aracs.ru

Как прошло испытание любовью у базарова. Испытание любовью базарова


“Тольколюбовью держится и движется жизнь”.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?
Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.
В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.
В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.
Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Базаров и Одинцова: испытание любовью. Тема любви в романе.

Цели: рассмотреть образы Базарова и Одинцовой; совершенствование навыков анализа прозаического произведения; воспитание у студентов активной жизненной позиции.

Оборудование: портреты Базарова и Одинцовой, запись романса Тургенева «Утро туманное» (в исполнении Н. Обуховой)

Ход урока.

Тайны человеческой жизни велики, а любовь -

самая недоступная из этих тайн.

И. С. Тургенев

« Спящее, холодное сердце»

А. Одинцова

«Страстное, грешное, бунтующее сердце»

Е. Базаров

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.

Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу там же, гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни интеллигентских настроений. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Е. Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем.

Переход к проблеме.

- Мы уже говорили о взглядах Базарова на искусство, природу, а как смотрит он на любовь (до встречи с А. С. Одинцовой)?

- Вульгарно-материалистически: («любовь – белиберда», «романтическая бредь», «можешь – добейся толку, нет – отвернись»)

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

    Работа с текстом.

- Что думает о любви, о женщине Базаров в начале романа? Найдите необходимые цитаты.

- «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Почему Базаров и Аркадий едут в город?

И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну. Какое впечатление произвела на Базарова Одинцова при первом знакомстве?

- « Это что за фигура?»

Что привлекало Базарова в ней?

- Сочетание «герцогини», дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Она далека от народной среды, но и на ее долю выпало много невзгод.

Только ли внешне привлекла Базарова Одинцова?

- Интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (примеры: глава 16 спор об антропологической теории). Одинцова заводит Базарова в споре в тупик. Но Базаров и не спорит, он полюбил.

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

« Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. Вот те раз!- бабы испугался!»- подумал он, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

До встречи с Одинцовой Базаров считал: « Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя- ну, не надо, отвернись- земля не клином сошлась»

Так ли это? Почему Базаров не смог « отвернуться» от Одинцовой?

Проследите за поведением Базарова после встречи с Одинцовой.

- Как ведет себя герой, впервые полюбив?

В нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, прогулка Базарова ночью по росе).

Чтение фрагмента.

Переход к героине.

Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой. Расскажите историю её

-- Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?

С приездом в поместье Анны Сергеевны начинается смятенность Базарова. «Какой я смирненький стал», - отмечает Базаров.

- А что же Анна Сергеевна? Прав ли критик Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, она не дала ему развиться?

Ответом на этот вопрос является глава 17. Это кульминация в отношениях героев. Героиня жаждет любви, но спокойной, контролируемой, а не страстной, которая «бог весть до чего доведет». Спокойствие ей дороже. Базаров же в чувстве груб, нетерпелив, он вспугнул ее чувство. Он не умеет тонко чувствовать.

Базаров и Одинцова в сцене объяснения. Сравните поведение, чувства героев.

Базаров : «Страсть в нём билась сильная и тяжёлая».

Одинцова : «Заставила себя дойти до известной черты».

Продолжите ряд сопоставлений

«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились»

Автор прослеживает внутреннее состояние Базарова («он легко раздражался, говорил нехотя») и в то же время отмечает глубинные психологические различия между главным героем и Одинцовой. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродняя злобе».

Одинцова же, привыкшая руководствоваться в жизни больше рассудком, чем чувством, под влиянием уходящей жизни и желания новизны «заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила.

Базаров после своего признания всю ночь «не спал и не курил» и почти ничего не ел. Автор отмечает: «Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки».

Элементы дискуссии: «Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений?»

Точки зрения.

    Базаров раздваивается между философской системой демократа и романтической «белибердой»: он и любит Одинцову, и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика.

    Любовь Базарова страстное, но тяжелое чувство. Герой нетерпелив, порой глух к настроению, даже бестактен, и огонек любви (в душе Анны Сергеевны) погас.

    Одинцова хочет полюбить, но не может, боясь потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать.

Вывод, итог спора . Базаров, полюбив, бежит от любви, потому что считал ее предрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви (и потери независимости).

Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати? Какова их функция в замысле автора?

Аркадий свою страсть к Анне Сергеевне сначала заменил на спокойную дружбу с Катей, которая постепенно переросла в любовь.

Оба (Катя и Аркадий) одинаково ровные/ романтичные натуры. Базаров и Анна Сергеевна на фоне Кати и Аркадия почувствовали себя стариками, рационализм и гордость состарили их до времени.

Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску?

Финал.

- Зачем же перед смертью Базарову обязательно нужно видеть Анну Сергеевну?

Перед смертью человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдает себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с Анной Сергеевной чисто пушкинское: «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго …». (У Пушкина «Я вас любил так искренне, так нежно, как, дай вам Бог, любимой быть …)

- Нужно ли было Базарову умирать?

    Демократ Базаров вторгался в жизнь самоуверенно, его материалистический скальпель отсекал все жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.

    Пред лицом смерти отступили и медицина, и физиология, оставив Базарова наедине с собой. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист свое спасение видит в родительской любви-молитве.

Звучит романс «Утро туманное».

    Итоги

    Домашнее задание:

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С. Тургенев)

Цели урока:

  • Обучающая - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
  • Воспитывающая - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
  • Развивающая - развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма.

Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем сеть привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? - Репетилова). Базаров и ведетсебя с ними презрительноименно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность.

– В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)

– Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)

– Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)

– Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую образует дверной проём)

– А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой-ой-ой», «У ней такие плечи, каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)

– Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)

– Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что-то особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия.

– А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»).

– Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове «она видела … что-то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем же закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна ).

– Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века, Ян Грот, написал:

Полуоткрытое окно
ты для меня не отворяешь,
Не говоришь мне:
«Вот оно,
Все то,
О чем ты так мечтаешь!»
И облаком волос своих
Меня окутать
Ты не хочешь.
В глазах,
Как солнце, золотых
Лучи не блещут мне
Средь ночи…
Жизнь стала бременем давно.
Полуоткрытое окно.

В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к прежней активной деятельности.

Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается» (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа.

(Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)

– Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом».

(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий, спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает «некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).

– Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

– Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это ипобеда: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, онначинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшемона неплохо пристроит сестру, да исама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».

В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда ибескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

Литература:

    1. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
    2. Тургенев И.С. Избранные сочинения - М.: Худож. лит., 1987. (Б-ка учителя)
    3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12 томах. Том 3. – М.: Правда, 1987.
    4. Библиотека всемирной литературы. Советская поэзия. Том 1. – М.: Худож. лит., 1977.

Sine ira et studio P.C. Tacitus
(Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

Работу от имени учащегося выполнила Васина Н.Ю. Прошел ли испытание любовью Евгений Базаров?


Гипотеза Если человек долго вращался в чужой для себя сфере, он всегда плюхнется в свою же стихию. Ибо даже летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.


Ход исследования Для того, чтобы узнать, прошел ли Базаров испытание любовью, мы: Изучили текст романа Изучили биографию И.С.Тургенев а Посмотрели фрагменты фильма Поиграли в портреты (любимая игра И.С.Тургенев а и его возлюбленной П.Виардо)? Обобщили и сделали выводы


Любовь–излюбленная тема писателей.“Любовь,любовь, гласит преданье, Союз души с душой родной”.Попытаемся выяснить, что мы знаем об этом самом загадочном и противоречивом чувстве и почему Базаров не прошел испытание любовью.


Базаров до встречи с ОдинцовойДо встречи с Одинцовой Базаров, - человек глубокого ума, ясных взглядов и сильной воли, - полагал, что любви не существует.«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».


Одинцова до встречи с БазаровымОтец Анны Сергеевны Одинцовой, «известный красавец, аферист и игрок» Сергей Николаевич Локтев, умер, когда ей было двадцать лет, а её сестре – двенадцать. Матери девочки лишились ещё раньше. Анна Сергеевна «уже примирилась с мыслью увязнуть в глуши», но «её случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести… влюбился и предложил руку», Они прожили вместе шесть лет, и, умирая, он оставил ей своё состояние. После смерти мужа Анна Сергеевна, несмотря на блестящее образование, полученное в Петербурге, вместе с сестрой поселилась в имении. Деревенский образ жизни полностью соответствовал её спокойному характеру. Спящее, холодное сердце (А. Одинцова)?


С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего Встреча Базарова и Одинцовой


В дуэли Базаров - Одинцова, терпит поражение нигилист-Базаров. Он был человеком чуждого ей мира. Она была напугана его любовью и не была готова пойти с ним, слишком они разные.Он побежден, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Любовь Базарова и Одинцовой


Испытание любовью становится для Базарова рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживаниичеловека, самосгорающегов своем чувстве и при этом становящегося еще блее сильным. Сколько страданий испытывает он при последнем свидании. Он по-прежнему ее любит, но милости не ждет.


« Любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и окрывает для него этот мир. Но Базаров погибает, но ужне обновленным. Бунтующее сердце Базарова примирилось стем, что вечно: С любовью и смертью.


Использовав методы:исследовательский;метод сравнительного анализа;конструктивный метод;мы пришли к выводу:


Вывод:История любви Базарова к Одинцовой играет важную роль в романе И.С. Тургенев а. Она позволяет показать характер главного героя в развитии: под влиянием сильного чувства меняются его взгляды на человеческую природу и вечные ценности.Бунтующее сердце нигилиста Базарова примирилось с тем, что вечно: Природой, Поэзией, Любовью.

Загрузка...