведений. Для гостей учреждения открыто несколько экспозиций:

Артиллерии;
военно-воздушных сил;
бронетехники;
железнодорожных войск и сооружений;
военно-морского флота;
фортификационных сооружений;
автомобильной техники.

Прогуливаясь среди более чем 300 машин и установок, посетители погружаются в историю последней войны. Несколько экспонатов – это макеты, но большая часть – подлинная боевая техника. Среди посетителей встречаются представители разных поколений. Подростки и молодежь проявляют повышенный интерес к нескольким экспонатам:

Танкам и гаубицам;
зенитным и артиллерийским установкам;
мотоциклам и минометам;
пушкам и бронеавтомобилям;
самолетам-истребителям и торпедным катерам;
вертолетам и паровозам;
траншеям и подводным лодкам.

Большинство посетителей Открытого музея предпочитают присоединяться к познавательным экскурсиям, во время которых опытные экскурсоводы не только рассказывают о военной технике, но и отвечают на вопросы любознательных гостей заведения.

Центральный музей Вооруженных Сил, основанный в 1919 году, – крупнейший музей военной техники в Москве и даже в мире. Экспозиция размещена как на открытой площадке, так и в многочисленных залах. Более 800 000 экспонатов, богатейшие фондовые коллекции, полторы сотни единиц военной техники, регулярные тематические выставки доступны гостям и посетителям.

Открытая площадка вызовет интерес у любого, независимо от возраста. Образцы боевой техники от «катюши» до истребителей третьего поколения, танки и самоходки, баллистические ракеты, артиллерия – всего 157 единиц.

Экспонаты расположены за невысокими барьерами, малышне по ним полазить не получится, но рассмотреть можно всё и в подробностях.

Экспозиция в 24 залах посвящена истории российской армии от гражданской войны до нынешнего времени. Здесь военная техника представлена уже в виде макетов, сделаны они прекрасно и логично вписаны в тематику залов. Много фотографий, награды и личные вещи полководцев и обычных бойцов, образцы военной формы, оружия и снаряжения. Интересны трофеи Великой Отечественной, среди них есть даже фрагменты облицовки рейхстага с автографами советских солдат.

Музеем постоянно организуются выездные выставки как на площадках Москвы, так и в других городах России и за рубежом.

Музей ВС РФ расположен по адресу: Москва, ул. Советской Армии, 2 . Проехать можно от метро «Новослободская» троллейбусом № 69, остановка называется «Центральный музей Вооружённых Сил». Любителям прогуляться пешком (примерно 15 минут) нужно будет от метро пройти по Селезнёвской улице, выбрав её левую сторону, до Суворовской площади и улицы Советской Армии. Музей будет по правой стороне, здание весьма солидное, с прямоугольными строгими колоннами и серой облицовкой фасада. Справа от входа – танк, знаменитый Т-34, так что не заметить музей не удастся.

Второй вариант: от метро «Цветной Бульвар» ходит троллейбус № 13 – до той же остановки. Пешая прогулка тоже займёт минут 15, по левой стороне Цветного бульвара до Суворовской площади и дальше к музею.

История музея

Почти за сто лет существования музей ВС, как истинный военный, часто переезжал с места на место со всем добром, не теряя ни единого экспоната. Открытие состоялось в конце 1919 года, во вторую годовщину Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), после разгрома войск генерала Деникина.

Первая постоянная выставка называлась «Жизнь Красных Армии и Флота», располагалась она в здании нынешнего ГУМа, а образцы военной техники тех лет выставляли прямо на Красной площади.

Летом 1921-го выставку по приказу главнокомандующего С. Каменева официально назвали музеем и через год переселили на Пречистенку, в залы старинного особняка.

Год после пятилетия РККА снова ознаменовался переездом: небольших экспонатов было уже более 10 000 плюс крупные единицы, а начальство хотело устраивать грандиозные выставки. «Поезд председателя РВСР Л. Троцкого» – таково было название одной из экспозиций, и можно лишь догадываться, какая площадь могла под неё понадобиться. Военная академия предоставила одно из своих зданий на Воздвиженке, музей перебрался на новое место.

Февраль 1927-го – снова переезд, в левое крыло здания ЦДКА (Центрального дома Красной Армии) на нынешней Суворовской площади. Наконец-то была открыта постоянная выставка из нескольких разделов, подобранных по тематике и хронологии. Накануне круглой даты Победы 8 мая 1965 года музей получил в полное распоряжение новое здание с обширной прилегающей территорией по нынешнему своему адресу.

Просторное здание позволило музею завести оборудованные хранилища, создать новые фонды. Открытый фонд стрелкового оружия, кино- и фотоматериалы, живопись, архивные записи – перечень можно продолжить. Важно, что даже в закрытые запасники есть доступ для посетителей, нужно лишь записаться заранее, а для входа понадобится удостоверение личности.

Коллекции собирались годами, сотрудники выезжали в места боевых действий как в годы Великой Отечественной, так и во время афганской войны. Неслучайно планы выставок рассылались именитым специалистам для экспертизы –экспозиция событий в Афганистане постоянно привлекает внимание, посетители говорят, что она затрагивают душу.

Девяностые годы – начался новый этап, музей получил название ВС РФ. Перемены коснулись не только имени, обновилась сама тематика. Миротворческие миссии в горячих точках, современные тенденции развития армии и экскурс в прошлое, дореволюционные материалы об армии Российской империи.

Знаменитые выставки «Россия в двух войнах» (1993) и «Возвращённые реликвии русской армии и флота» (1996) вернули музею посетителей, и теперь количество гостей исчисляется более чем полутора миллионами человек в год.

Как попасть, билеты, стоимость, режим работы

Музей ВС РФ имеет несколько филиалов, расположенных как в самой Москве, так и в ближайших подмосковных городах.

Музей-кабинет Г. К. Жукова в старом здании Генштаба ВС занимает три зала и открыт с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.

Стоимость экскурсий:

  • для взрослых 700 руб.,
  • для школьников – 500 руб.,
  • для пенсионеров –200 руб.,
  • для иностранцев – 350 руб.

Формируются группы по 15–20 человек, для иностранных граждан – от 5 человек.

Центральный музей ВВС РФ в Монино на Музейной ул., 1 – с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, среда и воскресенье – выходные. Доехать можно электричкой от Ярославского вокзала до станции Монино, либо от метро «Перово» маршруткой № 587, либо автобусом № 322 от метро «Партизанская».

Билеты для осмотра экспозиции:

  • для взрослых обойдутся в 150 руб.,
  • льготным категориям граждан по удостоверяющим документам – 60 руб.
  • Многоплановые экскурсии на 30 человек стоят от 1500 руб. до 2000 руб. для иностранцев.
  • По одной теме – от 700 и 800 (школьникам) до 1000 руб. (взрослым).

Музей войск ПВО: Балашиха, ул. Ленина, 6, работает с 10.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00, выходные –понедельник и вторник. Транспорт из Москвы – электричка с Курского вокзала, Горьковское направление, до платформы «Заря». Экскурсии только по заявкам, группы 5–25 человек .

Стоимость:

  • для взрослых 100 руб.,
  • дети и пенсионеры, студенты – 70 руб.,
  • фотосъёмка обойдётся в 300 рублей.

Музей РВСН, п. Власиха, 20 км от Москвы, район закрытый. Работает с 9.00 до 18.00, обед 13.00–14.00, экскурсии только по предварительной записи .

Бункер Сталина, Советская ул. 80, стр.1. Проезд от метро «Партизанская» до физкультурно-оздоровительного комплекса «Измайлово». Только групповые экскурсии, строго по записи .

Стоимость:

    для взрослых 600 руб.,
  • для школьников и пенсионеров 200 руб.
  • Минимальные группы от 10 до 24 человек (для льготников).
  • Расценки для иностранцев от 1 до 10 и более человек – от 4 900 до 1200 руб. соответственно.

Один из самых известных технических музеев Подмосковья находится в Кубинке. Музей будет интересен, в первую очередь, любителям танков и тяжелой бронетехники. «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» — самый крупный танковый музей в мире по уникальности представленных экспонатов. Посетители музея могут увидеть более 300 экспонатов из них около 60 — это экспериментальные разработки, созданные в единственном экземпляре.

Музей в Кубинке был создан еще в 1938 году. Однако в связи с секретностью доступ в него был ограничен. Одной из причин было наличие среди экспонатов иностранных образцов военной техники, что намекало на участие СССР в различных военных конфликтах. Только в 1992 году музей стал открытым для всех.

Полезная информация

  • Когда ехать? Большая часть техники стоит в павильонах, и ехать можно в любую погоду. Иногда в музее устраивают демонстрацию техники в ходу. Обычно это происходит 23 февраля, 9 мая и в День танкиста (второе воскресенье сентября). Информацию о танковых шоу ищите на сайте музея — mbtvt.ru
  • Как добраться? 50 километров от МКАД по Минскому шоссе. Координаты музея — Карта проезда . Будьте внимательны, некоторые навигаторы попытаются провести вас через садовые участки, но проезд через них закрыт. Нужно развернуться на развязке в Кубинке и немного проехать в сторону Москвы. В выходные дни, особенно во время демонстрации проездов техники, неминуемы сложности с парковкой, приготовьтесь к тому, что придется бросить машину вдалеке от музея и пройти пешком.
  • Координаты парковки 55.5669716 — 36.7157936 (55°34?01.1?N — 36°42?56.9?E)
  • Сколько потратить времени? Целый день.
  • Сколько стоит? Взрослый билет — 400 рублей, детский — 300 рублей, дошкольники — бесплатно. Фотосъемка — 150 рублей.
  • Часы работы? По выходным музей работает с 10 утра до 7 вечера (касса до 6). Понедельник — выходной.
  • Где поесть? На территории танкового музея работает полевая кухня и кафе «Самоволка».
  • Чем занять ребенка? Если вашему ребенку не интересны танки, имейте ввиду, что других развлечений здесь нет.
  • Что привезти? На территории музея работают антикварные лавки военной тематики и сувенирные магазины.

Виртуальная экскурсия

Мы не будем рассказывать и показывать в нашей экскурсии о самых известных танках и бронетранспортерах. О них и так уже много сказано, и поэтому лучше поехать и посмотреть на них вживую. Здесь мы расскажем о некоторых не столь известных образцах вооружения.

Демонстрация техники

Но для начала несколько фотографий с демонстрационного проезда, состоявшегося в бронетанковом музее 23 февраля 2014 года.

Первым по музейному полю проехал легендарный Т-34.

Затем — плавающий танк ПТ-76. (Здесь наша редакция может ошибаться, поскольку мы не специалисты. Будем рады, если более опытные читатели нас поправят.)

И завершился проезд демонстрацией БТР-80. Отсутствие стрельб и показ всего трех машин было вызвал разочарование у публики, но новость о том, что прямо в эту минуты наши лыжники заняли на Олимпиаде весь пьедестал почета в гонке на 50 километров, привела ко всеобщему ликованию.

Танкисты.

Экспонаты под открытым небом

Прежде чем заходить в павильоны, пройдемся по территории. У входа в музей размещены танки стран-победительниц во Второй мировой войне.

Английский MARK III «Valentine 4». «Валентайны» поставлялись в Красную Армию по ленд-лизу и впервые вступили в бой именно здесь, на Можайском фронте. Впоследствии «Валя-Таня», как их называли танкисты, воевал практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Американский «Стюарт» (M5A1). Производимый фирмой Cadillac данный танк также поставлялся в СССР по ленд-лизу. Именно «Стюарт» был первым советским танком, вступившим в бой при сражении на Курской дуге.

Ну и конечно же наша бронетехника. СУ-152. Данная самоходная установка хорошо зарекомендовала себя в борьбе с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». По данной причине танкисты назвали этого «истребителя кошачьих» «Зверобоем».

И опять легенда. Т-34-85 в зимней раскраске. Данная модификация поступила на вооружение в 1944 году и приняла участие во взятии Берлина.

Неподалеку от танков-победителей стоит стелла. Это братская могила, где покоятся останки 4 танкистов, погибших в августе 1943 года во время Смоленской операции.

У входа в павильон советской и российской бронетехники находится броневичок, что логично. Говорят, что это именно с броневика этой модели выступал Ленин в 1917, сразу после прибытия на Финляндский вокзал.

Пройдя немного вглубь территории, сложно пройти мимо бронепоезда, а точнее — мотоброневагона.

Бронированные машины

Заглянем в интерьер одного из первых отечественных броневиков, выпускавшихся на «Руссо-Балте». Все довольно аскетично. Обзор у водителя не очень хорош. «Руссо-Балт тип С» был первым российским серийным бронеавтомобилем. Выпущенный в 1914 году он использовался в Первой Мировой и Гражданской войнах.

Посмотрим на дальнейшую эволюцию броневиков. Бронеавтомобиль БА-21. Экспериментальная модель 1938 года в единственном экземпляре. Создана на базе грузовика ГАЗ-21. Колесная формула 6×4.

БТР-40Б. Базовая модель создана в 1947 году. Модель «Б» отличается от нее наличием бронированной крыши. Интересно, что БТР-40 стоит на вооружении некоторых стран до сих пор. Так, в израильской армии до сих пор используются шесть таких бронеавтомобилей.

А это модификация БТР-40, приспособленная для движения по рельсам. Создана в 1969 году. Специальные откидные катки спереди и сзади устанавливались в положение «а теперь мы бронепоезд» за 3-5 минут. При этом машина приводилась в движение основными колесами.

Параллельно с легким БТР-40 в СССР выпускался тяжелый БТР-152. Находился на вооружении Российской армии до 1993 года. Интересно, что во время беспорядков в Будапеште в 2006 году протестующим удалось запустить музейный БТР-152 и использовать его в столкновениях с полицией. В машине использовалась система автоматической подкачки шин, прибор ночного видения. Конструкторы даже подумали о комфорте военных — в «салоне» есть печка!

А это боевая техничка. На сухом языке военных — бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К. Служит для эвакуации повреждённых машин с поля боя, вытягивания застрявшей техники, оказания помощи в ремонте и обслуживании. Умеет плавать. На борту несет лебедку, сварочный аппарат, подъемный кран и упор для закрепления машины на местности.

Другая техничка — БРЭМ-2. Выпускалась с 1986 года на базе требующих капремонта БМП-1. Такие автомобили очень бы пригодились и сейчас для любителей поездить по непролазному российскому бездорожью.

Ну и наконец БМП-3. Одна из самых современных боевых машин пехоты, стоящая на вооружении Российской армии. Машина способна вести боевые действия в условиях ядерной войны, стрелять на плаву при волнении в 3 балла, способна автоматически распознавать и атаковать цели противника. На сегодняшний день в мире нет аналогичных машин, равных БМП-3 по огневой мощи. Примечательно, что одна машина стоит на вооружении армии США (была продана Украиной).

Первый советский танк Т-18, как и самый популярный советский автомобиль, был копией «Фиата». Выпускался с 1928 по 1931 годы. Применялся в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году и в первые дни Великой Отечественной.

Огнеметный танк ОТ-130. Выпускался с 1938 года. Всерьез разработкой огнеметных танков занимались только в СССР. Да и то, к началу XX века производство огнеметных танков сошло на нет.

Боевая машина десанта (БМД). Выпускалась с 1968 года. Имеет пневмоподвеску с изменяемым клиренсом, сейчас такой опцией могут похвастаться дорогие внедорожники. При помощи водометных движителей способна перемещаться по воде. В 1980 году впервые в мире БМД была десантирована вместе с экипажем. Обратите внимание, что несмотря на пушки, ракеты и водометы, наличие лопаты на борту никто не отменял.

А это — единственный в мире серийный ракетный танк ИТ-1. Был разработан в 1965 году, аббревиатура ИТ обозначает «Истребитель танков» и стрелял ракетами «Дракон». Несмотря на хорошие показатели стрельбы и надежности, танк не прижился и в 1970 году был снят с вооружения.

Образцы снарядов для пушек различных калибров.

Самоходные установки

Посмотрев на необычные танки, переходим в ангар с самоходными установками. Тут тоже есть на что посмотреть.

Вот это, например, самоходный прожектор диаметром полтора метра. Предназначался для подсветки зоны боевых действий танковых войск.

Тяжелая самоходная установка СУ-14-2 с пушкой калибра 152 мм. Для испытательных целей в 1940 году были изготовлены две машины, после чего работы были прекращены. Но машины пригодились, причем именно здесь, в Кубинке. В 1941 году они принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций по наступающим войскам немцев.

Современная самоходная установка со 152-мм пушкой выглядит так и носит мирное название «Акация». Серийно выпускалась с 1980-х годов, применялась в Афганистане и Чечне.

Танки зарубежных стран

Начнем осмотр экспозиции с первого в мире легкого танка. Renault FT17 был построен в 1917 году и стал одним из самых удачных танков Первой мировой. В его создании принимал участие сам Луи Рено. В конструкции танка впервые использовалась вращающаяся башня. На базе захваченного в бою с белогвардейцами и силами Антанты танка в СССР в 1920 году выпущена точная копия танка — «Рено Русский».

Как видим, известные автомобильные бренды не стояли в стороне от изготовления бронированных машин. Следующая модель — это Fiat Ansaldo (L6-40). Итальянец серийно выпускался с 1939 по 1943 год. Участвовал в боевых действиях на Балканах, в Африке и против СССР.

А это — TKS, польская разведывательная танкетка. Иначе — безбашенный танк. В этого малыша помещался экипаж из двух человек. В первые дни Второй мировой эти танкетки приняли на себя удар немецкой бронетехники, и, несмотря на свой размер, действовали довольно эффективно. Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием подбил 13 немецких танков. А немецкий офицер, захваченный в плен, сказал так:

…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану

Такие, казалось бы, миролюбивые страны как Швеция тоже выпускали танки. Например, средний танк Strv 74. Выпускался в конце шестидесятых. В боевых действиях танк не участвовал. Как он попал в музей — тоже непонятно.

Даже небольшие союзники Германии производили бронетехнику. На фото ниже — Зриньи-II, венгерская самоходная установка. Выпускалась с 1943 по 1944. Считается самой удачной венгерской боевой машиной периода Второй мировой.

Еще один интересный экспонат — это японский бронетранспортер-дрезина «Со-ки» тип 95. Выпускался с 1936 года. Судя по размеру колеи (1524 мм), машина предназначалась для передвижения по железным дорогам Советского Союза.

Немецкие танки времен Второй мировой

В немецком павильоне более всего поражает разнообразие и техническое совершенство машин. Видя насколько серьезным был противник, понимаешь насколько героическим был подвиг наших солдат.

Во Вторую мировую немцы делали попытки сконструировать противоминный трал для создания проходов в минных полях. В его разработке принимали участие фирмы Крупп, Даймлер-Бенц и Майбах. В музее в Кубинке находится единственный в мире сохранившийся экземпляр трала.

Этот гибрид трактора и мотоцикла предназначался для перевозки орудий в десантных и горных войсках. HK-101 был разработан в 1940 году. Конструкция машины оказалась очень удачной. Ее применяли и в качестве прокладчика кабеля, и для буксировки самолетов. Транспортер обладал очень высокой проходимостью и был незаменим в СССР в холодное время года и в осеннюю распутицу. После войны HK-101 выпускался для сельскохозяйственных нужд и в качестве почтовой машины в горах.

На фото ниже представлен Tiger II (или Королевский Тигр) — самый мощный серийный танк времен Второй мировой. Обладая мощной броней и пушкой, танк получился очень тяжелым, и ходовые качества Королевского Тигра оставляли желать лучшего. В первом же бою на восточном фронте в августе 1944 было уничтожено 13 танков.

Советская разведка донесла об их приближении, и наши танкисты и артиллеристы устроили засаду. Тигры засели в грунт примерно на 20 сантиметров и не могли дальше двигаться, когда на них выскочила группа наших Т-34-85. Тяжелые башни немецких танков не успевали вращаться за юркими «тридцать четверками».

В результате экипажи немецких машин были вынуждены бежать с поля боя, не успев подорвать технику. Один из брошенных танков и стоит сейчас в танковом музее в Кубинке.

Самоходная осадная мортира Gerat 040 «Karl». Средство для разрушения наиболее мощных оборонительных сооружений. Такие установки применялись при штурме Брестской крепости, под Львовом, Севастополем и при подавлении Варшавского восстания.

Это не гигантская консервная банка с тушенкой из мяса голштинских коров, а машина наблюдателя. Была захвачена в качестве трофея. Разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта и корректировки огня артиллерии.В корпусе спрятан мотоциклетный двигатель. Два передних колеса ведущих и одно рулевое. Опытный образец, в боях участия не принимал.

Легкий носитель заряда «Goliath». Относится к классу малогабаритных танкеток. Интересно, что это электромобиль образца 1942 года. Управлялась машина с пульта управления по проводам. Впервые немцы применили ее на Курской дуге. Эффективность оказалась ниже ожидаемой, емкости батарей не хватало.

Танки англоязычных стран

Отдельный ангар в музее посвящен танкам Великобритании, США и Канады.

Дедушка современных танков, английский средний танк Mk V. Был создан в 1918 году. Состоял на вооружении Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков использовались в Гражданской войне в России армией генерала Врангеля.

А это уже знакомый нам по уличной экспозиции «Валентайн 2». Только здесь он выступает в роли мостоукладчика. Машина имела складной мост. В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 25 мостоукладчиков.

Еще один британец — бронированный разведывательный автомобиль Ferret Mk 2 (Хорек). Разработан незадолго после окончания Второй мировой. Автомобиль получился очень удачным и до сих пор стоит на вооружении некоторых развивающихся стран. Модель популярна у частных коллекционеров в связи с небольшими размерами и демократичной ценой машины. В США ее можно купить за 20-30 тысяч долларов.

У канадцев тоже есть оригинальные разработки, которые не стыдно показать миру. Например, бронированный гусеничный снегоход B-3. Создан компанией Бомбардье в 1938 году. Обладал высокой проходимостью в условиях снежной целины и болот.

Глядя на технику канадцев, создается впечатление, что зимы у них больше, чем у нас. Вот, например, еще одна разработка Bombardier: снегоход B-2. Предназначался для перевозки личного состава и буксировки пушек. Поставлялся в армии Канады и Великобритании.

Питание и сувениры

Территория музея огромная, на ее осмотр может уйти весь день. Поэтому неудивительно, что вам захочется перекусить. Сделать это можно на полевой кухне рядом со входом.

Любители комфорта приглашаются в кафе «Самоволка» в самом конце музея, в здании администрации. По выходным кафе работает с 10 утра до 7 вечера без перерыва.

Загрузка...