aracs.ru

Матрешка- история игрушки. Стиль русской матрешки Сергиева Посада. Официальная история возникновения

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Вот уж действительно, самая родная игрушка, наша, русская. Не зря любой иностранец, побывав в России, возвращается к себе домой с сувениром – матрешкой . К ней могут покупаться деревянные ложки, самовары, глиняные игрушки, но все же матрешка – главный символ России.

Тем удивительнее будет узнать, что матрешка в виде деревянной фигурки , внутри которой прячутся такие же, но мал-мала-меньше, родом из Японии . Эту игрушку, а именно фигурку японского мудреца Фукурумы , привезли в нашу русскую мастерскую детских игрушек.

Уже не важно, с какой целью это было сделано – просто показать диковину заморскую или целенаправленно перенять опыт чужеземных мастеров, но результатом появления японской игрушки в российской мастерской и экспериментов наших мастеров и художников стала матрешка. Это была деревянная игрушка - фигурка девушки в непритязательном повседневном городском наряде, который традиционно повторяется и во многих современных игрушках: вспомните фартук, косынку, правда у первой матрешки еще была курица под мышкой.

Не спешите удивляться, вы наверняка представили себе фирменный пакет птицефабрики с утрамбованным в него цыпленком-бройлером.., а у первой матрешки был подмышкой живой петушок. Непонятно, откуда у матрешки такое имя. Во-первых, оно женское, хотя самая первая матрешка состояла и из мальчиков , и из девочек - они чередовались, и всего их было восемь.

Видимо, сыграло роль то, что самая большая наружная фигурка все же была женского пола, а будь оно наоборот, матрешка могла бы стать, например, ивашкой. Само название «матрешка », по большинству мнений, является производным от Матрены или Маши , в общем, самых, что ни на есть русских имен. Остановимся на такой теории и посмотрим, чем же матрешка хороша. Кроме того, что она – всемирно признанный символ России, все же в первую очередь, это традиционная русская детская игрушка .

Думаю, не ошибусь, сказав, что она была у любого ребенка, выросшего в России. Ее уникальность – в универсальности. Ребенок может играть самостоятельно, без участия взрослых. Если у родителей есть время, матрешка может стать пособием для занятий. Развитие мелкой моторики, логики, усвоение абстрактных понятий «больше-меньше », «выше-ниже », «толще-тоньше », в общем, всему чему угодно можно научиться, было бы желание – а матрешка поможет.

Итак, играем матрешкой. Какой бы замечательной игрушка не была, если ее просто сунуть ребенку, чуда не произойдет и малыш не будет приходить в восторг от одного ее вида, если не сделать даже попытки заинтересовать. Классика – это просто вручить ребенку фигурку, разобрав и собрав у него на глазах. Это вариант для занятых родителей – отвлечь ребенка на полчасика, чтобы быстренько переделать кучу дел. Останавливаться на этом не будем, тем более что особо обсуждать в данном случае и нечего.

Гораздо более интересный вариант – посвятить знакомству с матрешкой хотя бы двадцать совместных (мама+малыш ) минут. Чего проще – изобразите на лице удивление и безмерную радость, когда обнаружите внутри первой матрешки вторую, и ребенок не замедлит отреагировать также. Такая реакция легко закрепиться, и в дальнейшем эта игрушка будет всегда вызывать у малыша радость и ожидание маленького чуда. Обратимся к развивающим обучающим играм . Классическая матрешка, самая распространенная, выполняется в виде девушки в русском наряде.

Бывают матрешки одинаково наряженные, начиная от самой большой и заканчивая самой маленькой. Так же возможны, напротив, разные неповторяющиеся наряды. Используя эту особенность, можно, выстроив все фигурки в ряд, сравнить их «одежду », попросив ребенка отметить различия. Такой ряд из матрешек идеален для усвоения понятий «больше-меньше ». По желанию можно добавить здесь же «старше-младше », тем более, что фигурки раскрашиваются часто именно по такому принципу: самая большая – бабушка, поменьше – тетушка помоложе, еще меньше – девушка, дальше – девочка и последний – младенец.

Очень хороши матрешки на тему известных сказок – «Репки », «Колобка », «Заюшкиной избушки », «Теремка », «Курочки рябы » или «Маши и медведя ». Понятно, что в этих случая фигурки изображают героев сказки, причем не обязательно живых, например, в наборе «Заюшкина избушка » самая большая фигурка – непосредственно лубяная избушка . Что можно придумать с такими «матрешками »? Кроме игры в сказку, можно попробовать смешать несколько сказок. Не все дети это сразу понимают и приветствуют, но многие от такой игры приходят в восторг. Если вариант, когда дочка упрямо ждет дословного рассказа любимой «Царевны-лягушки » каждый вечер перед сном и при малейшем отклонении от знакомого текста требует исправить неточность, про вашего ребенка, то эта игра будет весьма кстати. Предложите придумать, что интересного герои разных сказок могли бы сделать вместе, а потом с помощью матрешек проиграйте придуманный сюжет. Возможно, этим же вечером вместо заезженной сказки ребенок попросит рассказать совместно придуманную днем историю, да еще и поможет в этом.

Если дома есть не одна матрешка, а хотя бы две или три, каждая, разумеется, со своим набором вкладывающихся фигурок, то можно поиграть в «путаницу ». Для начала можно вытащить все фигурки, собрать их, перемешать и предложить ребенку распределить по «семьям ». Потом усложните задачу – перемешайте разобранные на половинки фигурки разных матрешек. Можно, складывая отдельные фигурки, намеренно перепутать половинки (например, верх от зеленой матрешки, а низ от красной) и попросить малыша исправить ошибки.

Сложное, но хорошо развивающее мелкую моторику задание – собрать всех матрешек так, чтобы рисунок одежды у двух половинок совпадал. Если подобрать для этого задания качественно выточенную игрушку, то все получится.

Матрешка действительно игрушка просто универсальная. Она скрывает в себе почти безграничные возможности для игр. Научить ребенка видеть их – непростая задача, но и с ней можно справиться, стоит только начать играть.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она — не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов — памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она — и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные «болванки» — «белье» — в арт-салоне или у самого мастера-токаря. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус — матрёшек, изображающих политиков, матрешка с портретами известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы… Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга — крошечных стеклянных расписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку; брелоки, кулоны и подвески с фигурками «неделимых» матрёшек мы во множестве видим на лотках в Сергиевом Посаде — столице русской игрушки…

Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье — появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо — и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец.

Но откуда взялось это имя — матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри… В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога — и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки «рассказывали» целые истории. В 1900 году русские матрёшки «дошли» до Парижа — они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду «научились» ходить: ноги такой матрёшки, «обутые» в лапти, подвижны, — и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название «матрёшки-ходилки». Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной — с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек — тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи — лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь — теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом — сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать — перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек — и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и «накладок».

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки — и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже — незначительно — с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка — это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками — основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки — сделанные в городе Семёнове Нижегородской области — легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместительностью» — традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове — это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая «северная» в России — вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России — и в мире! — музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор — Лариса Соловьёва — посвятила изучению матрёшек не один год. Она — автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области — он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи — те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее — метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая — размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров «Ambiente-2005» в Германию, в город Франкфурт-на-Майне. В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.


Когда иностранцев спрашивают о первых ассоциациях с Россией, то они обычно вспоминают о шапках-ушанках, медведях с балалайками, разгуливающих по городским улицам, и матрешках . Если первое со временем изжило себя, то матрешки продолжают находиться в тренде и по сей день. Позитивный и оригинальный сувенир является настоящим отображением русского духа и охотно раскупается не только туристами, но и любителями ярких фигурок.




Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет. Да и прообразом матрешки называют фигурки буддийского мудреца Фукурумы, привезенные в конце 19 века семьей Мамонтовых в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание».



Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин , а их росписью занимался художник Сергей Малютин . Фигурок было всего восемь. У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец.
Историки приходят к мнению, что название «матрешка» происходит от популярного в те времена русского имени Матрена, которое ассоциировалось с многодетной дородной женщиной.



Когда спрос на подобные игрушки стал увеличиваться, появились и разные стили росписи кукол (Семеновская, Ивановская, Сергиевская). Матрешка стала настоящим трендом. В современной России матрешек расписывают не только, как традиционных розовощеких девушек в платках. Популярны модели политиков или спортсменов.
Есть среди матрешек и свои рекордсмены. Самая большая состоит из 72 фигурок, а самая маленькая матрешка из слоновой кости имеет размер 1,1 миллиметр.

Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.
В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 - начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью.
Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.

Загрузка...